Определение влияния подводящих упражнений в разучивании техники лыжных гонок без участия зрительного анализатора
Оценивая технику двигательных действий можно выделить такие, в которых предъявляются высокие требования к одному из видов точности движений при сравнительно нежестких требованиях к другим видам. Например, в ряде гимнастических элементов важна не столько точная величина амплитуды сгибания и разгибания тела или его части, сколько своевременное их осуществление. В фигурном катании на коньках при… Читать ещё >
Определение влияния подводящих упражнений в разучивании техники лыжных гонок без участия зрительного анализатора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Кафедра теории и методики лыжного спорта Курсовая работа Определение влияния подводящих упражнений в разучивании техники лыжных гонок без участия зрительного анализатора Санкт-Петербург
- Введение
- Глава 1. Обзор литературы по изучаемой проблеме
- 1.1 Понятие и характеристика двигательных умений и навыков
- 1.2 Признаки двигательных умений и навыков
- 1.3 Роль координационных способностей в формировании двигательного навыка
- 1.4 Взаимосвязь зрительного и двигательного анализаторов и участие их в формировании двигательного навыка
- 1.5 Предпосылки к процессу формирования навыков
- 1.6 Значение специальных упражнений в подготовке лыжника-гонщика
- 1.7 Средства и методы уменьшения функциональных асимметрий лыжников — гонщиков
- 1.8 Значение явления переноса навыков в спорте
- Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
- 2.1 Цель и задачи исследования
- 2.2 Методы исследования
- 2.3 Организация исследования
- Глава 3. Перспективы использования подводящих упражнений в разучивании техники лыжных гонок в условиях включения зрительного анализатора
- Выводы
- Список использованной литературы
Современный уровень спортивной практики во многом определяется техническим прогрессом, который активизирует и ставит на новые рельсы педагогический процесс спортивной тренировки.
В связи со значительным изменением технологии лыжного инвентаря поменялись требования к формированию двигательного действия в лыжных гонках. Прирост результатов возможен при условии повышения эффективности всех компонентов системы подготовки.
Что бы добиться успеха в поставленной задаче, следует начать решение с глубины ее вопроса, с ее причины возникновения. Так я и решил, описать методику формирования двигательного навыка в лыжных гонках. Определить способы совершенствования двигательного навыка.
Актуальной эту тему я считаю потому что уровень развития инвентаря в лыжных гонках требует высоких технических характеристик.
Цель работы: определить эффект выключения зрительного анализатора при разучивании техники в лыжных гонок.
Задачи:
1. Выявить принципы формирования навыка
2. Определить значение выключения зрительного анализатора, при формировании двигательного навыка.
3. Определить способы уменьшения функциональной асимметрии лыжников — гонщиков на основе подводящих упражнений.
Глава 1. Обзор литературы по изучаемой проблеме
1.1 Понятие и характеристика двигательных умений и навыков
Основу технического мастерства спортсменов составляют двигательные умения и навыки, формирующиеся в процессе тренировки и существенно влияющие на спортивный результат. Считают, что эффективность спортивной техники за счет навыка повышается в циклических видах спорта на 10−25% (Матвеев Л.П. 1991).
Двигательные умения — способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения (Максименко А. М, 1987).
Двигательные навыки — это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться без участия сознания (автоматически) и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи (Матвеев Л.П., 1991).
Основные методы исследования двигательных навыков можно разделить на 2 группы:
1) Метод описания внешней структуры движений;
2) Метод регистрации внутренних связей.
К первым относятся методы кино-, фото-, видео-, телесъемки движений, тензометрия, динамометрия, гониометрия, циклография и пр. Ко вторым — электрофизиологические методы: электроэнцефалография, электромиография, запись Н — рефлексов и активности двигательных единиц. Комплексная оценка целостной структуры навыков осуществляется при одновременной регистрации биомеханических и физиологических показателей (Солодков А.С., 2001).
1.2 Признаки двигательных умений и навыков
В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Понятие «двигательное умение», как и понятие «двигательный навык», относится преимущественно к технической стороне способности совершать двигательные действия и вместе с тем отражает определенную степень их сформированности, освоенности. Двигательное умение представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций. К числу отличительных признаков первоначального двигательного умения относятся: постоянная концентрация внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях, минимальная или относительно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движениями, относительная нестандартность параметров и результата действия при его воспроизведении, избыточная (не заданная программой действия) изменчивость техники движений (вплоть до ее нарушений), особенно под влиянием сбивающих факторов, расчлененность или мало выраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действия во времени.
В данной характеристике двигательного умения подчеркнуты, кроме всего прочего, его отличия от двигательного навыка. Но отличия эти относительны. Двигательное умение и двигательный навык — это как бы последовательные ступени (стадии) на пути формирования двигательного действия. По мере многократного воспроизведения действия, операции входящие в его состав, становятся постепенно отлаженными и привычными, а связи между ними прочными, гарантирующими естественную слитность движений, отпадает необходимость постоянной концентрации внимания на ряде частных моментов действия, сокращается число опорных точек ориентировочной основы действия, требующих направленного осознания, возрастает вклад двигательных автоматизмов в осуществление действия. В результате двигательное умение автоматизируется — превращается в двигательный навык. Автоматизация движений и есть основной отличительный признак двигательного навыка (Матвеев Л.П., 1991). Отсюда следует, что, двигательный навык представляет собой такую форму реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения. Но это определение далеко не полно отражает конкретные признаки навыка. К числу таковых, в отличие от признаков двигательного умения, относятся: повышенная степень участия двигательных автоматизмов в осуществлении частных операций, составляющих действие, и связей между ними; направленность сознания по ходу действия не столько на его детали, сколько на реализацию общей цели;
Выраженная стереотипность частных операций и параметров действия (если не возникает объективных условий, требующих их варьирования), повышенная устойчивость техники движений по отношению к сбивающим факторам; выраженная слитность операций и сокращение времени выполнения действия (Матвеев Л.П., 1991). Но пока не сформировался навык, выполняющий действие вынужден концентрировать сознание не столько на общей логике достижения намеченной цели, сколько на частных операциях, входящих в действие, тратить энергию на контроль и регулирование всех недостаточно отлаженных движений и связей между ними, непрерывно удерживать их в сфере внимания. По мере формирования навыка сознание (точнее говоря, высшие отделы ЦНС), по всей вероятности, все в возрастающей степени как бы освобождается от таких функций. Физиологически это объясняется, в частности, тем, что согласно концепции построения движений Н. А. Бернштейна, которая получает все большее признание, определенные моменты непосредственного управления движениями и их координации передаются с вышележащих на нижележащие уровни ЦНС, где уже сложились ранее или сформировались вновь, в результате упражнения, отдельные двигательно-координационные автоматизмы, необходимые для эффективного выполнения двигательного действия (Ашмарин Б.А., 1979)
1.3 Роль координационных способностей в формировании двигательного навыка
В лыжных гонках наиболее важными являются двигательные способности, такие как координационные, гибкость, и скоростные способности, являющиеся специфическими для данного вида спорта.
В структуре координационных способностей спортсмена, прежде всего, следует выделять восприятие и анализ собственных движений, наличие образов, динамических, временных и пространственных характеристик движений собственного тела и различных его частей в их сложном взаимодействии, понимание стоящей двигательной задачи, формирование плана и конкретного способа выполнения движения. При всех этих составляющих может быть обеспечена эффективная эффекторная импульсация мышц и мышечных групп, которые необходимо привлечь к высокоэффективному, с точки зрения координации, выполнению движения. Важным фактором, определяющим уровень координации, является также оперативный контроль характеристик выполняемых движений и обработка его результатов. В этом механизме особую роль играет точность афферентных импульсов, поступающих от рецепторов мышц, сухожилий, связок, суставных хрящей, а также зрительного и вестибулярного анализаторов, эффективность их обработки центральной нервной системой.
Рассматривая мышечно-суставную чувствительность в качестве важнейшей предпосылки эффективности афферентной импульсации, следует отметить её формирования в строгом соответствии со спецификой видов спорта, техническим арсеналом конкретного спортсмена. Поэтому при направленном развитии мышечно-суставной чувствительности следует ориентироваться на разнообразие упражнений, широкую их динамических и пространственно-временных характеристик и необходимость вовлечения в работу конкретных мышц и суставов.
Уровень координационных способностей во многом зависит от моторной (двигательной) памяти — свойства центральной нервной системы запоминать движения и воспроизводить их в случае необходимости (Бернштейн, 1991). Моторная память спортсменов высокого класса, особенно специализирующихся в сложно-координационных видах спорта, лыжных гонках, содержит сложную структуру двигательных навыков. Это обеспечивает проявление высокого уровня координационных способностей в самых разнообразных условиях, характерных для тренировочной и соревновательной деятельности, воспроизведения наиболее эффективных движений за короткое время, при сложных ситуациях, в состоянии утомления. Именно наличие многочисленных заготовок в моторной памяти предопределяет быстрые и эффективные двигательные действия в условиях когда центральная нервная система не успевает переработать информацию, поступающую от рецепторов.
Важным фактором, предопределяющим уровень координационных способностей, является эффективная внутримышечная и межмышечная координация. Способность быстро активизировать необходимое количество двигательных единиц, обеспечить оптимальное взаимодействие мышц-синергистов и мышц-антагонистов, быстрый и эффективный переход от напряжения мышц к их расслаблению присущи квалифицированным спортсменам, отличающимся высоким уровнем координационных способностей.
Важнейшим элементом координационных способностей спортсмена является совершенство механизма нервно-мышечной передачи импульсов, предусматривающее возможность повышения импульсации мотонейронов, ректурирование дополнительных мотонейронов — в одних случаях, снижение импульсации мотонейронов, сокращение количества мотонейронов, посылающих импульсы — в других (Альтер, 2001). В реальной тренировочной и соревновательной деятельности все эти процессы протекают в сложной органичной взаимосвязи, обусловленной структурой движений, уровнем проявления различных двигательных способностей, психологической установкой и предопределяют эффективность межмышечной, внутримышечной координации. Эффективность такой координации проявляется в оптимальном взаимодействии мышц, целесообразной активации и деактивации двигательных единиц и мышечных волокон отдельной мышцы.
Совершенствование процессов нервно-мышечной передачи импульсов, повышающих эффективность межмышечной и внутримышечной координации, в значительной мере влияет на уровень развития и способность к реализации всех двигательных способностей и технико-тактических элементов. Доказано большое влияние эффективности нервно-мышечной передачи импульсов на уровень развития и проявление силовых качеств (Surburg, 1983), гибкости (Printice, 1983; Альтер, 2001), выносливости (Рохеtаl., 1993; Платонов, Булатова, 1995), скоростных и координационных способностей (Printice, 1983; Wilmore, Costill, 2004).
Методика повышения эффективности нервно-мышечной передачи основана на исключительном многообразии и взаимосвязи двигательных действий, режимов сокращения и расслабления мышц, способов психической регуляции и контроля за эффективностью двигательных действий и проявляемых физических качеств: чем больше объем, разнообразие и интенсивность двигательных действий, особенно построенных на специфическом материале конкретного вида спорта, чем шире диапазон активации двигательных единиц, тем эффективнее протекает процесс совершенствования меж — и внутримышечной координации. Для повышения эффективности процесса адаптации в этом направлении широко используются методы объективной и субъективной оценки эффективности нервно-мышечной регуляции, специальные тренажеры, средства психологического воздействия, физические средства активации мышечной деятельности и восстановительных реакций.
Большое значение для повышения уровня координационных способностей имеет адаптация деятельности различных анализаторов к специфическим особенностям конкретного вида спорта. Под влиянием тренировки функции многих анализаторов улучшаются, что выражается, например, в снижении порогов проприоцептивной чувствительности. Так, у лыжников наблюдается высокая чувствительность двигательного анализатора при движениях в голеностопных суставах.
Координационные способности, основанные на проявлениях двигательных реакций и пространственно-временных антиципации, лежат в основе деятельности спортсменов в неожиданных и быстро изменяющихся ситуациях. Предвосхищать дистанционные взаимодействия с партнерами и противником, переключаться от одних действий к другим, выбирать момент для начала действий — наиболее распространенные специализированные умения спортсменов, которые требуют развития следующих способностей: дифференцировать и антиципировать пространственно-временные компоненты соревновательных ситуаций;
выбирать момент начала движений для успешного противодействия сопернику или взаимодействия с соперником по команде;
адекватно определять направления, амплитуду, скоростные характеристики, глубину и ритм действий своих, соперника и партнеров.
Все эти способности развиваются в процессе отработки обусловленных действий, действий с выбором, переключением; в упражнениях, ставящих задачи варьирования быстротой, ритмом, амплитудой действий, временными параметрами взаимодействия с соперником (партнером).
Специфические координационные способности, о которых идет речь, даже у спортсменов высокой квалификации развиты неодинаково. У каждого спортсмена есть свои сильные и слабые стороны подготовленности, причем первые могут компенсировать наличие вторых.
Отметим наиболее типичные варианты компенсаций:
недостатки тактического мышления компенсируются быстротой двигательных реакций, устойчивостью и распределением внимания, чувством времени, дистанции, момента и др.;
недостатки распределения внимания компенсируются быстротой восприятия и мыслительных операций, точностью мышечно-двигательных дифференциаций и др.;
недостатки переключения внимания компенсируются быстротой двигательных реакций, способностью точно прогнозировать изменение ситуации, чувство времени и др.;
недостаточная скорость двигательных реакций компенсируется способностью к прогнозированию, чувством дистанции, чувством времени, пространства, распределением внимания и его устойчивостью, тактическим мышлением и др.;
недостаточная точность двигательных дифференциаций компенсируется вниманием, быстротой двигательных реакций, чувством времени и др. (Келлер, Платонов, 1993).
Координационные способности спортсмена очень многообразны и специфичны для каждого вида спорта. Однако их можно дифференцировать на отдельные виды по особенностям проявления, критериям оценки и факторам, их обусловливающим. Опираясь на результаты специальных исследований (Пехтль, 1971; Blume, 1982; Гужаловский, 1986; А.А. Тер-Ованесян, И.А. Тер-Ованесян, 1986; Лях, 1989, 1991; Донской, 1971; Келлер, Платонов, 1993; Тропп и др., 2002), можно выделить следующие относительно самостоятельные виды координационных способностей:
· оценка и регуляция динамических и пространственно-временных параметров движений; сохранение устойчивости; чувство ритма;
· ориентирование в пространстве; произвольное расслабление мышц; координированность движений.
В реальной тренировочной и соревновательной «деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. В конкретных ситуациях отдельные координационные способности играют ведущую роль, другие — вспомогательную, при этом возможно мгновенное изменение роли различных способностей в связи с изменившимися внешними условиями. Это проявляется в тех видах, в которых результат в значительной мере зависит именно от координационных способностей.
В то же время независимо от вида спорта координационные способности зависящие от морфофункциональных и психологических факторов, прежде всего, связаны с техническим мастерством спортсмена, во многом определяя его уровень.
1.4 Взаимосвязь зрительного и двигательного анализаторов и участие их в формировании двигательного навыка
Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двигательного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двигательный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестетические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений.
Экспериментально установлено, что информация, поступающая от рецепторов двигательного аппарата, анализируется более совершенно при закрытых глазах, что и проявляется в большей пространственной точности движений. Зрительные раздражения, если они не связаны с непосредственным контролем за точностью движения, являются помехой для анализа проприоцептивной сигнализации.
Зрительный контроль может обеспечить абсолютную точность движения лишь в этом случае, если в поле зрения попадают ориентиры, дающие точную информацию о положении тела в пространстве. Если же этого нет, если движение хотя и совершается в поле зрения, но без точных ориентиров, если зрительная информация дает лишь приблизительную ориентировку в пространстве, то точность такого движения мала. Она меньше, чем точность движения совершающегося на основе проприоцептивной сигнализации. Очевидно, в этом случае зрительные восприятия играют ведущую роль в пространственной ориентировке и мешают ориентироваться по показаниям мышечно-суставного чувства (Н.З. Обухова, Р. А Роман 1964).
В спортивно — педагогической литературе встречаются рекомендации разучивать какое-либо упражнение с закрытыми глазами (Роман Р.А., 1962, Беляев И. Г., 1961). Проводимые, со штангистами опыты, с выключением зрительного анализатора при подъёме штанги, свидетельствуют об особенно большой роли двигательного анализатора и меньшей зрительного (Роман Р. А.).
В исследовании И. Г. Беляева о развитии функций двигательного анализатора у детей школьного возраста говорится о том, что зрительный анализатор имеет большое значение преимущественно на первых порах овладения новым движением, дальнейшее же совершенствование, видимо, главным образом, происходит за счет улучшения деятельности двигательного анализатора (кинестезии).
Кинестетическая чувствительность, на основе которой формируются двигательные навыки и совершенствуются ранее усвоенные, с возрастом значительно улучшается. Наибольшие сдвиги в развитии кинестезии в младшем школьном возрасте, в среднем школьном возрасте темпы развития заметно уменьшаются и с 13−14 лет развитие кинестезии в основном прекращается. Это, конечно, не означает, что при специальной или профессиональной тренировке у взрослых спортсменов не может происходить дальнейшее совершенствование кинестезии. Но отсутствие зрительного анализатора оказывает не одинаковое влияние на деятельность двигательного анализатора (Беляев И.Г., 1961). Основываясь на результатах исследования И. Г. Беляева можно говорить, что в движениях где зрение не является решающим, двигательное действие выполняется гораздо эффективнее за счет деятельности двигательного анализатора. В движениях, где значимы пространственные представления (кинематометрия), выполнение двигательного действия в равной мере зависит как от зрительного, так и от двигательного анализаторов, с преобладающим влиянием первого.
Но при систематической тренировке, временное выключение зрительного анализатора приводит к значительному улучшению в точности движений, которые превышают исходные показатели, достигнутые в серии занятий до выключения зрения. Это, по-видимому связано с большей отчетливостью кинестетических ощущений при выключении зрения, которые увеличивают свое результирующее влияние после выключения зрительного анализатора (Беляев И. Г.).
В движениях лыжников гонщиков зрение не является решающим, так как пространственные представления (кинематометрия) не столь высоко значимы, поэтому, и руководствуясь наблюдениями И. Г. Беляева о развитии кинестезии, применение в лыжных гонках комплекса подводящих упражнений для обучения двигательному действию и формирования двигательного навыка, имеет большую эффективность в формировании последнего, если будет выполняться с выключением зрительного анализатора.
Для совершенствования кинестетической чувствительности в тренировочном процессе рекомендуется проводить отдельные тренировки, как на лыжах, так и без лыж в условиях недостаточной освещенности. Без лыж таким условием может являться, так же и выполнение двигательного действия с закрытыми глазами. В данном случае у спортсмена происходит большая концентрация внимания на внутримышечных ощущениях, а значит спортсмен лучше чувствует при отталкивании работу не только в голеностопном суставе, но и работу мышц бедра, а так же разгибание коленного сустава, что позволяет выполнить более эффективное отталкивание. Когда у спортсмена при выполнении движения включен зрительный анализатор, то концентрация внимания на внутримышечные ощущения снижаются, так как происходит иррадиация внимания на внешнюю среду. (Завъялов А.В., 1968)
1.5 Предпосылки к процессу формирования навыков
Процесс формирования спортивных двигательных навыков может отличаться той или иной степенью сложности в зависимости от ряда факторов. Наиболее общими и существенными из них являются: а) особенности техники двигательного действия; б) явление переноса навыков; в) степень готовности спортсмена к овладению данным действием; г) факторы, обуславливающие двигательные ошибки.
Процесс формирования двигательного навыка во многом зависит от направленности техники спортивного действия. При формировании навыков владения циклическими локомоциями (бег, гребля и т. д.) техника этих действий изучается, как правило, в основном варианте. Известное внимание должно уделяться выработке ее вариативности (особенно в видах спорта, связанных с передвижениями в изменяющихся условиях внешней среды, например, на лыжне). При обучении действиям циклического характера имеется опасность стойкого закрепления ошибок в связи с неизбежностью многократных повторений двигательных циклов. Степень сложности процесса формирования спортивных навыков существенно зависит от биомеханических особенностей техники. Количественный состав движений и степень сложности сочетания их между собой обусловливает сложность и продолжительность обучения. В зависимости от количества движений, фаз, подсистем составляющих технику двигательного действия избираются различные методы обучения (целостное разучивание, разучивание по частям или посредством системы подводящих упражнений). От степени сложности структуры техники будет зависеть продолжительность этапов обучения.
Движения, составляющие технику любого двигательного действия, характеризуется определенными (и подчас очень строгими) требованиями к их точности. Известны три группы условий выполнения каждого движения: условия пространства (направление, амплитуда, траектория); условия времени (начало, окончание, длительность, скорость движения); условия силы (степень мышечных усилий в каждый отдельный момент). Требованиями к точности движений по этим трем видам условий и обусловливается сложность техники действия последовательно, степень сложности процесса обучения. Чем более высокая точность движений предусмотрена техникой действия, тем более сложные требования предъявляются к физиологическому механизму процесса управления движениями: к концентрации нервных процессов в двигательных центрах; к подвижности, силе и уравновешенности нервных процессов; к выработке тонких дифференцировок в кинестетическом (двигательном) анализаторе и анализаторах, работающих совместно с ним (например, вестибулярный, звуковой).
Замечено, что в движениях, типичных для спортивной практики, овладение точностью движений во времени и, особенно, точностью усилий, достигается значительно труднее, чем овладение точностью в пространстве.
Кроме того выяснено, что у одного и того же человека могут быть различные способности к точному воспроизведению движений в пространстве, во времени и по усилиям. Можно предполагать, что каждый вид точности обеспечивается своим специфическим физиологическим механизмом и, что следовательно дифференциальные пороги чувствительности этих механизмов у одного и того же человека могут быть разные. Один спортсмен может точнее других воспроизводить движения по амплитуде и хуже других дозировать усилия или длительность движения.
Оценивая технику двигательных действий можно выделить такие, в которых предъявляются высокие требования к одному из видов точности движений при сравнительно нежестких требованиях к другим видам. Например, в ряде гимнастических элементов важна не столько точная величина амплитуды сгибания и разгибания тела или его части, сколько своевременное их осуществление. В фигурном катании на коньках при выполнении «школьных» фигур, вероятно, условие времени не является столь важным фактором как условия пространства и в какой-нибудь мере усилий. Наиболее сложной для освоения является техника, где предъявляются высокие требования ко всем трем видам точности движений одновременно. Существенным моментом, определяющим степень сложности овладения техникой, является ритм. Наиболее трудными для освоения бывают действия, в которых ритмический рисунок системы движений характеризуется наличием одной или нескольких пауз между отдельными фазами или подсистемами (например, при необходимости дождаться соответствующего момента для главного усилия или выполнения ведущей части действия). Сложность овладения ритмом в таких случаях обусловлена необходимостью выработки трудных для нервной системы условных тормозных рефлексов по типу «запаздывающего торможения». Чем больше таких реакций необходимо вырабатывать при овладении действием, тем труднее протекает формирование навыка и тем более возможны нарушения его при недостаточно закрепленном динамическом стереотипе корковой деятельности под влиянием различных сбивающих факторов (внешнее торможение, эмоции и т. п.).
Немаловажное значение для процесса обучения имеет «симметричный» или «односторонний» характер техники спортивного действия.
Двигательные действия одностороннего типа (выполняемые в правую или левую сторону, правой или левой конечностью и т. п.) требуют особой тактики построения процесса обучения. Это связано с решением таких вопросов как выбор ведущей стороны, определение объема и последовательности упражнений для каждой стороны при необходимости обучения выполнять действие в обе стороны.
Исследования функциональной асимметрии двигательного аппарата свидетельствуют о том, что асимметрия нижних конечностей менее выражена, чем у верхних.
При необходимости обучить спортсмена владению действием в обе стороны с одинаковым качеством важно учесть следующее:
а) для каждой стороны формируется самостоятельный навык с обусловливающими его физиологическими механизмами, в результате чего должны быть выработаны два самостоятельных динамических стереотипа;
б) при формировании одного из таких навыков создаются предпосылки для частичного переноса его на другую сторону.
Наличие в технике действия элементов естественных движений и врожденных автоматизмов может облегчать или затруднять процесс обучения. Врожденные автоматизмы, входящие в состав системы движений технического действия, также могут облегчить овладение действием (например, в беге на лыжах, в плавании способом кроль и т. п.).
Как известно, некоторые спортивные действия могут вызывать защитную реакцию и эмоции страха в связи с возможностью травмирования. Это значительно осложняет обучение, особенно на начальных этапах. Овладению техникой в этих случаях мешает общая «скованность», уменьшение амплитуд и скоростей движений и т. д. Этот фактор обусловливает необходимость изыскания и применения специальных методических средств для предупреждения к устранения защитных реакций.
1.6 Значение специальных упражнений в подготовке лыжника-гонщика
Большое место в тренировке лыжника занимают специальные упражнения, которые являются основным средством в технической подготовке лыжника. Анализ специальных упражнении лыжника-гонщика показывает, что основными задачами, которые они должны решать, являются следующие:
а) освоение основных элементов техники способов передвижения на лыжах;
б) развитие общей и специальной координации движений;
в) укрепление и развитие мышечных групп и связочно-суставного аппарата, несущих основную нагрузку в занятиях лыжным спортом;
г) совершенствование основных физических cпособностей спортсмена: быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости с учетом специфического проявления этих способностей в занятиях лыжным спортом.
Кроме того, специальные упражнения, как и любые обще-развивающие упражнения, решают круг задач общей физической подготовки, поэтому они имеют универсальное значение в подготовке лыжника. Из-за многообразия задач, которые решаются применением специальных упражнений, иногда трудно определить их специальный характер. Основой в подборе и определении специальных упражнений должна быть техника способов передвижения на лыжах. Применение специальных упражнений лыжника-гонщика в подготовительном периоде имеет своей целью приобретение и совершенствование, новых двигательных навыков — базы дальнейшего совершенствования техники способов передвижения на лыжах и всесторонней физической подготовки. В чем же заключается физиологический механизм воздействия специальных упражнений? Двигательная деятельность человека представляет собой огромный комплекс безусловных и условных рефлексов, связанных между собой определенными нервными связями. Обучение физическим упражнениям происходит на базе ранее существовавших двигательных навыков и установившихся нервных связей между центрами коры полушарий головного мозга. При этом может происходить не только совершенствование двигательных реакций, но и образование новых форм движения. Чем больше приобретенных двигательных навыков, чем они разнообразнее, тем быстрее человек овладевает новыми движениями. В связи с этим необходимо учитывать наличный фонд двигательных навыков, уметь его расширять и использовать для формирования новых форм двигательной деятельности. Таким образом, длительность процесса овладения движением зависит от общей физической подготовленности занимающихся и от запаса специальных (для данного вида спорта) двигательных навыков.
Согласно А. Н. Крестовникову, овладение тем или иным движением, т. е. образование двигательного навыка, связано с формированием соответствующего динамического стереотипа корковой деятельности головного мозга. Наличие такого стереотипа нервной деятельности обеспечивает у спортсмена четкое согласование функций организма и движений. Говоря о благоприятном значении стереотипа, Павлов называет его динамическим, т. е. изменяющимся под влиянием внешней и внутренней среды. Следовательно, всегда необходимо стремиться к формированию стереотипов подвижных, достаточно гибких, отдельные звенья которых легко изменяются с изменением обстановки.
Наряду со стереотипной деятельностью при выполнении физических упражнений имеет место и творческая деятельность, обусловливающая возникновение новых условно-рефлекторных связей, выработку новых дифференцировок. «Творческая» деятельность коры больших полушарии представляет собой образование новых временных связей: она позволяет изменять двигательные стереотипы в процессе выполнения движений и образовывать новые формы реакций на изменяющуюся обстановку. Отсюда следует вывод, что двигательные навыки, полученные в результате применения специальных упражнений в тренировках подготовительного периода, могут и должны дать большой эффект в подготовке лыжника. Они способствуют созданию той базы, на которой идет совершенствование не только отдельных звеньев техники того или другого хода, но и техники отдельных ходов в целом.
Специальные подводящие упражнения.
Эти упражнения направлены на усвоение некоторых элементов техники и подготовку мышечных групп, выполняющих основные рабочие усилия при передвижении на лыжах.
Специальные упражнения лыжника-гонщика имеют разностороннее влияние на организм. В зависимости от методики их применения они могут частично решать многие задачи в тренировке лыжника. Большой эффект специальные упражнении дают, когда выполняются технически правильно. С этой целью упражнения первоначально нужно выполнять под контролем преподавателя. Определенный рецепт применения специальных подводящих упражнений в подготовительном периоде дать невозможно, все зависит от контингента занимающихся как в отдельном занятии, а также и целого этапа тренировки. Пример: имитацию попеременного двухшажного хода в движении можно выполнять как на равнинном участке, а также на пологом и крутом подъемах, как со слабой, а также и сильной интенсивностью. Как видно из этого примера, и задачи будут решаться разные: или совершенствование техники, или развитие выносливости, или развитие скорости. Но, исходя из общих задач по этапам тренировки подготовительного периода, можно дать рекомендацию в распределении специальных упражнений, по этапам подготовительного периода тренировки лыжника-гонщика. Классификация специальных упражнений, разработанная М. А. Аграновским (1962, 1963), делит их на шесть групп по признаку их влияния на организм спортсмена: для развития мышц рук, ног, туловища, для равновесия, на упражнения с приспособлениями, имитирующими передвижение на лыжах и без приспособлений. Упражнения выполняются с использованием веса собственного тела, силы инерции веса и силы инерции предметов, внешнего сопротивления, амортизаторов, отягощения, специальных площадок (с ограниченной опорой), лыжероллеров, различных видов искусственной лыжни.
Применяя в практике классификацию специальных упражнений очень важно помнить о том, что у лыжников — гонщиков имеет место асимметрия физического развития и двигательных действий, проявляющаяся в показателях их подготовленности: в преимущественном использовании ведущей ноги для отталкивания в одновременном — одношажном ходе, в различной длине многоскока на правой и левой ноге, в различной гибкости правой и левой сторон тела и способности к сохранению равновесия на правой и левой ноге и т. д.
Лишь незначительная часть из опрошенных (16% тренеров и 13% лыжников) целенаправленно работают над устранением асимметрии. Остальные не принимают во внимание феномен асимметрии и не учитывают асимметричного развития лыжников, объясняя это, в основном двумя причинами: устранением асимметрии в ходе становления спортивного мастерства лыжников и не разработанностью соответствующей методики (Целищев В. Ю, 1984). Также известно, что у лыжников старших разрядов при передвижении на лыжах и имитации попеременного двухшажного в подъём с палками имеет место в той или иной мере выраженная асимметрия двигательных действий, проявляющаяся в различиях длины, времени и скорости выполнения шагов одного цикла данного хода или его имитации, а также в усилиях левых и правых конечностей лыжников при передвижении на лыжах (лыжероллерах) одновременными и попеременными ходами.
Асимметрия имеет право или левосторонний характер. В 60% случаев доминируют правая рука и левая нога и в 40% - левая рука и правая нога. Вследствие этого более длинный и быстрый шаг чаще наблюдается после отталкивания левой ногой.
Характер асимметрии у каждого спортсмена стабилен и сохраняется неизменным в ходе гонки на лыжах (лыжероллерах). Индивидуальные коэффициенты асимметрии (Э.Х. Амбаров, 1969) у спортсменов часто различны по определявшимся показателям: они могут быть значительными, например, в длине шагов и их времени и отсутствовать в скорости.
Асимметрия проявляется и в усилиях левых и правых конечностей лыжников. Больше выражена асимметрия усилий левых и правых конечностей при передвижении с соревновательной скоростью попеременным двухшажным ходом. В одновременных ходах асимметрия рук несколько снижается, что можно объяснить не только одновременным характером их работы (Е.А. Мухамедова, 1953; Ю. А. Ряузов, 1964; В. С. Фарфель, 1975), но и наблюдающимся в отдельных случаях выраженным навалом туловища на определенную палку. Однако у большинства лыжников доминирование одной из рук сохраняется: различия усилий рук могут достигать 1,6 кг (лыжи) и 1,9 кг (лыжероллеры). По мере утомления лыжников асимметрия становится более выраженной по сравнению с исходной, причем в большей степени это характерно для менее подготовленных лыжников. Как правило, в ходе гонки заметнее падение длины шага после отталкивания не ведущей ногой. Это, вероятно, свидетельствует о наличии асимметрии локальной выносливости лыжников.
1.7 Средства и методы уменьшения функциональных асимметрий лыжников — гонщиков
Для активного снижения асимметрии, на наш взгляд, целесообразно было использовать основные и специальные упражнения лыжника выполняемые в развивающем режиме с четким дифференцированием нагрузки на левые и правые конечности: передвижение на лыжах (лыжероллерах) бесшажным ходом за счет отталкивания одной рукой; передвижение на лыжах (лыжероллерах, имитация попеременного 2-хшажного хода) — упражнение «самокат»; передвижение на лыжах (лыжероллерах) одновременным одношажным ходом за счет отталкиваний не ведущими ногой и рукой; имитация отталкивания рукой и ногой в попеременных и одновременных ходах о использованием тренажеров и амортизаторов; прыжковые упражнения (Целищев В.Ю. 1984).
Согласно имеющимся рекомендациям (А. А, Поцелуев, 1951; П. Дж. Себастьян, 1971 и др.), для оптимизации асимметрии целесообразно использовать переменный, повторный и соревновательный методы спортивной тренировки. В специальной литературе отмечается необходимость дополнительной нагрузки на отстающие конечности при работе над оптимизацией асимметрии (Э.Х. Амбаров, 1969; С. И. Пенигин, 1982 и др.), однако конкретные рекомендации по точному дифференцированию нагрузки на ведущие и не ведущие конечности отсутствуют.
Целесообразность снижения асимметрии в развитии специальных физических способностей и двигательных действий лыжников-гонщиков путем использования специальных упражнений и при соответствующей их дозировке. Это повышает специальную работоспособность и спортивно-технические результаты лыжников, что обусловлено увеличением ритмичности, экономичности и скорости их передвижения на дистанции (Целищев В.Ю., 1984).
Для уменьшения асимметрии в развитии специальных физических качеств и двигательных действий лыжников необходима дополнительная нагрузка на не ведущую конечность при выполнении упражнений. Эффективен вариант дозирования нагрузки, предполагающий на отдельном тренировочном занятии выполнение не ведущей конечностью объема работы, на 10% превышающего нагрузку на ведущую.
Средствами для снижения асимметрии являются основные и специальные подводящие упражнения, позволяющие выполнять их в развивающем режиме и точно дифференцировать нагрузку на левые и правые конечности.
Для того чтобы оценить сходство тренировочных упражнений с соревновательным, обычно сопоставляют их кинематические, динамические, электромиографические, энергетические характеристики (Лукашев А.А., 1970; Мельков Ю. В., 1973; Манжосов В. Н., 1976, 1985, 1986; Андрис Э. Р., Арзуманов Г. Г., Годик М. А., 1979; Манжосов В. Н., 1980; Кондратов А. В., 1982, 1983, 1984, 1990, 1992; Чукардин Г. Б., Целищев Ю. А., Целищев В. Ю., 1983; Корабельников В. Н., 1993, и др.). Применив аналогичный подход при определении специальных упражнений, (В.В. Ермаков (1968), П. М. Виролайнен (1968), И. Г. Огольцов и соавторы (1969, 1970), В. В. Ермаков и соавторы (1976) на основании проведенных исследований экспериментально установили, что к специально-подготовительным упражнениям лыжника-гонщика в первую очередь относятся: передвижение на лыжероллерах разных конструкций, передвижение на роликовых коньках, имитация попеременного двухшажного классического хода, специализированная ходьба (одна из разновидностей имитации) и др.
Результаты научных исследований, имеющиеся в теории спортивной тренировки лыжника-гонщика, в основном касаются изучения технических и энергетических характеристик специальных упражнений.
Так, В. В. Ермаков и А. А. Макаров (1967), исследуя характер имитационных упражнений, степень напряжения и координацию мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении движения, близость их к основному упражнению лыжника-гонщика, отмечают, что наибольшим сходством с техникой лыжных ходов является техника, воспроизводимая на легких лыжероллерах.
Дальнейшие исследования, проведенные под руководством В. В. Ермакова (1976), позволили расположить средства специальной подготовки по их значимости для совершенствования технического мастерства лыжников в бесснежное время года. Наиболее эффективными оказались передвижение по искусственной лыжне и на лыжероллерах ГДР, имеющих различия соответственно в 20% и 29% исследуемых характеристик. Далее по мере значимости расположились передвижение на лыжах по хвое (37,5% различий), передвижение на лыжах по опилкам (54,5%), передвижение на тяжелых лыжероллерах ФРГ (56% различий), шаговая имитация (79%) и прыжковая имитация (87,5 % различий).
Исследование техники и энергетической стоимости передвижения на лыжах по искусственной лыжне, проведенные позднее, также выявило наибольшее сходство техники передвижения по ней с основным движением лыжника (Яковлев И.Т., Ермаков В. В., Ермакова Л. Д., 1973; Солодухин О. Ю., Ермаков Д. В., 1984; Ермаков В. В. и соавт., 1985, и др.).
Сильное воздействие оказывает на формирование двигательного навыка передвижение на лыжах по искусственной лыжне, однако ее использование не находит должного применения в практике подготовки лыжников-гонщиков.
1.8 Значение явления переноса навыков в спорте
Под «переносом» навыков понимается явление, когда в процессе формирования или реализации кавыка спортивного действия спортсмен воспроизводит отдельные фазы или под системы, заимствованные из техники других действий, освоенных ранее или осваиваемых параллельно. В основе переноса лежит сходство структур действий. Физиологические предпосылки явления переноса навыков заключаются в том, что при построении двигательного акта, нервной системе легче использовать готовые координации, чем вырабатывать новые. В одних случаях перенос может иметь положительный эффект, в других отрицательный.
Перенос с отрицательным эффектом может иметь место по ряду причин.
а) при одинаковом начале цепи движений и существенном различии в дальнейшем. В этом случае сбивает более привычное, закрепленное двигательное действие.
б) при различии в ритме относительно сходных по кинематической структуре действий.
в) при различии между подсистемами, характеризуемом необходимостью затормаживать привычные или врожденные автоматизмы.
Явление переноса с положительным эффектом лежит в основе ряда методических положений обучения (создание систем подводящих упражнений, определение рациональной последовательности обучения техническим действиям и др.). В гимнастике подбирают элементы для произвольных упражнений, являющиеся производными от элементов обязательной программы.
Успех обучения в большой мере зависит от правильного подбора подводящих упражнений. Система подводящих упражнений должна обеспечивать накопление двигательного опыта, необходимого для успешного овладения намеченным движением. Анализируя рекомендуемые подводящие упражнения в учебниках, нетрудно убедиться в ряде ошибок. В частности, в качестве подводящих упражнений к «кувырку назад прогнувшись» рекомендуется целая серия «кувырков назад согнувшись». Так же установлено, что подводящие упражнения, имеющие сходство с основными в ведущих звеньях или являющиеся частью вновь формируемого движения, дают наибольший педагогический эффект. Не все движения, имеющие общие исходные и конечные положения, а также сходство во вспомогательных звеньях, могут быть использованы как подводящие упражнения. Обучение вначале «кувыркам назад согнувшись», затем «прогнувшись» зачастую приводит к довольно стойкому проявлению отрицательного переноса навыков. Такое нежелательное взаимодействие навыков проявлялось тем в меньшей мере, чем лучше были усвоены «кувырки назад через упор на руках согнувшись» .
В приведённых примерах можно наблюдать, что положительный перенос навыков наиболее эффективно проявляется в тех случаях, когда ранее сформированные навыки полностью включались в новые, более длинные цепи движений. Особенно отчетливо это наблюдалось при переходе к овладению соединениями на снарядах после усвоения элементов; являющихся их составными частями. В подобных случаях с особой силой проявляется значение предшествующего опыта для образования новых условных связей, на что неоднократно указывал в своих работах И. П. Павлов.
Физиологический механизм этого вида переноса навыков представляется в следующем виде. В процессе попыток выполнить соединение, состоящее из усвоенных элементов, на базе двух или более, ранее образованных динамических стереотипов, формируется новый. Образование нового динамического стереотипа не влечет за собой отрицания самостоятельного значения динамических стереотипов, вошедших в состав новой системы. Наоборот, они могут быть воспроизведены в ответ на соответствующие им условные раздражители. Новая динамическая система как бы наслаивается на старые, ранее образованные и закрепленные динамические стереотипы двигательных навыков.
Формирование нового двигательного навыка протекает успешно при наличии достаточного предшествующего индивидуального опыта в производстве движений данной структурной. При структурном сходстве движений для формирования нового, используются целые части и отдельные звенья из старых, усвоенных движений. Особенно ярко это было выражено при совпадении основного звена нового движения с ранее усвоенным.
Перенос навыков при структурном сходстве нового движения с ранее усвоенным основан на временном характере условных связей, на свойстве коры больших полушарий, названном И. П. Павловым «пластичностью». Явления положительного переноса навыков при структурном сходстве движений заключается в том, что в новый динамический стереотип включаются части из старых, ранее образованных, что естественно облегчает и ускоряет формирование новой функциональной системы. Одним из видов положительного переноса навыков является перенос навыков с одной стороны тела или конечности на другую. Он содействует сокращению сроков обучения движениям в обе стороны. Причем для получения более эффективных результатов на начальных этапах подготовки гимнаста вначале целесообразно овладеть движением в одну сторону и только после усвоения его — в другую сторону.
Как ранее упоминалось система подводящих упражнений должна обеспечивать накопление двигательного опыта, необходимого для успешного овладения намеченным движением. Подводящие упражнения, имеющие сходство с основными в ведущих звеньях или являющиеся частью вновь формируемого движения, дают наибольший педагогический эффект. В практике лыжного спорта, спортсмены тренеров, которые применяли специальные подводящие упражнения, овладевали двигательным действием в разы быстрее и эффективнее.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
Целью исследования является изучить достаточный объем литературы, что бы определить пользу выключения действия зрительного анализатора при выполнении подводящих упражнений в разучивании и совершенствовании техники лыжных гонок.
2.2 Методы исследования
Так как моя работа является теоретическим обзором литературы, методами моего исследования являются так же теоретическими: теоретический анализ (выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явления), индуктивные и дедуктивные методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.
2.3 Организация исследования
Организацией исследования являлся сбор научной литературы: книг, научных статей и работ. Обобщение материала по данной теме.
Глава 3. Перспективы использования подводящих упражнений в разучивании техники лыжных гонок в условиях включения зрительного анализатора
На основе анализа реферируемой литература, искав ответы на такие вопросы: принципы формирования двигательного навыка, причины развития асимметрии у лыжников гонщиков, принципы переноса навыка в спорте, роль влияние зрительного анализатора в разучивании упражнений. Я могу предположить, то есть выдвинуть гипотезу, что в процессе разучивания и совершенствования техники лыжных гонок на основе выполнения подводящих упражнений эффект увеличиться за счет выполнения упражнений в условиях плохой освещенности, либо вообще без участия зрительного анализатора. Это приведет к уменьшению энерготрат при соревновательной нагрузке в лыжных гонках, за счет улучшения действия двигательного анализатора.
лыжная гонка зрительный анализатор
Выводы
1. Навык в своем понятии сходен и связан с понятием двигательное умение. В результате интенсивного изучения двигательного действия формируется двигательное умение, что приводит в дальнейшем к его автоматизации — оно превращается в двигательный навык. Автоматизация движений и есть основной отличительный признак двигательного навыка. От сюда следует, что двигательный навык представляет собой такую форму реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения. Двигательный навык характеризуется в повышенной степени участия двигательных автоматизмов в осуществлении частных операций, составляющих действие, и связей между ними; направленность сознания по ходу действия не столько на его детали, сколько на реализацию общей цели. Важным фактором в формировании навыка в лыжных гонках является степень развития координационных способностей, это: эффективная внутримышечная и межмышечная координация, адаптация деятельности различных анализаторов к специфическим особенностям, совершенство механизма нервно-мышечной передачи импульсов.
2. Техника лыжных гонок является сложным техническим действием, что определяет сложность ее разучивания и совершенствования. Выявили, что информация, поступающая от рецепторов двигательного аппарата, анализируется более совершенно при закрытых глазах, что и проявляется в большей пространственной точности движений. Зрительные раздражения, если они не связаны с непосредственным контролем за точностью движения, являются помехой для анализа проприоцептивной сигнализации. Зрительный анализатор имеет большое значение преимущественно на первых порах овладения новым движением. Дальнейшее же совершенствование, главным образом, происходит за счет улучшения деятельности двигательного анализатора (кинестезии). В движениях лыжников гонщиков зрение не является решающим, так как пространственные представления (кинематометрия) не столь высоко значимы. Для совершенствования кинестетической чувствительности в тренировочном процессе рекомендуется проводить отдельные тренировки, как на лыжах, так и без лыж в условиях недостаточной освещенности. Без лыж таким условием может являться, так же и выполнение двигательного действия с закрытыми глазами.
3. Специальные упражнения — являются основным средством в технической подготовке лыжника. Эти упражнения направлены на усвоение некоторых элементов техники и подготовку мышечных групп, выполняющих основные рабочие усилия при передвижении на лыжах.
Применение специальных упражнений лыжника-гонщика в подготовительном периоде имеет своей целью приобретение и совершенствование новых двигательных навыков — базы дальнейшего совершенствования техники способов передвижения на лыжах и всесторонней физической подготовки. Двигательные навыки, полученные в результате применения специальных упражнений в тренировках подготовительного периода, могут и должны дать большой эффект в подготовке лыжника. Они способствуют созданию той базы, на которой идет совершенствование не только отдельных звеньев техники того или другого хода, но и техники отдельных ходов в целом. Специальные упражнения лыжника-гонщика имеют разностороннее влияние на организм. В зависимости от методики их применения они могут частично решать многие задачи в тренировке лыжника. Большой эффект специальные упражнении дают, когда выполняются технически правильно. Они делятся на шесть групп по признаку их влияния на организм спортсмена: для развития мышц рук, ног, туловища, для равновесия, на упражнения с приспособлениями, имитирующими передвижение на лыжах и без приспособлений. Упражнения выполняются с использованием веса собственного тела, силы инерции веса и силы инерции предметов, внешнего сопротивления, амортизаторов, отягощения, специальных площадок (с ограниченной опорой), лыжероллеров, различных видов искусственной лыжни.
В деятельности лыжников — гонщиков имеет место асимметрия физического развития и двигательных действий, проявляющаяся в показателях их подготовленности: в преимущественном использовании ведущей ноги для отталкивания в одновременном — одношажном ходе, в различной длине «многоскока» на правой и левой ноге, в различной гибкости правой и левой сторон тела и способности к сохранению равновесия на правой и левой ноге и т. д. Асимметрия проявляется и в усилиях левых и правых конечностей лыжников. Ее устранение решается с помощью упражнений при передвижении на лыжероллерах разных конструкций, передвижение на роликовых коньках, имитация попеременного двухшажного классического хода, специализированная ходьба (одна из разновидностей имитации) и др.
Для уменьшения асимметрии в развитии специальных физических качеств и двигательных действий лыжников необходима дополнительная нагрузка на не ведущую конечность при выполнении упражнений. Эффективен вариант дозирования нагрузки, предполагающий на отдельном тренировочном занятии выполнение не ведущей конечностью объема работы, на 10% превышающего нагрузку на ведущую. Средствами для снижения асимметрии являются основные и специальные подводящие упражнения, позволяющие выполнять их в развивающем режиме и точно дифференцировать нагрузку на левые и правые конечности. Для активного снижения асимметрии целесообразно было использовать основные и специальные упражнения лыжника выполняемые в развивающем режиме с четким дифференцированием нагрузки на левые и правые конечности: передвижение на лыжах (лыжероллерах) бесшажным ходом за счет отталкивания одной рукой; передвижение на лыжах (лыжероллерах, имитация попеременного 2-хшажного хода) — упражнение «самокат»; передвижение на лыжах (лыжероллерах) одновременным одношажным ходом за счет отталкиваний не ведущими ногой и рукой; имитация отталкивания рукой и ногой в попеременных и одновременных ходах о использованием тренажеров и амортизаторов; прыжковые упражнения.
1. Алтер М. Д. Наука о гибкости: учеб. пособие / пер. с англ.Г. Гончаренко. — Киев.: Олимпийская литература, 2001. — 423с.
2. Аграновский М. А. Библиографический указатель научно-исследовательских и методических трудов кафедры лыжного спорта, (1920;1958 гг.). ГЦОЛИФК. — М., 1959. — 32 с
3. Ашмарин Б. А. Двигательные умения и навыки. Учеб. пособие / Теория и методика физического воспитания. — М., 1979. — с.65 — 75.
4. Бернштейн Н. А. Построение движений. / Бернштейн Н. А. — М.: Наука, 1990. — с.164−179.
5. Беляев И. Г. Развитие функций двигательного анализатора у детей школьного возраста: дис. / Беляев И. Г., 1960.
6. Васютина А. И. Известия. / А. И. Васютина // Известия. АПН., РСФСР. — 1958. — вып.93.
7. Годик М. А. Взаимосвязь между двигательными качествами и координацией движений. / Годик М. А. // Физиологические основы управления движениями: материалы всесоюз. конф. / ВНИИФК. — М., 1975. — С.26−27.
8. Гужаловский А. А. Основы теории и методики физической культуры. Учебник для техн. физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 352с.
9. Гужаловский А. А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. д-ра пед. наук / Гужаловский А. А.; ГЦОЛИФК. — М., 1986. — 26 с.
10. Донской Д. Д. Биомеханика: Учебник. / Донской Д. Д., Зациорский В. М. — М.: ФиС, 1986. — 253 с.
11. Донской Д. Д. Техника лыжника-гонщика / Донской Д. Д. (Техническое мастерство). Гросс. — М.: Физкультура и спорт, 1971. — 135 с.
12. Ермаков В. В. Исследование структуры движений и эффективности применения специально-подготовительных упражнений лыжника-гонщика: Автореф. дис. … канд. пед. наук Ермаков В. В.; ГЦОЛИФК. — М., 1968. — 22с.
13. Завъялов А. В. Корреляция между чувствительностью кинестетического и зрительного анализаторов. // Журн. ВНД. — 1968. — Т.18. — Вып 1. — 955с.
14. Ильин Е. П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы. / Ильин Е. П. Психомоторика. — Л., 1976. — с.62 — 68.
15. Комиссаров В. И. Чувствительность кинестетического анализатора и произвольные движения человека. // Журн. высшей нервной деятельности. 1969. — № 3. — с.72−81.
16. Келлер В. С. Исследование деятельности спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях: Автореф. дис. д-ра пед. наук Келлер В. С.; ГЦОЛИФК. — М., 1975. — 33с.
17. Крестовников А. Н. Физиология спорта.: Материалы к курсу физиологии для ин-тов физ. культуры. / Крестовников А. Н — М.: Физкультура и спорт., 1938. — с.400−411.
18. Корабельников В. Н. Критерии оценки технической подготовленности лыжников-гонщиков высокой квалификации при передвижении на лыжероллерах: Автореф. дис. канд. пед. наук В. Н. Корабельников; ГЦОЛИФК. — М., 1993. — 23с.
Лукашов А. П. Методическое пособие.: гор. Куйбышев, 1961.
19. Лях В. И. Координационные способности школьников. / Лях В. И. — М.: Полымя, 1989. — 159с
20. Мазниченко В. Д. Двигательные навыки в гимнастике. / Мазниченко В. Д. ФиС., 1959. — с.21−26.
21. Максименко А. М. Основы теории и методике обучения двигательным действиям. / Теория и методика физической культуры. — М.: Просвещение, 1987. — с 164−170.
22. Матвеев Л. П. Основы обучения двигательным действиям. / Теория и методика физической культуры. Учебник. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — С.114−120.
23. Матвеев Л. П, Новикова А. Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник. ФиС. / под ред. Матвеев Л. П, Новикова А. Д., 1979 т.1, гл. УП, стр.141−151.
24. Манжосов В. Н. Совершенствование методики тренировки лыжника-гонщика.: учеб. пособие для студентов инст. физ. культуры и слушателей фак. повышения квалификации / Манжосов В. Н., Маркин В. П; ГЦОЛИФК. — М., 1981. — 72с.
25. Осинцев В. В. Формирование навыков передвижения на лыжах у младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук / В. В. Осинцев; Научно — исследоват. ин-т физиологии детей и подростков. — М., 1970. — 23с.
26. Ованесян А. А., Тер-Ованесян И. А. Педагогика спорта /. — Киев, 1986. — 208с.
27. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском цикле // Общая теория спорта и ее практического приложения. — Киев.: Олимпийская Литература, 2004. — 349−410с.
28. Романов Р. А. Материалы VII науч. конф. по вопросам морфологии, физиологии и биохимии мышечной деятельности. Тарту, 1962.
29. Романов Р. А. О взаимодействии зрительного, слухового и кинестетического анализаторов в процессе тренировки. // Теор. и пр. физ. культуры, том ХХI, в.12, 1958. — 952−931с
30. Себастьян П. Дж. Исследование методов исправления функциональной асимметрии ног для повышения скорости бега: Автореф. дис. канд. пед. наук / Себастьян П. Дж.; ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. — Л., 1971. — 15 с.
31. Соболев, Л. Н. Перенос навыков в спортивной гимнастике: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Н. Соболев; ГЦОЛИФК им. И. В. Сталина. — М., 1953. — 16 с.
32. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная Возрастная: Учебник. — М.: Терра — Спорт, Олимпия Пресс, 2001. — с.277 — 288.
33. Фарфель, В. С. Управление движениями в спорте / В. С. Фарфель. — М.: Физкультура и спорт, 1975. — 208с.
34. Целищев В. Ю. Развитие специальных физических качеств и совершенствование двигательных действий лыжников-гонщиков старших разрядов с учетом асимметрии. Автореф. дис. /В.Ю. Целищев; ГОЛиОКЗИФК. им. П. Ф. Лесгафта — Л., 1984.10 — 15с.