Защита авторских прав в России
Действовавшее на протяжении более четверти века российское законодательство об авторском праве существенно изменилось в связи с кодификацией гражданского законодательства в 60-х годах XX века. Было решено включить нормы авторского права в виде самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства союза ССР и союзных республик 1961 года и Гражданский Кодекс РСФСР 1964 года. В 1973 году… Читать ещё >
Защита авторских прав в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
СОДЕРЖАНИЕ Введение
1. Понятие и сущность авторского права: теоретический аспект
1.1 История становления и развития авторского права в Российской Федерации
1.2 Авторское право на музыкальные произведения
1.3 Меры ответственности за нарушения в сфере авторского права
2. Особенности защиты авторского права на музыкальные произведения в Российской Федерации
2.1 Защита авторского права в США: сравнительный анализ с защитой авторского права в РФ
3. Примеры нарушений авторских прав Заключение
Список используемой литературы Введение В настоящее время музыкальные произведения как один из самых востребованных видов объектов авторских прав широко используются на радио и телевидении. Вместе с тем специфика правоотношений, возникающих между авторами и организациями телерадиовещания, в науке гражданского права остается малоизученной. Проблемы понятия музыкального произведения как специфического объекта авторского права, особенностей субъектного состава авторов музыкальных произведений на радио и телевидении, правовой охраны и защиты авторских прав в данной сфере, особенно в условиях динамично развивающегося законодательства и практики его применения, остаются практически неисследованными. [15]
актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития общества и экономики России неуклонно вырастает роль результатов интеллектуальной деятельности, в том числе объектов авторских прав.
Использование результатов интеллектуальной деятельности в области музыки традиционно имеет широко распространенный характер.
Бурный рост рынка объектов авторских прав в области музыки, происходящий в последнее время, сопровождается ростом числа правонарушений в данной сфере, что неизбежно влечет увеличение числа споров о защите авторских прав на музыкальные произведения.
Объектом курсовой работы являются правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением правообладателем субъективных гражданских прав на музыкальные произведения, а также правовые отношения, возникающие в связи с защитой исключительных прав на музыкальные произведения.
Предмет данной курсовой работы — особенности защиты нарушенных авторских прав, правоприменительная практика о защите авторских прав на музыкальные произведения Цель данной курсовой состоит в том, чтобы на основе изучения законодательства, изученной литературы и судебной практики комплексно исследовать понятие и источники авторского права на музыкальные произведения. Для достижения указанной цели поставлены задачи:
1. Изучить понятие, сущность и специфику авторских прав;
2. Рассмотреть историю законодательства авторского права;
3. Определить особенности авторского права на музыкальные произведения;
4. Проанализировать различные способы защиты авторского права в Российской Федерации;
5. Рассмотреть санкции, применяемые в сфере нарушений авторского права.
Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально — логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, синтез. Для иллюстрации теоритических выводов использована судебная практика.
Сказанное свидетельствует об актуальности и важности теоретического развития гражданско-правовых представлений о категории музыкального произведения как объекта авторского права и разработки механизмов защиты авторских прав на музыкальные произведения. [14]
1. Понятие и сущность авторского права: теоретический аспект авторский право музыкальный защита Авторское право — институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.
Согласно главе 70 статье 1255 пунктам 1, 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации — авторские права — интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.
Существует 2 составляющие авторского права — это смежные и исключительные права, так же характеризующие права, принадлежащие гражданину или юридическому лицу для охраны своей интеллектуальной собственности.
Смежные права — совокупность норм, предоставляемых по российскому законодательству для правовой охраны интересов соответствующих категорий правообладателей в отношении следующих результатов (объектов) интеллектуальной деятельности. [2]
Исключительное право — совокупность принадлежащих правообладателю прав на использование по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, и на запрещение или разрешение такого использования другими лицами. [6]
Первоначальным субъектом авторского права всегда является «физическое лицо, творческим трудом которого создано» произведение науки, литературы или искусства, а также другая интеллектуальная собственность — автор. Ему принадлежит весь комплекс авторских прав — личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
Презумпция авторства — норма в авторском праве, согласно которой авторство признаётся юридически достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное.
Субъектами авторского права также являются лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты называются правообладателями. Такими правообладателями могут быть:
· различные предприятия (издательства, радиои телекомпании), приобретающие исключительное право на использование произведения;
· работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;
· наследники автора или иного обладателя авторского права (авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает действовать после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму).
Ещё одним специфическим субъектом авторского права являются организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. 11]
Правообладатель (автор или его правопреемник) для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:
1. ©, латинской буквы «C» в окружности;
2. имени или наименования правообладателя;
3. года первого опубликования произведения.
Такой формат оповещения был установлен Всемирной Женевской конвенцией об авторском праве 1952 года. [1]
В данной главе рассмотрены понятия авторского, смежного и исключительного права на интеллектуальные произведения. Таким образом, в данной главе рассмотрены аспекты авторского права, его субъекты и возможности защиты данных прав. Приведены примеры перехода авторских прав и возможности становления правообладателем.
1.1 История становления и развития авторского права в Российской Федерации Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.
Для анализа генезиса института авторского права представляется необходимым выделить исторические этапы его развития. Историю становления авторского права в России можно разделить на 3 этапа: 1) дореволюционный этап (1564−1917 гг.); 2) советский этап (1917;1991 гг.): 3) современный этап (1991; по настоящее время).
В 1564 году в России была отпечатана первая книга «Деяния апостолов и послания соборные». Россия, в отличии от стран Европы, узнала книгопечатание лишь спустя сто лет после его изобретения, что без сомнения затормозило процесс правовой регламентации осматриваемых отношений.
Лишь при Петре I начинают возникать частные типографии и книгопечатание происходит гражданским шрифтом, но при этом запрещалось печатать книги на русском языке. В этот период появляются первые привилегии, которые являлись скорее издательскими, чем авторскими. [12]
В связи с запоздалым развитием достижений промышленной революции и существованием государственной монополии на книгоиздательское дело, к началу XIX века в России сложилась ситуация, при которой наряду со значительным количеством казенных предприятий фактически вообще не существовало частных типографий. В таких условиях не было особого смысла в государственном регулировании отношений в области охраны результатов интеллектуальной собственности, а возможностей системы привилегий должно было быть вполне достаточно для поощрения создателей произведений и изобретений.
В дальнейшем, длительное время нормы авторского права только периодически меняли свое место в системы Свода Законов дореволюционной России. Нормы авторского права были выделены из уголовного и перенесены в гражданское право. За авторами официально было признано наличие определенных гражданских прав. При этом законодатель того времени придерживается так называемой проприетарной теории, в основе которой лежит принцип рассмотрения авторских прав, как разновидности права собственности.
Заключительным этапом в развитии авторского права дореволюционной России стало принятие на заседании Государственного совета 11 марта 1911 года нового Закона об авторском праве, действовавшего до 1917 года. Важнейшей новеллой закона стало введение понятия «произведение» в качестве объекта авторского права. Законодатель дал примерный перечень объектов авторских прав, выделив отдельные виды произведений: литературные, музыкальные, в области художества, в области фотографии. [13]
Заслугой закона 1911 года являлось закрепление абсолютного характера авторских прав: автору принадлежат исключительное право пользования и распоряжения своим произведением, и случаев свободного использования произведения; третьим лицам предоставляется возможность в определенных пределах свободно заимствовать и пользоваться чужими произведениями. Закон не содержал деления авторских прав на личные и имущественные, презюмировались лишь имущественные права, объединенные единым понятием: исключительное право всеми способами воспроизводить, опубликовать и распространять свое произведение.
Современные специалисты в области права интеллектуальной собственности оценивают принятый в 1911 году закон как значительный шаг в развитии авторского права в России, отмечая его прогрессивный характер.
Следующим этапом развития авторского права является советский период, длившийся с 1917 года по 1991 год. После Октябрьской революции были отменены многие правовые институты и упразднено прежнее гражданское законодательство.
Вся правовая система, включая и авторское право, стали создаваться с нуля. Важнейшим нормативным актом того времени становится Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 года «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием», в соответствии с которым предоставлялось право признавать достоянием всякие как опубликованные, так и не опубликованные произведения, в чьих руках они бы ни находились. При этом если произведение автора, находящегося в живых, будет объявлено достоянием государства, то государственные издательские организации обязаны выплатить автору гонорар по установленным ставкам.
Таким образом, Советское государство фактически закрепляло государственную монополию на издание, распространение и публичное исполнение произведений. Была создана правовая основа авторского права. [13]
Обновление российского законодательства об авторском праве произошло в 1928 году, когда вслед за принятием новых союзных Основ авторского права начал действовать Закон РСФСР от 8 октября 1928 года «Об авторском праве». Исключительное право авторов на созданное произведение теперь охранялось пожизненно, предусматривался переход авторских прав к наследникам на период 15 лет после смерти автора. Вместе с тем, новые Основы 1928 года сохранили как и прежде весьма широкий перечень случаев свободного использования произведений.
Действовавшее на протяжении более четверти века российское законодательство об авторском праве существенно изменилось в связи с кодификацией гражданского законодательства в 60-х годах XX века. Было решено включить нормы авторского права в виде самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства союза ССР и союзных республик 1961 года и Гражданский Кодекс РСФСР 1964 года. В 1973 году СССР присоединился ко Всемирной Женевской конвенции об авторском праве, что повлекло внесение изменений в его внутреннее законодательство. В частности впервые было закреплено право авторства на перевод произведения, срок действия авторского права после смерти автора был увеличен до 25 лет, расширен круг субъектов авторского права. Важным итогом присоединения к Женевской конвенции стало предоставление национального режима защиты авторских прав гражданам государств — участников конвенции. Советский Союз впервые пошел на сближение внутреннего законодательства с международными нормами авторского права.
Существенные изменения в законодательстве об авторском праве произошли лишь в начале 90-х годов прошлого века и были обусловлены политической перестройкой государства. Сближение советского авторского права с международными принципами охраны авторских и смежных прав осуществилось в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным советом ССР 31 мая 1991 года. Указанный нормативный акт содержал в себе специальный раздел IV «Авторское право». Несмотря на то, что Основы были приняты спустя два десятилетия после присоединения к Женевской конвенции, они сыграли значительную роль в развитии гражданского законодательства, и ознаменовали новый этап развития авторского права в России.
Благодаря принятию указанного нормативного акта был расширен перечень объектов авторского права путем включения в него сценографии, дизайна, срок действия авторского права теперь составлял 50 лет после смерти автора; за автором было закреплено право авторства и право автора на использование его произведения в иностранном государстве; презюмирован принцип бессрочной охраны личных прав.
Закономерным итогом обновления законодательства в области авторского права стало принятие специального Закона, а именно Закона РФ от 09.07.1993 № 5351−1 «ОБ авторском праве и смежных правах» (далее, Закон об авторском праве), после принятия которого, раздел Основ гражданского законодательства, посвященный авторскому праву, перестал применяться. Закон об авторском праве позволил изменить ситуацию в корне, так как был построен с учетом международных достижений в авторском праве.
Закон об авторском праве был принят в эпоху бурных экономических преобразований, связанных с переходом России к рыночной экономике. Это не могло не отразиться на его положениях, которые в целом носят рыночную направленность. Прежде всего, это проявляется в изменившемся подходе законодателя к институту имущественных прав авторов, рассматриваемых в законе в качестве товара, который может свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому. Одновременно в законе сместились акценты по поводу обеспечения дополнительных гарантий авторам, которые раньше были призваны ограждать права создателей творческих произведений. В частности, в соответствии с общими принципами гражданского права нормы типовых авторских договоров стали носить для сторон рекомендательный характер.
Новый, современный этап развития авторского права в России связан с его кодификацией. Президент РФ 18 декабря 2006 года подписал Федеральный Закон № 231-ФЗ, который с 1 января 2008 года ввел в действие новую четвертую часть Гражданского Кодекса «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». В ней урегулированы все вопросы, связанные с обеспечением прав интеллектуальной собственности. [12]
Отныне защитить права на интеллектуальную собственность предпринимателям станет значительно легче. Им больше не придется путаться в регулирующих эту сферу многочисленных законах и нормативных актах, которые разбросаны по различным отраслям права. Четвертая часть Гражданского Кодекса призвана объединить все действующие в настоящее время законодательные акты, которые регулируют традиционные права на объекты интеллектуальной собственности.
1.2 Авторское право на музыкальные произведения Музыкальное произведение в широком смысле — всякая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация. Также музыкальное произведение есть категория музыкальной эстетики, обозначающая ограниченный историческими и культурными рамками, результат композиторской деятельности. Музыкальным произведениям свойственны внутренняя завершённость и мотивированность целого, индивидуализированность содержания и формы, за которыми стоит личность автора, детальная фиксация нотной (или другого типа) записи, предполагающая искусство исполнительской интерпретации. 10]
Музыкальное произведение для признания его объектом авторского права должно отвечать общим требованиям, предъявляемым ко всем таким объектам. Объект авторского права должен быть результатом творчества и получить выражение в такой форме, которая создает возможность воспроизведения произведения. Но наряду с указанными общими требованиями в других нормативных актах по авторскому праву находят отражение особенности отдельных видов произведений, в том числе и музыкальных.
В соответствии со статьей 1259 «Объекты авторских прав» главы 70 Гражданского Кодекса Российской Федерации, авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям. [4]
Таким образом, рассмотрено понятие музыкального произведения и возможности его защиты в Российской Федерации, требования, предъявляемые к музыкальным произведениям и его правообладателям.
1.3 Меры ответственности за нарушения авторского права Санкции, применяемые в сфере нарушений авторского права:
За совершенное правонарушение, в том числе в авторско-правовой сфере и интеллектуальной собственности, в отношении нарушителя может наступать ответственность трех видов, согласно действующему законодательству:
* гражданско-правовая ответственность за нарушение
* административная ответственность
* уголовная ответственность Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав:
Данный тип ответственности за нарушение авторских прав — самый распространенный. Ответственность в таком случае регулируется четвертой частью Гражданского кодекса. [4]
Гражданско-правовая ответственность за нарушение может наступить в случае предъявления требований:
* от обладателей исключительных имущественных авторских прав;
* от лиц, ими уполномоченных;
* от организаций по управлению имущественными правами на коллективной основе.
Защита исключительных прав:
Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется путем направления претензии о нарушении прав и предъявления требований:
1) о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;
2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;
3) о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;
4) об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;
5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного права. [3]
В порядке обеспечения иска по делам о нарушении исключительных прав к материальным носителям и оборудованию могут быть приняты обеспечительные меры, установленные процессуальным законодательством (арест).
При нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела.
Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.
Если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд может в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора. Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда.
Ответственность за нарушение исключительного права на музыкальное произведение:
В случаях нарушения исключительного права на музыкальное произведение автор или иной правообладатель вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 Гражданского Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
* в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
* в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения. [6]
Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
* в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
* в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.
Наиболее распространенное требование, предъявляемое правообладателями при нарушении авторских прав — требование о выплате компенсации. При этом, следует обратить внимание, что компенсация в размере от 10.000 до 5.000.000 рублей выплачивается за каждый случай нарушения, что подразумевает, если Вы нарушили авторские права на 10 объектов авторского права, то указанную компенсацию надо умножить на 10.
Также следует помнить, что удаление информации об авторском праве (копирайтов, указаний авторства) влечет отдельную ответственность в виде возмещения убытков или компенсации в указанном размере. [7]
Административная ответственность за нарушение авторских прав:
Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях:
Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм в случаях, если:
* экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными
* на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав Штраф за нарушение:
* на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения
* на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.
Уголовная ответственность за нарушение авторских прав:
Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации: [8]
Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются
1) штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев
2) обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов
3) лишением свободы на срок до двух лет.
Деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в особо крупном размере;
в) лицом с использованием своего служебного положения, ;
наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублейили в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Деяния, предусмотренные Уголовным кодексом, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 50 000 — пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере250 000 — двести пятьдесят тысяч рублей. [9]
Если ущерб от нарушения авторских прав составляет в сумме до 50 000 рублей, то применяется административная ответственность, если больше, то уголовная.
Обычно, правоохранительные органы суммируют стоимость экземпляров или прав на имеющиеся в официальной продаже авторские произведения, фонограммы, фильмы или компьютерные программы.
Важно понимать, что привлечение к уголовной ответственности за нарушение возможно даже в том случае, если нарушитель авторских прав не получал дохода от такого нарушения и даже не имел цели извлечения дохода от нарушения.
Наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных форм защиты авторских прав имеет судебная защита. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.
Под способами защиты авторских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых осуществляется признание (восстановление) оспариваемых (нарушенных) прав и воздействие на правонарушителя.
В соответствии со ст. 49 Закона об авторском праве обладатели авторских прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными ГК РФ. К ним относятся: [11]
1) признание прав;
2) восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
3) прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
4) возмещение убытков, включая упущенную выгоду;
5) взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских прав, вместо возмещения убытков;
6) признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;
7) признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
8) присуждение к исполнению обязанности в натуре;
9) взыскание неустойки; компенсация морального вреда;
10) прекращение или изменение правоотношения;
11) неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
В качестве специального способа защиты указана возможность требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.
Предусмотренные законом способы защиты авторских прав неоднородны по своей юридической природе. Прежде всего, их можно подразделить на способы защиты, применяемые при нарушении договорных обязательств, и. способы, применяемые при внедоговорном нарушении авторских прав. Суть такого подразделения состоит в том, что при нарушении договорных обязательств в сфере авторских прав может быть применен любой из указанных способов защиты, а при внедоговорном нарушении авторских прав не могут быть применены такие способы защиты, как присуждение к исполнению обязательства в натуре и неустойка. [10]
Рассмотрим такой способ защиты авторских прав, как признание права. Этот способ защиты применяется в случае, если оспаривается само наличие у субъекта авторских прав или принадлежность этих прав неопределенна (например, при анонимном опубликовании произведения). Снятие такой неопределенности, создание условий для реализации всех прав субъекта и предупреждение со стороны третьих лиц действий, препятствующих осуществлению этих прав, являются целями применения данного способа защиты. Требование о признании права может относиться к личным неимущественным правам автора, к имущественным правам или ко всей совокупности авторских прав. Признание права как средство его защиты реализуется через обращение в суд, который и должен подтвердить наличие или отсутствие у истца данного права. В случае, если оспаривание права сопровождалось его нарушением, суд может обязать нарушителя сделать за свой счет объявление о существовании определенного права и его принадлежности. Требование о признании авторских прав на произведение является необходимым элементом иных способов защиты. Например, чтобы добиться возмещения убытков, причиненных незаконным использованием произведения, истец должен доказать, что он обладает авторскими правами на это произведение. Однако требование о признании права может иметь и самостоятельное значение. [12]
Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, — следующий способ защиты, применяющийся в том случае, когда можно восстановить авторские права, устранив последствия нарушения. Так, автор вправе потребовать восстановления своего произведения в первоначальном виде, если в него были внесены изменения, не согласованные с автором. Восстановление нарушенных прав в пол-j ном объеме уже невозможно, если произведение уже обнародовано. Но даже в этом случае правообладатель может потребовать применения данного способа защиты (проставление на экземплярах произведений имен создателей, уничтожение контрафактных экземпляров и т. п.).
Требование о прекращении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из наиболее распространенных способов защиты авторских прав. Чаще всего этот способ защиты применяется в сочетании с возмещением убытков или выплатой компенсации. При этом прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, ведет к пресечению нарушения авторских прав, а возмещение убытков или выплата компенсации направлены на предоставление правообладателям денежной компенсации за потери, которые уже были ими понесены.
Помимо требования о прекращении незаконного распространения программ или баз данных правообладатель может заявить и требования о прекращении иных действий, нарушающих его права или создающих угрозу такого нарушения (реклама контрафактных экземпляров произведений, допечатка их тиража и т. п.). [11]
Если автор произведения обнаружит в другом произведении признаки сходства, то он может обращаться в суд с целью защиты своих авторских прав. Суд, по общему правилу, назначает автороведческую экспертизу, для того чтобы выявить или опровергнуть признаки плагиата объекта исследования. Объектами такой экспертизы могут выступать:
1)устные произведения;
2)сценарии кинофильмов;
3)художественные тексты;
4)тексты законов;
5)тексты песен и иных музыкальных произведений. [10]
В данной главе рассмотрены меры ответственности за нарушения авторских прав, приведены примеры административной, гражданской и уголовной ответственности в соответствии с Гражданским, Уголовным Кодексами и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Так же приведена в пример судебная практика, иллюстрирующая различные правонарушения в области авторских прав и возможности их разрешения.
2. Особенности защиты авторского права на музыкальные произведения в Российской Федерации авторский право музыкальный защита Автору произведений — результатов научной, литературной работы, а также музыкальных произведений принадлежат следующие права:
· имущественное право на созданное им произведение;
· право авторства;
· право автора на имя;
· право на неприкосновенность произведения созданное автором;
· право на публикацию произведения.
Под защитой авторских прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. [2]
Защищенность права предполагает адекватную ответственность нарушителя. Иначе говоря, авторские и смежные права защищены не тем, как это указано в Законе, а тем, что Закон предусматривает ответственность за их нарушение.
Выделяют две основные формы защиты авторских прав:
1) юрисдикционную, то есть обеспечивающую с помощью государственных органов, в том числе судов (она распадается на сферу гражданского и уголовного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях в сфере авторских и смежных прав);
2) неюрисдикционную, которая охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, осуществляемые ими самостоятельно, без обращения к государственным или иным компетентным органам.
Самым распространенным способом защиты авторских прав, безусловно, являются гражданско-правовые способы. Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации. [11]
Перечень способов защиты гражданских прав содержится в статье 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации и включает в себя следующее:
— признание права;
— восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
— самозащиты права;
— возмещение убытков;
— взыскание неустойки;
— компенсации морального вреда;
— прекращение или изменение правоотношения;
— неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
Автор, обладатель авторских прав или иной обладатель исключительных прав в установленном законом порядке вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией. [4]
Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, в порядке, установленном законом, вправе обращаться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией.
Вся законодательная база в сфере авторского права призвана не только регулировать взаимоотношениями между субъектами авторского права, но и защищать авторские права на интеллектуальную собственность. [7]
2.1 Защита авторского права в США: сравнительный анализ с защитой авторских прав в Российской Федерации Защита авторских прав в США, дело очень серьезное и защищается конституцией, которая определяет это, как содействие в развитии науки. Основным плюсом в защите авторских прав в США есть то, что в стране права на произведение сохраняются на всю жизнь и этим Америка пытается увеличить количество:
§ хороших книг;
§ музыки разных жанров;
§ картин, которые приносят стране мировую славу;
§ фильмов, обогащающих бюджет.
Авторские правовые нормы максимально защищены, но защита авторских прав в США не первична, так как вначале защищаются интересы общества. Авторы имеют только пожизненные права, но юристы стараются добиться баланса при конфликтах авторов и тех, кто посягает на их права. Так как законодательство старается обеспечить максимальный доступ людей ко всем произведениям искусства. Досудебная претензия избавляет от масса хлопот. [16]
Также в США ограничены возможности выражения, которые запрещают копировать чужие работы, но не запрещают использовать одну и ту же идею для самовыражения. Ну, а в общем, авторское законодательство базируется на имущественном, и полностью игнорирует моральное право. Право на авторство позволяет добиться признание его произведения, и запрет присваивать его имя тому, что он лично не создал. Также автор может бороться за свою репутацию и защиту в суде, если его произведение интерпретируется неправильно, или искаженно.
Преимущество на авторство в Америке нельзя отчуждать, так как автор владеет ими пожизненно. Но автор сам может сделать отказ от прав, но такой отказ должен быть сделан исключительно в письменном виде, и иметь подпись автора. Но, даже передав свое преимущество, автор будет считаться автором своих произведений.
Владеющий преимуществами может:
§ разрешить другим делать копии;
§ создавать другие произведения, которые не основаны на его личных работах;
§ распространять свои работы любым способом, как копии, в аренду, или по другому;
§ публично исполнять, или показывать свои произведения.
Если нормы владельца будут нарушены, то государство строго накажет преступника. Но это очень сложный процесс, так как использование авторской идеи другими, вполне допустимо, и даже есть положение, согласно которому возможно справедливое использование тех произведений, которые защищены по закону. А после первой продажи, покупатели могут использовать произведение по своему усмотрению. Также, есть закон, который защищает провайдеров от ответственности за нарушения их пользователей.
Проанализировав особенности защиты авторского права в Соединенных Штатах Америки и Российской Федерации, можно сделать вывод, что: авторское право в этих странах одинаково «жестко» охраняется, посягательство на личную интеллектуальную собственность или музыкальные произведения влечет за собой административную, и в некоторых случаях даже уголовную ответственность. Но так же, есть одно существенное различие в защите авторского права в США и РФ:
в США разрешается копирование интеллектуальной собственности или музыкального произведения, передача данного произведения другому лицу, распространение в аренду. В России же такое хоть и практикуется, но строго преследуется законом.
Сравнительный анализ авторского права России и США свидетельствует о том, что, несмотря на существенные отличия правовых систем исследуемых государств, в рассматриваемой области законодательное регулирование исходит из общих предпосылок предоставления охраны результатам творческой деятельности и общего принципа закрепления за создателем произведения исключительных прав на его использование. [16]
3. Примеры нарушений авторских прав Нелегальное копирование и распространение копий музыкальных композиций. Включает в себя продажу музыкальных альбомов на аудиокассетах и компакт-дисках. К аудиопиратству относится и распространение музыкальных композиций в компьютерных сетях. Также пиратские радиостанции.
Обмен музыкальными композициями в Интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P-технологий — Одноранговая, децентрализованная или пиринговая (англ. peer-to-peer, P2P — равный к равному) сеть — это оверлейная компьютерная сеть, основанная на равноправии участников. Часто в такой сети отсутствуют выделенные серверы, а каждый узел (peer) является как клиентом, так и выполняет функции сервера. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.
Наверняка всем знакома песня «Happy Birthday to You», исполняемую почти на всех днях рождения с целью поздравить именинника. На некоммерческих мероприятиях её можно петь без страха нарушить чьи-то авторские права, а вот использование мелодии в коммерческих целях без отчисления роялти правообладателю недопустимо. Песенку написали сёстры Пэтти Хилл и Милдред Дж. Хилл в 1893-м году. В 1935;м году авторские права были официально утверждены. По законам США, они истекают только в 2030;м году. Возможно, вы замечали, что в художественных фильмах эта мелодия почти никогда не присутствует. Дело в том, что за каждое исполнение песенки в коммерческих целях нужно платить, и это приносит правообладателям доход в размере двух миллионов долларов ежегодно.
На данный момент в России, по статистике нарушений авторских прав на музыкальные произведения — иными словами на пиратство, проживает около 20 миллионов «пиратов» — людей, ежедневно пытающихся нарушить чьи-либо авторские права на музыкальные произведения. Государство пытается бороться с ними, но как только исчезают «старые пираты» появляются «новые». Нарушений в области авторства на музыку предостаточно, но я считаю, то наше действующее законодательство сможет избавить нас от подобных ситуаций.
Хотелось бы привести еще несколько курьезных примеров в сфере нарушений авторства на интеллектуальную собственность:
Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь», выпускающая шоколад под брендом «Аленка», требовала взыскать компенсацию в размере более 310 миллионов рублей с кондитерской фабрики «Славянка» (Белгородская область) за нарушение исключительных прав на товарный знак.
" Славянка" выпускала шоколад под названием «Алина» в упаковке, выполненной в аналогичной цветовой гамме и с изображением девочки, как установили суды, «в похожем цветастом головном платке, из-под которого выбивается челка» .
Спор дошел до Высшего арбитражного суда РФ и был отправлен на новое рассмотрение в первую инстанцию. Там длившееся два с половиной года разбирательство завершилось подписанием мирового соглашения: «Славянка» обязалась прекратить выпуск шоколада в спорном оформлении и выплатить истцу 15 миллионов рублей. В свою очередь, «Красный Октябрь» отказался от взыскания остальных 37 миллионов рублей компенсации, рассчитанной судом.
Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК) осенью 2009 года направила в арбитражные суды несколько исков к социальной сети «ВКонтакте» с требованием прекратить размещение на ресурсе ряда популярных российских фильмов и музыкальных произведений, права на которые принадлежат телекомпании. Дело дошло до Высшего арбитражного суда, который отказал в его пересмотре, указав, однако, на возможность пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.
ВГТРК потребовала от социальной сети «ВКонтакте» денежную компенсацию. ВГТРК подала в суд заявление о пересмотре этого дела по новым обстоятельствам. Производство по делу пока не возобновлено.
Заключение
В результате проведенного исследования сделаны выводы:
Авторское право, являясь самостоятельным гражданско-правовым институтом, одновременно входит в качестве составного элемента в часть гражданского права, которая именуется «Право интеллектуальной собственности». Авторское право рассматривается в объективном и субъективном смыслах. Под авторским правом в объективном смысле понимается совокупность норм, регламентирующих общественные отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право охватывает имущественные и личные неимущественные права авторов произведений и иных правообладателей. [17]
Так же в данной работе были рассмотрены понятия: интеллектуальная собственность, смежное право, исключительное право, музыкальное произведение и другие. В работе были проанализированы способы защиты авторского права в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки. Так же, рассмотрены и изучены санкции, применяемые в сфере нарушений авторского права.
Вновь принятое законодательство более детально регламентирует права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. В отношении данных объектом признаются интеллектуальные права, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ.
Становление новой России, которая предпочла позволить рыночным силам определять направление и скорость развития своей экономики, показало острую необходимость реформы правового фундамента общественных отношений, связанных с использованием результатов интеллектуальной деятельности. В результате работы ученых и законодателей в настоящее время мы имеем добротную юридическую базу.
Список используемой литературы Нормативно — правовые акты:
1. Всемирная Женевская конвенция об авторском праве (редакция 1971 года) Собрание Постановлений Правительства СССР. 1973. № 24.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: часть 4, глава 70 статья 1255 «Авторские права»
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации: часть 4, глава 70 статья 1257 «Автор произведения»
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации: часть 4, глава 70 статья 1259 «Объекты авторских прав»
5. Гражданский Кодекс Российской Федерации: часть 4, глава 70 статья 1265 «Право авторства и автора на имя»
6. Гражданский Кодекс Российской Федерации: часть 4, глава 70 статья 1270 «Исключительное право на произведение»
7. Гражданский Кодекс Российской Федерации: часть 4, глава 70 статья1271 «Знак охраны авторского права»
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: глава 7, статья 7.12 «Нарушение смежных и авторских прав»
9. Уголовный Кодекс Российской Федерации: статья 146 «Нарушение авторских и смежных прав»
Судебная практика:
10. Определение (33−10 826/2013 о защите интеллектуальных прав) (04.09.2013, Свердловский областной суд (Свердловская область))
11. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 г. N 15 г. Москва «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»
12. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. N 14 г. Москва «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»
Библиография:
13. Шершеневич Г. Ф. «Авторское право на музыкальное произведение»; Казань, 2009.
14. Сергеев А. Л. «Право интеллектуальной собственности в РФ»; Москва, 2011
15. Савельева И., Гусев О. «Становление и развитие авторского права в России»; Москва, 2010
16. Чупова М. Д. «История авторского права в России XIX века»; Москва, 2008
17. Алферов А. Л. «Авторское право на музыкальные произведения в России»; Москва, 2011
18. Антимонов Б. С. «Авторское право»; Госюритлат, 2011
19. Статья юриста Марка Литвака для журнала Script Magazine — электронный ресурс: http://www.tokman.ru
20. Авторские и смежные права — электронный ресурс: http://wikipedia/ru
21. Споры из-за нарушений интеллектуальной собственности — электронный ресурс: http://ria.ru/spravka/20 120 426/635112901.html