Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование знаний по культурологической основе управления школой у организаторов образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании данных теоретических положений была разработана методика, направленная на формирование знаний у организаторов образования по культурологической основе управления школой. Разработанный курс включает в себя теоретическую и практическую часть, его основной целю является сформировать у слушателей представление о культурологической основе управления школой, культурологическом подходе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние и теоретико-методологические подходы к разрешению проблемы формирования у организаторов образования знаний по культурологической основе управления школой
    • 1. 1. Культурологическая основа управления школой как теоретическая проблема
    • 1. 2. Анализ состояния проблемы формирования у организаторов образования знаний по культурологической основе управления школой
    • 1. 3. Теоретико-методологические подходы к разрешению проблемы формирования у организаторов (образования знаний по культурологической основе управления школой
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Формирование у организаторов образования знаний по культурологической основе управления школой
    • 2. 1. Теоретическое обоснование формирования знаний по культурологической основе управления школой у организаторов образования
    • 2. 2. Приоритетные цели и содержание подготовки организаторов образования по культурологической основе управления школой
    • 2. 3. Методика формирования знаний по культурологической основе управления школой у организаторов образования
    • 2. 4. Оценка эффективности процесса формирования знаний по культурологической основе управления школой, у организаторов образования
  • Выводы по главе 2

Формирование знаний по культурологической основе управления школой у организаторов образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема культурного возрождения стоит сегодня перед обществом в целом, но перед школой в особенности, т.к., с одной стороны, она участвует в формировании нормативно-ценностной основы поведения у учащихсяс другой, как любая другая организация, нуждается в развитой корпоративной культуре для успешного управления. В сложившейся социокультурной ситуации, когда идеологические ориентиры дискредитированы, а многие нравственные ориентиры подвергаются переосмыслению и переоценке, роль школы как института социализации черезвычайно высока. При этом сама школа испытывает острый недостаток не только финансовых, кадровых, материально-технических, но и идеалогических ресурсов. Господствующая сегодня философия I административного управления образовательными учреждениями приводит к невысокой эффективности реализации школой стоящих перед ней задач. В настоящее время возникают различные системы управления, но еще сохраняется преобладание среди них иерархичных — формальных. Такие системы успешны, если работа поддается: регламентации, количественной оценке, сопоставлению. Этого нельзя отнести к школе — труд учителя всегда творческий, учителя более других склонны относиться к работе не как к средству получения дохода, а как к возможности реализовать свои жизненные устремления, что обеспечить может только неформальная система управления, основой которой является организационная культура.

В каждой реально существующей организации система управления обязательно включает все три механизма управления, иерархия, культура, рьщок^Именно преобладающий определяет облик системы управления, как правило, это бывает либо иерархия, либо культура, тогда как рынок, в большинстве случаев, преобладает во внешних связях системы (маркетинг).

По принципу преобладания иерархии или культуры подразделяют системы управления на формальные и неформальные соответственно, подчеркивая этим, что ведущий механизм управления определяет структуру организации. Кроме того, облик системы управления связан со стилем руководства.

Школа, как маленькое государство, должна иметь свою культуру — с ценностями, традициями, негласными правилами поведения, символами и т. д. Ее значение, в особенности для школы, стремящейся к развитию, невозможно переоценить. Управление развитием возможно только на основании организационной культуры, т.к. именно ценностные составляющие, а так же отношение к ним будут определять его направление.

Смена ценностных оснований, служащих опорой различным культурным образованиям, породила собой появление целого ряда управленческих проблем, и, соответственно, внимание исследователей к вопросам управления в самых различных областях. Среди них работы авторов: М. Альберта, Л. П. Арской, О. С. Виханского, В. С. Загашвшш, И. В. Корнеева, А. Г. Макарцева, Д. Мерсера, М. Х. Мескона, С. А. Морозова, Милана Кубра, Ф. Хедоучи, В. Е. Хруцкого, Э. Цандера, В. М. Шеппеля. Конкретно организационной культуре посвящены работы Ральфа Рюттенгера, Виесгурса Реньге, В. Д. Козлова.

Следующая группа исследований содержит описание системы управления образованием в историческом развитии или на его определенном этапе. Это работы авторов: Э. Д. Днепрова, Г. А. Дороховой, Е. Князева, С. Л. Костаняна, М. АЛебедева, А. Н. Тихонова, К. М. Ушакова, Г. Фальборга, В.Чарнолусского.

К еще одной группе относятся исследования по проблемам управления образованием. Мы имеем в виду работы: Л. Г. Борисовой, Ю. В. Васильева, С. А. Гильманова, Э. Д. Днепрова, Т. М. Давыденко, В. И. Загвязинского, В. И. Зверевой, А. Е. Капто, Л. Ф. Колесникова, Ю. А. Конаржевского,.

B.С.Лазарева, А. В. Лоренсова, А. М. Моисеева, О. Г. Хомерики, Н. В. Немовой, Н. А. Рогачевой, Т. К. Родионовой, Л. М. Плаховой, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, В. Н. Турченко, Т. К. Чекмаревой, Р. Х. Шакурова, Т. И. Шамовой, К. М. Ушакова, Е. А. Ямбурга.

Понятие культуры невозможно себе представить оторванно от таких областей знания, как философия, социология, культурология. В ходе исследования мы опирались на работы А. И. Арнольдова, Л. Г. Ионина, Э. А. Капитонова, ЛЛаудмана, В. М. Розина, И. Т. Фролова, П.Штомпки.

Кроме того, рассматривая проблему формирования управленческих знаний и умений в аспекте культурологического подхода, мы исследовали работы В. И. Безрукова, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева,.

C.Н.Митина, Н. В. Немовой, В. А. Сластенина, П. И. Третьякова, К. М. Ушакова, Т. И. Шамовой.

Многие исследователи сегодня рассматривают организационную культуру в школе (С.Г.Абрамова, Т. М. Давыденко, Э. Д. Днепров, Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. Уланов, К.М.Ушаков), понимая ее значимость, гуманитарно-культурологический подход (Т.И. Шамова, Т. М. Давыденко, Н.А.Рогачева). К. М. Ушаковым разработан курс «Развитие организации» — но если сегодня в менеджменте различных организаций говорят о корпоративной культуре как о современном и эффективном механизме управления, то в педагогическом менеджменте, по нашему мнению, следует рассматривать более широкое понятие, такое как культурологическая основа управления, т.к. школа является культуроформирующей организацией, ее культура имеет много составляющих, а значит, является более сложной, как по целям и задачам, ставящимся перед ней, так и по содержанию, чем культуры промышленных корпораций. Первым шагом для построения управления школы на культурологической основе должна быть система формирования знаний о ней у организаторов образования, однако анализ специальной литературы показал, что данный вопрос не получил достаточно полного научного обоснования и освещения. Таким образом, имеется противоречие между неразработанностью процесса формирования знаний по культурологической основе управления школой в научной литературе и потребностями практики, что и составляет проблему нашего исследования. Его объектом будет являться система обучения организаторов образования, предметом — процесс формирования у организаторов образования знаний по культурологической основе управления.

Цель нашего исследования заключается в следующем: разработать содержание и методику реализации курса по культурологической основе управления школой.

Для достижения цели нашего исследования мы считаем нужным поставить следующие задачи :

1 .Провести анализ состояния проблемы формирования у организаторов образования знаний по культурологической основе управления школой.

2,Определить теоретико-методологические подходы к разрешению проблемы формирования у организаторов образования знаний по культурологической основе управления школой.

3.Разработать и апробировать содержание и методику курса по культурологической основе управления школой.

4.Оценить эффективность разработанного курса и подготовить методические рекомендации.

Гипотеза исследования предполагает, что процесс формирования знаний по культурологической основе управления школой будет эффективным и повысит качество профессиональной подготовки организаторов образования если:

• содержание и методика обучения будут детерминированны сущностью управления на культурологической основе;

• процесс формирования знаний будет построен на рефлексивной основе и является практикоориентированным;

• будут актуализированы представления о ценностях, нормах, правилах и традициях как составляющих культуры школы, влияющих на качество внутришкольного управления.

Общую методологию составят важнейшие положения материалистической диалектики о целостности и взаимообусловленности социальных явлений, многофакторном социокультурно детерминированном характере развития личностиразвитии социально-педагогических систем и процессовобщие диалектические законы: теория отражения, философские представления о сущности и единстве анализа и синтеза, а также теории социального управления и социальной культурологии, предусматривающие освоение движущих мотивов реального поведения индивидов и групп.

Конкретная методология исследования опирается на системно-деятельностный, человеко-центристский, ситуационный, культурологический, синергетический и рефлексивный подходы.

Теоретическую основу составили современные исследования в области менеджмента, посвященные организационной культуре.

В.Д.Козлов, К.М.Ушаков), коллективу (Ю.М. Конаржевский, В. С. Лазарев и др.), стилю управления (Э. Цандер), структурам органзацийтеория управления школой по результатам (П.И.Трегьяков). При этом опора на указанные теории осуществлялось с учетом особенностей национальной и педагогической культуры (Б.С.Гершунский, Т.И.Березина), а также принципов внутришкольного управления (П.И.Третьяков, Т.И.Шамова). Базой для построения процесса формирования знаний по культурологической основе управления школой являются теория содержательного обобщения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин) и теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина).

В соответствии с поставленными задачами был использован комплекс методов: теоретический анализ философской, педагогической, социологической, культурологической литературы, исследованийанкетированиенаблюдение, экспериментирование (консгатирующий, формирующий эксперименты), изучение и обобщение практического опыта руководителей.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили: ФПК и ППРО МПГУ, образовательные учреждения г. Москвы.

Этапы исследования.

1 этап. 1995;1996г.г. Анализ научно-педагогической литературы, современных исследований в области управления, культурологии, социологии. Определение объекта, предмета, цели, задач, гипотезы исследования.

2 этап. 1997;1998г.г. Подготовка научно-теоретической базы, необходимой для формирования знаний по культурологической основе управления школой. Проведение констатирующего эксперимента, выявление состояния дел в практике.

3 этап. 1998;1999г.г. Разработка методики обучения, на основании которой осуществлялось проведение формирующего эксперимента. Оценка эффективности формирования знаний.

Основные результаты, лично полученные соискателем, научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем.

•определена сущность управления на культурологической основе — создание и поддержание такой организационной культуры, которая могла бы обеспечить принятие целей, задач школы как своих собственных всеми членами коллектива, что возможно при подходе к управлению как культуроформирующему процессу.

•Разработаны теоретические основы и методика реализации курса, направленного на формирование знаний по культурологической основе управления школой, проведена его апробация, а также оценка эффективности в соответствии с представленными показателями.

•Вводятся основные принципы применения культурологического подхода и показана его роль в усилении гуманистической направленности управления школой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны методические рекомендации по целям, содержанию и методике формирования знаний культурологической основы управления школой, которые могут использоваться на спецкурсах для студентов педагогических ВУЗов, при подготовке специалистов, в системе повышения квалификации организаторов образования.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечена исходными методологическими позициями исследования, комплексом методов, адекватных цели, задачам, логике научной работы, репрезентативностью и статистической значимостью опытных данных, а также контрольным сопоставлением полученных данных с массовым управленческим педагогическим опытом.

1 .Обоснование роли культурологических знаний у организаторов образования для усиления гуманистической направленности процесса управления школой.

2. Цели и содержание курса, направленного на формирование знаний по культурологической основе управления школой у организаторов образования.

3.Методика формирования знаний по культурологической основе управления школой и показатели оценки эффективности применения культурологического подхода к управлению школой.

Апробация результатов исследования нашла отражение в статьях и тезисах, опубликованных в г. г. Москве, Ульяновске, Самаре. Основные идеи, положения и результаты исследования обсуждались на Четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Реализация новых управленческих технологий как средство развития учреждений образования» в Москве (1998), на заседаниях кафедры управления развитием школы МПГУ, а также в ходе чтения лекций и проведения семинаров для организаторов образования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Выводы по главе 2.

1 .В основу разработки курса «Культурологическая основа управления школой» положены следующие системообразующие цели: сформировать у слушателей представление о культурологической основе и культурологическом подходе, его роли в усилении гуманистической направленности процесса управления школойметодика формирования знаний по культурологической основе управления школой у организаторов образования, в основу которой положены принципы системности, гуманистичное&trade-, рефлексии, культуросообразности, обеспечивающие целостность и практикоориентированность данного процесса.

3. Подтверждена эффективность курса «Культурологическая основа управления школой» посредством наиболее обобщенных показателей:

•В иерархии ценностей приоритет организационных.

•Осознание миссии, цели школы.

•Понимание необходимости широкого участия сотрудников в управлении.

•Сформированность представления об организационной культуре как приоритетном механизме управления.

•Понимание роли существования в организации норм и правил.

•Сформированность представлений о роли традиций для развития организационной культуры.

4. Разработанные содержание и методика формирования знаний по культурологической основе управления школой могут быть использованы на спецкурсах студентов педагогических ВУЗов, при подготовке и в системе повышения квалификации организаторов образования.

Заключение

.

Культура школы строится на основании ценностей, отношение к которым формируется через нормы, правила, традиции. Изменяя составляющие культуры, мы можем влиять на поведение сотрудников, соответственно, управление можно рассматривать как культуроформирующий процесс.

В ходе анализа состояния проблемы в теории управления были выявлены следующие тенденции:

•Уровень использования в управлении организационной культуры обусловлен сформированносгью у сотрудников общих представлений о ценностях организации, нормах и правилах поведения, традицияхсущность управления на культурологической основе — создание и развитие организационной культуры, обеспечивающей принятие целей, задач школы как своих собственных всеми членами коллектива.

•Выделение ценностных приоритетов для школы характеризуется определением основных целей школы, а также норм и правил, отражающих отношение к ним.

•Процессы развития коллектива и организационной культуры являются взаимосвязанными.

Рассмотрение теоретико-методологических основ позволило определить подходы к разрешению проблемы формированию знаний по культурологической основе управления школой. Определим их сущность применительно к нашей работе.

Системный подход позволяет представить управленческие действия во взаимосвязи, рассмотреть культурологическую основу управления как систему, исследуя составляющие — кулыуроформирующую функцию, организационную культуру.

Деятельностный подход позволяет создать схему деятельности по построению управления на культурологической основе. В самом общем виде она будет выглядеть следующим образом:

•определить ценности, составляющие основу культуры- •сделать ценности школы общими (общеизвестными, осознанными) — разработать совместно с коллективом нормы, правила, традиции для поддержания и развития культуры школы.

Управление на культурологической основе тесно связано с процессами самоорганизации, т.к. процесс развития идет с опорой на внутренние ресурсы самой системы, соответственно, существует потребность в синергетическом подходе.

Именно процессы рефлексии делают возможным принятие ценностей, норм, правил организации ее сотрудниками через осознание своей деятельности и ее целей. Применяемые подходы должны соответствовать исследуемой системе, соответственно возникает необходимость в рефлексивном подходе.

Человекоцентристский подход является основой современного менеджмента, представление о человеке как о главной ценности компании — необходимый элемент организационной культуры.

Исследуя культурологическую основу управления какой-либо школы, мы стремимся изучить на сегодня: уровень развития педагогического коллектива, состав учащихся, направленность школы, вид организационной культуры и т. д. Именно это означает использование ситуационного подхода.

В соответствии с культурологическим подходом управление следует рассматривать как культуроформирующий процесс. Культурологический подход как исследовательский предусматривает определение уровней, или слоев, составляющих данную организационную культуру, ее элементов, преимущественного типа.

Анализ состояния проблемы в теории отечественного и зарубежного управления позволил выделить теоретические основания для курса «Культурологическая основа управления школой», при этом особенно следует отметить рассматриваемую зависимость особенностей системы управления от соотношения входящих в нее иерархии, культуры, рынкавзаимосвязь преимущественного стиля управления, уровня развития коллектива и степени сформированности организационной культуры, построение которой происходит на основе культур более глобальных: общечеловеческой, национальной, профессиональной. Именно с управлением на культурологической основе мы связываем долговременный успех организации.

На основании данных теоретических положений была разработана методика, направленная на формирование знаний у организаторов образования по культурологической основе управления школой. Разработанный курс включает в себя теоретическую и практическую часть, его основной целю является сформировать у слушателей представление о культурологической основе управления школой, культурологическом подходе, показать его роль в усилении гуманистической направленности управления школой. Процесс обучения ведется с опорой на практический опыт слушателей, материалы, разрабатываемые на занятиях, могут впоследствии применяться в работе.

Проведена оценка эффективности разработанного курса посредством наиболее обобщенных показателей:

В иерархии ценностей приоритет организационных.

2.Осознание миссии, цели школы.

3.Понимание необходимости широкого участия сотрудников в управлении.

4.Сформированносгь представления об организационной культуре как приоритетном механизме управления.

5.Понимание роли существования в организации норм и правил. б. Сформированносгъ представлений о роли традиций для развития организационной культуры.

При этом было подтверждено повышение уровня сформированности знаний по культурологической основе управления в соответствии с большинством показателей. Разработанные содержание и методика проведения курса могут быть использованы на спецкурсах студентов педагогических ВУЗов, при подготовке и в системе повышения квалификации организаторов образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АбрамоваС.Г. Психология в управлении и для управления (руководителям и подчиненным)., М.: Сентябрь, 1998 — 160с.
  2. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. — М.: Экономика, 1991, — 416с.
  3. АнисимовО.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. — М., 1991.
  4. А.И. Введение в культурологию. М., 1993
  5. А. И. Человек и мир культуры: введение в культурологию. — М.: МГИК, 1992. — 237с
  6. Арская Л.П.мОткрытая экономика" и рабочий класс Японии. М., 1972, — 106с.
  7. Л.П. Японские секреты управления .М.:Универсум, 1991 —118с.
  8. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж, 1996. — 768с.
  9. Ю.Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М&bdquo- Политиздат, 1977, — с. 332
  10. П.Безруков В. И. Формирование культуры стимулирования в управленческой деятельности руководителей школы. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1995. — 179с.
  11. B.C. От наукоучения к логике культуры.Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413с.
  12. БутенкоИ.А. Организация прикладного социологического исследования. — М.: Тривола, 1998. — 228с
  13. А. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. — М., 1995
  14. Т.И. Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой. Дис. .докт.пед.наук. — М., 1998.
  15. Введение в культурологию./ под ред. Попова Е. В. М., 1995
  16. Введение в философию./ Под ред. Фролова И. Т. М&bdquo-1989
  17. Л.А. Обучение менеджеров образования истории науки управления(в многоуровневой системе педагогического образования). Дис.канд.пед.наук., Барнаул, 1996. — 155с.
  18. Виесгурс Реньге. Организационная культура и ее уровни. Рига, Alter Ego, 1991, № 1
  19. О.С. Стратегическое у правление., М., Изд-во МГУ, 1995.252с.
  20. Г. Г. Легко ли учиться в американской школе? М., 1995
  21. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории./ Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. — М: Сентябрь, 1997 — 112с.
  22. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер.М.:"Дело", 1991,320с,
  23. Л.С. Психология развития как феномен культуры./ Под ред. М. Г. Ярошевского. — Москва-Воронеж, 1996. — 512с.
  24. М. Эстетика. — М., 1958.
  25. Г. Х. Актуальные социально-экономические проблемы образования. — Махачкала, 1992. — 48с.
  26. .С. Философия образования для XXI века. — М: «Совершенство», 1998. — 608с.
  27. В.В. Образовательная технология: от приема до философии.
  28. М.: Сентябрь, 1996 — 112с.
  29. В .Я. Развитие образовательной среды школы в цнокультурном контексте. / Управление развивающейся школой. Тезисы сериалов научно-практической конференции. — М., 1996. — с.22−23
  30. Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и >актикой.— Москва-Белгород, 1995— 14,65п.л.31 .Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
  31. Демократизация средней школы: проблемы, поиски, опыт./ Под л.З. А. Сласгенина, П. И. Третьякова. — М.: МГПУ, 1991.
  32. Н. Команда: каждый исполняет свою роль. / Директор, х-лыЛго2,1997. — с.26−36.
  33. З^.Динамика художественных предпочтений старшеклассников. По ггериалам социологических исследований 1976 и 1991 г. г./ Авторы: '.Собкин, П. С. Писарский. — М.:Мин.Обр.РФ,!992. — 79с.
  34. ЗЗ.ДнепровЭ.Д. Четвертая школьная реформа в России. —: 'итерпракс, !994, — 248с.
  35. О.В. Очерки по философии образования.— М., 1995 — Ос.
  36. Г. А. Управление народным образованием в СССР. — М.,
  37. ЗВ.Дудченко B.C. Рефлексивные структуры в инновационных играх./ миологические проблемы интенсификации социально-экономического ннтнягСб. трудов ВНИИ системных исследований. Вып. ЛЬ7,1987.
  38. Л.И. Уроки американского менеджмента. — М., 1992.
  39. Е горов А. Д. Гимназическое образование в России. —Иваново, 1990. .Ерасов Б. С. Социальная культурология. — М., 1994.
  40. В.А. Экономика народного образования. — М., 1969. 43.3агвязинский В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении ¦> ом. — М.: Знание, 1991. — 64с. 44.3азьп<�ин В.Г., ЧернышевА.П. Менеджер: психологические секреты фессии. — М., 1992.
  41. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. — М., Новая школа Л 997. — 320 с. 47.3лобин Н. С. Культура, творчество, человек. — М: Наука. 1970. — 140с.
  42. Н. Между идеальным и реальным. На какие ценности ориентируется учитель. / Директор школыЛго!, 1998. — с. 17−26.
  43. Л.Г. Социология культуры. — М., 1996 — Ы, 5п.л.
  44. С.Д. О проекте хозрасчетного образования.— М. 1988.
  45. С.Д. Социально-педагогический анализ управления образованием. — М., 1989.
  46. И. Сочинение в 6-ти томах / под ред. Асмуса В. Ф. и др., М., i*?66 — Т.5
  47. Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону: ' и здательство «Феникс», 1996, — 512с.
  48. Г. Г. О советской культуре и культурной революции в СССР. М.: Знание, 1956. — 34с.
  49. Е. Огни в темном поле: о роли земства в российском образовании./ Директор школыЛг9б, 1997. — с.51−57.
  50. В.Д. Коллектив и личность. — М., 1975
  51. В.Д. Управление организационной культурой. — М., 1990
  52. Конаржевский Ю. А. Концепция внутришкольного управления. — Алма-Ата,! 991.
  53. Ю.А. Формирование педагогического коллектива.
  54. Конаржевский Ю. А, Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. — Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 136с.
  55. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1992, — 8,8пл.
  56. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 1999, —224с.бЗ.Закон Российской Федерации «Об образовании»./ Право на образование. Законодательные и нормативные документы. — М., 1999, — с. 8−45.
  57. Э.М. Концепция менеджмента. — М., 1997.
  58. С.Л. Экономика народного образования. — М., 1986.
  59. Культура и развитие человека. / под ред. Иванова П. И. Киев., 1989.
  60. Культурология /Под ред. Радугина А. А. — М.:Центр, 1996 —С.400.
  61. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. — М., 1995
  62. ЛазаревВ.С., АфанасьеваТ.П., ЕлисееваИ.А., ПуденкоТ.И. Руководство пед. коллективом: модели и методы. — М., 1995. — 158с.
  63. Н.А. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений, послуживших к образованию русского народа с 1025 по 1855 годы. Спб., 1871.
  64. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. — 304с.
  65. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981 — 584с.и.
  66. Макаров С. Ф. Менеджер за работой.М., 1994
  67. МакарцевА.Г. Формирование стиля современного руководителя (социологический аспект): Дис. .канд.соц.наук. — М., 1992. — 160с.
  68. Э.С. Теория культуры и современная наука. — М.: Мысль, 1983. — 284с.
  69. Е.В. Управление персоналом./ под ред.П. В. Шеметова Москва-Новосибирск, 1998 —312с.
  70. В.М. О понятии культуры.— М.:Мысль, 1983.
  71. Менеджмент в управлении школой. / Под ред. Шамовой Т. Н. M. I992 — 14,5пл.
  72. Мерсер Д. IBM. Управление в самой преуспевающей корпорации мира. — М., 1991.
  73. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.:Пер. с англ. — М.:" Дело", 1992. — 702с.
  74. С.Н. Формирование культурологических знаний и умений у руководителей школ в системе повышения квалификации. Дис.. канд.наук. — М., 1995. — 183с.
  75. Н., Юсфин С. Процесс совместного преодоления, или I! о, in готическая поддержка ребенка как предмет управления./Директор 'п:.г--!ы.го2.1997. — с.3−13.
  76. МоисеевА.М., КаптоА.Е., ЛоренсовА.В. ХомерикиО.Г. Нововведения во внутришкольном управлении. М: Педагогическое общество России, 1998. — 232с.
  77. С.А. Теоретико-методический анализ культуры у правленческих отношений: Дис. канд. соц. наук. — Минск. 992. — 156с.
  78. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов. М.,
  79. Н.В. Дидактические условия развития у руководителей школ умения готовить управленческие решения: Дис.канд.пед.наук. —
  80. И.Б. Гносеологические аспекты глобального моделирования./ Сб. трудов ВНИИСИ. Вып. 8, М., 1976 ф 90. Новиков A.M. Как работать над диссертацией. М, 1996, — 108с.
  81. Организационно-психологические аспекты управленчкской ^^деятельности руководителя школы./ Сост. Назмутдинов В. Я., АитоваР — .М., Чебоксары, 199 796. Организация управления в фирме «Контрол дэйта"/под ред.ВасильеваЮ.П., М.:"Прогресс», 1974 — 18,9п.л.
  82. Отношение к образованию. Социологический экспресс анализ./ На материале опроса учителей, учащихся и родителей Калининского района г. Москвы.АвторьпВ.С.Собкин, P.M.Сальцер, А. В. Шариков и др. — М.: ф ВНИК"Школа", 1989. —50с.
  83. ЮО.Педагогика /Под ред. С. П. Баранова, В. А. Сластенина. — М.: Прсвещение, 1986. — 336с.
  84. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. /Под ред. Шамовой Т. И., Третьякова П.И.Москва-Тюмень, 1994.— 9п.л.
  85. А.В. Вопросы истории и теории психологии: избранные труды.— М., 1984
  86. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982
  87. Ю4.Плахов В. Д. Социальные нормы: философские основания общейтеории. — М.1985
  88. Ю5.Плахова Л. М. Управление изменениями в инновационной школе. /Тезисы докладов II Всероссийской научно-практической конференции/ i 'од общ. ред. В. Г. Илларионова. — Брянск,!996. — с.31−32
  89. Юб.Пономаренко В. А. Гуманизация школы и идея вселенского г-мания./ Судьбы образования в Росси. Сборник статей, выпуск 2. — М.: «Педагогика», 1996. — с.65−73.
  90. Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой в допросах и ответахУДиректор школы № 6, 1997. — с.34−39
  91. М.М., Моисеев А.М., Дисертации по управлению образованием: Состояния, проблемы, современные требования. VI.: Новая .-икола, 1998. — 176с.
  92. М.М. Демократизация управления школой. — М.: Знание. 1990. — 76с.
  93. Принципы изменения школы., глава «Культура и ценности школы» из учебника США по управлению./ «Директор школы"Ж, 1 993 111. Проблемы управления персоналом. РГГУ, М. 1997
  94. Производительность труда белых воротничков./ Под ред. VroeaB.B.— М., 19 891! З. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии.— М., 1989
  95. Психология. Словарь /Под общ. ред. Петровского А. В., ф ЯрошевскогоМ.Г. — 2-ое изд. — М., 1990
  96. В.А. Управление педагогическим процессом в современной школе: вопросы теории и методологии. М, 1986.
  97. Т.К. К вопросу коррекции и регулирования управления инновационными процессами в общеобразовательной школе./ Управление развивающейся школой. Тезисы материалов научно-практической конференции. — М., 1996. — с.28−29.
  98. В.М. К вопросу о культурологии, ее предмете и методе. Социально-политический журнал. 1993,№ 31!9.Розин В. М. Введение в культуролгию. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 104с.
  99. С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946. — 704с.
  100. М.П., Руденская С. Д. Наставникам .за благо воздадим. Л., 1986
  101. Р. Культура предпринимательства.(Перевод с нем.). — М.: ЭКОМ, 1992. —240с.
  102. Г., Смитбург Д., ТомпсонВ. Менеджмент в организациях. М.:Экономика, 1995. — 335с.
  103. Г. К. Современные образовательные технологии. — М.:
  104. Народное образование, 1998. — 256с.
  105. Г25.Семенов B.C. Диалектика развития социализма — М.: Мысль, 1987. ® —430с.
  106. СергееваВ.Б. Концепция и программа развития школы „культурологического направления. /Управление развитием образования врегионе на рубеже ХХ1века. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. Часть!!.— Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.— с.49−51.
  107. Система образования во Франции и организация ее администрации.— М., Французская Организация Технического Сотрудничества, 1993. — 130с.
  108. Словарь рыночных экономических терминов. М., 1991
  109. Словарь-справочник основных экономических понятий, определений и терминов. — М., 1990
  110. Советский энциклопедический словарь./Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Сов. энциклопедия, 1984. — С.1321.131 .Современная философия науки. — М.: Наука, 1994 — 254с.
  111. Современный маркетинг./ Под ред. Хруцкого В. Е. М., 1991
  112. Современный менеджмент: принципы и правила. /Под ред. Ланилова-Данильяна В.И.— Москва-Нижний Новгород,!992
  113. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе./Авторы: В. С. Собкин. П. С. Писарский. — М.:Мнн.обр. РФ. 1992. — 159с.
  114. Э.Е. Как управлять персоналом. — М.1995. —2.Ос.
  115. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. 12. — М: Педагогика, 1980. — 384с.
  116. ТипенкоН., ЛившицВ. Концеция реформирования экономики с. мстемы образования. — М.:Новая школа, 1994.
  117. Е.П. Профессионально-личностные качества руководителей школы в условиях ее обновления и развития. / Управление развивающейся школой. Тезисы материалов научно-практической конференции. — М., 1996. — с.76−78.
  118. .Т. Социология. — М., 1994.
  119. П.И. Практика управления современной школой. — М&bdquo-
  120. П.И. Совершенствование у слушателей ФППК ОНО ц| опыта профессинальной управленческой деятельности./ Сб. Актуальныевопросы обучения слушателей ФППК ОНО. М.: Прометей, 1992. — с. 1224.
  121. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. — М.:Педагогика, 1991. — 188с.
  122. П.И. Управление школой по результатам:Практика педагогического менеджмента. — М.: Новая школа, 1997. — 288с.
  123. П.И. Управление: школа-район-город.— М: Прметей, 1991. — 180с.
  124. П.И. Формирование и развитие системы управления общеобразовательной школой в крупном городе.: Дис. .докт.пед.наук. — М., 1992. — 424с.
  125. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография./Под ред. П. И. Третьякова. — М.: Новая школа, 1997. — 352с.
  126. Третьяков П. И .От школы функционирующей к школе развивающейся./ Управление развивающейся школой. Тезисы материалов научно-практической конференции. — М., 1996. — с.10−14.
  127. ТретьяковП.И. Новые ориентиры управления развитием образования./ Практика управления развитием образования в регионе. Тезисы докладов Н Всероссийской научно-практической конференции/ Под общ. ред. В. Г. Илларионова. — Брянск, 1996. —с.4−12
  128. В. Логика управления школой./ Директор школы№ 6, 1996/ — с. 3−10.
  129. В. Российская школа в европейском контексте. / Директор школы№ 3,1996. — с.3−13.
  130. Управление по результатам: Пер. с финск./ Общ. ред. и предисл. Я.АЛеймана. — М.: „Пргресс“, 1993. — 320с.
  131. Управление развитием школы/ под ред. ПоташникаМ.М., ЛазареваВ.С., — М.:Новая школа, 1995. — 464с.
  132. Управление современной школой./ Под ред. Поташника М. М. — М., 1992.
  133. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты./ Под ред. А. Н. Тихова. — М.:Вита-Пресс,!998. — 256с.
  134. Управленчиское консультирование./ Под ред. Кубра М. М.:СП"Интерэксперт“, 1992 Т.1 — 319с., Т.2 — 350с.1 56. Уткин Э. А. Профессия — менеджер. — М., 1992.
  135. Учебно-методическое обеспечение системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования./ Научные редауторы Т. И. Шамова, П. К. Одинцов. Учебное пособие. — Москва -Барнаул, изд. БПГУ, 1997. — 5,7п.л.
  136. Учебно-тематические планы и программы спецкурсов, спецсеминаров и факультативов факультета по подготовке и повышению квалификации организаторов народного образования. / Научный редактор Шамова Т. И., — Москва-Барнаул,!990
  137. Учебные планы и программы подготовки и повышения квалификации организатров народного образования. — Москва-Барнаул Л 991.
  138. Учительство как социально-профессиональная группа. /Под ред.СобкинаВ.С.- РАО. — М., 1996. — 102с.
  139. К.М. Культурные различия в системе управления: р/:-шмозависимость и взаимовлияние./Директор школыЖЗ. 1993.
  140. З.Ушаков К. М. Управление школьной организацией .: шглаяпеиные л человеческие ресурсы. — М., Сентябрь, 1995. — 128с. ! 64. Ушаков К. М. Эволюция организации: продолжение становления Уектор школыЛ’з: .1998. — с.3−6.
  141. УшаковК.М. Подготовка управленческих кадров образования. —ентябр1>, 1997 .— 176с.
  142. К.М. Эволюция организации: зарождение иовлен:-./Директор школы № 6.1997. — с.3−10.
  143. К. М. Селектор С. Динамика представлений и действий, суть II смысл термина „организационный климат“./Директор школы
  144. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководстваготическим коллективом. — М.: Педагогика, 1982. — 208с.
  145. Т.Н., Давыденко Т. М., Рогачева Н. А. Управление адаптивной школой : проблемы и перспективы. — Архангельск, 1995.
  146. Т.И., Немова Н. В. Особенности психологии русского народа и эффективность управления школой. / Менеджмент в управлении школой. / Под ред. Шамовой Т. И. — М., 1992.
  147. ШамоваТ.И., ДавыденкоТ.М., РогачеваН.А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. Практикоориентированная монаграфия. —Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995.— 162с.
  148. ШамоваТ.И., ТретьяковП.И. О характерных чертах развития школы / Реализация управленческих и педагогических технологий в практике управления развитием учреждений образования. Тезисы окружной нлу"но-лрактической конференции. — Нижневартовск,!998. — с.3−7.
  149. ШамоваТ.И., ТюлюГ.М., ЛитвиненкоЭ.В. Оценка управленческой деятельности руководителем школы. Вологда, 1995. — 4,41 пл.
  150. ШамоваТ.И., ЧекмареваТ.К. Совершенствование системы виутришкольной педагогической информации как важнейшее условие реализации школьной реформы. — М.: МГПИД989.
  151. Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. М., Соборъ,!997. — 506с.
  152. В.М. Настольная книга бизнесмена и руководителя. — М.: Финансы и статистика,!992 — 240с.
  153. ШеппельВ.М, Управленческая этика. — М.: Экономика, 1989. —
  154. Р. Японские методы управления производством — М.,
  155. П. Социология социальных изменений./ пер. с англ. ¦.Л.Ядова. — М.: Аспект Пресс. 1996. — 416с.
  156. В. И. Социальная психология менеджмента М.: ЛО"Бп1исс-школа"Интел-Синтез», 1997. — 256с.
  157. П.Г. Очерки по философии образования.М., 1993. —а .л.9!.Щуркоза Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. — !.- Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. — 5пл.
  158. Цандер Эрнест. Практика управления: Пер. с нем.В.П.ВороньковаУ Хин. ред. Р М.Гринеза. Обнинск: Титул, 1992. — 240с.
  159. П.С. Личностно-ориентированное обучение в овремомнон школе. — М.: Сентябрь, 1996 — 96с.
  160. Яхокка Ли карьера менеджера/ Пер. с англ. Р. И. Столпер. — -Ыпск:" Парадокс''.! 9%. — 432с.
  161. Е.А. Эта «скучная» наука управления. М., 1992 !96.Японский менеджмент. / Конспект лекций по теории управления. по — u. r-'Vli 9″.Deal Т.Е. Kenedy A.A.Corporate cultures: the rites and rtuals of orporaie life. — Penguin Books, 1988 — p.232
  162. Gore M. Stubbe J. Brown Wm. Elements of systems analysis. — Dubuque, Iowa. 199″ — p.606.°9.lvanccvich J. Lorenzi P., Skiner S. Management: quality and ompetniveness. — Irwin. 1994 —p.658.
  163. Thompson A. Strategic management- concept and cases. — Irwin, 1995 «.10 241. A"20 .Hermansori R., Ed wards J. Mather M. Accouting: a business
Заполнить форму текущей работой