Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Физиологическое обоснование модели здоровьесберегающей среды для детей 4-6 лет в условиях детского образовательного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Двигательный опыт, приобретенный человеком в детстве, во многом определяет информационную емкость программ АРД, а, следовательно, и возможность его дальнейшего двигательного совершенствования (Ю.Г. Галочкин, 1991). Поэтому приобретенные ребенком двигательные навыки будут положены в основу более сложных двигательных действий в старшем возрасте и обеспечат оптимальную адаптацию к новым условиям… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Проблемы сохранения здоровья и формирования основ
  • ЗОЖ у детей дошкольного возраста (обзор литературы)
    • 1. 1. Анализ современных программ обучения детей в детском образовательном учреждении
    • 1. 2. Проблемы формирования мотивации к здоровому образу жизни у детей 5−7 лет
      • 1. 2. 1. Современные представления о мотивации
      • 1. 2. 2. Роль мотивации в формировании функциональных систем организма
      • 1. 2. 3. Формирование у дошкольников осознанной потребности к здоровому образу жизни
    • 1. 3. Физиологическая характеристика основных функциональных систем организма и биоуправление в работе с детьми дошкольного возраста
  • ГЛАВА II. Объект, методы и организация исследования
    • 2. 1. Объект исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
    • 2. 4. Методы статистического анализа данных

    ГЛАВА III. Модель здоровьесберегающей среды для детей 4−6 лет в условиях современного детского образовательного учреждения.58 3.1. Особенности организации здоровьесберегающей среды для детей 4−6 лет в условиях детского образовательного учреждения.

    ГЛАВА IV. Исследование влияния условий здоровьесберегающей среды на физическое развитие, физическую подготовленность и функциональное состояние организма дошкольников.

    4.1. Динамика основных показателей физического развития и физической подготовленности детей в процессе исследований.

    4.2. Динамика функционального состояния организма дошкольников.

    ГЛАВА V. Исследование влияния здоровьесберегающей среды на мотивацию к здоровому образу жизни и психическое развитие детей 4−6 лет.

    5.1. Влияние здоровьесберегающей среды на уровень мотивации к ЗОЖ у дошкольников.

    5.2. Динамика основных психических качеств дошкольников в процессе исследования.

Физиологическое обоснование модели здоровьесберегающей среды для детей 4-6 лет в условиях детского образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Согласно определению ВОЗ здоровье представляет собой состояние полного физического, психического и социального благополучия. В узко биологическом смысле здоровье можно рассматривать как универсальную способность организма к разносторонней адаптации в ответ на воздействия внешней среды и изменения состояния внутренней среды. Здоровье человека определяется гармоничностью его физического развития и функционального состояния, обеспечивающих устойчивость к действию неблагоприятных факторов. В этом плане на кафедре физиологии и химии ВГАФК в течение ряда лет развивается представление о том, что в процессе индивидуальной жизни человека происходит формирование специальной функциональной суперсистемы «Здоровье», полезным приспособительным результатом которой (П.К. Анохин, 1980) является комфортное состояние человека в различных условиях существования и его изменений (С.Н. Кучкин и соавт., 1998; 1999; 2000).

Фундаментом здоровья взрослого человека является здоровье ребенка, от состояния которого зависит выполнение им в последствии присущих ему социальных задач, и, в конечном итоге, благополучие всего общества. Необходимо внедрение здоровьесберегающих мероприятий и технологий в жизнь ребенка, поскольку сегодня именно такой подход представляется одним из наиболее реальных механизмов управления здоровьем подрастающего поколения (Н.И. Латышевская и соавт., 1999).

Дошкольный возраст, или период первого детства, характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность, подвижность и др.). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором является окружающая среда и воспитание ребенка. Именно этот период имеет решающее значение для становления личности ребенка, создания предпосылок для его гармоничного развития (Б.Г. Ананьев, 1994; Л. А. Венгер, 1994; Л. С. Выготский, 1997; А.П. Поварни-цын, 1998; R.M. Malina, 2001 и др.).

Анализ состояния здоровья детей за последние десятилетия не дает оснований для оптимизма. За этот период уровень заболеваемости дошкольников увеличился более чем в два раза (М.Н. Алиев, 1995; В. П. Вавилова и соавт., 1997; П. Бундзен и соавт., 1998; В. В. Артановский и соавт., 1999 и др.). По комплексу медицинских и психолого-педагогических критериев к учебе в школе не готовы до 20% детей шестилетнего возраста: у 40−50% таких детей выявляются функциональные отклонения, у 36% проявляется функциональная неполноценность кардиореспираторной системы.

В законе «О физической культуре и спорте» (2000 г.) обращено внимание на то, что осознанную потребность в физическом совершенствовании человека необходимо формировать с раннего возраста и закреплять в семье, школе, других учебных заведениях. Однако, изучение действующих в настоящее время программ обучения и воспитания в детских дошкольных образовательных учреждениях свидетельствует о неоднородности взглядов их составителей на проблему возрастных особенностей развития физических качеств, формирования основных движений ребенка и основ здорового образа жизни (ЗОЖ). Все это, в конечном итоге, привело к появлению целого ряда недостатков, существующих в физкультурно-оздоровительной практике в детских дошкольных образовательных учреждениях, что, на наш взгляд, является очень важным моментом в нежелании как детей, так и родителей выполнять рекомендации воспитателя (А.Г. Щедрина, 1989; Н. И. Шлык и соавт., 1990; В. И. Жолдак, 1998; О.С. Шней-дер, 1999 и др.).

В целом, высокий уровень заболеваемости детей уже в дошкольном возрасте диктует необходимость поиска организационных решений, направленных на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование мотивации к основам здорового образа жизни, создание предпосылок для их трансформации в потребность и норму жизни в старшем возрасте.

Вышесказанное определяет актуальность аргументации и физиологического обоснования модели здоровьесберегающей среды (МЗС) для детей в условиях детского образовательного учреждения (ДОУ).

Цель исследования: физиологическое обоснование модели здоровьесберегающей среды для детей 4−6 лет в условиях детского образовательного учреждения и разработка методических рекомендаций по ее организации.

Для достижения указанной цели решались следующие задачи:

1. Изучение и оценка условий и организации воспитания и обучения детей в условиях детского образовательного учреждения.

2. Разработка модели здоровьесберегающей среды и внедрение ее элементов в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ № 387 г. Волгограда).

3. Изучение динамики основных показателей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности дошкольников в условиях внедрения модели здоровьесберегающей среды.

4. Изучение мотивации к здоровому образу жизни и основных психических качеств у дошкольников в условиях внедрения модели здоровьесберегающей среды.

Научная новизна обусловлена тем, что впервые: — предложена экспериментально обоснованная модель здоровьесберегающей среды для детей 4−6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения с использованием методики биоуправления;

— показана возможность формирования мотивации (осознанной потребности) к занятиям оздоровительными упражнениями и закаливающими процедурами (т. е. формирование основ здорового образа жизни) на принципах биологической обратной связи (БОС) у детей дошкольного возраста;

— экспериментально обоснована взаимосвязь уровня мотивации к здоровому образу жизни и состоянием психофизиологического здоровья детей.

Практическая значимость заключается:

— в положительном эффекте использования элементов модели здоровьесберегающей среды в режиме дня и в процессе физического воспитания детей в условиях детского образовательного учреждениярезультаты исследования показали, что внедрение предлагаемой модели положительно влияет на физическое развитие, физическую подготовленность, функциональное состояние и уровень здоровья детей 4−6 лет;

— в доказательстве повышения уровня мотивации к занятиям оздоровительными упражнениями, входящими в разработанную модель здоровьесберегающей среды;

— в разработке способов применения различных комплексов оздоровительных физических упражнений и закаливающих процедур для развития у дошкольников различных физических качеств.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Традиционные методики оздоровления и физического воспитания, применяемые до настоящего времени в дошкольных образовательных учреждениях, недостаточно эффективны.

2. Внедрение элементов разработанной модели здоровьесберегающей среды в режим дня дошкольников при обучении основным навыкам здорового образа жизни, осуществляемое с применением метода биологической обратной связи, включало в себя обучение новым движениям, дыхательным упражнениям, приемам закаливания, релаксации и массажа биологически активных зон, что явилось эффективным для профилактики простудных заболеваний, продуктивным и гигиенически целесообразным.

3. Предложенная методика способствует повышению уровня физического развития и физической подготовленности дошкольников, формированию мотивации к здоровому образу жизни и повышению уровня психофизиологического здоровья детей.

Апробация работы.

Результаты исследований докладывались на.

— ежегодных итоговых научно-практических конференциях студентов и молодых ученых ВГАФК (г. Волгоград 1998, 1999, 2000, 2001);

— региональной научно-практической конференции в г. Геленджик (1999);

— юбилейной областной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения И. П. Павлова (г. Волгоград, 1999);

— II Международном научном конгрессе «Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия» (г. Волгоград, 2000);

— межвузовской научно-методической конференции «Научные и методические проблемы подготовки специалистов в области физического воспитания, спорта, адаптивной и оздоровительной физической культуры» (г. Волгоград, 2001).

Публикации: по теме диссертации опубликовано 12 работ.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 151 странице машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, описания методов и организации исследований, трех глав собственных исследований, заключения, выводов и библиографического указателя. Работа иллюстрирована 16 таблицами и 12 рисунками. Библиографический указатель включает 172 источника отечественной и 32 зарубежной литературы.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ современной литературы, изучение действующих в настоящее время программ обучения и воспитания в условиях детского образовательного учреждения, а также высокий уровень заболеваемости детей диктует необходимость поиска путей организации условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

2. Разработана и внедрена в режим дня детского образовательного учреждения модель здоровьесберегающей среды с использованием биоуправления с биологическими обратными связями, включающая в себя три группы воздействий на различные компоненты здоровья дошкольников:

• Оптимизация двигательной активности, психо-эмоционального состояния и питания детей.

• Обучение основным навыкам здорового образа жизни на принципах биоуправления, включая основные двигательные навыки, навыки правильного дыхания, навыки закаливания, основные гигиенические навыки, основы самомассажа, профилактика и коррекция нарушений ОДА, основы психической саморегуляции.

• Знакомство дошкольников с основами строения организма человекаизучение и коррекция мотивации к ЗОЖповышение ва-леологической грамотности родителей.

3. Анализ полученных данных позволяет отметить повышение уровня физического развития и физической подготовленности детей 4−6 лет. Внедрение здоровьесберегающей среды с использованием методики биоуправления с обратными связями позволило оптимизировать управление развитием двигательных качеств дошкольников, что проявилось в результатах тестовых упражнений по каждому из физических качеств.

4. Организация здоровьесберегающей среды в условиях ДОУ позволила значительно улучшить функциональное состояние детей. Показана устойчивая тенденция к повышению ЖЕЛ (в основной группе прирост показателей составил по отношению к контрольной группе у мальчиков +130,9 (Р< 0,001) и у девочек — +149,6 мл (Р< 0,001)), ФЖЕЛ (в основной группе у мальчиков на 46,7% и у девочек на 54,8% (при Р< 0,05), в контрольной — на 33,3 и 35,8% соответственно), данных оценки гипоксической устойчивости (пробы Штанге и Генчи), лабильности нервной системы (проба ЧДК), физической работоспособности (в основной группе мальчиков — на 132,7 кгм/мин (Р< 0,001), в контрольной группе — на 67,5 кгм/мин (Р< 0,001), у девочек, соответственно, на 68,0 кгм/мин (при Р< 0,01) 41,7 кгм/мин.

5. Возрастной период 5−6 лет является наиболее благоприятным для формирования основ ЗОЖ в условиях ЗСС с использованием методики биоуправления с биологическими обратными связями. Внедрение ЗСС в режим дня дошкольников необходимо проводить с 4-летнего возраста, так как необходим подготовительный период.

6. Под влиянием условий здоровьесберегающей среды значительно повысился уровень мотивации детей к здоровому образу жизни (у 76% мальчиков и 72% девочек основной группы преобладали мотивы в сфере физической культурыв контрольной группе — 58% и 59% соответственно). Ведущее место в мотивационно-потребностной сфере детей основной группы заняли учебный мотив и мотив здоровья, силы. Уровень мотивации достижения в таком виде деятельности, как физкультурные занятия, значительно возрос под влиянием ЗСС (частота проявления нулевого уровня сократилась с 41,7 до 8,4% - у мальчиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ литературы и проведенные исследования позволяют утверждать, что экспериментальная модель здоровьесберегающей среды в условиях детского общеобразовательного учреждения с применением методики БОС может использоваться для осознанного формирования навыков здорового образа жизни и потребности в нем у дошкольников, создания и коррекции мотивации достижения и потребности в занятиях физической культурой, повышения уровня физического развития и физической подготовленности, функционального состояния и уровня здоровья в целом.

Исследования показали, что традиционные методики оздоровления и физического воспитания, применяемые до настоящего времени в ДОУ, недостаточно эффективны, организация же здоровьесберегающей среды в условиях ДОУ дает положительные результаты, причем внедрение ее элементов в режим дня дошкольников необходимо проводить с 4−5-летнего возраста.

Для достижения существенных изменений в состоянии здоровья детей занятия в условиях внедрения здоровьесберегающей среды необходимо проводить в течение 3 лет, так как первый год, когда возраст детей составляет 4 года, является подготовительным. Результаты исследования показали, что на этом этапе дети осваивали новые движения, совершенствовались в их выполнении, обучались основам закаливания, дыхательных упражнений, самомассажа и т. д., приобретали гигиенические навыки, знания об основах строения организма человека. Поэтому результаты тестирования уровня физического развития, физической подготовленности и функционального состояния на этом этапе исследования не были достоверны. Лишь к последнему году исследований, когда дети достигли 6-летнего возраста, были получены достоверные результаты практически по всем тестируемым показателям. Это позволяет предположить, что возрастной период от 5 до 6 лет является наиболее благоприятным для формирования основ ЗОЖ в условиях здоровьесберегающей среды.

Формирование навыков ЗОЖ осуществлялось путем обучения детей различным дыхательным упражнениям (звуковая и зрительная ОС), проведения контролируемых процедур босохождения с последующей самооценкой ощущений, привития навыков релаксации (гетерои аутотренинг), обучения приемам самомассажа БАТ с целью профилактики простудных заболеваний. Регулярное использование в режиме дня основной группы закаливающих процедур и обучение детей основам массажа, гетеротренинга и правильному дыханию позволило значительно снизить процент простудных заболеваний.

Проведенные исследования показали, что использование каналов БОС при обучении навыкам здорового образа жизни способствовало положительным изменениям в физическом развитии, функциональном состоянии и повышению уровня мотивации к занятиям физической культурой. Показана устойчивая тенденция к повышению ЖЕЛ, ФЖЕЛ, данных оценки гипоксической устойчивости (пробы Штанге и Генчи), лабильности нервной системы (проба ЧДК). Эффективность предлагаемой модели подтверждается и достоверным улучшением результатов в тесте PWC170.

Двигательный опыт, приобретенный человеком в детстве, во многом определяет информационную емкость программ АРД, а, следовательно, и возможность его дальнейшего двигательного совершенствования (Ю.Г. Галочкин, 1991). Поэтому приобретенные ребенком двигательные навыки будут положены в основу более сложных двигательных действий в старшем возрасте и обеспечат оптимальную адаптацию к новым условиям среды. Использование методики биоуправления с обратными связями позволило оптимизировать управление развитием двигательных качеств дошкольников, что проявилось в результатах тестовых упражнений по каждому из физических качеств. Данные тестирования скоростных, скоростно-силовых, упражнений на выносливость и силовую выносливость показали, что к шестому году жизни дети, занимавшиеся в условиях внедрения здоровьесберегающей среды, выполняют упражнения значительно лучше своих сверстников, занимавшихся по стандартной программе.

В основной группе мальчиков результат прыжка в длину с места увеличился по сравнению с контрольной на 15%, в группе девочек — на 11,4%. На наш взгляд, это объясняется использованием в работе с детьми основной группы методики биоуправления с БОС.

Благодаря мероприятиям, проводимым в условиях внедрения ЗСС, у детей основной группы значительно возрос интерес к занятиям физической культурой. Это выразилось в повышении проявления мотивов, лежащих в сфере физической культуры. Причем, если сначала основными мотивами предпочтения занятий физической культурой являлись игровой мотив и мотив получения похвалы воспитателя, то по окончании исследовании ведущее место в мотиваци-онно-потребностной сфере детей основной группы заняли учебный мотив («Хочу научиться прыгать» и т. п.) и мотив здоровья, силы, красоты («Хочу быть здоровым, сильным, красивым). Кроме того, повысилась частота проявлений мотивации достижений: частота проявления нулевого уровня значительно сократилась (с 41,7 до 8,4% - у мальчиков и с 28,6 до 14,3% - у девочек), а высокого и среднего уровней, напротив, — возросла (с 15,0 до 66,6% - у мальчиков, с 35,7 до 64,3% - у девочек).

Уровень развития основных психических качеств: восприятия, внимания и памяти, позволяющих судить об уровне психического развития ребенка в целом, у детей основной группы, значительно возрос по сравнению с их сверстниками из контрольной группы. Наиболее значимые изменения произошли в развитии произвольного внимания и восприятия, несколько хуже — памяти. Вероятно, это можно объяснить следующим. На развитие произвольного внимания и восприятия при обучении новым движениям детям давалось множество заданий: собрать разрезные картинки, выполнить то или иное действие на модели куклы, заполнить карточку, закрасив ее в зависимости от своих достижений в тот или иной цвет и нарисовать заданную фигуру, запомнить и пересказать текст (тематика — «Здоровый образ жизни», «Как устроен наш организм» и т. д.), причем не только автоматически повторить ее, но и высказать свое мнение по излагаемому материалу. Тест на определение развития памяти предполагает запоминание набора слов, т. е. опора на зрительный образ отсутствует. Однако, расширение объема памяти у детей к 6 годам, нарастание точности и прочности запоминания, а также возникновение умения запоминать смысловое содержание, использовать сохранившиеся впечатления развиваются в этом возрасте под влиянием широкого спектра видов деятельности, в которые вовлечен ребенок, и связаны с опорой на образное мышление. Мы же делали акцент на развитие у детей двигательной памяти. Вероятнее всего, именно этим и можно объяснить несколько худшие, по сравнению с другими тестами, результаты.

Психологическое тестирование подтвердило предположение о том, что проведение мероприятий в рамках организации здоровьесберегающей среды с использованием методологии биоуправления на обратных связях, основанной не на автоматическом заучивании, а на понимании изучаемого материала, способствовало развитию таких психических процессов, как: память, восприятие и внимание, необходимых ребенку для подготовки к учебной деятельности в школе.

Таким образом, все вышеизложенное подтверждает эффективность организации здоровьесберегающей среды в условиях детского образовательного учреждения, условия которой позволяют не только сохранить здоровье ребенка, но и сформировать основы навыков к ЗОЖ, повысить уровень физического развития, физической подготовленности, а также уровень мотивации к занятиям физической культурой, оптимизировать функциональное состояние дошкольника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. А., Гневушев В. В., Катков А. Ю. Адаптация к гипоксии и биоэкономика.- М.: Издательство Университета дружбы народов, 1987.185 с.
  2. Е.К. и др. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью: Учеб. пособие. Краснодар, 1991.-С. 5−7.
  3. В.И. Методика оценки функционального состояния ЦНС младших школьников по коэффициенту моторной частоты руки //Гигиена и санитария. 1987. — № 6. — С. 80−81.
  4. В. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993. — 86 с.
  5. М.Н. Педагогические основы физического воспитания ослабленных детей в санаторном детском саду: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995. — 46 с.
  6. .Г. Генетические и структурные взаимосвязи развития личности //Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов /Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия. — 1994. — С. 77−84.
  7. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. — 548 с.
  8. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.-447 с.
  9. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем //Избр. труды. М., 1978. — 143 с.
  10. Ю.Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1980. — 196 с.
  11. Г. JI. Физическое развитие детей и подростков. Киев: Здоровье, 1985.- 154с.
  12. Г. Л. Индивидуальное здоровье, как предмет исследования //Валеология. 1997. — № 4. — С. 44−46.
  13. Н.Артамонов В. Н., Мотылянская Р. Е. Медико-биологические основы здорового образа жизни. М., 1992. — 52 с.
  14. И. А. Ваш малыш может не болеть.- М.: Сов. спорт, 1990. 30 с.
  15. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М., ФиС, 1978. — 223 с.
  16. В. К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт., 1988. — 88 с.
  17. В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 27.
  18. А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991. -256 с.
  19. К.И. Преемственность методики закаливания детей 3−4 лет в семье и дошкольном учреждении: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Белорусский ГИФК. — Минск, 1992. — 23 с.
  20. Г. Ф., Сурганова С. Ф., Нурбаева М. Н., Полевой Д. А. Закаливание в формировании здорового образа жизни дошкольников // Проблемы оздоровления населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях: Тез. докл. С. 34.
  21. Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М. Просвещение, 1981. — 96 с.
  22. Ю.С., Ситдиков Ф. Г., Исхакова А. Т. Особенности сердечной деятельности детей 5−7 лет при нагрузках различной мощности // Физиология человека. 2000. — № 3. — С. 108−112.
  23. Н.Н., Алексанян З. А. Адаптивное управление вегетативными процессами //Физиологический журн. СССР им. И. М. Сеченова. 1982. -Т. 68.-№ 7.-С. 948−953.
  24. Н.Н., Сидоров Ю. А., Киселев И. М. Биоуправление с обратной связью системным артериальным давлением //Физиологический журн. СССР им. И. М. Сеченова. 1990. — Т. 76. — №> 12. — С. 1701−1707.
  25. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 144 с.
  26. Л.А. и др. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994. — 192 с.
  27. Л.А. Психолог в детском саду. М.: ИНТОР, 1995. — 64 с.
  28. Л.А. Психологическая готовность детей к обучению в школе //Развитие мышления и умственное восприятие дошкольников /Под ред. Н. Н. Позднякова, Н. Ф. Говоровой. М.: Педагогика, 1985. — С. 165−190.
  29. JI., Дьяченко О., Тарасова К. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей //Дошкольное воспитание. 1992.- № 9−10. С. 28.
  30. П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М.: Советский спорт, 1996. — 592 с.
  31. Л.Г. Высшая нервная деятельность человека и животных: Избр. тр. М.: Наука, 1990. — 256 с.
  32. Всемирная организация здравоохранения (Женева). Основные документы / ВОЗ. 39-е изд. — М.: Медицина, 1993. — 208 с.
  33. О.В., Кокорина Е. П. Социально-гигиеническая оценка состояния детей в современных условиях // Мед.-пед. аспекты здоровья дет. населения г. Вологды / Волог. гос. пед. ун-т. Вологда, 1995. — С. 52−60.
  34. Л. С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 1997. — 224 с.
  35. Ю.Г. Физиологические основы организации двигательных действий человека: Учебное пособие. Волгоград, 1991. — 60 с.
  36. М.Р. Точечный массаж. -М.: медицина, 1995. 182 с. 43 .Герасимова Т. Н. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств. М, 1991. — 132 с.
  37. М.Ю. Обоснование комплексной методики физкультурно-оздоровительных занятий с детьми дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Малаховка, 1999. — 27 с.
  38. Ю.Г. Физкультурная образованность родителей и здоровье детей дошкольного возраста // Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных спортсменов: Тез. науч.-метод. конф. (Ереван, 25−26 февраля 1998 г.). Ереван, 1998. — С. 62.
  39. JI. П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987 — 286 с.
  40. А.А., Маринова Т. Ю., Мясников Ю. С. Методы определения и пути повышения общей физической работоспособности детей школьного возраста.- М.: МГПИ, 1984.- 16 с.
  41. С.И., Дегтярева Е. И. О физическом воспитании дошкольников в зарубежных странах //Воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 3. -С. 43−49.
  42. В.Ю. Влияние физических упражнений различной направленности на организм у детей дошкольного возраста //Физическое воспитание дошкольников: Сб. научн. тр. /Под ред. В. Ю. Давыдова. Волгоград, 1993. -С. 13−27.
  43. В.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3−6-летнего возраста разных типов конституции //Теория и практика физической культуры. 1995. — № 11. — С. 39.
  44. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.- Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб: Акцидент, 1995. — 112 с.
  45. Т. Работаем по программе «Радуга» // Дошкольное воспитание.1998.-№ 1.-С. 34−37.
  46. Т., Якобсон С. Программа «Радуга» //Дошкольное воспитание. -1990.-№Ю.-С. 60.
  47. Р.Н., Петрухин В. Г., Королева А. Э. и др. Подходы к оздоровлению подрастающего поколения // Спорт, биология и медицина в повышении качества жизни: XXI век: Сб. научных трудов. М.: Советский спорт, 1999.-С. 72−77.
  48. Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: ACT, 1996. — 336 с.
  49. О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1984. 128 с.
  50. А.Д. Общая физическая работоспособность как показатель адаптационных способностей организма школьников младших классов к физической нагрузке различного характера // Охрана здоровья детей и подростков. Киев, 1985. — Вып. 15. — С.50 -55.
  51. Л.С. Профилактика здоровья детей и подростков методом комплексного психофизического воздействия // 1 Междунар. симп. «Фундам. науки и альтернатив, мед.», Пущино, 22−25 сент., 1997: Тез. докл. Пущи-но, 1997.-С. 173−174.
  52. А. Н., Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1975. — 270 с.
  53. Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую й прикладную валеологию. М.: Гума-нит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
  54. Э.М., Недопасова Н. П., Пономарева B.C. и др. Роль комплексной психологической и физиологической оценки механизмов адаптации в формировании валеологических подходов в системе образования //Валеология. 1998. — № 4. — С. 14−20.
  55. Л., Борисова Л. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников. // Дошкольное воспитание. 1996. — № 10. — С. 27−30.
  56. С.Ю., Лупандин В. И. Динамика развития времени реакции на зрительные стимулы в онтогенезе ребенка // Ж. высш. нерв, деят-ти. -2001.-С. 103−105.
  57. Р. Немедицинская обратная связь: В сб.: Биоуправление-3: теория и практика, Новосибирск, 1998. С. 25−28.
  58. А.З. О регуляторе вентиляции и роли гипоксического и гипер-капнического «приводов» в его «самообучении» в онтогенезе //Функции организма в измененной газовой сфере.- Л., 1971.- С.53−56.
  59. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года // Экол. право. 2000. — № 2. — С. 40−43.
  60. Н.И. Здоровье детей и подростков новые подходы к оздоровлению при экологически зависимых патологических состояниях // 1 Между-нар. симп. «Фундам. науки и альтернатив, мед.», Пущино, 22−25 сент., 1997: Тез. докл. — Пущино, 1997. — С. 175.
  61. . И. Пластичность нервной системы. М., 1986. 138 с. 81 .Красногорский Н. И. Высшая нервная деятельность ребенка. М, 1958. -239 с.
  62. Т.К., Ярош Я. М. Влияние дозированных физических нагрузок на бронхиальную проводимость при неспецифических заболеваниях органовдыхания I I 7 Нац. конгресс по болезням органов дыхания (Москва, 2−5 июля 1997 г.): Сб. рез. М., 1997. — С. 75.
  63. С.Н. Дыхательные упражнения в спорте: Учеб. пособие. Волгоград: ВГАФК, 1991.-48 с.
  64. С.Н. Резервы дыхательной системы и аэробная производительность организма: Дисс.. док. мед. наук: В 2 т. Казань, 1986. — 454 с.
  65. С.Н. Резервы дыхательной системы (обзор и состояние проблемы) // Резервы дыхательной системы. Волгоград, 1999. — С. 7−51.
  66. С.Н. Факторы, определяющие эффективность произвольного снижения вентиляции при мышечной работе с использованием инструментальной обратной связи. Физиология человека. — 1984. — Т. 10. — № 4. — С. 623−630.
  67. С.Н. Биоуправление в медицине и физической культуре. Волгоград: ВГАФК, 1998. — 155 с.
  68. С.Н., Седых Н. В. Особенности формирования функциональной системы «Здоровье» на принципах биоуправления в дошкольном возрасте //В сб.: Физическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы. Челябинск, 1999. — С. 104−107.
  69. С.Н., Седых Н. В., Балуева В. А., Горожанкина ЛИ. Учебно-физкультурная деятельность дошкольников в рамках программы «Здоровый ребенок»: методические рекомендации. Волгоград: ВГАФК, 2000. -69 с.
  70. С.Н., Седых Н. В., Морозова О. В. Формирование дыхательной системы на принципах биоуправления у детей дошкольного возраста // Резервы дыхательной системы. Межрегион, тематич. сборник науч. работ. -Волгоград: ВГАФК, 1999. — С.87.
  71. Е.И. Общественное дошкольное воспитание в Великобритании на современном этапе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1991. -24 с.
  72. А.Н. Мотивы, эмоции и личность /В кн.: Психология личности. Тексты. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 71−79.
  73. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. — 286 с.
  74. П.Ф. Значение физического образования в семье и школе (ответ П.Ф. Каптереву): Избранные труды (Сост. И. Н. Решетень. М.: Физкультура и спорт, 1987. — С. 300−314.
  75. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
  76. Е.А., Ермолаева О. Ю., Сергиенко В. П. Тренируем дыхание. -М.: Знание, 1987.-96 с.
  77. Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. — 62 с.
  78. А. А. Воспитателю о развитии ребенка. М.: Просвещение, 1972.-256 с.
  79. А.А. Активность и направленность дошкольника //Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов /Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С. 195−208.
  80. В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320 с.
  81. М.В., Саблина Т. А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте //Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. -Влогоград: ВГПИ, 1992. с. 62−73.
  82. М.В., Саблина Т. А. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников: Методические рекомендации. Волгоград: Перемена, 1994. — 30 с.
  83. О.В. Методика обучения детей 4−6 лет основным навыкам здорового образа жизни на основе биологической обратной связи: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. — 25 с.
  84. О., Тихеева Е. И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. 1993. — № 5. — С. 54−56.
  85. И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Киев, 1989.- 136 с.
  86. B.C. Психология дошкольника: Учебное пособие для вузов / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1975. — 239 с.
  87. Р.С. Психология. Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
  88. Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение. М: Владос, 1994. — 575 с.
  89. Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение. М: Владос, 1994. — 496 с.
  90. В.А., Воротилкина И. М., Могилев В. Е. Мотивационно-эмоциональный аспект двигательной активности детей дошкольного возраста: Учебное пособие. Хабаровск: Изд-во Дальневосточной ГАФК, 1998. 70 с.
  91. .А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста (с учетом данных генетики и психобиологии развития) //Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. — С.5.
  92. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / Под ред. К. В Судакова. М.: Медицинское информационное агентство, 1999.-718 с.
  93. Н.И., Петрухин А. С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -367 с.
  94. Ю.М. Воспитание потребности в достижениях //Дошкольное воспитание. 1976. — № 8. — С. 66−73.
  95. Осадчук O. J1. Методика психо-мышечной тренировки в физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск: СибГАФК, 1999. — 19 с.
  96. Э.М. Валеологические основы воспитания и культуры личности // 2 Державин, чтения «Геогр. Биол Валеол. Химия», Тамбов, янв., 1997: Матер, науч. конф. преп. и аспирантов Тамб. гос. ун-та. Тамбов, 1996.-С. 41−42.
  97. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшей группы //Дошкольное воспитание. 1994. — № 9. — С. 31−42.
  98. Основы физиологии человека. /Под ред. акад. РАМН Б. И. Ткаченко. В 2-х томах. — Т. 1. — СПб., 1994. — С. 158.
  99. Е.И., Михеев В. Ф., Ивонин А. А. Корково-подкорковые взаимодействия в процессах эмоциональной саморегуляции под контролем биологической обратной связи //Физиологический журн. СССР им. И. М. Сеченова. 1994.-Т. 80.-№ 1.-С. 136−139.
  100. Программа «Одаренный ребенок» (Основные положения). М.: Новая школа, 1995. — 64 с.
  101. Программа «Развитие» (Основные положения). М.: Новая школа, 1994.-64 с.
  102. Радуга. Программа и руководство для воспитателей детского сада /Сост. Т. Н. Дронова. М.: Просвещение, 1993. — 224 с.
  103. Е.Е. Комплексное использование средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического воспитания детей 5−6 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 1999. — 13 с.
  104. Н.В. Использование методов биоуправления в процессе формирования у дошкольников навыков ЗОЖ // Спироэргометрия (Спорт, здоровье, медицина): Матер, рабочего совещания. Астрахань, 1992. — С. 47−49.
  105. Н.В., Балуева В. А. Как устроен человек? (методические рекомендации для организации учебно-физкультурных занятий дошкольников по программе «Здоровый ребенок»). Волгоград: ВГАФК, 2000. — 28 с.
  106. П.В. Мотивированный мозг. М., 1987. — 157 с.
  107. В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
  108. Н. Об использовании дыхательных упражнений и точечного массажа в работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. 1995. — № 4. — С. 28−33.
  109. Р.Б. Современные проблемы программно-методического обеспечения дошкольного образования в России. /В кн.: Дошкольное образование в России. М., 1999. — С. 4−5.
  110. К.В. Общая теория функциональных систем. М.: Медицина, 1984. — 224 с.
  111. К.В. Системная организация целостного поведенческого акта // Физиология поведения. Л., 1987.
  112. А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. М.: Знание, 1976. — 62 с.
  113. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. 270 с.
  114. О.Л. Системная организация валеологического образования школьников. // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 8. — С. 2−11.
  115. О.Л., Павлова И. В., Шнайдер В. Х. Семья и здоровый образ жизни // Физкультурное образование Сибири. Орел, 1998. -№ 8. — С. 5761.
  116. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. -М., 1995.- 289 с.
  117. В.И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы: Автореф. дисс.. док. пед. наук. Омск, 2000. — 87 с.
  118. B.C. О методах изучения движений, обеспечивающих срочную информацию об измеряемых параметрах //Матер, конф. По методам физиологич. исследований человека.- М., 1962.- С. 189.
  119. B.C. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура испорти 975. — 178 с.
  120. О.В., Седых Н. В. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Тезисы докладов обл. науч.-прак. конф. Волгоград: ВГАФК, 1996. — С.76−77.
  121. X. Мотивация и деятельность. В 2 т. М.: Педагогика, 1986.
  122. И.Г. Использование восточной оздоровительной гимнастики в системе физического воспитания детей дошкольного возраста //Подготовка спортивного резерва. Волгоград, 1998. — С. 223−226.
  123. М.А. Наглядность в обучении основным движениям //Дошк. воспит.- 1979.- № 5.- С.6−12.
  124. Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дис. док. пед. наук. Краснодар: КубанГАФК, 1998. — 50 с.
  125. Ю.К., Баландин В. А., Курдюков Б. Ф., Яцык В. З., Банникова Т. А. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста. // Теория и пратика физической культуры. 1999. — № 3. — С. 54.
  126. И.Г., Лисицына К. А. Коррекция психологического состояния человека посредством биологической обратной связи //Медицинская техника. -1991.-№ 2. С. 14−17.
  127. И.В., Чоговадзе А. В., Коваленко Т. Т., Смелковская ЕЛ. Теоретико-системный подход к оценке уровня состояния здоровья. Модель здоровья // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 1. — С. 2−4.
  128. Н.И., Гуштурова И. В., Зеленин B.C. Зависимость физического развития функциональной и двигательной готовности у детей 3−5 лет от качества физического воспитания. // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 11.-С. 33−35.
  129. О.С. Формирование здорового образа жизни детей 4−5 лет в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. — 23 с.
  130. М.Б. Заметки о биоуправлении (сегодня и немного о завтра): В сб.: Биоуправление-3: теория и практика, Новосибирск, 1998. С. 5−13.
  131. А.Г. Здоровье и массовая физическая культура. Методологические аспекты // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 4. -С. 5−7.
  132. Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теория и практика физической культуры. -1993.- № 1. с. 46−48.
  133. Adan J. The children in our lives: knowing and teaching them. State University of New York Press, 1991. 313 p.
  134. Ariel Gideon B. Biofeedback and sport Sci. New York- London, 1985. — P. 107−145.
  135. Bouchard C., Shephard R., Stephens Т., McPherson В.: Physical Activity, Fitness and Health. Human Kinetics, Champaign, Illinois, 1994. 235 p.
  136. Campboll S.B. Behavior problems in preschool children: clinical and developmental issues. New York: Guilford Press, 1990. 284 p.
  137. Chen W. Retenzion EMG biofeedback relaxation training //Percept, and Vot. Skills. 1983, 56. -№ 2. — P. 671−674.
  138. Cohen Harold L. Health in housing // World Health. 1996. — № 1. — P. 3839.
  139. Conen D. The development of play. London- New York: Routletge, 1993. -185 p.
  140. Crum B.J. Conventional Thought and Practice in PE: Problems of Teaching and Implications for Change // QUEST, 1993,45. P. 339−356
  141. DiPietro J.A. Baby and the brain: Advances in child development // Annu. Rev. Public Health. Vol. 21. Palo Alto, 2000. — P. 45−471.
  142. Droste Jos H.J., Wieringa Marjan H., Weyler Joost J., Nelen Vera J., Van Bever Hugo P. Lung function measures and their relationship to respiratory symptoms in 7- and 8-year-old children // Pediat. Pulmonol. 1999. — № 4. — P. 260−266.
  143. Doroszewski J. An analysis of the meaning of some concepts related to health // Int. J. Occup. Med. and Environ Health. 1997. — № 2. — P. 141−146.
  144. Jap J. Acupunct. and Moxibust. // Ido no Nippon- 1997. № 5. — P. 229.
  145. Joing D.E. Augmentted kinematic feedback for motor learning //J. Mot. Be-hav. 1992. -№ 3. — P. 261−273.
  146. Goldrield C.S., Kalakanis L.E., Ernst M.M., Epstein L.H. Open-loop reed-back to increase physical activity in obese children // Int. J. Obesity. 2000. -№ 7.-P. 888−892.
  147. Goobs Ph. H. The World Crisis in Education the View from the Eighties. -N.Y., 1985.-P. 214.
  148. Hardman E., Gruzelier J., Cheeseman K., Jones C., Liddiard D., Schlliechert H., Birbaumer N. Frontal interhemispheric asymmetry: self regulation and individual differences in humans //Neuroscience Letters. 1995. — V. 221 (2−3). — P. 117−120.
  149. Kirjonen J. Personal values and motivation // Book of abstracts World congress on sport for all. Tampere. Finland. 4−7 June.- 1990.- P. 69.
  150. Lee L.H., & Olness, K.N. Effects of self-induced mental imagery on autonomic reactivity in children. Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics, 1996. 17(5). — P. 323−327.
  151. Leila O., Toivo J. Assessment of motor ability of 4- and 5-year-old children // Amer. J. Hum. Biol. 1997. — № 5. — P. 659−664.
  152. Leonard W.R.Assessing the influence of physical activity on health and fitness // Amer. J. Hum. Biol. 2001. — № 2. — P. 159−161.
  153. Malina R.M. Physical activity and fitness: Pathways from childhood to adulthood // Amer. J. Hum. Biol. 2001. — № 2. — P. 162−172.
  154. Mitter W. Schule zwissen Reform und Krise. Koln.: Wien, 1987. — 200 s.
  155. Morgan W.P. Physical activity and mental health //In The Academy Papers. Champaign, H.K.P., 1994.-P. 132−145.
  156. А. Рабата на детската градина съе семейството за оптимизаране двигательната дейности и физического развитие на децота //Вьпросы на физическата культура. 1988. — № 3. — С. 53−57.
  157. Sallis J.F., McKenzie T.L. Physical Education^ Roie in Public Health// Research Quarterly for Exercise and Sport, 1991, 62(2) — p. 124−137.
  158. Schwartz M.S. Biofeedback: A Practitioners Guide. New York: Guiliford Press, 1995.-326 p.
  159. Smith P.K. Understanding children’s development.- Oxford, 1991, 488 p.
  160. Steffens N.C., Bergler R. Erziehung zu selbstverantwortlichem Gesundheitsverhalten: Vortr. 14. Dusseldorfer Hygientage, Dusseldorf, 24−25 Apr., 1996 // Zentralbl.Hyg. und Umweltmed. 1996. — № 2−4. — p. 288−319.
  161. Sterman M.B. Physiological origins and functional correlates of EEG rhythmic activities: Implications for self-regulation //Biofeedback and Self-Regulation. 1996. — V. 21 (1). — P.3−33.
  162. Suk Shim Moon. Chungang uihak // Korean Cent. J. Med. 1994. — № 12. -p. 963−975.
  163. Wilson K., Jerrett M., Eyles J. Testing relationships among determinants of health, health policy, and self-assessed health status in Quebec // Int. J. Health Serv. 2001. — № l.-p. 67−89.
  164. Wolf Steven L. Biofeedback application in rehabilitation medicine: implication for performance in sports //Biofeedback and Sport Sci. New York- London, 1985, p. 159−180.1. АКТвнедрения экспериментальной программы
  165. ФИО авторов Наименование предложения Эффективность предложения
  166. УТВЕРЖДАЮ" щая ДОУ № 387 .И. Горожанкина1. АКТвнедрения экспериментальной программы
  167. ФИО авторов Наименование предложения Эффективность предложения
  168. Учебно-физкультурная деятельность дошкольников в рамках программы «Здоровый ребенок»: методические рекомендации.
  169. Как устроен человек? (методические рекомендации для организации учебно-физкультурных занятий дошкольников по программе «Здоровый ребенок»).
  170. УТВЕРЖДАЮ" Проректор np^Yt* ВГАФК, профессор А.И. Шамардин1. А К Твнедрения результатов научно-исследовательской работы аспиранта Балуевой В. А. на кафедре физиологии и химии ВГАФК
  171. Ф.И.О. авторов внедрения Наименование предложения Эффект внедрения
  172. Проректор по НИР ВГАФК, к.ф.н., доцент1. Зав. кафедрой ф ВГАФ1. Я, 1. Ю.Н. Москвичев
  173. Разработчик: аспирзда-ВГАФК, 1. В.А. Балуева
Заполнить форму текущей работой