Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическое сопровождение деятельности специалистов правоохранительных органов по изучению оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личный вклад соискателя. Исследование представляет собой результат многолетней работы над проблемой изучения оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных за корыстные преступления. Теоретическая и экспериментальная части диссертационного исследования в полном объеме выполнены автором. Проведены апробация и внедрения положений и результатов исследования в практическую деятельность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
    • 1. 1. Психологические особенности личности несовершеннолетних осужденных
    • 1. 2. Концептуальные подходы к определению понятия оценочных эталонов в современной психологии
    • 1. 3. Методология исследования проблемы оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных за корыстные преступления в зависимости от их реального статуса
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ЗА КОРЫСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ РЕАЛЬНОГО СТАТУСА
    • 2. 1. Методика исследования проблемы оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных за корыстные преступления в зависимости от их реального статуса
    • 2. 2. Анализ результатов исследования оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных за корыстные преступления
    • 2. 3. Оценочные эталоны личности несовершеннолетних осужденных за корыстные преступления в зависимости от их реального статуса
    • 2. 4. Методические основы изучения оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных за корыстные преступления в зависимости от их реального статуса
  • Выводы по главе

Психологическое сопровождение деятельности специалистов правоохранительных органов по изучению оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Важнейшей задачей государства в обеспечении конституционных прав и свобод человека является борьба с преступностью. Ее решение особенно значимо в современный период, когда проводимые социальные преобразования наряду с прогрессивными реформами сопровождаются проблемами переходного периода, в том числе высоким уровнем преступности. Неблагоприятные тенденции и изменение характера преступности определяют необходимость разработки эффективных мер и средств борьбы с ней, совершенствования законодательной базы и опирающейся на нее практики деятельности правоохранительных органов государства. Повышение эффективности правоохранительной деятельности возможно на основе развития научных знаний, включая всестороннее и глубокое изучение с позиций психологической науки субъекта антисоциального поведения. Особую важность представляет изучение оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных, которые выступают одной из детерминант антисоциального поведения. Их изучение является необходимым условием для осуществления практической психолого-педагогической работы, направленной на устранение либо уменьшение криминогенных склонностей личности несовершеннолетних и связано с решением ряда важных практических задач: при организации работы инспекций по делам несовершеннолетних и других служб по предупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних в период предварительного расследования, во время отсрочки исполнения приговора, испытательного срока при условном осуждении, среди освобожденных от наказания по амнистии и отбывших наказание в воспитательных колониях. Знание сотрудниками милиции оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных позволяет более предметно судить о нравственных пороках состоящих на учетах правонарушителей, определять их субъективную готовность к изменению образа жизни, действенность применяемых форм и методов профилактического воздействия.

Вопросы психологии личности преступника рассматриваются в прямой постановке либо попутно с разработкой других проблем в работах Г. А. Аванесова, Ю. М. Антоняна, Ю. Д. Блувштейна, В. Л. Васильева, Б. С. Волкова,.

A.Д.Глоточкина, В. В. Гульдана, П. С. Дагеля, В. Г. Деева, А. И. Долговой, М. И. Еникеева, С. Н. Ениколопова, Г. С. Ефремовой, К. Е. Игошева, И. И. Карпеца, Ю. А. Клейберга, А. Г. Ковалева, В. Н. Кудрявцева, И. А. Кудрявцева, Н. С. Лейкиной, Г. М. Миньковского, В. В. Мицкевича, А. Н. Пастушеня,.

B.Ф.Пирожкова, В. М. Позднякова, С. В. Познышева, А. Р. Ратинова,.

B.Г.Стуканова, А. И. Ушатикова, В. Б. Шабанова, А. М. Яковлева и других ученых. В исследованиях раскрываются социальные характеристики и психологические особенности личности преступников, представляющих различные криминологические типы, анализируется мотивация преступного поведения, выявляются связи отдельных психологических свойств личности преступников с характером их противозаконного поведения, изучаются интегративные свойства личности (направленность, воля, характер и др.) и структуры свойств, раскрывается взаимодействие субъективных факторов и внешних условий в механизме антисоциального поведения.

Большинство отечественных психологов и криминологов разделяют положение о' том, что личность есть «носитель» причин индивидуального антисоциального поведения. Ценностные ориентации личности лежат в основе совершаемых ею поступков—как социально—позитивных и нейтральных, так и социально вредных (А.Р. Ратинов). Деформированное нравственное и правовое сознание может само по себе стать причиной выбора противоположной линии поведения (А.Р. Ратинов, И.И. Карпец). Антисоциальное поведение связывают с такими личностными образованиями, как потребности, нравственное сознание, ценностные ориентации (А.И. Долгова, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцева, Х. А. Рандолу, А. В. Пищелко, А. И. Папкин, Г. С. Саркисова, Ю.М. Антонян). Можно предположить, что именно эти качества личности и должны быть объектом индивидуального превентивного воздействия.

В социально-педагогическом плане проблему антисоциального поведения и причины не грамотного воздействия на подростка в процессе его воспитания и перевоспитания рассматривали В. И. Куфаев, A.C. Макаренко. Так, A.C. Макаренко определил, что воспитание малолетних преступников протекает в эволюционной форме, в то время как перевоспитание совершается в форме взрыва, при этом теряются старые, вырабатываются и закрепляются новые положительные качества личности. На отклонения в поведении подростка оказывают влияние следующие социальные факторы: дефекты воспитания, скудный жизненный опыт, узость кругозора и т. д. (В.Т. Лашко), различные стихийные сообщества (Ж.Л. Новицкий, Г. А. Аванесов), взрослые с антисоциальным поведением (Г.Г. Бочкарева, JI. Рябис).

Многие ученые занимаются изучением мотивации антисоциального поведения (Б.С. Волков, H.A. Дремова, К. Е. Игошев, В. Н. Кудрявцев, В. В. Лунеев, Г. М. Миньковский, С.С. Овчинский), социальных установок, ценностных ориентаций, самооценки преступников (А.Р. Ратинов,.

C.Л.Дановский, Е. В. Петухов, Г. Ф. Хохряков, В. А. Емонский, А. И. Донцов, Ю. А. Деминов, Е. М. Юцкова, Е. А. Яновская, Е. М. Собчик, Е.В. Шорохова), механизма устранения либо уменьшения криминогенности личности (В.Г.Стуканов), психологической концепции криминогенной сущности личности преступника (А.Н.Пастушеня), прикладными аспектами взаимодействия с преступниками (В.В.Мицкевич), организационными и правовыми проблемами предупреждения и раскрытия преступлений в исправительных учреждениях (В.Б.Шабанов).

В работах зарубежных психологов значительное внимание уделяется следующим аспектам: 1) психологическим механизмам нейтрализации совести, т. е. приемам самооправдания, которые нейтрализуют внутренний нравственный контроль и позволяют подросткам совершать преступления (И. Сайке), 2) роли отрицательного представления о самом себе как факторе, способствующем совершению преступления (В. Реклес, С. Денитс), 3) влиянию фиксированных социальных установок-аттитюдов Г. Оллпорт) и самооценки (Г. Каплан), 4) концепции «призонизации» (Д. Клеммер). В то же время в исследовательской практике Республики Беларусь не нашла отражения проблема изучения личности несовершеннолетних осужденных, их ролевая стратификацияне анализировался специфический характер иерархических групп несовершеннолетних осужденныхне изучались оценочные эталоны личности несовершеннолетних осужденных за корыстные преступления в зависимости от их реального статуса.

Становление правового общества сопровождается процессами его гуманизации, возрастающей ролью человеческого фактора, нравственной сферы личности. Необходимость изучения личности несовершеннолетнего осужденного, необходимость знания мотивов правонарушения диктуются задачами воспитательной системы, основанной на гуманистическом принципе — «не только карать, но и воспитывать». Особую важность приобретают вопросы психологического изучения особенностей личности несовершеннолетнего осужденного, ведь, изменения, происходящие в физическом, психическом, интеллектуальном и нравственном развитии подростков делают этот возраст сложным и противоречивым по сравнению с предшествующими этапами жизни ребенка. Основой поведения подростков все чаще выступают не чувственные побуждения, но мысль и нравственное сознаниесамо поведение получает через это определенный смысл и становится поступком.

Во многих странах мира остро стоит проблема нравственного становления малолетних преступников. В ее основе — антисоциальное поведение несовершеннолетних, под которым понимаются действия, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам [99]. Острота данной проблемы заключается в том, что численность подростков, совершающих подобные действия, растет быстрее, чем население в целом. Наше государство не исключение. Наверное, сейчас никто не в состоянии точно сказать о причинах всплеска преступности среди несовершеннолетних. Скорее всего таковыми назовут нынешние социально— экономические условия.

Виновато расслоение общества, при котором у одних все появляется с момента рождения, а другие, которые становятся преступниками, вынуждены добывать силой. Эти аргументы верны лишь отчасти, так, как зачастую не шаткое имущественное положение или недоедание заставляют подростков совершать преступления, а как раз наоборот—привычка не ограничивать себя в желаниях.

Проблема предупреждения и искоренение отклонения в поведении подростков многопланова. Она имеет различные аспекты исследования. Однако, интенсивность исследований по проблеме малолетних преступников снизилась к началу 30—х годов. В довоенное время основная литература носит педагогический характер. Начиная с 50—х годов и по настоящее время, усиливается интерес психологов, криминологов, социологов, юристов к антисоциальному поведению личности. Тем не менее все еще не выработано всеобъемлющей теории объяснения данного феномена. Однако, не следует забывать, что с конца 80-х годов и до 1995 года мы пережили практически полное разрушение государственно—общественной системы ранней профилактики правонарушений, в результате чего ушли из реальной жизни мощные общественные структуры, значение и реальный вклад которых в решение вопросов противодействия подростковой преступности можно оценить лишь сейчас, когда в полной мере проявилась нравственная деградация и депатриотизация значительной части населения, продолжает настойчиво формироваться через средства массовой информации культ индивидуализма, пренебрежения к интересам общества и государства. Можно в полной мере сказать, что мы подверглись агрессии не присущих нам, не традиционных для нашего народа культур, традиций и обычаев, деструктивно влияющих на нравственные устои общества. Самой не устойчивой в плане иммунитета к этому естественно оказалось молодое поколение. И, «как результат, констатируем серьезные проблемы в решении задач противодействия подростковой преступности. В общей структуре преступности несовершеннолетних преобладают преступления корыстной направленностиболее 70%. Идет омоложение детской преступности. Количество 14−15летних, привлеченных к уголовной ответственности достигает 20−30%». [140,193,194 ].

Рост преступности и тяжких преступлений среди несовершеннолетних являются крупными проблемами во многих странах. Крайне важно не только предупреждать преступность среди несовершеннолетних с помощью судебных мер, но и обеспечить защиту положения и прав всех несовершеннолетних, которые вступают в конфликт с законом. Подход к предупреждению преступности среди несовершеннолетних, отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних и защите молодежи постепенно претерпел под эгидой Организации Объединенных Наций теоретическую и практическую эволюцию. После различных подготовительных мероприятий восьмой.

Конгресс рекомендовал Генеральной Ассамблее принять Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) и Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, которые были утверждены Генеральной Ассамблеей соответственно в ее резолюциях 45 / 112 и 45 / 113 от 14 декабря 1990 года [104, 154, 172].

В современной психологии государств СНГ существуют исследования нравственной и мотивационной сферы детей и подростков, в том числе и так называемых «трудных детей», что облегчает понимание процесса формирования личности подростка с антисоциальным поведением (Ю.А.Клейберг, И. А. Невский, О. М. Мороз, Е. В. Заика, Н. П. Крейдун, А. С. Ячина, А. П. Закалюк, К. Е. Игошев, А. С. Новоселова, Е. В. Шорохова, С. Н. Хоружий, Ю. Г. Пилипейченко, И. А. Фурманов и др.). Эти авторы с разных сторон подводят нас к пониманию особенностей личности детей, так или иначе отличающихся в развитии от своих сверстников. В исследованиях раскрывается процесс формирования личности ребенка и выявляется роль различных обстоятельств его жизни и деятельности, которые приводят к неадекватному нравственному развитию и усвоению им общественно отрицательных форм поведения.

Необходимо так же указать на тот факт, что причины антисоциального поведения подростков и факторы, детерминирующие такое поведение, рассматривается в работах по криминальной и юридической психологии (В.И.Батов, Н. Я. Константинова, А. Е. Личко, И. Ю. Лавский, Г. М. Миньковский, А. Н. Кондратишко, В. Т. Кондрашенко, В. М. Кормщиков, А. Сабо, А. Б. Сахаров, С. И. Вернигор, Г. К. Валицкас, В. В. Волков, М. В. Габелко, А. И. Мокрецов, Т. В. Калашникова, М. Н. Фицула, И. П. Башкатов, A.M. Яковлев и др.).

Однако, при всей важности этих исследований, практика испытывает недостаток знаний по проблеме изучения личности несовершеннолетних осужденных, изучения содержания и структуры оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных, а так же их специфике в зависимости от ролевой стратификации и реального социального статуса подростка, и все это не нашло отражения в белорусской психологической науке. Необходимость развития научных знаний и потребность практики в основанных на них рекомендациях по повышению эффективности борьбы с преступностью в современных условиях и определяют актуальность темы диссертационного исследования.

Связь работы с крупными научными программами, темами.

Проблематика диссертационного исследования связана с научной разработкой комплекса мер борьбы с преступностью, нашедших отражение в:

Государственной Программе по усилению борьбы с преступностью на 1999;2000г.г., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 мая 1999 г. № 264;

Государственной Программе по усилению борьбы с преступностью на 2001;2003г.г., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2001 г. № 266;

Указе Президента Республики Беларусь от 19 июня 2000 г. № 349 «О мерах по совершенствованию деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел»:

Государственной Программе совершенствования уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел на 2001;2005г.г., утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2001 г. № 1317;

Уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь от 11 января 2000 г;

Постановлении «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность» от 14декабря 1995 г., принятым на Пленуме Верховного Суда 20 декабря 1991 г.

Соглашениях Совета глав правительств СНГ «О сотрудничестве государств—участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью» от 25 ноября 1998 г. и других законах, государственных программах по борьбе с преступностью в Республике Беларусь.

Объект исследования. Деятельность специалистов правоохранительных органов по изучению оценочных эталонов асоциального поведения.

Предмет исследования. Психологическое сопровождение деятельности специалистов правоохранительных органов по изучению и анализу оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных за корыстные преступления.

Цель и задачи исследования

Изучение содержания и структуры оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных за корыстные преступления, опосредованных их реальным социальным статусом и использование этих данных в практической деятельности специалистов правоохранительных органов.

Гипотеза исследования: оценочные эталоны личности несовершеннолетних осужденных за корыстные преступления варьируются в зависимости от их социального статуса, в реальной группе и способствуют исследованию динамики формирования и прогнозирования эффективности психолого-педагогического воздействия воспитания и перевоспитания малолетних осужденных.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать научную литературу по данной проблеме исследования.

2. Изучить содержание оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных за корыстные преступления.

3. Выявить структуру оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных за корыстные преступления в зависимости от их ролевой стратификации.

4. Определить особенности динамики развития и формирования оценочных эталонов в условиях воспитательной колонии (ВК).

Методология и методы проведенного исследования. Методологическую основу исследования составили общетеоретические положения психологической науки, рассматривающие становление личности в единстве деятельности, общения и сознаниякультурно-историческая концепция Л. С. Выготского, положения которой нашли дальнейшее развитие в концепции культурно-психологического опосредования межличностного взаимодействия Я. Л. Коломинскогообщая теория деятельности (А.Н. Леонтьев) и субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова—Славская, A.B. Брушлинский) — психологическая концепция криминогенной сущности личности преступника (А.Н.Пастушеня). Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов: теоретические (анализ психологической, философской, криминологической, юридической литературы по проблеме исследования) — эмпирические (индивидуальные беседынаблюдениебланковые тестыизучение документов личных дел осужденныхмодификация семантического дифференциала Ч. Осгуда (Я-идеал) — метод свободного описанияпроективные методикиконтент—анализ) — методы математической статистики. Проводился статистический анализ формализованной информации с использованием операционной системы.

Window’s 98, пакета прикладных программ SAS, SOMU (Калифорнийский Университет, Лос-Анджелес), Mikrosoft Office'2000: табличный редактор EXCEL, текстовой редактор Word, Internet Explorer. Исследование проводилось в условиях воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы МВД Республики Беларусь и включает четыре этапа. На первом этапе (1990;92г.г.) мы проанализировали философскую, психологическую, криминологическую, юридическую литературу по научной проблеме и обосновали общую методологию исследования. Второй этап (1993;96г.г.) — пилотажное исследование — позволил обосновать методику эксперимента, апробировать методы изучения оценочных эталонов и нравственных представлений личности несовершеннолетних осужденных. Другими словами, адаптировать общие методы и приемы социальной психологии применительно к специфике контингента испытуемых. На третьем этапе (1997;99г.г.) мы изучали оценочные эталоны личности несовершеннолетних осужденных за корыстные преступления, провели их факторизацию. Заключительный четвертый этап экспериментального исследования (2000;01г.г.) предполагал изучение оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных в зависимости от их реального статуса. Объем выборки участвовавших в эксперименте лиц составил 425 испытуемых несовершеннолетних осужденных. Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены его адекватной методологией, использованием взаимодополняющих методик, репрезентативным объемом эмпирического материала, достаточным для статистической значимости выводов, и использованием методов математической статистики для анализа количественных показателей изучаемых явлений. Проводилась перепроверка излагаемых фактов.

Научная новизна и значимость полученных результатов. Впервые в белорусской психологической науке предпринято исследование содержания и структуры оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных за корыстные преступления в условиях воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы МВД Республики Беларусь. Дана психологическая характеристика оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных за корыстные преступления с учетом их реального положения в социальной группе. Проанализирована динамика формирования оценочных эталонов во временной перспективе «прошлое—настоящее—ближайшее будущее». Кроме того, получены новые данные о детерминации антисоциального поведения и факторах, влияющих на формирование позитивных нравственных суждений у подростков.

Практическая значимость диссертационного исследования: состоит в возможности применения научных результатов в практической деятельности психологов и социальных педагогов ВК. Предложенная автором факторная модель исследования оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных за корыстные преступления, обладает практической и прогностической ценностью. Идеи, выводы, практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, получили внедрение при чтении курса лекций и семинаров по педагогической психологии в учебном центре УИД МВД Республики Беларусьв системе служебной подготовки сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних ОВД и на временном учебном пункте курсовой подготовки инспекторов по делам несовершеннолетних УВД Мингорисполкомав системе служебной подготовки сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Управления охраны правопорядка и профилактики ГУВД Мингорисполкомав воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы МВД Республики Беларусь.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Оценочные эталоны личности несовершеннолетних осужденных имеют свое содержание и структуру и опосредованы их социальным статусом в реальной группе. Так, «Пацаны» — фактор справедливости (Ф1), фактор безволия (Ф2), фактор деформации оценочных эталонов (ФЗ), фактор импульсивности (Ф4), фактор сила воли (Ф5), фактор выносливости (Ф6), фактор саморегуляции (Ф7). «Прижратые» — фактор деформации оценочных эталонов (Ф1), фактор сила воли (Ф2), фактор строптивости (ФЗ), фактор преданности (Ф4). «Блатные» — фактор жестокости (Ф1), фактор деформации оценочных эталонов (Ф2), фактор деспотизма или насилия (ФЗ), фактор безделия (Ф4), фактор выносливости (Ф5), фактор преданности (Ф6). «Обиженные» — фактор безволия (Ф1), фактор жестокости (Ф2), фактор деформации оценочных эталонов (ФЗ), фактор сила воли (Ф4).

2. Иплицитный характер оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных определяет констатирующий и слабо дифференцированный уровень их суждений о нравственности и нравственном человеке.

3. Факторная модель анализа содержания и структуры оценочных эталонов позволяет обнаружить их динамику развития, а так же фактор, влияющий на их формирование. Различия между факторами заключаются в следующем: 1) в количестве факторов для каждой группы- 2) весовыми факторными нагрузками- 3) криминогенной сущностью личности несовершеннолетних осужденных.

Личный вклад соискателя. Исследование представляет собой результат многолетней работы над проблемой изучения оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных за корыстные преступления. Теоретическая и экспериментальная части диссертационного исследования в полном объеме выполнены автором. Проведены апробация и внедрения положений и результатов исследования в практическую деятельность (справки внедрения находятся в приложении). Автором разработан спецкурс по психологии «Социально—психологические вопросы изучения и профилактики конфликтов среди осужденных», практические занятия по проблеме «Диагностика оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных с реальным социальным статусом» для слушателей уголовно-исполнительного факультета Академии МВД Республики Беларусь. Все результаты проведенных исследований получены и проанализированы автором самостоятельно. Подготовлены и опубликованы научные статьи и тезисы в сборниках и журналахучебно-методическое пособие.

Апробация результатов диссертации. Автор принимал участие на научно—практических конференциях в г. Барановичи (1989 г.), г. Минске (1988 г., 1989 г.) — в БГПУ им. М. Танка (1998г., 1999 г.) — на заседаниях кафедры психологии БГПУ им. М. Танка (2001г., 2002 г.) — на методических объединениях сотрудников воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы МВД Республики Беларусьна городских совещаниях сотрудников ИДН ОВД МВД Республики Беларусьв качестве консультанта при съемках документальных фильмов «Спасите наши души» (Журнал для детей и юношества «Дзянница» № 4, 1995 г., Беларусьфильм), «Школа мне ничего не дала» (Журнал для детей и юношества «Дзянница» № 1, 1996 г., Беларусьфильм). Результаты настоящего диссертационного исследования использовались автором при освещении тем «Психологические особенности подростков—правонарушителей»,.

Психологический анализ и профилактика конфликтов в социальной среде подростков—правонарушителей" в системе служебной подготовки сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних ОВД и на временном учебном пункте курсовой подготовки инспекторов по делам несовершеннолетних УВД Мингорисполкома. В процессе чтения лекций для слушателей уголовно-исполнительного факультета Академии МВД Республики Беларусь по спецкурсу «Социально—психологические вопросы изучения и профилактики конфликтов среди осужденных" — при проведении практических занятий по проблеме «Диагностика оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных с реальным социальным статусом», разработанным самим автором, в организации занятий по теме.

Психологический анализ и профилактика конфликтов в социальной среде осужденных" по курсу «Педагогика и психология в деятельности ИУ».

Опубликованность результатов. Результаты диссертационного исследования отражены в 6 публикациях автора, общим объемом 93 страницы. В том числе: 2 статьи, 3 материалов конференций и 1 учебно-методическое пособие.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, восьми приложений. Объем диссертации (без учета списка литературы и приложений) составляет 110 страниц (с учетом имеющихся в тексте таблиц и рисунков), четыре справки внедрения результатов исследования.

Список литературы

включает 230 источников.

Выводы по главе.

1. Структура оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных включает: особенности личности, нравственные качества, волевые качества, внешняя экспрессия (внешний облик), нет хороших людей в настоящее время, не знаю, нет ответа. Результаты нашего исследования показывают, что анализ оценочных эталонов позволил в их структуре выделить особую категорию, которую мы будем называть нравственными оценочными эталонами. Нравственные оценочные эталоны личности несовершеннолетних осужденных, как и нравственные представления, отличаются деформированным характером и недостаточно осознаны ими.

2. Результаты нашего исследования позволили выделить уровни свободного описания: констатирующий, объективность (как факта, без личного отношения к нему), субъективность (выделение сторон эталона двух модальностей: положительной либо отрицательной), простота, узость, не эмоциональность, эмоционально — оценочные суждения с негативным, резко — отрицательным отношением. Анализ эталона на констатирующем уровне оценивается как поверхностный, неглубокий уровень проникновения в эталон, перечисление основных черт характера, поступков, внешних действий, что косвенно свидетельствует о недостаточной социальной зрелости личности и не сформированности правового сознания.

3. По направленности описания можно выделить два типа оценочных эталонов: отношение личности к самой себе и отношение личности к другим людям.

4. В результате факторного анализа была получена факторная модель оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных. Основными составляющими факторной модели оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных являются: фактор справедливости (Ф1), фактор безволия (Ф2), фактор жестокости (ФЗ), фактор импульсивности (Ф4), фактор деспотизма или насилия (Ф5), фактор сила воли (Ф6), фактор безделия (Ф7). фактор строптивости (Ф8), фактор выносливости (Ф9), фактор саморегуляции (Ф10), фактор преданности (Ф11), фактор деформации оценочных эталонов (Ф12). Данный феномен возникает в связи с коллизией между нравственными ценностями, которые признаются администрацией учреждения и ценностями, признаваемыми реальными группами осужденных (обществом). В процессе общения в результате совместного отбывания наказания осужденных в зависимости от их реального статуса, происходит взаимное «криминальное заражение» и формирование глобальной противоправной ориентации в отношении всех правоохраняемых ценностей.

5. Структура оценочных эталонов определяется реальным статусом несовершеннолетних осужденных: «Пацаны» — фактор справедливости (Ф1), фактор безволия (Ф2), фактор деформации оценочных эталонов (ФЗ), фактор импульсивности (Ф4), фактор сила воли (Ф5), фактор выносливости (Ф6), фактор саморегуляции (Ф7). «Прижратые «- фактор деформации оценочных эталонов (Ф1), фактор сила воли (Ф2), фактор строптивости (ФЗ), фактор преданности (Ф4). «Блатные «- фактор жестокости (Ф1), фактор деформации оценочных эталонов (Ф2), фактор деспотизма или насилия (ФЗ), фактор безделия (Ф4), фактор выносливости (Ф5), фактор преданности (Ф6). «Обиженные» — фактор безволия (Ф1), фактор жестокости (Ф2), фактор деформации оценочных эталонов (ФЗ), фактор сила воли (Ф4). Сходства между факторами: факторы всех групп имеют одинаковое название. Различия заключаются в следующем: 1) в количестве факторов каждой группы- 2) в весовых факторных нагрузках- 3) криминогенной сущностью личности несовершеннолетних осужденных.

6. На основании того, что при описании эталонов осужденными нами был выделен констатирующий уровень, а также на основании описания отношения к себе можно сделать вывод, что найболее эффективно изучать оценочные эталоны личности несовершеннолетних осужденных не открытыми вопросами, а через анализ их социального окружения, через их интересы или поведенческий аспект самосознания.

7. Названные выше положения необходимо учитывать при организации психологической службы и воспитательной, коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Анализ теоретико-методологических подходов к исследованию проблемы оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных позволил обосновать следующее: становление нравственного сознания личности, и, в частности, структуру и содержание ее оценочных эталонов необходимо рассматривать, исходя из сознания деятельности, общения и отношения, а также из психологической концепции криминогенной сущности личности преступникаформирование оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных целесообразно осуществлять в контексте культурно-психологического опосредования межличностного взаимодействия.

2. Структура оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных представляется следующими факторами: справедливости, безволия, жестокости, импульсивности, деспотизма или насилия, сила воли, безделья, строптивости, выносливости, саморегуляции, преданности, деформации оценочных эталонов. В содержательном плане названные выше оценочные эталоны имеют констатирующий и слабо дифференцированный уровень. Исходя из особенностей контингента испытуемых, необходимо выделять особую категорию оценочных эталонов — нравственные оценочные эталоны.

3. В психолого-педагогическом плане следует учитывать, что содержание оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных, во многом, опосредованы социальным статусом личности в реальной группе. Так, имеют факторы «Пацаны» — справедливости, безволия, деформации оценочных эталонов, импульсивности, сила воли, выносливости, саморегуляции. «Прижратые» — деформации оценочных эталонов, сила воли, строптивости, преданности. «Блатные» — жестокости, деформации оценочных эталонов, деспотизма или насилия, безделья, выносливости, преданности. «Обиженные» — безволия, жестокости, деформации оценочных эталонов, сила воли.

4. Факторная модель анализа структуры и содержания оценочных эталонов позволили обнаружить динамику их формирования во временной перспективе и прогнозировать эффективность психолого-педагогического воздействия на примере воспитания и перевоспитания личности малолетних осужденных.

Таким образом, в ходе диссертационного исследования были решены поставленные задачи, нашла подтверждение рабочая гипотеза. Поскольку ряд вопросов оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных требует дальнейшего исследования, представляя научно-практический интерес в ее изучении, следует привлечь к этой работе лиц и других профессий (социологов, педагогов, социальных работников и др.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  3. Г. А. Возможность прогнозирования индивидуального поведения осужденных. Вопросы судебной психологии: Тезисы докладов и сообщений. М., 1971.С. 3−15.
  4. Г. А. Криминалогия и социальная профилактика. М.: Акад. МВД СССР, 1990.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
  6. П. К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии. М., 1976.
  7. Ю.М. Изучение личности преступника. М.: ВНИИ МВД СССР, 1982.
  8. Ю.М. Личность преступника индивидуальная профилактика преступлений: сопоставление и выводы // Личность преступников и индивидуальное воздействие на них. М.: ВНИИ МВД СССР, 1989. С.3−10.
  9. Ю. М. Личность преступника как объект предупредительного воздействия // Личность преступника и предупреждение преступлений. М., 1987.
  10. Ю.М., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. Личность корыстного преступника. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1989.
  11. Ю. М., Лунеев А. М., Яковлев А. М. Мотивообразующие факторы преступного поведения // Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудоявцева. М.: Наука, 1986. С. 44−115.
  12. Ю.М., Самовичев Е. Г. Бессознательное в мотивации преступного поведения // Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986. С. 156−188.
  13. Ю.М., Самовичев Е. Г. Роль ситуации в формировании мотивов // Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986. С. 85−98.
  14. Ю.М., Самовичев Е. Г. Социальная среда и мотивация преступного поведения // Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986. С. 61−76.
  15. Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. С. 7−17.
  16. Л.И. Методические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 3−20.
  17. Л.И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран // Теоретические проблемы личности. М.: Наука, 1974. С. 278−318.
  18. Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. № 3. С.5−17.
  19. Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 61−77.
  20. В.Г. О диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 21−37.
  21. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  22. В. И., Константинова Н. Я. К вопросу изучения преступников // Психологическое изучение личности преступника: методы исследования. М., 1976. С. 115−143 .
  23. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  24. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
  25. П. Г. Психологические особенности трудновоспитуемых и умственно отсталых детей. Л., 1936.
  26. В. Г. Личность преступника в Советском Уголовном праве. Автореф.. дис. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1962.
  27. Ю.Д. Понятие личности преступника // Советское государство и право, 1979. № 8. С. 97−102.
  28. Ю.Д., Добрынин A.B. Основания криминологии: Опыт логико-философского исследования. Мн.: Университетское, 1990.
  29. A.A. Общение и формирование личности // Социальная психология личности. М., 1979.
  30. А. А. Психология о личности. М., 1988.
  31. A.A., Куницына В. Н., Панферов В. Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности // Человек и общество. Вып. 9. Л., 1971. С. 151−160.
  32. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдпггейна. М.: Междунар. пед.акад., 1995.
  33. Большая Советская Энциклопедия. Т. 30. М., 1978. С. 288.
  34. Г. Г. Зависимость преступного поведения несовершеннолетних правонарушителей от их податливости групповому влиянию // Вопросы судебной психологии. М., 1971. С. 58−59
  35. Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-нарушителей. Автореф. .дис. канд. психол. наук. М., 1968.
  36. Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. С. 176−180.
  37. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  38. .С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С.3−19.
  39. У. Два мира детства. М., 1976.
  40. A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психологии РАН, 1994.
  41. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии, 1996.
  42. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. № 5. С. 38−44.
  43. Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 45−56.
  44. Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. 1997. № 2.G. 57−78.
  45. С. И. Прибыл подросток в ВТК // Воспитание и правопорядок. 1990. № 3. С. 43−44.
  46. В. В. Понятие установки, отношения и ценностных ориентаций в социологическом исследовании // Философские науки. 1968. № 2. С. 48−54.
  47. . С. Криминалогическое исследование личности преступника в советском праве // Теоретические проблемы учения о личности преступника. М., 1988. С. 23−28.
  48. . С. Личность преступника. М., 1988.
  49. В. В. Применение метода дихотоличской самооценки в криминально-психологическом исследовании личности // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.С. 120−134
  50. И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1970.
  51. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4 / Под ред.
  52. Д.Б.Эльконина. М.: Педагогика, 1984.
  53. М. В. Перестройка антиобщественной направленности групп несовершеннолетних правонарушителей // Труды высшей школы МВД СССР. М., 1974. Вып. 36. С. 16.
  54. А. Д., Пирожков В. Ф. Психология коллектива заключенных. М., 1968.
  55. А. Д., Пирожков В. Ф. Психологические состояния человека, лишенного свободы. М., 1968.
  56. В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. № 4. С.22−32.
  57. Дагель П С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве. Владивосток. 1970.
  58. С. Л., Петухов Е. В., Хохряков Г. Ф. Личностные свойства осужденных и социально-психологические методы их исследования. М&bdquo- 1982. .
  59. С. Л., Петухов Е. В., Хохряков Г. Ф. Самооценка осужденных и ее значение для исправления и перевоспитания // Личностные свойства осужденных и социально-психологические методы их исследования. М., 1982. С-61−72.
  60. В.Г. Психология направленности личности осужденных молодежного возраста. Рязань: РВШ МВД СССР, 1978.
  61. В.Г., Ушатиков А. И. Характеристика направленности личности несовершеннолетних правонарушителей. Рязань: РВШ МВД СССР, 1978.
  62. Ю. А. Социальная ценность и оценка в уголовном праве. -М&bdquo- 1975.
  63. А. И. Исследование личности несовершеннолетнего преступника // Социально-психологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника. М., 1975.С. 41−50.
  64. А.И. Изучение личности преступника // Советское государство и право. 1978. № 6. С. 79−84.
  65. А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1981.
  66. Должностная инструкция психолога исправительно-трудового учреждения: Приказ МВД Республики Беларусь от 21. 06.1993.
  67. А. И. Исследование ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетними. М., 1977. С. 30−35 .
  68. Н. А. Мотив и цель в преступлениях несовершеннолетних. Автореф.. дис. канд. юрид. наук. М., 1972.
  69. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В Н. Генетика, поведение, ответственность: о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. 2-е изд. М.: Политиздат, 1989.
  70. В. П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов, 1980.
  71. В. А. Отношение осужденных к наказанию. Рязань, 1976.
  72. М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М.: Юрист, 1996.
  73. С.Н. Агрессия и агрессивность насильственных преступников. Автореф.. дис. канд. психол. наук. М.: Акад. МВД СССР, 1984.
  74. Г. X. Изучение ценностно-нормативной сферы преступников // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979. С. 34−43 .
  75. А.Н. История психологии: от античности до наших дней. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  76. Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 83−90.
  77. А. П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. М., 1986. .
  78. .В. Теория личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  79. В.В. Понимание асоциальными подростками ситуаций насилия и унижения человеческого достоинства // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 20−27.
  80. А.Н. Организационная психология. М., 2000.
  81. В.П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  82. A.C. Проблемы психологии общения: Учебное пособие по спецкурсу. Ростов-на-Дону, 1976.
  83. О. И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизации социального поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 241−255.
  84. А. А. О логике оценок // Вопросы философии. 1968. № 8. С. 51.63.
  85. К. Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М., 1984.
  86. К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький. 1974.
  87. Инструкция об организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: Приказ МВД Республики Беларусь № 125 от 07. 06. 1994.
  88. С.М. Зарубежная криминалогия. М., 1997.
  89. Т.В. Ресоциализация освобождающихся из ВТК. (Н.К. Крупская и актуальные проблемы перестройки народного образования) / Материалы республиканской научно-практической конференции. Барановичи, 1989. С.62−63.
  90. Т.В. Социально-психологические вопросы изучения и профилактики конфликтов среди подростков с асоциальным поведением: Учеб -метод. пособие. Ми.:БГПУ им. М. Танка, 2001. С. 75 .
  91. Т.В. Проблема воспитания подростков-правонарушителей // Адукацыя i выхаванне. 2001. № 9. С. 30−36.
  92. Т.В. 3 псторьп адукацьи дз1цячых папрауча-працоуных устаноу // Весщ БДПУ. 2001. № 3. С. 66−69.
  93. Т. В. Характеристика социально-психологической установки и проблемы ее переориентации у несовершеннолетних осужденных // Проблемы психологии осужденных к лишению свободы. Рязань, 1984. С. 5768.
  94. И. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С.55−57.
  95. Д. А. Социальные отклонения. М., 1968.
  96. Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001.
  97. О.Г., Ушатиков А. И., Деев В. Г. Криминальная психология. Рязань: Ин-т права и экономики МВД России, 1997.
  98. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. JL: Лениздат, 1997.
  99. Я. Л. Социальные эталоны как стабилизирующие факторы «социальной психики» // Вопросы психологии, 1972. № 1. С. 99−110.
  100. А. Н. Изменение социальных связей, поведения детей и подростков под влиянием безнадзорности // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1970.4.1.С. 65.
  101. В. Т. Девиантное поведение у подростков. М.: Беларусь, 1988.
  102. В. М. Изучение механизма формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя. М., 1977.
  103. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 58−68.
  104. Г. Г. Проблема личности в философском и психологическом аспектах // Избранные психологические труды / Под ред. Л. Н. Прокопенко. М.: Педагогика, 1985. С. 76−85.
  105. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1985.
  106. Криминапогия: Учебник / Под ред. Б. В. Коробейникова, Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М.: Юрид. лит., 1988.
  107. В. Н. Правовое поведение норма и патология. М., 1982.
  108. ИЗ. Кудрявцев В. Н. Проблема мотивации в криминалогии // Криминальная мотивация. М.: Наука, 1986. С. 8−18, 37−43 .
  109. В. Н. Социально-психологические характеристики антиобщественного поведения. М., 1985.
  110. В.Н. Социальное и индивидуальное прогнозирование в криминалогии // Вопросы научного прогнозирования. М., 1968. Вып. 2.
  111. В.Н. Социальные стереотипы-условия и продукт социализации // Человек и общество. Л., 1971. Вып. 9. С. 174−193.
  112. Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник. М.: Юрид. лит., 1985.
  113. В. И. Правонарушения и беспризорность в России несовершеннолетних//Право и жизнь. 1922. № 1. С. 17−19.
  114. В. И. Детские правонарушения в Москве // На путях к новой школе. 1923. № 9. С. 7−9.
  115. В. И. Борьба с преступлениями несовершеннолетних // Новая Москва. 1924. № 3. С. 3−5.
  116. В. Т. Индивидуализация исполнения наказания важное условие борьбы с рецидивной преступностью // Вопросы предупреждения преступления. 1966. № 3. С. 20−22.
  117. В. Т. Особенности воспитания в условиях лишения свободы: из опыта работы исправительно-трудовых учреждений. Автореф.. дис. канд. психол. наук. М., 1963. .
  118. Н. С. Криминалогия о преступнике. Л.: Знание, 1978.
  119. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т.2. С. 94−231.
  120. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3 С. 11−21.
  121. Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. 1997. № 7. С. 13−27.
  122. А.Н. Развитие психики в онтогенезе // Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. С. 280−385.
  123. Личность преступника / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Юрид. лит., 1971.
  124. Личность преступника и предупреждение преступлений: Сб. ст., М., 1987.
  125. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  126. .Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях / Под ред. Д. Н. Завалишиной, И. И. Барабанщикова. М.: Наука, 1990. С.10−18.
  127. .Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии // Психологический журнал. 1989. № 4. С. 19−33.
  128. А. Е., Лавский И. Ю. Патологические формы девиантного поведения у детей и подростков. М., 1986.
  129. В. Личность как основание регуляции поведения // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. С. 161−170.
  130. В. В. Личностные условия мотивации преступного поведения // Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986. С. 98−115.
  131. В. В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. М., 1980.
  132. В.В. Функции мотивации // Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986. С. 19−37.
  133. В. В., Романов В. В. Возникновение и изменение мотивации преступного поведения // Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986. С. 116−155.
  134. А. С. Опыт методики детской трудовой колонии: Собр. соч. М&bdquo- 1958. Т. 5. С. 462 475.
  135. Материалы отчетов МВД Республики Беларусь за 1995−2000 г. г. по Бобруйской ВТК-2.
  136. Методологические и методические проблемы контент-анализа: Тез. докл. рабочего совещания социологов. М., 1973. Вып.1. С. 130.
  137. Механизм преступного поведения // Ю. М. Антонян, Л. С. Дагель, О. Л. Дубовик и др. / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1981.
  138. Г. М. Методологические и методические аспекты изучения личности в криминалогии // Вопросы борьбы с преступностью. 1977. Вып. 27. С. 18−35.
  139. Г. М. Дети с отклонениями в нравственном поведении. М., 1968.
  140. Г. М. Личностный подход в криминологических исследованиях проблем борьбы с преступностью несовершеннолетних // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1977. С. 20−25, 47−49. *
  141. Г. М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы судебной психологии: Тезисы докладов и сообщений по судебной психологии. М., 1971. С. 110−120.
  142. В. В. Установление психологического контакта сотрудниками ОВД с гражданами при решении оперативно-служебных задач. Автореф.. канд. психол. наук. М.: Акад. МВД СССР, 1989. Секретно.
  143. А. И. Личность и процессы внутри группового взаимодействия заключенных в условиях пенитенциарных учреждений // Личность преступника и предупреждение преступлений. М., 1987. С. 53−59 .
  144. О. М. Анализ содержания образа «Я» у несовершеннолетних правонарушителей // Личность в системе общественных отношений. М., 1983. С. 312−314.
  145. В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды / Под ред.А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Ин-т практич. психологии», 1995.
  146. A.C. Найти самого себя . М.: Издание политуправления и ГУИД МВД СССР, 1989. Для служебного пользования^Ife^HÊ-l
  147. И. А. «Трудное» детство, его причины, признакии формы проявления // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1970. Ч. 1. С. 7−15.
  148. Несовершеннолетние в Республике Беларусь: основы правового положения, правовой защиты и ответственности // Научно-практический комментарий к законодательству и иным нормативным актам о несовершеннолетних / Под ред. И. О. Грунтова. М.: Тесей, 1999.
  149. . Л. Некоторые социальные аспекты антиобщественного поведения несовершеннолетних. Автореф.. дис. канд. психол. наук. Томск, 1971.
  150. А. С. Внушение как один из способов ранней профилактики педагогической запущенности подростков // Ранняя профилактика правонарушителей несовершеннолетних. М., 1978. С. 39−45.
  151. К. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 45−67.
  152. С. С. Значение нравственно-психологических свойств личности для типологии преступников // Труды ВНИИ МВД СССР. 1976. № 39. С. 10−18.
  153. В.Б., Украинская Л. В. Когнитивные детерминанты характеристики себя и других // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979. С. 109−117.
  154. Острые углы воспитания Сб. ст. Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров БССР. М.: Народная асвета, 1990.
  155. В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Навукова думка, 1982.
  156. А. И. Исследование положения личности в группах осужденных к лишению свободы. М., 1974. Вып. 34. С. 21−35.
  157. А.Н. Криминогенная сущность личности преступника: методология познания и психологическая концепция. М., 1998.
  158. A.B. Вопросы истории и теории психологии: Избр. тр. М.: ИНФРА-М, 1998.
  159. В.А. Системно-деятельностный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. С. 8−18.
  160. A.B. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 30- 44.
  161. Ю. Г. Внутренние преграды как смысловые детерминанты самосознания личности (на материале исследования личности несовершеннолетнего правонарушителя). Автореф.. дис. канд. психол. наук. М., 1984.
  162. А. В., Ленский А. Н. Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными ВТК // Проблемы нравственного воспитания. Домодедово, 1987. С. 3−12.
  163. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.
  164. В.М. Личность преступника и исправление осужденных / Под ред. АуВ.Пищелко. Домодедово: ВИПК МВД РФ, 1998.
  165. Положение о психологе следственного изолятора: Приказ МВД Республики Беларусь от 21. 03. 1994. /
  166. И.И. О ценностных ориентациях в общении подростков // Психологические условия и механизмы воспитания подростков. М., 1983. С. 75−83.
  167. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш. школа, 1981.
  168. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.
  169. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990.
  170. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Ин-т психологии РАН, 1997.
  171. X. А. Информационно-поисковые системы для изучения преступности среди несовершеннолетних // Советское государство и право. 1971. № 10. С. 121−135.
  172. А. Р. Личность преступника и проблема ценности // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1978. Вып. 29. С. 105−110.
  173. А. Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979. С. 3−33.
  174. А. Р., Константинова Н. Л., Собчик Е. М. Самооценка преступников // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979. С. 63−78.
  175. А.Н. К вопросу о формировании эталонов работника милиции// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1979. с. 177.185. -Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.
  176. Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. Мн.: Университетское, 1991.
  177. НА. Изучение оценочных эталонов и социальных стереотипов с помощью семантических измерений // Вопросы психологии. 1981. № 5. С. 18−19.
  178. З.И. Развитие личности и профессиональный рост. Автореф.. дис. докт. психол. наук. Краснодар, 1997.
  179. Л. М. О сравнительном изучении общественной опасности личности несовершеннолетних, совершивших преступление в группе и в одиночку. М., 1982.
  180. А. Теоретические вопросы изучения преступности среди молодежи // Предупреждение преступности несовершеннолетних. М., 1989. С. 185−195.
  181. Г. С. Объект индивидуального профилактического воздействия в теории предупреждения преступности. Ереван, 1975.
  182. А. Б. Личность преступника и причины преступности в СССР. М.: Юрид. лит., 1961.
  183. Сведения МВД Республики Беларусь о лицах, совершивших преступления в 1998—1999 гг. г.
  184. Сведения МВД Республики Беларусь о состоянии преступности среди несовершеннолетних за 1998−1999 г. г.
  185. Е.В. Методы математической обработки в психологии. С-кт-Пб.: Речь, 2001.
  186. П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 94−100.
  187. Социологический словарь / Сост.: А. Н. Елсуков, В. К. Шульга. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Университетское, 1991.
  188. В.Г. Особенности исправительной психологической коррекции личности корыстных преступников в условиях лишения свободы. Автореф. .дис. канд. психол. наук. Рязань: РИПЭ, 1999. Для служебного пользования.
  189. д. Н. Психологические исследования. М., 1966.
  190. Файнбург 3. И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах общества // Личность и ее ценностные ориентации. М., 1960. С. 59−100.
  191. М. Н., Башкатов И. П. Основы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных в воспитательно-трудовых колониях. М., 1984.
  192. И. А. Нравственная регуляция агрессивного поведения // Развитие психологии личности и педагогических проблем социальной психологии: Мат. Респуб. научн.-практ. конф. Мн., 1998. С. 14−18.
  193. С. Н. Самооценка недисциплинированных подростков и их оценочное отношение к окружающим // Психологические особенности самосознания подростка. Киев, 1980. С. 119−136.
  194. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981.
  195. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека// Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 116−132.
  196. В.Б. Организационные и правовые проблемы предупреждения и раскрытия преступлений в исправительных учреждениях: Моногр. Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2001.
  197. Г. И. Криминапогия / Под ред. Л. О. Иванова. М.: Прогресс-Универс., 1994.
  198. Е. В. Психология личности и образ жизни. М., 1987.
  199. Е. В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 51−65.
  200. Е.В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. С. 3−33.
  201. В.В. Личность акцентуированных несовершеннолетних правонарушителей и профилактика их преступного поведения. Автореф.. дис. докт. Юрид. наук. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. Для служебного пользования.
  202. Е. М. Изменение ценностных ориентаций у несовершеннолетних правонарушителей / Тезисы докладов к УП съезду психологов. М., 1989. С. 81−84.
  203. В. А. Социальная психология личности // Социальная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. С. 75−120.
  204. В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89−406.
  205. В. А., Кон И. С. Соотношение ценностных ориентаций и реального (явного) поведения личности в сферах труда и досуга (Программа исследования) // Информационный бюллетень ИКСИ АН СССР. М.: ИКСИ АН СССР, 1969. С. 1−66.
  206. Е. А. Исследование уровня самооценки личности несовершеннолетних правонарушителей // Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1973. С. 174−175.
  207. А. М. Некоторые теоретические вопросы общей методики изучения личности преступника // Проблемы искоренения преступности. Т.: Юрид. лит., 1965. С. 58−64.
  208. A.M. Социальная роль и мотивация // Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986. С. 76−85.
  209. А. М. Социальная психология и противоправное поведение // Советское государство и право. М., 1968. № 7. С. 53−59.
  210. А. М. Социология правонарушений // Советская юстиция. М., 1972. № 22. С. 6−12.
  211. Н. Г. Борьба с некоторыми видами аморального поведения несовершеннолетних как одно из направлений профилактики преступления // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1970. Ч. 1. С. 18−22.
  212. М.Г. История психологии. 3-е изд., дораб. М.: Мысль, 1985.
  213. I. С. Delinquent and Non Delinquent Attitudes tow — and the Prevalence of Stealing // The journal of Criminal Law, Criminology and Police science. N. Y., 1987. Vol. 48, № 3. P. 259−274.
  214. Clemmer D. The Prison Community. N. Y., 1988. P. 31−45.
  215. Kaplan H. B. Deviant behavior in defence of self. N. Y.: Academic press, 1988.
  216. OUport G. W. Attitudes: Handbook of Social Psychology. N. Y.: Td by C. Murchison Worcester, 1995.
  217. Reckles W. J., Dinitz S. And Kay B. Self-Component in Potential Delinquency and Non-Delinquency // American Sociological Review. N. Y., 1987. № 22. P. 566−570.
  218. Sykes J. The society of captives: A study of maximum security prison. New Jersey: U. P., 1992. P. 84−108.
  219. Классификация несовершеннолетних осужденных в зависимости от социально — нравственной ориентации
  220. Криминалистическая характеристика малых групп положительнойнаправленности
  221. Криминалистическая характеристика малых групп отрицательнойнаправленности
  222. Криминалистическая характеристика «отверженных»: «обиженных"и „опущенных“
  223. Субкультура несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии
  224. Осужденные употребляют в своей речи жаргон в 86,7% случаев.
  225. Наиболее распространенный „фольклор“ несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии1. Споем жиган.
  226. Споем жиган, нам не гулять на воле И не встречать чудесный месяц май Споем о том, как девочку пацанку Ночным этапом отправляли в дальний край.
  227. О, боже мой, как хочется на волю Побыть на воле хотя бы несколько минут Забыть колонию, забыть ее законы И на тебя моя пацаночка взглянуть.
  228. О, боже мой, ну кто тебя целует? Начальник лагеря иль старый уркоган, А может быть ты подалась на волю И при побеге получила девять грамм. И ты упала кровью обливаясь И ты упала грудью на песок, А по твоим по шелковистым косам
  229. Прошел легавый кованный сапог. ¦ * ¦1. Начальник изыскной.
  230. Ах, мама, мама. Ты мой адвокат Любовь не бросишь мордой в снег апрельский Сегодня выведут на черный двор солдат И старшина скомандует им: „Целься!“. А за окном буянила весна И в воронок меня из зала уводили И вдруг услышал я, как крикнула она
  231. Алеха, не забуду до могилы.&diams- *
  232. Простор небесный сизокрыл и тишина кругом, А я опять сижу в тюрьме и сниться отчий дом Гонял когда-то голубей под небом голубым, А здесь сижу и надо мной решетка и конвой Мне ведь только 15, а я опять в тюрьме И не могу поверить я, все это как во сне
  233. Не видеть дома и родных три с половиной года мне И нё устанет только мать так долго сына ждать. Собаки лают на меня и конвоир стоит В руке он держит автомат и зло на всех глядит, А рядом девушка стоит в ее руках цветы
  234. Но конвоир гоняет нас, ведь мы для них скоты. * ¦ *1. Таганка.
  235. Цыганка с картами дорога дальняя Дорога дальняя казенный дом Быть может старая тюрьма центральная Меня парнишечку по новой ждет
  236. Таганка, все ночи полные огня Таганка, зачем згубила ты меня Таганка, я твой бессмертный арестант Погибли юность и талант в твоих стенах Я знаю милая больше не встретимся Дороги разные нам суждены Опять по пятницам пойдут свидания
  237. И слезы горькие моей родни. ¦ ¦ *1. Светка малолетка.
  238. Город засыпает фонари зажглися В городе все спят, только мне не спится Вспоминаю долго, как жилось на воле И гляжу в окошко в клетчатом узоре
  239. Взяли меня утром прямо из постели Светкины глазенки на меня глядели Дали мне три года как сломали ветку И еще 12 за Светку малолетку Сейчас бы покуражиться водочки напиться Только стены толстые мешают отлучиться Жалко, что на воле мы часто забываем
  240. Как в тюрьме на нарах мы долго засыпаем. • * *1. Столыпин.
  241. Парень я не хилый, ты ко мне не лезь Слава богу силы и капуста есть Я у этой стойки не был столько лет
  242. ЖАРГОН НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ1. Бацила-сало.2. Ботва продукты.3. Босый череп лысый.'
  243. Беляга белый хлеб, печенье и т. д.5. Бикса девушка.6. Базар разговор.
  244. Бабки, капуста, филки деньги.8. Босяк основной, блатной.
  245. Башмачник снимает покрышки или колеса с машины.
  246. Бич пример: сидеть на бичах — нигде не работать. 11. Бугор — председатель, бригадир.
  247. Вилы пример: сделал вилы на УДО — сделал так, чтобы не ушел на УДО (условно-досрочное освобождение).13.Гонялы ноги.14.Грязь тушь.15. Гоп-стоп грабеж.
  248. Домушник, форточник вор по квартирам.
  249. Жало иголка, которой наносят татуировку.
  250. Животное человек, которого не уважают за его поведение. 19.3эчка, пидарка — зимняя шапка.20.Зема земляк.21. Ключи холод.
  251. Ключ потерял, ключ поймал потерял сознание.23.Крючки руки.24.Клифт пиджак, куртка.25.Кацы обувь осужденных.26.Керка- хлеб.
  252. Коптиться прятаться, уклоняться от взмахов руки или чего-либо.
  253. Кент друг, с которым ты живешь на зоне.
  254. Козел, стукач тот, который рассказывает сотрудникам колонии о всем запрещенном в отделении или в отряде.
  255. Клюквенник вор по церквям, монастырям. 31. Квантус — берет, летний головной убор.32.Луза рот.33.Луза, толчки унитаз.
  256. Ломиться бежать, врываться.35.Лажа позор.36. Лапша обман.37.Личняк лицевой счет.38.Лес спички.39.Мойка бритва.40.Мокрушник убийца.
  257. Медвежатник вор по сейфам.
  258. Мулл, гамма затумканные, опущенные.
  259. Масти наколки, татуировки.44.Маргуша маргарин.
  260. Марочка носовой платок. 46. Опыляться — исчезать из виду. 47.0ткидон — освобождение.
  261. Отвали отойди. 49. Обезьянник — зеркало. 50. Обои — чиркало для спичек. 51. Прялки, сырники — носки.52.Пайка столовый паек.
  262. Пикет, стрем, атас приближение опасности.
  263. Пасти, секта, наводить секу смотреть.
  264. По фени болтать на жаргоне говорить.
  265. Подвязал пример: подвязал воровать — покончил с прошлым.
  266. Пика, шевель, заточка, швайка, фиса, стелет нож.
  267. Петух девушка мужского рода.59.Помазуха масло.60.Попкарь контролер.61. Рыло, мурло, рожа лицо.62.Решка решетка.63.Роба костюм х/б.64.Слон стол.65.Слонята стулья.
  268. Телага, бушлат телогрейка.
  269. Театр, оперы оперативные работники.
  270. Тусует идет, пример: тусует на мази — идет налегке.69.Трубы сигареты.
  271. Туз, очко заднее отверстие.71.Уркагон вор.72.Фраер намеченная жертва.
  272. Фонтан человек, которому бесприкословно подчиняешься.74.Хавать кушать.75.Цэбор, крыша голова.
  273. Чефир крепкий, заваренный чай без сахара. 77. Чичи, шнифты — глаза.78.Шнобель, дюба нос.79.Шкары брюки.80.Шайба, диск консерва.81.Шмон обыск.82.Шконка кровать.1ЧЧ
  274. Татуировки несовершеннолетних осужденных
  275. Рис. ПЛ. Тюрегшо-ятри.бутитзчые (погоны зон. для несовеошеынолетних или „малолетка"}.
  276. Рис. П. 1.3. Тюремно-атрибутивные (нэ подчинюсь власти).
  277. Рис. П. 1.6. Тюремно-атрибутивные (оскал шакалэ -на^ советскую власть).оскал
  278. Рис. ПЛ. 7. Тюремно-атрибутивные (оскал шакала оскал на власть).
  279. Рис. ii.I.8. Сигнэльно-обособленные (перстни).1. Перстнк.
  280. Бобруйская зона привет ворам ихулиганам .ст.87безотцовщина купала срок“,
  281. Лорд люблю очаг родного дома».
  282. Рис. П. 1.10. Сигнально-обособленные (перстни). Рис. П.I.II. Личностно-устанозочные.
  283. Рис. ПЛ. 12. Сигнально-обособленые.
Заполнить форму текущей работой