Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Антропометрия. 
Архитектура в антропологическом аспекте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Классическая теория архитектуры строилась в согласии с Аристотелевым правилом: «опыт есть знание единичных вещей, искусство же — общих». Система пропорциональных соотношений была тем общим, что подводило фундамент теории под многообразие и разноликость мер. Теория ордерных пропорций и измерительная практика происходили от одного «родителя» — человеческого тела, в основе тех и других лежала… Читать ещё >

Антропометрия. Архитектура в антропологическом аспекте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

архитектура антропометрический зодчество Человек с глубокой древности был мерой архитектуры в самом прямом смысле. Вплоть до сравнительно недавнего времени части здания не измерялись единой абстрактной мерой, но соизмерялись между собой, исходной же величиной служили размеры человеческого тела локоть, сажень, фут, пядь, ступень (шаг) и другие Афанасьев Б. А. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961. Средневековые строители зачастую пользовались собственным телом в качестве эталона, масштаба. Эталоном метрических единиц становились и царские особы. В «Четырёх книгах об архитектуре» Андреа Палладио (1570) изображена линия, «равная половине венчентинского фута…» Палладио А. Четыре книги об архитектуре. Книга вторая/Пер. Жолтовский И. В. М., 1928. С. 7. Каждый город, каждая провинция имели собственные меры, и различия между ними могли быть существенными. В. И. Баженов в примечаниях к переводу Витрувия привел различные меры локтя: большой равный девяти футам, средний — двум футам, малый длинной полтора фута.

Классическая теория архитектуры строилась в согласии с Аристотелевым правилом: «опыт есть знание единичных вещей, искусство же — общих». Система пропорциональных соотношений была тем общим, что подводило фундамент теории под многообразие и разноликость мер. Теория ордерных пропорций и измерительная практика происходили от одного «родителя» — человеческого тела, в основе тех и других лежала антропометрия. Разница в мерах была осознана как проблема философами века Просвещения, деятелями Французской революции. Различия в мерах, злоупотребления мерами при продаже и покупке земли были весомыми аргументами, демонстрирующими неравенство и несправедливость существующего порядка вещей.

Зависимость мер «от людей и событий» мыслилась как отсутствие прочих оснований" и прозвучала приговором «человечной» системе мер: «для создания истинно философской системы мер, которая была бы достойна просвещенного века…, надо обратиться к самой природе, почерпнув основу системы мер в её недрах и суметь найти в ней же способы проверки «Исаков Л. Д. На все времена, для всех народов. Петроград, 1923, С. 7.

Неизбежность научного взгляда на мир звучала в словах академика О. Хвольсона, он называл метрическую систему стихийной силой, бороться с которой безрассудно. «Откройте ворота, и она (метрическая система) войдет как друг, как благодетель, закройте дверь, она приступом, как враг, пойдет на вас со всех сторон, и вам придется сдать ей свои позиции Цит. по: Метрическая реформа СССР. М., 1928. С. 8. «.

Отказ от «человеческих» мер во имя утверждения универсального научного языка не уничтожил, но существенно изменил антрометрический сюжет архитектуры. Не размеры человеческого тела, но размеры необходимого человеку жизненного пространства легли в основу архитектурного проектирования на рубеже XIX — XX веков.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой