Пропорции малого храма
Пропорционирование архитектурных форм имеет особое значение для храмов. Законченной теории, как в музыке, в архитектуре нет. Есть отдельные исследования, которые иногда противоречат друг другу. Коснемся этого вопроса Доктор искусствоведения К. Н. Афанасьев ставит математические пропорции древнерусских храмов в зависимость от рабочего метода зодчего. Гармония древней архитектуры и в частности… Читать ещё >
Пропорции малого храма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Пропорционирование архитектурных форм имеет особое значение для храмов. Законченной теории, как в музыке, в архитектуре нет. Есть отдельные исследования, которые иногда противоречат друг другу. Коснемся этого вопроса Доктор искусствоведения К. Н. Афанасьев ставит математические пропорции древнерусских храмов в зависимость от рабочего метода зодчего. Гармония древней архитектуры и в частности храмостроения была отточена веками и закреплена в традициях.
Книга К. Н. Афанасьева «Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими» Афанасьев К. Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961. посвящена анализу русских храмов XI — XII веков. При построении плана храма исходным размером являлся диаметр центрального купола, или размер одной из сторон подкупольного звена (квадрата, иногда прямоугольника). Этот размер в разных храмах был равен определенному целому числу греческих футов — от 10 до 25 (10 греческих футов = 3,08 м) или римских футов — от 12 до 20 (20 римских футов = 5,82 м). Остальные размеры в плане строились в натуре при помощи шнура, исходя из этого исходного размера. Это был творческий метод, основанный на знании традиций и их постепенных изменениях, на вековой культуре зодчих.
Церковь Михаила Архангела в Остерском городке близ Переяславля, конца XII века — единственная известная двухстолпная церковь домонгольской эпохи, с одной абсидой. Сохранилась только восточная стена и план.
Церковь Успения в Переяславле, XII века, остатки которой сохранились под полом современной Успенской церкви XIX века, относится к простейшему бесстолпному типу церквей и является, наряду с сохранившейся церковью Успения в Чернигове, единственной в таком роде.
Церковь Георгия в Старой Ладоге XII века «является одним из лучших по законченности форм и сохранности образцов Новгородского зодчества». Воронин Н. Н., Каргер М. К. История культуры древней Руси. Т. II. М.-Л., 1951. с. 301.
Церковь Покрова Богородицы на Нерли является образцом четырехстолпного продолговатого храма с преобладанием продольной оси симметрии над поперечной. В этом ее принципиальное отличие от ранее и повсеместно сооружавшихся четырехстолпных квадратных в плане храмов.
Чертежи показывают, что в первых трех случаях в плане соотношение внешних сторон без апсид близко к квадрату, а в церкви Покрова на Нерли это соотношение равно 20:21, продольные стороны несколько больше поперечных.
Высота церкви Георгия в Старой Ладоге внутри — от пола до основания барабана — равна наружным сторонам, а в церкви Покрова на Нерли — продольной стороне. Таким образом, тела обоих храмов близки к кубу, чуть выше куба, учитывая прибавление высоты цоколя и толщины перекрытия.
Высота главы церкви Георгия до креста равна половине высоты тела, а в церкви Покрова — почти полной высоте.
Эти соотношения внешних размеров и рекомендуются для каменного малого храма — т. е. кубический или чуть выше объем тела храма с одной или тремя апсидами, высота главы без креста колеблется от половины высоты тела храма до почти полной.
К.Н.Афанасьев считает, что рекомендаций по пропорционированию не должно быть, т.к. это исключительно творческий процесс, тем более что культура эта утеряна. Поэтому рекомендации касаются не пропорций, а только соотношения внешних размеров малых храмов, на основе исторических примеров.
Рассмотренные храмы XII века имеют позакомарное покрытие. Если же современный храм имеет более простое четырехскатное покрытие, то высота от низа крыши до основания креста ближе к полной высоте тела храма. Причем с уменьшением объема храма глава хоть и уменьшается, но не пропорционально объему, она должна остаться достаточно крупной. Чем меньше храм, тем больше относительная высота его верха.
Если нет возможности поднять высоту тела храма до кубического объема, во всяком случае желательно максимально поднять высоту, это характерно для русских храмов. Если, наоборот, есть возможность построить высокий храм, предлагается три варианта: а) двухсветный храм, б) храм на подклете по московской традиции, в) восьмерик на четверике. Последний вариант пока представляет сложность в наших условиях, т.к. он предполагает стиль «московского барокко» с резными или лепными наличниками и другими украшениями.