Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль банковской системы в экономическом развитии страны

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе управления экономикой банки используют главным образом экономические методы управления, которые выражают экономические отношения, а экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы, а экономические интересы являются целью производства, его движущим фактором. Исходя из этого, управление с помощью экономических методов состоит в воздействии… Читать ещё >

Роль банковской системы в экономическом развитии страны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Банковская система — одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарно-денежных отношений исторически шло параллельно и тесно перелисталось. Банки непосредственно и повседневно связаны с функционированием народного хозяйства на всех уровнях управления. Через них происходит удовлетворение экономических интересов участников воспроизводственного процесса. При этом банки как финансовые посредники привлекают капиталы хозорганов, сбережения населения и другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и выдают их во временное пользование заемщикам, проводят денежные расчеты и оказывают другие многочисленные услуги для экономики, тем самым непосредственно влияя на эффективность производства и обращение общественного продукта. Наиболее полное представление о роли банков в рыночной экономике дает теория финансового посредничества, которая в последнее время активно разрабатывается учеными и экономистами США и Западной Европы. Согласно этой теории все многообразие участников финансового рынка сводится к трем группам: поставщики денежных средств (фирмы, компании, домохозяйства, правительство), его пользователи (фирмы, компании, домохозяйства, правительство, частные лица) и финансовые посредники (банки, страховые компании, пенсионные, инвестиционные фонды и др.). Их взаимодействие представлено на схеме. [46].

Финансовые посредники, таким образом, выполняют важную народно — хозяйственную функцию, обеспечивая обществу механизм межотраслевого, межрегионального перераспределения денежного капитала.

Банки, являясь главными финансовыми посредниками в рыночной экономике, в процессе своей деятельности создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, банк создает новое обязательство — депозит, а выдавая ссуду — новые требования к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств и новых требований составляет основу финансового посредничества. Движение, перемещение, переливы финансовых ресурсов от кредитора к заемщикам и связанная с ними деятельность финансовых институтов называется финансовым посредничеством.

Аккумулируя денежные капиталы из разных источников, банки создают общий обезличенный «пул» денежных средств, превращают их в действующий капитал и могут удовлетворить требования на кредит на самых различных условиях. [47].

Организация финансово-кредитного обслуживания хозорганов и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависит не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны к целом.

«Споры о кратчайшем пути к продвижению начались за долго до 1776 года, когда увидел свет фундаментальный труд Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». Хотя эти споры по своей сути беспочвенны, все же можно выделить три главных фактора, от которых зависит глобальный рост: 1) уровень внутренней конкуренции, что важно в первую очередь для развивающихся стран, открытости для торговли и интеграции с остальным миром; 2) качество внутренних институтов, составляющих основу экономики; 3) способность тех, кто определяет политику, обеспечивать макроэкономическую стабильность. [48].

В рыночной экономике банки превращаются в монополистов и фактически распоряжаются почти всем финансовым капиталом. Они выходят за пределы посреднический деятельности и проникают в сферу всех фаз воспроизводства. Кредитная система обладает «сказочной силой» и может «самым опасным образом вмешиваться в действительное производство». В другом месте К. Маркс обращает внимание на «колоссальную власть такого учреждения, как Английский банк, над торговлей и промышленностью». [49].

Банки становятся центрами хозяйственной жизни, кровеносными сосудами всей экономики.

Цели и задачи банковской системы в основном тождественны целям и задачам управления экономикой в целом. Однако банки как подсистемы управления выполняют свои специфические, частные задачи, обеспечивающие достижение общей цели управления экономикой. Роль банков как органа управления экономикой выявляется в процессе выполнения ими своих функций и соблюдения общих принципов организации банковского дела.

В процессе управления экономикой банки используют главным образом экономические методы управления, которые выражают экономические отношения, а экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы, а экономические интересы являются целью производства, его движущим фактором. Исходя из этого, управление с помощью экономических методов состоит в воздействии на экономические интересы. Из такого понимания интересов следует, что воздействие на них можно оказывать посредством удовлетворения потребностей. Банки через экономические методы управления, например, при кредитовании, удовлетворяют потребности различных звеньев экономически в заемных средствах разными кредитами или через осуществление безразличных расчетов — потребности экономики в бесперебойном ее функционировании, обеспечивают бесперебойное движение общественного продукта. Взыскивая повышенные проценты за несвоевременный возврат кредитов, пени за просрочку платежей, штрафы за нарушение правил совершения расчетных операций, банки защищают не только свои интересы, но и интересы других участников этих операций. Тогда у клиентов производства появляется чувство защищенности. Прогресс воспринимался как нечто само собой разумеющееся. На протяжении десятилетий расширялись политические права, постепенно распространялись демократические институты, повышался уровень жизни населения. В финансовой сфере добросовестность правительства и центральных банков считались совершенно естественной. Конечно, правительство и центральные банки не всегда выполняли свои обещания, но когда такое происходило, то делалось все для исправления допущенных ошибок.

Банки в процессе выполнения своих функций тесно взаимодействуют с органами функционального (экономическими), отраслевого (министерствами, ведомствами, компаниями, фирмами) и территориального (местными органами) управления.

Поскольку банки являются органами экономического управления, то их ответственность перед своими клиентами носит экономический характер. Экономическая ответственность банков связана, прежде всего, с результатами хозяйственной и финансовой деятельности обслуживаемых ими хозяйственных органов независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности. Вокруг банков группируются фирмы и компании, зависимые от них или сами определяющие деятельность тех или иных банков. Последние проводят такую кредитную политику, которая при равных условиях обеспечивает прибыль, организуют операции наиболее выгодно для себя и своих клиентов.

Банки располагают текущей информацией, которой нет у других органов управления. Прежде всего, это относится к информации об основной деятельности обслуживаемых клиентов. Отсутствие на счете средств для выдачи заработной платы, платежей поставщикам и бюджету, возврата банковских кредитов является не только объективным, но оперативным ежедневным сигналом о неблагополучии в работе владельцев этого счета. Поступление денег на счет означает, что отгруженный товар поставщика был реализован и т. д. Банковские данные позволяют судить о многих важных сторонах деятельности предприятий, не дожидаясь составления бухгалтерского учета, предвидеть результаты. Это позволяет банкам точно знать о состоянии дел своих клиентов, контролировать и определять их доходность.

Денежный оборот характеризуется единством. Сферы движения денег в наличной и безналичной формах обслуживаются одной и той же денежной единицей и тесно связаны между собой. Банки через ведение счетов предприятий, организаций и населения осуществляют контроль за совокупным денежным оборотом, а через него — за ходом хозяйственных процессов и влияют на эти процессы.

В банковской системе сосредоточены все денежные фонды общества: средства государства, хозяйственных звеньев, сбережения населения и др. Банки активно участвуют в формировании этих фондов, ведут контроль за их использованием, регулируют денежный оборот и тем самым влияют на ход воспроизводственного процесса.

С переходом экономики Казахстана к рынку перед банками открываются совершенно новые горизонты. В результате приватизации и разгосударствления собственности все шире развиваются частная собственность, коллективные и акционерные формы собственности, кооперативное движение, создаются предприятия на основе смешанных видов собственности. Растет число крестьянских хозяйств, их объединений, арендаторов и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Появляются предприниматели, коммерсанты, соответственно, имущий класс в обществе. По мере развития рыночных отношений в экономике и обществе усиливается экономическая роль банков. В их работе на первое место взамен административно-командных выдвигаются экономические методы. Повышается значение стоимостных инструментов банковского воздействия на экономику. В этих условиях велика роль банков в снижении инфляции в экономике и ее переводе на рыночные рельсы, прежде всего в приватизации и разгосударствлении собственности. Важнейшей задачей банковской системы становятся совершенствование кредитного механизма, методов регулирования денежного обращения, ускорение расчетов и соблюдение платежной дисциплины.

С 15 ноября 1993 г. республика ввела свою национальную валюту — тенге. Однако инфляция продолжалась. Пик ее пришелся на июль 1994 г. (46%). В результате принятых правительством и Национальным банком монетарных мер уже в июле инфляция пошла на убыль (25%), в августе — равнялась 13,5, сентябре — 10,9%.

Результатом снижения инфляции явилось снижение ставки рефинансирования с 300 до 250% и процентных ставок на аукционах кредитных ресурсов — с 460 до 280%, т. е. плата за кредит стала истинно рыночной, определялась на основе спроса и предложения. Есть тенденция сближения официального и неофициального валютных курсов тенге. Растет объем продаж на аукционах краткосрочных казначейских векселей. Положительным моментом для снижения инфляции был отказ Национального банка от выдачи директивных кредитов, они остаются лишь для агропромышленного комплекса. Кредитные ресурсы продаются на аукционе. Национальный банк максимально сужает выдачу кредитов на расходы правительства. Все эти меры дают положительные результаты по стабилизации национальной валюты и снижению инфляции.

Велика роль банков в реформе государственной собственности. Качество активов и пассивов банков целиком и полностью зависит от финансового состояния обслуживаемой клиентуры. В связи с этим банковская реформа не может быть проведена в отрыве от процесса приватизации государственных предприятий. Поэтому одна из важнейших задач банковской реформы — оказание поддержки приватизации предприятий и создание частного сектора экономики. Следовательно, банковская реформа должна быть подчинена интересам приватизации государственной собственности. Иначе банки не могут избавиться от плохих кредитов, убыточных клиентов, ибо в то время многие государственные предприятия имели низкое качество кредитных портфелей.

Банковская реформа должна была внести свой вклад в реорганизацию приватизируемых предприятий и ликвидацию или реорганизацию крупных убыточных предприятий. Это ограничит доступ к кредитованию неплатежеспособных и убыточных предприятий и расширит возможность кредитования жизнеспособных предприятий. Убыточные крупные предприятия должны отделяться от жизнеспособных предприятий, передаваться на обслуживание вновь созданному банку развития, тем самым предотвращается накопление плохих, недействующих кредитов в остальных банках.

Реформа банковской системы оказала содействие перестройке приватизированных предприятий путем повышения роли инвестиционных фондов и создания реабилитационного банка. Роль инвестиционных фондов, реабилитационного банка заключается в усилении корпоративного руководства приватизированными и крупными убыточными предприятиями, что является главной целью программы приватизации. Инвестиционные фонды могут участвовать в торгах приватизируемых предприятий и обменивать их долг на акционерный капитал, т. е. права собственности переходят в частные руки.

В январе 2001 г. постановлением Правительства в Казахстане был создан Национальный фонд РК по аналогии с нефтяными и другими ненефтяными фондами, существующими во многих странах мира. Идея создания фондов была зарождена еще в 80-х гг. XX столетия в Норвегии, когда страну захватил бум нефтедобычи и огромные нефтяные деньги захлестнул внутренний рынок. В итоге все ненефтяные отрасли производства, за исключением рыболовства, были разрушены из-за высокой инфляции и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке. Тогда и возникла идея создания фонда из отчислений нефтяного сектора экономики необходимость создания фонда была вызвана снижением добычи нефти и старением населения. [50].

Государственные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет «избыточных» денег в экономике, от экспорта природоресурсов были и раньше. Нефтяные фонды Кувейта — 1960 г., Аляски — 19 Норвегии -1990 г., Медный стабилизационный фонд Чили — 1985 г. и т. д.

Фонд выполнял одновременно стабилизационную (стабильность бюджетной сферы) и сберегательную функцию. Опыт работы Фонда в Норвегии оказался чрезвычайно успешным. Так, путем формирования сбалансированного бюджета благодаря инвестированию средств Фонда, удалось сгладить совокупный внутренний спрос, снизить инфляционное давление на внутреннем рынке, сдерживать удорожание национальной валюты.

В Казахстане, взяв за основу опыт Норвегии, первоначально определили, что Национальный фонд создается в целях стабилизации доходов госбюджета, финансирования приоритетных программ развития инфраструктуры, сбережения для будущих поколений. В дальнейшем в Бюджетном кодексе РК от 24.04.2004 года было определено, что «Национальный фонд РК предназначен для обеспечения стабильного социально-экономического развития государства, накопления финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, снижения зависимости экономики от сырьевого сектора и воздействия неблагоприятных внешних факторов». Источниками формирования Национального фонда являются:

  • 1) официальные трансферты из республиканского бюджета, определяемые как превышение фактических поступлений в республиканский бюджет от организаций сырьевого сектора над их объемами, утвержденными в бюджете суммами поступлений;
  • 2) те же, определяемые за счет поступлений от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;
  • 3) те же, рассчитываемые в размере 10% от планируемых в республиканском бюджете сумм поступлений в бюджет от организаций сырьевого сектора;
  • 4) трансферты из местного бюджета, определяемые за счет поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения;
  • 5) инвест доходы от управления фондом;
  • 6) иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством РК.

Таким образом, в Казахстане Национальный фонд формировался не только за счет нефтяного сектора. В этом и заключается его принципиальная разница от других нефтяных фондов в мире.

На 1 января 2005 г. денежные средства Фонда составили 667 022 245 тыс. тенге (на 01.01.2004 г. — 528 233 521 тыс. тенге). По состоянию на 1.01.2005 г. фактически от организаций сырьевого сектора поступило 200 128 039 тыс. тенге, из них согласно действующему законодательству зачислено в республиканский бюджет 79 792 925 тыс. тенге 613,8 млн долл. США. В результате сумма сверхплановых поступлений в Фонд от организаций сырьевого сектора составила 120 792 925 тыс. тенге (929,17 млн долл. США).

С 01.09.2005 г. Указом Президента РК (№ 1641) одобрена новая Концепция формирования и использования средств Национального фонда РК на среднесрочную перспективу. В соответствии с ней в качестве оптимальной модели формирования накоплений в Национальном фонде определен метод сбалансированного бюджета. Согласно нему доходы сырьевого сектора будут полностью направляться в Фонд, т. е. бюджет страны формируется ненефтяным сектором экономики. Образовавшийся в результате этого дефицит между общими расходами бюджета и поступлениями в бюджет от ненефтяной части экономики будет сбалансирован трансфертом из Национального фонда. Ежегодный уровень трансферта при этом определяется на 3 года вперед по специальной программе. Таким образом, расходы бюджета будут расти планомерно, по графику вне зависимости от роста или снижения цен на нефть. На начало сентября 2005 года активы Национального фонда составляли ~5,4 млрд долл. США. Не будь Фонда, эти доллары захлестнули бы внутренний рынок подняв инфляцию, укрепив тенге настолько, что поставили бы наши экспортоориентированные предприятия в крайне сложное положение. Поэтому фонд необходим для стерилизации избыточных денег, профилактики экономики от перегрева. Национальный фонд играет роль главного буферного механизма в антиинфляционной политике Правительства и Национального банка. Он изымает избыточную ликвидность на внутреннем рынке формирующийся от валютных поступлений сырьевого сектора экономики.

Активы фонда выполняют две важные функции — стабилизационную и сберегательную. Стабилизационный портфель Фонда составляет 19% активов и инвестированы в высоколиквидные государственные ценные бумаги США со сроком погашения 6 месяцев. Главное назначение этой части портфеля — немедленно получить денежные средства в тех случаях, когда в них есть необходимость [51].

Сберегательный портфель Фонда составляет 81%. Его главная функция — хранение средств и обеспечение доходности в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска. Он привязан к двум индексам — облигации (75%), к эталонному портфелю государственных ценных бумаг США и других развитых стран с фиксированным доходом; акции (25%), к эталонному индексу акции крупнейших мировых корпораций за исключением нефтяных и энергетических. Активы фонда вложены: 70% ~ в доллары США, 17% в евро, 3% - в фунт стерлингов, 6% - в японские иены. В 2004 г. доходы от инвестиционной деятельности составили 42 528 616 тыс. тенге или 312 млн долл. США (доходность — 7,61%). [52] Таким образом, Национальный фонд играет очень важную роль, как в антиинфляционной политике государства, так и выполняя стабилизационную и сберегательную функции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой