Правовое регулирование охоты и охотничьего хозяйства
Часть 1 этой статьи дает понятие незаконной охоты, виновное действие, совершенное лицом, не имеющим право на охоту, в запрещенные сроки, запрещенными способами и орудиями, в запрещенном месте. Для состава незаконной охоты достаточно наличие одного из признаков. На первый раз предусматривается административная преюдиция. Виновное лицо подлежит мерам административного либо общественного… Читать ещё >
Правовое регулирование охоты и охотничьего хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Лес — среда обитания животных. Животный мир — составная часть, лесного комплекса, лесного фонда. Организация охоты и охотничьего хозяйства — один из видов лесных пользований, а уничтожение полезных для леса животных и птиц относится к числу нарушений лесного законодательства. Все вышесказанное дает основание считать охотничьи отношения продолжением лесных отношений.
Основная задача охотничьего хозяйства как составной части материального производства — создание и поддержание условий, необходимых для нормального осуществления промысловой и любительской охоты с целью охраны, комплексной эксплуатации и воспроизводства охотничьих ресурсов.
Охотничье хозяйство ведется на землях лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, где имеются ресурсы охотничьих животных и разрешена их эксплуатация. Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства может осуществляться на условиях аренды.
Арендаторами выступают специализированные охотничьи предприятия, общественные охотничьи организации, другие юридические и физические лица, в том числе иностранные граждане.
Объектами охотничьих отношений являются охотничьи животные. Государственный охотничий фонд состоит: из млекопитающих и птиц, отнесенных к объектам охоты и находящихся в состоянии естественной свободы.
Охотничий фонд находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации. Государство является собственником охотничьих животных.
Между федерацией и ее субъектами происходит распределение полномочий по оперативному управлению и распоряжению объектами собственности.
Охота — один из видов пользования животным миром и средой его обитания — лесом. Она определяется как преследование с целью добычи: добыча, отстрел, отлов диких животных и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту на земельных угодьях, отведенных для охоты.
Таким образом, не будет считаться охотой отстрел, отлов домашних зверей и птиц, сельскохозяйственных животных. Не считаются объектами охоты уничтожение, похищение животных в зоопарке, хотя они и являются дикими, но лишены признака естественной свободы. Нельзя рассматривать как охоту пальбу из охотничьих ружей в общественных, и иных местах, не отнесенных к охотничьим угодьям (территории парков, ботанических садов, дендрариев), так как это — хулиганство.
Охота в том значении, в котором она определена, выполняет три взаимосвязанных функции: экономическую, экологическую, культурно-оздоровительную. Экономическое значение охоты — в удовлетворении материальных потребностей населения в продуктах отстрела животных (мясо, шкуры, рога, пр.). Экологическое значение — в возможности регулирования численности животных в рамках естественного отбора, в рамках нормального функционирования естественных экологических систем. В культурно-оздоровительном отношении охота является спортом, способствующим укреплению здоровья, воспитанию смелости и мужества.
Правовое регулирование охоты — совместная компетенция Федерации и субъектов Федерации. На уровне Федерации принимаются законы об охране окружающей природной среды, об охране и использовании животного мира, об охоте; подзаконные акты — постановления правительства об утверждении Положениям охоте и охотничьем хозяйстве; ведомственные акты — Типовые правила охоты. Субъекты Федерации принимают нормативно-правовые акты, регламентирующие охотничьи отношения с учетом местных условий.
На основе типовых правил они утверждают правила ведения охоты в республике, области, крае.
Правовое регулирование охотничьих отношений осуществляется по срокам, месту, способам и орудиям охоты, по животным, отстрел которых полностью либо частично запрещен.
Сроки, охоты устанавливаются едиными для всей страны и вместе с тем дифференцированными в зависимости от расположения охотугодий. Едиными являются сроки начала охоты на перелетную дичь. Территория России огромна и растянута по тепловым поясам. Поэтому начало и конец охоты на отдельных видов животных — зайца, лосей, кабана, лисицу и т. д. могут быть разнообразны.
Большие различия по республикам, краям и областям имеются на отдельные виды животных. В зависимости от численности тех или иных видов животных лимиты отстрела одних могут быть сокращены, а других увеличены. При угрозе резкого уменьшения численности некоторых видов охотничьих животных местные органы охоты вводят полный запрет на отстрел этих животных и принимают меры к воспроизводству его численности. С этой целью создаются охотничьи заказники на срок воспроизводства животных.
Типовые правила охоты содержат список запрещенных способов и орудий охоты. К ним относятся, прежде всего, общественно опасные способы: применение отравляющих химических веществ, боевого оружия, выжигание травы, устройство ловчих ям. Запрещены способы охоты, связанные с массовой гибелью животных, — охота с применением автотранспортных средств, самолетов, вертолетов, катеров и т. п. Наконец, повсеместно запрещается охота с использование бедственного положения животных лесные пожары, наводнения, землетрясения и другие стихийные бедствия.
Дальнейшая конкретизация запретов при охоте производится в Правилах охоты, утверждаемых субъектами Федерации.
Законодательство устанавливает ответственность за незаконную охоту. Уголовная ответственность предусмотрена ст. 166 УК РСФСР.
Часть 1 этой статьи дает понятие незаконной охоты, виновное действие, совершенное лицом, не имеющим право на охоту, в запрещенные сроки, запрещенными способами и орудиями, в запрещенном месте. Для состава незаконной охоты достаточно наличие одного из признаков. На первый раз предусматривается административная преюдиция. Виновное лицо подлежит мерам административного либо общественного воздействия. Повторность совершения незаконной охоты в течение одного года дает судам основания для привлечения к уголовной ответственности в виде наложения уголовного штрафа, привлечения к исправительно-трудовым работам или лишению свободы. Однако отсутствие надлежащего учета административных взысканий затрудняет эффективное применение этой части статьи 166 УК РСФСР.
Более стабильно применяется часть 11 ст. 166 УК РСФСР. Она устанавливает уголовную ответственность за незаконную охоту, совершенную впервые, но причинившую крупный ущерб, на территории заповедника, в отношении зверей и птиц, охота на которых полностью запрещена, с применением автомототранспортных средств.
Под крупным ущербом понимается стоимость незаконно добытой продукции, равной размеру штрафной санкции за незаконный отстрел лося (таково разъяснение Пленума Верховного суда СССР). Отстрел животных и птиц, охота на которых полностью запрещена, касается не только элитных животных, но и тех, которых в интересах воспроизводства временно перевели в охотничий заказник.
Территория заповедника, национального парка полностью закрыта для охоты, хотя (по странной причине) территория заповедника и животные, ее населяющие, зачислены в охотничий фонд. Поэтому на хождение в заповедных угодьях при охотничьем снаряжении образует состав незаконной охоты по части 11 ст. 166.
Дополнительной мерой наказания по составу преступления незаконной охоты служит конфискация орудий охоты и незаконно добытой продукции.
Автотранспортное средство подлежит конфискации по решению суда, если будет доказано, что оно служило орудием совершения охоты, а не только средством передвижения и доставки.
При отсутствии отягчающих последствий и общественной опасности деяния лицо, виновное в незаконной охоте, привлекается к административному наказанию в виде штрафа, налагаемого органами охоты и охотохозяйства. Норма, предусматривающая такую ответственность, содержится в Кодексе РСФСР об административной ответственности. Практика ее применения показывает, что к наказанию привлекаются виновные лица, не причинившие существенного вреда охотничьему хозяйству.
Привлечение нарушителей правил об охоте к уголовной либо административной ответственности не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения вреда, причиненного охотничьему хозяйству.
Минприроды России утвердило 6 июня 1 994 г. таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира. Согласно этим таксам, за незаконный отстрел зубра, алтайского горного барана взыскивается ущерб в размере 50 минимальных месячных оплат на день совершения правонарушения. За уничтожение кита установлена сумма, равная 2.500 минимальных денежных оплат труда.
При вывозе за границу исчисление взыскания производится в полу торном размере. За незаконное добывание животных на территории заповедников взыскание увеличивается в три раза, а на других, особо охраняемых территориях, — в два раза.
Решение о взыскании ущерба принимает суд или арбитражный суд по иску органов охоты и охотничьего хозяйства.
Организация управления охотничьим хозяйством производится на базе сельскохозяйственных органов. В структуре Минсельхозпрод РФ есть департамент охоты и охотничьего хозяйства, который регулирует промысловую и спортивную охоту в России. Этому ведомству принадлежит право государственного контроля за соблюдением правил охоты. (Здесь опять находит продолжение та организационная линия, которая соединяет управление и государственный контроль в одном органе, что лишает контроль объективности в оценке происходящих явлений.).