Концептуальное конструирование.
Методологический анализ содержания архитектурной деятельности
Несколько десятилетий назад это явление остро обсуждалось, особенно в советской печати по поводу участия советских студентов и молодых архитекторов и их побед на таких конкурсах. В итоге этих обсуждений постепенно пришло признание этого типа деятельности в профессии архитектора «как нового типа художественного и интеллектуального творчества, особого жанра на стыке архитектурного проекта… Читать ещё >
Концептуальное конструирование. Методологический анализ содержания архитектурной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В сегодняшней архитектурной практике существует феномен так называемого поискового или «концептуального» проектирования. Иногда работы такого рода называют «бумажной архитектурой». Такое проектирование получило распространение в работах студентов и выпускников архитектурных вузов в связи с их выступлениями на международных конкурсах приуроченных к конгрессам МАС и ЮНЕСКО, в рамках японских, английских и европейских журналов.
Несколько десятилетий назад это явление остро обсуждалось, особенно в советской печати по поводу участия советских студентов и молодых архитекторов и их побед на таких конкурсах. В итоге этих обсуждений постепенно пришло признание этого типа деятельности в профессии архитектора «как нового типа художественного и интеллектуального творчества, особого жанра на стыке архитектурного проекта и станковой графики». С точки зрения Б. Г. Бархина «программа подобных конкурсов экспериментального характера служит поиску новых направлений развития архитектуры».
Существующие представления об этой специфической деятельности в профессиональном сознании во многом противоречивы и субъективны, так как выстроены, исходя из различных оснований, подходов и собственно понятий об архитектуре как о профессии. В этом спецкурсе предлагается разработка понятия о деятельности концептуального проектирования (а точнее, конструирования) на базе мыслительных оснований (категорий и понятий) СМД-методологии и системомыследеятельного подхода./1, 32 /.
Любое рассуждение начинается с уточнения или осмысления понятия. Что же такое концепция (концепт)?
Концепт — это формулировка, умственный образ, общая мысль, понятие. (Философский словарь).
Концепт — это содержание понятия, его смысл. (Логический словарь).
То есть, под концептом понимаются смыслы, содержание понятия, образы, мысли (идеи) имеющие отношение к тому или иному явлению или объекту, с которым мы имеем дело. Наличие концепта как понятия, мысли, идеи или образа позволяет разрабатывать концепцию.
Концепция — это:
- 1. Система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов.
- 2. Единый, определяющий замысел произведения или научного труда — главная идея художественного произведения. (Словарь иностранных слов).
«Всякая идея некогда была включена в ту или иную систему, которую мы обыкновенно называем концепцией. Мы говорим о „теоретических концепциях“, обычно имея в виду, что идеи, повлиявшие на ход развития профессиональной мысли, входили в системы взглядов известных нам архитектурных авторитетов». /8/. «Концепция — это творческие намерения и опыт автора"/8/.
Можно сказать, что по А. Г. Раппапорту концепция — это система взглядов, представлений, включающая несколько идей и отражающая творческие намерения (замыслы) также опыт автора. «При этом отдельная идея может выходить за рамки концепции, в которой она порождена, и жить после ее рассеивания». /8/.
В представлении Раппапорта отражено понимание слова архитекторами как объединяющее два смысла указанные в словарном определении. А такое понимание вплотную подходит к понятию концепции в мыследеятельном подходе, которое почерпнуто автором из семинара на тему «Градостроительные концепции», который проводил в Новосибирске в конце 80-х С. В. Попов.
Концепция, это идеальная (мыслительная или образная) конструкция, представляющая собой систему взглядов или набор идей, определяющих наше отношение к чему-либо. (Попов С.В.).
В СМД-подходе фиксируются три принципиальные черты и особенности любой концепции.
- 1. Наличие логически оформленных понятий об объекте (явлении, процессе), отношение к которому и будет оформлено концептуально.
- 2. Набор идей, порождаемый отдельными смысловыми сторонами понятийного блока. При этом эти идеи, отражающие в той или иной степени сущность объекта, в то же время являются деятельностными или идеями-намерениями авторов по отношению к объекту.
Среди этих идей либо «над ними» должна появиться такая, которая и станет концептуальной, как наиболее полно отражающая систему взглядов авторов. При этом она как категория по отношению к понятиям поглощает большинство смыслов, и является принципиально не реализуемой или «сверхидеей».
3. Каждая концептуальная идея имеет особое назначение или функцию — быть средством соорганизации людей в деятельности, неким катализатором, который выявляет проблемные ситуации в деятельности и стимулирует мышление. Мышление и деятельность в дальнейшем порождают проекты и программы, которые уже могут быть реализованы. Эта реализация и дальнейшее соотнесение полученного результата с концепцией должны снова стимулировать разработку дальнейших проектов и программ.
Такая деятельность по последовательному выполнению проектов в рамках единой концепции собственно и является концептуальным проектированием, а разработка самой концепции — концептуальным конструированием.
Деятельность концептуального конструирования начинается с выбора объекта, явления или процесса, по поводу которого и будет разработана концепция.
Затем проводится очень полное и строго отнормированное логикой и принципами мыслительной работы «строительство понятий» об объекте — то есть формулируются понятия об объекте. Выявляются ретроспективные цепочки смыслов, стоящие за словами и терминами и сегодняшние их интерпретации, несущие в себе деятельностное отношение к объекту, которые могут уже порождать рабочие идеи — идеи намерения. Если концепция разрабатывается коллективом авторов, что чаще всего и встречается, то рабочие идеи либо живут на отдельных авторах, либо порождаются ими, или заимствуются командой из разнообразных текстов (или других носителей образцов культуры). В процессе коммуникации идеи обсуждаются, разворачиваются их смыслы, рассматриваются возможности совместного их существования в некоторых мыслительных рамках. Эти объемлющие мыслительные рамки собственно и оформляются в концепцию или мыслительный конструкт — концептуальную идею. (схема)/1,32/.
Схема 2. Концептуальное конструирование.