Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Духовно-этическая ориентация познавательной активности студентов в процессе обучения иностранным языкам

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе исследования были внесены изменения в понимание сущности познавательной активности и педагогической культуры, позволяющие обнаружить их духовное понимание. Познавательная активность представляет собой духовную энергетику познавательной деятельности человека, выражающуюся в непрерывном постижении смысла. Исходя из этого, можно утверждать, что мотивирующим фактором познавательной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы проблемы духовно-этической ориентации познавательной активности студентов в процессе обучения
    • 1. 1. Современные научно-педагогические подходы к проблеме развития познавательной активности студентов педагогических вузов
    • 1. 2. Духовно-психологические механизмы развития познавательной активности студентов в процессе обучения
    • 1. 3. Педагогическая культура преподавателя как духовно-этическая практика развития познавательной активности студентов
  • Выводы по главе 1
  • Глава II. Содержание педагогической деятельности и технология развития познавательной активности студентов на основе духовно-этической ориентации (на материале иностранного языка)
    • 2. 1. Теоретическое обоснование модели развития познавательной активности студентов на основе духовно-этической ориентации
    • 2. 2. Критерии и диагностика познавательной активности студентов
    • 2. 3. Апробация технологии духовно-этической ориентации познавательной активности студентов
  • Выводы по главе II

Духовно-этическая ориентация познавательной активности студентов в процессе обучения иностранным языкам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Решение проблемы развития познавательной активности являлось предметом исследования всех педагогов, пытавшихся внести научные начала в процесс обучения студентов. На протяжении истории развития научно-педагогической мысли мотив всегда определялся главным источником познания. Вместе с тем, средства для его возникновения и оформления в движущие силы познавательной активности предлагались в зависимости от того, какая научная парадигма определяла поиски ученых.

В конце XX — начале XXI вв. традиция решения проблем образования средствами, заданными парадигмой классического научного познания, вступила в противоречие с новыми потребностями развивающегося российского общества. По оценке ведущих методологов педагогической науки (Н.Г. Алексеев, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Н. Б. Крылова, В. А. Сластенин, A.B. Хуторской) одна из таких потребностей состоит в подготовке педагога, как специалиста, внутренне и личностно мотивированного на креативную познавательную деятельность.

Директивное подтверждение актуальности данной потребности представлено в Законе «Об образовании» РФ и в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО — 2005), в которых понятие «готовность к профессиональной деятельности» рассматривается не только как понятийно-операционная, но и как мотивационно-личностная готовность к решению образовательных задач1.

В Федеральной концепции модернизации образования подчеркнуто, что в педагогическом плане новое качество образования — это его ориентация не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей,.

1 Закон Российской Федерации об образовании от 13 января 1996 г. ст. 14. — Собрание законодательства Российской Федерации. № 3. 1996; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. // Сборник приказов Министерства образования РФ. 2005. жизненно важных компетентностей и личностных качеств. Но соответствующие этому требованию средства развития познавательной активности обучающихся отсутствуют.

Расхождения в директивных установках порождают противоречия в фундаментальных исследованиях. Они обусловлены комплексом особенностей, связанных с проблемой понимания сущности педагогической технологии в контексте той образовательной парадигмы, которая задает наборы образовательных средств, адекватных актуальным заказам («вызовам времени»).

Несмотря на ведущиеся ныне поиски путей усовершенствования системы образования, проблеме развития познавательной активности студентов в соответствии с новыми требованиями уделяется недостаточное внимание. В связи с этим мотивация познавательной активности студентов, по большей части, по-прежнему не очень высока. Данный факт подтверждается социологами образования (B.C. Собкин, С.Г. Равлюк1). Более того, существует тенденция к дальнейшему снижению уровня познавательной активности. Это связано с тем, что в реальности до сих пор, как правило, преобладает традиционный способ обучения, в котором недостаточно учитываются индивидуальные различия обучающихся, их интересы, мотивы жизнедеятельности, что приводит к потере заинтересованности обучающихся в результативности и качестве своей учебной деятельности.

Главная особенность традиционной (информационно-знаниевой) парадигмы состоит в понимании студента, как носителя суммы знаний и умений. Она выстраивается на философской установке диалектического материализма на приоритет внешних (объективных) факторов развития личности по отношению к ее внутренним (субъективным) возможностям. Главная и ведущая роль отводится исходящим от субъекта обучения (учителя, преподавателя) внешним воздействиям. Развитие познавательной активности.

1 Собкин В. С., Равлюк С. Г. Учитель у телевизионного экрана // Первое сентября. 2001. № 84. предопределяется целенаправленной и своевременной сменой все новых объектов познания. При этом ценностно-смысловая сфера сознания студентов остаётся, как правило, за пределами процесса обучения.

В связи с этим, не исключая ценности знаний, умений и навыков, главный акцент в новых личностно и духовно ориентированных парадигмах приходится на создание педагогических технологий, стимулирующих и поддерживающих деятельность внутренних источников и механизмов саморазвития личности. С учетом этих особенностей внимание ученых (Е.В. Бондаревская, Т. Н. Власова, О. С. Газман, Т. М. Давыденко, др.) концентрируется как вокруг содержания изучаемых знаний, так и вокруг непривычных для объективирующего (традиционного) подхода к образованию понятий: переживаний, смыслов, личностного роста, духовного развития и т. д.

Таким образом, определяющими приоритетами методологии неклассического познания становятся открытость, дополнительность и субъектность. При этом традиционное понимание образования как процесса овладения студентами знаниями, умениями, навыками и подготовки их к жизни переосмысливается и вытесняется более широким взглядом на образование как становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа, неповторимой индивидуальности, духовности.

Духовно-этическая ориентация познавательной активности позволяет в рамках учебного процесса нацелить познавательную деятельность студентов на ценностно-смысловую сферу человеческой жизни. Обращение к ценностям и смыслам не только даёт возможность заинтересовать студентов в решении каких-либо учебных задач, но является также необходимым условием для реализации потребности в духовном и нравственном развитии. Проблема духовного и нравственного развития становится в настоящее время всё более актуальной. Многочисленные научные педагогические исследования (Е.В. Бондаревская, Т. И. Власова, Н. Д. Никандров, В. Г. Рындак, В. И. Слободчиков, И. А. Соловцова и др.), посвященные проблемам духовной и нравственной культуры, свидетельствуют о том, что на сегодняшний день духовнонравственная сфера существования человека находится в критическом состоянии. Образовался некий духовный вакуум. В связи с этим на современном этапе развития всё более актуальной становится идея о дальнейшей эволюции человечества, которая будет связана с поиском новых духовных ресурсов. Основными факторами развития цивилизации станет овладение духовными ценностями.

Актуальными на сегодняшний день являются ценности индивидуальности, свободы личности, способной к саморазвитию, к возможности существования в современном динамичном мире. Однако для реализации данных ценностей человеку необходима некая духовная опора, придающая смысл человеческой жизни и помогающая устоять перед лицом тяжёлых жизненных испытаний. При отсутствии данной опоры в виде веры в себя, свои силы люди испытывают ощущение беспомощности, приводящее к депрессии, безразличию, фатализму, безропотному смирению. К сожалению, в современном мире довольно много людей находится именно в таком состоянии. Поэтому духовно-нравственная культура современного общества нуждается в пристальном внимании и поддержке.

Таким образом, обращение к проблеме духовно-этической ориентации познавательной активности студентов вызвано потребностями общества. Решение данной проблемы нацелено на развитие духовности студентов, проявляющееся в стремлении к самосовершенствованию, саморазвитию, актуализации своего творческого потенциала, самореализации в процессе обучения и за его пределами, обретению духовной культуры, выражающейся в соотнесении актуальных ценностей с культурными традициями своего народа.

Иностранный язык, как основная дисциплина подготовки учителя иностранных языков, обладает, по мнению специалистов (Л.Ф. Бахман, М. В. Дружинская, И. А. Зимняя, A.A. Леонтьев1, А. К. Маркова, В. В. Сафонова и др.) определенным потенциалом мотивирования познавательной активности. Духовно ориентированный подход (Т.И. Власова) предоставляет достаточный.

1 Леонтьев A.A. Психология общения. — М.: Смысл, 1997. материал для утверждения о том, что внутренняя мотивация ценностно-смысловой деятельности сознания происходит эффективнее внешне заданных мотивировок, если используются учебные технологии, выстроенные на принципах ценностно-смысловой наполненности содержания.

Проведённый анализ социально-педагогической ситуации позволил выделить противоречия между:

— потребностью личности в духовно-нравственном развитии и духовным кризисом современного общества, затрудняющим этот процесс;

— необходимостью нового понимания содержания образования, обусловленной потребностью государства в творческих личностях, и традиционной, в большинстве случаев, педагогической системой высшего образования;

— потребностью студентов в интеллектуально-профессиональном развитии и отсутствием достаточных условий, обеспечивающих полноценную мотивацию познавательной активности личности.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы показал, что познавательная активность личности, как правило, изучается как проблема взаимосвязи мотивации и деятельности человека. Особое внимание учёные уделяли источникам человеческой активности: Аристотель, Декарт, Г. Гегель и др. настаивали на её внешних стимулах (социоцентрированный подход), Аврелий, Э. Кант, H.A. Бердяев и др. — на ценностях личности, её внутреннем мире.

В отечественных психолого-педагогических исследованиях (А.Д. Алфёров, И. А. Котова, А. Ф. Лазурский, A.A. Леонтьев, A.B. Петровский, В.А. Петровский) раскрывается понятие активность, отличие активности от деятельности, представлены уровни активности по мере включённости субъекта во взаимодействие с содержанием обучения, опосредованным взаимодействием с преподавателем. Особое значение для изучения духовно-этической ориентации познавательной активности личности имеет исследование Т. П. Скрипкиной, в котором разработанное понятие «доверие» можно рассматривать в качестве инструмента взаимодействия преподавателя и студентов.

Проблема взаимосвязи познавательной активности и компетентности личности в условиях вузовского образования рассматривается в трудах Т. Е. Исаевой, В. В. Краевского, М. Н. Скаткина, A.B. Хуторского.

Философско-педагогический аспект духовного развития человека раскрывается в трудах русских религиозных философов (H.A. Бердяев, И. А. Ильин, H.A. Лосский и др.), которые акцентировали внимание на значимости внутренней мотивации в процессе личностного развития. Учёные В. А. Беляева, Т. И. Власова, В. И. Слободчиков, Н. В. Тельтевская акцентируют внимание на духовно-этической направленности процесса профессионального обучения. В то же время нам не удалось обнаружить целостных исследований духовно-этической ориентации познавательной активности студентов.

Недостаточная научная разработанность определила проблему нашего исследования. Она заключается в выявлении содержания педагогической деятельности, условий и методов, способствующих духовно-этической ориентации познавательной активности студентов (на материале иностранного языка), что обусловило выбор темы исследования.

Объект исследования — процесс обучения в высшей школе, ориентированный на активизацию познавательной деятельности студентов.

Предмет исследования — духовно-этическое содержание педагогической деятельности, направленной на развитие познавательной активности студентов в процессе обучения иностранным языкам.

Цель исследования — разработка модели и технологии духовно-этической ориентации познавательной активности студентов в процессе обучения иностранным языкам.

Исходя из цели, предмета и объекта, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. ¡-Раскрыть сущность познавательной активности студентов в ракурсе духовно-психических механизмов развития личности и взаимосвязи с педагогической деятельностью преподавателя.

2. Смоделировать педагогический процесс развития познавательной активности студентов на основе духовно ориентированного подхода.

3. Разработать критерии и уровни познавательной активности студентов.

4. Разработать и апробировать технологию развития познавательной активности студентов на основе духовно-этической ориентации в процессе обучения иностранным языкам.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что духовно-этическая ориентация познавательной активности студентов должна привести к активизации духовной потребности в самоорганизации учебной деятельности. Это может быть достигнуто при условии:

• внесения изменений в понимание общих методологических позиций о сущности познавательной активности, педагогической культуры, позволяющих обнаружить их духовное содержание;

• разработки теоретической модели развития познавательной активности, ориентирующей преподавателей на проектирование дидактических условий, способствующих самоорганизации смыслопоисковой деятельности студентов в учебном процессе;

• использования технологии обучения иностранному языку с учетом положений духовно и личностно ориентированного образования, а также коррекции внешней мотивации студентов на основе диагностики их духовно-психической активности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

• положения гуманистической философии о приоритете внутренних источников развития личности и мотивации её познавательной активности (Сократ, Платон, Аристотель, Аврелий, Кант, Шопенгауэр, Бердяев);

• идеи философии экзистенциализма о духовных потребностях человека (К. Ясперс, О. Больнов, Э. Шпрангер);

• положения теории личностно ориентированного образования о субъектно-ценностном характере изучаемых знаний, о потенциале содержания знаний для установления интегративных связей между основными сферами личности (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.);

• духовно ориентированная парадигма, акцентирующая внимание на духовности человека (Т.И. Власова, И. А. Ильин, Т. Е. Исаева, В.И. Слободчиков);

• концепции обучения иностранному языку, ориентированные на познание иноязычной культуры, и коммуникативный подход к обучению студентов (Я.М. Колкер, E.H. Соловова, Е.С. Устинова).

В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические — анализ, обобщение, структурирование, синтезэкспериментальные — наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент (констатирующий, развивающий).

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся факультет иностранных языков Лингвистического института при Ростовском государственном педагогическом университете. Исследованием было охвачено 176 студентов дневного отделения. Исследование осуществлялось в несколько этапов:

1. Теоретико-поисковый этап (2001 — 2002 гг.): теоретический анализ проблемы, изучение диапазона ее представленности в психолого-педагогических и философских исследованияхопределение методологических и теоретических основ исследования, формулирование цели, задач и рабочей гипотезы.

2. Исходно-моделирующий этап (2002 — 2003 гг.): разработка модели и технологии духовно-этической ориентации познавательной активности студентов в процессе обучения иностранным языкам.

3, Опытно-экспериментальный этап (2003 — 2004 гг.): проведение эксперимента, анализ и обработка результатов эксперимента, определение критериев эффективности технологии.

4. Заключительный этап (2004 — 2005 гг.): теоретическое обобщение и систематизация результатов исследования, подведение итогов, оформление теоретических и экспериментальных материалов исследования в тексте диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В исследовании с позиции духовно ориентированного подхода раскрыто содержание педагогической деятельности по развитию познавательной активности студентов, в том числе:

1. уточнено понятие познавательной активности студентов во взаимосвязи с духовно-этическим содержанием педагогической деятельности преподавателя;

2. на основе целостного подхода разработана теоретическая модель духовно-этической ориентации познавательной активности студентов;

3. определён системообразующий принцип педагогической деятельности преподавателя — духовно-ориентированный, актуализирующий стремление студентов к внутренней гармонии;

4. разработана педагогическая технология духовно-этической ориентации познавательной активности студентов, активизирующая их духовную мотивацию учения и приводящая к «включению» механизмов самосовершенствования личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

• разработаны критерии и уровни познавательной активности студентов;

• составлена методика диагностирования мотивации учебной деятельности студентов, в основу которой положена концепция внутренней и внешней мотивации;

• создан учебно-методический комплекс, обеспечивающий процесс обучения иностранным языкам на основе духовно-этической технологии, что может использоваться в практике среднего профессионального образования.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Сущность познавательной активности студентов во взаимосвязи с педагогической деятельностью преподавателя.

Сущность познавательной активности студентов заключается в деятельности структур сознания, обусловленных духовной энергетикой человека. Личностно-смысловая направленность обучения обеспечивает субъектную позицию студентов посредством опоры на внутреннюю мотивацию и духовно-психическую активность. Познавательная активность студента проявляется в феноменах инициативы, самостоятельности, стремлении искать истину и смысл жизни, неадаптивности (предпочтение деятельности, характеризуемой непредрешённым исходом), которые позволяют обнаружить в познаваемых объектах гармонию материальной и духовной сущности.

Познавательная активность студентов развивается в учебном взаимодействии со студентами и преподавателем. В современных условиях педагогическая деятельность преподавателя должна основываться на духовно-этическом взаимодействии со студентами и структурно включать в себя нравственные убеждения, моральную ответственность за обучение и воспитание студентов, что является духовной характеристикой учительской профессии. В таком контексте педагогическая культура преподавателя высшей школы становится духовно-этической практикой, углубляющей ценностно-смысловое содержание обучения и инициирующей духовную сущность личности студентов, активизируя их познание.

2. Теоретическая модель духовно-этической ориентации познавательной активности студентов включает:

• цель — развитие познавательной активности студентов на основе духовно-этической ориентации;

• задачи — ориентация студентов на познание того, что связано с их внутренними ценностями, актуализация эмоционально-ценностного отношения студентов к изучаемым явлениям, создание ситуаций для наполнения познавательной активности этическими смыслами и нравственными нормами;

• принципы — целевые (субъектности, креативности, осознанности выбора), содержательные (индивидуальной дифференциации, культуросообразности), процессуальные (доступности, открытости, сотрудничества, дополнительности, мотивированности);

• педагогические условия — соотнесение изучаемого материала с реальной жизненной ситуацией, участниками которой становятся сами студентыпредоставление каждому студенту возможности проявить свою творческую активность, используя воображение, эмоции, мышлениеиспользование различных источников в достижении определённых учебных задачучёт и возможность прогнозирования индивидуальных достижений самими студентаминаличие в содержании обучения трёх уровней духовно и личностно ориентированных заданийзнакомство с культурой страны изучаемого языка, предполагающее накопление опыта самостоятельной поисковой деятельности;

• содержание включает четыре компонента: духовно-аксиологический, духовно-когнитивный, духовно-эмоциональный, духовно-этический;

• процессуальный компонент ориентирует на актуализацию личного опыта студентов, раскрытие их творческого потенциала, преобразование личного опыта в духовно-этическом смысле, приводя к активизации духовно-психическую деятельность субъектов обучения;

• диагностический компонент направлен на измерение внутренней мотивации и внешней с точки зрения её положительной и отрицательной характеристики, что позволяет корректировать познавательную активность студентов.

3. Критерии и уровни познавательной активности студентов. Познавательная активность студентов проявляется в самостоятельной деятельности, инициативе и неадаптивности, которые модифицируются от степени продвинутости по уровням:

1. духовно-этический уровень. Студенты с данным уровнем познавательной активности внутренне заинтересованы в учебном процессе. Для них важнее не столько результат, сколько процесс обучения. Они инициативны, способны проявлять высокий уровень самостоятельности и, как правило, стремятся выйти за пределы предъявляемых общеобязательных требований. Главным результатом учебной деятельности на данном уровне является достижение внутренней гармонии личности с окружающей средой, развитие своих способностей в процессе учебной деятельности, что соответствует опоре на внутреннюю мотивацию.

2. эмоционально-когнитивный уровень. Данный уровень характеризует студентов, проявляющих свою познавательную активность с целью приобретения престижной профессии, в связи с востребованностью специальности и другими внешними факторами, что соответствует опоре на внешнюю положительную мотивацию. Студенты, у которых преобладает данный уровень активности, целеустремлённы, способны самостоятельно осуществлять свою деятельность, смело берутся за дела, которые считают для себя важными, но, как правило, не стремятся сделать больше, чем от них требуется.

3. дисциплинарно-аксиологический уровень. Основным стимулом для проявления познавательной активности студентов с данным уровнем является получение положительной отметки или оценки. Ценность изучаемого предмета не осознаётся здесь как жизненно важная или личностно необходимая, что соответствует опоре на внешнюю отрицательную мотивацию. У студентов с таким уровнем познавательной активности нет, как правило, увлечённости учебной деятельностью, отсутствует желание учитьсяони не инициативны и мало активны в отношении творческой деятельности.

4. Технология духовно-этической ориентации познавательной активности студентов.

Организация учебной деятельности студентов выстраивается в логике следующих этапов:

• духовно-аксиологический этап предполагает ценностно-смысловую активизацию студентов посредством постановки экзистенциальных вопросов, в результате чего происходит переструктурирование внутренних целей познания и актуализируются задачи учения, ориентированные на самосознание;

• духовно-когнитивный этап включает процесс восприятия, мышления, познания, понимания и объяснения информации, явлений и событий с учётом их материальной и духовной сущности посредством активизации, сознания, что реализуется в предоставлении студентам максимума интеллектуальной свободы, приводящей их к самообразованию;

• духовно-эмоциональный этап ориентирован на эмоции, чувства, душевное состояние студентов, сопровождающие процесс познания, положительная окраска которого достигается посредством доброжелательного отношения к друг другу, поддержки, создания комфортного психологического климата, в результате чего активизируется духовная мотивация учения и стремление к саморефлексии;

• духовно-этический этап реализуется посредством акцентирования внимания студентов на нравственном аспекте той или иной проблемы, что актуализирует процесс самосовершенствования обучающихся. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологическим подходом к решению поставленных задач, обоснованностью исходных теоретических положений, достаточной опытно-экспериментальной базой, использованием методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам, практическим подтверждением основных положений гипотезы результатами.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе факультета иностранных языков Лингвистического института при Ростовском государственном педагогическом университете. Основные идеи и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры 2-го иностранного языка, кафедры педагогики РГПУ, обсуждались на международных и региональных научно-практических конференциях, на ежегодных заседаниях Южного отделения РАО и региональных психолого-педагогических чтениях (2002 — 2006 гг.). Результаты исследования внедрены в РГПУ, ДГТУ, ВФРГПУ.

Структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 6 приложений, включает 6 таблиц, 3 графика, 1 схему.

Выводы по главе II.

Подводя итоги второй главы о содержании педагогической деятельности и технологии развития познавательной активности студентов на основе духовно-этической ориентации на материале иностранного языка, можно сделать следующие выводы:

1. Нами была обоснована теоретическая модель развития познавательной активности студентов на основе духовно-этической ориентации, включающая цель, задачи, принципы, педагогические условия, содержание, процесс (методы), критерии и диагностику познавательной активности студентов, а также планируемый результат. Структурные компоненты данной модели функционально взаимосвязаны друг с другом, отражают содержательно-смысловую логику духовно-этической ориентации познавательной активности студентов и выступают методологической основой организации опытно-экспериментальной работы. Четыре компонента составляющей теоретической модели «содержание» (духовно-аксиологический, духовно-когнитивный, духовно-эмоциональный, духовно-этический) нацеливают на практическое преобразование содержания педагогической деятельности за счёт их направленности на духовное и этическое развитие познавательной активности.

2. Развитие познавательной активности духовно-этической направленности достигается посредством использования духовно-этического содержания педагогической деятельности и технологии, главной особенностью которых является опора на духовные ценности, внутреннюю гармонию личности с окружающим миром. Опора на духовность, ценности и смыслы студентов способствует активизации их познавательной деятельности и нравственному развитию.

3. Для определения познавательной активности были разработаны в соответствии с видами мотивационных комплексов три уровня познавательной активности:

— духовно-этический;

— эмоционально-когнитивный;

— дисциплинарно-аксиологический.

Данные уровни свидетельствуют о преобладании одного из видов мотивации, а также о том, насколько студенты внутренне заинтересованы в учебном процессе, развитии своих способностей.

Основными показателями развития мотивации познавательной активности нами выделены самостоятельная деятельность, инициативность, неадаптивность.

4. В процессе экспериментальной педагогической деятельности был использован матричный подход, для каждого этапа были разработаны таблицы (ценностные, оценочные и матрицы эмоционального состояния), которые заполнялись студентами на каждом занятии и стали педагогическим инструментом для обеспечения педагогической деятельности.

5. Эксперимент позволил установить, что появлению личностного смысла в процессе обучения, а также развитию потребности познавать и духовно развиваться способствуют следующие методы: метод включения ненаучных представлений, метод экзистенциальных проблем и вопросов, метод конструирования моральных ситуаций, экзистенциальное со-бытие.

6. Для выявления эффективности применённой технологии нами было проведено диагностирование в начале обучения и после одного года обучения. В основу методики диагностирования познавательной активности была положена концепция внутренней и внешней мотивации. Наличие внутренней мотивации означает, что для личности деятельность имеет значение сама по себе. Под внешней мотивацией подразумевается стремление к удовлетворению потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности, например, мотив достижения уважения со стороны других. Внешние мотивы могут быть положительными и отрицательными. К отрицательным мотивам относится стремление избежать каких-либо, неприятностей.

7. Диагностика мотивации познавательной активности показала, что разработанная нами технология духовно-этической ориентации познавательной активности студентов, позволяет наибольшему количеству обучающихся достигать высокого внутренне мотивированного уровня познавательной активности. Основные внешние показатели такие, как самостоятельность, инициативность, неадаптивность, могут проявляться у студентов в разной степени в зависимости от вида мотивационного комплекса. При этом проявление перечисленных качеств по отношению к определённому виду деятельности будет наиболее устойчивым и продолжительным у студентов, которые внутренне мотивированы к реализации своей познавательной активности.

8. Проведённый эксперимент доказал эффективность разработанной технологии духовно-этической ориентации познавательной активности студентов. Внутренняя мотивация познавательной активности студентов экспериментальных групп оказалась значительно выше, чем у студентов контрольных групп и групп начального этапа обучения. Такой результат был достигнут за счёт основного условия, выражающегося, с одной стороны, в направленности сознания студентов на их личностные ценности и смыслы, раскрытие творческого потенциала, актуализацию жизненного опыта, и его преобразование в духовно-этическом смысле, а с другой стороны — в духовно-этической практике преподавателя, ориентирующей смыслы, познавательную деятельность, эмоции на духовные ценности.

Заключение

.

Проведённое исследование подтвердило гипотезу о том, что духовно-этическая ориентация познавательной активности студентов приводит к духовно мотивированной потребности в самоорганизации учебной деятельности, что отразилось во внутренней заинтересованности большинства студентов экспериментальных групп в учебном процессе, в стремлении достичь внутренней гармонии с окружающей средой и развитии своих способностей.

В процессе исследования были внесены изменения в понимание сущности познавательной активности и педагогической культуры, позволяющие обнаружить их духовное понимание. Познавательная активность представляет собой духовную энергетику познавательной деятельности человека, выражающуюся в непрерывном постижении смысла. Исходя из этого, можно утверждать, что мотивирующим фактором познавательной активности выступает духовное стремление познать новое. При этом опорой в процессе новой познавательной деятельности служат знания и опыт, приобретённые в процессе предыдущей познавательной деятельности. Большую роль в развитии духовно мотивированной потребности в самоорганизации учебной деятельности играет педагогическая культура преподавателя, содержательными элементами которой являются стремления самого педагога к высшим духовным ценностям — Добру, Красоте и Истине.

Цель исследования, состоявшая в разработке модели и технологии духовно-этической ориентации познавательной активности студентов в процессе обучения иностранным языкам, реализована. Модель педагогического процесса включает цель, задачи, принципы, условия, содержание, методы педагогической деятельности, позволяющие обратиться к внутренней сущности человека, к его духовным ценностям и смыслам, реализуя деятельность самопознания, самоопределения, то есть некую самоустремлённую деятельность. Целью этого обращения является развитие человеческой духовности, совершенствование самого субъективного духа. Особого внимания заслуживает содержание учебной деятельности, так как в нём отражается единство основных компонентов, направленных на духовное и нравственное развитие студентов. Содержание включает четыре компонента: духовно-аксиологический, духовно-когнитивный, духовно-эмоциональный и духовно-этический. Составляющая каждого компонента «духовно» предполагает опору преподавателя на личностные смыслы, ценности, эмоции и нравственные убеждения студентов на всех этапах учебной деятельности и выражается в вербальной установке «ты можешь», которая позволяет личности чувствовать себя свободной и самой определять, что для неё важно и необходимо познавать.

Практическое внедрение всех компонентов модели было осуществлено на занятиях в процессе овладения устным и письменным общением на иностранном языке посредством технологии, которая реализовывалась за счёт особой организации учебной деятельности студентов экспериментальных групп. Она включала четыре логически выстроенных этапа, смысл которых заключался в акцентировании внимания на соответствующем аспекте проблемы. Каждый этап ориентировался на получение определённого результата. Первый этап был направлен на самосознаниерезультатом второго этапа являлся процесс самообразованиятретий этап устремлял к саморефлексиичетвёртый этап учебной деятельности нацеливал студентов на самосовершенствование.

Диагностические исследования установили разницу в степени познавательной активности студентов, участвовавших в эксперименте, и студентов контрольных групп. Диагностика, проведённая на начальном этапе эксперимента, позволила скорректировать внешнюю мотивацию студентов и переориентировать её с внешней отрицательной мотивации на внешнюю положительную.

Разработанная технология позволила студентам выступать активными участниками на занятиях. Деятельность, направленная на духовно-этическое содержание познавательной активности, обнаруживала себя в перестройке мотивационно-смысловых отношений, проявляющихся в феноменах инициативы, самостоятельности, готовности искать истину, познавать неизвестное, приводит к новым идеям и решениям, актуализирует поиск духовных оснований в развитии познавательной активности студентов педагогического вуза.

Автор понимает, что не все вопросы данной проблемы решены в настоящем исследовании. В связи с этим перспективным представляется разработка более совершенных диагностических методик в соответствии с критериями и уровнями познавательной активности с позиции духовно-этической ориентации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аврелий Августин Исповедь. М.: Республика, 1992.-335с.
  2. H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: ТюмГУ, 1997. — 216 с.
  3. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: экспериментально педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1984. — 296 с.
  4. Андреев А.Л. H.A. Бердяев о самопознании и его пределах /Самопознание. -М.: Книга, 1991.-348 с.
  5. Н.П. Воспитание игрой. М.: Мысль, 1987. — 223 с.
  6. П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. 173 с.
  7. Аристотель Сочинения в четырёх томах том 4. Ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1983.-830 с.
  8. Аристотель Сочинения в четырёх томах. Т.1. Ред. В. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1976.-550 с.
  9. С.И. Призвание учителя как православное служение // Покровские чтения: Сб. науч. Докл. КН.5. -Бендеры: Полиграфист, 2003. -165 с.
  10. В.Б. Формирование познавательной самостоятельности студентов технического вуза (на материале обучения иностранному языку), дис. канд. пед. наук. Ростов/н/Д., 1992. — 147 с.
  11. H.A. Истоки русского коммунизма. М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. -416 с.
  12. H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 175 с.
  13. H.A. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. -М.:Канон+, 1999.-480 с.
  14. В.М. Психика и жизнь. СПб, 1904. — 76 с.
  15. В.М. Сознание и его границы. Казань, 1888. — 164 с.
  16. В.А. Теория и практика реформирования педагогического образования в условиях социальных перемен: Автореф. дис. докт. пед. наук.-СПБ., 2001.-25 с.
  17. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного обучения. Ростов/н/Д.: РГПУ", 2000. — 352 с.
  18. Е. В. Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений. Ростов/н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  19. Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 21.
  20. Н.В. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. -304 с.
  21. С.Н. Моделирование и его использование в теории педагогики. Тула: ТГПУ, 1996.
  22. Г. Э., Кемеров В. Е. Духовность и рациональность. М., 1986.
  23. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие. / Под общей ред. члена-корр. РАО, проф. Е. В. Бондаревской Ростов/н/Д: РГПУ, 1995. -170 с.
  24. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. 4.1 / Под общей ред. И. Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1990. 367 с.
  25. JI.Г. Теоретические основы становления интеллигенции в образовательной системе высшей школы: Дис. докт. пед. наук. -Красноярск, 1999. 150 с.
  26. Т.И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности. http://da.cross-ipk.ru/view.php?id=432.
  27. Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов/н/Д: РГПУ, 1999. 212 с.
  28. Ш. И. Воспитание активности и самостоятельности как черты личности учащихся / Воспитание активности и самостоятельности учащихся. Учёные записки ЛГПИ им. Герцена. Л., 1969. — 279 с.
  29. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб: Наука, 1999. — 445 с.
  30. .С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. — № 10. -С. 3−7.
  31. В.Б. Познавательная активность дошкольников // Советская педагогика. 1991. — № 3. — С. 43−48.
  32. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. // Сборник приказов Министерства образования РФ. 2000. № 3.
  33. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1998. — 384 е.: (Серия «Мастера психологии»)
  34. В.В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. 1999. -№ 7. — С. 12.
  35. Делёз Жиль Ницше / Пер. с франц. C.JI. Фокина. СПб.: Axioma, 2001. -184 с.
  36. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982.
  37. Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика.-№ 2. 2004. — С. 56.
  38. Т.А. Профессионально ориентированные технологии в системе высшего педагогического образования как педагогическая проблема // Вестник высшей школы Almamater- 2002. № 7. — С. 55−56.
  39. В.А. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973. — № 6.
  40. В.И. Ценностные основания духовности: Дис. канд. филос. наук. -Харьков, 1991.
  41. Закон Российской Федерации об образовании от 13 января 1996 г. ст. 14. -Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 3.
  42. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2005.
  43. И.А. Путь к очевидности: о сопротивлении злу силою. М.: Республика, 1993. 430 с.
  44. Т.И. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного прцесса в высшей школе: Дис. докт. пед. наук. -Ростов/н/Д, 2003. 423 с.
  45. Э. Критика чистого разума. СПб.: Тайм-аут, 1993. — 478 с.
  46. H.B. Эстетика Ф. М. Достоевского. М.: Высшая школа, 1989. -288 с.
  47. Т.В. Педагогические условия развития духовно-эстетической культуры студентов в процессе изучения иностранного языка Дис. канд. пед. наук., Ростов/н/Д., 2005. — 128 с.
  48. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов/н/Д.: РГПУ, 1994. 294 с.
  49. С.Б. Контуры духовности: новые контексты и идентификации // Вопросы философии. 1992. — № 2. С.21−25.
  50. С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учебно-практическое пособие для учителей, студентов, аспирантов педагогических учебных заведений. Ростов/н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. — 160 с.
  51. JI.C. Активизация учения: сущность и содержание // Педагогика.- 1994.-№ 1,-С. 7−12.
  52. М. Духовность, смысл и политизм // Человек и духовность. Рига, 1990.
  53. А.Ф. Избранные труды по общей психологии к учению о психической активности. СПб.: Алетей, 2001. — 192 с.
  54. K.M. Основы педагогической деонтологии: Учебное пособие. -М.: Наука, 1994. -192 с.
  55. A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. — 287 с.
  56. A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1999. — 365 с.
  57. О.JI. Педагогические основы использования ролевых игр в учебном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 24 с.
  58. Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. — 432 с.
  59. М.К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000. — 416 с.
  60. A.B. Семинар «Традиционные и личностно ориентированные педагогические (образовательные) технологии» // Практика административной работы в школе, — 2003. № 7. — С. 53 -65.
  61. А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  62. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской М.: Педагогика, 1981. 50 с.
  63. М.А. Новый философский словарь. Мн.: Интерпрессервис, Книжный дом, 2001. — 1280 с.
  64. А.Г. Человек как предмет философского познания. М.: Просвещение, 1972. — 128 с.
  65. В.Н., Савченко Е. А. Этика педагога: Учеб.-метод, пособие. -Минск: Университэцкае, 1999.
  66. А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика.- 1992. № 1−2. -С.6−11.
  67. Ф. Сочинение в 2-х томах / Так говорил Заратустра, Т. II. М.: -РИПОЛ Классик, 1998. — 864 с.
  68. Новая философская энциклопедия, Институт философии Российской академии наук. М.: Мысль, 2000. Т. II.
  69. Новый философский словарь. Мн.: Интерпрессервис, Книжный дом, 2001.- 1280.
  70. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986. — 748 с.
  71. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1987.-224 с.
  72. Е.И., Кузовлёв В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993. — 158 с.
  73. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. -Ростов/н/Д.: Феникс, 1996. Том 2. -416 с.
  74. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности, Ростов/н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.
  75. В.А. Психология неадаптивной активности / Российский открытый университет. -М.: ТОО «Горбунок», 1992. 224 с.
  76. В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании // Наука и образование. 1996. — № 3. — С. 100−105.
  77. . Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
  78. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1984. — 124 с.
  79. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. Пособие / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. М.: Академия, 2000 — 264 с.
  80. Г. Создание и диалектика процесса познания / Отв. Редактор Н. П. Антонов. Иваново, 1980. С. 6.
  81. Л.В. Понимание и познавательная активность / Активность личности в обучении. Сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 1986. — 192 с.
  82. И. Познавательная активность школьников на уроке // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 123−125.
  83. С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946. -524 с.
  84. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256.
  85. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технология УПК: Монография. Волгоград: Перемена, 1997. — 166 с.
  86. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика.1994. № 5.-С. 16−21.
  87. И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки. 1990. — № 12. — С. 102−112.
  88. М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  89. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Книга для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1980. -144 с.
  90. B.C., Равлюк С. Г. Учитель у телевизионного экрана // Первое сентября. 2001. № 84.
  91. В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995.- 192 с.
  92. Г. В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 65.
  93. Советский энциклопедический словарь / Ред. A.M. Прохоров и др. М.: Советская энциклопедия, 1982. — 1599 с.
  94. E.H. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций для студентов педагогических вузов и учителей E.H. Соловова. -М.: Просвещение, 2002. 239 с.
  95. И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии: Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов / Под ред. Н. М. Борытко. Волгоград: ВГИПК РО, 2004. — 160 с.
  96. B.C. Сочинения в 2-х томах. T.I. / Общ. ред. A.B. Гулыги. М.: Мысль, 1990.-822 с.
  97. П.В. Словарь-справочник по теории воспитательных систем // Научно-методический журнал зам. директора школы. 2003. — № 1. — С. 89.
  98. Тейяр де Шарден Феномен человека. М.: Устойчивый мир, 2001. — 232 с.
  99. Фромм Эрих Душа человека и её способность к добру и злу, «Из плена иллюзий». М.: ACT — ЛТД, 1998. — 664 с.
  100. Ш. Харламов И. Ф. Активизация учения школьников. Дидакт. очерки. -Минск: Нар. совета, 1970. 158 с.
  101. К.А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. -М.: Политиздат, 1989. -207 с.
  102. Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие -М.: Владос, 1995.-544 с.
  103. Т.И. Активизация учения учеников. М.: Педагогика. — 1982. -208 с.
  104. А. Афоризмы житейской мудрости. М.: Интербук, 1990. -152 с.
  105. А. Свобода воли и нравственность / Общ. ред. A.A. Гусейнова. -М.: Республика, 1992. 448 с.
  106. Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  107. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени СПб.: Питер, 2002. — 352с.
  108. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: её теория и практика / Составл., предисл. и перевод с англ. В. Менжулина. Киев: СИНТО, 1995.-236 с.
  109. Г. Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения. Дис. канд. пед. наук, Ростов/н/Д, 2001. 250 с.
  110. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — С. 26.
  111. И.С. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения // Директор школы. 1998. — С.65 -72.
  112. И.С. Технология личностно ориентированного образования. -М.: Сентябрь, 2000. 110 с.
  113. Е.А. Контуры культурно-исторической педагогики. // Педагогика. -2001. -№ 1. С. 5.
  114. К. Смысл и назначение истории. М.: Мысль, 1994. 239 с.
  115. Kneller G. Existentialism and Education. N.-Y., 1964.
Заполнить форму текущей работой