Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Основы государства. 
Закономерности развития государства

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер… Читать ещё >

Основы государства. Закономерности развития государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оглавление Введение Глава 1. Понятие и признаки государства

1.1 Понятие государства

1.2 Признаки государства Глава 2 Основы государства. Закономерности развития государства

2.1. Экономическая, социальная и духовная основы государства

2.2. Закономерности развития государства Заключение Список использованных источников литературы Введение С давних пор, вопросы о государстве, его понятии и признаков относятся к числу основополагающих и дискуссионных вопросов в государствоведении. Необходимо сказать, что ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство». К примеру, в толковом словаре русского языка Ожегова и Шведовой имеется два значения:

1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры;

2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры.

Государство оперирует определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на собственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями государства. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности.

Актуальность данный темы возникает вследствие необходимости изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей публичную политическую власть, территориальную организацию населения, государственный суверенитет, а также армия и правоохранительные органы, с целью раскрыть понятие государства.

Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и характерные ему признаки.

Цель работы: раскрыть понятие и признаки государства с точки зрения современных исследователей. Для достижения цели определены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие государства через различные трактовки правоведов;

2. Определить признаки государства;

3. Охарактеризовать эти признаки;

4. Выявить основы государства;

5. Рассмотреть закономерности развития государства.

Глава 1. Понятие и признаки государства государственный суверенитет публичный власть

1.1 Понятие государства Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант (1724 — 1804)). Так, И. Кант воспринимал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми одним словом — политическая власть».

Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства.

Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества и обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его классовой природы и видит его назначение в осуществлении организованного насилия одного класса (экономически господствующего) над другими (эксплуатируемыми). К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя современное им буржуазное государство писали, что оно представляет собой капиталистическую машину, «идеальный совокупный капиталист». Аналогичную характеристику давал В. И. Ленин: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

Встречаются дефиниции государства, которые сводятся к перечню его институтов, что также ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односторонней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различных групп, слоев общества, индивидов.

Рассматривая государство с разных позиций — философской, исторической, социологической, юридической и проч., можно наделить лишь те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать универсальное его понятие. Недаром президент США В. Вильсон (1856—1924) признавался в 1889 г., что он «безуспешно пытался найти определение государства». Французский юрист Ж. Ссель утверждал в 1943 г., что не существует меткого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства. Поэтому можно предложить описание государства, но не определение его понятия.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

Несмотря на разнообразие государств, как ныне существующих, так и имевших место в различные исторические эпохи, всем им на разном уровне их развития, присущей самобытности и т. д. свойственны общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

1.2 Признаки государства

Понятие государства раскрывается через характеристики, показывающие его социальное предназначение, уникальность и отличия от других догосударственных и негосударственных форм организации общественной жизни людей.

К признакам государства принято относить:

неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права.

наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

территориальную организацию населения;

государственный суверенитет;

всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.

Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основных признаков государства.

1) Неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права. Данное положение выступает в качестве основополагающего признака государства, так как с момента возникновения государство и право объединяют такие факторы, как социальная среда, территория, экономическая основа и политическая природа, социальное назначение, одинаковое (соответствующее степени развития общества) нравственно-духовное содержание. Эта взаимосвязь проявляется как на генетическом и сущностном уровнях, так и в системно-структурном и деятельностном аспектах.

Взаимозависимость государства и права означает то, что они не могут существовать друг без друга. Даже тоталитарные, диктаторские государства вынуждены упорядочивать общественные отношения с помощью права, устанавливать определенный правопорядок, использовать правовую форму для осуществления личного, группового или классового насилия.

Взаимодействие этих явлений носит многогранный и постоянный характер.

Государство активно участвует в правотворческой деятельности, объективирует волеизъявления народа или его большинства в виде правовых актов, осуществляет правоприменительную деятельность, в необходимых случаях обеспечивает реализацию права государственным принуждением.

Право юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает предел осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т. е. придает государству и его деятельности легитимный характер. С помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым.

2) Публичная политическая власть — один из главных признаков государства. Важно, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий — на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

Итак, государство — это, прежде всего, политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования.

При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управлении, среди которых особое место занимает возможность применить принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями — армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развитии, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

3)Территориальная организация государства отличается от территории, на которой прожинала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку.

Но не только население разделяется по территориальному признаку, и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

4) Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, независимость и единство.

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство:

а) распространяет свою власть на всю территорию страны;

б) определяет весь строй правовых отношений;

в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц;

г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию государственных органов н полномочия должностных лиц и т. д.

Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.

Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. Но в то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например между федерацией и ее субъектами.

5) Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения.

Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т. е. оформляется его правовая организация.

6) Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги — только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

В учебной литературе приводятся и другие дефиниции. Например, государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок (проф. В.М. Корельский). Другое определение:

«Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (проф. М.И. Байтин).

Государство определяется также как публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории (проф. В В. Лазарев и доц. С.В. Линень).

Каждое из приведенных определений имеет право па существование, хотя вряд ли возможно признать какое-либо из них совершенным.

Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции Японии 1947 г. этому государству запрещено иметь армию. Heт армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию «на вечные времена». Таким образом, отсутствие армии в этих странах не дает оснований не признавать их государствами.

Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики. Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества.

К неосновным (факультативным) признакам государства следует отнести:

1. Государственный язык. Для сохранения целостности государства, единства населения, проживающего на определенной территории, хотя бы один язык должен иметь статус государственного. Его еще называют официальным языком. Это язык, который используется в законотворчестве и официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении, в армии и т. д. Их может быть два, три и более, но чаще всего в конституции закрепляется один государственный язык. В ряде государств различаются понятия официальный и государственный язык. Исключение составляет лишь Бельгия, где провозглашена свобода употребления языков.

2. Государственная символика (знаки). Государственная символика устанавливается конституцией или специальными законами страны. Государственная символика, как правило, учитывает историю, природу государства, олицетворяет его суверенитет, самобытность, идеологию. Примерами государственных символов являются флаг, герб, гимн, печать и др. В России с конца 1991 г. и до декабря 2000 г. не было даже закона о государственных символах.

3. Национальная валюта (деньги) эмитируется государством для использования на его территории для расчетов и платежей. Страны-члены Европейского Сообщества, введя евро, фактически во многом приблизили свою конфедерацию к федерации.

4. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения. Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

5. Армия. Одна из главных целей правящей элиты — сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.

Глава 2. Основы государства. Закономерности развития государства

2.1 Экономическая, социальная и духовная основы государства Государство возникло в результате перехода человечества от присваивающего к производящему хозяйству. Оно не может нормально функционировать и развиваться без экономического фундамента, базиса, как совокупности экономических (производственных) отношений данного общества и существующих в нем форм собственности. От базиса во многом зависит и собственно государственная финансово-экономическая основа — государственный бюджет. На разных этапах своего развития государство имело различную экономическую основу и по-разному относилось к экономике.

В рабовладельческом государстве экономической основой была частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов.

Экономика феодального государства строилась на владении ей феодалами и крепостной зависимости крестьян.

Раннее капиталистическое государство опиралось на свободную (стихийную) рыночную экономику, безраздельно господствующую частную собственность. Это дестабилизирующе действовало на общество: частная собственность порождала острую классовую борьбу, революционные выступления пролетариата, стихийный рынок — разрушительные кризисы. После крупных политических и экономических потрясений первой половины XX в. под давлением трудящихся государственно-правовое регулирование в экономической сфере было значительно усилено, что повлекло кардинальные изменения в данной сфере. Наряду с частной получили развитие государственная, кооперативная, акционерная собственность. Государство взяло на вооружение такие методы управления, как планирование и прогнозирование экономических процессов, стало активно бороться с монополизмом и проводить взвешенную финансово-налоговую и кредитную политику. Все это обусловило появление у него новой основной функции — регулирования экономики в антикризисных целях, в интересах упрочения и развития общества.

В социалистических странах, в частности в СССР, государство опиралось на плановую экономику и общенародную государственную собственность. Это позволяло концентрировать огромные финансовые и материальные ресурсы для решения крупных народно-хозяйственных проблем: строительство промышленных гигантов, новых городов, производство вооружения, освоение космоса и др. Однако постепенно чрезмерная зарегулированность экономических отношений привела к потере экономической заинтересованности производителей, дисбалансу спроса и предложения, бесхозяйственности и безответственности, коррупции чиновников и, в конечном счете, к глубокому экономическому кризису.

Исторический опыт показывает, что нельзя абсолютизировать частную и государственную (общенародную) собственность.

Оптимальной экономической основой современного государства может служить социально ориентированная рыночная экономика, опирающаяся на многообразие форм собственности (смешанная экономика), которые на равном должны конкурировать друг с другом и доказывать свои преимущества.

Социальную основу государства составляют те слои, классы и группы общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают. Государство в своей деятельности как раз на них и опирается. Значит, от широты социальной базы государства, активности общества при его поддержке зависят устойчивость, сила и мощь государства, способность решать встающие перед ним задачи. Государство, имеющее узкую социальную основу, социально неустойчиво, обычно опирается на насилие, обман. В подобном государстве возможны различные, в частности «верхушечные», перевороты.

В социальную базу государства входит и особое сословие чиновников с их собственными интересами, иногда не совпадающими с интересами государства в целом. Потенциал этого слоя значителен и от уровня его профессионализма, гражданственности и наличия механизма социального контроля за его деятельностью во многом зависит эффективность функционирования государства.

Духовная основа государства представляет собой совокупность идеологических, психологических, религиозных, научных и культурологических компонентов. Она также меняется в зависимости от этапов, стадий государственного развития. В истории известны государства, где преимущественное влияние на государственную деятельность оказывали религиозные факторы (Испания, Италия в Средние века, современный Ватикан) или светские идеологические теории (социал-демократические — в странах Скандинавии, коммунистические — в СССР, Китае, на Кубе и др., национал-социалистические — в Германии, Италии 30-х гг. XX в.).

Абстрагируясь от конкретных примеров, можно утверждать, что в любом государстве, в конечном счете, выживает двуединая идея державности и патриотизма, независимо от того, облекается ли она в научные формулировки или остается на уровне подсознания народных масс. Любому государству необходима поддержка населения, определенное доверие к власти, а народу — надежда на справедливость и защиту со стороны государственной власти.

2.2 Закономерности развития государства Закономерности развития государства — это устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и исторический процесс его развития.

Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизаций (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и развития демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию всего общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства, обеспечивая равновесие социальных и политических сил, устойчивое развитие социума.

Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства, выступающего преимущественно в виде диктаторской государственной власти, к развитому государству, где по нарастающей реализуются народовластие, экономическая и политическая свободы личности.

Основная закономерность предопределяет и другие тенденции функционирования и развития государства.

Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Здесь исток новой закономерности развития современного государства — возрастание его социальной роли в жизни общества. Названная закономерность проявилась в полной мере во второй половине XX в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы — министерства экономики, труда и социального обеспечения, культуры, образования, по делам молодежи и др.

Все большее значение в жизни государства и общества приобретает право. Проявление данной закономерности проявляется в реальном развитии конституционно-правовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четко очерченные законные рамки, в становлении независимого правосудия, повышении роли закона и ограничении ведомственного нормотворчества.

По мере своего развития государство все более становится «государством человека», в котором человек, его прирожденные, неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место.

Последовательное развитие получают институты либерал демократии федерализм, парламентаризм, свободные выборы, муниципальное самоуправление, независимые средства массовой информации.

Возникающие глобальные проблемы как позитивного характера (мировой рынок, информационная революция и др.), так и негативного плана (энергетический кризис, наличие ядерного оружия, терроризм и др.), обусловливают новую тенденцию — все более тесное сотрудничество различных государств в решении этих проблем, а также сближение, взаимодействие культур и народов.

При рассмотрении вопроса о тенденциях развития государства следует иметь в виду следующее:

· во-первых, здесь названы лишь общие закономерности эволюции государств планеты. Их перечень не является исчерпывающим и незыблемым, так как некоторые из них могут видоизменяться, нейтрализовывать друг друга, другие оставаться невыявленными;

· во-вторых, закономерности в качестве устойчивых связей могут существовать лишь на протяжении определенного исторического периода, потом они исчезают или перерастают в другие связи и отношения. В истории того или иного государства нередко наблюдаются долгие периоды «застоя», стагнации, подчас «зигзаги», повороты назад, особенно тогда, когда власть используется в групповых, классовых, клановых, личных интересах, подчиняется идеологическим партийным установкам.

Заключение

Изучение понятия государства возникло с того момента, когда первобытное общество образовало первые государства.

С точки зрения многих исследователей понятие государства означало политическую общность, объединение, союз людей. Некоторые пытаются его определить через его роль в жизни общества или же классовой природы. Различие этих подходов обусловлено тем, что на множественные точки зрения авторов, живших в разное время, повлияли их условия жизни и взгляды. Но для того, чтобы понять, что представляет собой государство, нужно знать ряд его признаков, из которых уже можно сформулировать определение термина государство.

Обычно государство трактуется как общность людей, основу которой составляет наличие публичной политической власти, население и территория.

В узком смысле термин «государство» означает политический аппарат управления обществом. В широком смысле государство является не иначе как особая суверенная политико-территориальная организация публичной власти, обладающая специальным аппаратом, для выполнения функций управления и организации общественной жизни, её охраной от внутренних и внешних посягательств, издающая в этих целях веления, обязательные для всего населения, собирающая налоги и сборы.

Появление государства как эффективного средства урегулирования классовых столкновений было своеобразным спасением человечества. Ведь любые внутренние или внешние опасности наносят ущерб обществу, ставят под угрозу человеческую жизнь, подрывают первооснову государства — его целостность, т. е. определенное политическое, экономическое, идеологическое, духовное, социальное географическое суверенное состояние.

Список использованных источников

литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. — 25 декабря 1993 г.

2. Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией И. А. Конюхова (Умнова): Юрайт, 2012.

3. Теория государства и права: учебник / под общ. ред. О. В. Мартышина. М.: Норма, 2009. — 496 с.

4. Теория государства и права: Учебник/ Матузов Н. И., Малько А. В. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Юристъ, 2007. — 541 с.

5. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2008. — 480 с. (Российское юридическое образование)

6. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. В. Д. Перевалов. — 3-е изд., перераб. доп. — М.: Норма, 2008 — 496 с.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой