Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Критерии оценки врачебных ошибок стоматологов-ортопедов Республики Беларусь

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. В. Жаров (2001) указывает, что в «Основах Законодательства Российской Федерации о здравоохранении» имеется только запись о том, что врач имеет право на защиту своей чести и достоинства, но нет указаний о праве на защиту в случае конфликтной ситуации. В Законе РБ о Здравоохранении указаний на право врача на защиту своей чести и достоинства нет, имеется лишь запись недопущении вмешательства… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Оценка качества стоматологического ортопедического лечения
    • 1. 2. Проблема стандартизации в ортопедической стоматологии
    • 1. 3. Правовые основы гарантий качества медицинской помощи и взаимоотношений врача и пациента при оказании стоматологической ортопедической помощи
    • 1. 4. Основные причины конфликтных ситуаций и пути их предотвращения
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Анализ медицинской документации
    • 2. 2. Социологическое исследование медико-правовой осведомленности врачей стоматологов-ортопедов
    • 2. 3. Социологическое исследование мнения пациентов
    • 2. 4. Статистическая обработка результатов исследования
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И МЕДИКО-ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВРАЧЕЙ-ОРТОПЕДОВ
    • 3. 1. Анализ ошибок в ведении медицинской документации
    • 3. 2. Анализ диагностических ошибок
    • 3. 3. Анализ лечебно-такгаческих ошибок
    • 3. 4. Анализ реабилитационных ошибок
    • 3. 5. Анализ медико-правовой осведомленности врачей и пациентов
    • 3. 6. Результаты анкетирования пациентов
  • ГЛАВА 4. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОШИБОК И ОСЛОЖНЕНИЙ В КЛИНИКЕ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
  • ГЛАВА 5. КРИТЕРИИ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОШИБОК И ОСЛОЖНЕНИЙ В КЛИНИКЕ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
  • ВЫВОДЫ

Критерии оценки врачебных ошибок стоматологов-ортопедов Республики Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В общественной жизни граждан Республики Беларусь за последнее десятилетие произошли значительные перемены. Внедрение рыночных отношений, развитие предпринимательства, активизация межгосударственных отношений и расширение контактов на уровне граждан со странами ближнего и дальнего зарубежья затронули и здравоохранение. В сфере практической стоматологии это проявилось появлением и значительным увеличением числа частных медицинских учреждений, оказывающих стоматологические услуги. Такие медицинские центры оснащены самым современным оборудованием и используют для лечения больных новейшие стоматологические материалы и технологии. По этой причине они привлекательны для людей, возросло и число пациентов этих частных стоматологических структур, что отражает также и рост доходов населения по сравнению с началом 90-х годов 20-го века. Подобная тенденция прослеживается в Российской Федерации, она характерна также для Республики Беларусь.

Рост числа частных стоматологических учреждений и оказываемой ими стоматологической помощи, расширение объема платных услуг, оказываемых государственными стоматологическими поликлиниками, привели не только к повышению качества стоматологических услуг, но и к росту числа врачебных ошибок в практике врачей-стоматологов. Об этом свидетельствуют данные литературы как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь.

Важнейшей особенностью современного здравоохранения является усиление тенденций правовой регламентации медицинской деятельности. Из отчета Государственного Комитета по антимонопольной политике РФ видно, что количество нарушений Закона о защите прав потребителей медицинскими учреждениями за 1996;1998 годы увеличилось в 2,4 раза (Н.Н. Бондарен-ко, 2001 г.). Каждый девятый пациент защищает свои права в суде уже сейчас, а 76,4% пациентов даже при низкой правовой культуре готовы последовать за ними, но пока сориентированы на другие государственные структуры. Активная социальная позиция пациентов, с одной стороны, и коммерциализация стоматологической помощи в условиях рыночной экономики, с другой, обозначили остроту вопроса регулирования гражданско-правовых отношений между врачом-стоматологом и пациентом. Неуклонно растет количество исков по «врачебным делам». По данным В. В. Жарова (2001) в г. Москве, начиная с 1990 г., количество исков пациентов увеличилось приблизительно в 10 раз.

В настоящее время доля исков по стоматологии занимает 2-е место среди общего числа исков к медицинским работникам, причем, лидируют здесь стоматологи-ортопеды. Многие авторы видят причину этого в ускорении за последние годы темпов развития и внедрения в практику российских стоматологов современных технологий лечения, значительное отставание технической оснащенности лечебных учреждений, системы практической подготовки специалистов в соответствие с современными требованиями и несоответствие потребностям оказания стоматологических услуг реальным возможностям стоматологических учреждений, как государственных, так и частных (А.В. Демина, 2002 г.).

Вопросам взаимоотношений врача и пациента, а также правовой защиты граждан, обратившихся за медицинской помощью, уделено достаточно внимания в отечественной и зарубежной литературе (В.В. Садовский, 1998; А. ХорошавкинаД999,1. ColIier, 1994; W.K. Reid, 1995; М. Boland, 1995. и др.) В то же время, изучению уровня правовой защиты медицинских работников посвящено гораздо меньше публикаций (Г.А. Пашинян, Н.Н. Бондарен-ко, 2001 г.- Г. А. Пашинян, П. М. Лукиных, А. В. Демина, 2001). Следует отметить, что права врача и пациента регламентирует ряд нормативных документов: Закон РФ о Здравоохранении, Закон о защите прав потребителя, Гражданский Кодекс РФ.

Аналогичная ситуация взаимоотношений врача и пациента существует и в Республике Беларусь, действующие законы аналогичны таковым в Российской Федерации и имеют много общего.

В.В. Жаров (2001) указывает, что в «Основах Законодательства Российской Федерации о здравоохранении» имеется только запись о том, что врач имеет право на защиту своей чести и достоинства, но нет указаний о праве на защиту в случае конфликтной ситуации. В Законе РБ о Здравоохранении указаний на право врача на защиту своей чести и достоинства нет, имеется лишь запись недопущении вмешательства должностных лиц в действия врача при оказании медицинской помощи пациенту, а также о праве на первоочередное обеспечение жильем и установку телефона в сельской местности. Это наглядно демонстрирует уровень правовой защищенности врача в Республике Беларусь и требует дальнейшего совершенствования законодательства с целью приведения его в соответствие с потребностями общества.

Необходимо отметить возрастание числа судебно-медицинских исследований по гражданским делам о причинении вреда здоровью пациента вследствие врачебных ошибок, непрофессиональных действий медицинских работников, а также наступления неблагоприятных исходов при оказании медицинской помощи.

Н.С.Эделев, И. П. Краев (2001) отмечают, что судебно-медицинские экспертизы по определению степени тяжести причиненного вреда здоровью при протезировании зубов, составили 4% всех случаев судебно-медицинских освидетельствований.

В Республике Беларусь количество судебно-медицинских экспертиз по фактам причиненного вреда здоровью пациентов за период с 1997 по 2004 гг. увеличилось более чем в 3,5 разавсего за этот период времени проведено 46 экспертиз стоматологического профиля. Это отражает возросший уровень правовой грамотности населения, а также повышение требований к качеству оказываемой стоматологической помощи.

Большинство исследований, посвященных врачебным ошибкам стоматологов-ортопедов в РФ, носят обобщенную направленность, анализируют причины и виды ошибок, предлагают ряд мероприятий по их предупреждению (В.М. Семенюк и др., 2000; А. П. Грохольский и др., 1994; В. Н. Копейкин, 1998; В. А. Клемин и др., 2004). Работ, посвященных, наряду с анализом ошибок врачей-стоматологов, разработке критериев их оценки с точки зрения судебно-медицинского эксперта, в доступной литературе мы не нашли. Это обусловило актуальность настоящего исследования, посвященного анализу и систематизации врачебных ошибок стоматологов-ортопедов в Республике Беларусь и разработке критериев их оценки.

Цель исследования.

Целью исследования является разработка объективных экспертных критериев оценки врачебных ошибок и неблагоприятных исходов оказания стоматологической ортопедической помощи на основании изучения материалов лечебных учреждений и судебно-медицинских экспертиз Республики Беларусь и Российской Федерации.

Задачи исследования.

1. Провести анализ заключений комиссионных судебно-медицинских экспертиз, проведенных в Государственной службе медицинских экспертиз Республики Беларусь по поводу дефектов оказания стоматологической ортопедической помощи за 1997;2004 гг.

2. Провести анализ медицинских карт амбулаторных больных стоматологических учреждений г. Минска и Минской области с целью определения правильности и качества их заполнения.

3. Провести социологическое исследование врачей стоматологовортопедов и пациентов с целью изучения характера, причин и условий возникновения врачебных ошибок и неблагоприятных исходов и их последствий.

4. Разработать рекомендации и алгоритм производства комиссионных судебно-медицинских экспертиз по гражданским искам пациентов на некачественное оказание ортопедической стоматологической помощи и систему подготовки врачей стоматологов для участия в работе судебно-медицинских комиссий в качестве консультантов.

5. Разработать научно обоснованный критерий оценки врачебных ошибок и неблагоприятных исходов оказания ортопедической стоматологической помощи.

Научная новизна исследования.

1. Впервые по материалам комиссионных судебно-медицинских экспертиз проанализированы врачебные ошибки и неблагоприятные исходы при оказании ортопедической стоматологической помощи в Республике Беларусь, выявлены основные причины и условия их возникновения.

2. Разработана система производства судебно-медицинских экспертиз по врачебным гражданским делам в случаях некачественного оказания ортопедической стоматологической помощи.

3. Разработана система подготовки специалистов ортопедов-стоматологов для производства судебно-медицинских экспертиз в случаях возникновения конфликтов между пациентами и стоматологическими учреждениями (врачами).

4. Проведено социологическое исследование врачей ортопедов-стоматологов и пациентов с целью выяснения их правовой осведомленности и выявлено недостаточное знание этих вопросов как у врачей, так и у пациентов. С целью устранения этих недостатков предложена система организации обучения врачей-интернов, клинических ординаторов, врачей Бюро судебно-медицинской экспертизы Республики Беларусь.

Практическая значимость работы.

1. Результаты, полученные при анализе амбулаторных карт стоматологического здоровья и заключений комиссионных судебно-медицинских экспертиз свидетельствуют, что важным медицинским документом при рассмотрении гражданских исков на некачественное оказание ортопедической стоматологической помощи является правильное и точное заполнение истории болезни, являющейся основным источником, защищающим врача при возникновении конфликтных ситуаций.

2. Доказана важность полной информированности пациентов о планах лечения, возможных осложнениях и побочных явлениях, а также получения их письменного согласия на предложенный комплекс лечебных мероприятий.

3. Показана необходимость подготовки врачей специалистов-консультантов для участия в работе комиссионных судебно-медицинских экспертиз при рассмотрении гражданских исков пациентов на некачественное оказание ортопедической стоматологической помощи.

Апробация материалов диссертации.

Основные положения диссертации доложены и обсуждены на научно-практической конференции с Международным участием «Судебно-стоматологическая экспертиза: состояние, перспективы развития и совершенствования, 25. 05. 2001 г.», на совместном заседании Московского общества судебных медиков и патологоанатомов (октябрь 2003 г.), на 2-м съезде Государственной службы медицинских судебных экспертиз Республики Беларусь 7−9 сентября 2004 г., Международном семинаре в г. Минске (2003г.), на конференциях кафедры судебной медицины МГМСУ (2003, 2004, 2005 гг.).

Внедрение результатов исследования.

Материалы диссертации внедрены в учебный процесс кафедры судебной медицины МГМСУ, Государственной службы медицинских судебных экспертиз Республики Беларусь, а также в практику Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения г. Москвы и Республики Беларусь.

Положения, выносимые на защиту.

1. Анализ медицинской документации стоматологических учреждений Республики Беларусь свидетельствует о недостатках их оформления, которые нередко являются причиной, препятствующей судебно-медицинской экспертизе объективно и научно обоснованно ответить на вопросы правоохранительных органов.

2. Для участия в работе экспертных комиссий стоматологов-ортопедов необходима их специальная подготовка по вопросам экспертизы качества и по судебно-медицинской экспертизе.

3. Разработан алгоритм судебно-медицинских экспертиз в случаях возникновения конфликтов между пациентами и стоматологическими учреждениями (врачами) по поводу некачественного оказания стоматологической помощи.

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 3 работы.

Объем и структура диссертации.

Диссертация изложена на 178 страницах машинописного текста, включает 23 рисунка и 1 таблицу.

Список литературы

включает 198 отечественных и 55 иностранных источников.

Выводы:

На основании анализа сведений из представленной медицинской документации на имя Б. результатов осмотра и неоднократных инструментальных исследований, принимая во внимание обстоятельства дела, в соответствии с поставленными вопросами, экспертная комиссия приходит к следующим выводам:

1,3. При обращении Б. в 8-ю городскую стоматологическую поликлинику Минска 11.04.2000 врачом К. отмечены жалобы на плохое пережевывание пищи, уставание и боль в области жевательных мышц и височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС), периодически возникающую расцементировку мостовидных протезов слева, зафиксированы акцент смыкания на правой стороне, снижение высоты нижнего отдела лица, дисгальный прикус. Выявленные признаки свидетельствовали о наличии дисфункции височно-нижнечелюстного сустава на момент обращения.

В связи с отсутствием медицинских документов о протезировании зубов Б. в 432-м Главном военном клиническом госпитале до обращения в 8-ю стоматологическую поликлинику, экспертная комиссия не может высказаться о связи лечения в госпитале с дисфункцией височно-нижнечелюстного сустава на момент 11.04.2000.

2. При первичном обращении в 8-ю стоматологическую поликлинику 11.04.2000 врачом К. на основании полного объема обследования в соответствии с клинической картиной состояния зубочелюстной системы Б. правильно выставлены показания для повторного протезирования.

4. Согласно данным специальной литературы и экспертной практики, акцент смыкания на одной стороне может привести к дисфункции височно-нижнечелюстного сустава.

5. При первичном обращении Б. в 8-ю стоматологическую поликлинику врачом К. правильно установлен диагноз, план лечения и выбор конструкции протезов. Сведениями о диагнозе и плане лечения, сформулированными К. весной 2001 года, экспертная комиссия не располагает.

6. Выбор тактики лечения с применением предварительного лечебного протезирования основывается на оценке изменения высоты нижнего отдела лица. 11.04.2000 при осмотре Б. врачом К. снижение высоты нижнего отдела лица в миллиметрах не зафиксировано, что не позволяет в настоящее время высказаться о необходимости проведения предварительного лечебного протезирования.

7. На рентгеновском снимке от 20.03.01. отмечаются признаки неполной пломбировки корней 13, 44 и 45 зубов, что является показанием для их повторного лечения (перепломбировки каналов) перед установкой вкладок в корни этих зубов. Вкладка в корень 24 зуба установлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данной конструкции.

8,9. По мнению экспертной комиссии, отделение щечного корня 24 зуба, зафиксированное 09.12.2002 при обращении Б. в 9-ю стоматологическую поликлинику, произошло в результате прогрессирования болезненных процессов деструкции зубной ткани в области бифуркации (разделения) корней этого зуба. Признаки деструкции в этой области отмечаются на обзорном рентгеновском снимке зубного аппарата Б. от 01.11.2002, а также до установки врачом К. вкладки в 24 зуб.

10. Длительный промежуток времени, прошедший от момента консультирования на кафедре БГМУ до повторного обращения в 8-ю стоматологическую поликлинику и отказа от ношения временного съемного протеза, отказа от изготовления съемных бюгельных протезов, мог способствовать изменению состояния зубочелюстной системы Б. и в связи с этим план ортопедического лечения требовал коррекции в новых условиях.

11−13. При обращении Б. на кафедру ортопедической стоматологи БГМУ доцентом Н. на основании обследования даны консультативные заключения и рекомендации по лечению Б.

По мнению экспертной комиссии, план лечения в консультативных заключениях соответствовал установленным на тот момент диагнозам и показаниям для Б. Необходимо отметить, что установленный план лечения до настоящего времени не выполнен, так как бюгельные и мостовидные протезы верхней и нижней челюсти до сих пор не зафиксированы на постоянный цемент.

Консультативные заключения являются руководящими, а не обязательными к исполнению документами, но несогласие с ними лечащего врача, несущего ответственность за лечение, должно быть обосновано.

14. Фиксация на временном цементе МК-протезов на опорных зубах длительное время может привести к осложнениям со стороны зубочелюстной системы, расцементи-ровке и по ломке протезов.

15. При заданной клинической ситуации (наличие несъемных МК-конструкций, но без установленного съемного бюгельного протеза на аттачменах) прикус определить возможно и консультацию перед фиксацией коронок на постоянный цемент можно считать заключительной.

16. При протезировании выбранной для пациента конструкции в первую очередь изготавливаются МК-мостовидные протезы, а затем съемный бюгельный протез на атачме-нах.

17−18. При изготовлении съемного бюгельного протеза на атачменах фиксировать в полости рта несъемные МК-протезы на постоянный цемент нельзя, так как съемный протез на атачменах является конструкцией, совмещенной с несъемной частью мостовидного МК-протеза и в процессе изготовления съемной конструкции необходимо присутствие всех частей протеза.

19. Обработка зубов для МК-конструкций как для крепления съемного бюгельного протеза на атачменах. гак и для МК-протезов, на которых будут крепиться съемные бюгельные протезы на кламмерах, одинакова.

20. Перед фиксацией на постоянный цемент МК-протезов носить их на временном цементе необходимо для адаптации пациента к протезам и устранения каких-либо недостатков.

21. Прямой травматический узел — это повышенная функциональная перегрузка зубов. которая возникла в результате потери большого количества жевательных зубов. Признаки наличия прямого травматического узла зафиксированы при осмотре Б. 20.03.2001 и отражены на панорамном снимке от 14 марта 2001.

22. 24, 27. Временные протезы (съемные и несъемные) при неудовлетворительном виде крепления носить 7−8 месяцев не рекомендуется, так как они плохо обеспечивают функции жевания и речи.

23. Отраженный травматический узел — это повышенная функциональная перегрузка зубов, которая возникла в результате потери большого количества жевательных зубов, вследствие чего основная нагрузка переместилась на группу фронтальных зубов. Признаки наличия отраженного травматического узла зафиксированы на панорамном снимке от 1 ноября 2002 года.

25. Клиническая картина, зафиксированная при осмотре Б. 02.09.02, а также рентгенологические данные исследования 26 зуба за этот период, указывали на необходимость оперативного лечения этого зуба в связи с развитием гранулематозного воспаления в области не полностью пломбированного канала.

26. Официальные сроки изготовления зубных протезов в 8-й, 9-й и Республиканской стоматологических поликлиниках прилагаются.

28. Экспертная комиссия не располагает сведениями о признании МК-протезов, изготовленных Н. летом 2002 года, некачественными.

Подписи экспертов.

ГЛАВА 5. КРИТЕРИИ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОШИБОК И ОСЛОЖНЕНИЙ В КЛИНИКЕ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ.

Из приведенных данных следует, что вопрос о профессиональных ошибках и дефектах оказания ортопедической стоматологической помощи по-прежнему является весьма актуальным.

Из данных литературы известно, что до настоящего времени нет однозначных определений врачебных (профессиональных) ошибок медицинских работников, как с точки зрения медицинских, так и юридических позиций. Нет разработанных объективных, научно-обоснованных критериев для экспертной оценки профессиональных ошибок и дефектов оказания ортопедической стоматологической помощи.

В связи с указанными обстоятельствами, на наш взгляд, необходимо тщательно анализировать причины и виды врачебных ошибок стоматологов-ортопедов по результатам исследования медицинской документации. Учитывая данные социологического исследования и результаты анализа заключений комиссионных судебно-медицинских экспертиз, по нашему мненшо, целесообразно в качестве критериев оценки врачебных ошибок выделить:

1. вид ошибки;

2. наличие или отсутствие причинной связи допущенной ошибки с возникшим расстройством здоровья пациента;

3. факт совершения врачебной ошибки и причины ее возникновения;

4. установлено наличие причинной связи между действиями врача и возникновением расстройства здоровья пациента.

Если в действиях врача на всех этапах лечебно-диагностического процесса (в том числе и при оформлении медицинской документации) не выявлено нарушений, возникшее расстройство здоровья пациента во время выполнения лечебно-диагностических манипуляций может быть объяснено как несчастный случай в медицинской практике, обусловленный особенностями организма пациента, в том числе, анатомическими особенностями строения зубочелюстной системы.

При совершении профессиональной ошибки, не имеющей причинной связи с расстройством здоровья пациента, врач может привлекаться к административной ответственностиесли же между действиями врача и ухудшением здоровья пациента установлена прямая причинная связь, врач может привлекаться к гражданской ответственности (применительно к ортопедической стоматологии это выражается в возмещении расходов на восстановительное лечение или повторное протезирование в другом медицинском учреждении, возмещении морального вреда и др.).

Следует учитывать и моральный аспект последствий врачебной ошибки. Настоящий врач всегда тяжело переживает допущенные промахи и неблагоприятные исходы леченияведь недаром говорят, что «совесть врача-самый справедливый и требовательный судья». Этот фактор всегда учитывается судом при оценке действий врача.

Ниже мы приводим разработанный нами алгоритм оценки врачебных ошибок (табл. 5.1).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для уменьшения количества конфликтов между стоматологами и пациентами необходимо тщательное ведение медицинской документации и получение информированного письменного согласия пациента на предложенный план диагностики и лечения.

2. Экспертным комиссиям необходимо тщательно анализировать все имеющиеся материалы гражданского дела, заключения ведомственных и межведомственных комиссий по экспертизе качества, а также результаты лабораторных исследований.

3. Для объективной оценки профессиональных ошибок и дефектов оказания ортопедической стоматологической помощи целесообразно освидетельствование пациентов, обратившихся в суды с гражданским иском, в крупных стоматологических учреждениях.

4. Разработанные нами критерии экспертной оценки ошибок и неблагоприятных исходов в клинике ортопедической стоматологии позволяют объективно оценить действия стоматологов ортопедов и установить причинно-следственную связь между действиями (бездействием) врачей и неблагоприятными исходами оказания стоматологической ортопедической помощи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.И. Возможные ошибки и осложнения при применении металлокерамических протезов // УШ Всесоюзный съезд стоматологов: Тез. докл.-Волгоград, 1987.-С.106−107.
  2. С.И. Профилактика осложнений при применении металлокерамических протезов // Стоматология-1989.-№ 2.-С.41−43.
  3. С.И. Современные конструкции несъемных зубных протезов: Учеб. Пособие.-М., 1994.- 95 с.
  4. Г. Г. Проблемы оформления диагноза // Главный врач.-1996. -№ 2.-С.53−59.
  5. В.И. Врач, больной: мораль, право, проблемы. Ростов-на-Дону, 1994. -192 с.
  6. В.И., Бова А. А. Юридические основы деятельности врача: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов. М.: Экспертное бюро, 1997. — 256 с.
  7. А.В. Страхование в стоматологии гарантия профилактики и снижения профессиональных рисков // Новое в стоматологии. — 2000. -№ 7.-С. 72.
  8. A.M. Пломбирование кариозных полостей вкладками. М.: Медицина, 1969. — 244 с.
  9. Ю.Ананьева Н. Г. Совершенствование системы экспертизы качества стоматологической помощи в медицинских организациях различных форм собственности: Автореф. дис. канд.мед.наук. М., 2000. — 21 с.
  10. В.В., Быховская О. А., Богданова Л. Е., КосовойА.Л. Дефекты оказания медицинской помощи населению и их судебно-медицинская оценка // Судебно-медицинская экспертиза. 1994. -№ 2. — С.5−9.
  11. С.Д. Профилактика осложнений при применении металлокерамических зубных протезов: Дис.канд. мед.наук.- М., 1990.-203 с.
  12. С.Д., Лебеденко И. Ю., Ковалев Ю. С., Титов Ю. Ф., Малый А. Ю., Каламкарова С. Х. Современные штифтовые конструкции зубных протезов: Учеб.пособие.- М.: ММСИ, 1996.-35 с.
  13. С.Д., Лебеденко И. Ю., Малый А. Ю., Левина Е. С., Есенова З. С., Ибрагимов Т. И., Ковалев Ю. С., Титов Ю. Ф., Ковальская Т. В. Реставрация коронок зубов вкладками: Учеб.-метод. пособие.-М.: ММСИ, 1999.- 43 с.
  14. К.Л. Осложнения при применении мостовидных протезов и меры по их профилактике: Автореф.дис.канд.мед.наук.- Москва, 1984.-22 с.
  15. В.В., Пашинян Г. А., Новосельская В. Н. Хирургическая стоматология (запись и ведение истории болезни).-М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005.-124 с.
  16. А.В., Ащеева Н. Л. Оформление информированного согласия пациента на медицинское вмешательство // Первая международная конференция «Общество-медицина-закон»: Сборник докладов.-М., 1999, — С. 9−12.
  17. Е.С. Ятрогении в методологии экспертизы качества медицинской помощи // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Семашко. -1996. № 3. — С. 140−145.
  18. Беликов Е. С. Ятрогения: как её квалифицировать? //Медицинская газета. 1998. — № 50. — С.7.
  19. А.В. Этика и деонтология в стоматологии // Социально-гигиенические проблемы стоматологической заболеваемости.- М., 1984.- С. 80−84.
  20. Е.В. Клинико-социальная характеристика стоматологических больных терапевтического профиля в условиях крупного города: Авто-реф. дис.канд. мед. наук. М., 1993. — 21 с.
  21. Ф.Ю. Уголовная ответственность медицинского персонала за нарушение персональных обязанностей. М., 1970.-290с.
  22. Р.Н. Статистика в клинических исследованиях. М., 1964. — 130 с.
  23. В.В. Маркёры профессионализма стоматолога во взаимодействии с пациентом на платном приёме // Труды V съезда СтАР. -М., 1999. -С. 9−11.
  24. В.В., Кураскуа АА, Мчелидзе Т.Ш. Субъектный тип отношений к пациенту как показатель качества стоматологической помощи // Проблемы оценки качества медицинской помощи. СПб., 1998. — № 2. — С. 261 270.
  25. Бойко Ю. Г, Силаева Н. Ф. Клинико-анатомический анализ врачебных ошибок. Минск, 1994. — 107 с.
  26. Большаков Г В. Одонтопрепарирование. Саратов, 1983. — 272 с.
  27. Г. В. Подготовка зубов к пломбированию и протезированию. М.: Медицина, 1983. -112 с.
  28. Н.Н. Деонтологическая ответственность врача-стоматолога // Актуальные аспекты стоматологии. Н. Новгород, 1998. ~ С.51−55.
  29. Н.Н. Судный день стоматолога // Cathedra. 2002. -№ 1.- С. 62−64.
  30. Е.В., Макеева И. М., Жохова Н. С. Интересный случай с печальным исходом // Клиническая стоматология. 2000. — № 1. -С. 75.
  31. Боткин Д, С, Полуев В. И. Страхование в Стоматологической Ассоциации России: состояние и перспективы развития // Труды VI съезда СтАР. -М., 2000.-С. 36−38.
  32. А.Е., Левин А. М. Медицинские ошибки по судебным материалам. Харьков, — 1930.
  33. Бутова В. Г, Ковальский В. Л., Ананьева Н. Г. Экспертиза качества стоматологической помощи // «Стоматология на пороге третьего тысячелетия». Сборник тезисов. М., «Авивиздат», 2001. — С. 30−31.
  34. В.Г., Ковальский В. Л., Ананьева Н. Г. Контроль за деятельностью юридических лиц, предоставляющих стоматологическую помощь // «Стоматология на пороге третьего тысячелетия». Сборник тезисов. — М., «Авивиздат», 2001. С. 29−30.
  35. М.Г. Клиника и лечение снижающегося прикуса: Авто-реф.дис.канд.мед.наук. -Кишенев, 1964. -23 с.
  36. М.Г. Патологическая стираемость зубов и ее осложнения. -Кишенев, 1979. -183 с.
  37. В.Д. Пособие по стоматологии. М.: Мед. книга- Н. Новгород: Изд-во НГМД, 2000. — 264 с.
  38. В.Д., Полуев В. И., Логинов А. А. Значение медицинской документации для обеспечения защиты врача при возникновении страхового события // Труды VI съезда СтАР. М., 2000. — С. 390.
  39. Н.И., Римжа М. М. Статистический метод в медицинской практике с применением микроЭВМ и персональных компьютеров. Минск, 1989.-112 с.
  40. Р.П. Экспертная оценка работы участкового врача в условиях районной стоматологической поликлиники // Стоматология. 1986. -№ 3. — С. 76−77.
  41. Л.С., Мойсейчик П. Н., Скепьян Н. А. Необходимость анкетирования пациентов для прогнозирования аллергических реакций в ортопедической стоматологии.- Современная стоматология.-1999.- № 2.- С. 43−46.
  42. Н.И. Общие принципы структурно-организационных стандартов качества медицинской помощи // Проблемы оценки качества медицинской помощи.-СПб., 1996.-С.24−27.
  43. Н.И., Данилов Е. О., Мчелидзе Т. Ш., Михайлов Й. В. К вопросу об управлении качеством ортопедической помощи // Труды VI съезда Стоматологической ассоциации России.-М., 2000.-СДЗ-15.
  44. А.И. Аллергия и другие виды непереносимости в стоматологии: Методическое пособие.-М. :ММСИ, 1994.-89 с.
  45. А.В. Гражданская ответственность лиц медицинского персонала // Главный врач. 1994. — № 2. — С. 30−36.
  46. А.В., Аксюк З. Н. Стандартизация и оценка качества медицинской помощи // Проблемы стандартизации в здравоохранении. -1999.-№ 1.-С. 8−15.
  47. Временные Протоколы (стандарты) обследования и лечения стоматологических больных в амбулаторно-полшслинических условиях.-Минск: БЕЛЦМТ, 2002.-44с.
  48. А.И. Задачи и перспективы развития стандартизации в здравоохранении России // Материалы I научно-практической конференции «Проблемы стандартизации в здравоохранении». М., 1999. — С. 3−7.
  49. Е.И. Деформации зубных рядов. М.: Медицина, 1984.94 с.
  50. Е.И. Протез и протезное ложе. -М., 1979. 264 с.
  51. Е.И. Теория и клиника протезирования частичными съемными протезами. Медицина, 1973. — 367 с.
  52. Е.И., Щербаков А. С. Ортопедическая стоматология: Учебник-М. Медицина, 1984. — 576 с.
  53. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая, от 26 января 1996 г. № 14- ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. ст. 410.
  54. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. ст. 3301.
  55. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (с изм. и доп. от 7 августа 2000 г.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24. ет. 407- СЗ РФ. 2000. № 33. ст. 3346.
  56. В.М. Организация и совершенствование внебюджетной стоматологической помощи населению в условиях крупного города: Авто-реф. дис. канд. мед. наук. -М., 1993. -23с .
  57. А.П. Права, обязанности и ответственность медицинских работников. М., 1976. — 168 с.
  58. А.П., Заксон M.JL, Карьелецкий И. Н., Сердюков В. И. Врачебные ошибки в стоматологии. М., 1994. — 223с.
  59. А.В. Анализ ошибок и осложнений в практике терапевтической стоматологии: Автореф. дис.канд. мед наук.- М., 2002. 22 с.
  60. А.В., Пашинян Г. А., Лукиных JI.M. Правовая грамотность врачей-стоматологов.-М.Медицинская книга, 2005, — 160 с.
  61. А.И., Гумецкий Р. А., Лобач А. О. Особенности применения композитов. Возможные ошибки и их профилактика // Стоматология. -1985,-№ 2.-С. 75−77.
  62. Т.М., Козицина СИ. Юридические аспекты паро-донтологии (клинические наблюдения) // Достижения, нерешённые проблемы и перспективы развития стоматологии на Урале. — Екатеринбург, 1999. -С. 60−61.
  63. СВ. Судебно-медицинская экспертиза неблагоприятных исходов при оказании медицинской помощи: Автореф. дис. канд. мед. наук. -М.-2000.-23 с.
  64. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. № 90−3 (Изменения и дополнения: Закон от 4 января 2003 г. № 183−3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8,2/932)<Н10300183>.
  65. Е. Врач и пациент. Юридические аспекты ззаимоотношений И Новое в стоматологии. ~ 1996. № 1. — С.9−0.
  66. Е. Планирование лечения: клиническая и практическая целесообразность, этика и юридическая ответственность // Новое в стоматологии. -2000.-№ 2.-С. 27−28.
  67. Е. Роль современных технологий в общении с пациентами // Новое в стоматологии. 1999. — № 3. — С. 17−20.
  68. И.И. Анализ причин удаления зубов в кабинете стоматологической поликлиники // Стоматология. 1982. -№ 4. — С. 59−60.
  69. Х.А., Жнивин Ю. Е., Абакаров С. И., Киракосян В. П., Марков Б. П., Шарагин Н. В., Минасян Л. Г., Саакян Ш. Х., Малый А. Ю. Дискуссионные аспекты конструирования и применения металлокерамических зубных протезов // Стоматология. 1989, № 4. — С. 44−48.
  70. Х.А., Лосев Ф. Ф., Маргвелашвили В. В., Саакян Ш. Х., Погосов В. Р., Каламкарова С. Х., Малый А. Ю., Умарова С. Э. Ортопедическое лечение травматической окклюзии при сагиттальных аномалиях прикуса // Стоматология. -1994, № 4. С. 45−50.
  71. Х.А., Петросов Ю. А. Клиника и принципы лечения заболеваний височно-нижнечелюстного сустава // Стоматология. 1982, № 2. -С. 66−71.
  72. Каламкаров Х. А. Ортопедическое лечение с применением металлокерамических протезов. — М. 1996. 175 с.
  73. А.В., Обухов О. А., Эделев Н. С., Загрядская А. П. История болезни как юридический документ: Методическое пособие для врачей / Н. Новгород, 1995. — 11с.
  74. И.Д., Короткова H.JI. Ошибки и осложнения, возникающие в связи с введением в стоматологию новых технологий // Труды V съезда СтАР. -М., 1999. С. 247−248.
  75. С.И. Необходимость создания стоматологической экспертной службы // Институт стоматологии.- 1999.- № 3.- С.
  76. С.И., Пинчук Л. В. Профессиональные ошибки и ответственность медицинского персонала на стоматологическом приёме // Институт стоматологии. -1999. С.22−23.
  77. Ю.М. Здоровье населения: Основные проблемы и перспективы их решения // Экономика здравоохранения. М., 1997. -№ 5/5/17/ - С. 8−14.
  78. Ю.М. Что нас ожидает в следующем поколении: Прогноз здоровья населения России на 2040 год // Экономика здравоохранения. М., 1997.-№ 12/24-С. 18−21.
  79. В.Н. Ортопедическая стоматология: Учебник. М.: Медицина, 1988. — 512 с.
  80. Копейкин В. Н, Ортопедическое лечение заболеваний пародонта. -М., 1977.-176 с.
  81. В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. М., 1986. -176 с.
  82. В.Н., Перегудов А. Б., Лебеденко И. Ю. Применение телескопических коронок с фрикционными штифтами для фиксации съемных зубных протезов // Проблемы нейростоматологии и стоматологии. 1998, № 1.-С. 43−46.
  83. Н.И. Психолого-физиологические условия предупреждения эмоционального стресса при работе стоматолога с пациентом // Достижения, нерешённые проблемы и перспективы развития стоматологии на Урале. Екатеринбург, 1999. ~ С. 118−120.
  84. Критерии оценки качества лечебной работы при оказании ортопедической стоматологической помощи: Метод, рекомендации.- Краснодар, 1998. -26 с.
  85. Ю.Г. Стоматологический статус и идентификация личности сегодня // Труды V съезда СтАР. -М., 1999. С. 14−15.
  86. М., Власюк Е., Шиленко Ю. Стандарты качества медицинских услуг// Медицинская газета. 1993. — № 68. — С. 8.
  87. В.Ю. Керамические и цельнолитые несъемные зубные протезы ~-М., 1978,-176 с.
  88. В.Ю. Ортопедическая стоматология: Учебник-М.: Медицина, 1977.-488 с.
  89. В.Ю., Свадковский Б. С. Аспекты судебно-медицинской экспертизы в ортопедической стоматологии.-М., 2000.-80 с.
  90. Я.Л. Врачебные ошибки и привлечение врачей к ответственности // Вопросы здравоохранения. 1928. — № 10. — С.24−32.
  91. . Независимая экспертиза: совмещение несовместимого? // Экономика и жизнь. 1997. — № 47. — С. 30.
  92. В.К. Пути повышения качества работы стоматолога // Стоматология. -1996, № 1. ~ С. 4−6.
  93. В.К., Безруков В. М. Новые стоматологические материалы: возможности и обязанности стоматолога // Новое в стоматологии. Специальный выпуск. 1995. — № 1. — С. 4−6.
  94. В.К., Золотусская И. Б. Шиленко Ю. Экономические проблемы стоматологии // Экономика здравоохранения. 1998, № 2. — С. 24−34.
  95. В.К., Полуев В. И., Логинов А. А. Управление рисками в стоматологии одно из важнейших направлений профилактики конфликтов в стоматологической практике // Труды VI съезда СтАР. -М., 2000. — С. 43−46.
  96. В.К., Шестаков В. Т. Концепция формирования профессиональных стандартов // Новое в стоматологии. 1995. — № 4. — С.4−10.
  97. А.Л. Методические основы и организационные технологии оценки качества и эффективности медицинской помощи: Авто-реф. дис. д-ра мед. наук.-М., 1994.- 48 с.
  98. Л.М., Демина А. В. К вопросу о причинах конфликтов «врач-пациент» // Стоматология на пороге третьего тысячелетия: Сборник тезисов.- М., 2001.- С. 78−79.
  99. Ю.Г. Оценка качества и некоторых конструктивных особенностей несъемных мостовидных металлических протезов: Авто-реф.дис.кандмед наук. Киев, 1991. -17 с.
  100. Н.А. Искусство общения с больными. М., 1991.112 с.
  101. И.М. Восстановление зубов светоотверждаемыми композитными материалами. -М., 1997. 72 с.
  102. Ю.М., Леонтьев В. К., Садовский В. В. и др. Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность стоматологических организаций всех форм собственности по состоянию на май 1999 г. (с комментариями).- Т.1. М., б/г.- 92 с.
  103. А.Ю. Качественный менеджмент в клинике ортопедической стоматологии // Труды VI съезда СтАР. М., 2000. — С. 20−21.
  104. А.Ю. Медико-правовое обоснование врачебных стандартов оказания медицинской помощи в клинике ортопедической стоматологии: Дис. д-ра мед. наук. М., 2001. — 272 с.
  105. А.Ю. Медицинская документация и информирование пациентов как элементы качественного менеджмента в стоматологии // «Стоматология на пороге третьего тысячелетия». Сборник тезисов. М., «Авиаиз-дат», 2001.-С. 82−83.
  106. А.Ю. Типичные ошибки в практике стоматологов-ортопедов, приводящие к развитию конфликтных ситуаций, и их предупреждение. Современная стоматология, 2003.-№ З.-С. 3−8.
  107. А.Ю. Факторы защиты врачей-стоматологов от необоснованных претензий // «Стоматология на пороге третьего тысячелетия». Сбор1ник тезисов. М., «Авиаиздат», 2001. — С. 83−85.
  108. Е.Е. Экспертиза качества работы стоматологов с использованием информационной сети // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Семашко. 1996. — № 2. — С. 120−124.
  109. В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. -М., 1989.-176 с.
  110. В.Ю. Профилактика осложнений при дефектах коронок жевательных зубов и зубных рядов: Автореф.дис.д-ра мед.наук.-М, 1984.-31 с.
  111. Л.Г. Профилактика осложнений при применении коронок и мостовидных протезов: Автореф дис.канд. мед. наук. Москва, 1991.-24 с.
  112. М.З., Ткачёв А. Д., Петрушев А. Р. Применение математических методов и ЭВМ в стоматологии. Кемерово, 1984.-136 с.
  113. А. Врачебная тайна и ответственность за её разглашение // Медицинская газета. 1995. — № 101. — С. 16.
  114. Т.Ш., Кураскуа А. А., Ткачук М. И. Предварительная оценка качества стоматологической помощи с точки зрения пациента // Проблемы оценки качества медицинской помощи. СПб., 1998. — Вып. 2. — С. 270−274.
  115. И.С. Врачебная ошибка и перспективы судебной практики по искам пациентов к врачам // Главный врач. 1996. — № 4, — С. 94−97.
  116. И.С. О защите прав пациентов на качественную медицинскую помощь // Главный врач. 1995. — № 3. — С. 45−51.
  117. М.А., Паламарчук В. М., Хохлов Э. М. Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии.- Киев, 1984.- 88 с.
  118. С.А. Совершенствование оказания ортопедической стоматологической помощи в Республике Беларусь.- Современная стоматология.- 2001. № 4.- С. 26−29.
  119. Н.И., Чистохвалов В.В. Определение трудоемкости процесса изготовления протезов с применением фарфора и металлокерамики
  120. В.П., Канунникова JI.B. Правовое урегулирование профессиональной деятельности работников здравоохранения. Новосибирск, 2000. — 256 с.
  121. Обзор судебной практики по рассмотрению судами Ростовской области гражданских дел, связанных с некачественным оказанием гражданам медицинской помощи // Качество медицинской помощи. -1999. -№ 2 С. 56−59.
  122. Ю.Л., Юшманова Т. Н. Нравственные и правовые аспекты деятельности врача-стоматолога в современных условиях // Стоматология. 1999. — № 4. — С. 51−53.
  123. И.Ф. Врачебные правонарушения и уголовная ответственность за них. П., 1966. -196 с.
  124. Й.Ф. Профессиональные правонарушения врачей и ответственность за них. П., 1966. -184 с.
  125. А.Н. Культура общения врача: Избранные лекции.- Красноярск, 1986.- 175 с.
  126. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487−1 // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 33. СТ. 1318.
  127. Г. Н. Полуев В.И. Профессионально-правовая защита в стоматологии // Труды VI съезда СтАР. М., 2000. — С. 46−47.
  128. Г. А., Беляева Е. В., Зайцев В. В. и др. Судебно-медицинская экспертиза по гражданским искам пациентов на некачественное оказание стоматологической помощи // Судебно-медицинская экспертиза. -2000.-№ 6.-С.8−13.
  129. Г. А., Беляева Е. В., Ромодановский П. О. Об оценке качества медицинской помощи при причинении вреда здоровью в случаях неблагоприятных исходов // Судебно-медицинская экспертиза. 2000, — № 2. -С. 14−18.
  130. Г. А., Бондаренко Н. Н. Уровень правовой грамотности врачей-стоматологов в новых социально-экономических условиях // «Стоматология на пороге третьего тысячелетия». Сборник тезисов. М., «Авиаиз-дат», 2001.-С. 90−92.
  131. Г. А., Григорьев Н. Н., Ромодановский П. О., Пашинян А. Г. Судебно-медицинская экспертиза в гражданском процессе.-М.: ГЭО-ТАР-МЕД, 2004.-160 с.
  132. Г. А., Лукиных Л. М., Демина А. В. История болезни. Защита или обвинение? // «Стоматология на пороге третьего тысячелетия»: Сборник тезисов. М., 2001. — С.92−93.
  133. Г. А., Ромодановский П. О. Слово за экспертом // Cathedra. 2002. — № 1. — С. 65−67.
  134. Г. А., Харин Г. М. Судебная медицина: Учебник.-М. :ГЭОТАР-МЕД, 2001.- 320 с.
  135. ГА., Аюб Ф.Х., Беляева Е.В.и др. Современное состояние идентификации личности по стоматологическому статусу // Судебно-медицинская экспертиза. 1996. -№ 4. -С.52−54.
  136. М.Д., Банченко Г. В. Клинические и правовые особенности ведения медицинской документации в зубной имплантологии // Стоматология. 1999. 2. — С. 50−53.
  137. В.О., Гуртовой Б, Л., Обоймаков В. Б. Некоторые вопросы организации судебно-медицинских экспертиз по делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников // Судебно-медицинская экспертиза. 1994. — № 1. — С. З-б.
  138. В.И., Логинов А. А. Некоторые проблемы страхования профессиональной ответственности врачей-стоматологов. // Труды V съезда СтАР. М., 1999. — С.33−36.
  139. В .И., Макеева И. М., Жохова Н. С. Стратегические и тактические ошибки врача-стоматолога // Труды VI съезда СтАР. М., 2000. — С. 48−49.
  140. В.Л. Правовые основы медицинской деятельности.-Санкт-Петербург, 1997.-98 с.
  141. Приказ Минздрава РФ от 19.01.1998 г. № 12/2 «Об организации работ по стандартизации в здравоохранении»
  142. Приказ министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 08.04.1996 г. №№№ 134 «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи».
  143. Проблемы доказательства вины медицинских работников при рассмотрении гражданских исков. Практика английских судов // Качество медицинской помощи. 1999. — № 4. — С. 73−75.
  144. А.А. Страхование профессиональных рисков и профессиональной ответственности врачей-стоматологов // Труды VI съезда СтАР. М., 2000. — С. 49−50.
  145. Психологические основы деятельности врача: Избранные лекции и статьи.- М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999, — 204 с.
  146. В.М., Быховская О. А., Матвеева Л. Г. Анализ комиссионных судебно-медицинских стоматологических экспертиз // Труды Петербургского научного общества судебных медиков. СПб., 1998. — Вып. 2. — С. 23−24.
  147. П.О., Малый А. Ю., Беляева Е. В., Баринов Е. Х. К вопросу судебно-медицинской оценки тяжести вреда здоровью в случаях утраты зубов / // «Стоматология на пороге третьего тысячелетия». Сборник тезисов. М., 2001. — С. 104−106.
  148. В.В. О правах пациента // Стоматология для всех. — 1998, № 3.-С. 54.
  149. B.C. Методические рекомендации к практическим занятиям по судебной стоматологии. М., 1975. — 23 с.
  150. B.C. Учебное пособие по судебно-медицинской стоматологии. М., 1974. — 176 с.
  151. Н.Н., Дмитриенко С. В. Ваш бизнес-стоматология (нормативная регуляция в стоматологии). М.: Медицинская книга.- Н. Новгород: НГМА, 2001.- 114с.
  152. В.В., Захаров С. О. Медицинские и юридические аспекты врачебных ошибок // Здравоохранение РФ. 2000, № 1. — С. 7−9.
  153. В.В., Захаров С. О., Ардашкин А. П., Тарасов А. А. Юридический анализ профессиональных ошибок медицинских работников.- Самара, 2000. 143с.
  154. Ю.Д. Профессия врача: юридические основы. Киев, 1988.-206 с.
  155. Ю.Д. Рекомендации для граждан и некоммерческих организаций по защите прав и интересов населения в области здоровья. М., 1997.-С. 60−113.
  156. Ю.Д., Ерофеев СВ. Ятрогенная патология актуальная судебно-медицинская проблема // Судебно-медицинская экспертиза. — 1998. -№ 6.-С. 3−8.
  157. Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации: Нормативные документы. Сборник. 4.1 .-М., 2000.-275 с.
  158. Судебно-стоматологическая экспертиза: состояние, перспективы развития и совершенствования: Сборник статей / под ред. Пашиняна Г. А.-М.: МГМСУ, 2001.- 160 с.
  159. Т.А. Экспертная оценка неблагоприятных исходов оказания стоматологической помощи у пациентов с факторами риска: Автореф.дис.канд.мед наук.-М., 2004.- 27с.
  160. А.В. Медицинская услуга: правовые аспекты. М., 1996.-352 с.
  161. М.И. Роль структурно-организационных стандартов в системе контроля качества амбулаторной стоматологической помощи. // Проблемы оценки качества медицинской помощи: Сб. науч. Трудов.-СПб., 1996.-Вып. 2.-С.258−260.
  162. И. А. О взаимоотношениях врача и пациента в маркетинговой системе медицинских услуг // Здравоохранение РФ. 1999. — № 2. — С. 63−64.
  163. В.В., Соседко Ю. И. Судебно-медицинская оценка дефектов оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения РФ // Судебно-медицинская экспертиза. 2000. — № 1. — С. 3−7.
  164. Тучик Е. С, Полуев В. И., Логинов А. А. К вопросу гражданско-правовых отношений при оказании стоматологических услуг // Экономика и менеджмент в Стоматологии. 2000. -№ 1. — С. 62−65.
  165. Тучик Е. С, Полуев В. И., Логинов А. А. Процессуальные основы организации производства стоматологических экспертиз при оценке качества оказания стоматологической помощи // Труды VI съезда СтАР. М., 2000. -С. 53−56.
  166. Е.С. Об уголовной и гражданской ответственности врачей и среднего медицинского персонала за профессиональные правонарушения // «Стоматология на пороге третьего тысячелетия». Сборник тезисов. М., «Авиаиздат», 2001. — С. 119−120.
  167. Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О защите прав потребителей“» // СЗ РФ. 1999. № 51. ст. 6287.
  168. В.В., Привалова В. Ю. Эксперт качества медицинской помощи и его роль в системе современного здравоохранения // Здравоохранение РФ. 1995. -№ 1. — С. 12−16.
  169. Хай Г. А. Гарантирует ли соблюдение медико-технологических стандартов качество медицинской помощи? // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Семашко. 1996. -№ 3. — С. 96−99.
  170. Цимбалистов А. В, Титов М. А. Психологические аспекты взаимоотношений стоматолога и пациента с позиций Д. Карнеги // Стоматология.-1992.-№ 3−4.- С. 82.
  171. В.Б. Права пациентов в Европе и Российской Федерации // Первая международная конференция «Общество-медицина-закон»: Сборник докладов.- М., 1999.- С. 45−46.
  172. А.В. Классификация ятрогений // Первая международная конференция «Общество-медицина-закон»: Сборник докладов.- М., 1999.- С. 51−52.
  173. В.Т. Развитие системы УЕТ в новых экономических условиях деятельности стоматологических служб и учреждений России // Стоматология для всех. 1998. — № 10. — С.31−38.
  174. В.Т. Теоретические основы и практика формирования профессиональных стандартов в стоматологии: Дис. д-ра мед. наук.- М., 1999.- 342 с.
  175. А. Уголовно-правовая ответственность врача в ФРГ // Хирургия. 1992. -№ 11−12. — С.8−11.
  176. А. Уголовно-правовая ответственность врача в ФРГ // Хирургия. 1992. — № 11−12. — С. 8−11.
  177. А.С. Аномалии прикуса у взрослых.-М.: Медицина, 1987.-192 с.
  178. Beckman Н.В. et al. The doctor patient relationship and malpractice. Lassons from plaintiff depositions // Archive of internal
  179. De Ville Kenneth Act first and look up the law afterward?: Medical malpractice and the ethics of defensive medicine // Theor. Med. And Bioethics. -1998.-Vol. 19- N6.-P. 569−589.
  180. Die noetigen Leistungen // Finanztest.-2000. № 7.-S.15−31.
  181. Dimond B. Standard setting and litigation // Brit. J. Nurs. 1994. -Vol. 23- N5.-P. 235−238.
  182. Elderton R J. Clinical studies concerning re-restoration of teeth // Adv. Dent. Res. 1990.-V.4.-P. 4−7.
  183. Elderton R.J., Nuttal N.M. Variation amount dentists in planning treatment // Brit. Dent. Jornal.- 1983.- V.154.- P.201−204.
  184. Erpenstein H., Kerschbaum Th., Fischbach H. Verweildauer und klinische Befunde bei Kronen und Bruecken eine Langzeitstudie // Dtsch. Zah-naerztl. Ztscher.-1992.-Bd. 47.-S. 315−321.
  185. Evans D., Evans M. A decident proposal: Ethical rev of clinical research Chichiester etc.: Wiiey, 1996. — N12.-218 p.
  186. Fielding S.L. Changing medical malpractice claims I I Social problem. -Berkeley, 1995.-Vol. 42-Nsl.-P. 38−55.
  187. Fiesta G. Managed care of liability update // Nurse Manage. 1997. -N3.-P. 28−33.
  188. Geordge J. E., Espinosa J.A., Quattrone M.S. Legal issues in emergency radiology. Practical strategies to reduce risk // Emerg. Med. Clin. N. Amer. 1992. — Vol. 10- N1. — P. 179 -203.
  189. Granovsky R., Schilling J., Straub R. Quality management system for care institution interpreted in accordance with the International Standards ISO 9001 and ISO 9002.-Frankfurt- Sennwald- Wienn, 2000.-109 P.
  190. Heath J.R. Dental Identification a simple approach // S. Oral Rehal. -1987.-N14.-P. 147−163.
  191. Heners M. Die Waegbarkeit des zahnaerztlichen Eingriffs // Dtsch. zahnaerztl. Ztschr.- 1991.-Bd.46.- S. 179−181.
  192. Heners M. Die Bedeutung allgemein anerkannten Regeln und ihrer Kriterien fuer die Qualtaetsdiskussion in der Zahnheilkunde // Dtsch.zahnaerztl. Ztschr.-1991.- Bd.46.-S. 262.
  193. Ihde F. Aufklaerungspflichten des Zahnarztes bei der Verwendung von Gold-bzw. Kupfer-Palladium-Legierungen // Der Zahnarzt und sein Recht-2000.-№ 2.-S. 42−43.
  194. Ihde F. Die Haftung des Zahnarztes aufgrung von Aufklaerungs -und/oder Dokumentationsmaengeln // Der Zahnarzt und sein Recht.-2000. № 2.-S. 48−54.
  195. Jonsson P.M., Raf L. Is quality of health care for women worse than for men? Two out of three insurance claims concern women // Lakartidningen. -1997.-Mar. 5.-P. 94−97.
  196. Kerschbaum Th. Klinische Entscheidung und Kosteneffektivitaet-am Beispiel Einzelkrone und extensive Amalgamfellung // Wirksamkeit und Eflektivi-taet in der Zahnheilkunde: neue Konzepte in der Diagnostik und Therapie.-Heidelberg, 1997.-S. 53−68.
  197. Kerschbaum Th., Micheelis W., Fischbach H. Prothetische Ver-sorgung in Ostdeutschland: Eine bevoellcerungsrepraesentative Untersuchung bei 35 bis 54 Jaehrigen // Dtsch. Zahnaerztl. Ztschr.-1996.-Bd.51.- S.452−455.
  198. Kinney E.D. Malpractice reform in 1990s: past dissapointments, future success //J. Hith Polit. Polit. Policy Law. 1995. — Vol. 20- Nsl. — P. 99−135.
  199. Koslowski P. Aerztliches Engagement und rationale Entscheidungsre-geln // Dtsch.zahnaertztl.Ztschr.-1991.-Bd.46.-S. 182−185.
  200. Kravitz R.L., Rolph J.E., MeGuigan K. Malpractice claims data as a quality improvement tool. I. Epidemiology of error in four specialities // J.A.M.A. 1991. — Vol. 226- Ns 15. — P. 2087−2092.
  201. Lambert E.C. The Modern Medical Mistakes. Bloomington, 1978.lip.
  202. Lang N.P. Checkliste zahnaertzliche Bahandlungsplanung.- Stuttgrt- New York, 1988.-213S.
  203. Leenen H., Gevers S., Pinet G. The Rights of Patients in Europe. Debenture: WHO, EURO. 1993. — 189 p.
  204. Mayer-Maly Th., Prat E.H. Aerztliche Aufklaerungspflicht und Haftung.-Wienn, New York, Springer, 1998.-125S.
  205. Maryniuk G.A., Schweitzer S.O., Braun R.J. Replacement of amalgams with crouns: a cost-effectiveness analysis // Comm. Dent. Oral. Epidemiol.-1988.-V.5.- P. 263−267.
  206. McLaurin R.L. Medicolegal issues in pediatric neurosurgical practice // Pediat.Neurosurg. 1991. — Vol. 17- N 4. -P. 213−217.
  207. Moles D.R., Simper R.D., Bedi R. Dental negligence: a study of cases assessed at one specialised advisory practice // British Dental Journal. 1998. -Feb. 14. -P.184−188.
  208. Nilson K. Personldentification by Means of the Teeth // Acta Stoma-tol. Wrld. 1982. — Vol. 79- N 3. — P. 157−160.
  209. Oehler K. Der Zahnaerztliche Sachverstaendige: Behandhmgsfehler in Begutachtunge und Rechtsprechung.-Koeln- Muenchen, 1999.-244S.
  210. Pinter E., Vitt R.D. Umfassendes Qualitaetsmanagement filer das Krankenhaus.-Frankfurt am Main, 1996.-353S.
  211. Positionen der KZBV zur Weiterentwicklung der vertragszah-naerzylichen Versorgung // Der Zahnaezt und sein Recht.-1999.- № 6.-S. 167−171.
  212. Qualitaetsrichtlinien fuer zahnmedizinische Arbeiten.-Bern, SSO, 1999.-193S.
  213. Qualitaetssicherung in der Zahnheilkunde.-Heidelberg, 1995.-167S.
  214. Richard K. Riegelman, M.D., Ph.D. Minimizing Medical Mistakes: The art of Medical Decision Making. Boston/Toronto/London: Little, Brown and Company, 1991 — 208 p.
  215. Richards B.S., Tomasson G. Closed liability claims analysis and the medical record // Obstetrics and Gynecology. -1992. Aug. — P. 80−86.
  216. Frish P.R. et al. Role of previous claims and speciality on the effectiveness of risk-management education for office-based physicians // West. J. Med. 1995. — Vol. 163, NQ4. — P.346−350.
  217. Rolwes EJ. Dental malpractice: practical tips on avoding a dental malpractice claim // CDS Rev. 1996. — Sept.89(8). — P.26−32.
  218. Rozovsky L. The Canadian Patients Book of rights: A Consumers Guido to Canadian Health Law. Toronto, 1994. — 242p.
  219. Schlud G.H. Zur Aufklaerungspflichtverletzung eines Zahnarztes // Der Zahnarzt und sein Recht.-2000.- № 2.-S. 46−48.
  220. Schoenfeld R.H. Das Abrechnungsbuch foer die Zahnaerztliche Praxis.-Hannover, 1995.-442S.
  221. Sinha M. Qualitaet und Wirtschaftlichkeit in der zahnmedizinischen Versorgung // Beitraege zur Qualitaetssicherung in der Zahnmedizin.-Baden Baden, 1993.-S. 38−50.
  222. Sloan F.A., Mergenhagen P. M., Bovbjerg R.R. Effects of tort reforms on the value of closed medical malpractice claims: a macroanalysis// J. Hith Polit. Polit. Policy Low. 1989. — Vol. 14- N 4. P. 663−689.
  223. Spence J. The need for understanding the individual as part of the training and function of doctors and nurses // The purpose and practice of medicine. -1960.-P. 271−280.
  224. Taragin M.L.et al. Does physician performance explain interspeciality differences in malpractice claim rate? // Med. Care. 1994. — Vol.32- N 27.- P.661−667.
  225. Taylor D.H. et al. One states response to the malpractice insurance crisis // Public Health Report. 1992. — Vol.107- Ns5. — P.523−529.
  226. Thomasson G.O. Participatory risk management: promoting physi-tian complaince with practice guidelines // It. Comm.J. Qual. Improv. 1994. -№ 6. -P.20−26.
  227. Wadlington W. Medical Injury Compensation. A time for testing new approaches// JAMA. 1991. — Vol. 265-Ns21. — P. 2861.
  228. Walhter W., Weindler T. Indikationsentcheidung und Qualitaetssi-cherung: Aus der Arbeit eines zahnaerztiichen Qualitaetszirkels // Quintessenz.-1995.-Bd. 46.- S.691−694.
  229. Weiker P.C. Medical malpractice on trial. Cambrige, 1991. — N 13. -240 p.
  230. Weil Z. Evidential damage as a result of improper medical records // Medical Law. 1998. — Ns 17(1). — P. 13−24.
  231. Wigge P. Die Angemessenheit der vertragszahnaerztlichen Vergue-tung // Der Zahnarzt und sein Recht-2000.- № 2.-S. 25−42.
  232. Wirksamkeit und EfFektivitaet in der Zahnheilkunde: neue Konzepte in der Diagnostik und Therapie.-Heidelberg, 1997.-106S. Medicine. 1994. — Jun 27. — P.154−159.
Заполнить форму текущей работой