Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методы, средства и организация системы защиты информации в экономических информационных системах

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», принятому в феврале 1995 г., информационная система — это организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска… Читать ещё >

Методы, средства и организация системы защиты информации в экономических информационных системах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение Глава 1. Организационно-экономическая сущность экономических информационных систем

1.1 Проблема защиты информации

1.2 Требования к обработке информации в ЭИС Глава 2. Основные виды угроз безопасности экономических информационных систем

2.1 Информационные угрозы

2.2 Воздействие вредоносных программ Глава 3. Методы, средства и организация системы защиты информации в экономических информационных системах

3.1 Правовые основы обеспечения информационной безопасности

3.2 Основные методы и средства защиты информации в АИТ

3.3 Механизмы криптографии

3.4 Шифрование как основной метод защиты информации Заключение Список использованной литературы Введение Актуальность проблемы защиты информации связана с ростом возможностей вычислительной техники. Развитие средств, методов и форм автоматизации процессов обработки информации, массовость применения ПЭBM резко повышают уязвимость информации.

Потребность в обеспечении безопасности связана с тем, что существует множество субъектов и структур, весьма заинтересованных в чужой информации и готовых заплатить за это высокую цену. А ведь существуют и, соответственно, приобретаются устройства для несанкционированного доступа к информации и по другим каналам.

Данная тема является актуальной, так как защита информации в автоматизированных информационных технологиях имеет очень важное значение.

Целью данной работы является обоснование необходимости защиты информации в автоматизированных информационных технологиях, подробный анализ организации системы защиты информации в экономических информационных системах и ее эффективности.

Предметом исследования является информационная безопасность АИТ, объектом исследования — информация, используемая в АИТ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические аспекты защиты информации в экономических информационных системах, исследовать определение понятия угрозы информационной безопасности в экономических информационных системах, рассмотреть основные способы реализации угроз, привести вариант их классификации, проанализировать современные методы и средства защиты информации в экономических информационных системах и оценить их эффективность, а также рассмотреть основные принципы и этапы создания системы защиты информации экономических систем.

Глава 1. Организационно-экономическая сущность экономических информационных систем

1.1 Проблема защиты информации Проблема защиты информации представляет собой совокупность тесно связанных проблем в областях права, организации управления, разработки технических средств, программирования и математики.

Любой системе управления экономическим объектом соответствует экономическая информационная система (ЭИС) или совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управляющих решений. Ясенев В. Н. Информационная безопасность в экономических системах: учебное пособие. — М.: ННГУ, 2006, с.12

Согласно ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», принятому в феврале 1995 г., информационная система — это организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации). ФЗ РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 06.04.2011 N 65-ФЗ) В связи с большим количеством функциональных особенностей для ЭИС может быть выделено множество различных классификационных признаков. Так, в соответствии с уровнем применения и административным делением можно различать ЭИС предприятия, района, области и государства.

В экономике с учетом сферы применения выделяются:

* банковские информационные системы;

* информационные системы фондового рынка;

* страховые информационные системы;

* налоговые информационные системы;

* информационные системы промышленных предприятий и организаций (особое место по значимости и распространенности в них занимают бухгалтерские ИС);

* статистические информационные системы и др.

ЭИС накапливает и перерабатывает поступающую учетную информацию и имеющиеся нормативы, и планы в аналитическую информацию — основу для прогнозирования развития экономической системы, корректировки ее целей и создания планов для нового цикла воспроизводства.

1.2 Требования к обработке информации в ЭИС К обработке информации в ЭИС предъявляются следующие требования:

1. полнота и достаточность информации для реализации функций управления

2. своевременность предоставления информации

3.соответствие уровню управления

4.обеспечение достоверности информации

5.экономичность обработки информации — затраты на обработку не должны превышать получаемый эффект

6.адаптивность к изменяющимся информационный потребностям пользователей.

Само понятие информационной безопасности имеет смысл только для тех систем, в которых эта проблема существовала и до их автоматизации. До применения компьютерных технологий в любой организации, для которой безопасность информации имела определенное значение, был установлен определенный порядок работы с информацией, регламентирующий информационные потоки внутри организации и обмен информацией с внешним миром.

Решение этой задачи осуществляется последовательным осуществлением следующих действий:

Определение механизма, выражающего заданную схему информационных потоков и правил управления ими.

Построение модели безопасности, отражающей заданный порядок обработки информации, и формальное доказательство ее безопасности.

Реализация системы обработки информации в соответствии с предложенной моделью.

В ходе осуществления данной последовательности действий разработчики сталкиваются с такими проблемами, как неполнота информации, сложность применения на практике разработанных концепций, необходимость добавления и удаления компонентов в систему, что может привести к расхождениям с установленной моделью безопасности и др.

Однако, совершенно очевидно, что контроль доступа к объектам системы имеет ключевое значение для обеспечения защиты информации и безопасности всей системы в целом.

Поэтому в процессе обеспечения информационной безопасности любой экономической системы крайне важен процесс выявления угроз безопасности, возможных каналов утечки информации и путей несанкционированного доступа к защищаемым данным, а также разработка действенных и экономически-эффективных мер предупреждения и устранения влияния данных факторов.

Глава 2. Основные виды угроз безопасности экономических информационных систем

2.1 Информационные угрозы Под угрозой безопасности информации (информационной угрозой) понимается действие или событие, которое может привести к разрушению, искажению или несанкционированному использованию информационных ресурсов, включая хранимую, передаваемую и обрабатываемую информацию, а также программные и аппаратные средства.

Если ценность информации теряется при ее хранении и/или распространении, то реализуется угроза нарушения конфиденциальности информации. Если информация изменяется или уничтожается с потерей ее ценности, то реализуется угроза целостности информации. Если информация вовремя не поступает легальному пользователю, ценность ее уменьшается и со временем полностью обесценивается, т. е. реализуется угроза оперативности использования или доступности информации.

Итак, реализация угроз информационной безопасности заключается в нарушении конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Информационные угрозы могут быть обусловлены:

— естественными факторами (стихийные бедствия — пожар, наводнение, ураган, молния и другие причины);

— человеческими факторами. Они, в свою очередь, подразделяются на:

— угрозы, носящие случайный, неумышленный характер, т. е. угрозы, связанные с ошибками процесса подготовки, обработки и передачи информации; с нецеленаправленной «утечкой умов», знаний, информации (например, в связи с миграцией населения, выездом в другие страны, для воссоединения с семьей и т. п.); с ошибками процесса проектирования, разработки и изготовления систем и их компонент; с ошибками в работе аппаратуры из-за некачественного ее изготовления; с ошибками процесса подготовки и обработки информации и т. д.

— угрозы, обусловленные умышленными, преднамеренными действиями людей, т. е. угрозы, связанные с передачей, искажением и уничтожением научных открытий, изобретений секретов производства, новых технологий по корыстным и другим антиобщественным мотивам; с подслушиванием и передачей служебных и других научно-технических и коммерческих разговоров; с целенаправленной «утечкой умов», знаний информации (например, в связи с получением другого гражданства по корыстным мотивам) и т. д.

Умышленные угрозы преследуют цель нанесения ущерба пользователям АИС и, в свою очередь, подразделяются на активные и пассивные.

Пассивные угрозы, как правило, направлены на несанкционированное использование информационных ресурсов, не оказывая при этом влияния на их функционирование. Пассивной угрозой является, например, попытка получения информации, циркулирующей в каналах связи, посредством их прослушивания.

Активные угрозы имеют целью нарушение нормального процесса функционирования системы посредством целенаправленного воздействия на аппаратные, программные и информационные ресурсы. К активным угрозам относятся, например, разрушение или радиоэлектронное подавление линий связи, вывод из строя ПЭВМ или ее операционной системы, искажение сведений в базах данных либо в системной информации и т. д. Источниками активных угроз могут быть непосредственные действия злоумышленников, программные вирусы и т. п.

Умышленные угрозы также подразделяются на внутренние (возникающие внутри управляемой организации) и внешние.

Внутренние угрозы чаще всего определяются социальной напряженностью и тяжелым моральным климатом.

Внешние угрозы могут определяться злонамеренными действиями конкурентов, экономическими условиями и другими причинами (например, стихийными бедствиями).

К основным угрозам безопасности относят:

— раскрытие конфиденциальной информации;

— компрометация информации;

— несанкционированное использование информационных ресурсов;

— ошибочное использование ресурсов; несанкционированный обмен информацией;

— отказ от информации;

— отказ от обслуживания.

Средствами реализации угрозы раскрытия конфиденциальной информации могут быть несанкционированный доступ к базам данных, прослушивание каналов и т. п.

Реализация угроз является следствием одного из следующих действий и событий:

— разглашение конфиденциальной информации,

— утечка конфиденциальной информации

— несанкционированный доступ к защищаемой информации.

Разглашение информации ее владельцем или обладателем — есть умышленные или неосторожные действия должностных лиц и пользователей, которым соответствующие сведения в установленном порядке были доверены по службе или по работе, приведшие к ознакомлению с ним лиц, не допущенных к этим сведениям.

Утечка конфиденциальной информации — это бесконтрольный выход конфиденциальной информации за пределы ИС или круга лиц, которым она была доверена по службе или стала известна в процессе работы. Эта утечка может быть следствием:

— разглашения конфиденциальной информации;

— ухода информации по различным, главным образом, техническим каналам;

— несанкционированного доступа к конфиденциальной информации различными способами.

Под каналом утечки информации понимается физический путь от источника конфиденциальной информации к злоумышленнику, по которому возможна утечка или несанкционированное получение охраняемых сведений. Для возникновения (образования, установления) канала утечки информации необходимы определенные пространственные, энергетические и временные условия, а также соответствующие средства восприятия и фиксации информации на стороне злоумышленника.

Применительно к практике с учетом физической природы образования каналы утечки информации можно разделить на следующие группы:

— визуально-оптические;

— акустические (включая и акустико-преобразовательные);

— электромагнитные (включая магнитные и электрические);

— материально-вещественные (бумага, фото, магнитные носители, производственные отходы различного вида — твердые, жидкие, газообразные).

Причины утечки связаны, как правило, с несовершенством норм по сохранению информации, а также нарушением этих норм (в том числе и несовершенных), отступлением от правил обращения с соответствующими документами, техническими средствами, образцами продукции и другими материалами, содержащими конфиденциальную информацию.

К факторам утечки могут, например, относиться:

— недостаточное знание работниками предприятия правил защиты информации и непонимание (или недопонимание) необходимости их тщательного соблюдения;

— использование неаттестованных технических средств обработки конфиденциальной информации;

— слабый контроль за соблюдением правил защиты информации правовыми, организационными и инженерно-техническими мерами.

Несанкционированный доступ (НСД).

Это наиболее распространенный вид информационных угроз, который заключается в получении пользователем доступа к объекту, на который у него нет разрешения в соответствии с принятой в организации политикой безопасности. Обычно самая главная проблема определить, кто и к каким наборам данных должен иметь доступ, а кто — нет.

По характеру, воздействия НСД является активным воздействием, использующим ошибки системы. НСД обращается обычно непосредственно к требуемому набору данных, либо воздействует на информацию о санкционированном доступе с целью легализации НСД. НСД может быть подвержен любой объект системы. НСД может быть осуществлен как стандартными, так и специально разработанными программными средствами к объектам.

Есть и достаточно примитивные пути несанкционированного доступа:

— хищение носителей информации и документальных отходов;

— инициативное сотрудничество;

— склонение к сотрудничеству со стороны взломщика;

— выпытывание;

— подслушивание;

— наблюдение и другие пути.

Любые способы утечки конфиденциальной информации могут привести к значительному материальному и моральному ущербу как для организации, где функционирует ИС, так и для ее пользователей.

Менеджерам следует помнить, что довольно большая часть причин и условий, создающих предпосылки и возможность неправомерного овладения конфиденциальной информацией, возникает из-за элементарных недоработок руководителей организаций и их сотрудников. Например, к причинам и условиям, создающим предпосылки для утечки коммерческих секретов, могут относиться:

— недостаточное знание работниками организации правил защиты конфиденциальной информации и непонимание необходимости их тщательного соблюдения;

— использование неаттестованных технических средств обработки конфиденциальной информации;

— слабый контроль за соблюдением правил защиты информации правовыми организационными и инженернотехническими мерами и др.

Уничтожение компьютерной информации — это стирание ее в памяти ЭВМ, удаление с физических носителей, а также несанкционированные изменения составляющих ее данных, кардинально меняющие содержание (например, введение ложной информации, добавление, изменение, удаление записей). Одновременный перевод информации на другой машинный носитель не считается в контексте уголовного закона уничтожением компьютерной информации лишь в том случае, если в результате этих действий доступ правомерных пользователей к информации не оказался существенно затруднен либо исключен.

Имеющаяся у пользователя возможность восстановить уничтоженную информацию с помощью средств программного обеспечения или получить данную информацию от другого пользователя не освобождает виновного от ответственности.

Уничтожением информации не является переименование файла, где она содержится, а также само по себе автоматическое «вытеснение» старых версий файлов последними по времени.

Блокирование компьютерной информации — это искусственное затруднение доступа пользователей к компьютерной информации, не связанное с ее уничтожением. Другими словами, это совершение с информацией действий, результатом которых является невозможность получения или использование ее по назначению при полной сохранности самой информации.

Компрометация информации, как правило, реализуется посредством внесения несанкционированных изменений в базы данных, в результате чего ее потребитель вынужден либо отказаться от нее, либо предпринимать дополнительные усилия для выявления изменений и восстановления истинных сведений.

В случае использования скомпрометированной информации потребитель подвергается опасности принятия неверных решений со всеми вытекающими последствиями.

Модификация компьютерной информации — это внесение в нее любых изменений, кроме связанных с адаптацией программы для ЭВМ или базы данных.

Адаптация программы для ЭВМ или базы данных — «это внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях обеспечения функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя» (ч.1 ст. 1 Закона РФ от 23 сентября 1992 года «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»). Другими словами это означает изменение ее содержания по сравнению с той информацией, которая первоначально (до совершения деяния) была в распоряжении собственника или законного пользователя.

Копирование компьютерной информации — изготовление и устойчивое запечатление второго и последующих экземпляров базы данных, файлов в любой материальной форме, а также их запись на машинный носитель, в память ЭВМ.

Отказ в обслуживании представляет собой весьма существенную и распространенную угрозу, источником которой является сама АИС. Подобный отказ особенно опасен в ситуациях, когда задержка с предоставлением ресурсов абоненту может привести к тяжелым для него последствиям. Так, отсутствие у пользователя данных, необходимых для принятия решения, в течение периода, когда это решение еще может быть эффективно реализовано, может стать причиной его нерациональных действий. Ясенев В. Н. Информационная безопасность в экономических системах: учебное пособие. — М.: ННГУ, 2006, с.26

Каждая из угроз по разному воздействует на информационные системы.

Способы воздействия угроз на информационные объекты подразделяются на:

а) информационные;

б) программно-математические;

в) физические;

г) радиоэлектронные;

д) организационно-правовые.

К информационным способам относятся:

— нарушение адресности и своевременности информационного обмена, противозаконный сбор и использование информации;

— несанкционированный доступ к информационным ресурсам;

— манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или сжатие информации);

— нарушение технологии обработки информации.

Программно-математические способы включают:

— внедрение компьютерных вирусов;

— установка программных и аппаратных закладных устройств;

— уничтожение или модификацию данных в автоматизированных информационных системах.

Физические способы включают:

— уничтожение или разрушение средств обработки информации и связи;

— уничтожение, разрушение или хищение машинных или других носителей информации;

— хищение программных или аппаратных ключей и средств криптографической защиты информации;

— воздействие на персонал;

— перехват, дешифровка и навязывание ложной информации в сетях передачи данных и линиях связи;

— воздействие на парольно-ключевые системы;

Радиоэлектронными способами являются:

— перехват информации в технических каналах ее возможной утечки;

— внедрение электронных устройств перехвата информации в технические средства и помещения;

— перехват, дешифровка и навязывание ложной информации в сетях передачи данных и линиях связи;

— радиоэлектронное подавление линий связи и систем управления.

Организационно-правовые способы включают:

— невыполнение требований законодательства о задержке в принятии необходимых нормативно-правовых положений в информационной сфере;

— неправомерное ограничение доступа к документам, содержащим важную для граждан и организаций информацию.

Суть подобных угроз сводится, как правило, к нанесению того или иного ущерба предприятию.

Проявления возможного ущерба могут быть самыми различными:

— моральный и материальный ущерб деловой репутации организации;

— моральный, физический или материальный ущерб, связанный с разглашением персональных данных отдельных лиц;

— материальный (финансовый) ущерб от разглашения защищаемой (конфиденциальной) информации;

— материальный (финансовый) ущерб от необходимости восстановления нарушенных защищаемых информационных ресурсов;

— материальный ущерб (потери) от невозможности выполнения взятых на себя обязательств перед третьей стороной;

— моральный и материальный ущерб от дезорганизации в работе всего предприятия.

Непосредственный вред от реализованной угрозы, называется воздействием угрозы.

Идентификация угроз предполагает рассмотрение воздействий и последствий от реализации угроз. Обычно воздействие угроз приводит к раскрытию, модификации, разрушению информации или отказу в информационном обслуживании. Более значительные долговременные последствия реализации угрозы приводят к потере бизнеса, нарушению тайны, гражданских прав, потере адекватности данных, потере человеческой жизни и иным долговременным эффектам.

Знание возможных угроз, а также уязвимых мест защиты, необходимо, чтобы выбрать наиболее экономичные средства обеспечения безопасности. Самыми частыми и опасными, с точки зрения размеров ущерба, являются не угрозы даже, а непреднамеренные ошибки пользователей, операторов, системных администраторов и других, обслуживающих информационные системы лиц.

2.2 Воздействие вредоносных программ Программы с потенциально опасными последствиями названы в Уголовном кодексе РФ «вредоносные программы» .

Такая программа (осмысленный набор инструкций для какого-либо

процессора) может выполнять следующие функции:

скрывать признаки своего присутствия в программной среде ОИ;

обладает способностью к самодублированию, ассоциированию себя с другими программами и/или переносу своих фрагментов в иные (не занимаемые изначально указанной программой) области оперативной или внешней памяти;

обладает способностью разрушать (искажать произвольным образом) код программ (отличных от нее) в оперативной памяти ОИ;

обладает способностью переносить (сохранять) фрагменты информации оперативной памяти в некоторых областях оперативной или внешней памяти прямого доступа (локальных или удаленных);

имеет потенциальную возможность искажать произвольным образом, блокировать и/или подменять выводимой во внешнюю память или в канал связи массив информации, образовавшийся в результате работы прикладных программ или уже находящиеся во внешней памяти массивы данных, либо изменять их параметры.

Вредоносные программы можно условно разделить на:

компьютерные «вирусы» ;

программы типа «программный червь «или «троянский конь» и фрагменты

программ типа «логический люк» ;

программные закладки или разрушающие программные воздействия (РПВ) — обобщенный класс программ (в смысле отсутствия конкретных признаков) с потенциально опасными последствиями.

«Троянский конь» — программа, выполняющая в дополнение к основным (проектным и документированным) не описанные в документации действия. Аналогия с древнегреческим «троянским конем» таким образом, вполне оправдана — в не вызывающей подозрений оболочке таится угроза.

Опасность «троянского коня» заключается в дополнительном блоке команд, тем или иным образом вставленном в исходную безвредную программу, которая затем предлагается (дарится, продается, подменяется) пользователем. Этот блок команд может срабатывать при наступлении некоторого условия (даты, времени и т. д., либо по команде извне).

Наиболее опасные действия «троянский конь» может выполнять, если запустивший ее пользователь обладает расширенным набором привилегий. В этом случае злоумышленник, составивший и внедривший «троянского коня», и сам этими привилегиями не обладающий, может выполнить несанкционированные привилегированные функции чужими руками.

Вирус — это программа, которая может заражать другие программы путем включения в них своей, возможно модифицированной, копии, причем последняя сохраняет способность к дальнейшему размножению.

Своим названием компьютерные вирусы обязаны определенному сходству с вирусами биологическими:

— способностями к саморазмножению;

— высокой скорости распространения;

— избирательности поражаемых систем (каждый вирус поражает только определенные системы или однородные группы систем);

— наличию в большинстве случаев определенного инкубационного периода;

— способности «заражать» еще незараженные системы;

— трудности борьбы с вирусами и т. д.

В последнее время к этим особенностям, характерным для вирусов компьютерных и биологических, можно добавить еще и постоянно увеличивающуюся быстроту появления модификаций и новых поколений вирусов, что можно объяснить идеями злоумышленников определенного склада ума.

Программа, внутри которой находится вирус, называется «зараженной». Когда такая программа начинает работу, то сначала управление получает вирус. Вирус находит и «заражает» другие программы, а также выполняет какие-нибудь вредные действия.

Процесс заражения вирусом программных файлов можно представить следующим образом. В зараженной программе код последней изменяется таким образом, чтобы вирус получил управление первым, до начала работы программы-вирусоносителя. При передаче управления вирусу он каким-либо способом находит новую программу и выполняет вставку собственной копии в начало или добавление ее в конец этой, обычно еще не зараженной, программы. Если вирус записывается в конец программы, то он корректирует код программы с тем, чтобы получить управление первым. После этого управление передается программе-вирусоносителю, и та нормально выполняет свои функции. Более изощренные вирусы могут для получения управления изменять системные области накопителя (например, сектор каталога), оставляя длину и содержимое заражаемого файла без изменений.

Загрузочные вирусы. От файловых вирусов загрузочные вирусы отличаются методом распространения. Они поражают не программные файлы, а определенные системные области магнитных носителей (гибких и жестких дисков). На включенном компьютере они могут временно располагаться в оперативной памяти.

Обычно поражение происходит при попытке загрузки компьютера с магнитного носителя, системная область которого содержит загрузочный вирус. Так, например, при попытке загрузить компьютер с гибкого диска происходит сначала проникновение вируса в оперативную память, а затем в загрузочный сектор жестких дисков. Далее этот компьютер сам становится источником распространения загрузочного вируса.

Макровирусы. Эта особая разновидность вирусов поражает документы, выполненные в некоторых прикладных программах, имеющих средства для исполнения так называемых макрокоманд. В частности, к таким документам относятся документы текстового процессора Microsoft Word. Заражение происходит при открытии файла документа в окне программы, если в ней не отключена возможность исполнения макрокоманд.

«Червь» — программа, распространяющаяся через сеть и не оставляющая своей копии на магнитном носителе. «Червь» использует механизмы поддержки сети для определения узла, который может быть заражен. Затем с помощью тех же механизмов передает свое тело или его часть на этот узел и либо активизируется, либо ждет для этого подходящих условий.

«Жадные» программы" - это программы, которые при выполнении стремятся монополизировать какой-либо ресурс системы, не давая другим программам возможности использовать его. Доступ таких программ к ресурсам системы обычно приводит к нарушению ее доступности. Естественно, такая атака будет активным вмешательством в работу системы. Непосредственной атаке обычно подвергаются ключевые объекты системы: процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода.

Тупиковая ситуация возникает, когда «жадная» программа бесконечна (например, исполняет заведомо бесконечный цикл). Однако во многих операционных системах существует возможность ограничения времени процессора, используемого задачей. Это не относится к операциям, выполняющимся в зависимости от других программ, например, к операциям ввода-вывода, которые завершаются асинхронно к основной программе; время их выполнения не включается в счет времени программы. Перехватывая сообщение о завершении операции ввода-вывода и посылая вновь запрос на новый ввод-вывод, можно добиться по-настоящему бесконечной программы.

Другой пример «жадной» программы — программа, захватывающая слишком большую область оперативной памяти. В оперативной памяти последовательно размещаются данные, например подкачиваемые с внешнего носителя. В конце концов, память может оказаться во владении одной программы, и выполнение других окажется невозможным.

Захватчики паролей. Это программы специально предназначены для воровства паролей. При попытке входа имитируется ввод имени и пароля, которые пересылаются владельцу программы-захватчика, после чего выводится сообщение об ошибке ввода и управление возвращается операционной системе. Пользователь, думающий, что допустил ошибку при наборе пароля, повторяет вход и получает доступ к системе. Однако его имя и пароль уже известны владельцу программы-захватчика. Перехват пароля может осуществляться и другим способом — с помощью воздействия на программу, управляющую входом пользователей в систему и ее наборы данных.

Методика воздействия вредоносных программ в значительной мере зависит от организации обработки информации в системе, разработанной политики безопасности, возможностей установленных средств защиты, а также добросовестности администратора и оператора. Для реализации НСД существует два способа:

— во-первых, можно преодолеть систему защиты, то есть путем различных воздействий на нее прекратить ее действия в отношении себя или своих программ. Это сложно, трудоемко и не всегда возможно, зато эффективно;

— во-вторых, можно понаблюдать за тем, что «плохо лежит», то есть какие наборы данных, представляющие интерес для злоумышленника, открыты для доступа по недосмотру или умыслу администратора. Такой доступ, хотя и с некоторой натяжкой, тоже можно назвать несанкционированным, его легко осуществить, но от него легко и защититься. К этому же типу относится НСД с подбором пароля, поскольку осуществить такой подбор возможно лишь в случае нарушения правил составления паролей и использования в качестве пароля человеческих имен, повторяющихся символов и пр.

В подавляющем большинстве случаев НСД становится возможным из-за непродуманного выбора средств защиты, их некорректной установки и настройки, плохого контроля работы, а также при небрежном отношении к защите своих собственных данных.

Атаки «салями». Атаки «салями» более всего характерны для систем, обрабатывающих денежные счета и, следовательно, для банков особенно актуальны. Принцип атак «салями» построен на том факте, что при обработке счетов используются целые единицы (центы, рубли, копейки), а при исчислении процентов нередко получаются дробные суммы.

Например, 6,5% годовых от $ 102,87 за 31 день составит $ 0,5 495 726.

Банковская система может округлить эту сумму до $ 0.55. Однако если пользователь имеет доступ к банковским счетам или программам их обработки, он может округлить ее в другую сторону — до $ 0.54, а разницу в 1 цент записать на свой счет. Владелец счета вряд ли ее заметит, а если и обратит внимание, то спишет ее на погрешности обработки и не придаст значения. Злоумышленник же получит прибыль в один цент, при обработке 10.000 счетов в день. Его прибыль таким образом составит $ 1000, т. е. около $ 300 000 в год.

Отсюда и происходит название таких атак — как колбаса салями изготавливается из небольших частей разных сортов мяса, так и счет злоумышленника пополняется за счет различных вкладчиков. Естественно, такие атаки имеют смысл лишь в тех организациях, где осуществляется не менее 5000 — 10 000 транзакций в день, иначе не имеет смысла рисковать, поскольку в случае обнаружения преступника просто определить. Таким образом, атаки «салями» опасны в основном для крупных банков.

Причинами атак «салями» являются, во-первых, погрешности вычислений, позволяющие трактовать правила округления в ту или иную сторону, а во-вторых, огромные объемы вычислений, необходимые для обработки счетов. Успех таких атак зависит не столько от величины обрабатываемых сумм, сколько от количества счетов (для любого счета погрешность обработки одинакова). Атаки «салями» достаточно трудно распознаются, если только злоумышленник не начинает накапливать на одном счете миллионы.

«Скрытые каналы». «Скрытые каналы» — пути передачи информации между процессами системы, нарушающие системную политику безопасности. В среде с разделением доступа к информации пользователь может не получить разрешение на обработку интересующих его данных, однако может придумать для этого обходные пути. Практически любое действие в системе каким-то образом затрагивает другие ее элементы, которые при этом могут изменять свое состояние. При достаточной наблюдательности и знании этих связей можно получить прямой или опосредованный доступ к данным. «Скрытые каналы» могут быть реализованы различными путями, в частности при помощи программных закладок («троянских коней»).

Например, программист банка не всегда имеет доступ к именам и балансам депозитных счетов. Программист системы, предназначенной для обработки ценных бумаг, может не иметь доступ к предложениям о покупке или продаже. Однако при создании таких систем он может предусмотреть способ получения интересующих его сведений. В этом случае программа скрытым способом устанавливает канал связи с этим программистом и сообщает ему требуемые сведения.

Атаки с использованием скрытых каналов обычно приводят к нарушениям конфиденциальности информации, по характеру воздействия являются пассивными, нарушение состоит только в передаче информации. Для организации «скрытых каналов» может использоваться как штатное программное обеспечение, так и специально разработанные «троянские» или вирусные программы. Атака обычно производится программным способом.

«Скрытым каналом» может явиться передача информации о наличии или отсутствии какого-либо набора данных, его размере, дате создания или модификации и т. д.

Также существует большое количество способов организации связи между двумя процессами системы. Более того, многие операционные системы имеют в своем распоряжении такие средства, так как они очень облегчают работу программистов и пользователей. Проблема заключается в том, что очень трудно отделить неразрешенные «скрытые каналы» от разрешенных, то есть тех, которые не запрещаются системной политикой безопасности. В конечном счете все определяется ущербом, который может принести организация «скрытых каналов».

Отличительными особенностями «скрытых каналов» является их малая пропускная способность (по ним обычно можно передавать только небольшое количество информации), большие трудности их организации и обычно небольшой наносимый ими ущерб.

«Маскарад». Под «маскарадом» понимается выполнение каких-либо действий одним пользователем от имени другого пользователя. При этом такие действия другому пользователю могут быть разрешены. Нарушение заключается в присвоении прав и привилегий.

Цель «маскарада» — сокрытие каких-либо действий за именем другого пользователя или присвоение прав и привилегий другого пользователя для доступа к его наборам данных или для использования его привилегий.

«Маскарад» — это способ активного нарушения защиты системы, он является опосредованным воздействием, то есть воздействием, совершенным с использованием возможностей других пользователей.

Примером «маскарада» может служить вход в систему под именем и паролем другого пользователя, при этом система защиты не сможет распознать нарушение. В этом случае «маскараду» обычно предшествует взлом системы или перехват пароля.

Другой пример «маскарада» — присвоение имени другого пользователя в процессе работы. Это может быть сделано с помощью средств операционной системы (некоторые операционные системы позволяют изменять идентификатор пользователя в процессе работы) или с помощью программы, которая в определенном месте может изменить определенные данные, в результате чего пользователь получит другое имя. В этом случае «маскараду» может предшествовать захват привилегий, или он может быть осуществлен с использованием какой-либо ошибки в системе.

«Маскарадом» также называют передачу сообщений в сети от имени другого пользователя. Способы замены идентификатора могут быть разные, обычно они определяются ошибками и особенностями сетевых протоколов. Тем не менее на приемном узле такое сообщение будет воспринято как корректное, что может привести к серьезным нарушениям работы сети. Особенно это касается управляющих сообщений, изменяющих конфигурацию сети, или сообщений, ведущих к выполнению привилегированных операций.

Наиболее опасен «маскарад» в банковских системах электронных платежей, где неправильная идентификация клиента может привести к огромным убыткам. Особенно это касается платежей с помощью электронных банковских карт. Сам по себе метод идентификации с помощью персонального идентификатора (PIN) достаточно надежен, нарушения могут происходить вследствие ошибок его использования. Это произойдет, например, в случае утери кредитной карты, при использовании очевидного идентификатора (своего имени, ключевого слова и т. д.). Поэтому клиентам надо строго соблюдать все рекомендации банка по выполнению такого рода платежей.

«Сборка мусора». После окончания работы обрабатываемая информация не всегда полностью удаляется из памяти. Часть данных может оставаться в оперативной памяти, на дисках и лентах, других носителях. Данные хранятся на носителе до перезаписи или уничтожения; при выполнении этих действий на освободившемся пространстве диска находятся их остатки. Хотя прочитать такие данные трудно, однако, используя специальные программы и оборудование, все же возможно. Такой процесс принято называть «сборкой мусора». Он может привести к утечке важной информации.

«Взлом системы». Под «взломом системы» понимают умышленное проникновение в систему с несанкционированными параметрами входа, то есть именем пользователя и его паролем (паролями).

«Взлом системы» обычно происходит в интерактивном режиме. Поскольку имя пользователя не является секретом, объектом «охоты» обычно становится пароль. Способы вскрытия пароля могут быть различны: перебор возможных паролей, «маскарад» с использованием пароля другого пользователя, захват привилегий. Кроме того, «взлом системы» можно осуществить, используя ошибки программы входа.

«Люки». Люком называется не описанная в документации на программный продукт возможность работы с этим программным продуктом. Сущность использования люков состоит в том, что при выполнении пользователем некоторых не описанных в документации действий он получает доступ к возможностям и данным, которые в обычных условиях для него закрыты (в частности — выход в привилегированный режим).

«Люки» чаще всего являются результатом забывчивости разработчиков. В частности, отладка программы ведется за счет прямого доступа к отдельным частям продукта или наборе определенного сочетания клавиш.

Вообще люк (или люки) могут присутствовать в программе в виду того, что программист:

а) забыл удалить его;

б) умышленно оставил его в программе для обеспечения тестирования или выполнения оставшейся части отладки;

в) умышленно оставил его в программе в интересах облегчения окончательной сборки конечного программного продукта;

г) умышленно оставил его в программе с тем, чтобы иметь скрытое средство доступа к программе уже после того, как она вошла в состав конечного продукта.

В первом случае «люк» — неумышленная, но серьезная брешь в безопасности системы. Во втором и третьем случаях «люк» — серьезная экспозиция безопасности системы. Наконец, в последнем случае «люк» — первый шаг к атаке системы. В любом случае «люк» — это возможность получить управление системой в обход защиты.

Глава 3. Методы, средства и организация системы защиты информации в экономических информационных системах

3.1 Правовые основы обеспечения информационной безопасности Современный этап развития системы обеспечения информационной безопасности государства и общества характеризуется переходом от тотального сокрытия большого объема сведений к гарантированной защищенности принципиально важных данных, обеспечивающей:

конституционные права и свободы граждан, предприятий и организаций в сфере информатизации;

необходимый уровень безопасности информации, подлежащей защите;

защищенность систем формирования и использования информационных ресурсов (технологий, систем обработки и передачи информации).

Ключевым моментом политики государства в данной области является осознание необходимости защиты любых информационных ресурсов и информационных технологий, неправомерное обращение с которыми может нанести ущерб их собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу.

Нормативные акты правового регулирования вопросов информатизации и защиты информации в Российской Федерации включают:

Законы Российской Федерации

Указы Президента Российской Федерации и утверждаемые этими указами нормативные документы

Постановления Правительства Российской Федерации и утверждаемые этими постановлениями нормативные документы (Положения, Перечни и т. п.)

Государственные и отраслевые стандарты

Положения, Порядки. Руководящие документы и другие нормативные и методические документы уполномоченных государственных органов (Гостехкомиссии России, ФАПСИ, ФСБ).

Федеральные законы и другие нормативные акты предусматривают:

разделение информации на категории свободного и ограниченного доступа, причем информация ограниченного доступа подразделяется на:

отнесенную к государственной тайне

отнесенную к служебной тайне (информацию для служебного пользования), персональные данные (и другие виды тайн)

и другую информацию, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу;

правовой режим защиты информации, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу, устанавливаемый:

в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, -уполномоченными государственными органами на основании Закона Российской Федерации «О государственной тайне» (от 21.07.93 г. N 5485−1) ФЗ РФ «О государственной тайне» (от 21.07.93 г. N 5485−1);

в отношении конфиденциальной документированной информации — собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Закона Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 06.04.2011 N 65-ФЗ) ФЗ РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 06.04.2011 N 65-ФЗ);

в отношении персональных данных — отдельным федеральным законом;

лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций в области защиты информации;

аттестование автоматизированных информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом на соответствие требованиям безопасности информации при проведении работ со сведениями соответствующей степени конфиденциальности (секретности);

сертификацию средств защиты информации и средств контроля эффективности защиты, используемых в АС;

возложение решения вопросов организации лицензирования, аттестации и сертификации на органы государственного управления в пределах их компетенции, определенной законодательством Российской Федерации;

создание автоматизированных информационных систем в защищенном исполнении и специальных подразделений, обеспечивающих защиту информации с ограниченным доступом, являющейся собственностью государства, а также осуществление контроля защищенности информации и предоставление прав запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения требований по обеспечению ее защиты;

определение прав и обязанностей субъектов в области защиты информации.

Рассмотренные выше Федеральные законы и другие нормативные акты составляют правовые основы обеспечения информационной безопасности.

3.2 Основные методы и средства защиты информации в АИТ При разработке АИТ возникает проблема по решению вопроса безопасности информации, составляющей коммерческую тайну, а также безопасности самих компьютерных информационных систем.

Каждую систему защиты следует разрабатывать индивидуально, учитывая следующие особенности:

— организационную структуру организации;

— объем и характер информационных потоков (внутри объекта в целом, внутри отделов, между отделами, внешних);

— количество и характер выполняемых операций: аналитических и повседневных;

— количество и функциональные обязанности персонала;

— количество и характер клиентов;

— график суточной нагрузки.

Защита должна разрабатываться для каждой системы индивидуально, но в соответствии с общими правилами. Построение защиты предполагает следующие этапы:

— анализ риска, заканчивающийся разработкой проекта системы защиты и планов защиты, непрерывной работы и восстановления;

— реализация системы защиты на основе результатов анализа риска;

— постоянный контроль за работой системы защиты и АИС в целом (программный, системный и административный).

На каждом этапе реализуются определенные требования к защите; их точное соблюдение приводит к созданию безопасной системы.

Для обеспечения непрерывной защиты информации в АИС целесообразно создать из специалистов группу информационной безопасности. На эту группу возлагаются обязанности по сопровождению системы защиты, ведения реквизитов защиты, обнаружения и расследования нарушений политики безопасности и т. д.

Основные этапы построения системы защиты заключаются в следующем:

Анализ => Разработка системы защиты (планирование) => Реализация системы защиты => Сопровождение системы защиты.

Этап анализа возможных угроз АИС необходим для фиксирования на определенный момент времени состояния АИС (конфигурации аппаратных и программных средств, технологии обработки информации) и определения возможных воздействий на каждый компонент системы. Обеспечить защиту АИС от всех воздействий на нее невозможно, хотя бы потому, что невозможно полностью установить перечень угроз и способов их реализации. Поэтому надо выбрать из всего множества возможных воздействий лишь те, которые могут реально произойти и нанести серьезный ущерб владельцам и пользователям системы.

На этапе планирования формируется система защиты как единая совокупность мер противодействия различной природы.

Сущность этапа реализации системы защиты заключается в установке и настройке средств защиты, необходимых для реализации зафиксированных в плане защиты правил обработки информации. Содержание этого этапа зависит от способа реализации механизмов защиты в средствах защиты.

Этап сопровождения заключается в контроле работы системы, регистрации происходящих в ней событий, их анализе с целью обнаружить нарушения безопасности. В том случае, когда состав системы претерпел существенные изменения (смена вычислительной техники, переезд в другое здание, добавление новых устройств или программных средств), требуется повторение описанной выше последовательности действий.

Стоит отметить тот немаловажный факт, что обеспечение защиты АИС — это итеративный процесс, завершающийся только с завершением жизненного цикла всей системы.

Можно выделить следующие 3 направления управления защиты информации в экономических информационных системах, которые представлены на рисунке 3.1.

Рис. 3.1. Управление защитой компьютерной безопасностью. Ясенев В. Н. Информационная безопасность в экономических системах: учебное пособие. — М.: ННГУ, 2006.

К правовому обеспечению защиты информации относятся действующие в стране законы, указы и другие нормативно — правовые акты, регламентирующие правила обращения с информацией, закрепляющие права и обязанности участников информационных отношений в процессе ее получения, обработки и использования, а также устанавливающие ответственность за нарушения этих правил, препятствуя тем самым неправомерному использованию информации и являющиеся сдерживающим фактором для потенциальных нарушителей.

Инженерно-техническая защита — это совокупность специальных органов, технических средств и мероприятий, функционирующих совместно для выполнения определенной задачи по защите информации.

Инженерно-техническая защита использует следующие средства:

физические средства;

аппаратные средства;

программные средства;

криптографические средства.

В свою очередь организационные мероприятия и процедуры, используемые для решения проблемы безопасности информации, решаются на всех этапах проектирования и в процессе эксплуатации АИТ.

Среди организационных мероприятий по обеспечению безопасности информации важное место занимает охрана объекта, на котором расположена защищаемая АИТ (территория здания, помещения, хранилища информационных носителей). При этом устанавливаются соответствующие посты охраны, технические средства, предотвращающие или существенно затрудняющие хищение средств вычислительной техники, информационных носителей, а также исключающие несанкционированный доступ к АИТ и линиям связи.

Следует отметить, что без надлежащей организационной поддержки программно-технических средств защиты информации от несанкционированного доступа и точного выполнения, предусмотренных проектной документацией процедур в должной мере не решить проблему обеспечения безопасности информации, какими бы совершенными эти программно-технические средства не были.

Создание базовой системы зашиты информации в АИТ основывается на следующих принципах:

1. Комплексный подход к построению системы защиты при ведущей роли организационных мероприятий. Он означает оптимальное сочетание программных аппаратных средств и организационных мер защиты, подтвержденное практикой создания отечественных и зарубежных систем защиты.

2. Разделение и минимизация полномочий по доступу к обрабатываемой информации и процедурам обработки. Пользователям предоставляется минимум строго определенных полномочий, достаточных для успешного выполнения ими своих служебных обязанностей, с точки зрения автоматизированной обработки доступной им конфиденциальной информации.

3. Полнота контроля и регистрации попыток несанкционированного доступа, т. е. необходимость точного установления идентичности каждого пользователя и протоколирования его действий для проведения возможного расследования.

4. Обеспечение надежности системы защиты, т. е. невозможность снижения ее уровня при возникновении в системе сбоев, отказов, преднамеренных действий нарушителя или непреднамеренных ошибок пользователей и обслуживающего персонала.

5. Обеспечение контроля за функционированием системы защиты, т. е. создание средств и методов контроля работоспособности механизмов защиты.

6. «Прозрачность» системы защиты информации для общего, прикладного программного обеспечения и пользователей АИТ.

7. Экономическая целесообразность использования системы защиты. Он выражается в том, что стоимость разработки и эксплуатации систем защиты информации должна быть меньше стоимости возможного ущерба, наносимого объекту в случае разработки и эксплуатации АИТ без системы защиты (рис. 3.2.)

Рис. 3.2. Управление защитой информации.

К основным методам защиты информации в ЭИС относятся: препятствие, управление доступом, маскировка, регламентация, принуждение, побуждение. (рис 3.3.)

Рис. 3.3. Методы и средства информационной безопасности экономического объекта.

Итак, рассмотрим каждый из этих методов в отдельности.

Препятствие — метод физического преграждения пути злоумышленнику к защищаемой информации (к аппаратуре, носителям информации и т. д.).

Управление доступом — метод защиты информации путем регулирования использования всех ресурсов информационной системы (элементов баз данных, программных и технических средств). Управление доступом включает следующие функции защиты:

— идентификацию пользователей, персонала и ресурсов системы;

— опознание объекта или субъекта по предъявленному им идентификатору;

— проверку полномочий (проверка соответствия дня недели, времени суток, запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту);

— разрешение и создание условий работы в пределах установленного регламента;

— регистрацию обращений к защищаемым ресурсам;

— реагирование (сигнализация, отключение, задержка работ, отказ в запросе) при попытках несанкционированных действий.

Маскировка — метод защиты информации путем ее криптографического закрытия. Этот метод защиты широко применяется за рубежом, как при обработке, так и при хранении информации, в том числе на дискетах. При передаче информации по каналам связи большой протяженности этот метод является единственно надежным.

Регламентация — метод защиты информации, создающий такие условия автоматизированной обработки, хранения и передачи защищаемой информации, при которых возможности несанкционированного доступа к ней сводились бы к минимуму.

Принуждение — такой метод защиты, при котором пользователи и персонал системы вынуждены соблюдать правила обработки, передачи и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности.

Побуждение — такой метод защиты, который побуждает пользователя и персонал системы не разрушать установленные порядки за счет соблюдения сложившихся моральных и этических норм (как регламентированных, так и неписаных). Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред.проф. Г. А. Титоренко. — М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1999. — 400с.

Рассмотренные методы обеспечения безопасности реализуются на практике за счет применения различных средств защиты, таких, как технические, программные, организационные, законодательные и морально-этические как это представлено на рисунке 2.3.

К основным средствам защиты, используемым для создания механизма защиты, относятся следующие:

Технические средства реализуются в виде электрических, электромеханических и электронных устройств. Вся совокупность технических средств делится на аппаратные и физические. Под аппаратными техническими средствами принято понимать устройства, встраиваемые непосредственно в вычислительную технику или устройства, которые сопрягаются с подобной аппаратурой по стандартному интерфейсу. Физические средства реализуются в виде автономных устройств и систем. Например, замки на дверях, где размещена аппаратура, решетки на окнах, электронно-механическое оборудование охранной сигнализации.

Программные средства представляют из себя программное обеспечение, специально предназначенное для выполнения функций зашиты информации.

Организационные средства защиты представляют собой организационно-технические и организационно-правовые мероприятия, осуществляемые в процессе создания и эксплуатации вычислительной техники, аппаратуры телекоммуникаций для обеспечения защиты информации. Организационные мероприятия охватывают все структурные элементы аппаратуры на всех этапах их жизненного цикла (строительство помещений, проектирование компьютерной информационной системы банковской деятельности, монтаж и наладка оборудования, испытания, эксплуатация).

Морально-этические средства защиты реализуются в виде всевозможных норм, которые сложились традиционно или складываются по мере распространения вычислительной техники и средств связи в обществе. Эти нормы большей частью не являются обязательными как законодательные меры, однако, несоблюдение их ведет обычно к потере авторитета и престижа человека. Наиболее показательным примером таких норм является Кодекс профессионального поведения членов Ассоциаций пользователей ЭВМ США.

Законодательные средства защиты определяются законодательными актами страны, которыми регламентируются правила пользования, обработки и передачи информации ограниченного доступа и устанавливаются меры ответственности за нарушение этих правил.

3.3 Механизмы криптографии Для реализации мер безопасности используются различные механизмы шифрования (криптографии). Криптография — это наука об обеспечении секретности и/или аутентичности (подлинности) передаваемых сообщений.

Сущность криптографических методов заключается в том, что для предотвращения несанкционированного доступа к какому-либо сообщению оно зашифровывается. Когда санкционированный пользователь получает это сообщение, он дешифрует или раскрывает его посредством обратного преобразования криптограммы.

Криптографическая система основывается на использовании специального алгоритма, который запускается уникальным числом, называемым шифрующим ключом. Для обмена зашифрованными сообщениями, как отправителю, так и получателю необходимо знать правильную ключевую установку и хранить ее в тайне.

Наряду с шифрованием используются и другие механизмы безопасности: угроза информация шифрование криптографический

— цифровая (электронная) подпись;

— контроль доступа;

— обеспечение целостности данных;

— обеспечение аутентификации;

— управление маршрутизацией;

— арбитраж или освидетельствование.

Механизмы цифровой подписи основываются на алгоритмах ассиметричного шифрования и включают две процедуры: формирование подписи отправителем и ее опознавание (верификацию) получателем.

Механизмы контроля доступа осуществляют проверку полномочий объектов ИТ (программ и пользователей) на доступ к ресурсам сети.

Механизмы обеспечения целостности данных реализуются выполнением взаимосвязанных процедур шифрования и дешифрования отправителем и получателем. Отправитель дополняет передаваемый блок криптографической суммой, а получатель сравнивает ее с криптографическим значением, соответствующим принятому блоку. Несовпадение свидетельствует об искажении информации в блоке.

Механизмы управления маршрутизацией обеспечивают выбор маршрутов движения информации по коммуникационной сети таким образом, чтобы исключить передачу секретных сведений по физически ненадежным каналам.

Механизмы арбитража обеспечивают подтверждение характеристик данных, передаваемых между объектами ИТ, третьей стороной (арбитром).

Для обеспечения непрерывной защиты информации в АИС целесообразно создать из специалистов группу информационной безопасности. На эту группу возлагаются обязанности по сопровождению системы защиты, ведения реквизитов защиты, обнаружения и расследования нарушений политики безопасности и т. д.

3.4 Шифрование как основной метод защиты информации Постоянное развитие и совершенствование информационных технологий дает возможность передавать и хранить все большие объемы информации. Это благо имеет и оборотную сторону. Информация становится все более уязвимой.

Поэтому все большую важность приобретает проблема защиты информации от несанкционированного доступа (НСД) при передаче и хранении. Сущность этой проблемы — постоянная борьба специалистов по защите информации со своими «оппонентами».

Очевидная тенденция к переходу на цифровые методы передачи и хранения информации позволяет применять унифицированные методы и алгоритмы для защиты дискретной (текст, факс, телекс) и непрерывной информации.

Испытанный метод защиты информации от НСД — шифрование (криптография). Шифрованием называют процесс преобразования открытых данных в зашифрованные или зашифрованных данных в открытые по определенным правилам с применением ключей.

С помощью криптографических методов возможно:

* шифрование информации;

* реализация электронной подписи;

* распределение ключей шифрования;

* защита от случайного или умышленного изменения информации.

К алгоритмам шифрования предъявляются определенные требования:

* высокий уровень защиты данных против дешифрования и возможной модификации;

* защищенность информации должна основываться только на знании ключа и не зависеть от того, известен алгоритм или нет (правило Киркхоффа);

* малое изменение исходного текста или ключа должно приводить к значительному изменению шифрованного текста (эффект «обвала»);

* область значений ключа должна исключать возможность дешифрования данных путем перебора значений ключа;

* экономичность реализации алгоритма при достаточном быстродействии;

* стоимость дешифрования данных без знания ключа должна превышать стоимость данных.

Существует два основных типа криптографических алгоритмов:

— симметричные, для которых ключ расшифрования совпадает с ключом зашифрования;

— асимметричные (алгоритмы с открытым ключом), использующие для зашифрования и расшифрования два разных ключа.

Симметричные алгоритмы делятся на две категории:

— потоковые шифры, в которых данные обрабатываются побитово (посимвольно),

— блочные шифры, в которых операции производятся над группами битов.

Для осуществления этих алгоритмов применяются специальные программы, которых в настоящее время на рынке информационных технологий достаточно много.

Входная информация.

Входной информацией в данном вопросе является то, что требуется защитить от несанкционированного доступа путем шифрования.

Программы, использующие для этих целей, работают с файлами (шифрование, установка защит). Таком образом, входными данными являются файлы различного типа для шифрования и EXEи COM-файлы для установки пароля и проверки по ключевой дискете.

Постоянная информация.

В качестве постоянной информации используются таблицы перестановок и константы генератора псевдослучайных чисел при шифровании файлов.

Выходная информация.

Результатом выполнения алгоритма шифрования информации являются выходные данные. Это зашифрованные файлы и защищенные программы.

Как показывает практика, абсолютных способов защиты информации не существует. Какими бы сложными и дорогими не были предлагаемые на рынке средства защиты, их эффективность оказывается условной. С учетом сложившейся реальной обстановки востребованными оказываются несложные и недорогие средства защиты, разрабатываемые и устанавливаемые самим производителем продукта и направленные против незаконных действий квалифицированных пользователей.

Заключение

С каждым годом увеличивается количество информации, растет ее спрос, а значит и растет ее ценность, связи с этим возрастают требования по ее защите. Так же быстрыми темпами совершенствуются компьютерные технологии. Из-за ежегодного обновления компьютерных технологий возникают новые угрозы для информации, поэтому все более актуальной становится про-блема обеспечения ее безопасности, предотвращения несанкционированного доступа к информации, физического уничтожения или модификации защищаемой информации.

Под угрозой безопасности информации понимается действие или событие, которое может привести к разрушению, искажению или не-санкционированному использованию информационных ресурсов.

Источники угроз информационной безопасности могут быть внешние или внутренние. Угрозы могут осуществляться различными способами: (информационными, техническими, физическими, организационными).

В настоящее время отсутствует единая общепринятая классификация угроз безопасности. Угрозы различаются по следующим признакам: по цели реализации угрозы; по принципу воздействия на систему; по характеру воздействия на систему; по причине появления используемой ошибки защиты; по способу воздействия атаки на объект (при активном воздействии); по объекту атаки; по используемым средствам атаки; по состоянию объекта атаки.

Защита любых информационных ресурсов и информационных технологий, неправомерное обращение с которыми может нанести ущерб их собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу регулируется разработанной правительством системой нормативных актов правового регулирования вопросов информатизации и защиты информации в Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности экономического объекта достигается множеством различных методов и средств. К основным методам защиты информации в ЭИС относятся: препятствие, управление доступом, маскировка, регламентация, принуждение, побуждение.

Все средства защиты информации делятся на формальные (выполняющие защитные функции строго по заранее предусмотренной процедуре без непосредственного участия человека) «неформальные» (определяемые целенаправленной деятельностью человека либо регламентирующие эту деятельность). К основным средствам защиты относятся: технические, программные, организационные, морально-этические, законодательные средства защиты. Все эти методы и средства используются при организации системы защиты информации экономических систем.

Создание системы защиты информации экономических систем основывается на совокупности принципов и подходов. Наиболее важными являются принципы непрерывности совершенствования и развития системы информационной безопасности и комплексного использования всего арсенала имеющихся средств защиты во всех структурных элементах производства и на всех этапах технологического цикла обработки информации.

Важнейшими условиями обеспечения безопасности являются законность, достаточность, соблюдение баланса интересов личности и предприятия, высокий профессионализм сотрудников, занимающихся вопросами информационной безопасности, подготовка пользователей и соблюдение ими всех установленных правил сохранения конфиденциальности, взаимная ответственность персонала и руководства, взаимодействие с государственными правоохранительными органами.

Создание системы защиты информации экономических систем включает в себя следующие этапы: обследование организации, проектирование системы защиты информации, внедрение системы защиты информации, сопровождение системы информационной безопасности, обучение специалистов по защите информации.

Обеспечение информационной безопасности требует комплексного подхода, в основе которого должна лежать система обеспечения информационной безопасности, включающая организационную (подготовленный персонал и нормативные документы) и техническую (средства защиты информации) составляющие.

Таким образом, система защиты информации в экономических информационных системах представляет собой сложный комплекс мер, способов и средств, гарантирующих обеспечение безопасности экономической информации. Однако из-за постоянного обновления компьютерных технологий возникают новые угрозы для информации, поэтому про-блема обеспечения ее безопасности, предотвращения несанкционированного доступа к информации, ее уничтожения или модификации, становится все более актуальной, свидетельствует о необходимости более подробного изучения и решения вопросов защиты информации в экономических информационных системах.

Список использованной литературы ФЗ РФ «О государственной тайне» (от 21.07.93 г. N 5485−1)

ФЗ РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 06.04.2011 N 65-ФЗ) Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (принят ГД ФС РФ 25.03.2011)

Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/Под ред. проф. Г. А. Титоренко. — М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1999. — 400с.

Адамадзиев К.Р., Асхабова А. Н. Информационные системы в экономике: Учебное пособие. — Махачкала: 2002. — 138с Герасименко В. А. Проблемы защиты данных в системах их обработки. // Зарубежная радиоэлектроника, 1989 г., № 12, с. 5−21.

Давыдовский А.И., Дорошкевич П. В. Защита информации в вычислительных сетях. // Зарубежная радиоэлектроника. — 1989, № 12, с. 60−70.

Девянин П.Н., Михальский О. О., Правиков Д. И. и др. Теоретические основы компьютерной безопасности: Учеб. пособие для вузов. — М.: Радио и связь, 2000, 192 с.

Емельянова Н.З., Партыка Т. Л. Попов И.И. Информационные системы в экономике. Издательство «Форум», 2005, 461 с.

Зашита информации в компьютерных системах и сетях/ Под ред. В. Ф. Шаньгина .- М.: Радио и связь, 1999.-328 с.

Зегжда Д.П., Ивашко А. М. Основы безопасности информационных систем. М.: Горячая линия — телеком, 2000 г.

Игнатьев В. А. Информационная безопасность современного коммерческого предприятия: учебное пособие. — М.: Academia, 2009

Информационные системы в экономике: учебник для студентов вузов / Под ред. Г. А. Титоренко. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 463с.

Карминский А.М., Черников Г. В. Информационные системы в экономике. Ч. II. — М.: Финансы и статистика, 2006.

Конеев И., Беляев А. Информационная безопасность предприятия. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005.

Марков А.А.

Введение

в теорию кодирования .- М.: Наука, 1982. — 192с.

Мафтик С. Механизмы защиты в сетях ЭВМ. — М.: Мир, 1993. — 216с.

Мхитарян С. В. Маркетинговая информационная система. Издательство «Эксмо», 2006, 336 с.

Мельников Ю. Н. Учебное пособие по курсу «Методы и средства защиты информации».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой