Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Устройство дорожной одежды

ОтчётПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для повышения качества работы АБЗ ДУ 158 разработаны мероприятия по охране труда на заводе. Назначены ответственные лица за контролем и соблюдением всех правил и норм при эксплуатации и ремонте дорожных машин, механизмов подъёмных приспособлений, механизированного и ручного инструмента, а также электрооборудования, за своевременное проведение планово-предупредительного ремонта машин… Читать ещё >

Устройство дорожной одежды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение

1. Производственно-хозяйственная деятельность предприятия

1.1 Основные сведения о производстве

1.2 Структура управления предприятием и распределение обязанностей между отделами и службами

2. Виды работ для дорожного рабочего

2.1 Технология и организация подготовки земляного полотна

2.2 Работы по устройству подстилающих слоёв

2.3 Работы по устройству дорожных оснований

2.4 Производственный контроль качества

2.5 Мероприятия по охране природы и окружающей среды

3. Устройство (содержание и ремонт) дорожной одежды

3.1 Ремонт дорожной одежды, ямочный ремонт, ремонт трещин

3.2 Устройство асфальтобетонных дорожных покрытий, изучение работы механизмов и машин

3.3 Состояние операционного контроля при устройстве конкретных слоев дорожной одежды

4. Производственная программа по всем видам работ

4.1 Общие характеристики

4.2 Оптимизация календарного плана

4.3 Стоимость содержания и ремонта автомобильных дорог Заключение Список использованных источников Приложение 1

Введение

дорожный асфальтобетонный покрытие земляной Производственная преддипломная практика по профилю специальности была пройдена мной в дорожной организации ООО «Енотаевское ДРСП» .

Для прохождения практики был принят в ООО «Енотаевское ДРСП» в бригаду по обслуживанию дороги на участке от с. Замьяны до с. Грачи в должности дорожного рабочего.

Задачей практики является совершенствование знаний и практических навыков полученных в процессе изучения спецпредметов.

В ходе работ был ознакомлен:

с производственно-хозяйственной деятельностью, управления производством дорожной организации;

с работами по устройству земляного полотна;

с работами по устройству (содержанию и ремонту) дорожной одежды, производственных предприятий и обустройств дороги;

с работами всех отделов служб дорожной организации.

По окончании практики был составлен отчёт с описанием места прохождения практики и изложением о проделанных работах.

1. Производственно-хозяйственная деятельность предприятия

1.1 Основные сведения о производстве Государственное предприятие Астраханской области «Енотаевское Дорожное Ремонтно — Строительное предприятие» зарегистрированно в декабре 2000 года путём реорганизации АОГУП «Астраханьавтодоремстрой» в форме выделения Енотаевского филиала и является правоприемником «Енотаевского ДРСУ», которое было создано в 1973 году для ремонта и содержания автомобильных дорого общего пользования.

Предприятие более 40 лет занимается ремонтом и содержанием федеральных и территориальных дорого Енотаевского района Астраханской области, строительством и ремонтом муниципальных и ведомственных дорог, благоустройством территорий государственных учреждений, частных предприятий. На предприятии имеются необходимые механизмы и оборудование, дорожно-строительная техника, квалифицированные специалисты, применяются современные технологии, материалы. На а/д М — 6 «Каспий» имеются два мастерских участка: на км. 1239 в районе с. Михайловка; на 1296 км. в районе с. Ленина с асфальтобетонным заводом ДС — 158. Предприятие выпускает и продаёт горячую асфальтобетонную смесь, чёрный щебень.

Предприятие имеет устойчивые долголетние связи с поставщиками всего спектра необходимых дорожно-строительных материалов, запчастей и оборудования. Качество выполненных работ подтверждается актами государственной приёмки выполненных работ, заключениями независимых специализированных лабораторий.

1.2 Структура управления предприятием и распределение обязанностей между отделами и службами Управление штатом наглядно представляет структура предприятия рисунок 1.

Из этой схемы видно, что данная структура является линейно-функциональной. Директору подчиняются функциональные подразделения, находящиеся в тесной взаимосвязи и составляющие штаб предприятия. Решения принимаются совместно, их доводят до исполнителей через главного руководителя или через руководителей соответствующих служб. Руководителю каждого подразделения подчиняются различные должности, которые специализируются на сходных функциях. ООО «Енотаевское ДРСП» согласно штатного расписания полностью укомплектовано инженерно-техническими работниками и служащими. Численность работников по подразделениям представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Наименование

Среднесписочная численность

Всего

В том числе административно-управляющий персонал

В том числе рабочие

3.1.

Рабочие по содержанию и ремонту дорог

3.2.

Водительскомеханизаторский состав

3.3.

АБЗ

3.4.

Ремонтная мастерская

3.5

Сварщик

3.6

Заправщик

3.7

Сторож

Приоритетными направлениями деятельности дорожного предприятия являются:

¦ Строительство и ремонт автомобильных дорог и сооружений на них;

¦ Текущее содержание автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них регионального и межмуниципального значения;

¦ Выполнение мероприятий по повышению безопасности дорожного движения (установки дорожных знаков, устройство остановочных площадок, установка барьерных ограждений и т. д.)

Наряду с приоритетными направлениями деятельности «Енотаевское ДРСП» осуществляет другие виды деятельности не запрещённые правовыми актами РФ: различные работы по благоустройству и ремонту площадок для внешних заказчиков; реализация асфальтобетонных смесей и др. дорожно-строительных материалов.

Организация рабочих мест в бригаде Формы бригад, их численный и квалификационный состав устанавливается исходя из объёма и сложности работ. Бригаде устанавливаются годовые, квартальные и месячные производственные планы по объёму работ. Для выполнения плана бригаде создаются необходимые организационно-технические условия. Производительность труда рабочих напрямую зависит от условий труда и степени его механизации. Организация труда на предприятии предусматривает создание оптимальных условий для производства работ и максимальной степени механизации труда.

Всего в ДРСП работают 2 бригады на закреплённых за ними участках. Бригада оснащена машиной дорожного мастера, которая служит для перевозки рабочих, обеспечивающих замену и установку дорожных знаков, мойку и покраску дорожных ограждений, знаков и других элементов дорог, содержание автобусных остановок и площадок отдыха, окашивание травы и резку кустарника, перевозку мусора. Наиболее сложным периодом содержания автомобильных дорог является зима, когда на дорожных покрытиях создаются условия к образованию различных видов зимней скользкости (снега, наката, гололедицы и др.) и соответственно, к снижению безопасности дорожного движения. Работа в бригаде должна быть организована с учетом соблюдения техники безопасности и охраны труда по всем видам работ (Приложение 1).

Оплата труда рабочих производственной бригады осуществляется в соответствии с действующими тарифными ставками, нормами труда, сдельными расценками и положениями об оплате труда. При повременной оплате применяются нормированные задания с премированием за качественное и своевременное их выполнение.

Объект практики Объектом практики является участок автодороги М6 — Каспий, а именно от с. Енотаевка до с. Грачи. Во время прохождения практики на период с 12 мая по 14 июня, я совместно с бригадой обслуживающей данный участок принимал участие в работах по содержанию дороги. Ознакомился со спецификой работы в данной организации, изучил работу дорожно-строительной техники, охрану труда и технику безопасности; приобрёл первичные навыки и умения по избранной специальности.

Принимал участие в следующих работах:

— очистка автобусных остановок, тротуаров и пешеходных дорожек от грязи и т. д. .

— облуживание столбиков (светоотрожающих пленок), дорожных знаков от налипания на них грязи и т. д;

— уборка мусора и др.

2. Виды работ для дорожного рабочего

2.1 Технология и организация подготовки земляного полотна Перед началом строительства дорожных оснований необходимо выполнить подготовительные работы, связанные с подготовкой земляного полотна. При этом необходимо осуществить планировочные работы для выравнивания и придания поперечного уклона. Тем самым устранить имеющиеся дефекты земляного полотна. Эти работы проводятся после того, как грунт просохнет и достигнет оптимальной влажности. Планировочные работы выполняются автогрейдерами, экскаваторами и бульдозерами с навесным оборудованием (откосники, уширители отвала, скребки, струги). Для доработки выемок и резервов применяются землеройные машины — бульдозеры, скреперы и экскаваторы-драглайны.

Планировка ведётся в несколько проходок по захваткам. Расчётная длина захватки — 300 -1000 м, зависит от грунтов и вида планировщика. Планировка бывает грубой и окончательной. Грубая — перед выдержкой насыпи; окончательная — перед устройством покрытия. В основном дорожную одежду строят на следующий год после возведения земляного полотна, за это время при насыщении водой и замерзании зимой пылеватые пористые грунты несколько раз уплотняются. Движение по полотну автомобилей несколько способствует уплотнению грунтов. Но с другой стороны вызывает образование колеи. Для придания поперечному профилю проектной формы выполняются специальные отделочные и укрепительные работы.

К отделочным относятся планировка поверхностей насыпей, выемок и резервов. К укрепительным — укрепление откосов насыпей, выемок и резервов; дна резервов и канав от размыва водой и выдувания ветром.

2.2 Работы по устройству подстилающих слоёв Подстилающие слои основания могут выполнять функции несущих, морозозащитных, дренирующих слоёв. В зависимости от назначения дополнительного слоя выбирают для него соответствующий материал преимущественно из числа местных материалов и отходов промышленности. Нередко один и тот же слой выполняет несколько функций.

Наибольшее распространение для устройства дополнительных слоёв оснований нашли следующие материалы: гравий; разнообразные каменные материалы пониженной прочности; грунты, укреплённые органическими и неорганическими вяжущими, и др.

2.3 Работы по устройству дорожных оснований Земляное полотно не должно деформироваться под действием движения транспортных средств, при изменении температурного и влажностного режима, а также под влиянием собственного веса. Последнее обстоятельство очень важно для высоких насыпей. Для обеспечения необходимой устойчивости земляного полотна в процессе его возведения следует тщательно уплотнять грунт. Требования, предъявляемые к плотности грунта, зависят от дорожно-климатической зоны, типа дорожной одежды, а также от расположения слоя грунта в теле насыпи. Дополнительные слои основания могут выполнять функции несущих, морозозащитных, дренирующих слоёв. В зависимости от назначения дополнительного слоя выбирают для него соответствующий материал преимущественно из числа местных материалов и отходов промышленности. Нередко один и тот же слой выполняет несколько функций.

Наибольшее распространение для устройства дополнительных слоёв оснований нашли следующие материалы: гравий; разнообразные каменные материалы пониженной прочности; грунты, укреплённые органическими и неорганическими вяжущими, и др.

Щебёночные основания. Качество щебёночного основания зависит от двух факторов: правильного выбора каменного материала и правильного режима уплотнения. Плотность и монолитность щебёночного основания достигается главным образом хорошим взаимным заклиниванием щебёнок и их сцеплением, обусловленным цементирующей способностью каменного материала. Поэтому хорошим материалом для устройства щебёночных оснований является известняк. Обычно применяют щебень, имеющий марку по дробимости при раздавливании в цилиндре 400−600. В зависимости от требуемой толщины, вида подстилающего слоя и применяемых средств уплотнения щебёночное основание устраивают в один или два слоя. При укладке на песчаный подстилающий слой толщина щебёночного слоя должна быть не менее 15 см, а при укладке на подстилающий слой из укреплённых материалов — не менее 8 см. Наибольшую толщину щебёночного слоя устанавливают в зависимости от применяемых катков: 18 см при применении катков с металлическими вальцами и 25 см при уплотнении пневмоколесными катками.

Гравийные основания. Относятся к числу наиболее дешёвых типов дорожных оснований. Их применяют, как правило, в местах, где гравий является местным материалом. Низкая стоимость гравийного материала обусловила широкое распространение таких оснований. Качество их определяется характером применяемого материала.

2.4 Производственный контроль качества Производственный контроль качества включает следующие этапы: входной, операционный, приёмочный. Результаты производственного контроля предъявляются при сдаче — приёмке законченного земляного полотна, а также используются для непосредственной оценки работы исполнителей.

Разрабатывают систему пооперационного контроля качества с подсчетом необходимых для этого ресурсов, можно представить схемы замера тех или других параметров.

1) При определении средней оценки качества (Pi) устройства оснований и покрытий по длине строящейся дороги используют формулу:

где L1, L2, L3 — протяженность принятых участков оснований или покрытий, получивших соответственно оценки «5», «4», «3» .

2) Качество устройства многослойных оснований и покрытий оценивают показателем:

где Pi — оценка качества устройства каждого слоя; m — число слоев.

При операционном контроле качества работ по устройству дорожной одежды следует контролировать по каждому укладываемому слою не реже, чем через каждые 100 м: качество материала — наружным осмотром и лабораторным испытанием; высотные отметки по оси дороги; толщину слоя неуплотнённого материала по его оси дороги; поперечный уклон; ровность (просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,75 — 1 м от каждой кромки основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,І м от концов рейки и друг от друга).

При промежуточной приёмке работ следует соблюдать следующие Правила:

1. Освидетельствование скрытых работ и приёмку ответственных конструкций проводит комиссия в составе: представителя заказчика или технического надзора; представителя организации, выполняющей работы (производителя работ, мастера); представителя проектной организации (авторского надзора). В необходимых случаях привлекаются специалисты-эксперты, а также лаборанты и геодезисты.

2. Освидетельствование скрытых работ после проверки правильности их выполнения в натуре и ознакомления с технической документацией, а также промежуточная приёмка ответственных конструкций оформляются соответственно актом освидетельствования скрытых работ и актом промежуточной приёмки ответственных конструкций с обязательной оценкой соответствия выполненных работ требованиям СНиП 3.06.03−85.

3. Освидетельствование скрытых работ и составление актов в случаях (когда последующие работы предстоит начать после длительного перерыва, следует производить непосредственно перед производством последующих работ.

4. Затраты на вскрытие конструкций по требованию заказчика во всех случаях производятся за счёт заказчика. Выявленные при вскрытии конструкций дефекты и брак, устраняет организация, выполнившая работы.

5. Акты освидетельствования скрытых работ и промежуточной приёмки ответственных конструкций при строительстве и ремонте автомобильных дорог и сооружений на них составляются в трех экземплярах и после подписания хранятся: один экземпляр у организации-заказчика (в техническом надзоре), один экземпляр — в организации, выполнившей работы, один — в проектной организации.

2.5 Мероприятия по охране природы и окружающей среды Понятие «экологическая безопасность дороги» включает соблюдение санитарных норм загрязнения воздуха, воды, почвы; предупреждение необратимых изменений природных систем; ограничение безопасными пределами технологических воздействий строительства и ремонтов.

К мероприятиям по охране окружающей среды в строительстве и ремонте дорог относятся озеленение автомобильных дорог (защитное и декоративное); К защитному озеленению относят: противоэрозионное озеленение; снегозащитное озеленение; пескозащитное озеленение; шумо-газо-пылезащитное озеленение К декоративному относят озеленение, используемое для архитектурно-художественного оформления автомобильных дорог.

Защита от загрязнения пылью при выполнении земляных работ и транспортировании это ещё одно из мероприятий относящихся к охране окружающей среды.

Экологическая безопасность механизированной укладки привозных материалов в слои дорожной одежды обеспечивается соблюдением установленного технологического регламента. В целях предотвращения недопустимой концентрации вредных выбросов в рабочей зоне и на прилегающих территориях следует обеспечить равномерный ритм работы укладочных механизмов, уплотняющего оборудования и транспорта. Для случаев нарушения ритма укладки целесообразно предусмотреть резервные площадки за пределами основной полосы проезжей части.

3. Устройство (содержание и ремонт) дорожной одежды

3.1 Ремонт дорожной одежды, ямочный ремонт, ремонт трещин Дорожные службы всего мира ежегодно выполняют значительные объемы работ по ликвидации появившихся дефектов и разрушений. Практикой установлено‚ что поверхность покрытия‚ нуждающаяся в локальном текущем ремонте‚ ежегодно может составлять до 2−3% от общей площади покрытия дороги или ее участка. Когда серьезные повреждения и дефекты достигают 12−15%‚ общепринято ставить на ремонт все 100% этой площади.

Подобное систематическое «лечение» дорожного покрытия осуществляется различными методами‚ средствами и материалами‚ в совокупности определяющими качество‚ срок службы и стоимость‚ т. е. эффективность таких ремонтных работ. Главная цель этих работ — обеспечить на эксплуатируемой дороге безопасное движение автомобильного транспорта со скоростью‚ разрешенной «Правилами дорожного движения» .

Подготовка ремонтируемого места покрытия включает в себя следующие операции:

очистка поверхности дороги от пыли‚ грязи и влаги;

разметка границ ремонта выбоин прямыми линиями вдоль и поперек оси дороги с захватом неразрушенного слоя покрытия на 3−5 см‚ при этом несколько близко расположенных выбоин объединяют одним контуром или картой;

вырезка‚ вырубка или холодное фрезерование материала ремонтируемого места покрытия по очерченному контуру на всю глубину выбоины‚ но не менее толщины слоя покрытия, при этом боковые стенки должны быть вертикальными;

очистка дна и стенок места ремонта от мелких кусков‚ крошки‚ пыли‚ грязи и влаги;

— обработка дна и стенок тонким слоем жидкого (горячего) или разжиженного битума или битумосодержащей эмульсии.

Небольшие по площади выбоины (до 2−3 м2) можно оконтуривать с помощью довольно уже распространенных ручных нарезчиков швов‚ снабженных специальными тонкими (2−3 мм) алмазными дисками диаметром 300−400 мм.

Обрезанный материал слоя покрытия может разламываться и удаляться с помощью отбойного молотка с соответствующим наконечником.

Отбойный молоток гидравлического типа весом‚ как правило‚ 16−20 кг может быть подключен либо к специальной малогабаритной переносной гидростанции с двигателем внутреннего сгорания‚ либо к гидроприводу участвующих в ямочном ремонте самоходной холодной фрезы‚ самоходного виброкатка или другой машины .

В отдельных случаях для указанной работы может быть использован пневматический отбойный молоток мощностью 0‚8−1‚0 кВт с подключением его к соответствующему компрессору (расход воздуха не менее 0‚5 м3/мин‚ давление не ниже 6−7 атм.).

При подготовке к ремонту узких и длинных выбоин площадью более 2−3 м2 или трещин с разрушенными краями целесообразно использовать малогабаритные и компактные самоходные‚ прицепные или навесные холодные фрезы‚ срезающие дефектный материал покрытия шириной 200−500 мм на глубину 50−150 мм (регулируется). Как правило‚ за час непрерывной работы фреза может пройти 200−300 пог. м.

Очень эффективны для смазки ремонтируемой выбоины малогабаритные установки (5л.с.)‚ подающие насосом битумную эмульсию в разбрызгивающее сопло ручной удочки со шлангом длиной 3−4 м. Есть и более простые подобные агрегаты и установки с подачей эмульсии из бочки ручной помпой или переносным насосом с ДВС.

Доставку смеси с АБЗ к месту ремонта покрытия целесообразно производить транспортным средством‚ оборудованным специальным термосным бункером‚ сохраняющим смесь в горячем состоянии несколько часов.

Подготовленную выбоину заполняют материалом слоями по 5−6 см с учетом коэффициента запаса на уплотнение.

При небольших размерах выбоин распределение и выравнивание смеси выполняют‚ как правило‚ вручную лопатами и гладилками или с помощью ящиков без дна‚ а на больших ремонтируемых картах (площадь более 20−25 м2) целесообразно использовать небольшой тротуарный асфальтоукладчик.

После заполнения выбоины (карты) горячей смесью производят ее уплотнение специальными виброплитами или малогабаритными виброкатками с соблюдением всех технологических правил и требований. Поверхность отремонтированного места после уплотнения должна быть на уровне основного покрытия‚ т. е. не должна иметь ни впадин‚ ни выступов‚ ни вида «корявой нашлепки» .

Движение транспорта по отремонтированному участку покрытия открывают сразу после завершения всех работ и остывания уложенной смеси до температуры не выше 30 °C. В жаркую погоду время охлаждения смеси можно сократить путем разлива воды с расходом примерно 2 л/м2.

3.2 Устройство асфальтобетонных дорожных покрытий, изучение работы механизмов и машин Устройство асфальтобетонного покрытия производят только после приемки нижнего и верхнего слоев основания, что оформляется актом на скрытые работы, и после проведения подготовительных работ.

Подготовительные работы при новом строительстве включают:

обработку поверхности основания битумной эмульсией или жидким битумом равномерным слоем не менее чем за 6 часов до укладки смеси;

геодезическую разбивку с установкой контрольных «маяков» .

Выполнение работ по устройству дорожной одежды производится асфальтоукладчиком ДС 181 и катками ДУ 54, ДУ 48, ДУ 47.

Покрытия из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих асфальтобетонных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5, осенью — не ниже 10;

Для транспортирования асфальтобетонной смеси используются автомобили-самосвалы КАМАЗ — 55 111 грузоподъёмностью 10 т. Самосвалы должны быть оборудованы тентом.

Выгрузка смеси из автосамосвалов осуществляется в приемный бункер асфальтоукладчика. Для недопущения сегрегации асфальтобетонной смеси при выдаче из смесительной установки, необходимо разбивать выгружаемую смесь на несколько порций, при этом первые две порции должны быть выгружены в переднюю и заднюю часть кузова самосвала, а остальная смесь равномерно распределяться между двумя первыми порциями. Высота выгрузки смеси (затвор мешалки — дно кузова самосвала) не должна превышать 1,5 м.

В каждом автомобиле, прибывающем к месту укладки, измеряют температуру горячей асфальтобетонной смеси и, если она ниже указанной, смесь бракуют.

Толщина слоя укладываемых асфальтобетонных смесей должна быть больше проектной на 10−15%, а при ручной укладке в труднодоступных местах — на 25−30% (уточняется при пробном уплотнении). В процессе укладки толщину уложенного слоя контролируют металлическим щупом с делениями.

Перед началом укладки необходимо провести работы по подготовке асфальтоукладчика:

установить рабочий орган (плиту) на заданную толщину укладываемого слоя (6 см плюс припуск на уплотнение 10−15%);

установить выглаживающую плиту с углом атаки 2−3 градуса;

настроить автоматическую систему обеспечения ровности и поперечного уклона;

установить режимы работы трамбующего бруса и выглаживающей плиты, в соответствии с инструкцией; установить высотное положение шнека, при этом расстояние от нижней кромки до поверхности укладываемого покрытия должно быть 7 см;

прогреть выглаживающую плиту;

стенки приёмного бункера должны быть тщательно очищены и смазаны;

Копирная струна для работы автоматических систем асфальтоукладчика устанавливается на обочине. Если ровность нижележащего слоя обеспечена, то в качестве копира можно использовать лыжу, которая крепится на асфальтоукладчике и перемещается по основанию или смежной уплотненной полосе покрытия.

При укладке конструктивных слоёв сопряженными полосами работу организуют так, чтобы к концу смены слой был уложен на всю ширину.

Для обеспечения нормативной ровности укладчик должен двигаться непрерывно с постоянной скоростью. Для этого асфальтобетонная смесь должна равномерно доставляться к укладчику.

Асфальтобетонные смеси уплотняют сразу же после укладки. Слои из горячих асфальтобетонных смесей следует уплотнять, начиная с той максимально возможной температуры, при которой не образуется деформаций от укатки, что позволит увеличить время эффективного уплотнения и при меньших затратах работы катков достигнуть более высокой плотности и механической прочности асфальтобетона.

В процессе уплотнения слоя катки должны двигаться по укатываемой полосе от ее краев к оси дороги, а затем от оси к краям, перекрывая каждый след на 20−30 см. При устройстве сопряжённых полос вальцы катка при уплотнении первой полосы должны находиться от кромки сопряжения на расстоянии не менее 10 см. При уплотнении второй полосы первые проходы необходимо выполнять по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой.

При наезде на свежеуложенную полосу катки должны двигаться ведущими вальцами вперёд, что исключает образование волны перед вальцом. Для обеспечения ровности покрытия в процессе уплотнения необходимо, чтобы каток трогался или изменял направление движения плавно (без рывков). Запрещается останавливать каток на горячем неуплотнённом асфальтобетонном покрытии. Если остановка необходима, то каток следует вывести на ранее уплотнённые и остывшие участки покрытия.

Заправку катков топливом и смазочными материалами следует производить вне асфальтобетонного покрытия до начала работ и, в крайнем случае, во время переездов.

Чтобы предотвратить прилипание асфальтобетонной смеси к вальцам катка, их рекомендуется смачивать водой. Вальцы должны быть влажными, но не сырыми. Выявленные дефекты необходимо немедленно устранять: в заниженные места добавлять смесь из приёмного бункера асфальтоукладчика, завышенные — разрыхлять граблями, а излишки смеси убирать лопатой в приёмный бункер асфальтоукладчика.

Участки, недоступные для катка, уплотняют металлическими трамбовками, перекрывая предыдущий след от удара трамбовки примерно на 1/3. Уплотнение следует вести до полного исчезновения таких следов.

Горячие крупнозернистые пористые асфальтобетонные смеси с содержанием щебня свыше 40% следует уплотнять сначала гладковальцовым виброкатком массой 7−8 т с включенным вибратором за 4−6 проходов по одному следу, затем катком на пневмошинах массой 16 т за 3−4 прохода по одному следу, а затем — гладковальцовым виброкатком массой 10 -11 т за 2−3 прохода по 1 следу с включенным вибратором и завершающие 2−3 прохода с выключенным вибратором.

Рабочая скорость катков на первых 2−3 проходах не должна превышать 3 км/ч, при последующих проходах она может быть увеличена до 5 -8 км/ч.

Оптимальную температуру начала и конца уплотнения смесей, а также режим уплотнения и в этом случае устанавливают пробной укаткой с участием лаборатории.

В «Енотаевском ДРСП» имеется 30 единиц автомобилей, из них 5 Камазов 55 111 (летнее содержание на подвозе строительного материала, зимой переоборудуются в КДМ). А также 13 единиц дорожно-строительной техники, из них 1 асфальтоукладчик ДС181, 3 катка ДУ 47, ДУ 48 и ДУ 54, 2 погрузчика и др.

Комбинированные дорожные машины (КДМ) используются в течение всего года и применяются в зимний период для борьбы со скользкостью автомобильных дорог путем распределения на их поверхности технологических материалов как химических антигололёдных реагентов, которые могут находиться в сыпучем или жидком состоянии, так и фрикционных материалов (песка, гранитной крошки), а также уборки с поверхности дорог свежевыпавшего или обработанного технологическими материалами снега; в летнее время года для мойки водой асфальтобетонных и цементобетонных покрытий.

3.3 Состояние операционного контроля при устройстве конкретных слоев дорожной одежды Операционный контроль при устройстве нижнего и верхнего слоя покрытия (Таблица 3).

Таблица 3.

Контролируемые параметры

Допускаемые отклонения

(мастером):

Чистота основания из ЩПЦС перед устройством верхнего слоя основания

Наличие пыли и грязи не допускается

Качество подгрунтовки оснований

Сплошная тонкая пленка вяжущего на поверхности основания, пропуски, местные проливы вяжущего не допускаются

Точность выставления копир струны

Вертикальные отметки 3 мм от проектных

Температура асфальтобетонной смеси на месте укладки

Температура асфальтобетонной смеси измеренная в каждом автомобиле, прибывающем к месту укладки, не должна быть ниже указанных ниже. Если ниже, то смесь бракуют.

Соблюдение заданного режима уплотнения асфальтобетонной смеси

В соответствии с результатами пробного уплотнения

Качество устройства продольных и поперечных сопряжений

Отсутствие уступов и ровность поверхности на продольных и поперечных сопряжениях полос, однородность смеси на сопряжениях, отсутствие ярко выраженного стыка.

Высотные отметки продольного профиля конструктивных слоев асфальтобетонных оснований по оси

Не более 5% результатов определений могут иметь отклонения от проектных в пределах до 20 мм, остальные 5 мм

Ширина конструктивных слоев асфальтобетонных оснований

Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных в пределах от минус 15 до 20 см, остальные до 10 см

Толщина конструктивных слоев асфальтобетонных оснований

Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от — 15 до 20 мм, остальные до 10 см

Поперечные уклоны конструктивных слоев асфальтобетонных оснований

Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных в пределах от минус 1,5% до 3%, остальные до 1%

Ровность конструктивных слоев асфальтобетонных оснований (просвет под рейкой длиной 3 м)

Не более 10% результатов определений могут иметь значения просветов под трехметровой рейкой в пределах до 10 мм, остальные до 5 мм

Лабораторией:

Качество уплотнения конструктивных слоев асфальтобетонных оснований

Коэффициент уплотнения не ниже — 0,98

Прочность сцепления слоев основания

Слои уложенного а/б. основания в выбуренных кернах не должны самопроизвольно разделяться.

Качество асфальтобетонной смеси конструктивных слоев асфальтобетонных оснований

Контролируемые показатели в соответствии с требованиями ГОСТ 9128–97

Кроме производственного контроля осуществляется проверка качества строительства объекта со стороны ведомственных органов контроля, а также авторского надзора со стороны организации. В процессе строительства покрытия и основания следует контролировать: температуру горячей асфальтобетонной смеси в каждом автомобиле-самосвале; постоянно — качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос; качество асфальтобетона по показателям кернов (вырубок) в трех местах на 7000 м2 покрытия по ГОСТ 9128–84 и ГОСТ 12 801–84, а также прочность сцепления слоев покрытия.

3.4 Производственные предприятия С целью повышения эффективности развития дорожных сетей в нашей стране предусматривается скоростное строительство заводов по производству дорожной одежды из асфальтобетона (АБЗ).

Это сложнейшая система, состоящая из комплекса машин, оборудования, со сложной автоматизированной частью производства.

Производство асфальтобетонной смеси — это один из самых энергоемких процессов дорожного строительства. От состояния всего парка машин и оборудования зависит расход топлива — энергетических ресурсов.

Основными условиями, определяющими эффективность этих машин и оборудования, является соответствие их конкретным условиям строительства, степень использования, уровень производственной и технической эксплуатации, а также квалификация обслуживающего персонала. Для выполнения задачи сокращения сроков строительства, повышения его качества и снижения себестоимости необходимым условием являться обеспечение полного и эффективного использования всех машин и оборудования, входящих в состав асфальтобетонных заводов.

Мероприятия по охране окружающей среды.

Асфальтобетонный завод дымное и пыльное производственное предприятие дорожного строительства.

Поэтому важны профилактические мероприятия по охране окружающей среды, которые предприятие включает в расходные сметы на планируемый период. Кроме мер, устраняющих выделение вредных газов, важной экологической мерой, обеспечивающей оздоровление воздушной среды, снижения шума, является сохранение зеленых насаждений.

Для повышения качества работы АБЗ ДУ 158 разработаны мероприятия по охране труда на заводе. Назначены ответственные лица за контролем и соблюдением всех правил и норм при эксплуатации и ремонте дорожных машин, механизмов подъёмных приспособлений, механизированного и ручного инструмента, а также электрооборудования, за своевременное проведение планово-предупредительного ремонта машин и оборудования, за контроль исправности силовой и осветительной электропроводки, правильности и надёжности заземляющих устройств, электрических машин, оборудования и инструмента, за наличие и исправность ограждений движущихся деталей оборудования и электропусковых устройств, за своевременный инструктаж и обучение рабочих, занятых обслуживанием машин, оборудования и инструмента по безопасным приёмам работ, за обеспечение и своевременную установку плакатов, предупредительных надписей по технике безопасности.

Для завода разработана инструкция по обеспечению пожарной безопасности мастером участка, согласовывается с местными органами пожарной охраны и местным комитетом профсоюза, утверждается директором предприятия и вывешивается на видном месте. Эта инструкция должна определять меры пожарной безопасности и включать в себя: указания по содержанию территории, в том числе подъездных дорог ко всем зданиям и сооружениям; порядок движения транспортных средств по территории; правила и нормы хранения различных материалов и веществ; систему производства пожароопасных работ; порядок поведения рабочих на территории, а также на рабочих местах, где разрешено разводить открытый огонь и курить; правила содержания средств пожаротушения, пожарной связи и сигнализации.

Пожарный инвентарь и первичные средства пожаротушения передаются под ответственность мастерам участков.

3.5 Учетно — отчетная документация по использованию и списанию строительных материалов, инструментов, спецодежды и т. д.

— «Отчет по форме М-29»: составляется мастером, указывается какие работы за период были выполнены, наименование, количество фактически израсходованных материалов, заложенных в смете. Согласовывается с ПТО соответствие работ смете, количество израсходованных материалов нормам, утверждается директором.

— «Ведомость списания расходных материалов»: составляется мастером на материалы, не указанные в смете (лопаты, м/мешки, ветошь и т. д.). Утверждается директором.

— «Акт на списание инструмента, инвентаря»: составляется на сломанный инструмент (болгарка, лопата и т. д.), подписывается членами созданной комиссии. Служит основанием для списания с МОЛ, с забаланса. — «Акт на списание спецодежды»: спецодежду списываем в расходы в момент выдачи рабочим, на основании акта списываем с МОЛ, с забаланса (даже если срок согласно нормам ещё не прошёл?).

4. Производственная программа по всем видам работ

4.1 Общие характеристики Для регулирования стоимости дорожных работ дорожное предприятие на основе разработанной производственной и инвестиционной программ представляет в дорожный орган предложения, состоящие из обосновывающих материалов (форм), а в настоящее время путем торгов на электронных площадках.

Годовой объём каждого вида работ в натуральных единицах измерения (м, м2, шт.) устанавливается путём умножения коэффициента цикла на площадь, протяжённость или количество каждого из подлежащих содержанию элементов дороги (табл. 4). Для отдельных работ, цикличность выполнения которых невозможно определить, например, ямочного ремонта, годовые объёмы работ определяются на основе статистических данных об объёмах их выполнения за предшествующие периоды или путём прогнозирования появления и развития тех или иных дефектов дороги.

Таблица 4. Фрагмент годовой программы работ по содержанию дороги

№ п/п

Наименование работ

Ед. изм.

Кол-во ед. изм.

Коэф. цикла

Объём работ в ед. изм.

Очистка покрытия от пыли и грязи

км

100 м2

Ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия

100 м2

;

Мойка автопавильонов

м2

Окраска барьерного ограждения

м

Замена повреждённых дорожных знаков

шт.

0.2

Основанием для определения объемов работ по зимнему содержанию являются: данные многолетних наблюдений гидрометслужбы о климатических условиях района тяготения дороги (количество дней со снегопадом, толщина снегового покрова, количество гололёдов, метелей, снегозаносов), а также отчётные данные об объёмах выполненных работ по снегоочистке и борьбе с гололёдом по данным прошлых лет.

Расчёт сметной стоимости работ по содержанию дорог производится ресурсным методом в следующей последовательности:

— по производственным или ведомственным нормам расхода ресурсов (затрат труда, времени работы машин, материалов и полуфабрикатов на единицу работ) и рассчитанным объёмам работ определяют требуемое количество трудовых и материальных ресурсов на выполнение всей программы работ;

— на основе сметных цен (на материалы и на эксплуатацию машин), а также ведомственных расценок на выполнение единицы каждого вида работ рассчитывают прямые затраты на их выполнение (стоимость материалов, затраты на эксплуатацию машин, заработную плату рабочих);

— по установленному нормативу к сумме прямых затрат определяют величину накладных расходов, связанных с содержанием дорог;

— рассчитывают общую (сметную) стоимость работ по содержанию путём сложения прямых затрат, накладных расходов и сметной величины прибыли от их выполнения, которую устанавливают в процентах по отраслевым нормативам либо от сметной величины затрат на оплату труда рабочих, либо от суммарной величины прямых затрат и накладных расходов.

4.2 Оптимизация календарного плана Она осуществляется для сокращения сроков ремонта как отдельных объектов, так и всей их совокупности, включенных в производственную программу дорожной организации, а также для снижения себестоимости работ и более эффективного распределения ресурсов по объектам ремонта. Для получения наилучшего варианта плана используются различные методы теории исследования операций и, в частности, итеративные методы оптимального календарного планирования, основанные на многократном «проигрывании» вариантов плана до получения оптимального.

По форме представления календарные планы делятся на табличные (матричные), графические и экономико-математические. Наиболее широкое распространение при организации ремонта дорог получила графическая форма календарного плана, которая по способу построения может выступать в виде ленточного, линейного и сетевого графиков.

Ленточный график устанавливает технологическую последовательность выполнения работ в определенные сроки и строится в координатах работа-время в виде отрезков прямых горизонтальных линий, характеризующих развитие соответствующих видов работ в пространстве и времени (рис. 2.).

Рис. 2. Ленточный календарный график Линейный график (циклограмма) не только устанавливает технологическую последовательность выполнения работ в определенные сроки, но и показывает место их осуществления. Она строится в координатах объект-время в виде наклонных прямых или ломаных линий, характеризующих развитие соответствующих видов работ в пространстве и времени (рис. 3.).

Рис. 3. Линейный календарный график 1 — устройство покрытия; 2 — замена основания; 3 — укрепление откосов Достоинствами линейного графика являются: отображение взаимосвязей работ не только во времени, но и в пространстве по частным фронтам (отдельным участкам), возможность отображения на графике потребности в ресурсах. Недостатки этого графика — усложнение читаемости графика при нанесении на него большого количества работ, отсутствие на нём характеристик работ.

Сетевой график представляет собой стрелочную диаграмму, состоящую из работ и событий, выполнение которых необходимо и достаточно для достижения поставленной цели (рис. 4). Сплошные стрелки в сетевом графике характеризуют действительные работы (требующие затрат времени и ресурсов) или ожидания (требующие затрат только времени), а пунктирные стрелки — организационные взаимосвязи между работами (не требующие ни затрат времени, ни ресурсов). Кружочки в сетевом графике обозначают события, т. е. факты (моменты) начала или окончания соответствующих работ.

Рис. 4. Сетевой график на ремонт трех участков дороги Достоинствами сетевого графика являются возможность выявления и отражения всех существующих взаимосвязей между работами и определения наиболее важных, решающих работ, от своевременного выполнения которых зависит срок осуществления ремонта в целом, удобство расчёта на ЭВМ. Недостаток сетевого графика — значительно меньшая наглядность, чем других графических моделей, и отсутствие его привязки к шкалам времени и пространства.

4.3 Стоимость содержания и ремонта автомобильных дорог Определяется (по всем видам работ) суммированием стоимости дорожных работ в год на соответствующий измеритель по каждому виду работ. Себестоимость дорожных работ определяется по всем стадиям технологического процесса содержания и ремонта автомобильных дорог с учетом используемых при их производстве марок (моделей) машин. По каждому технологическому процессу стоимость дорожных работ определяется по статьям калькуляции.

Полная нормативная себестоимость дорожных работ определяется как сумма нормативных затрат на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог:

Сполн = Сс + Ср,(тыс.руб.) (1)

где: Сполн — полная нормативная себестоимость дорожных работ;

Сс — полная нормативная себестоимость работ по содержанию автомобильных дорог;

Ср — полная нормативная себестоимость работ по ремонту автомобильных дорог.

(2)

где: Cсi — нормативные расходы по содержанию автомобильных дорог по i-му виду работ на соответствующий натуральный измеритель, руб.;

Осi — планируемый объем работ по содержанию автомобильных дорог по i-му виду работ в натуральных приведенных показателях, т. е. с учетом периодичности работ;

n — количество видов работ, учитываемых при определении нормативной себестоимости содержания дорог.

(3)

где: CPi — нормативные расходы по ремонту автомобильных дорог по i-му виду работ на соответствующий натуральный измеритель, руб.;

OPi — планируемый объем работ по ремонту автомобильных дорог по i-му виду работ в натуральных приведенных показателях, т. е. с учетом периодичности работ;

n — количество видов работ, учитываемых при определении нормативной себестоимости ремонта автомобильных дорог.

Нормативные расходы по содержанию и ремонту автомобильных дорог (Сс и Ср) включают затраты на выполнение работы на объекте (основные операции), затраты на подготовительно-заключительную работу: заправка машины водой для полива, разгрузка смета, погрузка-разгрузка щебня и др. (вспомогательные операции), затраты на нулевые пробеги (от парка до места работы и обратно), транспортировку материалов от места складирования до места использования, вывоз отходов в установленное место и т. д.

Перечень, состав и периодичность выполнения дорожных работ, отвечающих нормативным требованиям, должны быть определены в соответствии с действующими нормативно-техническим документами или должны быть установлены органами дорожного управления в зависимости от местных условий (например, количество дней со снежным покровом, количество дней снегопада, количество дней с осадками и др.).

Определение ежегодной потребности в финансовых ресурсах на ремонт федеральных и территориальных дорог производится в зависимости от планируемой протяженности подлежащих ремонту дорог, их структуры по категориям и типам покрытий и укрупненных показателей стоимости ремонта 1 км дорог, дифференцированных по их категориям и типам покрытий. С ростом протяжённости и повышением качества дорожной сети доля финансовых ресурсов, планируемых на ремонт и содержание дорог, все более возрастает. В настоящее время она составляет примерно 44,5% для федеральных дорог и 62% - для территориальных дорог (табл. 5).

Таблица 5.

Виды воспроизводства дорог

Структура финансирования воспроизводства, %

федеральных дорог

территориальных дорог

всех дорог в Российской Федерации

25,5

27,0

26,5

Ремонт

18,0

35,0

30,0

Строительство и реконструкция

56,5

38,0

43,5

4.4 Предложения

По совершенствованию технологии производства работ

На мой взгляд, самым оптимальным решением по совершенствованию производства является внедрение новейших технологий в рабочий процесс, своевременное обучение рабочих.

По повышению производительности труда и по рациональному количественному и квалификационному составу бригады.

Рациональный качественный состав бригады достигается путем подбора квалифицированных работников, способных совмещать профессии. Количество человек в бригаде не должно превышать допустимых норм и требований, относящихся к определенным видам работ. Производительность труда рабочих напрямую зависит от условий труда и степени его механизации. Организация труда на предприятии предусматривает создание оптимальных условий для производства работ и максимальной степени механизации труда. Также необходимо ликвидировать простой машин во время доставки материала. Исключить поломку машин во время рабочего процесса, или иметь им замену.

По экономическому расходованию материальных ресурсов

Для экономного расходования материальных ресурсов надо придерживаться требований, заложенных в проектно — сметной документации. Необходимо добиться согласованности действий и правильной организации работ, чтобы не было перерасхода материала.

По механизации работ

Необходимо стараться использовать механизацию во всех работах, требующих техники. Надо осуществить замену ручного труда машинным, что будет способствовать уменьшению экономических затрат на производство работ и снижению времени выполнения работ.

По обеспечению безопасных условий

Одним из важнейших мероприятием, которое могло бы привести к безтравматическому производству является своевременное проведение инструктажей. Немалую роль играет своевременное обеспечение дорожных рабочих спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Также необходимо оградить место проведения дорожных работ ограждением, щитами, установить временные дорожные знаки.

Заключение

От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связь между регионами и населенными пунктами Астраханской области, во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения, проведения структурных реформ.

Поэтому одной из главнейших задач для ООО «Енотаевское ДРСП» соответствовать темпам социально-экономического развития России и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации на выделенном участке трассы М6 -Каспий от с. Грачи до с. Замьяны.

Предприятие оснащено необходимой техникой, квалифицированными специалистами, имеет устойчивые, долголетние связи с поставщиками необходимых дорожно-строительных материалов, запчастей и оборудования.

В процессе прохождения практики мной было изучено: структура предприятия, управление и ведение производственно-хозяйственной деятельности предприятия, знакомство с производственными предприятиями (АБЗ), машино-тракторным комплексом, непосредственно с работой в дорожных бригадах по содержанию дороги, с техникой безопасности на рабочем месте и охраной труда, с учетной документацией при списании материалов и инвентаря, с работами по возведению земельного полотна и ремонту дорожной одежды по отчетам дорожного мастера за отчетный период прошлого года и др.

Производственная практика дала мне возможность увидеть все процессы, изучаемые на спецпредметах наглядно и сделать выводы по совершенствованию технологии производства работ, по повышению производительности труда в бригадах, по экономическому расходованию материальных ресурсов и др. А также выделить один из главных вопросов по сохранению экологического климата в нашем районе при выполнении дорожно-строительных работ, использовании техники, работы асфальтно-бетонного завода, применении реагентов в зимний период содержания дороги и др.

Список использованных источников

Андреев О. В., Бабков В. Ф. «Автомобильные дороги». — М.: Транспорт, 1970

Вейцман М. И, Егоров В. П. «Краткий справочник строителя автомобильных дорог». — М.: Транспорт, 1979

Гельдер Р.А. «Строительство городских дорог». — М.: Стройиздат, 1989

Гельфер Г. А. «Строительство и эксплуатация городских дорог». — М.: Стройиздат, 1977

Ерошевский М.И. «Технология городского строительства». — М.: Высшая школа, 1974

Обустройство автомобильных дорог. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию / Сост. И. А. Рахимова, Т. П. Черемисинова. — Вологда: ВоГТУ, 2001.-32 с.

Организация зимнего содержания автомобильных дорог. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию / Сост. И. А. Рахимова, Т. П. Черемисинова. — Вологда: ВоГТУ, 2002.-20с.

Поваренков С.Д. «Справочник дорожного мастера» .-М.: Трансжелдориздат, 1957

Проектирование автомобильных дорог: Справочник инженера-дорожника / Под ред. Г. А. Федотова. — М: Транспорт, 1989. 437 с.

Ремонт и содержание автомобильных дорог: Справочник инженера-дорожника / Под ред. А. П. Васильева.- М: Транспорт, 1989.-287 с.

Строительные нормы и правила: СНиП 23−01−99 «Строительная климатология» Введ.2000;01−01.

Строительные нормы и правила: СНиП2.05.02−85. Автомобильные дороги. Введ.01.01.87.-М: Стройиздат, 1986.-56 с.

Чернышов М.А. «Железнодорожный путь». — М.: Транспорт, 1974

Приложение 1

Техника безопасности

Организация строительной площадки, участков работ и рабочих мест должна обеспечивать безопасность труда работающих на всех этапах выполнения работ. К управлению строительными машинами запрещается допускать рабочих и обслуживающий персонал, не имеющих удостоверений на право управления машиной. Всех работающих на дороге обеспечивают питьевой водой. Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные маски.

При организации строительной площадки, размещения участков работ, рабочих мест, проездов строительных машин и транспортных средств, проходов для людей следует установить опасные для людей зоны: вблизи монтажа конструкции; зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов; места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами. Опасные зоны должны быть обозначены знаками безопасности и надписями. При производстве работ на проезжей части рабочие и инженернотехнические работники должны одевать сигнальные оранжевые жилеты, а при разработке грунта на глубине более 1 м, на работах по строительству дорожных покрытий, погрузочно-разгрузочных и сварных работах — ещё и защитные каски.

Все места работ, независимо от их объёма и длительности, должны ограждаться в соответствии с «Инструкцией по ограждению мест производства в условиях дорожного движения». Ночью места производства работ должны быть освещены

При выполнении земляных работ действуют общие требования:

в зоне расположения подземных коммуникаций грунт должен разрабатываться вручную, только лопатами (зимой с отогревом грунта);

все разрытия на улицах и проезжей части должны быть ограждены с установкой предупредительных надписей и знаков, а ночью — сигнального освещения.

Требования безопасности перед началом работ

Перед началом работ дорожные рабочие обязаны:

предъявить руководителю удостоверение о проверки знаний и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполненных работ;

надеть спецодежду, сигнальный жилет, спец обувь и каску установленного образца;

получить задание на выполнение работ у бригадира.

После получения задания дорожный рабочий обязан:

подготовить ограждения, дорожные знаки, сигнальные фонари и устройства безопасности, проверить их исправность;

подобрать инструмент, средства защиты и проверить их на соответствующие требования безопасности;

проверить рабочее место и подходы к нему на соответствующие требования безопасности.

Дорожный рабочий не должен приступать к выполнению работ при нарушении техники безопасности:

неисправность технической оснастки оборудования, средств защиты рабочего или инструмента, указанного в инструкции заводов — изготовителей по их эксплуатации при которых не допускается их применение;

несвоевременное проведение очередного испытания (тех. осмотра) технологической оснастки и инструмента; недостаточное освещение рабочих мест; отсутствие ограждения и знаков безопасности.

Охрана труда Все вновь поступающие рабочие допускаются к работе по заключению медицинской комиссии и только после прохождения вводного инструктажа по технике безопасности и инструктажа по технике безопасности на рабочем месте.

По окончании обучения необходимо провести экзамены в постоянно действующих комиссиях и составить акт, который нужно хранить в личном деле рабочего.

Администрация предприятия обязана снабжать рабочих спецодеждой, спецобувью и индивидуальными защитными средствами в соответствии с характером работ согласно действующим нормам.

Целью инструктажа по охране труда является сообщение работникам знаний, необходимых для правильного и безопасного ведения работ, входящих в круг их непосредственных обязанностей. В условиях производства инструктажу, как особому виду обучения, отводится важнейшая роль, недооценка которой отрицательно сказывается на состоянии охраны труда на предприятии.

Основами законодательства РФ об охране труда, КЗоТ РФ для работодателя проведение инструктажа определяется как обязанность.

Перед допуском работника к самостоятельной работе работодатель должен провести необходимые инструктажи по охране труда.

По характеру и времени проведения инструктажи подразделяются на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж на предприятии проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию возложены эти обязанности.

О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приёме на работу. Наряду с журналом может быть использована личная карточка прохождения обучения.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят:

со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое;

с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;

со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ.

Повторный инструктаж проходят все рабочие, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие

Внеплановый инструктаж проводят:

при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента;

при нарушении работающими требований охраны труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

по требованию органов надзора;

при перерывах в работе более чем на 30−60 календарных дней

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (хозработы на территории, разовые работы вне предприятия и т. п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведение экскурсии на предприятии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой