Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии как институт международной уголовной юстиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе Джонса и Пауэлса «Международная судебная практика по уголовным делам» (International Criminal Practice) дается комментарий к уставам и правилам процедуры и доказывания МТБЮ, Международного трибунала по Руанде и Специального суда по Сьерра-Леоне и комментарий их судебной практики, причем используется главным образом судебная практика МТБЮ и Трибунала по Руанде. Практический комментарий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. КОМПЕТЕНЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ТРИБУНАЛА ПО БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ
    • 1. Общие положения
    • 2. Серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 года
    • 3. Нарушения законов или обычаев войны
    • 4. Геноцид
    • 5. Преступления против человечности
  • ГЛАВА II. ИСТОЧНИКИ ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ТРИБУНАЛА ПО БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ
    • 1. Международное гуманитарное право — основной источник права Международного уголовного трибунала по бывшей
  • Югославии
    • 2. Основные источники права Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии
    • 3. Вспомогательные источники права Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии
    • 4. Вспомогательные средства, используемые Международным уголовным трибуналом по бывшей Югославии для определения существования обычая и при судебном толковании
  • ГЛАВА III. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ТРИБУНАЛА ПО БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ
    • 1. Общие замечания
    • 2. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии и принципы невмешательства во внутренние дела и уважения прав, присущих суверенитету
    • 3. Сотрудничество Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии с государствами и международными организациями
    • 4. Принцип уважения прав человека в правоприменительной деятельности Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии

Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии как институт международной уголовной юстиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

История знает различные способы создания международных судов и трибуналов. Известно, что Международный уголовный суд учрежден на основе Римского Статута 1998 г., Международный Военный Трибунал для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси — на базе соглашения между правительствами четырех великих держав-победительниц, Международный Суд, являющийся главным судебным органом Организации Объединенных Наций, учрежден Уставом ООН, составной частью которого является Статут Международного Суда, Международный Административный трибунал ООН создан на основе его Статута, утвержденного резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии1 учрежден резолюцией Совета Безопасности ООН № 827 от 25 мая 1993 г. на основании главы VII Устава ООН. Этот Трибунал является ad hoc судебным органом, так как он создан «с единственной целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии в период с 1 января 1991 г."2. В преамбуле резолюции упоминаются и иные цели, которые Совет Безопасности стремился достичь, с помощью создаваемого им международного судебного органа, а именно: 1) способствовать восстановлению и поддержанию мира и 2) способствовать обеспечению.

1 В дальнейшем упоминается также как Международный трибунал по бывшей Югославии, Трибунал по бывшей Югославии и МТБЮ.

2 Эта цель была впервые указана в Резолюции Совета Безопасности № 808 от 22 февраля 1993 г. 6 прекращения и эффективного исправления нарушений международного гуманитарного права.

Юрисдикция Трибунала распространяется на серьезные нарушения норм международного гуманитарного права и охватывает четыре категории преступлений: (1) серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., (11) нарушения законов или обычаев войны, (ш) геноцид и (IV) преступления против человечности.

Трибунал начал функционировать 17 ноября 1993 г., когда во Дворце Мира в Гааге одиннадцать Судей были приведены к присяге. В настоящее время он находится на завершающем этапе своей деятельности.

МТБЮ нельзя назвать исключительно судебным органом. Он осуществляет и такие виды деятельности, которые на государственном уровне обычно входят в компетенцию самостоятельных правоохранительных органов, таких как полиция, прокуратура и органы юстиции. Судьи трибунала, наряду с судейской, выполняют и несвойственную их профессии законодательную функцию. Они принимают, дополняют и изменяют «Правила процедуры и доказывания», которые, по существу, играют роль уголовно-процессуального кодекса Трибунала, а также «Правила содержания под стражей», «Инструкцию о назначении адвокатов защиты» и «Инструкцию по практике», касающуюся объема меморандумов, представляемых суду сторонами процесса.

Несомненно, что для успешного выполнения стоящих перед ним задач, любой заслуживающий доверия международный судебный орган прежде всего должен быть легитимным и независимым, т. е. не подверженным политическим влияниям со стороны отдельных государств или группы государств, какими бы могущественными они ни были. Как раз с легитимностью и независимостью МТБЮ, а также с самостоятельностью и беспристрастностью его Судей и Прокурора и беспристрастностью основного персонала Канцелярии Прокурора и связаны его главные проблемы. 7.

Правоприменительная деятельность МТБЮ невольно заставляет задуматься над этими проблемами, а определенные вопросы напрашиваются сами собой, а именно: Можно ли назвать МТБЮ в полном смысле этого слова непредвзятым, истинно правовым, а не политическим органом, свободным от предубеждений, пристрастий и заинтересованности в оказании содействия правительствам западных стран в реализации определенных политических целей? Свободен ли он от посторонних влияний? Способствует ли он поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности?

Ответы на такие вопросы можно найти только на основе всестороннего и объективного анализа судебной практики МТБЮ. Для этого имеются соответствующие возможности, поскольку все обвинительные заключения, подготовленные Канцелярией Прокурора, все приговоры, вынесенные Судебными и Апелляционной камерами, и абсолютное большинство решений, принятых этими камерами, и приказов, изданных Судьями, доступны для ознакомления.

Международный трибунал по бывшей Югославии находится под пристальным вниманием ученых-юристов всего мира. Мнения о его деятельности варьируются от самых положительных до уничижительно негативных. Для обоснования отрицательной оценки Трибунала, чаще всего, используется аргумент о незаконности его учреждения и тот факт, что среди обвиненных и привлеченных им к уголовной ответственности лиц, подавляющее большинство составляют сербы. После начала судебного процесса над бывшим президентом бывшей Союзной Республики Югославии Слободаном Милошевичем не только все промежуточные решения, принятые по его делу, стали объектом скрупулезного анализа и оценки, но также и показания свидетелей обвинения и защиты.

Деятельность МТБЮ пристально изучается с точки зрения ее влияния на международное право и, в частности, по таким направлениям, как его 8.

•2 фрагментация и международно-правовая регламентация вопросов ответственности государств за поведение, присваиваемое международной организации, и ответственности международных организаций за поведение органов или агентов, представленных в распоряжение международной организации государством или другой международной организацией, и по многим другим.

Как указывает в своей статье член Комиссии международного права ООН P.A. Колодкин, в контексте пролиферации международных судов одним из наиболее часто приводимых примеров, свидетельствующих о фрагментации международного права, является противоречие между мнением, высказанным Международным Судом в деле о военных и полувоенных действиях в и против Никарагуа в 1986 г., и мнением МТБЮ по делу Тадича 1996 г. о том, какую степень контроля государства над полувоенными формированиями на территории другого государства необходимо установить для того, чтобы государство несло ответственность за операции этих формирований4.

Относящимися к проблеме фрагментации международного права можно рассматривать, например, и суждения Судей трибунала о значении для МТБЮ решений иных международных трибуналов, судов и комиссий как источника прецедентного права. Ими определены и факторы, которые должны приниматься во внимание при рассмотрении вопроса о возможности использования в качестве прецедентов решений тех или иных международных трибуналов и судов (см., напр.: решения по делу Алексовского, делуДелалича и др., делу Фурунджия).

3 См., напр.: Report of the Study Group on Fragmentation of International law: Difficulties arising from the Diversification and Expansion of International Law, dated 18 July 2003. UN document: A/CN.4/L.644.

4 Колодкин P.A. Фрагментация международного права //Московский журнал международного права. — 2005. — № 2. — С. 51. 9.

Что касается международно-правовой проблемы присвоения ответственности, то в докладе Комиссии международного права, принятом на ее пятьдесят шестой сессия (3 мая — 4 июня и 5 июля — 6 августа 2004 г.), отмечается, что «вопрос о присвоении был четко затронут в решении Судебной камеры II Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии по делу Обвинитель против Драгана Николича, в котором рассматривался вопрос о присвоении Силам по стабилизации (СПС) поведения, выразившегося в аресте обвиняемого"5.

Среди иных имеющих существенное значение современных международно-правовых проблем, рассматривавшихся Судебными и Апелляционной камерами МТБЮ, следует назвать проблему определения гражданства лиц, ставших жертвами серьезных нарушений международного гуманитарного права, которые были совершены против них в ходе международного конфликта вооруженными силами государства, гражданами которого они формально являются, для целей применения к ним положений о серьезных нарушениях Женевской конвенции IV. (См., напр.: решение Судебной камеры II промежуточному ходатайству защиты по делу Тадича от 10 августа 1995 г.).

Таким образом, при исследовании многих международно-правовых проблем судебная практика Трибунала уже не может быть оставлена без внимания. Ее качественный анализ и обобщение позволяют объективно оценить его опыт в области международного правосудия, который может оказаться полезным и для ученых-юристов, и российского законодателя, и судебных и прокурорских работников.

Решение Совета Безопасности об учреждении МТБЮ, как бы его ни оценивать с точки зрения принципа законности, положило начало качественно.

5 Доклад комиссии международного права. Пятьдесят шестая сессия (3 мая — 4 июня и 5 июля — 6 августа 2004 года) Организация Объединенных Наций Нью-Йорк, 2004 год. -Документ ООН № А/59/10. — С. 121.

10 новому этапу в развитии международной уголовной юстиции. МТБЮ внес весомый вклад в дальнейшее развитие международного уголовного материального права и международного уголовно-процессуального права. В качестве одного из главных его достижений в этой области можно назвать разработанный Судьями трибунала впервые в истории международной уголовной юстиции детальный свод правил процедуры и доказывания международного уголовного судебного органа. В практике МТБЮ нашли отражение современные подходы в области международного уголовного права и международного уголовно-процессуального права, которые были учтены при создании других ad hoc международных судов и трибуналов и при разработке Римского Статута и Правил процедуры и доказывания Международного уголовного суда. Как справедливо отметили И. И. Лукашук и А. В. Наумов, «дальнейшая работа над проектом Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества будет происходить с учетом соответствующих положений Уставов Трибуналов для бывшей Югославии и Руанды, а также Статута Международного уголовного суда"6. По оценке И. В. Фисенко, учреждение МТБЮ явилось прорывом в деле создания Международного уголовного суда7.

Генеральный секретарь ООН в своем докладе под названием «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» от 21 марта 2005 г. на пятьдесят девятой сессии Генеральной ассамблеи ООН высоко оценил роль международных уголовных трибуналов и судов, включая МТБЮ, в укреплении верховенства права в международном масштабе. По его словам, в этом направлении «был достигнут колоссальный прогресс с созданием Международного уголовного суда в рамках продолжения работы.

6 Лукашук И. И., Наумов A.B. Международное уголовное право: Учебник. — М.: Спарк, 1999, — С. 131.

7 Фисенко И. В. Система уголовного преследования за совершение международных преступлений: комиссии по расследованию и международные уголовные суды.

11 двух специальных Трибуналов по бывшей Югославии и Руанде и с созданием смешанного Трибунала в Сьерра-Леоне"8.

Необходимость проведения исследований деятельности Трибунала и, в особенности, его судебной практики, также обусловливается и все возрастающим влиянием принципов и норм международного права на российское законодательство и практику судов Российской Федерации. Подтверждением этому может служить и ч. 3 ст. 1 УПК РФ, где говорится, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации». Как пишет заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор О. И. Тиунов, мнение которого диссертант полностью разделяет, общепризнанные принципы и нормы международного права влияют на развитие как международного права, так и внутреннего права государства, они составляют ядро современного международного права, его организующее и цементирующее начало, позволяющее выверять — с учетом его требований — направленность и содержание всех остальных международно-правовых норм9.

В отношении многих основных принципов международного права, а также общих принципов уголовного и уголовно-процессуального права Судьи трибунала высказывали свои суждения. Предложенное ими толкование этих принципов и норм может дать богатую пищу для научных дискуссий. Отдельные специфические принципы уголовного и уголовно-процессуального права, применяемые в МТБЮ, заимствованы из англосаксонской системы права. Они заслуживают внимательного изучения в плане их возможной.

Белорусский журнал международного права и международных отношений — 1998. — № 4. -С. 36.

8 Доклад Генерального секретаря ООН от 21 марта 2005 г. Документ ООН А/59/2005 — § 132,138.

9 Тиунов О. И. Международные договоры межведомственного характера в свете общепризнанных принципов и норм международного права и Конституции Российской Федерации //Московский журнал международного права. — 2006. -№ 1. — С. 263 — 264.

12 адаптации к условиям российского судопроизводства. Для лучшего их уяснения могут оказаться полезными решения Судебных и Апелляционной камер МТБЮ, в которых дается разъяснение содержания этих принципов.

Степень научной разработанности проблемы.

В отечественной юридической литературе имеется немало публикаций, в которых, в той или иной мере, затрагиваются отдельные вопросы, имеющие отношение к деятельности МТБЮ, а именно, вопросы о его легитимности, компетенции, источниках права и принципах деятельности.

Так, в докторской диссертации Н. И Костенко «Теоретические проблемы становления и развития международной уголовной юстиции», глава, посвященная истории развития международной уголовной юстиции, включает в себя параграф об учреждении и юрисдикции Трибуналов по бывшей Югославии и Руанде, а в других главах имеются ссылки на Устав МТБЮ10.

В кандидатской диссертации В. Н. Русиновой «Нарушения международного гуманитарного права: индивидуальная ответственность и судебное преследование» анализируются решения Судебной и Апелляционной камер МТБЮ по делу Тадича, упоминаются решения по делу Кордича и Черкеза, делу Блашкича, делу Слободана Милошевича и по некоторым другим делам и делаются ссылки еще на несколько решений МТБЮ, а также на его Устав11.

В учебнике Лукашука и Наумова, при освещении общих вопросов об источниках и принципах международного уголовного права, организации и юрисдикции международных уголовных судов и трибуналов, ответственности.

10 Костенко Н. И. Теоретические проблемы становления и развития международной уголовной юстиции: Дис.. д-ра юрид наук, М., 2002. — С. 35 -42, 97, 98, 132. См. также: Костенко Н. И. Международная уголовная юстиция. Проблемы развития. — М.: РКонсультант, 2002.

11 Русинова В. Н. Нарушения международного гуманитарного права: индивидуальная ответственность и судебное преследование: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2005. — С. 75. 78, 80,123 — 133, 159- 161.

13 в международном уголовном праве, международном сотрудничестве и судебной помощи, преступлениях против человечности делаются краткие ссылки, в основном, на статьи Устава трибунала и на решение Апелляционной камеры МТБЮ от 2 октября 1995 г. по промежуточному ходатайству защиты.

10 по делу Тадича, касавшемуся юрисдикции Трибунала .

В своей книге «Военные преступления в современном праве» P.A. Адельханян, рассуждая о принципе защиты гражданского населения и мирных (гражданских) объектов и ответственности за совершение военных преступлений во исполнение приказа, называет международные документы, в которых этот принцип нашел отражение, и в этой связи упоминает и Устав МТБЮ. Для подтверждения тезиса о том, что преступления против человечности юридически отличны от военных преступлений, он подмечает, что в обвинительном заключении в отношении бывшего президента бывшей Союзной Республики Югославии Слободана Милошевича и других, утвержденном в мае 1999 г., понятия «преступление против человечности» и «военное преступление» также формально разделяются13.

В статье И. В. Фисенко «Система уголовного преследования за совершение международных преступлений: комиссии по расследованию и международные уголовные суды» имеются ссылки на Устав МТБЮ и комментируются отдельные положения Правил процедуры и доказывания МТБЮ и, в частности, правила 8, 12, 54−6114.

Крайне негативное мнение о МТБЮ выразил А. Б. Мезяев. По его словам, деятельность Трибунала представляет угрозу не только целостности международного права, но и самому международному праву. В обоснование своей точки зрения он привел следующие аргументы: «Гаагский трибунал в своих решениях «отменил» конвенционное понятие вооруженного конфликта,.

12 Лукашук И. И., Наумов A.B. Указ. соч. — С. 15, 30, 67, 70, 89- 94, 109,123 — 124.

13 Адельханян P.A. Военные преступления в международном праве. М., 2003. — С. 39, 55, 84,.

14 Фисенко И. В. Указ. соч. С. 37 — 39.

14 дав ему свое собственное определение, «отменил» решение Международного Суда ООН по делу Никарагуа против США, «отменил» необходимость установления специального умысла для осуждения лица за преступление геноцида, «отменил» минимальные гарантии прав обвиняемых и норм, составляющих основу беспристрастного суда и честного процесса, установленные целым рядом универсальных договоров по правам человека. Кроме того, Трибунал ввел новые «нормы» международного права, такие, например, как дефективная теория «совместных преступных действий», а также «легализовал» торговлю признанием вины между обвиняемым и прокуратурой"15. В своей статье он также процитировал отдельные положения из петиции более ста юристов-международников из 17 стран мира, направленной Председателю Совета Безопасности ООН в связи с незаконностью насильственного назначения Судебной камерой адвоката Слободану Милошевичу, в которой, в числе прочего, содержится обвинение в том, что «быстрота стала самым важным фактором, волнующим судебную палату, особенно в тот момент, когда обвиняемый готов представить основные и потенциально сложные свидетельства в свою защиту"16.

Еще один автор — Е. Александрова в своей статье под названием «Дело Слободана Милошевича. Ч. 1. Гаагский трибунал» утверждает, что все, что происходило в Гаагском трибунале — беззаконие. В статье также делается.

17 ссылка на дело Тадича .

Указанные публикации являются типичными примерами того, какие, имеющие отношение к МТБЮ проблемы находят свое отражение в работах отечественных авторов и в какой степени в них используется судебная.

15 Мезяев А. Б. Назначение адвоката на процессе против Слободана Милошевича в Гаагском трибунале: некоторые международно-правовые вопросы //Московский журнал международного права. — 2005. — № 2. — С. 100.

16Там же.-С. 105.

17 Александрова Е. Дело Слободана Милошевича. Ч. 1. Гаагский трибунал. Источник: http://www.proza.ru/texts/2006/03/13−232.html.

15 практика Судебных и Апелляционной камер трибунала. Поэтому можно констатировать, что, несмотря на обилие публикаций о МТБЮ, в них, зачастую, внимание обращается лишь на такие связанные с ним аспекты, как незаконность его учреждения и его предвзятость. Иные аспекты его деятельности, гораздо реже подвергаются научному анализу. К тому же и эти аспекты, не составляя основного объекта исследования авторов, рассматриваются ими недостаточно глубоко и, за редкими исключениями, почти без привлечения материалов судебной практики МТБЮ.

Кроме того, многие правовые аспекты деятельности МТБЮ, которые рассматриваются в диссертации, до настоящего времени еще не освещались в отечественной юридической литературе. К ним, в частности, относятся: существующие в МТБЮ подходы к квалификации подпадающих под его юрисдикцию преступлений, к определению источников его права, к использованию в его правоприменительной деятельности правовых институтов и принципов, применяемых в странах, принадлежащих к двум основным системам права, к интерпретации и реализации принципов международного права и принципов международного уголовного и уголовно-процессуального права, включая принципы, на которых зиждется справедливое судебное разбирательство.

Очевидно, что достаточно сложно делать обоснованные выводы о том, в какой степени в МТБЮ соблюдаются процессуальные права обвиняемых, без детального анализа соответствующих положений Правил процедуры и доказывания трибунала, в которых эти права уточняются. В них, например, устанавливаются сроки, в течение которых обвиняемый, будучи, в соответствии с пунктам 4(а) ст. 21 Устава подробно уведомленным о характере и основании предъявляемого ему обвинения может принимать решение о том, признавать ли себя виновным и, если признавать, то в каком объемедается обширный перечень документов, которые сторона обвинения обязана представить стороне защитырегламентируется процедура.

16 обеспечения обвиняемому материальных условий для подготовки своей защиты, включая представление защите в электронной форме коллекции имеющихся у Прокурора относящихся к делу материалов вместе с соответствующим компьютерным программным обеспечением, с помощью которого защита может осуществлять исследование таких коллекций в электронном форматеопределяется время для ознакомления со всеми материалами дела и для подготовки к судебному процессу и т. д. В дополнение к этому, при рассмотрении многих связанных с МТБЮ правовых вопросов необходимо учитывать положения, содержащиеся в «Инструкции о назначении адвокатов защиты» и ознакомиться с принципами, на которых основана система юридической помощи Трибунала. При сравнении МТБЮ с другими международными судебными органами нельзя упускать из вида и такое существенное обстоятельство, как лежащая на нем обязанность нахождения приемлемого баланса между обеспечением права обвиняемого на справедливое судебное разбирательство, с одной стороны, и защитой прав потерпевших и свидетелей, большинство из которых, прямо или косвенно, также являются жертвами серьезных нарушений международного гуманитарного права, с другой.

О том, что тема диссертационного исследования отечественными учеными еще недостаточно разработана, свидетельствует и отсутствие опубликованных научных трудов, в которых деятельность МТБЮ выступала бы в качестве основного объекта исследования.

В иностранной юридической литературе также имеется множество публикаций, в которых освещаются отдельные вопросы судебной практики МТБЮ. Немало из них принадлежит бывшим и действующим Прокурорам и Судьям трибунала: Ричарду Голдстоуну, Луиз Арбур, Карле Дель Понте, Антонио Кассезе, Теодору Мерону, Габриель Кирк Макдональд, и др. В них главным образом акцент делается на текущей деятельности Судебных и Апелляционной камер и Канцелярии Прокурора и говорится о положительном.

17 влиянии, которое оказали учреждение и деятельность Трибуналов по бывшей Югославии и Руанде на развитие международного гуманитарного права и международной уголовной юстиции.

В этом ряду следует обратить особое внимание на работы видных юристов и ученых Антонио Кассезе и Теодора Мерона, которые являются общепризнанными авторитетами в области международного права. В их трудах, в основном, рассматриваются фундаментальные теоретические проблемы международного гуманитарного права, при освещении которых они.

1 о используют и отдельные примеры из Судебной практики МТБЮ .

Выступая на конференции Американского общества международного права, Судья МТБЮ Теодор Мерон заявил, что после смерти Слободана Милошевича небольшая, по его оценке, горстка экспертов поставила под сомнение эффективность МТБЮ, но отмел их скептицизм как неоправданный. Он считает Трибуналы по бывшей Югославии и Руанде феноменально успешным экспериментом. Теодор Мерон, в частности сказал, что решения Трибуналов становятся фактом истории, что Трибуналы дают возможность жертвам чудовищных преступлений рассказать о своих страданиях и что они способствуют стабильности, поскольку привлекают к суду лиц, которые в противном случае до сих пор могли бы играть заметную роль в государственной, военной или общественной сфере. По его словам, первоначально некоторые правоведы скептически относились к идее международных трибуналов, но Трибуналы доказали, что международное право может справедливо и объективно применяться в конкретных случаях. Он утверждает, что «Трибуналы, в которых воедино слились элементы различных правовых систем, открыли новую страницу в судопроизводстве, и в.

18 См., напр.: Cassese, A., International Criminal Law — (Oxford: OUP) 2003; Cassese, A., Gaeta. P., and Jones, J. The Rome Statute of the International Criminal Court: a commentary (Oxford: OUP) 2002.

18 будущем они могут стать неотъемлемым элементом международных отношений"19.

Первый Прокурор МТБЮ, Р. Голдстоун назвал «начало работы двух Трибуналов по интерпретации того, что было расплывчатыми, зачастую противоречивыми или приводящими к недоразумениям положениями права», в числе прочих причин быстрого развития гуманитарного права20.

Из других зарубежных исследователей, писавших о Трибунале, можно упомянуть Лоуренса Уэшлера, Стивена Р. Ратнера, Марка Эллиса, Арье Найера, в публикациях которых затрагиваются отдельные аспекты деятельности МТБЮ, а также особо выделить книги Ганса Кёхлера и Ш. Бассиони и совместную работу Джона Джонса и Стивена Пауэлса.

Публицист и штатный литературный сотрудник американского издания «Нью-Иоркер» Лоуренс Уэшлер наиболее значительное достижение двух трибуналов видит в том, что, при всей их специализированности, «они неуклонно расширяли пределы практической применимости международного гуманитарного права"21. Интересно его суждение относительно оперативности судебных процессов в МТБЮ. Он, в частности, сказал, что «сейчас, когда в Гааге заседает трибунал по военным преступлениям в Югославии, о правосудии можно сказать многое, но только одно с определенностью: оно не спешит"22.

В одной из своих статей профессор права Техасского университета (США) Стивен Ратнер, рассуждая о том, при каких условиях одна из сторон в гражданской войне может признаваться de facto агентом иностранного.

19 Мерон Т. Выступление на конференции Американского общества международного права. Источник: http://voanews.com/mssian/archive/2006;04/2006;04−04-voa4.cfm?CFID=16242HO&CFTOKEN=42 932 144.

20 Голдстоун Р. Предисловие //Военные преступления. Это надо знать всем: Справочник /Научный редактор Ю. М. Колосов. — М.: Текст, 2001. — С. 18.

21 Уэшлер JI. Международное гуманитарное право: Взгляд с высоты птичьего полета //Военные преступления. Это надо знать всем: Справочник /Научный редактор Ю. М. Колосов. — М.: Текст, 2001. — С. 24.

22 Там же. — С. 20.

19 государства в качестве аргумента использовал решение Судебной камеры по.

23 делу Тадича, в котором она определила, что Армия Сербской Республики Боснии и Герцеговины не выступала в качестве de facto агента Союзной Республики Югославии24.

Следует однако заметить, что с момента написания С. Ратнером статьи общая позиция Трибунала по указанной проблеме кардинально изменилась. В ноябре 1998 г. Судебная камера, рассматривавшая дело Делалича и других, и в июле 1999 г. Апелляционная камера, вынесшая решение по апелляции на приговор Судебной камеры по делу Тадича, пришли к противоположному заключению, т. е. что Армия Сербской Республики Боснии и Герцеговины была de facto агентом Союзной Республики Югославии. Необходимо заметить, что в МТБЮ решения Апелляционной камеры используются в качестве судебных прецедентов.

Статья исполнительного директора организации, называемой «Правовая инициатива Американской ассоциации адвокатов для Центральной и Восточной Европы» (CEELI), Марка Еллиса под названием «Достижение справедливости в международном военном трибунале: сложные задачи для адвокатов защиты» посвящена исключительно проблемам защиты обвиняемых в МТБЮ и тем трудностям, с которыми сталкиваются адвокаты в процессе их работы. В ней достаточно подробно рассматриваются вопросы о подборе адвокатов защиты в МТБЮ, роли главного (ведущего) адвоката в осуществлении защиты обвиняемого, оплате услуг адвоката и о том, как в.

23 Prosecutor v. Dusko Tadic а/к/а «Dule», Opinion and Judgment, Case No. IT-94−1-T, T. Ch. II, 7 May 1997, para.607. Источник: http://wvvw.im.org/icty/tadic/trialc2/judgement/index.htm.

24 Ратнер C.P. Международный вооруженный конфликт и вооруженный конфликт немеждународного характера //Военные преступления. Это надо знать всем /Под ред. Ю. М. Колосова М., 2001. — С. 265 — 267.См. также: Ratner, S. and Abrams, J., Accountability for Human Rights Atrocities in International Law — (Oxford: OUP) 2001.

25 Prosecutor v. Zejnil Delalic, Zdravko Mucic, also known as «Pavo», Hazim Delic, Esad Landzo, also known as «Zenga», Judgement, Case No. IT-96−21-T, T. Ch. Ilqtr, 16 Nov. 1998. Источник: http://www.un.org/icty/celebici/trialc2/judgement/index.htm. Prosecutor v. Dusko Tadic a/k/a «Dule», Judgement, Case No IT-94—1-A, App. Ch., 15 Jul. 1999. Источник: http://www.un.Org/icty/tadic/appeal/j udgement/index.htm.

МТБЮ выполняются требования, вытекающие из принципа равенства сторон процесса26.

В книге президента «Международной Прогрессивной Организации» (International Progress Organization) профессора Ганса Кёхлера «Глобальная справедливость или глобальная месть? Международная уголовная юстиция на перепутье», содержится острая критика как решений Совета Безопасности об учреждении МТБЮ и Международного уголовного трибунала по Руанде, так и правоприменительной деятельности последних. Среди прочего он утверждает следующее: «В дополнение к отсутствию в деятельности ad hoc трибуналов беспристрастности, справедливости и надлежащей процедуры, их легитимность дискредитирована политической селективностью, определяющей их учреждение. Оказывается, что существует преднамеренное смешение сфер, относящихся к юстиции и политике. В одном случае уголовное преследование преподносится как средство восстановления мира и безопасности, а в другом — для достижения той же самой цели то же самое средство оценивается как пагубное. Такое лицемерие почти неизбежно, когда международная уголовная юстиция находится в руках политического органа, такого как Совет Безопасности. В свете непоследовательной практики Совета Безопасности тревога в отношении соблюдения лежащего в основе универсальной юрисдикции принципа остается. Какой из юридических максим нужно следовать при установлении международных уголовных трибуналов — «fiat justitia, pereat mundusl» или «fiat justitia ne pereat mundus»?

Путем создания ad hoc трибуналов в одних случаях и отказа от их учреждения в других подобных случаях, Совет Безопасности привнес элемент произвола и правовой анархии в систему международных отношений. Пытаясь осуществлять, хотя и не в прямой форме, некий контроль над ad hoc трибуналами, учрежденными на основании главы VII Устава ООН, Совет.

26 Mark S. Ellis. Achieving justice before the International War Crimes Tribunal: Challenges for the defense counsel. Источник: http://www.law.duke.edu/journals/djcil/articles/djcil7p519.htm.

Безопасности, возможно, еще более дискредитировал принцип универсальной юрисдикции.. Действуя как самозванный гарант правосудия, в действительности, как учредитель международных уголовных судов, Совет Безопасности только усугубил проблемы международной уголовной юстиции27.

Профессор Ш. Бассиони в своей книге «Преступления против человечности в международном уголовном праве» дает всесторонний исторический и правовой анализ преступлений против человечности, начиная с момента появления этих преступлений в международном праве, регулировавшем вооруженные конфликты. Он подвергает детальному анализу соответствующие положения уставов Военных Трибуналов в Нюрнберге и Токио и уставов МТБЮ, Международного трибунала по Руанде и Римский Статут Международного уголовного суда и подробно освещает судебные процессы в двух послевоенных Военных Трибуналах. В его работе используются материалы процессов над военными преступниками, проведенных после Второй мировой войны как странами-победительницами, так и национальными судами в Европе, а также судебная практика МТБЮ и Международного трибунала по Руанде до 1998 г.

Шериф Бассиони рассматривает десять различных правовых формулировок определения преступлений против человечности, которые были предложены в период с 1945 г. по 1998 г., обращая внимание на частичное.

27 Koechler Н. Global Justice or Global Revenge? International Criminal Justice at the Crossroads. (Vienna/New York: Springer, 2003). Источник: http://www.icdsm.org/COH/Koechler.htm. Деятельность МТБЮ оценивается негативно и многими другими зарубежными исследователями его деятельности. См., напр.: Dickson Т. Beyond the Star Chamber: Shutting Down the Milosevic Defense at The Hague. Источник: http://www.icdsm.org/COH/Dickson.htmValkanov V. The rotten foundations of the Hague Tribunal. Источник: http://www.icdsm.org/COH/Valkanov.htmLaughland J. The Hague: Contravening the Principles of Nuremberg (transcript). Источник: http://www.icdsm.org/COH/Laughland.htmBernardini A. International Law Turned Upside Down: The Yugoslavia Crisis and President Milosevic’s case. Источник: http://www.icdsm.org/COH/Bernardini.htmSingh B. Milosevic Trial a Trash! (summary). Источник: http://www.icdsm.org/COH/Singh.htmBlack Christopher. Lawyer’s Experience with ad-hoc Tribunals (transcript). Источник: http://www.icdsm.org/COH/Black.htm.

22 совпадение этих преступлений с геноцидом и военными преступлениями и разъясняя вопросы, вызывающие путаницу относительно правовых характеристик этого преступления. Он тщательно анализирует и другие связанные с преступлениями против человечности правовые вопросы такие как: принцип законности, уголовная ответственность лиц, принимающих решения, и исполнителей преступления, ответственность командиров и других.

28 начальников, исполнение приказа начальников и др .

Необходимо отметить, что Ш. Бассиони принадлежит к числу тех авторитетных ученых-юристов, ссылки на труды которых наиболее часто встречаются в определениях, решениях и приговорах МТБЮ. Его научные работы, включая и названную книгу, используются для демонстрации обоснованности решений, принятых Апелляционной и Судебными камерами по какому-либо относящемуся к компетенции МТБЮ вопросу, высказанные им мнения цитируются Судьями в качестве веских аргументов для подкрепления своих суждений и выводов. Вместе с тем, очевидно, что к 1998 г. судебная практика МТБЮ еще не была достаточно обширной, чтобы осуществить комплексное исследование его правоприменительной деятельности. Согласно ежегодным докладам МТБЮ Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее ООН от 7 августа 1997 г. и от 27 июля 1998 г. на последнюю дату МТБЮ было вынесено только два приговора, а именно: 29.

29 ноября 1996 г. — по делу Ердемоеича и 14 июля 1997 г. — по делу Тадича, тогда как на 15 августа 2005 г. уже имелось 35 приговоров Судебных камер и.

28 Bassioni Ch. Crimes against Humanity in International Criminal Law, 2nd edition. N.Y., 1999.

29 Fourth annual Report of the International Tribunal for the Prosecution of Persons Responsible for Serious Violations of International Humanitarian Law Committed in the Territory of the Former Yugoslavia since 1991, dated 7 August 1997. UN document: A/52/375 — S/1997/729. -paras. 18, 30- Fifth annual Report of the International Tribunal for the Prosecution of Persons Responsible for Serious Violations of International Humanitarian Law Committed in the Territory of the Former Yugoslavia since 1991, dated 27 July 1998. UN document: A/53/219 — S/1998/737.

23 многие десятки решений по ходатайствам обвиняемых, а также десятки решений Апелляционной камеры30.

В работе Джонса и Пауэлса «Международная судебная практика по уголовным делам» (International Criminal Practice) дается комментарий к уставам и правилам процедуры и доказывания МТБЮ, Международного трибунала по Руанде и Специального суда по Сьерра-Леоне и комментарий их судебной практики, причем используется главным образом судебная практика МТБЮ и Трибунала по Руанде. Практический комментарий Джонса и Пауэлса широко используется в МТБЮ. Ранее он выпускался под названием «Практика Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии и Международного уголовного трибунала по Руанде» (The Practice of the International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia and the International Criminal Tribunal for Rwanda) и представлял собой постатейный комментарий к уставам и правилам процедуры и доказывания двух Трибуналов и был предназначен исключительно для использования внутри МТБЮ. В новой редакции материалы расположены тематически и включают в себя следующие разделы: учреждение Трибуналов по бывшей Югославии и Руанде, их внутренняя организация, статус, привилегии и иммунитеты трибуналов и их персонала, компетенция трибуналов, источники их права, общие принципы уголовного права, защита обвиняемых, правила процедуры и доказывания, международное уголовное судопроизводство, расследование, обвинительное заключение, предъявление обвинений по совокупности преступлений, судебные приказы и ордера, начало и ведение судебных процессов, процедура вынесения приговора, назначение наказания, исполнение приговоров, апелляционное и надзорное производство. В работе имеются ссылки и на нормативные документы Специального суда по Сьерра-Леоне и.

30 Twelfth annual report of the International Tribunal for the Prosecution of Persons Responsible for Serious Violations of International Humanitarian Law Committed in the Territory of the Former Yugoslavia since 1991, dated 15 August 2005. UN document: A/60/267 — S/2005/532. Annexes I — III.

Специализированной судебной палаты по Восточному Тимору31. Комментарии сопровождены выдержками из приговоров, решений и судебных приказов соответствующих судов. Значение труда Джонса и Пауэлса, который следует отнести к категории справочных, а не научно-исследовательских, состоит в том, что он значительно облегчает поиск необходимой информации о современных ad hoc международных уголовных судах и трибуналах.

Таким образом, и в известных диссертанту зарубежных публикациях и трудах не выявлено всестороннего, основанного на анализе обширной судебной практики МТБЮ, исследования тех правовых аспектов его деятельности, которые входят в предмет данного исследования.

Объект и предмет исследования.

Объектом диссертационного исследования охватываются судебная, прокурорская, следственная и административная деятельность МТБЮ. Предмет исследования составляют компетенция МТБЮ, источники его права и основные принципы его правоприменительной деятельности. Диссертант сфокусировал свое внимание на основных, с его точки зрения, аспектах, характеризующих деятельность и судебную практику Трибунала, которые еще не подвергались всестороннему научному исследованию. В их круг входят: факторы, оказывающие влияние на независимость и самостоятельность МТБЮ, на независимость и беспристрастность Судей и Прокурора трибунала и беспристрастность основного персонала Канцелярии Прокурорасредства и методы оказания влияния на МТБЮ со стороны государств — членов НАТОисполнение Судьями трибунала несвойственной их профессии законодательной функциироль Канцелярии Прокурора в формировании и претворении в жизнь уголовной политики Трибуналаформы и способы сотрудничества МТБЮ с НАТО и многонациональными Силами по стабилизации в Боснии и Герцеговине и Силами для Косовопозиции Судей.

31 Jones J.RWD., Powles S. International Criminal Practice. Third Edition. Oxford: OUP, 2003. -234 p.

25 трибунала по вопросу о законности решения Совета Безопасности об учреждении Трибуналатолкование Судьями компетенции Трибунала и своих судейских полномочийтолкование и практика применения Судьями трибунала основных принципов международного права, относящихся к деятельности МТБЮ, а также общих принципов уголовного права и уголовно-процессуального права. В числе последних тщательному анализу подвергаются принцип законности, принцип публичности, принцип независимости и беспристрастности судей, принцип равенства всех перед законом и судом, принцип состязательности и процессуального равноправия сторон, принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту, включая условия принятия Трибуналом заявления обвиняемого о признании вины, принцип презумпции невиновности, принцип свободы обжалования процессуальных действий и решений. Кроме названных принципов в диссертации рассматриваются и вопросы о том, какие меры по защите свидетелей и потерпевших применяются в МТБЮ, как в нем реализуется право обвиняемого быть судимым без неоправданных задержек, право на получение мотивированного судебного решения и право каждого, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, на компенсацию, а также как соответствующие права обвиняемого обеспечиваются при производстве процессуальных действий, проводимых сотрудниками Канцелярии Прокурора и в ходе слушаний дел Судебными и Апелляционной камерами Трибунала. Цели и задачи исследования Целями диссертационного исследования являются: 1) Определение и правовая оценка: факторов, оказывающих влияние на независимость и самостоятельность МТБЮ, на независимость и беспристрастность Судей и Прокурора трибунала и беспристрастность основного персонала Канцелярии Прокурора;

26 средств и методов оказания влияния на МТБЮ со стороны государствчленов НАТОроли Канцелярии Прокурора в формировании и претворении в жизнь уголовной политики МТБЮформ и способов сотрудничества МТБЮ с НАТО и многонациональными Силами по стабилизации в Боснии и Герцеговине и Силами для Косовопозиции Судей трибунала о законности решения Совета Безопасности об учреждении Трибунала и объеме его предметной, персональной, территориальной и временной юрисдикции.

2) Качественный анализ и обобщение судебной практики МТБЮ по следующим вопросам: временные и территориальные пределы действия норм международного гуманитарного права в случае возникновения международных и внутренних вооруженных конфликтовкруг лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного праваквалификация преступлений, отнесенных к компетенции МТБЮисточники права Трибуналароль принципов международного права и принципов международного уголовного и уголовно-процессуального права в правоприменительной деятельности Трибунала;

3) Формулирование правовых выводов по исследуемым проблемам и разработка предложений для Ассамблеи государств — участников Римского Статута Международного уголовного суда о дополнении Римского Статута и Правил процедуры и доказывания Международного уголовного суда отдельными положениями о дополнительных гарантиях защиты прав жертв преступлений, независимости Суда, самостоятельности и беспристрастности.

27 его Судей и Прокурора, беспристрастности основного персонала Канцелярии Прокурора и полного обеспечения прав обвиняемых32.

Для достижения поставленных целей были рассмотрены: общие вопросы, касающиеся компетенции МТБЮпредметная юрисдикция МТБЮ, а именно: серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., нарушения законов или обычаев войны, геноцид, преступления против человечностиосновные и вспомогательные источники права МТБЮ, а также вспомогательные средства, используемые для определения существования обычая и при судебном толкованиипринципы международного права, имеющие отношение к деятельности МТБЮ, охватывая такие как: невмешательство во внутренние дела, суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, сотрудничество между государствами, добросовестное выполнение обязательств по международному праву, уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убежденийобщие принципы уголовного права и уголовного процесса, которыми МТБЮ руководствуется в своей деятельности, т. е. принцип законности, принцип поп bis in idem и связанные с ним проблемы множественности преступлений, принцип обеспечения обвиняемому права быть судимым судом, созданным на основании закона, принцип обеспечения обвиняемому права быть судимым независимым и беспристрастным судом, принцип справедливого судебного разбирательства, принцип обеспечения обвиняемому права пользоваться языком, который он понимает, принцип обеспечения обвиняемому права иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и принцип свободы обжалования процессуальных действий и решений.

В связи с тем, что в решениях Судебных и Апелляционной камер трибунала затрагивается весьма широкий круг проблем, относящихся к.

32 Согласно ч. 1. ст. 21 Римского Статута, по истечении семи лет с момента вступления в силу его Статута любое государство-участник может предложить поправки к нему.

28 различным отраслям международного права, включая международное гуманитарное, международное уголовное и международное уголовно-процессуальное право, охватить который с достаточной глубиной в рамках одной диссертации не представляется возможным, отдельные из них упоминаются автором лишь в связи с рассмотрением им тех вопросов, которые входят в предмет данного исследования. Они нуждаются в дальнейшем углубленном изучении, анализе и обобщении.

Правовая база исследования.

Правовую базу исследования составили: Устав МТБЮ 1993 г., Правила процедуры и доказывания МТБЮ, Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г., Устав Международного Военного Трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси от 8 августа 1945 г., Принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого трибунала 1950 г., Устав ООН от 26 июня 1945 г., Устав Административного трибунала ООН с изменениями и дополнениями на 1 января 1998 г., Статут Международного Суда ООН, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г., Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) и Протоколы № 1, 4, 6, 7, 9, 12 к ней, Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и Дополнительные Протоколы I и II от 8 июня 1977 г., Устав Международного трибунала по Руанде 1994 г., Статут Международного уголовного суда 1998 г. и др.

Методологические основы исследования.

При проведении исследования автор применял диалектический метод познания, основывался на общетеоретических положениях теории государства и права, международного права, российского уголовного и уголовно-процессуального права, философии и логики, а также использовал метод сравнительного правоведения.

В процессе подготовки диссертации автор опирался на труды отечественных и зарубежных авторов. К первым относятся: Адельханян P.A., Барсегов Ю. Г., Блищенко И. П., Капустин, А .Я., Карпец И. И., Кибальник А. Г., Кожевников Ф. И., Костенко Н. И., Кудрявцев В. Н., Ларин A.M., Ледях И. А., Лукашук И. И., Моисеев Е. Г., Наумов A.B., Панов В. П., Полторак А. И., Полянский H.H., Пустогаров В. В., Пушмин Э. А., Решетов Ю. А., Тиунов О. И., Трайнин А. Н., Тункин Г. И., Фисенко И. В., Черниченко С. В., Чистяков Н. Ф. и др. Среди зарубежных авторов можно назвать таких как: Бассиони Ш, Гассер Х. П., Гинзбурге Д., Джонс Дж. РВД, Кальсховен Ф., Кассезе А., Кёхлер Г., Кларк Р. С., Мерон Т., Мэрфи Д., Найер А., Пауэлс С., Пикте Ж., Поморски С., Ратнер С. Р., Саймоне В. Б., Хадсон М. О., Цоллер Э. и др33.

Достоверность исследования.

Обоснованность и достоверность исследования и полученных результатов обусловливается тем, что в процессе работы автор тщательно проанализировал резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, имеющие отношение к рассматриваемым в диссертации проблемам, ежегодные доклады МТБЮ Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее ООН, десятки обвинительных заключений, подготовленных Канцелярией Прокурора, и десятки судебных решений МТБЮ. В работе имеются ссылки на обвинительные заключения Канцелярии Прокурора по 10 уголовным делам,.

33 В последнее время за рубежом издано немало крупных работ по проблемам международного уголовного и международного уголовно-процессуального права, в которых имеются ссылки на отдельные решения ad hoc судов и трибуналов, включая и МТБЮ. См., напр.: Mettraux, G., International crimes and the ad hoc tribunals (Oxford: OUP).

30 на 30 решений Апелляционной камеры, включая решения по промежуточным ходатайствам и по апелляциям на приговоры Судебных камер, изданные ею судебные приказы и особые мнения Судей и на 38 решений Судебных камер, охватывая приговоры и решения по предварительным и иным ходатайствам, изданные ими судебные приказы и особые мнения Судей, а также на отдельные решения, принятые Международным уголовным трибуналом по Руанде и Международным Судом ООН.

Основные научные результаты, полученные лично диссертантом.

Основываясь на тщательном правовом анализе решений МТБЮ, принятым по находившимся в его производстве уголовным делам, применяя названные выше научные положения и методы исследования и опираясь на личный шестилетний опыт работы в качестве руководителя одной из следственных групп Канцелярии Прокурора МТБЮ34, автором впервые в отечественной юридической литературе проведено комплексное исследование ключевых проблем правоприменительной деятельности МТБЮ, касающихся его легитимности, самостоятельности и компетенции, определены источники его права, выделены основные правовые принципы, которыми МТБЮ руководствуется в своей правоприменительной деятельности, и дана правовая оценка используемых в МТБЮ подходов к квалификации подпадающих под его юрисдикцию преступлений и к реализации требований, вытекающих из основных принципов международного права и общих принципов уголовного и уголовно-процессуального права.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно является первой отечественной научной работой такого уровня, в которой на основе глубокого анализа источников права и судебной практики МТБЮ осуществлено комплексное исследование различных правовых аспектов,.

2004; Romano, С. Nollkaemper, A., and Kleffner, J. (eds), Internationalized criminal courts:

Sierra Leone, East Timor, Kosovo, and Cambodia (Oxford: OUP) 2004.

34 Автор работал в Канцелярии Прокурора с февраля 1997 г. по январь 2003 г.

31 связанных с его учреждением и деятельностью. Кроме тех, рассмотренных в ней актуальных для международной уголовной юстиции вопросов, в работе предметно обозначены и иные, не менее важные и нуждающиеся в дальнейшем углубленном изучении, анализе, обобщении и научном осмыслении, проблемы, относящиеся к различным отраслям международного права, включая международное гуманитарное, международное уголовное и международное уголовно-процессуальное право, такие как: ответственность командиров и других начальников в международном уголовном правеправотворчество и толкование международным судом норм международного уголовного праваиспользование международным судом внутренне присущих судебному органу, но прямо не указанных в его учредительных документах, полномочий и др.

Научная значимость исследования.

Работа представляет собой весомый вклад в отечественную науку международного права и науку международного уголовного права. Положения диссертации закладывают основание для дальнейшего исследования деятельности МТБЮ в плане определения его правового наследия и влияния его судебной практики на развитие международной уголовной юстиции, а также на развитие международного гуманитарного права, международного уголовного права и международного уголовно-процессуального права.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения позволяют получить достаточно полное представление о правоприменительной деятельности МТБЮ, сформулированные в нем выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе преподавания таких учебных дисциплин как международное публичное право, международное гуманитарное право, международное.

32 уголовное право и международное уголовно-процессуальное право. Подготовленная на основе проведенного исследования и опубликованная диссертантом монография под названием «Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии: компетенция, источники права, основные принципы деятельности», может быть использована в качестве учебного пособия по отдельным разделам названных выше дисциплин.

Разработанные и детально сформулированные автором предложения о дополнении Римского Статута и Правил процедуры и доказывания Международного уголовного суда отдельными положениями о дополнительных гарантиях защиты прав жертв серьезных нарушений международного гуманитарного права, независимости Суда, самостоятельности и беспристрастности его Судей и Прокурора, беспристрастности основного персонала Канцелярии Прокурора и полного обеспечения прав обвиняемых могут быть предложены для рассмотрения Ассамблее государств — участников Римского Статута Международного уголовного суда.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Распространение юрисдикции ad hoc судебного органа на иные, еще не начавшиеся в момент его учреждения, вооруженные конфликты является неправомерным. Приняв в свое производство дела о серьезных нарушениях международного гуманитарного права, совершенных во время конфликта в Косово, МТБЮ, необоснованно расширив свою компетенцию, наделил себя временной юрисдикцией, присущей не для ad hoc судебных органов, каковым он является, а для постоянных международных судов и трибуналов. Вынесенные им по таким делам решения следует признать не имеющими юридической силы.

Вопрос о необоснованности расширения пределов временной юрисдикции МТБЮ на вооруженные конфликты, происходившие после подписания 14 декабря 1995 г. в Париже правительствами Боснии и.

Герцеговины, Хорватии и Союзной Республики Югославии «Дэйтонского» мирного соглашения, до настоящего времени в отечественной юридической литературе не освещался, сформулированные диссертантом положения являются новыми.

2. Селективное применение МТБЮ принципа универсальности юрисдикции, т. е. только по отношению к высшим должностным лицам и гражданам бывшей Югославии, подавляющее большинство из которых составляют сербы, и его отказ от привлечения к международной уголовной ответственности военнослужащих — граждан стран НАТО, их непосредственных начальников, а также руководителей соответствующих государств и правительств, за преступления, совершенные ими в Косово и Сербии в ходе агрессии этих стран против Союзной Республики Югославии, демонстрирует зависимость МТБЮ от НАТО и свидетельствует о нарушении принципа равноотстояния (principle of equidistance), т. е. о его предвзятости.

Вклад автора в исследование проблемы селективного применения МТБЮ принципа универсальности юрисдикции состоит в том, что он впервые рассмотрел эту проблему во взаимосвязи с проблемой недостаточного обеспечения Уставом МТБЮ условий для подлинной независимости и беспристрастности его Судей и Прокурора, проблемой доминирования в Канцелярии Прокурора сотрудников, отстаивавших в нем интересы странчленов НАТО, и проблемами зависимости МТБЮ от финансовой, информационной, материально-технической и организационной (включая обеспечение личной безопасности сотрудников Трибунала при проведении ими следственных действий на территории Боснии и Герцеговины и в Косово) поддержки НАТО.

3. Уже в процессе подготовки и принятия ст. 3 Устава МТБЮ (Нарушение законов или обычаев войны) был нарушен принцип законности. Редакция данной статьи не соответствует таким основным требованиям этого принципа, как четкость и определенность закона. Включение в статью.

34 положения о том, что перечень указанных в ней преступлений не является исчерпывающим, означает, что этот перечень не полный, незаконченный и не имеет предела. Это привело к тому, что судебное толкование ст. 3 Устава стало, по существу, исполнять роль основного источника права Трибунала.

Вывод о нарушении принципа законности в процессе создания нормы права, базирующийся на анализе судебной практики МТБЮ, в отечественной юридической литературе сформулирован впервые.

4. Беспристрастное и строгое толкование ст. 3 Устава трибунала неизбежно приводит к выводу о том, что она, в основном, должна распространяться на военные преступления или, другими словами, на такие нарушения международного гуманитарного права, которые имеют отношение к средствам и методам ведения войны. Расширительное толкование Судьями трибунала ст. 3 Устава в том смысле, что она охватывает и нарушения ст. 3, общей для четырех Женевских конвенций, и других норм международного обычного права, касающихся внутренних конфликтов, равно как и нарушения имеющих обязательную силу для сторон конфликта соглашений, которые по международному договорному праву также признаются в качестве обязательных, и что она наделяет Трибунал юрисдикцией в отношении любых серьезных преступлений, предусмотренных нормами международного гуманитарного права, не охваченных ст. 2, 4 и 5 Устава, является ошибочным. Обвинение лиц по ст. 3 Устава за совершение ими деяний, запрещенных ст. 3, общей для четырех Женевских конвенций, противоречит принципу законности.

Правовая оценка толкования Судьями предметной юрисдикции МТБЮ, которой он был наделен в соответствии со ст. 3 его Устава, основанная на анализе судебных решений МТБЮ, в отечественной юридической литературе впервые осуществлена автором диссертации.

5. Предложенное Судьями трибунала толкование ст. 2 (Серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 года), 4 (Геноцид) и 5 (Преступления.

35 против человечности) Устава МТБЮ верно отражает их содержание и способствует лучшему уяснению наиболее существенных элементов предусмотренных в них составов преступлений. Судебные решения МТБЮ, в которых анализируются эти составы преступлений, могут быть использованы как международными, так и национальными, судебными органами в качестве вспомогательного источника права при определении того, имеются ли в деяниях обвиняемых признаки, которые необходимы и достаточны для квалификации их деяний как серьезных нарушений Женевских конвенций 1949 г, геноцида и преступлений против человечности.

Качественная характеристика такого аспекта деятельности Судей МТБЮ, как толкование ими статей Устава, зиждущаяся на результатах глубокого анализа прецедентного права МТБЮ (case law), осуществлена впервые диссертантом, его выводы являются самостоятельными.

6. Международному обычному праву отводится роль главного источника права Трибунала. Источники права Трибунала подразделяются на основные и вспомогательные. При осуществлении правосудия по уголовным делам МТБЮ руководствуется нормами международного гуманитарного права, которые, в большинстве своем, охватываются, так называемыми, «женевским правом» и «гаагским правом». Положения, изложенные в докладе Генерального секретаря ООН о создании Международного трибунала по бывшей Югославии от 3 мая 1993 г., и заявления, касающиеся интерпретации статей Устава трибунала, которые были сделаны отдельными членами Совета Безопасности во время дебатов после голосования по вопросу об учреждении Трибунала, не могут рассматриваться как положения и заявления, содержащие аутентическое толкование Устава трибунала.

Качественный анализ и обобщение судебной практики МТБЮ по вопросу об источниках права МТБЮ ранее в отечественной юридической литературе не осуществлялись, выводы автора, основанные на обстоятельном.

36 анализе решений Судебных и Апелляционной камер МТБЮ, являются самостоятельными.

7. Отступления Трибуналом от принципа уважения прав, присущих суверенитету, и от принципа уважения прав человека в отношении обвиняемых нарушают принцип господства права и противоречат провозглашенной Советом Безопасности ООН при учреждении МТБЮ цели, состоящей «в основанных на принципе господства права примирении в государствах и национальных образованиях, расколотых на части международными или междоусобными конфликтами, и в их восстановлении».

Правовая оценка деятельности МТБЮ по соблюдению принципов уважения прав, присущих суверенитету, и уважения прав человека в отношении обвиняемых в отечественной юридической литературе впервые дается диссертантом, она основана на всестороннем анализе судебных решений МТБЮ.

8. Имевшие место в практике Трибунала случаи неисполнения государствами — членами НАТО приказов Судебной камеры и отказ Трибунала от использования всех, имеющихся в его распоряжении средств, вплоть до обращения в Совет Безопасности ООН, как это было не раз им сделано применительно к Союзной Республике Югославии, Хорватии и Сербской Республике Боснии и Герцеговины, чтобы заставить эти государства выполнить обязательства, установленные в утвержденном Советом Безопасности докладе Генерального секретаря ООН от 3 мая 1993 г., служат доказательствами зависимости Трибунала от государств — членов НАТО, а также свидетельствует об использовании им двойных стандартов по отношению к различным государствам, принимавшим участие в вооруженных конфликтах на территории бывшей Югославии.

Новизна данного положения заключается в том, что в отечественной юридической литературе проблемы зависимости Трибунала от НАТО и применения им двойных стандартов в таком ракурсе (невыполнение странами.

НАТО адресованных им судебных приказов МТБЮ) ранее не рассматривались.

9. Интерпретация Судьями трибунала содержания и роли принципа законности в международном уголовном судопроизводстве адекватно отражает сущность и назначение этого принципа.

Качественная характеристика толкования названного принципа Судьями МТБЮ, осуществленная на основе анализа решений Судебных и Апелляционной камер, впервые произведена диссертантом.

10. Толкование Судьями трибунала принципа поп bis in idem не расходится с общепринятым и способствует лучшему уяснению его содержания и вытекающих из него требований.

Положение впервые сформулировано и содержательно обосновано диссертантом.

11. Учреждая МТБЮ, Совет Безопасности вышел за пределы своей компетенции. Он не имел права ни наделять вспомогательный орган теми полномочиями и функциями, которыми он сам не обладал, ни учреждать независимый международный уголовный суд. Решение об учреждении Трибунала не является юридически обоснованнымоно идет вразрез с принципом господства права и принципом обеспечения обвиняемому права быть судимым судом, созданным на основании закона. Трибунал не может считаться легитимным. С позиции принципа господства права, принятые им судебные решения должны признаваться не имеющими юридической силы. При отправлении Трибуналом правосудия по уголовным делам, даже если все иные процессуальные права обвиняемых неукоснительно соблюдаются, их право на справедливое судебное разбирательство все равно нарушается.

Новизна данного положения заключается в том, что, по сравнению с имеющимися публикациями, в которых проблема незаконности учреждения МТБЮ также затрагивается, автор приходит к своему выводу путем.

38 опровержения тезисов Судей МТБЮ и демонстрации несостоятельности их аргументов.

12. Принятие судебных решений, в которых дается правовая оценка резолюций Совета Безопасности ООН, находится вне компетенции МТБЮ (ultra vires). Вынося по делу Тадича решение о законности учреждения МТБЮ Советом Безопасности и о легитимности Трибунала, Судьи МТБЮ нарушили принцип законности. Они вышли за пределы предметной юрисдикции Трибунала, установленной в ст. 1 Устава. Это решение должно считаться юридически ничтожным.

Положение не является новым, однако диссертант приводит дополнительные, ранее не использовавшиеся другими авторами, аргументы для его обоснования.

13. Критерии объективности судей и прокуроров, применяемые на государственном уровне, не могут быть признаны достаточными для оценки беспристрастности судей и прокуроров международных уголовных судов и трибуналов. Для судей и прокурора международного судебного органа, созданного со специальной целью, т. е. есть для судебного преследования лиц, ответственных за преступления, совершенные во время определенного конфликта, в качестве одного из таких критериев необходимо рассматривать их национальную принадлежность, которая, с учетом специфических особенностей конфликта, может рассматриваться, как иное обстоятельство, дающее основание полагать, что они могут быть лично косвенно заинтересованы в осуществлении определенной уголовной политики по отношению к той или иной стороне конфликта. При назначении Судей и Прокуроров МТБЮ это обстоятельство не учитывалось, в связи с чем в МТБЮ обвиняемым не обеспечивается право быть судимыми независимым и беспристрастным судом.

Новизну данного положения диссертант видит в том, оно сформулировано на основе детального анализа факторов, связанных с.

Судьями и Прокурором МТБЮ и их деятельностью, которые ставят под сомнение их независимость от стран НАТО (это особенно наглядно продемонстрировано на примере дела Слободана Милошевича). Большинство из этих факторов еще не подвергалось анализу в публикациях других отечественных авторов. Предложения диссертанта о дополнении ст. 41 (Освобождение или отвод судей) и 42 (Канцелярия Прокурора) Римского Статута Международного уголовного суда отдельными положениями о дополнительных гарантиях независимости Суда и самостоятельности и беспристрастности его Судей и Прокурора не являются заимствованными.

14. Чрезмерное представительство западных держав в Канцелярии Прокурора определило его качество — он не стал поистине международным в отношении кадрового состава — и явилось одной из причин диспропорциональности в уголовном преследовании участников конфликтов на территории бывшей Югославии, в связи с чем, авторитету международного уголовного правосудия был нанесен серьезный ущерб.

Углубленное исследование роли сотрудников Канцелярии Прокурора в обеспечении обвиняемому права быть судимым независимым и беспристрастным судом в юридической литературе ранее не осуществлялось. Предложения автора о дополнении ст. 44 Римского Статута (Персонал) и Правил процедуры и доказывания Международного уголовного суда отдельными положениями о дополнительных гарантиях беспристрастности основного персонала Канцелярии Прокурора являются новыми.

15. За исключением права обвиняемого быть судимым легитимным, независимым и беспристрастным судом, все основные процессуальные права обвиняемого, а также предусмотренные Уставом МТБЮ права иных лиц, с которыми он вступает в уголовно-процессуальные отношения, с учетом имеющихся в его распоряжении ресурсов, в ходе судебных разбирательств обеспечиваются им на высоком уровне. По различным причинам, отдельные входящие в систему права прав человека личные (гражданские) права.

40 потерпевших, свидетелей, а также обвиняемых, Трибуналом не обеспечиваются или обеспечиваются не в полной мере.

Новизна выводов заключается в том, что они базируются не только на анализе статей Устава МТБЮ, что характерно и для других исследователей, но также и на детальном анализе соответствующих положений Правил процедуры и доказывания и решений Судебных и Апелляционной камер трибунала. Предложения диссертанта о дополнении преамбулы Римского Статута положением о дополнительных гарантиях защиты прав жертв преступлений и дополнении Правил процедуры доказывания положением о пределах судебного разбирательства являются новыми.

16. Получившая в МТБЮ распространение практика предоставления обвиняемому, при соблюдении определенных условий, возможности добровольно отказаться от права на рассмотрение дела по существу путем заключения с обвинением соглашения о признании своей вины не противоречит принципу справедливого судебного разбирательства.

Данный вывод является самостоятельным. В отношении такой практики МТБЮ в отечественной юридической литературе высказывались противоположные мнения.

Апробация и реализация результатов исследования.

Основные идеи, положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, обсуждались в научных коллективах кафедры международного права Российского Университета дружбы народов и кафедры правовых и социальных дисциплин Академии Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации. В феврале 2006 г. на заседании кафедры международного права РУДН автор выступил с научным докладом на тему «Проблема легитимности МТБЮ», а в апреле 2006 г. на проходившей в РУДН межвузовской научно-практической конференции, посвященной актуальным проблемам современного международного права — с докладом на тему «Проблема беспристрастности Судей и Прокурора Международного.

41 трибунала по бывшей Югославии". На кафедре правовых и социальных дисциплин Академии ФСБ РФ автором прочитано несколько лекций перед слушателями факультета повышения квалификации на следующие темы: «Проблема законности и независимости МТБЮ», «Компетенция Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии», «Источники права Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии» и «Принципы уголовного права в деятельности Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии».

Структура диссертации.

Необходимость решения определенных автором задач, а также объем исследования обусловили наличие в диссертации двух томов, включающих пять глав, введение и заключение.

1. Преамбула и ст. 1 Устава трибунала.

2. Commentary on the Additional Protocols of 8 June 1977, Geneva, ICRC, 1987. P. XXVII.

3. Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. 2-е изд., испр. -М.: Международный Комитет Красного Креста, 2001. С. 9.

4. Котляров И. И. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. М., 1984.-C.il.

5. Арцибасов И. Н., Егоров С. А. Указ. соч. — С. 19.9 Там же. 74 77.

6. См.: Report on the protection of war victims" prepared by the International Committee of the Red Cross, p. 4. Источник: International Conference for the protection of war victims, Geneva, June 1993, FS/RSB/17.06.93.

7. Доклад Генерального Секретаря ООН № IS/25 704 от 3 мая 1993 г. § 35, 41−45.

8. Мерон Т. Обычное право //Военные преступления. Это надо знать всем: Справочник /Научный редактор Ю. М. Колосов. М.: Текст, 2001. — С. 305.20 Там же.

9. См.: Большой юридический словарь. /Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крухских. М.: ИНФРА-М. 1999. -VI, С. 365.

10. Доклад Генерального Секретаря ООН № 18/25 704 от 3 мая 1993 г. § 34.24 Там же. § 35, 41−45.

11. Prosecutor v. Dusko Tadic a/k/a «Dule», Decision on the Defence Motion for Interlocutory Appeal on Jurisdiction, Case No. IT-94−1-AR72, App. Ch., 2 Oct. 1995, para. 98, 117. Источник: http://www.un.org/icty/tadic/appeal/decision-e/51 002.htm.

12. Козаченко И. Я. Погосян Т.Ю. Принципы уголовно-правового регулирования //Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. Отв. ред. И. Я. Козаченко и З. А. Незнамова. М.: Издательская группа НОРМА ИНФРА. M, 1998. — С. 116.

13. Prosecutor v. Biljana Plavsic, Sentencing Judgement, Case No. IT-00−39&40/1, 27 Feb. 2003, para. 160. Источник: http://www.un.org/icty/plavsic/trialc/judgement/index.htm.

14. Морозова J1.A. Теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е, перераб., доп. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — С. 279.

15. Prosecutor v. Drazen Erdemovic, Judgement, Separate and Dissenting Opinion of Judge Cassese, Case No. IT-96−22-A, App. Ch., 7 Oct. 1997, para. 1 l (ii). Источник: http://www.un.org/icty/erdemovic/appeal/judgement/erd-adojcas971007e.htm.

16. См.: Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни от 15 декабря 1989 г.

17. Prosecutor v. Drazen Erdemovic, Judgement, Joint Separate Opinion of Judge McDonald and Judge Vohrah, Case No. IT-96−22-A, App. Ch., 7 Oct. 1997, para. 57. Источник: http://vvww.im.org/icty/erdemovic/appeal/j'udgemeiit/erd-asojmcd971007e.htm.

18. Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги. Книга первая: Пер. с лат. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1948. — С.119.

19. Prosecutor v. Dusko Tadic а/к/а «Dule», Opinion and Judgment, Case No. IT-94−1-T, T. Ch. II, 7 May 1997, paras. 673, 674. Источник: http://wvvrw.un.org/icty/tadic/trialc2/judgement/index.htm.

20. Prosecutor v. Drazen Erdemovic, Judgement, Joint Separate Opinion of Judge McDonald and Judge Vohrah, Case No. IT-96−22-A, App. Ch., 7 Oct. 1997, para. 5. Источник: http.7/wvvrw.im.org/icty/erdemovic/appeal/judgeinent/erd-asojmcd971007e.htm.

21. Prosecutor v. Dario Kordic and Mario Cerkez, Judgement, Case No. IT-95−14/2-PT, Ch. III, 26 Feb. 2001, para. 209. Источник: http://www.un.org/icty/kordic/trialc/judgement/index.htm.

22. Prosecutor v. Dusko Tadic а/к/а «Dule», Decision on the Defence Motion for Interlocutory Appeal on Jurisdiction, Case No. IT-94−1- AR72, App. Ch., 2 Oct. 1995, para. 99. Источник: http://www.un.0rg/icty/tadic/appeal/decisi0n-e/51 002.htm.

23. Prosecutor v. Drazen Erdemovic, Judgement, Joint Separate Opinion of Judge McDonald and Judge Vohrah, Case No. IT-96−22-A, App. Ch., 7 Oct. 1997, paras. 57, 78. Источник: http://www.un.org/icty/erdemovic/appeal/judgement/erdasojmcd971007e.htm.

24. Международное право: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М.: Междунар. отношения, 1998. — С. 30.

25. Черниченко C.B. Нормы и принципы международного права: Учебное пособие /ДА МИД РФ. -М., 1998.-С. 13.

26. Международное право: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М.: Междунар. отношения, 1998. — С. 30 — 31.

27. Лукашук И. И., Наумов А. В. Указ. соч. — С.27.

28. Резолюция Совет Безопасности № 827 от 25 Мая 1993 г. Преамбула.9 Там же. П. 2.10 Там же. Преамбула.

29. Ко времени рассмотрения апелляции Союзная Республика Югославия уже называлась по-другому Сербия и Черногория и именно под этим названием она упоминается в решении Апелляционной камеры.

30. Государства сотрудничают с Международным трибуналом в вопросах расследования и судебного преследования лиц, обвиняемых в совершении серьезных нарушений международного гуманитарного права.

31. См.: Резолюция Совет Безопасности № 1031 от 15 декабря 1995 г. П. 14.

32. См.: Резолюция Совет Безопасности № 1088 от 12 декабря 1996 г. П. 18.

33. Ibid. Chapter VII (Conclusion).39 Ibid. Para.69,.

34. Все лица должны быть равны перед Международным трибуналом.

35. При рассмотрении обвинений против него обвиняемый должен иметь право на справедливое и публичное разбирательство за изъятиями, указанными в статье. 22 Устава.

36. См.: Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 14—15) и Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (ст. 6).270.

37. Обвиняемый должен считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в соответствии с положениями настоящего Устава.

38. Эта проблема освещается во 2-ой главе 2-го тома.

39. Резолюция Совет Безопасности № 827 от 25 Мая 1993 г. П. 7.

40. См.: ст. 85 «Компенсация арестованному или лицу, признанному виновным» Римского Статута Международного уголовного суда.

41. См., напр.: гл. 18 (ст. 133 139) УПК РФ (Реабилитация).

42. Письмо Генерального секретаря от 18 марта 2002 г. на имя Председателя Совета Безопасности. Документ ООН S/2002/304 от 25 марта 2002 г. С. 1,3.

43. Prosecutor v. Dragan Nikolic, Decision on Interlocutory Appeal, Concerning Legality of the Arrest, Case No IT-94−2-AR73, App. Ch., 5 Jun. 2003, paras. 15, 25, 26, 30, 32. Источник: http://www.un.org/icty/ind-e.pdf.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой