Использование АОС «Транспортная задача»
В результате ввода знаков для клетокполучается, что значение клеток A (2)B (2) иА (3)В (3) отрицательное, а значение клеток A (2)B (3) и A (3)B (2) положительное, что изображено на рисунке № 9. Стоимость доставки единицы груза из каждого пункта отправления в соответствующие пункты назначения задана матрицей тарифов в таблице № 1 и отображена на рисунке № 1. Для упрощения решения математической… Читать ещё >
Использование АОС «Транспортная задача» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Использование АОС «Транспортная задача»
Санкт-Петербург
Цель работы
Целью данной лабораторной работы является решение математической задачи, которая представлена в виде модели транспортной задачи.
Задание
Решить транспортную задачу методом потенциалов, используя АОС.
Согласно УМК условия задания (таблица № 1) выбираются студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем каждым студентом индивидуально.
Таблица № 1. Условия математической транспортной задачи для ее решения методом потенциалов
Поставщик | Потребители | Запасы | ||||
Потребность | ||||||
Решение
Математическая модель транспортной задачи: F =? ? cijxij, (1), при условиях:
? xij = ai при i = 1, 2,…, m, (2) и? xij = bj при j = 1, 2, …, n, (3).
С целью составления двойственной задачи переменные xij в условии (2) заменим на u1, u2, ui, …, um, а переменные xij в условия (3) на v1, v2, vj,…, vn.
Поскольку каждая переменная xij входит в условия (2,3) и целевую функцию (1) по одному разу, то двойственную задачу по отношению к прямой транспортной задаче можно сформулировать следующим образом.
Требуется найти не отрицательные числа ui (при i = 1, 2, …, m) и vj (при j = 1, 2, …, n), обращающие в максимум целевую функцию: G =? aiui +? bjvjпри условии:
ui + vj? cij, i = 1, 2, …, m; j = 1, 2, …, n (4).
В систему условий (4) будет mxn неравенств. По теории двойственности для оптимальных планов прямой и двойственной задачи для всех i, j должно быть: ui + vj? cij, если xij = 0, ui + vj = cij, если xij? 0,
Эти условия являются необходимыми и достаточными признаками оптимальности плана транспортной задачи.
Числа ui, vj называются потенциалами. Причем число ui называется потенциалом поставщика, а число vj — потенциалом потребителя.
Для упрощения решения математической транспортной задачи воспользуемся программным комплексом «АОС транспортная задача» разработанным студентом Сорокиным Д.Ю.
1.По первой теореме двойственности в оптимальном решении значения целевых функций прямой и двойственных задач совпадают: F = G.
Стоимость доставки единицы груза из каждого пункта отправления в соответствующие пункты назначения задана матрицей тарифов в таблице № 1 и отображена на рисунке № 1.
транспортный задача потенциал поставка
Рисунок № 1. Ввод исходных данных задачи в программу «АОС транспортная задача»
Проверим необходимое и достаточное условие разрешимости задачи:
?a = 25+25+25= 75
?b = 30+25+20= 75
Условие баланса соблюдается. Запасы равны потребностям. Следовательно, модель транспортной задачи является закрытой.
2.Решим задачу диагональным методом или методом северо-западного угла
Благодаря программе «АОС транспортная задача» автоматически получен первый опорный план рисунок № 2, который является допустимым, так как все грузы из баз вывезены, потребность магазинов удовлетворена, а план соответствует системе ограничений транспортной задачи.
Рисунок № 2. Первый опорный план и проверка целевой функции
3.Подсчитаем число занятых клеток таблицы на рисунке № 2.
Количество занятых клеток равно 5, а должно быть m + n — 1 = 5. Следовательно, опорный план является невырожденным.
Значение целевой функции для этого опорного плана равно:
F (x) = 700
4.Проверим оптимальность опорного плана путем поиска предварительных потенциаловui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.
Благодаря программе «АОС транспортная задача» найдем предварительные потенциалы.
Результат поиска потенциалов отобразим на рисунке № 3.
Рисунок № 3. Результат поиска предварительных потенциалов в программе «АОС транспортная задача»
5.Проверим результат поиска предварительных потенциалов путем вычисления невязок.
С помощью программы «АОС транспортная задача» вычислим невязки.
Результат вычисления невязок отобразим на рисунке № 4
Рисунок № 4. Результат вычисления невязок в программе «АОС транспортная задача»
6. Согласно полученным результатам на рисунке № 4, выходит, что все потенциалы не равны нулю, следовательно, ui + vi>cij, тогда предложенный план не оптимален.
Следовательно, нажимается кнопка «Нет».
7. На рисунке № 5, программа «АОС транспортная задача» просит ввести «Координаты перевозки, вводимый в базис».
Рисунок № 5. Ввод координат перевозки, вводимый в базис
8. Произведем ввод «координаты перевозки, вводимый в базис», которые в данном случае будут: A (i) = 3 и B (j)= 1.
Ввод «координат перевозки, вводимый в базис» в программе «АОС транспортная задача» изображен на рисунке № 6.
9. В следующем окне программа «АОС транспортная задача» построит цикл поставок рисунке № 7.
Рисунок № 6. Ввод координат перевозки, вводимый в базис Рисунок № 7. Цикл поставок Рисунок № 8. Цикл поставок с удаленными ребрами
10. В следующем окне (рисунке № 7) программа «АОС транспортная задача» построит цикл поставок.
11. Для дальнейшего решения задачи требуется в окне программы «АОС транспортная задача» выделить все ребра, которые не входят в цикл и удалить их.
В результате этих удалений получится цикл рисунок № 8.
12. Введем знаки для клетокA (2)B (2), А (2)В (3) и А (3)В (3).
В результате ввода знаков для клетокполучается, что значение клеток A (2)B (2) иА (3)В (3) отрицательное, а значение клеток A (2)B (3) и A (3)B (2) положительное, что изображено на рисунке № 9.
Рисунок № 9. Результате ввода знаков клетокA (2)B (2), А (2)В (3) и А (3)В (3)
13. Выберем из клеток A (2)B (2)и А (3)В (3) минимальное количество товара, которое равняется 5, т. е. это значение находящиеся в клетке А (2)В (3).
Введем данное значение в поле «Из клеток помеченных знаком „-“ выберите MIN значение».
В результате всех выше описанных действий с программой «АОС транспортная задача» получился новый опорный план, который изображен на рисунке № 10.
Рисунок № 10. Второй опорный план Рисунок № 11. Второй опорный план и проверка целевой функции
14.Подсчитаем число занятых клеток таблицы на рисунке № 11.
Количество занятых клеток равно 6, а должно быть m + n — 1 = 6. Следовательно, опорный план является невырожденным.
Значение целевой функции для этого опорного плана равно:
F (x) = 625
15.Далее итерация повторяется до тех пор, пока все потенциалыне станут равны нулю, следовательно ui + vi?cij, тогда предложенный план оптимален.
На рисунке № 12 можно увидеть результат деятельности программы «АОС транспортная задача», который подтверждает, что изначально предложенный план по доставке и распределения груза оптимален, и поздравление с его получением.
Рисунок № 12. Окончательный вариант плана поставок товара предоставленный программой «АОС транспортная задача»