Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Метод оценки загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом с использованием геоинформационных систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения диссертационной работы докладывались на Международной научно-технической конференции «Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей» (г.Санкт-Петербург, Государственный аграрный университет, 22−24 марта 2005 г.), на Седьмой Международной научно-практической конференции «Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА АВТОТРАНСПОРТОМ
    • 1. 1. Характеристика автотранспорта как источника загрязнения воздушной городской среды
    • 1. 2. Состояние моделирования загрязнения воздушной среды выбросами автотранспорта
    • 1. 3. Методика определения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на автомагистралях и перекрестках
    • 1. 4. Метеорологические условия, влияющие на формирование загрязнения атмосферного воздуха вблизи городских автомагистралей и перекрестков
    • 1. 5. Применение современных геоинформационных систем для оценки загрязнения атмосферы автомобильными выбросами
  • Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗОВАННОГО МАТЕРИАЛА
    • 2. 1. Данные обследований автотранспортных потоков
    • 2. 2. Данные автоматических стационарных постов по контролю за загрязнением атмосферного воздуха
    • 2. 3. Данные передвижных лабораторий контроля загрязнения атмосферного воздуха
    • 2. 4. Метеорологические характеристики городов, влияющие на рассеивание вредных загрязняющих) веществ
    • 2. 5. Геоинформационные системы и интернет-сервисы
  • Глава 3. ОЦЕНКА ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ НА ГОРОДСКИХ АВТОМАГИСТРАЛЯХ И ПЕРЕКРЕСТКАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
    • 3. 1. Уточнение значений удельных показателей выбросов основных загрязняющих веществ различных категорий автотранспортных средств
    • 3. 2. Коэффициенты, учитывающие изменение выбросов загрязняющих веществ при различных скоростях движения автотранспортных средств
    • 3. 3. Процедура определения интенсивности и скорости движения автотранспортного потока на автомагистралях и перекрестках
    • 3. 4. Определение основных планировочных характеристик магистрали и перекрестка с использованием современных геоинформационных систем
    • 3. 5. Алгоритм проведения расчетов выбросов загрязняющих веществ на автомагистралях
    • 3. 6. Алгоритм проведения расчетов выбросов загрязняющих веществ в зоне перекрестков
  • Глава 4. ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ И МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
    • 4. 1. Влияние параметров автотранспортных источников выбросов на изменение уровня загрязнения атмосферного воздуха вблизи автомагистралей
    • 4. 2. Влияние длины очереди автотранспорта на изменение уровня загрязнения атмосферного воздуха вблизи перекрестков
    • 4. 3. Зависимость уровня загрязнения атмосферного воздуха от метеорологических условий

Метод оценки загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом с использованием геоинформационных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обоснование актуальности темы диссертационного исследования.

Атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Загрязнение атмосферного воздуха — поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха" [78].

Одной из острых экологических проблем настоящего времени является загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта. Автотранспорт является основным источником загрязнения воздушной среды городов вредными (загрязняющими) веществами, которые поступают в атмосферный воздух практически в зоне дыхания человека. В большинстве городов вклад выбросов автотранспорта в валовые выбросы составляет более 50%, а в крупных городах превышает 85 — 90% [26]. В 2007 году выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Российской Федерации достигли 16,3 млн. тонн при неуклонном росте объема выбросов с 1997 г.

Зоны загрязнения атмосферного воздуха такими веществами, как оксид углерода и диоксид азота, формируемые выбросами автотранспортных потоков (АТП), могут характеризоваться высокими концентрациями, зачастую превышающими значения предельно допустимых концентраций, и охватывать достаточно большие территории. Наибольшие значения максимальных приземных концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе формируются вблизи автомобильных дорог и их пересечений, по которым с различной интенсивностью, плотностью и скоростью движутся автотранспортные потоки.

Автомобильные дороги и перекрестки являются источниками с нестационарными по времени выбросами, а автомобили, движущиеся по магистралям, являются источниками выделения выбросов в атмосферный воздух. В зависимости от структуры (состава) и интенсивности движения автотранспорта на автомагистралях и в районе перекрестков в атмосферном воздухе при неблагоприятных метеорологических условиях формируются поля максимальных разовых концентраций вредных веществ. В соответствии со ст. 1 [78] «неблагоприятные метеорологические условия — метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха» .

Состояние загрязнения атмосферного воздуха в городах Российской Федерации определяется на основании инструментального мониторинга, включающего наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха и дополнительно с помощью передвижных лабораторий. Значения измеренных концентраций загрязняющих веществ в точке наблюдения фиксируют уровень загрязнения атмосферного воздуха без выявления источников загрязнения. Определить вклад автотранспортных источников выбросов позволяет расчетная оценка. загрязнения атмосферного воздуха, с помощью которой можно смоделировать конкретную ситуацию и дать прогнозные оценки состояния загрязнения атмосферного воздуха с учетом улучшения экологических характеристик автотранспортных средств, развития улично-дорожной сети городов и др. факторов.

Развитие расчетного метода оценки загрязнения атмосферного воздуха автомобильными выбросами необходимо в части усовершенствования метода определения параметров выбросов автотранспорта как источника загрязнения атмосферы, включающих характеристики автотранспортных потоков (интенсивность, структура, плотность, скорость движения) и величины удельных пробеговых выбросов и удельных выбросов в районах перекрестков.

Для повышения эффективности расчетов загрязнения атмосферного воздуха автомобильными выбросами появилась возможность проведения исследований на новом системном и техническом уровне с использованием технологии Географических Информационных Систем (ГИС). ГИС — информационная система, оперирующая пространственными данными. В отличие от обычных бумажных или отсканированных карт, с помощью электронной топографической основы города возможно учесть весь объем информации о множестве слоев разнообразной общегеографической и тематической информации о городе, в т. ч. об автомагистралях и прилегающих жилых массивах.

Таким образом, тема диссертации, посвященная разработке метода оценки загрязнения атмосферного воздуха городов вблизи автомагистралей и перекрестков выбросами автотранспорта с использованием современных ГИС, является актуальной и своевременной задачей.

Предмет исследования.

Предметом исследования являются закономерности формирования полей максимальных приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе вблизи городских автомагистралей и перекрестков при различных метеоусловиях в зависимости от характеристик движения автотранспортных потоков.

Цель и задачи исследования

.

Целью настоящей работы является разработка метода расчета выбросов автотранспорта и оценки загрязнения атмосферного воздуха вблизи автомагистралей и перекрестков па основе уточненных удельных выбросов вредных (загрязняющих) веществ для различных категорий автотранспортных средств (АТС) с использованием современных ГИС.

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

— проведение натурных обследований состава и интенсивности автотранспортных потоков в ряде городов РФ;

— разработка метода расчета удельных показателей выбросов основных загрязняющих веществ различных категорий АТС с учетом их экологических характеристик, а также уточнение коэффициентов, учитывающих изменение выбросов загрязняющих веществ при различных скоростях движения АТС;

— применение современных геоинформационных систем для определения основных планировочных характеристик магистралей и перекрестков;

— проведение расчетной оценки загрязнения атмосферного воздуха вблизи автомагистралей и перекрестков с использованием ГИС;

— анализ зависимости уровня загрязнения атмосферного воздуха вблизи автомагистралей от параметров источников выбросов автотранспорта и метеорологических условий.

Методы исследования.

При решении поставленных в работе задач проводились натурные эксперименты по определению характеристик автотранспортных потоков, расчетные и инструментальные оценки максимальных приземных концентраций загрязняющих веществ с использованием ГИС.

Научная новизна работы.

В диссертационной работе:

— разработан метод определения удельных (пробеговых) выбросов загрязняющих веществ для различных категорий АТС, движущихся по автомагистралям;

— разработан метод определения удельных выбросов загрязняющих веществ для различных категорий АТС, находящихся в зоне регулируемых перекрестков;

— уточнены коэффициенты, учитывающие изменение выбросов оксида углерода, оксидов азота и углеводородов, в зависимости от скорости движения АТС;

— предложен метод применения современных ГИС для определения основных параметров автотранспортных источников выбросов;

— определены зависимости изменения уровня загрязнения атмосферного воздуха вблизи автомагистралей и перекрестков от параметров источников выбросов автотранспорта;

— усовершенствован метод оценки загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом с использованием ГИС.

Практическая значимость работы и внедрение результатов.

Основные результаты научных исследований по оценке загрязнения атмосферного воздуха вблизи основных автомагистралей и перекрестков с использованием ГИС (Maplnfo Professional, ArcView) апробированы и включены:

— в «Методику определения загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспортных потоков, движущихся по автомагистралям Санкт-Петербурга», «Методику расчета выбросов автотранспорта вблизи регулируемого перекрестка и оценки их воздействия на атмосферный воздух Санкт-Петербурга», «Методику по проведению сводных расчётов на основе компьютерного банка данных о выбросах загрязняющих веществ «Системы Эколог-город Санкт-Петербург», утвержденные распоряжениями Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга;

— в сводный том «Охрана атмосферы и предельно-допустимые выбросы (ПДВ) города Архангельска» для нужд муниципального образования «Город Архангельск».

Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха г. Санкт-Петербурга автотранспортом с использованием ГИС послужила основой для принятия управленческих решений по уменьшению загрязнения атмосферного воздуха г. Санкт-Петербурга автомобильным транспортом.

Результаты научных исследований рекомендовано использовать в качестве исходных данных для оценки и обоснования планируемых градостроительных решений по реконструкции транспортно-дорожной сети г. Архангельска в рамках «Комплексной транспортной схемы г. Архангельска на период 2008 — 2023 гг.».

Результаты исследований внедрены в атмосфероохранную деятельность, что подтверждено соответствующими актами.

Положения, выносимые на защиту.

1. Метод расчета выбросов автотранспорта и оценки загрязнения атмосферного воздуха в районах автомагистралей с использованием ГИС.

2. Метод расчета выбросов автотранспорта и оценки загрязнения атмосферного воздуха в зонах перекрестков с использованием ГИС.

3. Метод оценки загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом с использованием ГИС.

4. Результаты исследования уровня загрязнения атмосферного воздуха вблизи автомагистралей и перекрестков в зависимости от параметров источников выбросов автотранспорта и метеорологических условий.

Достоверность результатов и выводов диссертации.

Достоверность полученных результатов подтверждается большим объемом используемого фактического материала (данные автоматических стационарных постов по контролю за загрязнением атмосферного воздухаданные передвижной лаборатории контроля загрязнения атмосферного воздуха г. Архангельскаэкспериментальные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха вблизи отдельных автомагистралей и перекрестков г. Санкт-Петербурга, данные натурных обследований автотранспортных потоков вблизи автомагистралей и регулируемых перекрестковстатистическая информация о возрастной структуре автомобильных парков по территории РФ), а также полученными значениями коэффициентов корреляции между расчетными и инструментальными значениями концентраций загрязняющих веществ.

Личный вклад автора.

Автор лично проводил натурные обследования структуры, интенсивности и скорости движения автотранспортных потоков и непосредственно участвовал в измерениях содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на автомагистралях и перекрестках г. Санкт-Петербурга. Автором самостоятельно разработан метод расчета выбросов загрязняющих веществ, включающий определение показателей удельных выбросов и учет изменения выбросов основных загрязняющих веществ от скорости движения автотранспортного потока. Автором лично усовершенствован метод оценки загрязнения атмосферного воздуха с использованием ГИС и проведена его апробация. Все представленные расчеты по определению выбросов загрязняющих веществ и применению ГИС при оценке загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом и изложенные результаты расчетов получены автором лично.

Апробация работы и публикации.

Основные положения диссертационной работы докладывались на Международной научно-технической конференции «Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей» (г.Санкт-Петербург, Государственный аграрный университет, 22−24 марта 2005 г.), на Седьмой Международной научно-практической конференции «Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах» (г.Санкт-Петербург, СПбГАСУ, 21—22 сентября 2006 г.), на Пятой Международной конференции «Приборостроение в экологии и безопасности человека» (г.Санкт-Петербург, ГУАП, 31 января — 02 февраля 2007 г.), на международной научно-практической конференции «Информационные технологии как основа управления в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды» (г.Санкт-Петербург, 29−30 ноября 2007 г.), на научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения» (г.Санкт-Петербург, СПбГАСУ, 27 -28 ноября 2008 г.).

По теме диссертации опубликовано 12 научных работ, в том числе, 2 статьи — в журналах, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий (Научно-технический журнал «Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе», № 11- Журнал «Экология урбанизированных территорий», № 3).

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованной литературы и 2 приложений. Объем диссертации — 165 стр. текста, в том числе 33 таблицы, 48 рисунков. Список использованной литературы включает 105 наименований на русском и английском языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненные в диссертационной работе исследования позволили усовершенствовать метод оценки загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом с использованием ГИС. Получены следующие основные результаты:

1. Выполнен анализ существующих и применяемых в настоящее время методик оценки загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта в РФ и за рубежом. Показана возможность применения расчетной схемы, лежащей в основе методики ОНД-86 для определения максимальных приземных концентраций, формируемых выбросами автотранспорта.

2. Проведены натурные обследования автотранспортных потоков в ряде городов РФ. Средняя интенсивность движения в г. Санкт-Петербурге составляет 2400 авт/час (78% легковых АТС, 20% грузовых АТС, 2% автобусов), в г. Архангельске 1300 авт/час (70% легковых АТС, 19% грузовых АТС, 11% автобусов), в г. Астрахани — 2200 авт/час (75% легковых АТС, 19% грузовых АТС, 6% автобусов).

3. Определены удельные выбросы загрязняющих веществ для восьми категорий АТС, движущихся по автомагистралям и находящихся в зоне перекрестков, для Санкт-Петербурга и Архангельска. Определены коэффициенты, учитывающие изменение выбросов основных загрязняющих веществ (СО, NOx, СХНУ) в зависимости от средней скорости движения АТС.

4. Разработан метод определения длины, ширины участков автомагистралей, длины очереди АТС, количества АТС в очереди перед регулируемым перекрестком, скорости и плотности движения АТС с использованием современных ГИС и интернет-сервисов и апробирован на примере г. Санкт-Петербурга и г. Архангельска. Коэффициенты корреляции между расчетными и наблюдаемыми значениями составляют по динамическому габариту АТС, количеству АТС, находящихся в очереди перед перекрестком, по длине очереди перед перекрестком Rs=0,59- по Rgo —0,9 и Rl0 =0,8 соответственно.

5.Разработан метод расчета выбросов загрязняющих веществ на перегонных участках автомагистралей и в зоне регулируемых перекрестков. Результаты расчета выбросов показали, что на перегонных участках автомагистралей с уменьшением скорости движения АТС выбросы оксида углерода увеличиваются, а выбросы диоксида азота снижаются, что обусловлено различием в удельных выбросах автомобилей на различных режимах работы двигателя. С увеличением интенсивности движения АТС, без изменения скорости движения АТС, выбросы загрязняющих веществ возрастают.

6.Усовершенствован метод оценки загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта с использованием ГИС. Дана оценка загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода и диоксидом азота вблизи автомагистралей и перекрестков на примере г. Санкт-Петербурга и г. Архангельска. Отмечены различия в зависимости концентраций оксида азота и диоксида азота от характеристик движения автотранспортных потоков, по сравнению с зависимостью концентраций оксида углерода. Связано это с изменчивостью выбросов загрязняющих веществ на различных режимах работы двигателя автомобиля.

С увеличением интенсивности движения автотранспортных потоков максимальные приземные концентрации возрастают. С уменьшением скорости движения АТС с 60 до 5 км/час на линейных участках автомагистралей концентрации оксида углерода увеличиваются в 1,5 — 8 раз, концентрации оксидов азота уменьшаются в 1,1 — 1,6 раза.

В зоне регулируемых перекрестков с увеличением длины очереди АТС (от 30 до 250 м) уровень загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода возрастает в среднем в 5,0 — 6,5 раз, превышая 1 ПДК.

7. Вблизи магистралей и перекрестков максимальные концентрации загрязняющих веществ формируются при слабых скоростях ветра при направлениях ветра под углом до 30 -45° к магистралям.

8. Проведено сравнение расчетных и измеренных значений концентраций оксида углерода, оксида азота и диоксида азота. Наблюдается тесная связь между расчетными и измеренными значениями концентраций оксида углерода, как для линейных участков автомагистралей, так и для регулируемых перекрестков. Связь между расчетными и измеренными значениями концентраций оксида азота и диоксида азота выражена слабее.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В., Куракина Н. И., Желтов Е. В. Система моделирования распространения загрязняющих веществ и оценки экологической ситуации на базе ГИС // журнал «Информационные технологии моделирования и управления», № 5(23), Воронеж, 2005.
  2. В.Ф., Андреев О. В. Проектирование автомобильных дорог. Т.1. 2-е изд. — М.: Транспорт, 1987. 368 с.
  3. .М. Соискателю ученой степени: Практические рекомендации (от диссертации до диссертационного дела). 5-е изд., переработанное, дополненное. — СПб.: МОП АНО «НТЦ им. Л.Т.Тучкова», 2008. -351 с.
  4. Э.Ю., Смирнова И. В. Воздух городов и его изменения. СПб.: «Астерон», 2008. -254 с.
  5. М.Е. Прогноз и регулирование загрязнения атмосферы, Л.: Гидрометеоиздат, 1985.-272с.
  6. М.Е. Современные проблемы атмосферной диффузии и загрязнения атмосферы, -Л.: Гидрометеоиздат, 1975.-448с.-
  7. М.Е., Генихович Е. Л., Оникул Р. И. Моделирование загрязнения атмосферы выбросами из низких и холодных источников // Метеорология и гидрология. СПб., 1990. — № 5, с.5- 16.
  8. Г. П., Кротов Ю. А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде: справочник. Л.: Химия, 1985. 528с.
  9. Н.С., Оникул Р. И., Соломатина И. И. К оценке выбросов автотранспорта в атмосферу и загрязнения воздуха вблизи автомагистралей // Тр. ГГО, вып.436.- Л., 1977, с.102−110.
  10. М.В. Диссертация «Анализ и прогноз загрязнения воздуха выбросами автотранспорта», СПб., 1999. — 136 с.
  11. М.В., Полуэктова М. М. К вопросу о расчетах загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта // журнал «Экология урбанизированных территорий», М., 2008, № 3 с. 103−109.
  12. Гаврилов А. С. Экологический программный комплекс для персональных ЭВМ / теоретические основы и руководство пользователя ЭПК «ZONE». СПб.: Гидрометеоиздат, 1992, — 166с.
  13. Генихович E. J1. К вопросу о применимости гауссовской модели для расчета загрязнения воздуха // Труды ГГО, вып. 450, — Л., 1982, с. 35−42.
  14. ГОСТ Р 52 438 2005. Географические информационные системы. Термины и определения. — 16 с.
  15. ГОСТ Р 52 293 2004. Геоинформационное картографирование. Карты электронные топографические. Общие требования. Москва. 2005. — 11 с.
  16. В.Н., Потапов А. И., Хватов В. Ф., Волкодаева М. В. и др. Пути решения экологических проблем автотранспорта. Научное, учеб.-методическое справочное пособие. СПб.: Гуманистика, 2006. — 568 с.
  17. В.Н., Рогалев В. А. Проблемы экологизации автомобильного транспорта. СПб.: МАНЭБ, 2005.-312 с.
  18. М.Т., Китросский Н. А. Механизм фотохимического загрязнения атмосферы. Л., Гидрометеоиздат, с.295−309.
  19. Дрю Д. Теория транспортных потоков и управление ими./ Пер. с англ. Е. Г. Коваленко и Г. Д. Шермана. Под ред. чл.-кор. АНСССР Н. П. Бусленко.- М.: Транспорт, 1972.- 424 с.
  20. Ежегодник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу городов и регионов Российской Федерации (России) за 2006 г., — СПб., 2007, — 319 с.
  21. Ежегодное справочное пособие «Автомобильный рынок России 2008». Изд-во «Семь верст», — Тольятти, 2008. — 208 с.
  22. А., Яценко Н. Модель и мониторинг реализации концепции развития автомобильной промышленности России // Стандарты и качество.-2003.-№ 4.- с.48−52
  23. Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения // Учеб. для вузов. М.: Транспорт, 2001. — 247 с.
  24. Д.В. Моделирование распространения примесей от выбросов промышленных предприятий и автотранспорта в атмосфере г. Липецка, ArcReview № 4 (31) 2004.
  25. Ю.А. Технические средства регулирования дорожного движения. — М.: Транспорт, 1981. 252с.
  26. Е. М., Сильянов В. В. и др. Пропускная способность автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1970. — 146 с.
  27. В.Н. Состояние контроля вредных выбросов автотранспорта в России: проблемы и пути их решения па примере Санкт-Петербурга //// Вопросы охраны атмосферы от загрязнения: Информационный бюллетень № 2 (32), СПб.: НПК «Атмосфера», 2005, с.6−25.
  28. В.Н., Грешных А. А. Автомобиль и окружающая среда. Справочно-методическое пособие. СПб.: НПК «Атмосфера» при ГГО им. Воейкова, 2007. — 288 с.
  29. В.Н., Трофименко Ю. В. Промышленно-транспортная экология: Учеб. для вузов/ Под ред. В. Н. Луканина — М.: Высш. шк., 2001.- 273с.
  30. О.Г., Васильчикова С. Ф., Махиня Д. А., Ломовская Л. К., Схема развития транспортной инфраструктуры Самары в составе проекта Генерального плана города // ArcReview № 3 (42) 2007.
  31. О.Г., Васильчикова С. Ф., Махиня Д. А., Ломовская Л. К., Схема развития транспортной инфраструктуры Самары в составе проекта Генерального плана города // ArcReview № 3 (42) 2007.
  32. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчётов загрязнения атмосферы городов, СПб.: НИИ Атмосфера, 1999. — 15 с.
  33. Методическое пособие по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий и автотранспорта города (региона) и их применению при нормировании выбросов. СПб.: НИИ Атмосфера, 1999. — 31 с.
  34. Научно-прикладной Справочник по климату СССР, вып.1 «Архангельская и Вологодская области, Карельская и Коми АССР, ч. Ш «Ветер». Л.: Гидрометеоиздат, 1967. — 304с.
  35. Научно-прикладной справочник по климату СССР: Сер. 3: Многолетние данные. Вып. 3: Карельская АССР, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Калининская и Смоленская области. Л., 1988
  36. Общесоюзный нормативный документ Госкомгидромета СССР (ОНД-86). Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Л.: Гидрометеоиздат, 1987 г. 93с.
  37. Р.И. Об учете нестационарности мощности источников выбросов вредных веществ при расчетах загрязнения атмосферного воздуха // Сб. «Охрана воздушного бассейна городов и промышленных регионов» (изд.2-е, доп.). СПб.: НПК «Атмосфера», 2003, с.76−80.
  38. Отчет по теме НИР «Разработка рекомендаций по расчету валовых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников для УТЭН (Рекомендации по расчету выбросов от автотранспорта и железнодорожного транспорта)», НИИ Атмосфера, СПб., 2008 г, 44с.
  39. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Изд-е седьмое, переработанное и дополненное, СПб.: НИИ Атмосфера, 2008. — 438с.
  40. М.М., Волкодаева М. В., Левкин А. В. Геоинформационные системы (ГИС) и их практическое применение при проведении расчетов загрязнения атмосферного воздуха
  41. Проблемы охраны атмосферного воздуха: Сборник трудов НИИ Атмосфера, СПб.: НИИ Атмосфера, 2009, с. 169−178.
  42. Постановление Правительства России от 12.10.2005 г. № 609 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации».— 11с.
  43. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 27.01.2009) «О правилах дорожного движения».
  44. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 978-р от 16.07.2002 г. «О Концепции развития автомобильной промышленности России».
  45. Рекомендации по качеству воздуха в Европе/ пер с англ. М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. -312 с.
  46. Руководство по проектированию городских улиц и дорог. ЦНИШ по градостроительству -М.: Стройиздат, 1980. 120 с.
  47. И.О., Чепиков Н. А. Использование геоинформационных технологий как элемента системы управления воздухоохранной деятельностью г. Курска // Сборник трудов конференции «Экология и безопасность в техносфере». Орел, 2009, с.44−47
  48. Сводный том «Охрана атмосферы и нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ)» для города Архангельска для нужд муниципального образования «Город Архангельск».-СПб.: НИИ Атмосфера, 2008, 288 с.
  49. Е.С., Шипулин В. Д., Патракеев И. М. Анализ распределения транспортных средств в Харькове // ArcReview № 3 (42) 2007
  50. А. В. Проектирование улично-дорожной сети. М.: Стройиздат, 1978.
  51. СНиП 2.07.01−89 градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений.
  52. JI.P. Синоптико-статистический анализ и краткосрочный прогноз загрязнения атмосферы.- JI.: Гидрометеоиздат, 1991.- 223 с.
  53. Справочник по климату СССР, вып.1 «Архангельская и Вологодская области, Карельская и Коми АССР, ч. П «Температура воздуха и почвы», Гидромет, JL, 1965.
  54. Справочник по удельным показателям выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для некоторых производств- основных источников загрязнения атмосферы, СПб, 2005. — 125с.
  55. Е. Государство намерено законодательно регулировать качество продающегося в России бензина // Газета «Энергетика и промышленность России», вып.№ 3 (67) 03.2006.
  56. В.Ю. Базы экологических данных: Метод, пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 16 с.
  57. В. Ю. Геоинформационные системы (ГИС): Метод, пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. — 16 с.
  58. Федеральный закон «О запрете производства и оборота этилированного бензина в Российской Федерации», принятый Государственной думой 7 марта 2003 г. и одобренный Советом Федерации 12 марта 2003 г.
  59. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с изменениями на 31 декабря 2005 года).
  60. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 декабря 2008 г.).
  61. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями от 9 мая 2005 г., от 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г.).
  62. Франк-Каменецкий Д.А., Шпакова Е. Н. Информационная система «Атмосферный воздух» //ArcReview № 1 (44) 2008.
  63. Е.Н. Расчетные методы мониторинга атмосферного воздуха // Обзор «Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге» в 2006 году / под ред. Д. А. Голубева, Н. Д. Сорокина, СПб., 2007, с. 51−56.
  64. Berlyand М.Е., Burenin N.S., Gcnihovich E.L. Experimental investigation of atmospheric pollution due to motor vehicles. Proc. Sov. American. Symp on mobile sourses of air pollution. V.I.St.Petersburg, 1992, pp.105−121.
  65. Controlling vehicular emissions in Beijing during the last decade. Hao Jiming. Hu Jingnan. Transp. Res. A. 2006. 40, № 8, pp.639−651.
  66. Formaldehyde. In: Wood dust and formaldehyde. Lyons. International Agency for Reseach on Cancer, 1995. pp. 217 362 (IARC Monographs on the Evalution of Carcinogenic Risks to Humans, Vol.62)
  67. Greenshields B.D. A study of traffic capasity // Proc. (US) highway research, board, 1934, vol. 14, pp. 448−494.
  68. Impact of urban transporton environment and sustainability. Kersys A., Kersiene N. Transport Means 2006: Proceedings of the 10 International Conference, Kaunas. Oct. 19−20, 2006. Kaunas: Technology a 2006, pp.304−307
  69. Kein Pardon fur Euro 4 und 5. Stoffges Peter. DVZ: Dtsch. Logist.-Ztg. 2005. 59. № 83. p.6.
  70. Kukkonen, J., Harkonen, J., Walden, J., Karppinen, A. and Lusa, K., 2001. Evaluation of the dispersion model CAR-FMI against data from a measurement campaign near a major road. Atmospheric Environment, Vol. 35/5, pp. 949−960.
  71. Lawther, P.J. et. al. Pulmonary function and sulphur dioxide: some preliminary findings. Inviromental reseach, 10: pp.355−367 (1975).
  72. Linn, W.S. et. al. Replicated dose response study of sulphur dioxide effects in normal, atopic and asthmatic volunteers. American review of respiratory disease, 136: pp.1127−1134 (1987).
  73. Moderne motory a moderne paliva zaciatkom «A2C». Lesinsky Jan. Ropa, unlie. plyn a petrochem. 2003.45, № 1−2, pp.37−39.
  74. PMlO-bound polycyclic aromatic hydrocarbons in the Greater Area of Athens, Greece. Mantis J., Samara C. Chemospherc. 2005. № 5, pp.593−604.
  75. Polynuclear aromatic hydrocarbobs (PAH). In: Air quality guidelines for Europe. Copengagen, WHO Regional Office for Europe, 1987, pp. 105−117.
  76. Traffic control in oversaturated streetnetworks // NCRHP report № 194, 1978. 152 p.
Заполнить форму текущей работой