Расчет посадок
Шероховатость боковых поверхностей шпоночного паза — Ra3.2; для паза — Ra6,3. Контроль ширину пазов вала и втулки осуществляется специальными предельными калибрами; глубину паза во втулке — пробками со ступенчатой шпонкой; глубину паза на валу — кольцевыми калибрами с проходной/непроходной ступенью. Из заданного режима нагружения колец следует, что передача крутящего момента осуществляется… Читать ещё >
Расчет посадок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ.
МЕТРОЛОГИИ И УПРАВЕНИЮ КАЧЕСТВОМ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Расчет посадок»
слушателя Дьяковой Татьяны Анатольевны
1. Расчет посадок гладких цилиндрических соЕДИНЕНИЙ
1.1 Задание
Для гладких цилиндрических сопряжений Ш16 P7/h6 и Ш180 K8/h6 провести расчет одной посадки с зазором (натягом) и одной переходной посадки. Построить схемы расположения полей допусков; определить идеальные размеры сопрягаемых деталей; рассчитать зазоры (натяги) табличные и вероятные; допуск посадки. Для переходных посадок определить вероятность получения зазоров (натягов).
1.2 Расчет посадки с натягом Ш16 P7/h6
Предельные отклонения и размеры для отверстия Ш16 P7:
По ГОСТ 25 346–89 определяем величину допуска IT7 = 18 мкм;
По ГОСТ 25 346–89 определяем значение основного отклонения:
Верхнее: ES=-18+7=-11
Нижнее отклонение EI = ES + IT = -11 + (-18) = -29 мкм.
Предельные размеры отверстия:
Dmax = Dн + ES = 16,000 +(-0,011) = 15,989 мм;
Dmin = Dн + EI = 16,000 + (-0,029) = 15,971 мм.
Рассчитываем предельные размеры вала Ш16 h6:
По ГОСТ 25 346–89 определяем величину допуска IТ6 = 11 мкм;
По ГОСТ 25 346–89 определяем значение основного отклонения
es = 0 мкм;
Нижнее отклонение: ei = es — IT = 0 — 11 = -11 мкм.
Предельные размеры вала:
dmin = dн + ei = 16,000 — 0,011 = 15,989 мм;
dmax = dн + es = 16,000 — 0 = 16,000 мм.
Результаты расчетов представлены в виде таблицы 1.1.
Таблица 1.1 — Предельные отклонения и размеры сопряжения
Диаметр, мм | IT, мкм | ES (es), мкм | EI (ei), мкм | Dmin(dmin), мм | Dmax(dmax), мм | |
Ш16 Р7 | — 11 | — 29 | 15,971 | 15,989 | ||
Ш16 н6 | — 11 | 15,989 | 16,000 | |||
Определяем предельные натяги:
Nmax = Dmax — dmin = 16,000 — 15,971= 0,029 мм = 29 мкм;
Nmin = Dmin — dmax = 15,989- 15,989= 0,000 мм = 0 мкм;
Nср = (Nmax + Nmin)/2 = (29 + 0)/2 = 14,5 мкм.
Допуск посадки:
TS = IT (D) + IT (d) = 18 + 11 = 29 мкм.
Строим схему расположения полей допусков сопрягаемых деталей (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 — Схема расположения полей допусков посадки Ш16 Р7/h6
Принимаем нормальный закон распределения случайных погрешностей и рассчитываем предельные значения вероятностных зазоров:
N = = 3,516 м км.
Nmax вер = Nср + 3N = 14,5 + 3· 3,516 = 25,048 мкм;
Nmin вер = Nср — 3N = 14,5 — 3· 3,516 = 3,952 мкм.
посадка зазор допуск График распределения вероятностных натягов показан на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 — Распределение вероятных натягов в посадке Ш16 P7/h6
1.3 Расчет посадки переходной Ш180 К8/h6
Предельные отклонения и размеры для отверстия Ш180 К8 по (ГОСТ25 346−89) :
IT8 = 63 мкм
ES = 20 мкм
EI = -43 мкм.
Dmin = Dн + EI = 180,000 — 0,043 = 179,957 мм;
Dmax = Dн + ES = 180,000 + 0,020 = 180,020 мм.
Предельные размеры вала Ш 180 h6 по (ГОСТ25 346−89) :
IТ6 = 25 мкм
ei = -25 мкм
es = 0
dmin = dн + ei = 180,000 — 0,025 = 179,975 мм;
dmax = dн + es = 180,000 +0 = 180,000 мм.
Результаты представлены в виде таблицы 1.2.
Таблица 1.2 — Предельные отклонения и размеры сопряжения
Диаметр, мм | IT, мкм | ES (es), мкм | EI (ei), мкм | Dmin(dmin), мм | Dmax(dmax), мм | |
Ш180 K8 | +20 | — 43 | 179,957 | 180,020 | ||
Ш 180 h6 | — 25 | 179,975 | 180,000 | |||
Dср = (Dmax + Dmin)/2 = (180,020 + 179,957)/2 = 179,9885 мм;
dср = (dmax + dmin)/2 = (180,000 + 179,975)/2 = 179,9875 мм.
Smax = Dmax — dmin = 180,020 — 179,975 = 0,045 мм = 45 мкм;
Nmax = dmax — Dmin = 180,000 — 179,957 = 0,043 мм = 43мкм.
TS, N = IT (D) + IT (d) =63 + 25 = 88 мкм.
Строим схему расположения полей допусков сопрягаемых деталей (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 — Схема расположения полей допусков посадки Ш180 K8/h6
Принимаем нормальный закон распределения случайных погрешностей и рассчитываем предельные значения вероятностных зазоров (натягов). В рассматриваемом сопряжении Dср > dср, поэтому более вероятно возникновение зазоров.
S, N = = 0,0114 мм.
M S,N = (Smax — Nmax)/2 = (45 — 43)/2 = 1 мкм.
Smax вер = Mср + 3S, N = 1,0 + 3· 11,4 = 35,2 мкм;
Smin вер = Mср — 3S, N = 1,0- 3· 11,4 = -33,2 мкм;
Nmax вер = 28 мкм.
Считаем, что размеры отверстия и вала распределены по нормальному закону. В этом случае можно считать, что распределение натягов и зазоров также будет подчиняться нормальному закону, а вероятности их получения определяются с помощью функции Лапласа Ф (z), где z = M S,N /.
Так как MS,N = 0,001 мм; S,N = 0,0114 мм,
то z = 0,001/0,0114=0,09
По найденому значению z по таблице определяем функцию Ф (z)
Ф (z) = 0,359
Определяем вероятность получения натягов и зазоров в посадке, Если МS (N)?0, то РN=0,5- Ф (z) = 0,5 — 0,359 = 0,141
РS=0,5+ Ф (z) = 0,5 + 0,359 = 0,859
Таким образом, вероятность получения зазоров в сопряжении Ш180 K8/h6 составляет P (S) = 14,1%; вероятность получения натягов P (N) = 85,9%.
График распределения вероятностных натягов (зазоров) показан на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 — Распределение вероятностных натягов (зазоров) в посадке Ш180 K8/h6
2. Выбор, ОБОСНОВАНИЕ и расчет посадок подшипника качения
2.1 Задание Для подшипникового узла (подшипник качения 6−316, режим работы — нормальный) выбрать и обосновать посадку по наружному (местное нагружение) и внутреннему (циркуляционное нагружение) диаметрам. Построить схемы расположения полей допусков сопрягаемых деталей, рассчитать предельные размеры сопрягаемых деталей; зазоры (натяги); выполнить эскизы сопрягаемых с подшипником деталей.
2.2 Расчет посадок подшипника качения 6−316
Данный подшипник относится к шариковым радиальным однорядным открытым, серия диаметров средняя, серии ширин — нормальная. Основные размеры подшипника:
· номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца подшипника d = 80 мм;
· номинальный диаметр наружной цилиндрической поверхности наружного кольца D = 170 мм;
· номинальная ширина подшипника B = 39 мм;
· номинальная высота монтажной фаски r = 3,5 мм.
Из заданного режима нагружения колец следует, что передача крутящего момента осуществляется зубчатыми колёсами, в зубчатом зацеплении действует радиальная нагрузка, постоянная по направлению и по значению; вал вращается, а корпус неподвижен. Режим работы подшипникового узла — нормальный.
Рисунок 2.1 — Схема нагружения подшипника ГОСТ 3325 для такого случая рекомендует поля допусков цапфы вала, сопрягаемой с кольцом подшипника качения k6 или js6. Выбираем поле k6, которое обеспечивает посадку с натягом. Так же на основании рекомендаций стандарта выбираем поле допуска отверстия корпуса Н7. Предельные отклонения средних диаметров колец подшипника качения определяем по ГОСТ 520, предельные отклонения вала Ш80k6 и отверстия корпуса Ш80Н7 — по ГОСТ 25 347–82. Расчеты сводим в таблицы 2.1 и 2.2.
Таблица 2.1 — Предельные размеры колец подшипников качения
Размер, мм | ES (es), мкм | EI (ei), мкм | Dп max (dп max), мм | Dп min (dп min), мм | |
dп = 80 | — 12 | 80,000 | 79,988 | ||
Dп = 170 | — 18 | 170,000 | 169,982 | ||
Таблица 2.2 -Предельные размеры цапфы вала и отверстия корпуса
Размер, мм | ES (es), мкм | EI (ei), мкм | Dп max (dп max), мм | Dп min (dп min), мм | |
d = 80 | +21 | + 2 | 80,021 | 80,002 | |
D = 170 | +40 | 170,040 | 170,000 | ||
Строим схемы расположения полей допусков сопрягаемых деталей подшипникового узла и рассчитываем зазоры (натяги).
По dп:
Nmax = dmax - dп min = 80,021 — 79,988 = 0,033 мм = 33 мкм;
Nmin = dmin - dп max = 80,002 — 80,000 = 0,002 мм = 2 мкм;
Ncp = (Nmax + Nmin)/2 = (33 + 2)/2 = 17,5 мкм.
Рисунок 2.2 — Схема расположения полей допусков сопряжения Ш80 L6/k6
По Dm:
Smax = Dmax - Dп min = 170,040 — 169,982= 0,058 мм = 58 мкм;
Smin = Dmin — Dп max = 170,000 — 170,000 = 0;
Scp = (Smax + Smin)/2 = (58 + 0)/2 = 29 мкм;
TS = ITDm + ITD = 40 + 18= 58 мкм.
Рисунок 2.3 — Схема расположения полей допусков сопряжения Ш170Н7/l6
Производим проверку наличия в подшипнике качения радиального зазора, который уменьшается по причине натяга при посадке подшипника на вал. В расчетах принимаем среднее значение натяга и среднее значение зазора в подшипнике как наиболее вероятные.
Ncp = 17,5 мкм;
Nэфф = 0,85· 17,5 = 14,9 мкм = 0,0149 мм;
d0 = dп +(Dп - dп)/4 = 80,000 + (170,000 — 80,000)/4 = 102,5 мм;
Дd1 = Nэфф· dm / d0 = 0,0149· 80,0/102,5 = 0,0116 мм = 11,6 мкм.
По ГОСТ 24 810 определяем предельные значения теоретических зазоров в подшипнике 6−316 до сборки:
Gr min = 8 мкм; Gr mах = 28 мкм.
Средний зазор в подшипнике 316 определяется как полусумма предельных теоретических зазоров
Gr cp = (Gr min + Gr mах)/2 = (8 + 28)/2 = 18 мкм.
Тогда Gпос = Gr cp - Дd1 = 18 — 11,6 =6,4 мкм.
Расчёт показывает, что при использовании посадки Ш80L6/k6 по внутреннему диаметру зазор в подшипнике качения после посадки будет положительным.
На чертежах общего вида выбранные посадки подшипника качения обозначаются:
· на вал — Ш80L6/k6, где L6 — поле допуска внутреннего кольца подшипника нормального класса точности; k6 — поле допуска вала.
· в корпус — Ш170Н7/l6, где Н7 — поле допуска отверстия корпуса; l6 — поле допуска наружного кольца подшипника нормального класса точности.
Шероховатость посадочных поверхностей, сопрягаемых с кольцами подшипника деталейПо ГОСТ 3325 выбираем требования к шероховатости
· посадочной поверхности вала под кольцо подшипника Rа 0,63;
· посадочной поверхности корпуса под кольцо подшипника Rа 1,25;
Рисунок 2.4 — Эскиз сопрягаемых деталей подшипникового соединения
3. ВЫБОР, ОБОСНОВАНИЕ И Расчет шпоночных посадок
3.1 Задание Для шпоночного соединения (диаметр вала 40 мм, длина шпонки 32 мм, вид соединения — свободное) выбрать размеры, обосновать вид сопряжения, построить схемы расположения полей допусков, рассчитать предельные размеры сопрягаемых элементов, зазоры (натяги). Выполнить эскизы сечения.
3.2 Выбор, обоснование и расчет посадок шпоночного соединения По ГОСТ 23 360 выбираем размеры шпонки:, ;. Условное обозначение шпонки: 12×8×32 ГОСТ 23 360–78. Для вала при свободном соединении выбираем поля допусков: ширина шпонки; ширина паза на валу; ширина паза во втулке .
: es = 0,0 мм; ei = -0,043 мм.
: es = +0,043 мм; ei =0,0.
: es = +0,120 мм; ei = +0,050 мм.
Рисунок 3.1 — Схема расположения полей допусков шпоночного соединения Рассчитаем табличные зазоры по размеру :
— соединение шпонки с пазом вала
.
Рисунок 3.2 — Схема расположения полей допусков соединения «шпонка — вал»
— соединение шпонки с пазом втулки
Рисунок 3.3 — Схема расположения полей допусков соединения «шпонка — паз втулки»
Рассчитаем табличные зазоры по размеру :
— глубина паза вала
;
— высота шпонки
;
— глубина паза втулки
;
Smax = t1 max + t2 max — hmin = 5,20+3,50 — 8,0 = 0,70 мм
Smin = t1 min + t2 min — hmax = 5,0 + 3,3 — 8,090 = 0,21 мм Рассчитаем табличные зазоры по размеру :
— длина шпонки
;
— длина паза вала
;
Тогда
Рисунок 3.4 — Схема расположения полей допусков соединения по длине шпоночного паза Числовые значения допусков расположения определяем из соотношения:
;
.
Полученные значения округляем до стандартных по ГОСТ 24 643; .
Шероховатость боковых поверхностей шпоночного паза — Ra3.2; для паза — Ra6,3. Контроль ширину пазов вала и втулки осуществляется специальными предельными калибрами; глубину паза во втулке — пробками со ступенчатой шпонкой; глубину паза на валу — кольцевыми калибрами с проходной/непроходной ступенью.
Рисунок 3.5 Эскиз сечений шпоночного соединения
БИБЛИОГРАФИЯ Соломахо В. Л. и др. Справочник конструктора-приборостроителя. — В 2-х томах. — Т. 1. — Минск: Высш. школа, 1988.; Т.2. — Минск: Высш. школа, 1990
ГОСТ 25 346–89 «Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений».
ГОСТ 3325–85 «Подшипники качения. Поля допусков и технические условия к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки».
ГОСТ 520–89 «Подшипники качения. Общие технические условия».
ГОСТ 2789–73 «Шероховатость поверхности. Параметры, характеристики и обозначения».
ГОСТ 24 643–81 «Допуски формы расположения поверхностей. Числовые значения».