Концепция бизнес-процессов.
Стратегический менеджмент.
Формирование стратегии и проектирование бизнес-процессов
Бизнес-модель предприятия состоит из следующих основных моделей: стратегическая модель, организационно-функциональная модель, процессная модель и количественная модель (порядок моделей показывает на более глубокое представление деятельности предприятия). Таким образом, процессная модель призвана уточнять организационно-функциональную модель на более глубоком уровне. Исходя из этого видно, что… Читать ещё >
Концепция бизнес-процессов. Стратегический менеджмент. Формирование стратегии и проектирование бизнес-процессов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Понятие бизнес-процессов и их классификация.
- 2. Характеристика бизнес-процессов.
- 3. Общее моделирование бизнеса.
- 4. Вопросы для обсуждения и повторения по теме 4.
- 5. Практические занятия по теме 4.
ПОНЯТИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
В настоящее время существует множество определений понятия бизнес-процесс. Все они описывают бизнес-процесс с различных точек зрения. Можно сказать, что бизнес-процесс — это абстрактное, комплексное, качественное понятие. В силу этого, точно его определить представляется затруднительным. Но это необходимо сделать, так как использование его в практике деятельности организации в настоящее время очень эффективно. Одним из средств, позволяющих снизить сложность анализа бизнес-процессов, является моделирование. Моделирование помогает имитировать бизнес-процесс, изменять его и тем самым добиваться максимальной эффективности.
Для первоначального анализа приведем ряд существующих на сегодняшний день определений понятия бизнес-процесс (см. табл. 14).
Существующие определения понятия бизнес-процесс
Таблица 14
№. п/п | Определение бизнес-процесса (БП) | Источник |
БП — совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя. | [10] | |
БП — модель преобразования сущностей типа «вход-выход», понимаемая как работа по реализации приписываемой функции. | [3] | |
БП — способ реализации функций системы. | [4] | |
БП — совокупность элементов какого-либо потока, выходом которого является получение потребителем продукции в соответствии с его требованиями. | [2] | |
БП — совокупность технологических и организационно-деловых процессов, выполняемая целенаправленно в рамках установленных правил взаимодействия элементов организационной структуры предприятия. | [8] | |
БП — представляет собой горизонтальную иерархию внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции или отдельных се элементов. | [1] | |
БП — это одна или более связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или политическую цель предприятия, как правило, в рамках организационной структуры, описывающей функциональные роли и отношения. | [12] | |
БП — совокупность взаимосвязанных работ по изготовлению готовой продукции или выполнению услуг на основе потребления ресурсов. | [2] | |
БП — совокупность логически связанных заданий, выполняемых для достижения определенных целей бизнеса. Процесс — это структурированная совокупность функций, спроектированная для производства продукта, требуемого для определенного потребителя или сегмента рынка. | [9]. | |
БП — это набор взаимосвязанных структурированных функций (цепочка событий), который производит услугу или продукт для определенного клиента или клиентов. | [7] | |
БП — это связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами. | [6] |
Определения бизнес-процессов могут быть основаны на трех составляющих:
- 1. Сущности. Процессы осуществляются между организационными сущностями. Они могут иметь место между подразделениями организации, могут быть межфункциональными и между отдельными сотрудниками фирмы.
- 2. Объекты. Процессы сводятся к манипулированию какимилибо объектами. Эти объекты могут быть как физическими, так и информационными.
- 3. Функции. Процессы могут включать в себя два типа функций: управленческие (например, разработать проект бюджета) или операционные (например, заполнить заказ клиента).
Любой процесс представляет собой упорядоченную последовательность выполнения каких-либо действий, функций, операций по преобразованию «входа» (данные, материалы и пр.) в «выход» (продукт, услуга, данные и пр.). Особенностью бизнеспроцесса, отличающей его от просто процесса, является направленность на хозяйственную деятельность, результатом которой обычно является получение прибыли.
Хотелось бы отметить, что все перечисленные выше определения бизнес-процесса имеют один недостаток (кроме определения в пункте 2, 3, 7): они не рассматривают бизнес-процесс как часть более большой системы. Отсюда их минус — ограниченность определения (неясно положение бизнес-процесса в системе, включающей его). Основное предназначение бизнес-процесса — преобразование какого-либо потока, но остается непонятным, зачем (для чего) он преобразуется.
Далее будет рассмотрена концепция бизнес-инжиниринга, которая нацелена на построение бизнес-модели любой организации.
Бизнес-модель предприятия состоит из следующих основных моделей: стратегическая модель, организационно-функциональная модель, процессная модель и количественная модель (порядок моделей показывает на более глубокое представление деятельности предприятия). Таким образом, процессная модель призвана уточнять организационно-функциональную модель на более глубоком уровне. Исходя из этого видно, что бизнес-процессы, составляющие процессную модель, обеспечивают реализацию функций и представляют их детализированное описание с учетом причинно-следственных связей функций, реализующихся в процессе функционирования предприятия.
Таким образом, бизнес-процесс — это часть бизнес-модели предприятия, показывающая детализированное описание работы по реализации приписываемых ему (бизнес-процессу) функций с учетом их причинно-следственных связей.
Бизнес-процесс может рассматриваться с различных точек зрения в зависимости от вида информации, которую требуется получить. Обычно требуется следующая информация: какую работу необходимо сделать, кто и как будет осуществлять работу, когда необходимо сделать эту работу, сколько будет стоить реализация этой работы. Таким образом, бизнес-процесс в основном рассматривается со следующих точек зрения: функциональной, поведенческой, организационной, информационной, и ресурсной точек зрения.
Функциональная точка зрения описывает, какие функции выполняются в бизнес-процессе. Поведенческая точка зрения характеризует, как, когда и каким образом осуществляется процесс. Организационная точка зрения показывает, кто вовлечен в бизнес-процесс. Информационная точка зрения описывает детально информацию (сущности), которая обрабатывается в бизнес-процессе. Эта точка зрения включает в себя как сами данные для обработки, так и взаимосвязи между этими данными.
Главным признаком классификации бизнес-процессов следует считать тог, который основан на принципе рассмотрения организации как системы, состоящей из субъекта управления и объекта управления, (рис. 17).
Рис. 17. Классификация бизнес-процессов на основе субъекта и объекта управления Существуют также другие классификации бизнес-процессов (см. табл. 15).
Таблица 15
Виды бизнсс-нроцессов в соответствии с разными подходами к их классификации
Принцип деления. | Виды бизнес-процессов. | |||||
По числу охватываемых звеньев. | Внутренние. | Внешние. | ||||
В соответствии с начальным и конечным статусом. | От требований на продукт к продукту. | От заявки к заказу. | ||||
По предметной области. | Технологические. | Организационноделовые. | ||||
По масштабу. | Масштаба предприятия. | Масштаба цеха (отдела). | Вложенный. | |||
По отношению к основной продукции организации. | Основные. | Вспомогательные. | Бизнес-процессы управления. | Бизнес; процессы сети. | ||
По стадиям производственного цикла товара. | Процессы товародвижения (логистики). | Процессы подготовки производства. | Процессы инфраструктуры. |
Под технологическим процессом понимается часть производственного процесса (или другого процесса), содержащего целенаправленные действия по изменению и (или) последующему определению состоянию предмета груда. Под организационноделовым процессами понимаются процессы, связанные с взаимодействием людей (подразделений, организаций).
Отдельные технологические и организационно-деловые процессы в составе бизнес-процесса могут раскладываться на операции — законченные части процесса, выполняемые на одном рабочем месте (например, «выписать накладную», «составить, договор»), которые в свою очередь делятся на переходы — законченные части операции, выполняемые одними и теми же средствами.
Основные бизнес-процессы определяют главные направления деятельности предприятия и напрямую связаны с обслуживанием потребителей. Вспомогательные бизнес-процессы связаны с внутренними задачами предприятия и состоят из процедур, поддерживающих выполнение основных бизнес-процессов. Обычно это административные процессы (см. раздел 3 темы 2 настоящего пособия). Так, к бизнес-процессам управления относятся планирование деятельности предприятия, организация производства, контроль на всех этапах производстваю.
Процессы бизнес-сети выходят за рамки предприятия охватывая поставщиков, потребителей и партнеров в рамках их цепочек ценности.
Можно также представить следующую классификацию бизнес-процессов:
- • административные процессы управления;
- • процессы обмена информацией;
- • материально-вещественные процессы преобразования ресурсов в продукты и услуги.
С объектом управления связывают бизнес-процессы по преобразованию материально-вещественных потоков, с субъектом управления — административные и информационные бизнеспроцессы, связанные с реализацией процедур менеджмента.
Существуют и другие классификации бизнес-процессов, которые в частности выделяют:
- • процессы, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции, в результате чего обеспечивается получение определенного дохода в бизнес-системе;
- • процессы планирования и управления, обеспечивающие эффективное планирование и управление получением дохода при реализации процессов выпуска продукции;
- • ресурсные процессы, обеспечивающие доставку ресурсов в точку непосредственного выполнения действия;
- • процессы преобразования, являющиеся вспомогательными и выполняющиеся в тех ситуациях, когда необходимо достичь целевых действий путем изменения существующих технологий.
Процессы преобразования, ресурсные процессы и процессы планирования и управления являются обеспечивающими процессами по отношению к основным бизнес-процессам, осуществляющим непосредственно выпуск продукции. В зависимости от предметной области меняется необходимость применения, а также вес, сложность и значимость обеспечивающих процессов по отношению к основным бизнес-процессам.
Можно выделить еще один признак классификации бизнеспроцессов по степени их абстрактности:
- • Мета-бизнес-процесс — характеризует процесс самого абстрактного уровня (его еще можно назвать бизнес-процесс — прототип)
- • Конкретный бизнес-процесс — характеризует бизнес-процесс, описывающий конкретные объекты (его еще называют экземпляр бизнес-процесса).
В любом случае любая классификация бизнес-процессов должна быть обоснована дальнейшей целью исследования и анализа.