Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование самооценки старших дошкольников в игровой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, практика воспитания детей в дошкольных учреждениях свидетельствует о том, что богатые потенциальные возможности для развития нравственной самооценки ребенка, существующие в игре, как правило, не реализуются. А именно — без специального руководства игровой деятельностью мезвду детьми складываются такие оценочные отношения, которые не способствуют формированию самооценки ребенка… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ’И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Самооценка как фориа проявления самосознания
    • 1. 2. Изучение роли самооценки дошкольников в процессе общения и деятельности
    • 1. 3. Цель, задачи и методика исследования
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Принципи построения констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Динамика притязаний детей среднего и старшего дошкольного возраста в реальных и воображаемых игровых ситуациях
    • 2. 3. Связь самооценки детей среднего и старшего дошкольного возраста с ожидаемой оценкой группы при выборе игровых ролей
    • 2. 4. Влияние самооценки на характер игрового общения детей старшего дошкольного возраста
  • ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СА-, ЮОЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В > ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Принципы построения формирующего эксперимента, его задачи и содержание
    • 3. 2. Оптг ?!зация оценочных отношений детей в условиях pas. чной организации игр
    • 3. 3. Совершенствование игровых взаимоотношений детей как показатель изменения особенностей самооценки, свидетельствовавших о ее формировании контрольный эксперимент/

Формирование самооценки старших дошкольников в игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР К. У. Черненко подчеркивал:1' Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков, можно сказать, закон социального прогресса" [12] .

Решению этой задачи подчинено постановление ЦК КПСС «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». В нем особое внимание уделяется необходимости воспитания с ранних лет коллективизма, требовательности к себе и друг к другу, честности, правдивости и других моральных качеств личности. Процесс формирования нравственных качеств личности, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, требует ее активности, связанной с развитием способности оценивать себя как субъекта деятельности и общения и регулировать на этой основе свое поведение в соответствии с нормами морали.

Актуальность формирования самооценки обусловлена тем, что на современном этапе коммунистического строительства в нашей стране возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самой себе.

По отношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает прежде всего развитие у них способности реалистически оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности, а также формирование умения согласовывать свои действия с интересами и потребностями других людей на основе правильной оценки своих личностных качеств, а также — партнеров по общению. Названные особенности психической регуляции ребенка-дошкольника являются необходимым услоI вием подготовки его к школьному обучению, которое, как известно, носит коллективный характер.

Самооценка, будучи одной из форм проявления самосознания, изучалась в русле этой проблемы советскими и зарубежными авторами.

Методологические основы развития самосознания раскрыты и обоснованы рядом советских ученых (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Г. С. Костюк, М. И. Лисина, Ф. Т. Михайлов, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, П. Р. Чамата, И. И. Чеснокова, Е.В.Шорохова).

Роль самооценки в формировании личности, приобретении ею социального опыта и нахождении своего места в системе общественных отношений анализировалась в целом ряде исследований. Авторы, опираясь на диалектико-материалистические принципы развития самосознания личности, разработанные в марксистской психологии, показали, что внешние социальные факторы оказывают решающее воздействие на формирование самооценки ребенка. Была обнаружена связь характера самооценки с различными видами общения и деятельности детей, указаны тенденции ее развития. Результаты исследований позволяют констатировать, что самооценка, являясь неотъемлимым компонентом потребностно-мотивационной сферы личности, приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве регулятивного фактора.

Как свидетельствует анализ литературы, основное количество работ посвящено изучению самооценки детей школьного возраста (Л.И.Божович, М. И. Боришевский, М. Л. Гомелаури, А. А. Ершов, Л. М. Запрягалова, Я. С. Коломинский, А. П. Копылова, А. И. Липкина, JI. Г. Под о л як, Е. И. Савонько, Л. С. Сапожникова, В.Ф.Са4мн, Л. С. Славина, Г. А. Собиева, С. П. Тищенко, А. Л. Шнирман, Г.^.Юферева).

Самооценка детей дошкольного возраста изучена гораздо меньше. Наиболее ранние работы (Н.Е.Анкундинова, В.А.Горбачева), посвященные самооценке детей этого возраста, обнаруживают ее зависимость от оценочного отношения взрослых в регламентированных правилами видах деятельности.

В большинстве более поздних исследований самооценка ребенка-дошкольника рассматривается в структуре его образа «Я», представляющего собой к концу старшего дошкольного возраста относительно устойчивое образование (И.Г.Димитров, А. И. Силвестру, Е. О. Смирнова, Л. П. Почеревина, С.Г.Якобсон). Появление к концу дошкольного возраста «собственно осознаваемых» форм самооценки показано в работах Репиной Т. А., Стеркиной Р. Б. Они раскрыли связь самооценки с общением детей, показали роль результативной деятельности в качестве детерминанты, повышающей уровень осознанности самооценки. Была также установлена зависимость самооценки от типа воздействия воспитателя (Е.А.Архипова).

Анализ литературы показывает, что вопрос о формировании самооценки в игровой деятельности детей остается еще недостаточно изученным. В частности, экспериментально не исследовалась роль ожидаемой оценки в процессе выбора детьми игровых ролей. Между тем, как указывается в психологической литературе (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович) именно благодаря способности ребенка к эмоциональному предвосхищению, предвидению возможного оценочного отношения окружающих, реализуется важнейшая функция психического — регуля-торная.

В то же время, как известно, игровая деятельность выступает как реальная практика отношения к партнеру по игре с точки зрения той или иной роли, которую он выбирает (Д.Б.Эльконин). В процессе смены ролей создается возможность сравнения себя с другими, ребенок может увидеть себя «глазами» других детей, пережить их отношение к себе, усвоить оценку ими себя как партнера по игровому общению.

Однако, практика воспитания детей в дошкольных учреждениях свидетельствует о том, что богатые потенциальные возможности для развития нравственной самооценки ребенка, существующие в игре, как правило, не реализуются. А именно — без специального руководства игровой деятельностью мезвду детьми складываются такие оценочные отношения, которые не способствуют формированию самооценки ребенка на нравственной основе. Так, обычно, одни дети всегда выполняют главные роли и командуют сверстниками, а другие лишь подчиняются, выполняя второстепенные роли, отводимые им постоянными лидерами. Дети — «диктаторы» — чаще всего подавляют инициативу партнеров, что нередко способствует формированию нежелательных качеств, как, например, льстивости, пассивности. Такие ведущие представляют нежелательный пример поведения для сверстников в группе (Т.А.Репина). В результате этого и возникает, как подчеркивал в своих работах Э. В. Ильенков, возможность несоответствия между реальной личностью и ее самочувствием — самомнением [46, с. 218]. Раскрывая «коварство» рефлективных отношений, Э. В. Ильенков писал:" Данный человек лишь потому «король», приводит пример К. Маркс, что другие люди относятся к нему как «подданные». Между тем сами они считают себя «подданными» потому, что он -" король" [там xeJ .Тем самым снижается воспитательная ценность выполнения детьми игровых ролей для формирования у них нравственного отношения к сверстнику и соответственно развития таких свойств, как доброжелательность, способность сопереживать. На этой основе порождается тенденция к завышенному или заниженному оцениванию себя как субъекта игровой деятельности.

В связи с вышеизложенным., наш была поставлена цель выявить условия, при которых самооценка становится фактором совершенствования игровой деятельности детей и создает предпосылки для повышения уровня их взаимоотношений в этом виде деятельности на нравственной основе.

Предмет исследования составляют особенности самооценки дошкольников в игре и условия ее формирования под влиянием оценки игровой группы сверстников.

При постановке эксперимента мы исходили из следующего предположения: условиями формирования самооценки старших дошкольников в игре выступают такие формы оптимизации оценочных отношений детей в этом виде деятельности, которые ведут к повышению реалистичности самооценки, обогащению ее содержания нравственными критериями, возрастанию рефлексивности, благодаря чецу развивается регулятивная функция самооценки как фактор совершенствования самого процесса игры и игровых взаимоотношений.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности самооценки детей среднего и старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

2. Раскрыть психологический механизм влияния оценки группы на самооценку старших дошкольников.

3. Обнаружить факторы, повышающие степень соответствия самооценки ребенка оценке его игровой группой сверстников.

4. Исследовать условия формирования самооценки старших дошкольников в игровой деятельности.

Новизна исследования состоит в том, что автор экспериментально изучил особенности развития самооценки в игровой деятельности старших дошкольников, обнаружил психологические механизмы влияния ожидаемой оценки группы на самооценку ребенка и показал, что условиями формирования самооценки выступают такие формы оптимизации оценочных отношений старших дошкольников в процессе их игровой деятельности, при которых развивается способность ребенка к рефлексированию игровой оценки и одновременно, благодаря опыту проявления нравственной активности, обогащается содержание самооценки.

Теоретическое значение проведенного исследования заключается: а) в углублении знаний о свойствах самооценки детей среднего и старшего дошкольного возраста в их игровой деятельностиб) раскрытии психологического механизма влияния ожидаемой оценки игровой группы на самооценку старших дошкольников и в) обнаружении влияния индивидуальных особенностей самооценки на характер игрового общения детей.

Практическая значимость исследования выражается в изучении условий оптимизации оценочных отношений в игровой группе старших дошкольников и повышении на этой основе регулятивной функции самооценки детей этого возраста. В работе показано значение формирования самооценки для совершенствования творческой игры детей и развития их нравственных взаимоотношений на основе готовности действовать морально при исполнении игровых ролей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследовании нашла экспериментальное подтверждение гипотеза о том, что условиями формирования самооценки старших дошкольников в игре выступают такие формы оптимизации оценочных отношений детей в этом виде деятельности, которые ведут к повышению реалистичности самооценки, обогащению ее содержания нравственными критериями и возрастанию рефлексивности, благодаря чеыу развивается регулятивная функция самооценки как фактор совершенствования самого процесса игры и игровых отношений.

Изучение особенностей самооценки детей 5-го, 6-го и 7-го года жизни в игре обнаружило, что испытуемые среднего дошкольного возраста не изменяют своих притязаний — выполнять главные игровые роли — под влиянием ожидаемой оценки группы. В старшем дошкольном возрасте зафиксирована относительно устойчивая динамика игровых притязаний детей под влиянием ожидаемой оценки группы сверстников. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что оценка игровой группы сверстников оказывает существенное влияние на самооценку детей старшего дошкольного возраста в играх. Механизм влияния ожидаемой оценки группы на самооценку старших дошкольников обусло вливает тенденцию сближения самооценки с групповой оценкой.

В зависимости от степени соответствия самооценок старших дошкольников оценке их игровой группой, а также связи с характером игрового общения, выделено четыре подгруппы испытуемых, обнаруживающих тенденции в игровом поведении к лидерству, конформизму, конфликтности и отчуждению. Трудности дошкольников в регуляции их игровой деятельности, отражающие указанные тенденции, связаны прежде всего с неправильным рефлексированием ими групповой оценки, а также недостаточным нравственным опытом оценивания личностных достоинств партнеров по игре.

С целью создания условий, которые обеспечивали бы целенаправ- ' ленное формирование таких особенностей самооценки старших дошкольников как ее реалистичность и рефлексивность, а также обогащения содержания самооценки детей этого возраста нравственными критериями предпринят психолого-педагогический формирующий эксперимент. Разработана программа формирующего эксперимента, включавшая различные формы оптимизации оценочных отношений старших дошкольников в их игровой деятельности, благодаря которым оценка и самооценка становились одним из необходимых мотивационных компонентов этой деятельности. Мотивационное значение оценки и самооценки включенных непосредственно в игру, обнаруживалось в повышении познавательной и нравственной активности ребенка, направленной на осознание им своих игровых достижений и характера отношений со сверстниками по поводу игры.

Формами оптимизации оценочных отношений детей в игре выступили: а) обогащение положительного опыта сравнения ребенком под руководством воспитателя своих достижений в различных играх с результатами сверстниковб) практическое использование детьми нравственных 1фитериев, которыми вооружал их воспитатель при оценке успешности выполнения совместных игровых заданийв) осуществление ребенком функций организатора игры и повышение на этой основе его потребности в нравственной оценке себя сверстниками — партнерами по игре.

Положительные сдвиги в проявлении регулятивных свойств самооценки, зафиксированные в контрольном эксперименте, свидетельствуют о том, что применявшиеся в исследовании формы оптимизации оценочных отношений старших дошкольников в их игровой деятельности выступили действенными условиями формирования самооценки детей этого возраста.

Выявленные нами особенности самооценки детей и условия ее формирования в дошкольном возрасте позволили сформулировать практические рекомендации, которые были широко апробированы. Результаты апробации свидетельствуют о необходимости внедрения различных форм оптимизации оценочных отношений детей в игре в практику дошкольных учреждений с целью улучшения их работы по нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Решение задач, стоящих в области развития самосознания до-т школьников в качестве регулятора их нравственной активности, требует дальнейшего изучения индивидуальных особенностей самооценки детей этого возраста, устойчивость проявления которых обуслоллена по видимо*^ условиями воспитания детей в семье. Изучение этих условий способствовало бы разработке новых методов дифференцированного подхода к детям при формировании их самооценки. а/ средняя группа б/ старшая группа в/ подготовительная группа.

Условные обозначения: УПв — уровень притязаний в воображаемых игровых ситааци ях.

УПр-уровень притязаний в реальных игровых ситуациях ОГоценка группы Ранги ролей: Б — высокий, С — средний, Н — низкий.

Динамика уровня притязаний детей 5−7 лет в реальных и воображаемых игровых ситуациях оо'.

25. 0.

Рантя.

Условные обозначения:

СО — самооценка, ОГ — оценка группы, а д н в/ подготовительная группа.

Показатели самооценки и оценки группы в зависимости от возраста детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал, т. 3. Маркс К., Энгельс Ф.Соч., изд.2-е 1955, т. 25, ч. П.
  2. К., Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф., Соч., изд. 2-е, т. 4, с. 419−459.
  3. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 7−544.
  4. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 20, с. 339−626.
  5. В.И. Задачи союза молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с. 298−318.
  6. В.И. Критика народнической социологии. Полн.собр. соч., т. I, с. 412−444.
  7. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов. Полн.собр.соч., т. I, с. 125−346.
  8. В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т. 29, с. 1−559
  9. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. К.:Политиздат Украины, 1981.- 262 с. На укр.яз.
  10. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: сборник документов и материалов. М. Политиздат, 1984. — 112 с.
  11. Материалы внеочередного Пленума ЦК КПСС (февраль 1984 г.).- М.: Политиздат, 1984. 32 с.
  12. Материалы Пленума ЦК КПСС (апрель 1984 г.). К. Политиздат Украины, 1984. — 32 с. На у1ф.яз.
  13. О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе.(Излож. Постановления
  14. ЦК КПСС и Совета Министров СССР). Правда, 1984, 19 мая.
  15. H.H., Развитие образа самого себя у младенца : Ав- 132' тореферат. дис.канд.психол.наук. М., 1982. — 22 с.
  16. Н.Г. К вопросу развития самосознания в школьном возрасте. В кн.: Психология. (Труды института психологии Грузинской ССР). — Тбилиси: АН Груз. ССР, 1942, № I, с. 148−163.
  17. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. В кн.: Известия АПН РСФСР. Вып. 18. М., 1948, ч. 2, с. I0I-I24.
  18. Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1−4 классов в учебной деятельности. Вопр. психологии, 1968, № 3, с. 131−138.
  19. Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре : Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1983. 23 с.
  20. Л.И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности / Отв.ред. Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1974, с. 278−318.
  21. Л.В. Усвоение правил поведения в процессе игры у старших дошкольников : Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1965.-20 с.
  22. Е.А. Влияние воспитателя и сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста (в изобразительной деятельности): Автореф.дис.канд.психол.наук. Минск, 1983.23 с.
  23. М.И. Социальные нормы в регуляции поведения. М.: Наука, 1978. — 311 с.
  24. A.A. Восприятие человека человеком. Л.:ЛГУ, 1965. — 121 с.
  25. A.A. Формирование понятия о другом человеке как о личности. Л.:ЛГУ, 1970. — 133 с.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:Просвещение, 1968. — 464 с.
  27. Л.И. Особенности самосознания у подростков. -Вопр.психологии, 1955, № I, с. 98−107.
  28. Болдуин. Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. М., 1913
  29. М.И. Влияние позиции подростка на саморегуляцию поведения. Вопр. психологии, 1972, № 5, с. I2I-I28.
  30. М.И. Особенности отношения ребенка к правилам поведения в игровой ситуации. Вопр. психологии, 1965, № 4, с. 44−54.
  31. М.И., Жаворонко А. И., Тищенко С. П. Потребность подростков в избирательном общении как фактор развития их морального самосознания. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси: Мецниереба, 1974. — с.254−257.
  32. С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе. Вопр. психологии, 1971, № 3, с. 138−143
  33. A.B. Развитие самооценки поведения и качеств личности у детей старшего дошкольного возраста. В кн.: Воспитание и обучение старших школьников дошкольников в детском саду: Тез. докладов. — М., 1971, ч. I, с. 122−126.
  34. К.Я. Игровые коллективы дошкольников. В кн.: Коллектив и личность. — М.: Наука, 1975, с. 128−137.
  35. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопр. психологии, 1966, № 6, с. 62−76.
  36. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, i960. — 498 с.
  37. М.Л. К вопросу о мотивационном значении социальных ожиданий : Автореф.дис.канд.психол.наук. Тбилиси, 1967. -20 с.
  38. В.А. К вопросу о формировании оценки и само- * оценки у детей. В кн.: Известия АПН РСФСР. Вып. 18, ч. 2. — М. 1948, с. 3−26.
  39. У. Психология. М., 1909. — 446 с.
  40. И.Т. Содержание и функции образа самого себя у дошкольников : Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1979. 19 с.
  41. В.П. Воспитание товарищеских взаимоотношений детей в творческих играх. В кн.: Творческие игры дошкольников.-М.: Учпедгиз, 1951
  42. A.B. Роль социальных условий жизни и воспитания в психическом развитии ребенка. Дошкольное воспитание, 1968, № 2, с. 29−37.
  43. .В. Теории личности в зарубежной психологии: Учебн. пособие. М.: МГУ, 1982. — 128 с.
  44. A.B., Андрущенко Т. Ю. Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте. Новые исследования в психологии, 1981, № I, с. 43−48.
  45. Г. Е. Психологические особенности отношений ребенка дошкольного возраста в группе сверстников : Автореф.дис. канд.психол.наук. М., 1976. — 23 с.
  46. Э.В. Что же такое личность? В кн.: С чего начинается личность. — М.: Политиздат, 1979, с. 183−237.
  47. С.Н., Петрушина Л. Г. Значение сгожетно-ролевой игры для становления нравственного поведения детей. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 3, с. 22 — 30.
  48. Я.Л. Рефлективно-перцептивное отражение межличностных отношений в группах и коллективах. В кн.: Тез. науч. сообщ.совете. психологов к ХХП Мелодун.психол.конгрессу, ч. П. -М., 1981, с. 400−402
  49. Я.Л. Психология детского коллектива. Минск: Народна асвета, 1984. — с.
  50. Я.Л. Познай самого себя. Минск: Народна асвета, 1981. — 143 с.
  51. Я.Л., Березовин H.A. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М.:Знание, 1977. — 63 с.
  52. Кон И. О. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  53. И.А., Смирнова Е. О. Проявление некоторых особенностей социального поведения у детей раннего и дошкольного возраста. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1972, № 2, с. 75−79
  54. А.П. Динамика личностных оценок в условиях вхождения в новый коллектив : Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1975. 25 с.
  55. В.К. Роль образца в регуляции поведения детей-дошкольников. В кн.: Тез.науч.сообщ. совете. психологов к ХХП Меж-дун.психол.конгрессу, ч. П, М., 1981, с. 299 — 300.
  56. З.В. Исследование особенности самооценки личности в условиях успеха и неудачи : Автореф.дис.канд.психол.на- ^ ук. М., 1973. 17 с.
  57. К. Типы конфликтов. В кн.: Психология личности (тексты) /Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырея A.A. — М.: МГУ, 1982, с. 93−96.
  58. К., Дембо Т., Фестингер Л., Сире Р. Уровень притязаний. В кн.: Психология личности (тексты) /Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырея A.A. — М.: МГУ, 1982, с. 86−92.
  59. А.Н. Проблемы развития психики. М.:МГУ, 1981.584 с.
  60. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  61. А.Н. Психологические основы дошкольной игры. -Советская педагогика, 1946, № 8−9, с. 37−47.
  62. Л.В. Специфика общения в сгожетно-ролевых играх. -Дошкольное воспитание, 1981, № 5, с. 34−36.
  63. А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. -64 с.
  64. М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет : Автореф.дис. докт.психол.наук. М., 1974. с.
  65. М.И. Возникновение и развитие у детей потребности в общении со взрослыми. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси: Мецниереба, 1974, с. 183−187.
  66. М.И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1983. — III с.
  67. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М.: Наука, 1976, с. 64−93.
  68. Л.Г. Различные планы взаимоотношений детей в игровой деятельности (на материале усвоения ребенком нравственных норм): Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1982. 16 с.
  69. A.C. Избранные педагогические сочинения. Т. I, 2. М.: Педагогика, 1977. — 397 е.- 320 с.
  70. Р. Различные аспекты Я. В кн.: Психология личности (тексты) /Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырея A.A. — М.:МГУ, 1982, с. I32-I4I.
  71. Ф.Т. Загадка человеческого Я. М.: Политиздат,. 1976. — 287 с.
  72. В.Н. Личность и отношения человека. В кн.: Проблемы личности. Материалы симпозиума. — М.: 1969, с. 63−73.
  73. В.Н. Психические функции и отношения. Ученые записки ЛГУ, Л.: ЛГУ, 1949, т. 119, с. 101−118
  74. Я.З. Некоторые психологические проблемы овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе. В кн.: Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и Я. В. Неверович. — М., 1965, с. 396−419.
  75. Опыт системного исследования психики ребенка /Под ред. Н. И. Непомнящей. М.: Педагогика, 1975. — 231 с.
  76. Отношения между сверстниками в группе детского сада /Под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1978. — 200 с.
  77. И.П. Полн.собр.соч., .2. М.-Л.: АН СССР, 1951. — 638 с.
  78. В. Игровые правила и поведение детей. Дошкольное воспитание, 1979, № 3, с. 38−40.
  79. Л.Г. Влияние труда в учебных мастерских на формирование самооценки у учащихся У-УП классов : Автореф.дис.канд. педагогич.наук. К., 1960. 19 с.
  80. Психическая саморегуляция. Вып. 2 /Под ред. А. С. Ромена. -Алма-Ата, 1974. 418 с.
  81. Психологические особенности самосознания подростка /Под ред.М. И. Боришевского. К.:Вища школа, 1980. — 168 с.
  82. Психологические проблемы социальной регуляции поведения /Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. М.:Наука, 1976. — 368 с.
  83. Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. — 351 с.
  84. Развитие общения у дошкольников /Под ред. А. В. Запорожца,
  85. М.И.Лисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
  86. П. Роль коллектива в формировании самосознания школьника. Семья и школа, 1951, № б, с.
  87. К.А. Введение в методы экспериментальной психологии. Тарту: Тартуский госуниверситет, 1963. — 329 с.
  88. Т.А., Горяйнова А. Ф. Особенности ценностных ориентации и оценочных отношений у детей дошкольного возраста. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга: Тез.докладов. — Краснодар, 1975, с. 216−219.
  89. Г. Я. Влияние представления о себе на формирование представления о личности другого человека. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тез.докладов. — Краснодар, 1975, с. 50−52.
  90. A.A. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста: Автореф.дис. .канд.психол.наук. М., 1975. — с.
  91. С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М.: Гос.уч.-пед.Минпросв.РСФСР, 1946. — 704 с.
  92. С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. В кн.: Психология личности (тексты) /Под ред. Ю.Б.Гиппенрей-тер, А. А. Пузырея. — М.:МГУ, 1982, с. I27-I3I.
  93. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и оценку другими людьми : Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1970. — 16 с.
  94. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред.В. А. Ядова. Л.:Наука, 1979. — 264 с.
  95. Л.С. 0 соотношении самооценки и взаимооценки подростков с их общением. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тез.докладов.-Краснодар, 1975, с. 139−140.
  96. В.f. Самооценка и тревожность личности. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми ДРУГ друга: Тез.докладов. — Краснодар, 1975, с. 222−224.
  97. Е.А. Внутриколлективные отношения и нравственная самооценка учащихся. В кн.: Вопросы нравственного воспитания учащихся. — Тамбов, 1970, с. 20−21.
  98. И.М. Избранные произведения. М.:Учпедгиз, 1953. — 333 с.
  99. А.И. Роль индивидуального опыта и опыта общения в формировании у дошкольников представления о своих возможностях : Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1978. — 17 с.
  100. Л.С. Дети с аффективным поведением. М.:Просвещение, 1966. — 150 с.
  101. Л.С. 0 развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте. В кн.: Известия АПН РСФСР. Вып.14 /Отв. ред. Б. Г. Ананьев. — М.:АПН РСФСР, 1948. — с. II-29.
  102. ЗШ.Собиева Г. А. Формирование самосознания и самооценки у подростка. В кн.: Доклады на совещании по вопросам психологии личности: Сокращенные тексты. — М.:АПН РСФСР, 1956, с. 59−63.
  103. А.Г. Сознание и самосознание. М.:Политиздат, 1972. — 303 с.
  104. Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки детей дошкольного возраста: Автореф.дис.канд.психол.наук.-М., 1977. 24 с.
  105. В.В. Самосознание личности. М.:МГУ, 1983. -с.
  106. Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М.:МГУ, 1976. — 144 с.
  107. Е.В. Нравственное развитие дошкольника. -Вопр.психологии, 1983, № 4, с. 29−38.
  108. Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции: Тез.докл.науч.конф.- Казань, 1974, 128 с.
  109. С.П. Самоконтроль школьников в процессе овладения связной письменной речью : Автореф.дис.канд.психол.наук.-М., 1967. 24 с.
  110. С.П. Моральное самосознание и его развитие у подростков. К.:Радянська школа, 1972, № 10, с. 19−25
  111. НО. Тищенко С. П. Эмоционально-ценностное отношение к себе как структурный компонент образа «Я». В кн.: Психология. К.: Радянська школа, 1983, вып. 22, с. 3−19. На укр.яз.
  112. С.П., Уманец Л. И. Динамика уровня притязаний дошкольников в реальных и воображаемых игровых ситуациях.- Новые исследования в психологии, 1980, № 2, с. 43−47.
  113. Л.И. Влияние оценки группы на самооценку ребенка-дошкольника в игровой деятельности. В сб.: Психология. К.: Радянська школа, 1980. Вып.19, с. I3I-I38. На укр.яз.
  114. Л.И. Динамика притязаний ребенка под влиянием оценки группы. В кн.: Психолого-педагогические аспекты формирования личности в учебно-воспитательном процессе /Под ред.
  115. С.Д.Максименко.- К.:НИИ психологии УССР, 1980, с. 69−71
  116. Л.И. Особенности рефлексирования дошкольниками мнения о них окружающих. В кн.: Методические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса /Под ред. С. Д. Максименко. — К.:НИИ психологии УССР, 1977, с. 28−29.
  117. Л.И. От самооценки в игре к познанию себя. — Дошкольное воспитание, 1983, № 4, с. 20−21. На укр.яз.
  118. А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре. В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. — М.: Просвещение, 1966, с. 38−48.
  119. К.Д. Избранные педагогические сочинения. T.I. М., 1953. 366 с.
  120. С.Н. Психологические особенности оценочных отношений недисциплинированных подростков : Автореф.дис.канд.пси-хол.наук. К., 1981. 23 с.
  121. П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. В кн.: Психологическая наука в СССР. — М.:АПН РСФСР, I960, т. 2, с. 91−109.
  122. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности.-В кн.: Проблемы сознания /Отв.ред. В. М. Банщиков. М., 1966, с. 228−239.
  123. П.Р. Об условиях и путях формирования самосознания ребенка. В кн.: Доклады на совещании по вопросам психологии личности Сокращенные тексты. — М.:АПН РСФСР, 1956, с. 55−58
  124. П.Р. Особенности развития самосознания у детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание, 1952, № 3, с. На укр.яз.
  125. A.B. Психологический анализ процесса овладения ребенком общественными нормами поведения на основе игры. Дошкольное воспитание, 1949, № 9, с. 13−21.
  126. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. — 144 с.
  127. И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. В кн.: Принцип развития в психологии /Отв.ред. Л.И.Ан-цыферова. — М.:Наука, 1978, с. 316−337.
  128. Л.А. Формирование саморегуляции поведения у старших дошкольников :Автореф.дис.канд.психол.наук. К., 1973. — 26 с.
  129. A.A. Формирование отношений к коллективу и развитие самосознания старших школьников. В кн.: Известия АПН РСФСР Вып.18. — М., 1948. Вопросы детской психологии /Отв.ред.Б. Г. Ананьев, ч. 2, с. 59−99.
  130. Е.В. Проблема «Я» и самосознание. В кн.: Проблемы сознания /Отв.ред. В. М. Банщиков. — М., 1966, с. 217−228.
  131. Д.Б. Основные вопросы теории детской игры. В кн.: Психология и педагогика игры дошкольников. — М.:Просвещение, 1966, с. 11−37.
  132. Д.Б. Психология игры. М.:Педагогика, 1978. -304 с.
  133. Т.И. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников: Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1977.17 с.
  134. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. В кн.: Методологические проблемы социальнойпсихологии. М.:Наука, 1975, с. 89−105.
  135. С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения. В кн.: Психология формирования и развития личности. — М.:Наука, 1981. — с.
  136. С.Г., Почеверина Л. П. Роль субъективного отношения к этическим эталонам в регуляции морального поведения дошкольников. Вопр. психологии, 1981, № I, с. 40−49.
  137. Якобсон С.Г., Щ/р В. Г. Индивидуальные различия между детьми при выполнении одной из функций руководителя совместной деятельности. Вопр. психологии, 1973, № 3, с. 92−103.
  138. М.Г., Анцыферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.:Педагогика, 1974. — 303 с.
  139. O.E. Особенности самооценки подростков. Психология. К.:Радянська школа, Вып.9, 1970, с. 125−133. На укр.яз.
  140. Adler A. Individual Psychology.-New York, 1956.
  141. Allport G.W. The Histori&al Back ground of Modern Social Psychology.-In- Hand book ofSocial psychology. Second edition.Ed.by G. Lindzey and 1. Aronson, v.l.Addison-Wesley Publ.Co., 1968.
  142. Allport G.W. Social Psychology, Boston, 1924.14.5. Nuttin T. Tache, reussite et echec. Therie de la conduite humaine.Louvain.1961.
  143. Hoppe P#Erfolg und Miberfolg.-Psychologische Forschungen, Bd.14,1930.14.7. Horney K. Neurosis and Human Growth. New York.-Norton, 1950.
  144. Horney K. Self-analysis.N4., 1942.149. Hilgard Ernest R. The study of personality, chapter «The self present in awarenessfNew York, 1954.
  145. Ickes W., Layden M.A., Barnes R.D. Objectike self-awareness and individuation: an empirical link.-I.of personality, Durham, 1978, vol.46,H.1,p.146−161.
  146. Rodgers C.R. Client Centered Theraphy. Boston, 1955.
  147. Porest Ilse Chid development.-New York, 1954.
  148. Franz Sigrid Entwicklund der Selbsteinschutzung bei Schulern.-Berlin, 1982, p.176.157* Freud A. The ego and the mechanism of defence.N.4., 1946.
  149. Levin K. The dynamic theory of personality. New York-London, 1935»
  150. Maslow A. Motivation and Personality .-New York, 1954″
  151. I I -1,14 -0,9 1,3 0,81 1,026
  152. I I -1,14 -0,9 1,3 0,81 1,0261. X У1. X У Х2 У21. ХУ19. I I -1,1420. I I -1,1421. I I -1,1422. I I -1,142,14 1,9−0,09 1,3 0,81 1,026−0,9 1,3 0,81 1,026−0,9 1,3 0,81 1,026−0,9 1,3 0,81 1,026
  153. ТХ2=14,6 Тфц, Ъ2 Еху= Ц, 356
  154. Условные обозначения: х ожидаемая оценка у — оценка группы1. Т4^4О.6636'= 0,815о х
  155. У = У 11.82' = ^0,537'= 0,7332 = П. 356 = 0,86 445.V (c)
  156. Cj>. (Xj>. 2 2,4 Еху 1,9 Gx
  157. Условные обозначения: x самооценка у — оценка группы1. У 12 721. ХУ-0,9 0,16 0,81 0,36−0,9 0,16 0,81 0,36−0,9 0,16 0,81 0,36−0,9 0,16 0,81 0,36−0,9 0,16 0,81 0,36−0,9 1,96 0,81 1,26−0,9 1,96 0,81 1,26
  158. Six* 9,32 ^/=11,82 2*^7,820,651 2 = б J = 0,7337,8222.0,651−0,7330,745i
Заполнить форму текущей работой