Понятие и структура агробизнеса
Западные экономисты считают, что комплексный характер производства и использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия служит основой формирования агробизнеса как предпринимательской деятельности во всех сферах агропромышленного комплекса, которая ведется на принципах экономической выгоды. Цель агробизнеса — максимизация дохода в условиях наиболее полного обеспечения спроса… Читать ещё >
Понятие и структура агробизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Отечественная экономическая наука до настоящего времени не выработала однозначного определения агропромышленного комплекса, его границ и структуры. Агробизнес, будучи новой экономической категорией, пришедшей к нам из западной рыночной экономики, тем более нуждается в уточнении.
Западные экономисты считают, что комплексный характер производства и использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия служит основой формирования агробизнеса как предпринимательской деятельности во всех сферах агропромышленного комплекса, которая ведется на принципах экономической выгоды. Цель агробизнеса — максимизация дохода в условиях наиболее полного обеспечения спроса на сельскохозяйственную продукцию.
Как экономическая категория агробизнес представляет собой деятельность в аграрной сфере экономики аграрного хозяйства, ориентированную на рынок (потребителя) через рыночную цену. Рыночная цена, аккумулируя спрос на производимую в этой сфере продукции, должна иметь норму прибыли, обеспечивающую предпринимателю успешный процесс воспроизводства затраченных на товар ресурсов.
На западе термин «агробизнес» устойчиво вошел в научную и публицистическую литературу с конца 50-х гг. XX в. Впервые это понятие было введено Дж. Дэвисом и Р. Гольдбергом. Последний разработал таблицу межотраслевых связей, широко используя при этом теорию межотраслевых связей В. Леонтьева. В разработку концепции агробизнеса значительный вклад внесли Ф. Кьюсней, В. Леонтьев и В. Чаянов. Ф. Кьюсней установил принципы простой репродукции, содержащей условия финансового равновесия между основными производственными отраслями, дал основные методы анализа межотраслевых связей. Механизм купли — продажи был представлен как комплексно взаимосвязанная система. В. Леонтьев 167 лет спустя, в 1925 г., разработал основные концепции анализа межотраслевых потоков. В. Чаянов в 1927 г. проанализировал сущность и формы рыночных связей на основе рыночной интеграции.
В западной экономической литературе агробизнес определяют как совокупность рыночных операций, направленных на производство и распределение услуг в области снабжения сельского хозяйства, обеспечения производственных процессов непосредственно в сельскохозяйственном производстве, проведение операций по хранению, переработке и реализации сельскохозяйственного сырья и предметов потребления, созданных на его основе.
Следует отметить, что экономическое содержание агропромышленного комплекса, излагаемое в отечественной экономической литературе, практически равнозначно толкованию агробизнеса в западной литературе. Это следует иметь в виду при изучении экономики по учебникам западных авторов.
Вместе с тем существуют и некоторые особенности. Агропромышленный комплекс народного хозяйства, как правило, рассматривается с позиций формирования его отраслевой, функциональной, продуктовой и других структур, является объектом планирования) а, возможно — и управления) сверху балансов по ресурсам, темпам развития, объемам производства и работ. Агробизнес же рассматривается как процесс интегрирования отдельных хозяйствующих субъектов в многоотраслевые предприятия (агрофирмы, торговые кооперативы, конгломераты) с целью достижения максимальной прибыли и ее успешной материализации.
Сферы агробизнеса:
Производство сельскохозяйственной продукции:
производство растениеводческой продукции;
производство животноводческой продукции.
Переработка сельскохозяйственной продукции:
переработка растениеводческой продукции;
переработка животноводческой продукции.
Хранение сырья и продуктов его переработки:
Торговля сельскохозяйственным сырьем и продуктами его переработки Производственный агросервис:
агрохимические, транспортные, торгово-снабженческие услуги;
консультационные производственные услуги и т. д.
Социальный агросервис:
Предприятия потребительской кооперации;
учреждения культуры на селе;
медицинские учреждения на селе и т. д.
Практический агробизнес соотносится, как правило, с конкретным рынком того или иного продукта (региональным, национальным, мировым). Например, агробизнес на рынке зерна и зерновой продукции структурно можно представить следующим образом.
Агробизнес на рынке зерна и зерновой продукции:
агробизнес в сфере производства зерна;
агробизнес в сфере переработки зерна;
агробизнес в сфере хранения зерна и зерновой продукции;
агробизнес в сфере транспортировки зерна и зерновой продукции;
агробизнес в сфере торгово-коммерческой деятельности на рынке зерна.
В настоящее время в большинстве государств с рыночной экономикой агробизнес является наиболее развитой подсистемой национальной экономики. Так, к концу 90-х гг. в США в агробизнесе было занято около 20 млн. чел. (21% от числа работающих). Доля производимой ими продукции в национальном доходе страны составляла порядка 20%. Производительность труда занятых в агробизнесе находилась на среднем уровне, характерном для всего народного хозяйства [1, с.144].