Арианский баптистерий.
Равеннские памятники эпохи поздней античности
В кругу апостолов исчезают арочки фестонов, создававшие нечто похожее на нимбы вокруг голов учеников Христа, — они окружены теперь настоящими нимбами. В фризе, развернутом по кругу, царит строгая изокефалия, абсолютная симметрия. Она четко обозначена в размещении фигур апостолов, чередующиеся с условными пальмовыми деревьями. В фигурах намечен трехчетвертной поворот, но лики выполнены… Читать ещё >
Арианский баптистерий. Равеннские памятники эпохи поздней античности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С эпохой Теодориха (493−526) в Равенне связано три памятника: арианский баптистерий, Архиепископская часовня и храм Сант Аполлинарий Нуово. В своем искусстве Равенна все более решительно ориентируется на Восток, что было обусловлено общим ходом политических событий. И Одоакр и Теодор, который воспитывался в Константинополе, должны были поддерживать активные связи с Византией, которая в V веке получила такой большой вес, что с ней невозможно было не считаться.
Мозаики арианского баптистерия, выполненные в конце V-начале VI века, по сравнению смозаиками баптистерия Православных, на которые мастера Теодориха ориентировались как на образец, не имеют таких большиххудожественных достижений. Исследователи считают баптистерий первым сооружением Теодориха, который хотел создать для своих арианских по вере подданных независимую от католиков церковь. Баптистерий примыкал кбазилике, посвященной Вознесению Господнему. Мозаики купола сделаны в два этапа: более ранний включает центральный медальон с Крещением и фигуры апостолов Петра и Павла во втором круге, по бокам от Етимасии; к более поздним относятся все другие апостолы. Третьего круга изначально не было. Внешне повторена тематика и композиция баптистерия Православных. Но в поясе апостолов появляется центр движения, которому следуют апостолы, — это Престол уготованный. Его вертикальная ось идеально совпадает с вертикальной осью центрального медальона, а именно с фигурой Христа и голубя над ним, символом Святого Духа. Иоанн стоит на берегу справа, а символ Иордана слева. Христос представлен юношей с длинными волосами, ниспадающими на плечи. Он стоит по пояс в воде с опущенными руками. Над его головой (нимб основного цвета фона — золотого) — голубь, что льет воду из клюва. Иоанн стоит на скалистом берегу, держа в левой руке палку (pedum), а правую положив на голову Христа. Фигура его отличается мощными формами, длинной бородой и волосами, спадающими с плеч. На нем одет милот из кожи голубого цвета с черными кружками. Символ Иордана, сидящий слева на берегу, представлен в виде старика с длинными седыми волосами и седой бородой. Он одет в зеленый гиматий. Правой рукой он опирается на золотой сосуд, из которого течет вода, образуя реку. Композиция Крещения получает геральдичнисть: третья фигура, которая появилась в ней, — символ Иордана — зеркально отражает фигуру Крестителя. Фигура Христа в центре окружена симметричными дугами Иордана.
В кругу апостолов исчезают арочки фестонов, создававшие нечто похожее на нимбы вокруг голов учеников Христа, — они окружены теперь настоящими нимбами. В фризе, развернутом по кругу, царит строгая изокефалия, абсолютная симметрия. Она четко обозначена в размещении фигур апостолов, чередующиеся с условными пальмовыми деревьями. В фигурах намечен трехчетвертной поворот, но лики выполнены во фронтальной позиции. Позы и жесты практически лишены вариаций. Складки проработаны широкими плоскостями. В цветах нет нюансов и оттенков. Одежда апостолов передана крупными плоскими пятнами белого цвета. Здесь впервые появляется золотой фон: его подчеркнутая гладкость и равномерность, его слепящее сияние заставляют фигуры выглядеть особенно жесткими, вырезанными из неподвижной материи. Лица теряют портретность. Только лики Петра и Павла, выполненные в более ранний период, несколько выделяются из общей схемы, объединяющей лица других апостолов.
Усиление монументальной значимости порождает ассоциации с характеристиками грядущего романского изобразительного искусства, где полная абстракция форм будет сопряжена с жизненно достоверной силой и неподвижной, массивной тяжестью.