Генерирование альтернатив.
Прикладной системный анализ
Способы сокращения числа альтернатив. Для некоторых проблем количество альтернатив может достигать многих десятков. Подробное изучение каждой альтернативы потребует неприемлемых затрат времени и средств. В таких случаях рекомендуют провести «грубое отсеивание», не сравнивая альтернативы количественно, а лишь проверив их на присутствие некоторых качеств, желательных для любой приемлемой… Читать ещё >
Генерирование альтернатив. Прикладной системный анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование множества альтернатив является наиболее трудным этапом системного анализа. Генерирование альтернатив, т. е. идей о возможных способах достижения цели является творческим процессом.
Способы увеличения числа альтернатив. Важно сознательно генерировать как можно большее число альтернатив. Для этого существуют известные способы:
- а) патентно-информационный поиск;
- б) привлечение экспертов;
- в) комбинирование альтернатив;
- г) модификация известной альтернативы;
- д) включение противоположных альтернатив, в том числе и нулевой (не делать ничего);
- е) анкетные опросы;
- ж) рассмотрение «глухих» альтернатив;
- з) генерирование альтернатив, рассчитанных на разные интервалы времени (долгосрочные, краткосрочные, экстренные).
Создание благоприятных условий. При организации работы на этапе генерирования альтернатив следует помнить о существовании факторов, как тормозящих творческую работу, так и способствующих ей. Выделяют внутренние (психологические) и внешние факторы.
Внутренние факторы:
- а) последствия неправильного восприятия действительности;
- б) интеллектуальные преграды (инерционность мышления, довлеющие стереотипы, подсознательные самоограничения);
- в) эмоциональные преграды (боязнь критики).
Внешние факторы: замечено, что даже физические (погодные и климатические) условия сказываются на производительности творческого труда (Болдинская осень Пушкина). Некоторые исследователи считают, что существует связь между творческой деятельностью целых народов и географическими условиями их жизни. Известно также отрицательное влияние шума, неудобства и т. д. Наиболее сильное влияние на индивидуальное творчество оказывают общественные условия, общий культурный фон, идейная атмосфера, одобрение определенной социальной группы.
Способы сокращения числа альтернатив. Для некоторых проблем количество альтернатив может достигать многих десятков. Подробное изучение каждой альтернативы потребует неприемлемых затрат времени и средств. В таких случаях рекомендуют провести «грубое отсеивание», не сравнивая альтернативы количественно, а лишь проверив их на присутствие некоторых качеств, желательных для любой приемлемой альтернативы. К признакам «хороших» альтернатив относят устойчивость, надежность, многоцелевую пригодность, адаптивность. В отсеве может помочь обнаружение таких признаков, как отрицательные побочные эффекты, высокая стоимость и т. п.
Рассмотрим некоторые хорошо зарекомендовавшие себя на практике организационные формы генерирования альтернатив.
Мозговой штурм. Метод мозгового штурма специально разработан для получения максимального количества альтернатив. Техника такова: собирается группа лиц, отобранных для генерации альтернатив. Главный принцип отбора — разнообразие профессий, квалификации, опыта. Сообщается, что приветствуется любая идея, возникшая как индивидуально, так и по ассоциации при выслушивании предложений других участников. Каждую идею рекомендуется записать на отдельной карточке. Категорически запрещается любая критика — это важнейшее условие мозгового штурма. После проведения штурма все карточки собираются, сортируются и анализируются, обычно другой группой экспертов.
Синектика предложена для генерирования альтернатив путем ассоциативного мышления, поиска аналогий поставленной задаче. В отличие от мозгового штурма здесь целью является не количество альтернатив, а генерирование небольшого числа альтернатив (или предложений), разрешающих данную проблему. Эффективность синектики особенно высока при решении конкретных технических проблем типа «изобрести более прочную крышу», «разработать способ очистки семян подсолнечника» и т. д. Суть синектики: формируется группа из 5 — 7 человек, отобранных по признакам гибкости мышления, практического опыта, психологической совместимости, общительности, подвижности (что очень важно). Группа ведет систематическое направленное обсуждение любых аналогий с подлежащей решению проблемой, спонтанно возникающих в ходе беседы. Перебираются все мыслимые виды подобия (прямое, косвенное, условное, в том числе фантастическое). Особое значение синектика придает аналогиям, порожденным двигательными ощущениями. Это вызвано тем, что наши природные двигательные рефлексы сами по себе высокоорганизованны и их осмысление может подсказать хорошую системную идею.
Успеху работы синектической группы способствует:
Запрещено обсуждать достоинства и недостатки членов группы.
Каждый имеет право прекратить работу без каких-либо объяснений при малейших признаках утомления.
Роль ведущего периодически переходит к другим членам группы.
В отличие от мозгового штурма при использовании синектики требуется специальная и длительная подготовка.
Морфологический анализ — состоит в выделении всех независимых переменных проектируемой системы, перечисления возможных значений этих переменных и генерировании альтернатив перебором всех возможных сочетаний этих значений.
Пример таблица «виды энергии — виды транспортных средств».
Деловые игры — имитационное моделирование реальных ситуаций, в процессе которого участники игры ведут себя так, будто они в реальности выполняют эту роль, причем реальность заменяется некоторой моделью. Примерами являются штабные игры и маневры военных, работа на тренажерах операторов технических систем (летчиков, диспетчеров и т. д.). Несмотря на то, что обычно деловые игры используются для обучения, их можно использовать и для экспериментального генерирования альтернатив, особенно в слабо формализованных ситуациях.