Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Петр Борисович Шереметев (1713-1788)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1919 году усадьба получила статус Государственного музея, а с 1938 г. была объединена с музеем керамики, единственным в России. Сегодня, музей «Усадьба Кусково» — это один из крупнейших в мире обладателей специализированной коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности. В фондах музея сосредоточено свыше 30 000 произведений искусства: итальянская майолика… Читать ещё >

Петр Борисович Шереметев (1713-1788) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Петр Борисович Шереметев, в отличие от отца, посвятившего свою жизнь военным походам и сраженьям, проявил себя на придворной службе. Обер-камергер Екатерины II, присутствующий в Сенате, член Комиссии по составлению Нового Уложения, кавалер орденов Андрея Первозванного, святой Анны, Александра Невского польского Белого Орла, он, тем не менее, был более известен как любитель изобразительных искусств, театра, собиратель. Признанием его заслуг в этой области стало избрание «почетным художеств любителем Академического собрания» в 1766 году.

Свое родовое имение Петр Борисович называл «куском». И, правда, оно казалось кусочком, все земли вокруг принадлежали князю А. М. Черкасскому. В 1743 году граф Шереметев женился на единственной дочери князя, и все огромные владения Черкасского, в том числе село Павлово Нижегородской губернии и село Иваново (будущий город Иваново-Вознесенск) Владимирской губернии, и 80 000 душ крестьян перешли к Петру Борисовичу. Граф стал одним из богатейших вельмож в России.

Петр Шереметев лично руководил работами в Кускове во всех областях: разбивкой парка, постройкой и отделкой дворца и павильонов, убранством интерьеров произведениями искусства. Именно Петр Борисович приобрел большую часть живописного собрания, находящегося в настоящее время в Кускове.

Именно граф П. Б. Шереметев, во время владения которого Кусково достигло своего расцвета, создал в усадьбе портретную галерею, дворцовое собрание фамильных портретов, в котором большое место занимали полотна крепостного художника Ивана Петровича Аргунова, и обогатил парковые павильоны произведениями западноевропейской живописи.

«Старые хоромы» — так назывался большой деревянный дом в Кускове — в дальнейшем был заменен существующим дворцом. Но местоположение и архитектура старого дома определили решение центра усадьбы. Небольшая церковь, завершенная восьмериком с четырьмя статуями в нишах, построенная в 1737—1739 гг., получила ответственную роль здания, выдвинутого из объема парка на береговые просторы Большого пруда. Но едва ли на самая значительная роль выпала на долю церкви в Вешнякове. Шатровая, на высоком подклете, она была возведена в 30-е гг. XVII в. Ее высокий шатер привлек внимание создателей усадебного комплекса как перспективное завершение главной оси От усадебного дома до церкви более двух километров. Расстояние значительное, и, чтобы включить ее в создаваемый ансамбль, нужна была определенная смелость. В выборе такого решения несомненно сказался опыт построения петербургских перспектив. К 60-м гг. кусковкая усадьба в основном сложилась. Определились ее масштаб и планировка. В дальнейшем даже такие большие работы, как устройство пейзажного парка «гай» или строительство существующего ныне дворца, не нарушили основ ее пространственной композиции.

Большой дворец усадьбы Кусково строился специально для светских развлечений. Старый дворец был разобран до основания и выстроено новое, одноэтажное, но более просторное здание в модном стиле раннего классицизма. Дворец выполнен из дерева, оштукатурен и окрашен. Белокаменные колонны выполнены из цельной сосны. Вход украшает высокий портик с 12 колоннами, с парадной лестницей и двумя пандусами (дорожками для въезда карет). Обычно экипаж поднимался по пандусу на крыльцо и останавливался у больших двустворчатых дверей, ведущих в Парадный вестибюль.

Фронтон центрального портика заполнен барочной резьбой. Динамичный растительный узор из дерева создает фон для надписи «PS», обозначающей латинские инициалы Петра Шереметева. Трудно распознать присутствие дерева в архитектуре дворца. Только смелый вынос портика и, может быть, слишком свободная расстановка колонн выдают этот традиционный материал.

Края парапетов украшают статуи со львиными туловищами и женскими головами. Первые сфинксы были вырезаны из дерева, но в 1957 г. их место заняли цементные копии, созданные по сохранившимся оригиналам. Планировка дворца отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, двери всех помещений находятся на одной оси, комнаты раскрываются одна за другой. Назначение дворца — не для жилья, а только для приема гостей, — отразилось в его оформлении. Это своеобразный театр, который должен поражать и восхищать зрителей, а программа приемов гостей чередоваться от парадных шествий, знакомства с уникальными произведениями до праздничных обедов, танцев, музыкальных концертов и игр.

Число комнат дворца не так велико (всего 26, включая совсем малые), но среди них нет двух одинаковых: различны пропорции помещений, оригинальны архитектурная композиция, декор, цветовая гамма и предметы убранства. Однако вместе они образуют целостную композицию, где различные виды искусств, каждое отдельное произведение и декоративная деталь подчинены общей художественной идее. Планировка дворца проводилась с учетом парковых видов, которые, словно картины, рассматривались как элементы убранства.

Главное помещение дворца — танцевальный зал — традиционно отличается крупными, низко расположенными окнами, обращенными на зеленый ковер регулярного парка. При жизни Петра Борисовича Танцевальный зал называли Зеркальной галереей. Три стеклянные двери и шесть окон занимают всю поверхность наружной стены. Напротив выстроились зеркала, множащие потоки света. Подобное расположение зрительно раздвигает помещение, уводя в бесконечность перспективу интерьера. Благодаря перемычкам зеркала напоминают рамы окон. Кроме того, в простенках установлены 14 больших зеркальных трюмо. На потолке картина на тему «Славы рода Шереметевых», рисунок ее рамы — свитые ленты орденов, которыми были награждены Шереметевы.

Танцевальный зал предназначался не только для балов. Здесь проводились концерты, приемы и парадные обеды. Он сразу задумывался как самый просторный и нарядный интерьер дворца: картина на потолке, обилие зеркал, сверкающая позолотой отделка стен, великолепный паркет.

Усадьба Кусково вызывала восторг и удивление современников. Шереметев воздвигнул колоссальный дворцовый комплекс, где проводились столь же грандиозные торжества. Из письма управителя Никиты Александрова известно, что «для увеселения зрителей были три театра, в доме обед, ужин, бал; сад за прудом, каскад, остров, яхта, шлюпки были иллюминированы, и повеселились до пяти утра, и такое множество народа — надо думать, до 30 000 или более. Одних карет по счету было 2800, опричь прочих повозок. В Москве лошадей недоставало: за четверку платили по 25 рублей».

Расцвет Кускова пришелся на 1770−1780-е гг., когда возникла и укрепилась театральная традиция, прославившая род более, чем дипломатические или военные успехи. Петр Борисович устроил в имении вполне профессиональный крепостной театр. Артисты Шереметевых работали постоянно; спектакли устраивались один или два раза в неделю.

Из восьми сценических площадок Шереметевых три располагались в имении Кусково: Старый, Новый и Воздушный (Зеленый) театры. Семейству принадлежали московские сцены на Воздвиженке и Никольской улице, два театра в селе Маркове, а также театр-дворец в Останкине. Репертуар в шереметевских театрах насчитывал до 116 опер, балетов и пьес зарубежных и русских авторов.

В 1750—1770-х гг. в Кусково была создана обширная усадьба с дворцом, многими «увеселительными затеями», большим парком и прудами. Создание этого выдающегося ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс создан в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в.

В 1774 году по проекту московского архитектора Карла Бланка (по другим источникам французского архитектора Шарля де Вайи) был сооружён Дворец, доминирующий в архитектурной композиции. Планировка Дворца отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, двери всех помещений находятся на одной оси, комнаты раскрываются одна за другой. Все помещения кусковского Дворца последовательно объединены в три композиционные группы.

Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей были выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приёмов собирала до 30 тысяч гостей.

Достойным обрамлением дворцового комплекса является французский регулярный парк с красивыми прудами и мраморной скульптурой.

В 1919 году усадьба получила статус Государственного музея, а с 1938 г. была объединена с музеем керамики, единственным в России. Сегодня, музей «Усадьба Кусково» — это один из крупнейших в мире обладателей специализированной коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности. В фондах музея сосредоточено свыше 30 000 произведений искусства: итальянская майолика, венецианское, английское и русское стекло, мейсенский, севрский и восточный фарфор. Особой гордостью «Государственного музея керамики» являются уникальные коллекции русского фарфора российских мануфактур, начиная с XVIII века.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой