Развитие силы в учебно-тренировочном процессе юных волейболисток 12-14 лет
Скелет Окостенение скелета у детей происходит неравномерно: к 9−11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее к 12−13 годам — запястье и пястье. Кости таза интенсивно развиваются у девочек с 8 до 10 лет. С 10 до 12 лет формирование их у девочек и мальчиков идет равномерно. При занятиях волейболом тренерам необходимо принимать во внимание особенности формирования… Читать ещё >
Развитие силы в учебно-тренировочном процессе юных волейболисток 12-14 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа
«РАЗВИТИЕ СИЛЫ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 12 -14 ЛЕТ»
«Физическая культура и спорт»
Оглавление Введение
1. ПРОБЛЕМА СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК
1.1 Особенности проведения занятий по волейболу в группах начальной подготовки
1.2 Упражнения специальной физической подготовки, как средство обучения и тренировки в волейболе
1.3 Теоретические основы развития силовых способностей
1.3.2 Методика развития силовых качеств
1.3.2 Характеристика проявлений силовых качеств в спортивной деятельности волейболиста
1.4 Анатомо — физиологические особенности детского организма
1.5 Сенситивные периоды развития силовых качеств волейболистов ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Волейбол является наиболее массовым видом спорта в нашей стране. В настоящее время большое внимание уделяется детскому волейболу. Волейбол как составная часть программы по физической культуре в школе является одним из средств решения основных задач физического воспитания: укрепления здоровья школьников, формирование и совершенствования двигательных умений и навыков, воспитание основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости). Таким образом, систематические занятия волейболом способствуют решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания в школе. Высокие прыжки, мощные удары, резкие рывки и броски — этим характеризуется современный волейбол.
Ученые и практики сформировали достаточно устойчивую позицию в решении вопросов о системе подготовки игроков высокого класса, то в вопросах о наиболее эффективных путях подготовки спортивного резерва такого однозначного мнения пока нет. Некоторые из них считают, что нужно вводить раннюю специализацию. Другие предлагают увеличить объемы соревновательной практики молодых игроков, привлекая их в команды более высокого класса. Третьи видят путь решения проблемы в совершенствовании системы спортивного отбора и поиске в первую очередь наиболее рослых детей, потенциально способных играть в волейбол. Четвертые рекомендуют ввести индивидуальный подход к подготовке игроков. Пятые видят выход из создавшейся ситуации в пропорциональном распределении средств обучения двигательным действиям и воспитании физических качеств, необходимых волейболистам[51].
Многочисленные исследования позволяют говорить о том, что рост спортивного мастерства волейболистов во многом определяется уровнем скоростно-силовых качеств. Развитие этих качеств является одной из важных задач подготовки в волейболе.
Специфика соревновательной деятельности предъявляет, высокие требования к развитию скоростно-силовых способностей волейболистов, так как большинство технических приемов в волейболе по форме движений и по характеру действий относятся к группе скоростно-силовых упражнений. Для достижения победы в таких условиях первостепенное значение приобретает скоростно-силовая подготовка волейболистов; ее успешность в значительной степени зависит от знания сенситивных периодов в развитии физических качеств, определения взаимосвязи физического развития и скоростно-силовой подготовленности, выявления факторной структуры скоростно-силовой подготовленности юных волейболистов различного возраста. Эти вопросы еще не имеют достаточного освещения в научно-методической литературе и требуют экспериментального обоснования.
Совершенствование скоростно-силовой подготовленности волейболистов в значительной степени зависит от правильного подбора и распределения средств и методов подготовки в различные периоды годичного цикла тренировки. Для этого также необходимо иметь объективные данные об уровне развития силовых способностей, что достигается надежными и информативными тестами. Кроме того, представляет интерес выявление факторной структуры силовой подготовленности волейболистов. Однако эти вопросы в рассмотренных нами научных трудах решены в недостаточной степени.
В этой связи решение данной проблемы является весьма актуальной в подготовке волейболистов.
Существующая проблема заключается в том, что в методике подготовки юных волейболисток недостаточно разработаны методические подходы развития силы, с учетом индивидуализации, учитывающей особенности возраста и пола занимающихся.
Цель работы. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса по развитию силовых качеств юных волейболисток. Достижение поставленной цели связывалось с решением следующих задач исследования:
Представить теорикометодологическое обоснование силовой подготовки по данным современной литературы.
Определить уровень силовых показателей юных волейболисток 12−14 лет.
Разработать методический комплекс упражнений для развития силовых способностей, основанный на учете возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности юных волейболисток 12 -14 лет.
Проверить экспериментальным путем разработанный комплекс.
Объект исследования — учебно-тренировочный процесс юных волейболисток 12−14 лет.
Предмет исследования — методика развития силы в учебнотренировочном процессе юных волейболисток 12−14 лет Гипотеза. В основе данного исследования лежит предположение о том, что эффективность учебно-тренировочного процесса юных волейболисток повысится, если на этапе начальной подготовки развитие силовых качеств будет осуществляться с выбором состава методов и средств обучения.
Практическая значимость. Результаты исследований могут быть использованы в качестве методического материала в целях индивидуализации подготовки волейболисток среднего возраста для развития силовых качеств у юных волейболисток.
Научная новизна содержит попытку усовершенствования методики учебно-тренировочного процесса занятий с волейболистками 12−14 лет на основе применения разработанного комплекса физических упражнений для совершенствования силовых качеств, с учетом индивидуального подхода.
волейболист силовой упражнение тренировка
1. ПРОБЛЕМА СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 12−14 лет
1.1 Особенности проведения тренировочных занятий по волейболу в группах начальной подготовки Занятия в группах начальной подготовки ДЮСШ могут проводиться на базе общеобразовательной школы, они призваны вовлекать в систематические занятия физической культурой и спортом большое число школьников.
В группах начальной подготовки обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, выявляются перспективные школьники для дальнейшего обучения в учебно-тренировочных группах ДЮСШ.
Задачи работы в этих группах отражают задачи физического воспитания в школе: содействие укреплению здоровья и физического развития учащихся, разносторонней физической подготовленности и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, привитие стойкого интереса и привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, обучение основам техники и тактики волейбола.
Содержание занятий составляют разнообразные средства для разностороннего физического развития и подготовленности на основе школьной комплексной программы физического воспитания, поурочной программы для спортивных школ по волейболу: раздел общей физической подготовки, изучение основных приемов игры и тактических действий.
Группы начальной подготовки комплектуются из всех желающих заниматься волейболом, для проведения учебно-тренировочной работы создаются учебные группы — отдельно для девочек, отдельно для мальчиков. Возраст для зачисления на первый год обучения 9 лет, на второй — 10 лет и на третий — 11 лет. Количество учебных групп устанавливается в зависимости от конкретных условий работы ДЮСШ и наличия школ региона. Количество занимающихся в, учебной группе 16−20 человек (первый год обучения — 20, второй — 18, третий — 16).
Количество часов в неделю для занятий не должно превышать 6 (академических) для первого и второго годов обучения и 8 — для третьего. Продолжительность одного занятия не более 2 академических часов (90 мин). Таким образом, учебно-тренировочный процесс строится из расчета трех занятий в неделю по 2 часа в учебных группах первого и второго года обучения, двух занятий по 3 часа и одного занятия в 2 часа или четырех занятий по 2 часа (для третьего года).
Во время занятий целесообразно за счет времени, отведенного на физическую подготовку, обучать детей приемам игры в баскетбол, гандбол. В занятиях рекомендуется обязательно применять большое разнообразие подвижных игр, эстафет, игр, подготовительных к спортивным.
1.2 Упражнения специальной физической подготовки, как средство обучения и тренировки в волейболе Основным средством в обучении волейболу являются физические упражнения. Их большое многообразие. Поэтому для того, чтобы выбрать те упражнения, которые в большей степени содействуют решению задач на определенном этапе обучения волейболу, их группируют на основе классификации средств. Отправным принципом классификации служит соревновательная деятельность волейболистов. В связи с этим все упражнения делятся на две большие группы: основные или соревновательные и вспомогательные или тренировочные [27,30].
Соревновательные упражнения представляют собой собственно волейбол, т. е. то специфическое, что отличает его как вид спорта. Здесь технические приемы и тактические действия выполняют так, как это имеет место в игровой обстановке на соревнованиях (но вне игровых условий).
Тренировочные упражнения призваны облегчить и ускорить овладение основными навыками и содействовать повышению их эффективности и надежности. Они складываются из специальных и общеразвивающих.
Специальные делят на подготовительные, главная задача которых заключается в развитии специальных физических качеств, необходимых в волейболе, и подводящие, направленные непосредственно на овладение структурой конкретных технических приемов. К подводящим также относят и имитационные упражнения, выполняемые без мяча.
Общеразвивающие упражнения используют для развития основных физических качеств и совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков.
Все упражнения соответственно своей направленности объединяют в составные части тренировки (виды подготовки): общая физическая, специальная физическая, техническая, тактическая, интегральная (целостно-игровая). В каждом виде подготовки имеются свои ведущие средства, с помощью которых решают соответствующие задачи. В то же время упражнения одного вида подготовки тесно связаны с упражнениями других видов. Например, учащийся не может хорошо выполнить упражнение по технике атакующего удара при недостаточном уровне развития скоростно-силовых качеств. В этом случае окажутся более полезными специальные (подготовительные) упражнения, нежели увеличение количества повторений нападающего удара.
Эффективность средств в обучении волейболу во многом зависит от методов их применения. Выбор методов осуществляется с учетом задач, уровня подготовленности учащихся и конкретных условий работы. В зависимости от поставленной задачи одни и те же средства можно использовать по-разному, применив различные методы. Кроме этого, следует учитывать то, что последовательность задач в каждом виде подготовки и последовательность самих видов имеют определенную логическую связь: характер задач в одном виде подготовки качественно меняется, создавая основу для другого вида подготовки. Так, подготовительные упражнения заканчивают упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого технического приема. Подводящие упражнения служат своеобразным мостиком для перехода от специальной физической подготовки к технической. Упражнения по технике, построенные в определенном порядке усложнения, способствуют формированию тактических умений. На этой основе в дальнейшем изучают индивидуальные тактические действия и т. д. В конечном счете одна составная часть подготовки, качественно преобразуясь, как бы переходит в другую, следующую в методическом ряду.
Немалую роль в развитии стремления к игре в волейбол играют подготовительные упражнения, проводимые с каждой группой занимающихся. Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для создания благоприятных условий для овладения техникой и тактикой игры. Как правило, они направлены на укрепление кистей рук, развитие силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, на развитие прыгучести, быстроты реакции и ориентировки, быстроты перемещения в действиях, необходимых для решения тактических задач. Не должны быть забыты и упражнения с предметами: набивными мячами, гантелями, скакалками, резиновыми амортизаторами и т. д.
1.3 Теоретические основы развития силовых способностей По мнению ряда специалистов, значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию силовых качеств, так как высокий уровень развития этих качеств во многом способствуют гармоничному развитию, успешной учебной и трудовой деятельности. Силовые способности, как подсказывает уже само их название, являются своего рода соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежат функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту, метания снарядов значительного веса).
При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое занимающимся (например, при толкании ядра или выполнении рывка гири достаточно большого веса), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) возрастает значимость скоростного компонента.
Несмотря на то, что силовые, собственно-силовые и скоростные качества рассматриваются как самостоятельные качества, они тесно связаны друг с другом. Недостаточное развитие силы или быстроты ограничивает наиболее полное проявление силовых качеств.
Поэтому, когда у занимающихся наблюдается очень низкий уровень силы или быстроты, следует вести параллельную работу над развитием всех трех качеств или заблаговременно до начала направленного развития скоростно-силовых качеств выделить специальное время для развития собственно силовых и скоростных возможностей занимающихся.
Для уяснения специфики силовых способностей важно иметь в виду, что внешне проявляемые в двигательных действиях сила за некоторым исключением связаны обратно пропорционально. Одна из основных причин такого соотношения заложена во внутренних механизмах мышечного сокращения, обусловливающих отрицательную корреляцию между величиной напряжения, развиваемого мышцами, и временем их сокращения. Это значит, что максимальные параметры напряжения мышц достижимы, как правило, лишь при относительно медленном их сокращении, а максимальная скорость движений — лишь в условиях их минимального отягощения. Как бы между тем и другим максимумом находится область проявления силовых способностей. Практически при выполнении силовых действий специфическая трудность состоит именно в том, чтобы совместить на достаточно высоком уровне проявление силовых возможностей. При этом, чем значительнее внешнее отягощение (например, поднимание штанги увеличиваемого веса классическими способами «рывок» и «толчок»), тем больше действие приобретает силовой характер; чем меньше отягощение, тем больше действие становится скоростным (метание малого мяча и т. п.).
Проявление силовых возможностей мышечных групп может быть обусловлено в большей степени или количеством двигательных единиц, вовлеченных в работу, или особенностями сократительных свойств мышцы. В соответствии с этим выделяют два подхода к развитию скоростно-силовых способностей: использование упражнений или с максимальными усилиями, или с непредельными отягощениями.
Упражнения с максимальными усилиями предполагают выполнение двигательных действий с предельным или около предельным (90−95% от максимальной величины) отягощением. Это обеспечивает максимальную мобилизацию нервно-мышечного аппарата и наибольший прирост силового компонента способностей. Однако небольшое число повторений (максимум 2−3 повторения) не способствует мобилизации обменных процессов, пластических перестроек, в результате чего мышечная масса увеличивается незначительно. Предельное напряжение мышц требует проявления больших психических напряжений, приводит к генерализации возбуждения в нервных центрах, в результате чего в работу включаются лишние мышечные группы, затрудняющие совершенствование техники движений.
Упражнения с непредельными отягощениями характеризуются выполнением двигательных действий с предельным числом повторений при относительно небольшом отягощении. Это позволяет выполнять большой объем работы, обеспечивающий активность обменных и пластических процессов, определяющих ускоренный рост мышечной массы. Кроме того, непредельные отягощения не затрудняют контроля за техникой движений. Однако, вследствие того что развивающий эффект упражнений возникает только при появлении утомления (когда в работу включается большое количество двигательных единиц), необходимо большое количество повторений упражнения. Развивающий эффект с меньшим количеством повторений может быть достигнут, например, в школьном уроке при использовании непредельных отягощений после развития скоростных или координационных способностей, когда появляются первые признаки утомления. Величина отягощений подбирается с учетом достигнутой степени утомления от предшествующей работы (чем больше утомление, тем меньше отягощение) [22,34].
В среднем школьном возрасте целесообразно использовать для воспитания силовых качеств небольшие объемы нагрузок малой интенсивности.
Максимальным выражением данных способностей является так называемая взрывная сила, под которой понимается развитие максимальных напряжений в минимально короткое время (например, выполнение прыжка). Этим не очень удачным термином обозначают способность по ходу движения достигать возможно больших показателей внешне проявляемой силы в возможно меньшее время (оценивается по градиенту силы или скоростно-силовым индексом, который вычисляется как отношение максимальной величины силы, проявленной в данном движении, ко времени достижения этого максимума). Взрывная сила имеет весьма существенное значение в ряде скоростно-силовых действий (при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях, ударных действиях в боксе и т. д.).
Развитие силовых качеств можно определить по бегу на 60метров, челночному бегу 3×10 метров, прыжку в длину с места, а также по подтягиванию. Развитие данного качества определяется также по высоте подскока вверх; метанию мяча снизу вперед двумя руками.
Высота подскока вверх определяется с помощью прибора конструкции В. М. Абалакова. Он представляет собой пружинящий зажим, прикрепляемый наглухо к полу или к земле. Через щель зажима пропускают обычную сантиметровую ленту, на верхнем конце которой имеется веревочная петля со скользящим замком. Последний позволяет при измерениях за счет регулирования длины петли устанавливать сантиметровую ленту на нулевое деление независимо от роста испытуемого. Испытуемый встает так, чтобы пружинящий зажим находился между слегка расставленными ногами. В веревочную петлю продевается одна нога, верх петли накладывается на противолежащее плечо испытуемого. Сантиметровая лента с помощью подвижного замка устанавливается на нулевое деление. Испытуемый получает задание сделать максимальный подскок вверх с обязательным приземлением в месте толчка. Результаты (в см.) прыжка оценивают на пружинящем зажиме.
Результат в метании набивного мяча определяется расстоянием между местом приземления мяча и линией, с которой производилось метание. Обязательным условием выполнения этого движения является соблюдение исходного положения перед метанием — полусогнутые ноги, руки с мячом опущены. Используются упражнения с внешними отягощениями (гантели, набивные мячи) и упражнения с преодолением массы собственного тела.
Силовые упражнения содействуют развитию способности преодолевать внешнее сопротивление партнера, различных отягощений и противодействовать им за счет мышечных усилий. Силовые упражнения необходимы учащимся в жизни, в труде, в быту, в будущей оборонной деятельности и в спорте, поэтому их следует рассматривать, как прикладные упражнения.
Упражнения для развития скоростной силы можно проводить одиночно и в парах без снарядов, с набивными мячами, с мешками, набитыми песком, и самодельными штангами разного веса.
Скоростно-силовые упражнения выполняются в неравномерном ритме, где подготовительные движения до приложения основного усилия производятся несколько замедленно, а основное движение, связанное с приложением максимального усилия, — с предельной скоростью. Например, сгибание рук в упоре — медленно, а разгибание — быстро. Медленный замах при броске мяча сопровождается предельной скоростью метания. Следует иметь ввиду, что применение скоростно-силовых упражнений в большей мере способствует увеличению скорости в период ее интенсивного возрастного прироста — в 11−12 лет у девочек, в 12−13 лет у мальчиков. К 14−15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек, обеспечивающих прирост быстроты, снижаются. В связи с этим несколько уменьшается эффективность скоростных и скоростно-силовых упражнений.
Таким образом, средний школьный возраст является периодом активного формирования скоростно-силовых способностей у учащихся. Поэтому необходима разработка эффективных средств и методов воспитания этого физического качества.
1.3.1 Методика развития силовых качеств В настоящее время, по замечаниям некоторых авторов, наблюдается недостаточная скоростно-силовая подготовка юных волейболистов.
Методика развития силовых качеств у среднего возраста имеет свои особенности, поскольку должна учитывать физиологические особенности развития двигательного аппарата и объемы физических нагрузок, оптимальные для этого возраста.
Ведущими методами развития силовых качеств в среднем возрасте являются повторный (с акцентом на взрывной характер усилий) и игровой. Параметры нагрузки следующие:
— интенсивность выполнения упражнения — выше средней и около предельная;
— интервал отдыха между повторениями 10−20 с.;
— число серий 2−3;
— интервал отдыха между сериями от 30−40 до 60−80 с.
Для развития скоростно-силовых способностей используются упражнения: — для развития взрывной силы ног разнообразные прыжки (через скакалку, с ноги на ногу с продвижением вперед, выпрыгивание вверх из приседа, прыжки в высоту); - для развития взрывной силы туловища и рук — различного рода метания, броски и толкания тех или иных предметов;
— спортивные игры и эстафеты.
Тренировка быстрой, взрывной силы имеет важную особенность перед другими видами подготовки, так как здесь первостепенное значение имеют состояние свежести и подвижности нервных процессов.
Объем и интенсивность при воспитании взрывной силы требуют бдительности и осторожного обращения. С повышением уровня интенсивности увеличивается расход энергии, а значит, требуется более длительный период ее восстановления. Но без зерен стрессовых нагрузок, брошенных в тренировочную почву, не обойтись, так как они — основа стебля будущего результата. В тоже время бездумное увеличение нагрузок, числа тренировочных занятий, а значит, и объема работы угнетает развитие взрывных качеств. Другими словами, нужны не объемы сами по себе, а их усвоение организмом тренирующихся. Количество применяемых упражнений должно быть тщательно продумано, так как лишние упражнения являются вредным «наростом», отягощающим подготовку спортсмена.
Переходить на следующий уровень нагрузки как в объеме, так и в интенсивности следует лишь после того, как прежний уровень будет выполняться с уверенностью и разумной легкостью.
Освоение нагрузки должно проходить волнообразно, вариативно. Необходимо использовать контрастный метод при эксплуатации тренировочных средств, а уровень интенсивности не должен заходить в травмоопасные зоны.
За тренировку нужно пройти через цепь упражнений на около максимальных уровнях с максимально возможной быстротой выполнения. Вместе с тем, интенсивность выполнения упражнения можно увеличить только тогда, когда чувствуешь себя готовым к этому. Именно в такие моменты повышается качество тренировочной работы над взрывной силой, а оно в тренировке всегда важнее, чем количество.
У тренера всегда должна быть в запасе возможность освежить ставшее привычным тренировочное средство за счет изменения скорости, амплитуды, веса. Упражнение может действовать очень эффективно, если ему найти в тренировочном процессе точное место и дозировку. Необходима срочная смена тренировочных средств, если упражнение стало надоедать. Почти всегда одну и ту же группу мышц можно развивать различными средствами.
Работа над взрывной силой немыслима без вдохновения. Нужно оберегать вдохновение, исключая из тренировки ненужные балластные средства и объемы. Стремление к техническому совершенству и достижению высоких результатов доступно людям с не замученным телом и духом. Нужно всегда иметь в виду, что большой объем скоростно-силовых упражнений, выполняемый в полную силу, разрушает технику. Качество — всегда более прямой путь к успеху, чем количество. В основе рекомендаций, даваемых тренеру на тренировке, должны лежать точные временные задания и контроль за временем выполнения упражнения. Даже незначительное уменьшение скорости выполнения упражнения сопровождается резким снижением интенсивности работы, нагрузки на важнейшие системы организма, что неизбежно отразится на эффективности тренировочного процесса.
Тренеру постоянно приходится бороться с монотонностью. Вариативное применение тренировочных средств и построение тренировочного процесса эффективнее однообразия тщательно построенного процесса. Короткий период отдыха или снижение нагрузки позволяет организму восстановить адаптационные возможности и подготовиться к другому циклу тренировки с более интенсивной нагрузкой. Слишком долгое пребывание в зоне утомления затрудняют последующее восстановление организма. Принцип вариативности в колебании интенсивности следует учитывать даже в пределах одной тренировки. Соблюдая эти условия, можно избежать многих травм, постоянно улучшать спортивные показатели и достигать высоких результатов на особо ответственных соревнованиях, не переутомляться и продлить пребывание в большом спорте.
1.3.2 Характеристика проявлений силовых качеств в спортивной деятельности волейболиста По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развиваются усилия максимальной мощности, имеющее реактивно-взрывной характер. Силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая «взрывная» сила, т. е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время — прыжок.
Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть — способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т. е. сочетание разбега и прыжка.
Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств, определяющее скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета. Скорость и сила — основа прыжка.
Для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкостью, которая особенно необходима в полетной опорной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основным элементом во многих видах спорта, особенно в спортивных играх (баскетбол, волейбол, гандбол и др.)
Обычно, когда от человека требуется проявления наивысшей скорости, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление (напряжение, вес и инерцию собственного тела и пр.). В этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека. Связь между силой и скоростью в ряде движений с различным внешним сопротивлением будет зависеть от индивидуальных особенностей человеческого организма. Если повышается уровень максимальной силы, то в зоне больших и внешних сопротивлений, это приводит и к росту скорости движений. Если же внешнее отягощение невелико, то рост силы практически не сказывается на росте скорости. Наоборот, повышение уровня максимальной скорости приведет к возрастанию скоростных и силовых возможностей лишь в зоне малых внешних сопротивлений и практически не сказывается на росте скорости движений, если внешнее сопротивление достаточно велико. И только при одновременном повышении максимальных показателей скорости и силы увеличивается скорость во всем диапазоне внешних сопротивлений.
Добиться существенного повышения уровня максимальной скорости чрезвычайно тяжело: но задача повышения силовых возможностей разрешима. Поэтому для повышения уровня скорости необходимо использовать силовые упражнения. Их эффективность здесь тем значительнее, чем большее сопротивление приходиться преодолевать во время движений. Например, показатели прыжка в высоту с места непосредственно зависят от относительной силы ног (а именно этот показатель является одним из основных при наборе-отборе детей в группы начальной подготовки, также как и тест, прыжок в длину с места в секцию волейбола). Как уже было сказано, показатель прыгучести очень важен для игры в волейбол. Чем выше этот показатель у спортсмена, тем он больше пользы приносит для всей команды. Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях. Еще силовые качества применяются в игре при блокировании. Здесь волейболист должен уметь высоко выпрыгивать, чтобы выполнить этот технический прием.
Большинство прыжков в игре проходит на фоне усталости. Порой волейболисту приходится делать подряд несколько прыжков в условиях сопротивления. Все это предъявляет большие требования к прыгучести игроков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что скоростно-силовые качества, т. е. прыгучесть — это важное качество для игры в волейбол. И согласиться со словами А. Я. Гомельского: «Игрок, умеющий своевременно и быстро выпрыгивать, имеет больше шансов выиграть борьбу «на втором этаже».
1.4 Анатомо-физиологические особенности детского организма Рациональное планирование тренировочного процесса, правильное использование средств и методов спортивной тренировки на всем протяжении многолетней подготовки юных волейболистов возможно лишь с учетом анатомо-физиологических особенностей растущего детского организма.
Физическое развитие волейболиста — это закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, специфическим влиянием занятий волейболом. Регулярное исследование физического развития юных волейболисток оказывает помощь в решении практических вопросов планирования тренировочного процесса, этапного отбора, углубленной специализации и прогнозирования роста спортивных результатов.
Среди многочисленных параметров, определяющих физическое развитие, основными являются: размеры тела (длина тела, длина верхних и нижних конечностей), масса мышечной ткани, широтные размеры (обхват грудной клетки, грудной поперечный размер и переднезадний диаметр, ширина плеч, тазовый диаметр).
Длина тела, длина верхних и нижних конечностей.
Длина тела в период от 4 до 20 лет увеличивается неравномерно. Минимальный прирост длины тела наблюдается в возрасте от 7 до 8 лет у девочек. Почти до 10 лет девочки несколько уступают в длине тела мальчикам. Затем девочки на протяжении более трех лет опережают мальчиков в длине тела. У девочек максимальное увеличение длины тела в течение года (более 10см) приходится на 12 лет. После 14,5 лет длина тела почти не увеличивается, а после 17−18 лет рост тела практически прекращается. Интенсивность роста длины верхних конечностей у девочек и мальчиков подчинена той же закономерности, что и интенсивность прироста длины тела. Увеличение длины нижних конечностей соответствует по характеру увеличению длины тела, однако снижение темпа их прироста происходит более равномерно, чем снижение прироста длины тела и длины верхних конечностей [9, 24, 49].
Масса тела. Увеличение с возрастом массы тела, также как и длины, происходит неравномерно. Наиболее интенсивный прирост массы тела у девочек отличается в период между 10−11 годами. Значительный прирост массы тела у девочек и мальчиков в период полового созревания. В этом периоде (10−11 до 14−15 лет) масса тела у девочек больше, чем у мальчиков, а с 15 лет в связи с увеличением темпа прироста массы тела у мальчиков она становится больше, чем у девочек [24, 49].
Грудная клетка Окружность грудной клетки увеличивается с возрастом постепенно. При этом абсолютная величина грудной окружности у мальчиков всегда больше, чем у девочек, за исключением детей 13−15-летнего возраста. Замедление роста окружности грудной клетки у девочек приходится на возраст 14 лет. Увеличение поперечного и переднее — заднего диаметров грудной клетки происходит неравномерно. Наиболее интенсивное увеличение этих размеров отмечается в период полового созревания.
Скелет Окостенение скелета у детей происходит неравномерно: к 9−11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее к 12−13 годам — запястье и пястье. Кости таза интенсивно развиваются у девочек с 8 до 10 лет. С 10 до 12 лет формирование их у девочек и мальчиков идет равномерно. При занятиях волейболом тренерам необходимо принимать во внимание особенности формирования скелета. Следует помнить, что резкие толчки во время перемещения при прыжках, неравномерная нагрузка на левую, правую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, если процесс окостенения еще не закончился, могут привести к появлению плоскостопия. Мышечная масса Быстрыми темпами развивается мышечная система в пубертатный период. К 14−15 годам развитие суставно-связочного аппарата, мышц и сухожилий и тканевая дифференцировка в скелетных мышцах достигает высокого уровня. В этот период мышцы растут особенно интенсивно. С 13 лет отмечается резкий скачок с увеличение общей массы мышц. Так, если у ребенка 8 лет мышц составляют около 27% массы тела, у 12-летнего — около 29%, то у подростка 15 лет — около 33%.
Наряду с увеличением массы мышц изменяется диаметр мышечных волокон, и все мышцы увеличиваются главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у девочек в 11−12 лет, а у мальчиков в 13−14 лет. К 14−15 годам мышцы по своим свойствам уже мало отличаются от свойств мышц взрослых людей.
Наиболее интенсивный рост силы мышц происходит в возрасте 13−14 лет. При этом сила мышц зависит от степени полового созревания.
Функциональные возможности мышц у детей и подростков ниже, чем у взрослых. Если принять максимально возможную мощность работы для 20−30-летних людей за 100%, то у 9-летних она составляет лишь 40%, у 12-летних 65%, а у 15-летних — 92%. Производительность же работы на единицу времени у 14−15-летних составляет 65−70% от производительности взрослых [13,28,41].
Центральная нервная система В младшем возрасте относительно равномерно протекает совершенствование высшей нервной системы. Вследствие этого двигательные навыки закрепляются прочно. Совершенствование внутреннего торможения позволяет в возрасте 11−13 лет осуществлять дифференцирование весьма незначительных различий между раздражителями. Это способствует такому различению временных и пространственных характеристик движения. В детском возрасте интенсивно развиваются анализаторы. Уже в 10−13 лет функции двигательного, вестибулярного и других анализаторов мало отличаются от функций их у взрослых. Таким образом, уже в этом возрасте имеются все необходимые предпосылки к обучению сложно координированным техническим приемам волейбола и тактическим действиям игры [9,31].
Сердечно-сосудистая система С возрастом у детей и подростков увеличивается масса и объем сердца. Увеличение размеров сердца у детей происходит неравномерно и находится в тесной связи с увеличением тотальных размеров тела. К 10 годам толщина стенок сердца удваивается по сравнению с сердцем новорожденного. Объем сердца увеличивается главным образом за счет увеличения массы левого желудочка. Наиболее быстрое увеличение сердца в длину наблюдается на первом году жизни и в период полового созревания.
Возрастные изменения аппарата кровообращения в младшем школьном возрасте характеризуется равномерностью. Объем сердца в 10-летнем возрасте в среднем 364мл, в 11-летнем — 376мл. Разницы между девочками и мальчиками нет.
С возрастом постепенно замедляется ЧСС: в 7−8 лет она составляет в среднем 80−92 удара в минуту, в 9−10 лет — 76−86, в 11 лет — 72−80 ударов в минуту. Закономерное снижение ЧСС с возрастом связано с морфологическим и функциональным формированием сердца, увеличением систолического выброса крови, появлением и становлением центра блуждающего нерва. Значительные изменения претерпевает ССС в период полового созревания. На этом этапе развития сердцу свойственны наиболее выраженные и быстро нарастающие изменения. Стимулирующее влияние на рост сердца оказывают железы внутренней секреции (гипофиз, надпочечники, половые железы, щитовидная железа), деятельность которых резко активизируется. Повышая синтез белка в миокарде, они способствуют увеличению массы сердца. При этом значительно увеличивается масса желудочков в основе левого. Еще быстрее, чем толщина стенок сердца, растет его объем. Если у 12-летних объем сердца в среднем равен 458мл, то у 15-летних он достигает уже 620мл. Наибольшее увеличение сердца у девочек приходится на возраст 12−13 лет, а у мальчиков на возраст 13−14 лет. Половые различия сказываются на величине веса сердца. До 13 лет вес сердца больше у девочек, а в 14−15 лет у мальчиков.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) возрастает с 7 до 11 лет от 1200 до 2100мл, причем у девочек средние величины отчетливо меньше, чем у мальчиков [9,31]. У детей от 7 до 11 лет альвеолярная поверхность и общий объем капилляров относительно меньше, чем у старших, что обусловливает у них меньшую диффузную способность легких, являющихся одним из мощных компонентов газообмена [31,49].
Для детей младшего школьного возраста характерны большая напряженность функций кровообращения и дыхания и менее экономичное расходование энергетического потенциала при мышечных нагрузках, чем у старших и взрослых. У них ниже способность выполнять мышечную работу в гипоксемических условиях. В тех же случаях когда физические нагрузки имеют умеренную интенсивность, эффективность дыхания ребенка и эффективность кровотока при обеспечении тканей кислородом значительно возрастают, хотя и не достигают уровня взрослых, так как обеспечиваются большим напряжением кислородом в альвеолярном воздухе и более высокой артериовенозной разницей по кислороду (40).
Развитие сенсорных систем.
От 7 до 11−12 лет повышается усвоение кинетических и зрительных сигналов, от 7 до 13−14 лет тактильных и слуховых раздражений. От 8 до 14 лет возрастает устойчивость двигательных координаций на раздражение вестибулярного аппарата, достигая к 12−13 годам у девочек максимального уровня развития.
Спортивная подготовка заметно ускоряет процесс формирования координационных компонентов различных по структуре движений. Наибольшее увеличение темпов развитие быстроты у девочек наблюдается с 8 до 9 лет и мальчиков с 9 до 11 лет. В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движения. Наиболее интенсивный прирост в прыжках в длину с места наблюдается у мальчиков в возрасте 7−8 лет, а у девочек в 10−11 лет. Повышение результатов ловкости по показателям челночного бега между препятствиями (15 Х 2) у девочек наблюдается в возрасте от 8 до 11 лет, а у мальчиков от 8 до 12 лет [12,17,39]. Максимальных показателей в развитии гибкости плечевого и поясничных отделов позвоночного столба девочки достигают в 8−9 лет, а мальчики в 9−11 лет [32,35]. Прыжковая выносливость у девочек наиболее быстро повышается в возрасте 9−10 лет, а у мальчиков в 8−11 лет. При небольшой физической нагрузке потребление кислорода у девочек 8−9 лет больше, чем у мальчиков [35,36,38]. Для определения тренировочных и соревновательных нагрузок, осуществления развития физических качеств спортсменов, обучения их технике и тактике на всех этапах многолетней подготовки необходимо учитывать периоды полового созревания в сенситивные фазы развития того или иного качества. Сенситивные периоды развития двигательных качеств: быстрота — 8−10 лет, скоростно-силовые качества — 9−15 лет, сила — 13−14 лет и 16−17 лет, координационные способности 9−12 лет.
1.5 Сенситивные периоды развития силовых качеств волейболисток В процессе индивидуального развития человека онтогенеза происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям развитию в тренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться. Отсюда ясно, что в эти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться. Те возрастные границы, при которых организм юного спортсмена наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям тренера, называются «сенситивными» периодами. Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название «критических». По мнению ученых, эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иного периода онтогенеза. Итак, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды:
координационные способности — наибольший прирост с 5 до 10 лет;
быстрота — развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 16−17 лет;
сила — развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 16−17 лет;
скоростно-силовые качества — развитие происходит с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14 -16 лет;
гибкость — развитие происходит в отдельных периодах с 9 до 10 лет, 13−14 лет, 15−16 лет /мальчики/, 7 -8 лет, 9−10 лет, 11 -12 лет, 14 -17 лет /девочки/;
выносливость — развитие происходит от дошкольного возраста до 30 лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности — и старше, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет.
В процессе обучения двигательным действиям сенситивным периодом считают 5−10 лет. Для более успешного совершенствования в технической подготовке в дошкольном и младшем школьном возрасте следует, как можно больше накапливать двигательный потенциал у детей, т. е. создать базовую подготовленность. Критерием такой подготовленности должны быть объем применяемых средств и их разносторонности.
Особую роль в технической подготовке имеют врожденные функциональные связи и приобретенные. Следует учитывать генетически ведущие части тела юного спортсмена, которые являются сильной стороной развития организма. В педагогическом отношении здесь необходим на первых порах свободный выбор. В противном случае будет угнетаться генетическая предопределенность. Отсюда очевидно, что переучивание «левши» на противоположную ведущую нецелесообразно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из важнейших характеристик волейболисток является прыгучесть. Без высоких прыжков немыслима эффективная игра в нападении и при блоке, высокие достижения на соревнованиях. Отличная прыжковая подготовленность — одна из предпосылок для подготовки волейболистов высокого разряда.
Как правило, все тренеры по волейболу и игроки признают решающее значение высоты прыжков и утверждают, что уровень прыгучести у волейболистов не находится на должной высоте и не обеспечивает в достаточной степени эффективность выполнения нападающего удара и блока. Но, несмотря на это, для развития прыгучести волейболистов до сих пор очень мало делается, и этот важный раздел подготовки спортсменов оставлен без нужного внимания. Применяемые методы и средства не адекватны развитию высоты прыжков с места и с разбега.
Для подготовки волейболисток высокой квалификации необходимо с самого раннего их возраста большое внимание уделять развитию прыгучести. 3алогом отличной прыгучести является тщательная круглогодичная скоростно-силовая подготовка и усвоение «утонченной» двигательной структуры прыжков.
Наши исследования показали, что скоростно-силовая подготовка мышц нижних конечностей волейболисток имеет не переоценимое значение для успешного развития прыгучести. В этой подготовке главное место должны занимать упражнения с отягощением и прыжковые упражнения.
Систематическая круглогодичная специальная физическая подготовка волейболистов всех возрастных групп обеспечит эффективное развитие их прыгучести, которая необходима для достижения высоких показателей на соревнованиях по современному волейболу.