Правовое регулирование коммерческой деятельности
При определении объектов таких договоров следует исходить из их коммерческого характера и особенностей оборота товаров. Следовательно объектом торгового может быть имущество, за исключением тех его видов, которые по своей природе не могут быть товаром в коммерческих отношениях (недвижимое имущество, ценные бумаги, нематериальные блага), а также тех объектов, которые принято исключать… Читать ещё >
Правовое регулирование коммерческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правовое регулирование коммерческой деятельности
1. Понятие коммерции и коммерческого права
2. Торговое законодательство России
3. Правовые основы товарного рынка в Российской Федерации
4. Государственное регулирование торговли в Российской Федерации
5. Конкуренция в коммерческой деятельности
6. Понятие и виды торговых договоров
7. Имущественная ответственность в торговом обороте Список литературы
1. Понятие коммерции и коммерческого права Современное общество невозможно представить без коммерции. Коммерция (commercium) — слово латинского происхождения, означающее в переводе торговлю.
Современный экономический словарь определяет торговлю как отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, которых являются товарообмен, купля-продажа товаров, обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и подготовка к продаже.
Коммерческое право — подотрасль гражданского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе коммерческой (торговой) деятельности, направленной на продвижение товаров от производителей к потребителям через оптовую торговую сеть.
Для коммерческой деятельности, как и для предпринимательской, характерны четыре отличительных признака:
— Самостоятельная деятельность в сфере торгового оборота;
— Деятельность, осуществляемая на свой риск;
— Деятельность, направленная на систематическое получение прибыли;
— Деятельность, подлежащая государственной регистрации в установленном законом порядке.
Отсутствие одного из названных признаков лишает деятельность характера коммерческой. Поэтому коммерческая деятельность — предпринимательство со всеми его основными признаками, но осуществляемое в особой области хозяйственной деятельности — в сфере товарного обращения.
В качестве обязательных участков торгового оборота, регулируемых нормами коммерческого права, должны приниматься:
— Сбыт изготовителями своих товаров;
— Деятельность посреднических и оптовых торговых звеньев;
— Действия субъектов по приобретению товаров, обеспечению себя необходимыми ресурсами.
Характерно, что процесс розничной продажи товаров гражданам нигде и никогда не включается в предмет регулирования коммерческого права. Объясняется это тем, что оптовая торговля и снабжение по своим целям, содержанию и правилам существенно отличается от розничных сделок. Кроме того, розничная торговля достаточно полно регулируется гражданским законодательством, Таким образом, коммерческую деятельность составляют отношения по оптовой купле-продаже товаров, а также отношения по оказанию услуг, связанных с продвижением товаров на рынке от изготовителей к оптовым потребителям.
2. Торговое законодательство России В нашей стране торгового кодекса не было никогда. Для России характерно регулирование коммерческих отношений в едином Гражданском кодексе и ряде специализированных нормативных актов. В процессе применения права специальным правилам отдается предпочтение перед общими.
Торговое законодательство — относительно обособленная совокупность норм гражданского законодательства, регулирующих торговую деятельность.
Классификатор правовых актов выделяет торговое законодательство из общего массива правовых актов, что подчеркивает его специфику.
Нормы коммерческого права содержатся в нормативных актах различной юридической силы.
Конституция Российской Федерации устанавливает ряд фундаментальных положений экономической основы государства:
1. Согласно ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;
2. Согласно ч. 1 ст. 74 Конституции, на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
3. Ст. 34 Конституции гласит, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
4. Ст. 71 Конституции предусматривает, что в ведении Российской Федерации, в частности, находится установление правовых основ единого рынка, ценовой политики, а также гражданского законодательства.
Нормы международного права. В настоящее время Россия — участник многих международных договоров. Среди них можно выделить:
— Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров, заключенную в Вене 11 апреля 1980 г.;
— Соглашение от 20 марта 1992 г. «Об общих условиях поставки товаров между организациями государств — участников Содружества Независимых Государств;
— Конвенцию о праве, применимом к международной купле-продаже товаров, от 15 июня 1995 г.;
— Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 г.;
Законы Российской Федерации. Базовым документом, устанавливающим правовые основы торговли, является Гражданский кодекс РФ. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского, а, следовательно, и коммерческого оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Важными законами в области коммерческого права, в частности, являются:
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
Закон РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»;
Закон РФ от 7 июля 1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании».
Подзаконные акты Российской Федерации. К их числу относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти РФ, наделенных правом издания нормативных правовых актов по соответствующим вопросам.
Так, в качестве источника коммерческого права можно назвать Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. «О свободе торговли», принятый в целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции, преодоления монополизма в сфере розничной торговли.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В пределах своей компетенции субъекты федерации вправе издавать нормативные правовое акты, регулирующие торговую деятельность.
Обычаи делового оборота (торговые обычаи). Данные источники имеют важное значение в регулировании торговых отношений. Обычай делового оборота — сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Правило поведения, рассматриваемое в качестве обычая, должно быть устойчивым и общепризнанным в соответствующей области предпринимательской деятельности. По форме выражения оно может быть устным или письменным, зафиксированным в каком-либо документе. Так, в качестве обычаев делового оборота выступают примерные условия договоров, опубликованные в печати.
3. Правовые основы товарного рынка в Российской Федерации В сфере исследования коммерческого права находится непосредственно товарный рынок. Товарный рынок можно рассматривать в широком и узком смыслах.
В широком смысле это система субъектов экономики и их отношений, цель которых — обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственного назначения. В узком — рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.
Товарный рынок России имеет соответствующую структуру, пока ещё не полностью сформированную и организованную. В эту структуру включается совокупность определенных звеньев, задачей которых является продвижение товара от производителя к потребителю.
Все эти звенья имеют определенную организационно-правовую форму (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия), являются коммерческими организациями, то есть имеют основной целью извлечение прибыли.
Особую группу участников оптовой торговли составляют организаторы оптовой торговли, которые сами не занимаются торговой деятельностью, а создают условия для торговых операций других участников товарооборота.
Товарная биржа представляет собой регулярно функционирующий оптовый рынок товаров, главная цель которого — проведение свободных торгов по закупкам и продаже товаров по рыночным ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения. Товарная биржа выступает наиболее развитой формой оптового рынка товаров, определяемых родовыми признаками (металла, леса, угля, зерна).
Правовое положение товарных бирж в Российской Федерации определено Законом от 20 февраля 1992 года «О товарных биржах и биржевой торговле».
Под товарной биржей Закон понимает организацию с правами юридического лица, формирующую оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли.
Биржа может учреждаться юридическими и физическими лицами, число которых не может быть менее 10, и подлежит государственной регистрации в установленном порядке.
Биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.
Участниками биржевой торговли являются члены биржи, постоянные и разовые посетители.
Биржевая торговля осуществляется посредством совершения биржевых сделок, под которыми понимается зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.
Биржевой товар — это не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.
Статья 8 Закона предусматривает следующие виды биржевых сделок:
1) простые сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
2) форвардные сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки;
3) фьючерсные сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;
4) опционные сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара;
5) другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.
4. Государственное регулирование торговли в Российской Федерации Идеальная модель экономического устройства общества предполагает не только существование хорошо отлаженного рынка, но и использование механизма государственного регулирования для решения различных задач, стоящих перед обществом.
Цель государственной внутренней торговли, реализуется через три основные функции:
1. Создание условий для цивилизованного функционирования рынка, в частности:
— определение форм собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;
— создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
— защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;
— установление стандартов и системы мер на продукцию;
2. Решение макроэкономических проблем, которые включают:
— определение объема национального производства;
— пропорциональность развития экономики;
— обеспечение надлежащих темпов экономического роста;
— поддержание соответствующего уровня занятости трудоспособного населения, его социальную защиту;
3. Стратегическое планирование научно-технического прогресса.
К средствам государственного регулирования торговой деятельности следует отнести:
— государственное регулирование цен на товары;
— государственное регулирование безопасности товаров;
— государственное регулирование внешнеторговой деятельности;
— лицензирование отдельных видов торговой деятельности;
— осуществление государственного контроля в торговле;
— обеспечение конкуренции на товарном рынке;
— организацию хозяйствующими субъектами учета и отчетности.
5. Конкуренция в коммерческой деятельности Конкуренция на товарном рынке — необходимый элемент рыночного механизма. Конкуренция представляет собой борьбу между производителями продукции за наиболее выгодные условия ее производства и сбыта в целях достижения наилучших результатов своей деятельности. Конкуренция предполагает, что получение высокой прибыли осуществляется через удовлетворение интересов потребителей. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении: монополистической деятельности на товарных рынках» определяет конкуренцию как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке.
В юридической литературе обозначаются три группы мер, направленных на обеспечение конкуренции.
Во-первых, это стимулирующие меры, направленные на создание и развитие конкуренции посредством их отражения в законодательстве о ценообразовании, инвестиционной деятельности, по регулированию экспорта и импорта.
Во-вторых, ограничительные меры, или меры по ограничению монополизма и доминирующего положения на товарном рынке. Б. И. Пугинский отмечает, что ограничительные меры носят вспомогательный, придаточный характер к задаче развития конкуренции.
В-третьих, меры по защите конкуренции, пресечению действий нарушающих нормальную конкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие правонарушения.
Также можно выделять организационные меры, которые должны осуществляться хозяйствующими субъектами для обеспечения конкуренции своих товаров на товарных рынках. Для того чтобы выдержать конкуренцию со стороны крупных западных фирм, отечественным компаниям нужно, во-первых, расширяться (введение новых торговых площадей, укрупнение магазинов, совершенствование логистических схем, расширение ассортимента, совершенствование технологий продаж), во-вторых, перестраивать схемы деятельности.
В настоящее время в обеспечении конкуренции на товарных рынках ведущее место занимают ограничительные меры, реализующиеся посредством антимонопольного регулирования.
Антимонопольное регулирование — это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил проведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Важнейшее направление антимонопольного регулирования — формирование антимонопольного законодательства.
Посредством антимонопольного регулирования обеспечиваются ограничение монополистической деятельности на товарных рынках защита от недобросовестной конкуренции.
Базовым документом, регламентирующим вопросы конкуренции, является Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Монополистическая деятельность выступает антиподом конкуренции и представляет собой противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Закон о конкуренции определяет две основные формы монополистической деятельности:
1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке;
2. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
В настоящее время функции государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства России возложены на Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации (ФАС РФ), действующую на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года. Служба в частности вправе: давать обязательные для исполнения предписания; налагать штрафы; обращаться в суд; устанавливать наличие доминирующего положения; принимать решения о принудительном разделении хозяйствующих субъектов.
Наряду с системой антимонопольных органов в создании конкурентной среды призваны участвовать другие государственные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления. Однако формы и методы их работы в этом направлении пока четко не определены.
6. Понятие и виды торговых договоров Важнейшим средством правового регулирования торговой деятельности является договор. Гражданский кодекс РФ определяет договор как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Торговый договор является разновидностью гражданского и подчиняется общим требованиям гражданско-правового регулирования. Законодательство РФ не дает определения торгового договора. В литературе выделяют следующие его признаки:
цель заключения — осуществление коммерческой деятельности;
особый субъектный состав участников;
возмездный характер договора.
При определении объектов таких договоров следует исходить из их коммерческого характера и особенностей оборота товаров. Следовательно объектом торгового может быть имущество, за исключением тех его видов, которые по своей природе не могут быть товаром в коммерческих отношениях (недвижимое имущество, ценные бумаги, нематериальные блага), а также тех объектов, которые принято исключать из коммерческого оборота в силу особенностей содержания и порядка исполнения обязательств, связанных с ними (тепло, электроэнергия, вода).
Таким образом, торговый договор можно определить как соглашение, сторонами которого являются субъекты коммерческой деятельности об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей по перемещению объектов коммерческого оборота от изготовителей к потребителям.
В юридической литературе торговые договоры в зависимости от их значения в торговом обороте условно подразделяются на четыре группы:
— реализационные;
— посреднические;
— договоры, содействующие торговле;
— организационные.
Ядро торгового оборота составляют реализационные договоры, которые оформляют отношения по возмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд. К числу реализационных относятся договоры поставки, оптовой купли-продажи, контрактации сельскохозяйственной продукции, закупок для государственных нужд, товарный кредит.
Посреднические договоры способствуют совершению лицом действий по поводу товара в интересах какого-либо участника торгового оборота. К данной группе относятся, прежде всего, договоры поручения, комиссии, агентирования, коммерческой концессии (франшизы), внешнеторговой комиссии (консигнации), дистрибьюторские договоры.
По характеру деятельности и особенностям отношений с предпринимателями посредники подразделяются на следующие виды.
Коммерческие представители — посредники, постоянно и самостоятельно представительствующие от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере товарного обращения.
Поверенные — посредники, которые по поручениям участников товарного рынка содействуют совершению коммерческих операций, в том числе по сбыту или приобретению товаров путем заключения договоров от имени и за счет доверителей.
Комиссионеры — посредники, содействующие по поручениям участников товарного рынка (комитентов) сбыту и приобретению товаров в рамках комиссионных договоров путем заключения от своего имени и за счет комитентов контрактов с третьими лицами.
Агенты — посредники, совершающие по поручению участника товарного рынка (принципала) юридические и иные действия, в том числе по сбыту и приобретению товаров, путем заключения договоров от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Дистрибьюторы — оптовые торговцы, которые в рамках дистрибьюторских договоров сбывают импортные товары продавцам, заключая контракты купли-продажи.
Содействующие договоры могут иметь как торговое, так и общегражданское применение. К их числу относятся договоры на выполнение маркетинговых исследований, оказание рекламных и информационных услуг, хранение товаров, страхование товаров и коммерческих рисков, транспортной экспедиции.
К организационным договорам относят соглашения об исключительной продаже товаров, договоры об организации взаимосвязанной деятельности по реализации товаров, договоры органов исполнительной власти о межрегиональных поставках товаров, договоры органов власти и местного самоуправления с производственными и торговыми фирмами по вопросам торговли.
7. Имущественная ответственность в торговом обороте Ответственность, применяемая в торгово-предпринимательских отношениях, устанавливается различными отраслями законодательства: гражданским, административным, налоговым, таможенным, уголовным. Однако поскольку коммерческое право является подотраслью гражданского, то первоочередного рассмотрения требуют меры гражданско-правовой ответственности, применяемые в торговом обороте. Данный вид ответственности имеет свои особенности:
— ответственность носит имущественный характер и состоит в претерпевании субъектом неблагоприятных имущественных последствий в связи с допущенным неисполнением обязательства, нарушением прав и законных интересов другого лица;
— ответственность применяется всегда по инициативе потерпевшей стороны;
— возложение ответственности производится судом по иску заинтересованного лица;
Гражданский кодекс закрепляет широкие возможности субъектов по договорному регулированию ответственности. Стороны вправе устанавливать в договоре специальную ответственность за нарушение как императивных, так и диспозитивных положений закона. Они могут своим соглашением увеличить или уменьшить размеры ответственности по сравнению с предусмотренными законом.
В торговом законодательстве можно выделить четыре основных вида ответственности:
1. Возмещение убытков. Обязанность должника возместить причиненные нарушением убытки является общей мерой ответственности за любые нарушения. Убытки складываются из трех составляющих:
— расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;
— утрата или повреждение имущества потерпевшего;
— неполученные доходы, которые лицо получило бы, если бы его право не было нарушено.
2. Взыскание неустойки, включая ее разновидности — штраф и пеню. Статья 330 Гражданского кодекса называет неустойкой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
3. Конфискационные санкции. Примером служит взыскание в доход бюджета, полученного по сделке, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 Гражданского кодекса РФ).
4. Нетипичные меры ответственности по своим особенностям не подпадают ни под один из названных выше видов.
Так, статья 17 Закона РФ от 07 февраля 1992 года «О защите прав потребителей (в ред. Федерального закона от 09 января 1996 года) установлена обязанность изготовителя недоброкачественного товара уплатить 10% затрат торговому предприятию, обменявшему товар или возместившему гражданину расходы по ремонту изделия.
Уплата задатка в двойном размере лицом, получившим задаток и не исполнившим обязательство, в соответствии со статьей 381 Гражданского кодекса.
Статья 395 Гражданского кодекса предусматривает единую ответственность за нарушение денежных обязательств в виде уплаты процентов на сумму долга. Размер процентов определяется по ставке рефинансирования Центрального банка, однако законом или договором могут быть установлены более высокие или более низкие проценты. Убытки от нарушения взыскиваются в части, не покрываемой процентами.
Список литературы
торговый законодательство договор рыночный
1. Баглай М. В. Конституционное право РФ: Учебник для юрид. Вузов и факультетов. — М.: ИНФРА — М Норма, 2009. — 776 с.
2. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов. — М.: Юристъ, 2007. — 420 с.
3. Общая теория права и государства: учебник для юридических вузов Под ред. В. В. Лазарева. — М.: Юрист, 2008. — 360 с.
4. Основы права: учебник для студентов технических вузов Под ред. В. Г. Крыловой. — М.: Высшая школа, 2006. — 460 с.
5. Фарберова О. Е., Паршин Н. М. Правоведение: Учебное пособие. — М.: Издательство РДЛ, 2008. — 400 с.
6. Шкатулла В. И. Правоведение: учебное пособие для студентов не юридических вузов. — 3 изд., перер. и доп. — М.: Академия, 2006. — 352 с.