Принципы социального управления Сыма
Главным вопросом изучения власти для древнего китайского историка Сыма Цяня (145−86 гг. до н.э.) был следующий: на чем была построена власть в сменявших друг друга царствах, почему власть в данном государстве установилась именно на таком, а не на ином принципе и что в нем привело эту власть к гибели. Власть в представлении Сыма Цяня — это управление людьми, поэтому правитель прежде всего должен… Читать ещё >
Принципы социального управления Сыма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Главным вопросом изучения власти для древнего китайского историка Сыма Цяня (145−86 гг. до н.э.) был следующий: на чем была построена власть в сменявших друг друга царствах, почему власть в данном государстве установилась именно на таком, а не на ином принципе и что в нем привело эту власть к гибели. Власть в представлении Сыма Цяня — это управление людьми, поэтому правитель прежде всего должен знать природу человека со всеми его свойствами. Зная это, можно выбрать ту сторону этой природы, опираясь на которую или призвав к действию которую, можно эффективно управлять людьми.
Сыма Цянь увидел, что наиболее важными с точки зрения социального управления являются такие свойства человеческой натуры, как прямодушие — чистая и в этой чистоте благая непосредственность (эмоциональная сфера), инстинкт почитания (волевая сфера); действующее в человеке культурное начало — стремление к творчеству (познавательная сфера). История, как ее представил Сыма Цянь, показала, что можно, опираясь на эти свойства человеческой природы, управлять людьми и способствовать общественному развитию, но она же (история) показала также, что каждое из этих свойств несет в себе и «вред». Поэтому, в конечном счете, указанные принципы социального управления приводят со временем к общественному кризису: к дикости, т. е. моральной первобытности — в первом случае; к слепому культу власти — во втором; к приверженности внешнему, показному, наукообразному — в третьем. Естественно, история и отменяла последовательно каждый из этих принципов, заменяя его другим. Иными словами, доминирование в конкретном обществе той или иной сферы организации социальной жизни (производственной, политической, духовной) с течением исторического времени и по мере реализации всех положительных ресурсов данной сферы сменялось господством следующей области общественного устройства. [1].