Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX — начале XX веков
Sozialgeschichte der Freizeit: Unters, zum Wandel der Alltagskultur in Deutschland / Hrsg. von Gerhard Huck. -Wuppertal:Hammer, 1980. мероприятиям немцев1. Зигфрид Кракауэр теоретик и историк кино в своей книге «Психологическая история немецкого кино от Калигари до Гитлера» дает полный и подробный обзор и что очень важно, анализ психологической стороны развития кинематографа. Это исследование… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Традиционные формы досуга, характерные для Германии в последней трети XIX- начала XX веков
- 1. 1. Основное содержание и функции досуга. Исторические предпосылки и условия развития досуга в Германской империи конца XIX — начала XX веков
- 1. 2. Особенности развития и основные виды театров как формы досуга немцев
- 1. 3. Музеи и выставки как отражение культурного развития немцев и форма досуга населения Германии
- 1. 4. Место и значение чтения в досуговой культуре Германской империи
- 1. 5. Праздники, музыка, танцы как составляющая досуговой культуры Германской империи
- ГЛАВА 2. Новые формы досуга, характерные для Германии конца XIX — начала XX веков
- 2. 1. Основные достижения литературной жизни начала XX века и отражение в досуговой культуре в форме литературно-музыкальных вечеров
- 2. 2. Кинематограф и его просветительская роль в досуговой культуре Германской империи
- 2. 3. Проявление спорта и туризма как массового явления в досуговой культуре немцев
Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX — начале XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. К истории Германии, ее прошлому и современному развитию в нашей стране со стороны самых разных слоев общества проявлялся и проявляется неослабевающий интерес, особенно начиная с XVIII века. Для нашей страны «германский вопрос» имеет особое значение. С одной стороны, сама Германия, находясь в центре Европы, никогда не соглашалась сколько-нибудь долгое время быть на периферии международной жизни и играть роль «наковальни» для других государств. Она, особенно с последней трети XIX века (со времени своего объединения в рамках Германской империи), всегда оказывалась в эпицентре политической, экономической и культурной жизни Европы, постепенно становясь одной из ее ведущих держав. Естественно, игнорировать эти исторические реалии Россия не могла и не может.
Интерес к Германии в нашей стране усиливается и в связи с тем, что были в прошлом и продолжают развиваться сейчас разнообразные и очень интенсивные связи между Россией и Германией. Эти две страны издавна являлись партнерами в экономической области, в политической и духовной сферах. Конечно, народы обеих стран пережили в XX веке тяжелейшие конфронтации — мировые войны, где они выступали в качестве противников. Но в обоих случаях после подобных столкновений отношения, правда, не сразу, нормализовались, а в период Веймарской республики даже стали дружескими. Начиная с 1970;х годов (особенно с 1990;х) эта страна является нашим основным партнером в Европе.
На протяжении длительного времени Германия значительно отставала в экономическом развитии от передовых стран Запада. Политическая и экономическая раздробленность Германии до конца 60-х годов XIX века тормозила рост производительных сил, мешала росту капитальных вложений в транспорт и промышленность. Быстрый рост капиталистической промышленности и торговли в последней трети XIX века был обусловлен, в первую очередь, двумя важными событиями: политическим объединением.
Германии и победой Пруссии над Францией в войне 1870−1871 годах. 18 января 1871 года в Зеркальном зале Версальского дворца при стечении 2000 офицеров, чиновников, и духовных лиц — германские короли, князья и военная элита провозгласили создание Германской империи, а короля Пруссии Вильгельма I — ее кайзером1. Политическое объединение Германии создало необходимое единообразие хозяйственных и правовых условий, дало мощный толчок инвестиционной деятельности.
Завершение промышленной революции привело к серьезным изменениям в численности и социальной структуре германского общества. Постоянно возрастал удельный вес занятых в индустрии рабочих.
В 70-е годы XIX века в Германии появилась тенденция в обществеощутить и заново осознать себя как единая нация, единое государство, Германия вновь должна была осознать собственную историю, вспомнить свое прошлое, как следует пережив его и испробовав на ощупь.
После объединения Германии в 1871 году происходили решительные изменения в образе жизни немцев, их менталитете, закладывались основы, которые определяли и определяют вплоть до наших дней жизнь немецкого общества. При этом наряду с экономическими, политическими и другими вопросами интересна и культурная сторона жизни населения Германии.
Массовая миграция в конце XIX века в быстрорастущие города породила как прибыльный рынок для популярных зрелищ и развлечений, так и специализированные городские кварталы для них, которые богема и художники находили привлекательными. Следовательно, традиционные формы популярного развлечения изменялись. Преобразовывались и становились профессиональными. Порождая оригинальные версии популярного художественного творчества2.
Актуальность темы
диссертации также определяется фундаментальными переменами, произошедшими в развитии исторической.
1 Geschichtliche weltkunde. Band 2. — Frankfurt/M., Berlin, Munchen, 1977. — S. 199.
2 Хобсбаум Э. Век империи. 1875−1914. — Ростов н/Д., 1999.-С. 345−346. науки в последние десятилетия, формированием ряда научных школ, сделавших главным объектом своих научных исследований не экономические явления и политические процессы, а проблемы повседневного бытия простых людей. По мнению академика Ю. А. Полякова, важнейшей задачей современной историографии стало изучение не столько производственной и политической деятельности, культурных и научных достижений человечества, сколько «самого человека, как такового, его жизнь, какой она была и какой стала"1. Избранная тема представляется актуальной, главным образом потому, что история по существу — это повседневная жизнь человека в ее историческом развитии, проявление стабильных, постоянных, неизменных свойств и качеств в соответствии с географическими и временными условиями, рождением и закреплением новых форм жилья, питания, перемещения, работы, досуга. В этом смысле история повседневности представляется наиболее перспективным и актуальным направлением современных исследований.
В рамках развития культуры и повседневности Германии нам представляется возможным изучение досуга. Необходимо дать понятие досуговой культуры, которое выражает сумму интересов, протекающих во всех общественных сферах и социальных классах. Досуговая культура аккумулирует материальные, социальные и другие блага, является ареной борьбы за господство идеологий, влияет на сферу производства товаров и услуг, восстановление рабочей силы и т. д.
В свою очередь, отечественный исследователь И. Я. Биск дает следующую характеристику этому термину: «Под историей быта и нравов. понимается уклад повседневной жизни, включающий ряд материальных и духовных сторон, в частности удовлетворение основных жизненных потребностей — в пище, одежде, жилище и др., связанных с компонентами.
1 Поляков Ю. А. Человек в повседневностн// Вопросы истории. — 2000. — № 3. — С. 125−127.
2 Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII — начало XX вв.). — М., 1997.-С. 176. культуры, отдых и развлечения, особенности понимания «что такое хорошо, что такое плохо», атмосфера эпохи."'.
Все вышесказанное обусловливает актуальность и своевременность изучения избранной темы диссертационного исследования.
Объект исследования — социокультурные процессы в Германской империи в последней трети XIX — начала XX веков.
Предметом исследования является становление и функционирование досуговой культуры населения Германской империи в традиционных и новых формах.
Хронологические рамки охватывают период с 1871 года и до начала Первой мировой войны 1914 года. Нижняя граница исследования обусловлена тем, что после объединения Германской империи в 1871 году происходили изменения, касающиеся всех сфер жизнедеятельности от политики до культуры. А верхний хронологический предел — 1914 годобусловлен началом Первой мировой войны.
Территориальные границы исследования распространяются на Германскую империю в границах 1871 года.
Степень изученности проблемы. Развитие духовной культуры Германской империи в изучаемый период как самостоятельная тема в историографии не получила достаточного освещения. Тем не менее, различные частные вопросы, общие и по отдельным формам досуга были предметом исследования ученых-историков, а также социологов, культурологов и других исследователей.
Отечественная историография. Первые публикации по данной проблеме появляются уже к концу XIX века. В России с 1871 по 1917 годы печаталось большое количество работ, среди которых собственно исторические исследования составляли менее 5%. При этом 70% публикаций принадлежало зарубежным авторам. Но во всех этих работах рассматривались отдельные стороны жизни немецкого народа, не было ни.
1 Биск И. Я. История повседневной жизни населения Веймарской республики. 6.
Иваново, 1990.-С. 4. одной публикации, посвященной комплексному изучению досуговой культуры немцев. Дореволюционные работы С. Меча, С. Слобожанского, А. Н. Дживилегова, Н. Кареева1 общего характера, дающие представления об истории Германии. Большое внимание в них уделено принятию социального законодательства, которое создавало предпосылки для развития сферы досуга преимущественно рабочих слоев.
Издавались работы и по отдельным вопросам досуга этого же периода, посвященные развитию кинематографа и театра, их место и значение в культурной жизни человека, а также освещались праздники и различные зрелищные представления европейцев. Е. Самуйленко «Кинематограф и его просветительская роль» дает фактологический материал по развитию кинематографа. Время издания данного исследования не может дать полноценного анализа развития кинематографа, так как можно говорить только о зачаточном его состоянии и общество в этот период не могло адекватно оценить влияние нового вида развлечения. Заслуживает внимания работа E.H. Водовозовой «Как люди на белом свете живут. Немцы"3. Данное исследование можно назвать первой попыткой в отечественной историографии написания социальной истории и изучения повседневности.
Отличительная черта дореволюционной литературы состояла в том, что она в основном содержала фактический материал, но не давала оценок и не проводила анализа событий.
После октября 1917 года исследования по данной теме в СССР были прекращены. Советские историки, основываясь на марксистско-ленинской методологии, издавали большие количество общих работ по истории страны, где главное внимание уделялось экономике, политике, положению рабочих и.
1 Меч С. Германия (до 1914 года). — М., 1917; Слобожанский С. Европа. Германия. Австро-Венгрия и Румыния. — Спб., 1913. Ч. IIIДживилегов А. Н. История современной Германии. — Спб., 1917; Кареев Н. История Западной Европы в новое время. XIX век. — Спб., 1910; Зидов Г. Рабочее законодательство и рабочие реформы в Германии. — Одесса. Козман, 1905.
Самуйленко Е. Кинематограф и его просветительская роль. — Спб., 1912; Кинематограф («Живая фотография»). — М., 1909; Видман С. Театр и революция. — М., 1917; Праздники и зрелища у различных народов. — Спб., 1899- Глаголев А. Записки русского путешественника. Париж, Лондон, Германия. — Спб., 1845- Жизнь европейских народов. — Спб., 1905;
3 Водовозова E.H. Как люди на белом свете живут. Немцы. — Спб., 1913. 7 их лидерам, а также дипломатии, но не уделялось должного внимания изучению повседневной жизни немецкого народа. Данная тема была освещена лишь в некоторых работах1.
В конце 60-х годов XX века в историографии возникла тема повседневности как самостоятельной отрасли изучения прошлого, как составляющая «историко-культурологического» поворота в гуманитарных науках. Данное направление связано с представлениями о культуре повседневности, с одной стороны, и в методологии исторической антропологии, с другой стороны, разработанных в «Школе Анналов», российскими последователями которой являются А. Я. Гуревич, Ю.Л. Бессмертный2, работающие на западноевропейском историческом материале. Направление феноменологии, изучавшее проблемы культуры, досуга и др., в России развивали Г. Г. Шпет, М. М. Бахтин, А.Ф. Лосев3.
Особый расцвет германистики в СССР наблюдался в 1960;70 гг., когда были опубликованы работы Б. А. Айзина, А. Б. Цфасмана, В. В. Чубинского, И. С. Яжборовской, Р. Я. Евзерова, A.C. Ерусалимского и др4. Наряду с проблемами внутренней и внешней политики Германии конца XIX — начала XX вв., в них так или иначе затрагивались отдельные вопросы быта, культуры немецкого народа. В 1970;х годах вышла первая обобщающая работа «Германская история в новое и новейшее время"5. Это издание представляет собой первый в советской литературе опыт систематического изложения германской истории в новое и новейшее время. Наряду с социально-экономическим и политическим развитием в работе нашли.
1 Критская H.A. Жизнь и быт рабочих Германии.- М., 1927; Кулишер И. М. Как живут крестьяне в Германии. -Пг., 1921;
2 Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». — М., 1993; Бессмертный Ю. Л. «Анналы»: переломный этап?// Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. — М., 1991.
3 Шпет Г. Г. Явление и смысл. — Томск, 1996; Бахтин М. М. К философии поступка//Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984;1985. — М., 1986; Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986; Лосев А. Ф. Из ранних произведений. — М., 1990.
4 См., например: Айзин Б. А. Революционные германские социал-демократы против империализма и войны 1907;1914 гг. — М., 1975; Цфасман А. Б. Буржуазные партии Германии и подъем рабочего движения в 19 051 906 гг.// Некоторые вопросы всеобщей истории. — Вып. 9. — Челябинск, 1975; Чубинский-Надеждин В. В. Вильгельм Либкнехт — солдат революции (1926;1900). — М., 1969; Яжборовская И. С., Евзеров Р. Я. Роза Люксембург// Новая и новейшая история. — 1975. — № 5. Ерусалимский A.C. Бисмарк: дипломатия и милитаризм. — М., 1969 и др.
5 Германская история в новое и новейшее время: В 2-х тт. — М., 1970. отражение вопросы немецкого просвещения деятельность юнкерско-буржуазного блока использование досуговой культуры в ходе подготовки к Первой мировой войне. Естественно нельзя не сказать об изложении материала в данном издании с марксистской точки зрения. Уделено большое значение раскрытию ведущих тенденции исторического развития тех классовых сил, которые оказывали воздействие на развитие экономических процессов, политической жизни и культуры.
Одновременно появляются специальные работы по теме исследования, так, например, работы Бояджиева Г. Н. раскрывающие одну из форм досуга немцев театр. Его историю и вопросы, связанные с необходимостью созданию свободной народной сцены как возможности проведения досуга рабочих, доступность театра как формы досуга для рабочего класса Германии, специфики его развития, присущих только немцам1.
В 80-годы в советской историографии продолжалось изучение проблем объединения Германской империи, рабочего движения и его лидеров, союза рабочего класса с крестьянством, подготовки Германии к мировой войне.2 Данные работы важны для понимания внутри и внешнеполитической обстановки в Германии в конце XIX — начале XX веков, в период милитаризации не только экономики, но и духовной жизни общества.
Исследователи стали уделять внимание вопросам развития физической культуры и спорта — это работа под редакцией В. В. Столбова и работа В. Г. Кудрявцева, Ж. В. Кудрявцевой, в которых освещены моменты спортивной подготовке масс в Германии, вопросу значения спорта для становления и развития физически здоровой и духовно сильной нации. Работа Столбова уделяет большое значение развитию спорта в молодежной среде как.
1 История западноевропейского театра / Под ред. Г. Н. Бояджиева, Е. Л. Финкельштейна. — М., 1970; История зарубежного театра. Театр Европы и США XIX — XX веков/ Под ред. Бояджиева Г. Н. — М., 1972.
2 Галкин И. С. Создание Германской империи, 1815−1871 гг. — М., 1986; Сергеев В. В. Англия и объединение Германии в 1848—1871. — Л., 1986; Брайович С. М. Карл Каутский — эволюция его воззрений. — М., 1983; Павленко Г. В. Проблема союза рабочего класса с крестьянством в германской социал-демократии в период вступления в эпоху империализма. Автореф дисс. д-ра истор. наук.- Киев, 1981; Туполев Б. М. Кайзеровский военно-морской флот рвется на океанские просторы (конец XIX — начала XX вв.)// Новая и новейшая история. — 1983. — № 3- № 4.
3 История физической культуры и спорта/ Под ред. В. В. Столбова. — М., 1983; Кудрявцев В. Г., Кудрявцева Ж. В. Спорт мира и мир спорта. — М., 1987. движущего фактора развития империи, вопросам развития здоровой и сильной нации. Авторы второго исследования повествуют о месте женщин в развитии спорта и том, что спорт становился не только элитным временем препровождения, но и как средство разрядки и для поддержки своего здоровья. Важное место в понимании роли досуга для немцев стало исследование «Брак у народов Западной и Южной Европы"1, дающее возможность исследователям понять, насколько разнообразен и ярок досуг немцев в форме празднеств, связанных с заключением брака немцев, важность церемоний и обязательность их исполнения.
Постсоветский период (с 1991 года) характеризуется появлением как обобщающих работ по истории Германии2, так и исследований отдельных вопросов и тем. Обобщающие работы отражают основные тенденции развития Германской империи, проблемы развития общественно-политической и духовной жизни, их влияние на повседневную жизнь и быт немцев в конце XIX — начале XX века.
Среди исследований отдельных вопросов и тем следует отметить книгу А. Г. Матвеевой «Германская империя, 1871−1914"3. Российская исследовательница раскрывает основные этапы истории Германской империи с 1871 по 1914 годы. Автор уделяет значительное внимание индустриализации, ее значению в общем развитии Германской империи и влиянию на повседневную жизнь и быт немцев в конце XIX — начале XX века. Важным моментом в исследовании на наш взгляд является новое понимание свободы, независимости, а также индивидуальной и коллективной правовой защищенности, которые, в свою очередь, явились предпосылками для функционирования новых форм экономической деятельности внутри возникающей системы капиталистического общества.
1 Брак у народов Западной и Южной Европы. — М., 1989.
2 Оболенская C.B. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в конце 70-х г. XIX века. — М., 1992; Аникеев A.A. Э. Гернле — революционер, ученый, поэт. — Ставрополь, 1991; Шмидт T.3. Социальные реформы и политическая культура в Германии начала XX веков// Политическая и духовная культура Европы (новое и новейшее время). — Пермь, 1992;
3 Матвеева А. Г. Германская империя, 1871−1914. — М., 2002.
В этот же период в России стали появляться работы о развитии печати и других средств массовой информации в Германии. В работе «Путь длиною в пять столетий: от рукописного листа до информационного общества» Г. Ф. Вороненкова1 дает характеристику общему положению дел в Германии рассматриваемого периода с точки зрения развития печатного слова и его эволюцию. Но главное в исследовании автора является история печати Германии периода 1871−1914 годов, ее значении и функциях. Она выделяет две основные: во-первых, освещать ежедневные события и, во-вторых, отражать интересы власти или политических партий, на которых была ориентирована.
Работа Г. В. Макаровой «Театральное искусство Германии на рубеже XIX — XX веков: национальный стиль и формирование режиссуры»" помогает дополнить картину по вопросу понимания места и роли театра в жизни Германии в изучаемый период. Дается подробный анализ национального стиля немецкого театра, его специфики и понимания его для простого зрителя и коллизиях театральной закулисной жизни. Анализируется появления режиссуры, ее принятие и непринятие в истории немецкого театрального искусства, становление как нового вида руководства театром. Без данного исследования было бы тяжело до конца понять место и роль театра и его основных вех развития для немецкого зрителя и актеров.
За последние годы в российской историографии не появилось ни одной работы по культуре Германской империи на рубеже XIXXX веков, в комплексе рассматривающей повседневность и досуг. Выходят лишь общие работы по истории и культуре Германии этого периода3. Но продолжают разрабатываться теоретические основы темы повседневности, значительный.
1 Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листа, до информационного общества. -М., 1999.
2 Макарова Г. В. Театральное искусство Германии на рубеже XIX — XX веков: национальный стиль и формирование режиссуры. — М., 1992.
3 История Германии XX века в новом измерении: источники, статистика, художественные документы/Сост. И. Бюлов — М., 2008; Новейшая история Германии/ Сост.Б. Бонвеч, Б. С. Орлов, A.A. Синдеев. — М., 2007; История культуры народов мира: «Прекрасная эпоха». Европа. XIX—XX вв./ Г. Вейс — М., 2005; Иллюстрированная история танца: [происхождение танца и его развитие в древности, античная хореография, священные танцы и мистерии, карнавальная культура Средневековья, балет Западной Европы, реформы великих хореографов, знаменитые танцовщицы и танцоры]/ С. Н. Худеков. — М., 2009.
11 вклад в разработку данного направления внесли исследователи Оболенская C.B., Пушкарева H.JI. и др.1.
Тема повседневности остается актуальной в российских исторических исследованиях и в наши дни, данное направление широко представлено в вузовской системе обучения, создаются центры изучения по истории повседневности и многое другое. Одним из таких центров изучения в России является «Центр истории частной жизни и повседневности» Института всеобщей истории РАН. Руководителем центра является д.и.н., проф. И. Н. Данилевский. Основным направлением в работе Центра является изучение внутреннего мира индивида разных эпох и культур (на материале Западной Европы и России). По результатам работы центра проводятся круглые столы, выпускается альманах «Казус».
Зарубежная историография также как и отечественная содержит два вида работ: общего характера издания и специальные исследования. К числу первых работ можно отнести книги о государственно-политическом строе Германии во второй половине XIX века, состоянии отдельных господствующих династий, экономики и деятельности Бисмарка2.
Из дореволюционных работ следует сказать о книгах П. Кампфермейера, К. Лампрехта, Д. В. Дрепера и др., которые раскрывают основные тенденции исторического и общие закономерности культурного развития Германии XIX — XX вв. Данные работы позволяют раскрыть общую картину культурного развития империи, увидеть, какое место занимают в жизни те или иные формы досуга, их влияние на жизнь немцев.
Оболенская С.В. «История повседневности» в современной историографии ФРГ// Одиссей. — 1990; Оболенская С. В. Некто Йозеф Шеффер, солдат гитлеровского вермахта. Индивидуальная биография как опыт исследования «истории повседневности"// Одиссей. — 1996; Пушкарева Н. Л. История повседневности и частной жизни глазами историка// Социальная история. — 2003; Поляков Ю. А. Человек в повседневности// Вопросы истории. — 2000. — № 3.
2 Borner К.Н. Die Krise der preussischen Monarchie von 1858 bis 1962. — Berlin, 1907; Grunder H. Die Kaiserfahrt Wielhelms II. ins Heilige Land. 1898// Weltpolitik, Europagedanke, Regionallismus. — Munster, 1910; Kitchen M. The Political Economy of Germany. 1815−1914. — London, 1916; Seeber G., Wolter H. Die Krise der bonopartistischen Diktatur Bismarks 1885/86// Evolution und revolution in der Weltgeschichte. — Bd 2.
3 Кампфермейер П. История общественных классов в Германии. — Спб., 1906; Лампрехт К. История германского народа. — М., 1896- Линденберг П. Берлинский двор и Вильгельм II. — Киев. Харьков, — 1895- Дрэпер Д. В. История умственного развития Европы: В 2-х тт. — Киев, 1900; Кампфермейер П. Очерки истории немецкой культуры. — Спб., 1923; Гасселькус П. А. Путешествие по Германии и Швейцарии по круговому билету. — Берлин. Кельн. Рейн, 1909.
О закономерностях культурного развития Германской империи говорит исследование «Das Jahr 1913. Ein Gesamtbild der Kulturentwicklung"1 (1913 год. Общие закономерности культурного развития). В работе раскрыты основные направления культурного развития в литературе, искусстве, музыке и тенденции театральной жизни Германии. Культурная жизнь во всех ее проявлениях развивалась во взаимосвязи с политическими и социальными процессами государства, которые нашли отражение в данном исследовании. Эта работа важна для раскрытия и более глубокого понимания общего культурного состояния Германии рубежа XIX — XX вв. Затронуты и отдельные аспекты повседной культурной жизни немцев: опера, которая долгое время оставалась предметом почитания у немцевфакты о развитии театра и появлении профессиональных государственных учреждение, служивших для подготовки актеров и развитию театрального искусства в целом.
Послевоенный период развития историографии представлен трудами, посвященным рассмотрению вопросам экономического и политического развития страны". Среди данных работ наиболее значительной для нашего исследования является работа Гюнтера Гейдорна «Монополии. Пресса. Война» в которой можно проследить развитие основных линий политики германского империализма, а также развитие периодической печати рассматриваемого периода. Автор подробно и основательно показывает, как печать становилась важным инструментом в политики, формы и методы влияния на печать и ее на народные массы. Пресса занимала важное место в досуге населения Германской империи конца XIX — начала XX веков.
В 60-х годах XX века возник интерес к историко-культурологическим подходам в германской исторической науке. Был переиздан забытый труд Н. л.
Элиаса «О процессе цивилизации», знакомство с которым пробудило.
1 Das Jahr 1913. Ein Gesamtbild der Kulturentwicklung. — Leipzig-Berlin, Teubner, VII. 1913.
2 Брехт А. О государственном устройстве Германии. — М., 1947; Гейдорн Г. Монополии. Пресса. Война. -М., 1964; Hamann R., Hermand J. Grunderzeit. — Berlin, 1965; Jacobeit W. Bauerliche Arbeit und Wirtschaft. 1963.
3 Elias N. Uber den Prozess der Zivilisation. Soziogenetische und psychogenetiche Untersuchungen. — Frankfurt a. M, 1968. интерес к изучению повседневных привычек как отражение социальных процессов и вообще к изучению проблем поведения человека1.
К общетеоретическим работам истории повседневности относят работы основателей феноменологического направления в философии и, в частности, Э. Гуссерля. Он первым обратил внимание на значимость философского осмысления не только высоких абстракций, но и «сферы человеческой обыденности», которую он именовал «жизненным миром"2. А. Шюц предложил отказаться от восприятия «мира, в котором мы живем», как «пред-данного» и сосредоточиться на анализе процессов складывания и обуславливания этой кажущейся «пред-данности», то есть «мира человеческой непосредственности» — стремлений, фантазий, сомнений, реакций на непосредственные частные события, сделав научной задачей «исследование природы пред-данности"3.
В этот же период в исторической науке ФРГ возникло новое направление, именующее себя «социальной» или «социально-исторической наукой». Теоретическое обоснование этому направлению дали Х. У. Велер, X. Бёме, Ю. Кокка4, М. Штюрмер. Вскоре это направление в германской историографии вылилось в направление «Alltagsgeschichte» — история повседневности5. Сами сторонники этого направления, подчеркивали, что «главный предмет их внимания не ключевые исторические события или великие идеи, но повседневная жизнь простых жизнь, изменения в их жизни и изменения в них самих вместе со временем и внутри временных отрезков"6.
В 70−80-х годов в германской исторической науке продолжают разрабатываться вопросы развития Германии с точки зрения политики,.
1 Musiat S. Zur Lebensweise des landwirtschaftlichen Gesindes in der Oberlausitz. Bautzen, Domowina-Verl., 1964.
2 Гуссерль Э. Собр. Соч. Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени. — М., 1994.
3 Шюц А. Структура повседневного мышления// Социологические исследования. — 1998. — № 2. — С. 132.
4 Kocka J. Sozialgeschichte zwischen Strukturgeschichte und Erfahrungsgeschichte. In: W. Schieder und V. Sellin (ffg.). Sozialgeschichte in Deutschland. Gottingen: Vandenhoeck and Ruprecht, 1986.
5 Conze W. Was ist Sozialgeschichte? In: Deuxieme Conference Internationale d’Histoire Economique. Aix-en-Provence 1962b. — Paris, 1965; Conze W. Die Stellung der Sozialgeschichte in Forschung und Unterricht // Geschichte in Wissenschaft und Unterricht. 1952, Jg.3- Alltagsgeschichte der NS-Zeit. Neue Perspektiven oder Trivialisierung? — Munchen, 1984.
6 Kocka J. Sozialgeschichte zwischen Strukturgeschichte und Erfahrungsgeschichte. In: W. Schieder und V. Sellin (ffg.). Sozialgeschichte in Deutschland. Gottingen: Vandenhoeck and Ruprecht, 1986. S. 167.
14 экономики, истории1, но многие авторы вплотную стали обращаться к вопросам повседневности и досуговой культуры, углублять разработку теоретических вопросов данной проблематики.
Выдающийся вклад в разработку теоретических и конкретно исторических вопросов изучения немецкой повседневности внес академик Ю. Кучинский. Он являлся одним из пионеров «истории повседневности» в ГДР. В начале 80-гг. он опубликовал трехтомник о повседневной жизни немецкого народа с 1600 до 1945 год. Этот фундаментальный труд заложил основы изучения повседневности, быта и досуговой культуры в германской историографии2.
Вопросам теоретических проблем повседневности и досуга посвящен сборник «Sozialgeschichte der Freizeit: Unters, zum Wandel der Alltagskultur in Deutschland» («Свободное от работы время и формы его проведения различными классами и слоями населения Германии» — сборник социологических и исторических исследований) в котором представлены отдельные исследования по различным вопросам, посвященные социологическим и историческим проблемам свободного времени и форм его проведения различными классами и слоями населения Германии со второй половины XIX века по 1933 год. Интересными в работе являются вопросы понимания свободного времени, истории его появления взаимосвязь с понятием досуга. Отдельное исследование, посвященное вопросам спорта, причинам его появления и перехода в массовый и профессиональный спорт. Автором обстоятельно и полно раскрыты эти вопросы и они нашли отражение в нашем исследовании.
Одновременно появляются исследования, посвященные описанию кинематографа, праздников, музеев, театров и другим культурным.
1 Kollmann W. Der Proze? der Verstadterung in Deutschland in der Hochindustrialisierungsphase, in: R. Braun u. a. (Hg.):Gesellschaft in der Industriellen Revolution. — Koln-Berlin, 1973; Фрикке Д. Воспитание солдат в милитаристком духе в кайзеровской Германии (начало XX в.)// Ежегодник Германской истории. — 1982. — С. 38−52.
2 Kuszyncki J. Geschichte des Alltags des deutschen Volkes, 1600 bis 1945: Studien. Bd. 3. 1810−1870 — Berlin. 1982.
3 Sozialgeschichte der Freizeit: Unters, zum Wandel der Alltagskultur in Deutschland / Hrsg. von Gerhard Huck. -Wuppertal:Hammer, 1980. мероприятиям немцев1. Зигфрид Кракауэр теоретик и историк кино в своей книге «Психологическая история немецкого кино от Калигари до Гитлера» дает полный и подробный обзор и что очень важно, анализ психологической стороны развития кинематографа. Это исследование важно тем, что автор дает историю развития Германского кинематографа с самого начала, тогда как в других исследованиях очень часто опускают этот важный на наш взгляд период. Кракауэр называет начальный период развития кино «архаическим». Интересный и противоречивый период в истории кино выходит за пределы традиционного киноведческого анализа и показывает, как в этих фильмах прямо или косвенно нашли свое отражение мощные социальные процессы и противоречия самой жизни. Как реагировали зрители на различные кинопремьеры, нововведения. Автор акцентирует свое внимание еще и на то, что развитие индустрии кино напрямую зависело от зрителя, массовым и популярным в этот «архаический» период были лишь киноленты понятные и интересные зрителю и от этого зависело развитие той или иной кинокомпании.
В работе «175 Jahre Oktoberfest 1810−1985» («175 лет Октоберфест с 1810—1985 года») раскрывается история празднования одного из любимых праздников немцев — «Октоберфеста» и эволюция этого праздника с 1810 по 1985 годы. Рамки нашего исследования распространяются на период с 1871 по 1914 года. В работе освещено, как проходили ежегодные мероприятия празднования и отражение основных политических, экономических и социальных изменений, происходивших в стране. Влияние достижений технического прогресса на развитие и эволюцию этого праздника. Для нашего исследования данное издание имеет значение как показатель.
1 175 Jahre Oktoberfest 1810−1985. — 1985; Zwiebelmarkt und Lichterfest. Mitteldeutscher Verlag Halle — Leipzig, — 1983; Groschopp, H. Zwischen Bierabend und Bildungsverein: Zur Kulturarbeit in der dt. Arbeiterbewegung vor 1914.-2, Aulf. — Berlin. Dietz, 1987; Alte Brauche — frohe Feste zwischen Flensburg und Oberstdorf, Aachen und Bayreuth/Marianne Was-Frey, Udo Moll, Burkhard Grehm et al. — Ostfildern. Mair, 1984; Schneider, W. Zweibeimarkt in Weimar. 1986; Deutsche auswartige Kulturpolitik seit 1871: Geschichte u. Struktur. Ref. u. Diskussion eines interdisziplinaren Symposions. — Koln. Wien, 1981. VIIIDie Berliner Moderne, 1885−1914. -Stuttgart: Reclam, 1987; Die Museuminsel zu Berlin.- Berlin, 1987; Wahnrau, G. Berlin-Stadt der Theater. Der Chronik. T.l. 1986; Кракауэр 3. Психологическая история немецкого кино от Калигари до Гитлера. — М., 1977. важности и значимости праздников в развитии досуговой культуры Германии. Насколько сплоченно немцы готовились и отмечали этот праздник, как они служили общности интересов и взаимосвязи поколений.
Следующим исследованием о проведении свободного времени можно назвать «Zwiebelmarkt und Lichterfest. Mitteldeutscher Verlag Halle"1. (Традиционный праздник урожая. День продажи лука). Данная работа представляет собой сборник, в котором подробно описаны праздники, характерные для различных областей Германии. Можно перечислить лишь некоторые из них «Пасхальная верховая езда», которая была особенно популярной в нескольких общинах кругов Каменц, Баутцен и Хойерсверда, «Мякиш гунна и парень Троицы», соревнования гимнастов во Фрейбурге и многие другие праздники. Это исследование помогает представить насколько разнообразен и пестр культурный досуг немцев, традиции в форме праздников передающихся из поколения в поколение.
Автор Horst Groschopp в работе «Zwischen Bierabend und Bildungsverein: Zur Kulturarbeit in der dt. Arbeiterbewegung vor 1914» («Образовательные союзы, существующие для культурной работы в немецком рабочем движение до 1914 года») показал историю создания и развития спортивных союзов на территории Германской империи рассматриваемого периода. Horst Groschopp говорит о значении физического воспитания, его развитии во времени, о спортивных движениях и путешествиях молодежи. Данный аспект досуга как спорт и туризм очень важны для Германии рубежа XIX — XX веков, ведь спорт и туристические движения появились как одна из реакции на процесс урбанизации. Все возможные путешествия молодежи, о которых говорит автор, важны для развития физически и духовно здоровой нации, об этом заботилось и само государство.
Среди работ, посвященных культурной стороне жизни немцев, их быту и повседневности, находящихся на стыке истории, этнографии,.
1 Zwiebelmarkt und Lichterfest. Mitteldeutscher Verlag Halle — Leipzig, — 1983.
17 культурологии можно назвать работы Р. Зидера, Г. Крейга. Ценность данных трудов заключается в их подходе к изучению проблемы и связи с другими науками.
В книге Рихарда Зидера «Социальная история семьи в Западной Европе (конец XVIII — начало XX вв.)"1 прослеживаются методы и достижения этнографии, культурологии, социологии, психологии, права, антропологии, географии. Исследование Зидера является системным. Он исходит из представления о семье как о социальном микрокосме, в котором живут и работают люди, социализированные данным обществом и сами социализирующие приходящие на смену поколения. Семья сама по себе предстает в качестве достаточно сложной системы, функционально реализующей задачи по репродукции рабочей семьи, общественных структур, формированию стереотипов поведения. Ученый рассматривал повседневную жизнь различных типов семьи: крестьянской, буржуазной, промышленных рабочих. Зидер считал, что семья не должна рассматриваться вне своего социально-политического и экономического контекста, поэтому сделал в своей работе экскурсы в историю форм производства.
Американский культуролог Гордон Крейг в своей работе «Немцы"2, представляет собой блестящее исследование истории, культуры и иных аспектов жизни людей, живущих в самом сердце Европы. Состоящий из ряда ярких тематических эссе этот труд раскрывает характер и своеобразие народа, чья необыкновенная жизнестойкость и противоречивый характер до сих пор являлись неразрешимой загадкой. Ценность этого исследования заключается в том, что это исследование не чисто историческое, а находится на стыке с культурологией. Автор говорит о сплоченности немцев в сложных жизненных ситуациях, особенно в провинциальных городах и деревнях, можно даже говорить о какой-то замкнутости в этих маленьких деревнях о совместном отмечании свадеб, праздников. О неприятии или очень тяжелом.
1 Зидер Р. Социальная история семьи в Западной Европе (конец XVIII — начало XX вв.). — М., 1997.
2 Крейг Г. Немцы. — М., 1999. принятии различных нововведений и многом другом. Данное исследование дает возможность понять, как жили немцы, почему были развиты именно те или иные аспекты досуга. И что немало важно, это исследование американца, можно говорить о взгляде со стороны, пусть и не всегда объективном.
За последние годы появились лишь работы по вопросам общего развития Германской империи рубежа XIX — XX веков и работы по развитию Германии в общем контексте развития Европы, среди которых можно выделить работы Э. Хобсбаума, Д. Нормана и др1.
Э. Хобсбаум в работе «Век империи. 1875−1914"2 пытается понять и объяснить девятнадцатый век, его место в истории, а также понять и объяснить мир в процессе революционных преобразований, чтобы найти в прошлом корни текущих событий и представить прошлое как. единую и цельную сущность, а не как набор тем для обсуждения, каждая в отдельности истории государств, истории политики, экономики, культуры и многих других вещей. Среди множества поднятых автором вопросов касающихся развития XIX века, стоит вопрос о понятии «нации» и «национального государства», в том числе и Германской империи, насколько тяжело было немцам в сложной для страны период осознать себя как нация. Поднимает вопросы актуальные для нашего исследования — воздействие прессы на рядовых читателей. Раскрывает историю одной из форм досуга немцевспорта, показывает насколько был популярен футбол, говорит о значении Олимпийских игр.
Исследование английского ученого Нормана Дэвиса «История Европы"3 представляет собой собранный воедино большой фактологический материал, который в свою очередь сопровождается включением в текст неожиданных мнений, забавных и трагических эпизодов, рельефных портретов, оживляющих широкую панораму развития европейского.
1 Краткая история Германии: история Германии от Средневековья до наших дней/ Д. Ульф, Г. Андреас, X. Ульрих. — Санкт-Петербург, 2008; Европа нового и новейшего времени: с 1789 года и до наших дней/ Браггс Э. Клэвин П., Пер. Исэров А. А., Нестеров B.C. — М., 2006.
2 Хобсбаум Э. Век империи. 1875−1914.-Ростов н/Д, 1999.
3 Норман Д. История Европы. Пер. с английского Т. Б. Менской. — М., 2007.
19 континента. Обширность исследования позволяет понять и увидеть то или иное событие или явление в контексте истории, а не отдельным скупым фактом, что облегчает анализ и видение тех или иных событий. Конкретно для нашего исследования полезен фактический материал по развитию спорта и вопросу посвященному тому, что большинство европейских правительств в период XIX — XX вв. стремилось укрепить национальную сплоченность своих граждан церемониями, символами, интеграцией истории, но главное — через образование и культуру.
Таким образом, анализ историографии показал, что, несмотря на наличие работ, затрагивающих отдельные вопросы досуговой культуры немцев в последней трети XIX — начала XX веков, нет систематизированных исследований, дающих панораму культурной жизни Германской империи в указанный период. Не раскрыты исторические предпосылки и условия развития досуга в Германской империи, его основных форм.
Целью работы является комплексное исследование развития досуговой культуры населения Германии в последней трети XIX — начале XX веков.
Для достижения цели предполагается решить следующие исследовательские задачи:
1) выявить исторические предпосылки и условия развития досуга Германии;
2) раскрыть основное содержание и функции традиционных форм досуга в Германской империи;
3) установить условия появления новых форм досуга в процессе индустриализации страны и их влияние на духовную жизнь народа;
4) показать панораму культурного досуга в Германии и проследить эволюцию досуговой культуры с 1871 по 1914 годы;
5) осветить основные достижения культурного развития немецкого народа в конце XIX — начале XX века.
Каждая из этих задач может представлять самостоятельную тему для исследования, однако автор ставит главной своей целью показать досуговую культуру немецкого населения в целом. В диссертации не ставится задача изучения религиозной культуры, архитектуры, развития деятельности различных обществ как элементов культурной среды.
Источниковую базу исследования составляют следующие виды документов: законодательные акты, опубликованные источники, материалы личного происхождения (мемуары), периодическая печать, художественная литература, путеводители.
Первой группой источников являются законодательные акты. В настоящее время в исторической науке заметна тенденция существенного расширения привлечения данных видов источников в исследованиях. Не ограничиваясь изучением собственных формально-правовых аспектов конкретных решений и их последствий, существует тенденция рассматривать законы и другие правовые акты в системном единстве как отражение реальных, личных, групповых, социальных интересов и настроений.
При написании работы использованы законы Германской империи рассматриваемого нами периода. Наиболее важными для нас из них являются: Закон о страховании по инвалидности и старости (22 июня 1889 г.)1, Закон о страховании по безработице (1891 г.), Закон об обязательном Л воскресном отдыхе (1891 г.), Закон о страховании на случай болезни (принят рейхстагом в мае 1883 года, вступил в силу с декабря 1884 года), Закон о страховании от несчастных случаев (принят в июне 1884 года, вступил в силу с октября 1885 года)3. В сложившейся политической и социальной обстановке Германии рубежа XIX — XX веков возникла необходимость существования данных законов. Особенно актуальны они были для рабочего класса империи, которые вследствие своего положения и условиями работы не имели возможности для отдыха и досуга. После появления этих законов происходило значительное улучшения положения рабочих, сокращение.
1 Das Reichsgesetz betreffend die Invaliditats und Alterversicherung vom 22 Juli 1889. В., — 1891. — S. 167−332.
2 Сборник документов по истории Нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки, 1870−1914/ Сост. П. И. Остриков, П. П. Вандель. — М., 1989. — С. 58−60.
3 Deutsche Reichsgeschichte in Dorumenten 1849−1926. В., Bd. 1. — 1927. — S. 77. рабочего времени, и как следствие, появление свободного времени и возможность отдыха и развития сферы досуга.
Вторая группа источников представлена опубликованными документами. Важным источником является сборник документов и материалов по истории культуры немецкого рабочего движения в 1848—1918 гг.1, раскрывающий основные направления рабочего движения в области образования, создания различных обществ, взаимодействие с социал-демократической прессой, проведение лекций и многое другое, что позволяло рабочему движению занимать досуг граждан и повышать уровень образованности и культуры.
После обоснования теории об «Alltagsgeschichte» — истории повседневности Ю. Кучинским в Германии появилось ряд изданий содержащих материалы о развитии культуры и досуга различных слоев и регионов страны. Так, например, под редакцией В. Якобайта и У. Мормана были опубликованы культурологические очерки и материалы под названием.
•у.
Культура и образ жизни пролетариата", показывающий повседневный уклад жизни определенной прослойки общества Германии, взаимосвязь с культурой и т. д.
Повседневная жизнь, быт и культура жителей Магдебурга раскрыты в сборнике материалов, изданном в 1979 году. Седьмой том многотомного издания охватывает период с конца XVIII века по начало первой мировой войны. Здесь были подчеркнуты конкретные зарисовки жизненного уклада немцев в конце XIX — начале XX веков. О влиянии капитализма на сельское хозяйство в частности на образ жизни и культуру сельского населения Магдебурга3.
Г. Бок издал крупную работу о влиянии буржуазной, индустриальной и демократической революциях на культурную жизнь немцев, как эти явления.
1 Dokumente und Materiale zur Kulturgeschichte der deutschen Arbeiterbewegung 1848−1918. Hrsg.:Peter von Ruden/Kurt Koszyk. — Frankfort (Mein)/Wien/Zurich. — 1979.
2 Kultur und Lebensweise des Proletariats. Kultur historisch-volkskundliche Studien und Materialien. Hrsg.W.Jacobeit/U. Mormann. — Berlin. 1973.
3 Untersuchungen zur Lebensweise und Kultur der Wertatigen Dorfbevolkerung in der Magdeburg Borde. Hrsg. H.-J. Rach/B. Wei? el. Teil 1/1. Berlin. 1978. Teil H/2. Berlin. 1979.
22 нашли отражение в изменениях досуговой культуры Германской империи1. В. Шёне собрал материал о культуре и образе жизни немцев за значительный исторический период (1750−1850), традиции этих явлений сохранились и в более поздние периоды истории Германии2 и нашли отражение в данном исследовании. Крупное собрание сказаний, легенд о немецком характере собраны и опубликованы Г. Бюрде-Шнайдевиндом. Материалы охватывают огромный исторический период с 13 до 19 вв. и показывают различные направления проявления немецкого характера3.
Значительное число материалов о соотношении искусства идеологии и эстетики оставила Клара Цеткин. В четырех томах она показала неразрывную связь этих форм общественного сознания и их огромное воздействие на менталитет немецкого народа4.
Двухтомник источников по музыкальной эстетике XIX века представляют Германию как страну великих музыкантов. Одновременно они свидетельствуют и о многообразии жанров музыкальной культуры в стране, ее глубоком проникновении в сознание и повседневность немцев5.
Третья группа представлена материалами личного происхождениямемуарами. Особенность этого вида источников состоит в том, что в нем присутствует достаточно зримо личностный мотив и он носит в известной степени субъективный характер. Однако этот вид источников содержит автобиографическую, социальную, социально — психологическую информацию, которая отсутствует в официальных документах, а также в источниках других видов.
Мемуарная литература — это воспоминания, дневники личного происхождения. Их общей чертой является то, что исторические события осмысливаются в них на основе собственного опыта. Так, в работе представлены мемуары канцлера Германской империи О. Бисмарка.
1 Bock H. Burgerlische Revolution-Jndustiele Revolution-Demokratische Literatur. — Berlin. 1977.
2 Schone B. Kultur und Lebensweise der Lautzer Bandvveber (1750−1850). -Berlin. 1977.
3 Deutsche Sagen demokratischen Charakters, Bd. 4- Historische Volkssagen aus dem 13. bis 19. Jahrhundert. Hrsg. G. Burde-Schneidewind. Berlin. 1977.
4 Цеткин К. Искусство. Идеология. Эстетика. — М., 1983.
5 Музыкальная эстетика Германии XIX века: В 2-х т. Т. 2. — М., 1984.
Вильгельм II. Воспоминания и мысли", «Вильгельм И, император Германии. Мемуары, события и люди 1878−1918 гг.», А. Бебеля «Из моей жизни"1 в которых раскрывается государственная политика в области социальной, культурной жизни. Остановимся более подробно на мемуарах Августа Бебеля «Их моей жизни». Для нашего исследования данная работа ценна, прежде всего тем, что автор является современником происходивших событий и довольно подробно их излагал, конечно же нельзя забывать и о об объективности изучаемого материала. Наиболее важным в данной работе является положение периодической печати, ее взаимоотношения с существующей политической властью и вопросы существования и функционирования в условиях давления и запрета со стороны государства, и положение в данных условиях социал-демократической прессы.
Несмотря на такие недостатки мемуарной литературы, как субъективизм и зависимость от памяти, она является наиболее информативным источником для изучения повседневной жизни любого государства.
Четвертую группу составила периодическая печать, которая является одним из ведущих средств массовой информации и коммуникации. Несмотря на наличие цензуры, газеты и журналы конца XIX — начала XX веков помещали многочисленную информацию о культурной жизни Германии, о традиционных и новых формах досуга. В настоящей работе использованы газеты и журналы «National-Zeitung», «Preussische Jahrbucher», «Berliner Tageblatt», «Вестник Европы», «Всемирный вестник», «Исторический архив», «Новь», «Русская мысль» др.2 Из них взяты сведения о социальной и.
1 Бисмарк О. Вильгельм II. Воспоминания и мысли. — М. — Пг., 1923; Вильгельм II, император Германии. Мемуары. События и люди 1878−1918/Перевод с нем. Д. В. Триуса, с предисловием А. В. Луначарского. — М. — Пг. 1923; Бебель А. Из моей жизни. Т. 2. Ч. 2. — Петроград. 1919; Бебель А. Из моей жизни. Т. 3. — Петроград. 1919; Гере П. Три месяца фабричным рабочим. — М., 1907; Гинденбург. Воспоминания. Перевод с нем. -Петроград. 1922; Гогенлоэ-Шиллингфюрст. «Мемуары князя Гогенлоэ». Перевод с нем. — М., 1907.
2 «National-Zeitung» 18. IX 1870- «National-Zeitung» 30. XI 1870- «National-Zeitung» 27. VII 1870- «NationalZeitung» 19. III 1870- «National-Zeitung» 25. XI 1870- «Preussische Jahrbucher» 1870, Bd. 26- «Preussische Jahrbucher» 1871, Bd. 27- «Berliner Tageblatt» 17. X 1909; Академическая свобода в Германском университете// Вестник Европы. — 1901. — № 12 (декабрь) — Берлинская ежедневная пресса. Очерки// Вестник Европы. — 1890. — № 8 (август) — Бобыркин П. Театр// Новь. — 1883. — № 10- Значение берлинской конференции по рабочему вопросу// Русская мысль. — 1890. — № 9- Иностранное обозрение// Русская мысль. — 1888. — №.
24 политической жизни классов империи и влиянии происходивших событий на повседневность, отдых, развлечения. Данный вид источник наиболее информативен и разнообразен по представляемому материалу от политической и социальной до культурной и досуговой сфер жизни населения империи. И что не мало важно, работая с данным видом источника погружаемся в ту обстановку которая царила в рассматриваемый период без посредников, так как данная информация, содержащая в периодической печати была рассчитана на читателей, своих современников. В этих изданиях помещались наиболее важные и интересные события, веяния литературной, театральной жизни империи, по которым можно проследить, что читали немцы, что им было интересно. Периодическая печать как зеркало отражала основные события жизни немцев и что очень важно отвечала потребностям и требованиям граждан империи.
Пятую группа представлена художественной' литературой, которая является, в принципе, второстепенным источником по новой истории, но имеет большую источниковедческую ценность по истории повседневной и культурной жизни. Эта литература ценна тем, что автор, описывающий современную ему эпоху, не может использовать свое право на вымысел, вместе с тем он стремится к исторической правде и точности воспроизведения социокультурной обстановки страны. В данном исследовании использованы произведения Т. Манна «Будденброки», «Земля обетованная"1, а также работы таких авторов, как Т. Фонтане, Р. Швейхель, В. Раабе2. Остановимся более подробно на работе Т. Манна «Будденброки»,.
12- Иностранное обозрение// Русская мысль. — 1890. — № 4- Народные театры и народные развлечения в Германии// Вестник Европы. — 1900. — № 1 (январь) — № 2 (февраль) — Писчебумажное производство и его современное положение//Всемирный вестник. — 1883. — № 2- Русский студент в германском политехникуме// Исторический архив. — 1998. — № 1- Хроника. Корреспонденция из Берлина. Из общественной и парламентской жизни// Вестник Европы. — 1979. — № 4 (апрель) — Хроника. Корреспонденция из Берлина. Итоги последней войны// Вестник Европы. — 1873. — № 10 (октябрь) — Хроника. Корреспонденция из Берлина. Общее положение дел в Германии// Вестник Европы. — 1880. — № 2 (февраль) — Хроника. Корреспонденция из Берлина. Берлинские праздники и внутренняя политика// Вестник Европы. — 1872. — № 11(октябрь) — Школа и народная промышленность в Германии// Вестник Европы. — 1899. — № 5(май).
1 Манн Т. Будденброки: история гибели одного семейства. — М., 1982; Манн Т. Сочинения. — Т. I: Новеллы. Земля обетованная. — М., 1957; Бредель В. Отцы. — М., 1986.
2 Фонтане Т. Шах фон Вутенов [Повесть]. — Пути-перепутье. — Госпожа Женни Трайбель [Романы]. — М., 1971; Швейхель Р. За свободу. — М., 1961; Раабе В. Черная галера: Ист. повесть. — М., 1993.
25 это история одного семейства Будденброков, на примере которого автор показывает влияние внешних факторов на историю развития семьи, их взаимоотношений, влияние экономических условий развития страны на экономическое положение семьи и многое другое. Непосредственно для нашего исследования важным являются аспекты повседневной жизни членов Будденброков, возможности проведения досуга с учетом своего социального и финансового положения. В данном произведении показаны такие формы досуга как туризм, в форме курортного отдыха, чтения книг, прослушивание музыкальных произведений в кругу своей семьи и на званых вечерах и многое другое. Художественная литература как никакая другая позволяет нам погрузиться в эпоху, наиболее полно понять и проследить основные формы и виды досуговой культуры Германской империи рубежа веков. В произведениях указанных авторов раскрывается характер немцев, показываются особенности быта, традиций и культурные взаимоотношения между различными социальными группами населения.
Шестую группу источников составили путеводители, то есть справочные издания, содержащие сведения о Германии, ее городах, культурных центрах, национальных традициях, в частности, представлена информация о туристических маршрутах, о развитии сферы досуга в этой стране. Одними из наиболее информативных путеводителей является «Путеводитель по Берлину и его окрестностям для русских путешественников"1, раскрывающий основные достопримечательности Берлина, культурные и развлекательные центры (театры — от низкопробных до высшего порядка, музеи на любой вкус), сведения о питейных заведениях, гостиницах, туристических маршрутах и что не мало важно стоимость различных услуг и многом другом. Данный вид источника для нашего исследования является очень информативен, представляемый в нем материал Путеводитель по Берлину и его окрестностям для русских путешественников. — Берлин, 1900; Якубович П. Путеводитель по Европе. Германия. Австрия. Франция. — Спб., 1873. не содержится в других видах источников, если и встречается то в более узком виде.
Представленные виды источников позволили раскрыть изучаемую проблему и осуществить решение задач, поставленных в работе.
Методология исследования. Диссертация написана с позиций историзма, научности и социокультурного подхода. Историзм позволяет изучать явления и события в строгой хронологической последовательности и с учетом конкретно-исторической ситуации, выявляя факторы и предпосылки исторических событий и условий, которые мы реконструируем. Культура в данном случае понимается как совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или отдельных слоев общества1.
Главная задача исследователя при этом состоит в том, чтобы показать, каким именно образом формируются представления, мысли, способности индивидов под воздействием культурной политики и практики, различных форм и жанров досуговой культуры2. Социокультурологическая модель изучения прошлого стремится оперировать категориями, которые раскрывают культуру, ценности, нормы и традиции. При этом система понятий включает такие определения, как материальная и духовная культура, элитарная и массовая культура, досуговая культура и т. д.
Для анализа конкретно-исторического материала применялись историко-генетический и историко-сравнительные методы, а также структурно-функциональный анализ.
Историко-генетический метод состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой досуговой сферы в процессе ее исторического движения. Этот метод позволил показать причинно-следственные связи, закономерности развития досуга Германии, взаимосвязь его традиционных и новых форм.
1 Культурология. В 2-х тт. Т. 1. 2007. — С. 229.
2 См.: Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. — М., 2004. — С. 250.
Историко-сравнительный метод основывается на сравнении, его объективной основой является то, что прошлое представляет собой повторяющийся, внутренне обусловленный процесс. В ходе сравнения открывается возможность для объяснения исторических фактов, раскрытия их сущности. Применение данного метода позволило выявить специфику отдельных видов досуга, их связь и преемственность.
Привлечение структурно-функционального анализа способствовало изучению принципов функционирования и взаимосвязи разных видов досуговой культуры, отличающихся морально-политическими, научными и художественными характеристиками.
Таким образом, в диссертации методологическая основа представлена совокупностью современных подходов и методов, выработанных отечественной и зарубежной историографией.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: автор впервые предпринял попытку комплексно раскрыть досуговую культуру населения Германской империи в последней трети XIX — начале XX веков, выявить ее содержание и функцииустановил исторические условия возникновения представленных форм досуга и их взаимосвязь с основными процессами, происходившими в стране в изучаемый периодпредставил системную характеристику традиционных (театр, музеи, выставки, домашнее чтение и библиотеки) и новых (литературно-музыкальные вечера, праздники, музыка, танцы, кинематограф, спорт и туризм) форм досуга, раскрыл их место в досуговой культуре немецкого народана основе имеющейся источниковой базе автор дал панораму культурного досуга в Германии и показал эволюцию досуговой культуры.
Практическая значимость. Положения диссертации, ее выводы могут быть использованы как для развития досуговой культуры в наши дни, так и при написании обобщающих трудов, посвященных истории Германии в Новое время. Материалы диссертации полезны для подготовки лекций и семинарских занятий в университетахпри разработке факультативных занятий и спецкурсов по истории досуговой культуры немецкого общества в последней трети XIX — начале XX веков.
Апробация. Основные результаты диссертационного исследования сообщались и обсуждались на заседаниях кафедры новой и новейшей истории Ставропольского государственного университета, выводы диссертации изложены в 9 научных публикациях автора и апробированы на университетских, научных и научно-практических конференциях в 2006;2009 годах.
Структура диссертационного исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Работа построена по проблемно-хронологическому принципу.
Заключение
.
Исследование показало, что на развитие и формирование досуговой культуры Германской империи последней трети XIX — начале XX вв. оказывали влияние определенные факторы и исторические условия, характерные только для Германской империи. Среди множества которых следует выделить следующие: объединение Германии в 1871 году, завершение промышленной революции, урбанизация, появление социального законодательства, которое в свою очередь дало возможность к уменьшению рабочего дня и увеличению свободного времени рабочихпроисходили изменения в социальной структуре немецкого общества — увеличение количества рабочихнационализм как теория и практика политической жизни, милитаризм и др. Но изменения в повседневности нельзя объяснить только причинами экономического и политического и социального характера, в 70-е годы XIX века в Германии появилась тенденция в обществе — ощутить и заново осознать себя как единая нация, этот длительный процесс складывания нации продолжался уже в едином государстве. Бисмарку как личности, воплотившей в себе национальную идею, понадобилось приложить множество усилий, чтобы, победив центробежные тенденции, сделать немцев единой нацией.
Досуговая культура Германии последней трети XIX — начала XX вв. была представлена традиционными и новыми формами. Традиционные формы досуга сложились задолго до объединения Германской империи, но в связи с изменениями, происходившими в государстве стали приобретать свои особенности. Театр, музеи, книги являлись показателями культурного потенциала империи, в них нашли отражение основные направления развития искусств XIX — XX вв. такие как модерн, декаданс, натурализм и др. Театры всегда были «общественной» трибуной, они как зеркало, отражали существующую систему политических, правовых, религиозных и других взглядов общества. Репертуар театров был очень широк и разнообразен от классики до современных, рассматриваемому периоду, направлений искуства, например натурализма. Важным моментом в понимании места театра в досуговой культуре Германии являлось доступность посещения театров для всех категорий граждан империи и возможность выбота театра и спектакля согласно вкусам и возможностям каждому из социальной структуры немецкого общества.
Германские музеи выступали в качестве важнейшего социокультурного института, распространявшего как естественные, так и технические знания и ценности. Они широко использовались не только для пропаганды технических знаний, но и для формирования личности немцев, развития тяги к новым видам техники, включая военные. Музейные работники в свою очередь старались сделать выставки и музеи доступными для посещения и понятными для восприятия каждому посетителю, независимо от уровня его образованности. По количеству существующих музеев в Германии от крупнейших, мирового значения до маленьких провинциальных можно судить о популярности данного вида досуга.
Такие традиционные формы досуга как праздники, музыка, танцы составляли важную часть духовной жизни немецкого народа последней трети XIX — начала XX веков, без которой нельзя представить повседневную жизнь. Эти формы наиболее ярко показывают развитие досуговой культуры, ее разнообразие и колорит. Эти формы досуга активно использовались в культурной политике правящих кругов Германии для подъема национального духа, сплочения нации на националистической основе. Перечисленные формы досуга, несомненно, являлись очень востребованными у народа. Важным моментом при анализе данной формы досуга следует сказать о взаимосвязи поколений, тесноте контактов, отсутствии различий между мужчинами и женщинами, стариками и детьми, танцевали, пели все.
Не последнее место в досуговой культуре занимало домашнее чтение. Ассортимент читаемых изданий был достаточно широк: огромное количество газет, журналов, романов от классики до бульварных жанров. Предлагаемые немцу ежедневные издания были различны по содержанию, стоимости, каждый выбирал себе газету по вкусам и финансовым возможностям. Кто-то хотел узнать о сенсациях, кто-то о политических новостах, а кто-то прочитать продолжение романа. Основные функции печати в этот период можно назвать: с одной стороны — освещать ежедневные события, с другой — отражать политику власти и идеи и взгляды политических партий. Этот инструмент широко использовался для социального маневрирования и идеологической обработки масс империи. Журналы и книги в свою очередь отвечали основным литературным направлениям, например, выпускалось множество журналов направления «модерна». Книги, написанные в этот период, что называется «написаны на злобу дня», отражали основные направления развития и проблемы страны (произведения Т. Манна, Г. Манна и др.).
Новые формы появились на рубеже XIX — XX веков как реакция на процессы индустриализации, урбанизации. Спорт стал самой распространенной формой культуры, и он способствовал обогащению личности в той же мере, как искусство и поэзия, история и творчество. Немцы относились к спорту и туризму с большим энтузиазмом, видя в нем важную часть формирования физически здоровой нации. Повышенное внимание правящих кругов страны к спорту и туризму было неотделимо от военных приготовлений. Эти формы досуга стали частью политики, призванной объединить все германское общество в рамках военной программы. Призывая разные слои немцев к регулярным занятиям физическими упражнениями, правительство страны рассчитывало создать физически здоровую и духовно сильную нацию, готовую следовать политическому курсу — воевать за «место под солнцем».
Появление кинематографа следует связать с достижения научно-технического прогресса. Формы досуга: кинематограф и спорт являлись одной из форм проявлений массовой культуры. Кинематограф очень быстро становится популярным зрелищным видом досуга, об этом свидетельствует и быстрорастущее количество кинотеатров. Актеры становятся кумирами, примерами для подражания. Репертуар кинолент был довольно широк: от легких комедий до детективов и исторических фильмов, но несмотря на все усилия немцев преобладали фильмы иностранного производства. Особенность использования кинематографа как формы досуга в Германии состояла в том, что он довольно скоро стал использоваться для навязывания населению нужных для правительства образцов поведения.
Литературная жизнь и литературно-музыкальные вечера связывают с появление новых направлений и литературе и искусстве: «Сецессиона», декадентство (декаданс), модерна. Литературно-музыкальные вечера давали немцам возможность отдохнуть от ежедневных проблем, занять свободное от работы время. Они, бесспорно, способствовали ¦ повышению уровня грамотности и образованности жителей и городов, и сельской местности. Однако эти формы досуга одновременно служили для пропаганды определенных морально-этических, художественных ценностей, а также осуществляли политическое воспитание.
Среди множества функций досуговой культуры Германской империи последней трети XIX — начала XX веков следует выделить основные: идеологическую — государство через досуговую культуры навязывало населению империи свои идеи, взгляды и позиции по тем или иным вопросам, например, пресса широко использовалась для социального маневрирования и идеологической обработки масс империиразвлекательную, как возможность отдыха и отвлечения от ежедневного труда и повседневных проблем, данная функция применительна ко всем рассмотренным формам досугаобразовательную — посредством музеев, театров, литературы, литературно-музыкальных вечеров повысить уровень образованности, через классические произведения, общения людей друг с другом, обсуждение пьес, репертуара того или иного театрафункция сплочения нации посредством культурных массовых мероприятийфункция социальной памяти — применительно к форме досуга музеям и др.
В целом же культурная политика Германской империи была направлена на подъем национального духа, сплочение нации, подготовку широких слоев населения к борьбе «за место под солнцем». Планы Германии на мировое лидерство, нашли свое отражение в попытках правящих кругов использовать досуговую культуру для идеологической подготовке масс и милитаризации общества в форме развития спорта и туризма.
Таковы основные формы проведения досуга немцами в период последней трети XIX — начала XX веков.
Список литературы
- Закон о страховании по инвалидности и старости (22 июня 1889 г.)// Das Reichsgesetz betreffend die Invaliditats und Alterversicherung vom 22 Juli 1889.-В., 1891.- 526 s.
- Dokumente und Materialien zur Kulturgeschichte der deutsche Arbeiterbewegung 1848−1918. Frankfurt (Mein)/Wien/Zurich. — 1979.
- Bock H. Burgerlische Revolution-Jndustiele. Revolution-Demokratische Literatur.-Berlin, 1977.
- Deutsche Sagen demokratischen Charakters, Bd. 4- Historische Volkssagen aus dem 13. bis 19. Jahrhundert.- Berlin, 1977.
- Kultur und Lebensweise des Proletariats. Kultur historisch-volkskundliche Studien und Materialien. Berlin, 1973.
- Schone В. Kultur und Lebensweise der Lautzer Bandweber (1750−1850). -Berlin, 1977.
- Untersuchungen zur Lebensweise und Kultur der Wertatigen Dorfbevolkerung in der Magdeburg Borde. Teil 1/1. Berlin. 1978. Teil II/2. — Berlin, 1979.
- Музыкальная эстетика Германии XIX века: В 2-х т. Т.2. М., 1984 -432 с.
- Цеткин К. Искусство. Идеология. Эстетика. М., 1983. — 415 с.
- Материалы личного происхождения:
- Бебель А. Из моей жизни. Т. 2. Ч. 2. Петроград, 1919. — 215 с.
- Бебель А. Из моей жизни. Т. 3. Петроград, 1919. — 253 с.
- Бисмарк О. Вильгельм II. Воспоминания и мысли. М. — Пг., 1923.- 245 с.
- Вильгельм II, император Германии. Мемуары. События и люди 1878 -1918. Перевод с нем. Д. В. Триуса, с предисловием А. В. Луначарского. -М.-Пг., 1923.- 177 с.
- Гере П. Три месяца фабричным рабочим. М., 1907.
- Гинденбург П. Воспоминания. Перевод с нем. Петроград, 1922.
- Академическая свобода в Германском университете// Вестник Европы. -1901.- № 12 (декабрь).
- Берлинская ежедневная пресса. Очерки// Вестник Европы. 1890. — № 8 (август).
- Бобыркин П. Театр// Новь. 1883.- № 10.
- Значение берлинской конференции по рабочему вопросу// Русская мысль. 1890. — № 9.
- Иностранное обозрение// Русская мысль. 1888. — № 12.
- Иностранное обозрение// Русская мысль. 1890. — № 4.
- Народные театры и народные развлечения в Германии// Вестник Европы. 1900. — № 1 (январь) — - № 2 (февраль).
- Писчебумажное производство и его современное положение// Всемирный вестник. 1883. — № 2.
- Русский студент в германском политехникуме//Исторический архив.-1998.-№ 1.
- Хроника. Корреспонденция из Берлина. Из общественной и парламентской жизни// Вестник Европы. 1979. — № 4 (апрель).
- Хроника. Корреспонденция из Берлина. Итоги последней войны// Вестник Европы. — 1873. № 10 (октябрь).
- Хроника. Корреспонденция из Берлина. Общее положение дел в Германии// Вестник Европы. 1880. — № 2 (февраль).
- Хроника. Корреспонденция из Берлина. Берлинские праздники и внутренняя политика// Вестник Европы. 1872. — № 11 (октябрь).
- Школа и народная промышленность в Германии// Вестник Европы.-1899. № 5(май).
- Бредель В. Отцы. М., 1986. — 398 с.
- Манн Т. Будденброки. М., 1985. — 703 с.
- Манн Т. Сочинения. T. I: Новеллы. Земля обетованная. М., 1957. — 503 с.
- Раабе В. Черная галера: Ист. повесть. М., 1993. — 64 с.
- Фонтане Т. Шах фон Вутенов Повесть. Пути-перепутье. — Госпожа Женни Трайбель [Романы]. — М., 1971. — 463 с.
- Швейхель Р. За свободу. М., 1961. — 548 с. 1. Путеводители:
- Путеводитель по Берлину и его окрестностям для русских путешественников. Берлин, 1900. — 176 с.
- Якубович П. Путеводитель по Европе. Германия Австрия. Франция. -Спб., 1873.
- Alltagsgeschichte der NS-Zeit. Neue Perspektiven oder Trivialisierung? -Munchen, 1984.
- Alte Brauche frohe Feste zwischen Flensburg und Oberstdorf, Aachen und Bayreuth/Marianne Was-Frey, Udo Moll, Burkhard Grehm et al. -Ostfildern:Mair. 1984. — 240 s.
- Bayerisches Nationalmuseum. Munchen. Augsburg. Filser, 1927. — 112 s.
- Berliner Secession. Kunstausstellung. 1902. 59 s.52. 175 Jahre Oktoberfest 1810−1985. 1985. 240 s.
- Bonk W. Die Entwicklung der Millowitschbuhne von ihren Anfangen bis zur Gegenwart: 1802−1981. 1982.
- Borner K.H. Die Krise der preu? ischen Monarchie von 1858 bis 1962. -Berlin, 1907. 246 s.
- Bilhandbuch der Kunstsammlungen in der DDR. (VEB. E. A. S. Verlag Leipzig) 1984.56.