Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое регулирование финансовой деятельности государства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время установлены нормативы отчислений радиационно-опасных объектов на развитие социальных условий прилежащих к объекту территорий. Частные организации участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств. Расходы на мероприятия по созданию материальных резервов организаций относятся на себестоимость их продукций. Для обеспечения безопасности в чрезвычайных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Правовая основа и сущность финансовой деятельности государства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях
    • 1. 1. Принципы, функции и методы финансовой деятельности государства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях
    • 1. 2. Система и правовое положение государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях
    • 1. 3. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий как субъект финансово-правовых отношений
  • Глава 2. Механизм осуществления финансовой деятельности в сфере обеспечения безопасности от угроз природного, техногенного и антропогенного характера
    • 2. 1. Правовые формы финансовой деятельности в сфере обеспечения безопасности от угроз природного, техногенного и антропогенного характера
    • 2. 2. Принципы и задачи финансового контроля в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях

Правовое регулирование финансовой деятельности государства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В обществе с товарно-денежными отношениями государство использует различные правовые и экономические регуляторы для управления общественным производством, обеспечения социально-экономических потребностей населения, безопасности страны, в том числе и для безопасности в чрезвычайных ситуациях, при решении иных общественных задач. Финансы, как совокупность экономических отношений, возникающих при распределении валового внутреннего продукта в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств необходимы для существования общества. Для использования финансов требуется целенаправленная деятельность человека, его объединений, муниципальных образований, государства.

В связи с тем, что в настоящее время решение вопросов, связанных с преодолением и предотвращением различных кризисных явлений, имеет все большее значение, возрастает роль обеспечения безопасности личности, общества, государства в чрезвычайных ситуациях. Одним из актуальных вопросов при этом является финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и его правового регулирования.

Актуальность темы

диссертационного исследования подтверждается преобразованиями происходящими в стране, в частности, усилением роли финансового контроля во всех сферах общественной жизни и, особенно, в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ 12 мая 2009 года1, одним из источников угроз национальной безопасности названы такие факторы, как кризисы мировой и региональных.

1 Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 18.05.2009. № 20. ст. 2444. 4 финансово-банковских систем, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы. Эти факторы влияют и на безопасность в чрезвычайных ситуациях, так как недостаточное финансирование или отсутствие средств на проведение профилактических и предупредительных мероприятий, с неизбежностью влекут возникновение различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Для обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях необходимо не только полное финансирование предупредительных мероприятий, но, и, в целом, повышение уровня жизни в стране, достижение социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации, устойчивость финансово-банковской системы, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, улучшение макроэкономических показателей функционирования экономики. Повышению безопасности в целом, и безопасности в чрезвычайных ситуациях, в частности, за счет экономического роста, будет способствовать развитие науки, технологий и образования, совершенствование национальных инвестиционных и финансовых институтов в интересах достижения необходимого уровня безопасности.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами. Решение задач обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается за счет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств 5 информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Указанные мероприятия требуют надлежащего финансирования, которое может быть обеспечено только при нормальном функционировании всей экономики в целом.

Государство влияет на экономику, в основном, путем принятия нормативных правовых актов. Устанавливая правила поведения в финансовой сфере для всех субъектов права, государство обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины. Соблюдение финансовой дисциплины имеет важное значение в деятельности субъектов, эксплуатирующих особо опасные объекты, при осуществлении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод об актуальности исследования правового регулирования финансовой деятельности государства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Согласно Конституции Российской Федерации вопросы борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями и ликвидации их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что вынуждает органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления изыскивать способы накопления финансовых и материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций. В большинстве субъектов Российской Федерации формируются резервные фонды финансовых средств. Однако в муниципальных образованиях они практически отсутствуют, что значительно осложняет решение вопросов защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Финансовая деятельность государства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях это осуществление им функций по 6 планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях предотвращения и ликвидации последствии чрезвычайных ситуаций. Характеризуя финансовую деятельность государства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, которую осуществляют органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ, в пределах отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Принципами финансовой деятельности в целом и финансовой Деятельности в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях являются основополагающие правила и требования, выражающие ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Основными из них являются: федерализм, законность.

Исследование обозначенных проблем имеет не только фундаментальное теоретическое значение для развития юридических наук, но и приобретает практическую направленность — полученные результаты (информация) будет способствовать совершенствованию финансового законодательства, обусловят повышение уровня финансово-правового обеспечения деятельности органов государства, а также будет способствовать усилению безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Степень научной разработанности. Вопросы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, ее сущности и 7 правового регулирования находились и находятся в центре внимания исследователей проблем финансового права. Однако до сих пор отсутствует комплексное исследование правового регулирования финансовой деятельности государства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Также недостаточно изучена специфика финансовой деятельности органов исполнительной власти в данной сфере.

В процессе исследования использованы достижения ученых, разработавших фундаментальные категории общей теории государства и права: С. С. Алексеева, А. И. Брызгалова, A.M. Васильева, И. В. Левакина, A.B. Малько, Б. И. Пугинского, JI.C. Явича.

Были изучены исследования в области безопасности в чрезвычайных ситуациях, конституционного, административного, гражданского права: С. А. Авакьяна, B.C. Артамонова, С. О. Алехновича, H.A. Богдановой, Н. С. Бондаря, Н. В. Бутусовой, Ю. Л. Воробьева, Г. А. Гаджиева, A.A. Грешных, Л. С. Муталиевой, М. М. Султыгова, М. В. Рыбкиной, Ю. А. Тихомирова, Н. И. Уткина, С. М. Шахрая, С. К. Шойгу, Т. Э. Шуберт, Б. С. Эбзеева, В. И. Рохлина.

Существенным вкладом в разработку проблем финансового права, в той или иной степени, касающиеся темы диссертационного исследования являются работы: К. С. Вельского, О. Н. Горбуновой, Е. Ю. Грачевой, C.B. Запольского, И. В. Ершовой, М. Ф. Ивлиевой, М. В. Карасевой, А. Н. Козырина, Ю. А. Крохиной, И. И. Кучерова, Н. П. Кучерявенко, Е. В. Покачаловой, E.H. Пастушенко, П.С. ПацуркивскогоМ.И. Пискотина, С. Г. Пепеляева, С. М. Потаповой, Е. А. Ровинского, И. В. Рукавишниковой, Г. Ф. Ручкиной, Г. А. Тосуняна, Г. П. Толстопятенко, А. И. Худякова, Н. И. Химичевой, H.A. Шевелевой, С. Д. Цыпкина, A.A. Ялбулганова.

Таким образом, отмеченные обстоятельства и в целом необходимость научного и практического анализа состояния и осуществления на этой основе совершенствования правового регулирования финансовой деятельности государства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, 8 недостаточная разработанность в научном плане и реализация в практическом плане вопросов правового регулирования финансовой деятельности государства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, обусловили выбор темы диссертации и её актуальность.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при правовом регулировании финансовой деятельности в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Предметом исследования служат правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, а также правоприменительная практика.

Цели и задачи диссертационного исследования.

Цель работы заключается в комплексном и всестороннем исследовании вопросов правового регулирования финансовой деятельности государства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера и выработке предложений по повышению эффективности правотворческой и правоприменительной деятельности государства в этой сфере.

Исходя из намеченной цели, автор ставит в диссертации следующие задачи: проанализировать источники нормативно-правового регулирования финансовой деятельности государства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характерарассмотреть сущность, цель и виды финансового контроля как важнейшей составляющей финансовой деятельности государства в сфере обеспечения безопасностивыявить роль правового регулирования финансовой деятельности государства в обеспечении безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера- 9 выявить специфику организации и осуществления правового регулирования финансовой деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий как субъекта финансово-правовых отношенийвыработать предложения по внесению изменений в финансовое законодательство для совершенствования правового регулирования финансовой деятельности и обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Методологические и теоретические основы исследования включают в себя общенаучные методы познания, а также производные от него частнонаучные методы: исторический, сравнительного правоведения, системного, логического, структурно-функционального анализа. Логико-семантический анализ, правовая герменевтика, сравнительно-правовой и формально-юридический методы позволили исследовать законодательство, обобщить эмпирические данные в сфере финансовой деятельности государства. С помощью метода прогнозирования, системного и инструментального методов сформированы предложения по совершенствованию правового регулирования финансовой деятельности государства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера в Российской Федерации.

Теоретическую базу диссертационного исследования также составили труды отечественных и зарубежных авторов в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, методологии анализа, предупреждения и управления рисками чрезвычайных ситуаций, правового регулирования финансовой деятельности государства.

Источниковедческую базу диссертации составили Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные и Федеральные законы, указы Президента, акты Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Правительства, нормативно-правовые акты.

Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Министерства финансов, Государственной противопожарной службы МЧС России, и другие подзаконные акты по теме исследования.

Нормативная база исследования. Эмпирической базой работы является ратифицированные Российской Федерацией международные акты, федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативные акты различных типов и уровней. В работе анализируется правоприменительная практика федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что правовое регулирование финансовой деятельности государства рассмотрено в свете защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Предложены меры по совершенствованию правового регулирования финансовой деятельности как необходимого условия обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Уточнен категориальный аппарат юридической науки: уточнены определения понятий: «финансовая деятельность государства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера" — «правовое регулирование финансовой деятельности субъектов частного права в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера" — установлено соотношение этих понятий.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Система правового регулирования финансовой деятельности в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера состоит из совокупности двух элементов — правовое регулирование непосредственно финансовой деятельности органов государственной власти и правовое регулирование финансовой деятельности иных субъектов. Финансовая деятельность государства регламентирована с помощью нормативных правовых актов, на финансовую деятельность же иных.

11 субъектов распространяются лишь общие принципы финансового права, такие как законность и плановость. Полностью на финансовую деятельность субъектов частного права распространяются лишь правовые нормы о финансовом контроле.

2. Финансовая деятельность государства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера — это особый вид государственной деятельности, выражающийся в совершении органами государственной власти организационных, юридических и фактических действий по формированию, распределению и использованию денежных и материальных фондов, необходимых для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

3. Регулирование финансовых отношений в сфере обеспечения безопасности от чрезвычайных ситуаций техногенного характера осуществляется нормами публичного и частного права. Финансовое право регулирует финансовую деятельность государства. Частно-правовой механизм регулирования распространяется на финансовую деятельность физических и юридических лиц при предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

4. Осуществление предварительного, текущего и последующего финансового контроля финансовой деятельности субъектов частного права, эксплуатирующих особо опасные объекты, позволит на ранних этапах выявить отсутствие или недостаточное финансирование мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Устранение недостатков по итогам контроля повысит безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

5. Частные организации участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств. Расходы на мероприятия по созданию материальных резервов организаций относятся на себестоимость их продукций. Для обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях необходимо установить минимальные лимиты материальных резервов.

12 субъектов частного права, эксплуатирующих особо опасные объекты. Минимальные лимиты должны зависеть от масштабов потенциальных чрезвычайных ситуаций, которые могут быть вызваны опасной деятельностью организаций. В связи с этим необходимо внести изменения в статью 24 «Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций» Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», дополнив ее пунктом 3. Для организаций, эксплуатирующих особо опасные объекты, устанавливаются минимальные лимиты материальных резервов. Минимальные лимиты зависят от масштабов потенциальных чрезвычайных ситуаций и определяются Правительством РФ.

6. В целях обеспечения защиты прав человека при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера необходимо нормативное закрепление Постановлением Правительства РФ минимальных размеров выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, а также норматива по выплате компенсации при причинении вреда жизни и здоровью граждан из федерального бюджета.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в диссертации положения и выводы существенным образом расширяют теоретические знания по проблемам правового регулирования финансовой деятельности государства в сфере обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты научного исследования воплощены в конкретные рекомендации и предложения по совершенствованию правового регулирования финансовой деятельности государства в сфере безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера в условиях возрастания вероятности техногенных катастроф. Сформулированы предложения по разработке на федеральном уровне конкретных мер по совершенствованию правового регулирования.

13 финансовой деятельности.

Выполненное исследование имеет прикладной характер и решает задачу, связанную со смежными науками и отраслями законодательства. Положения, выводы и рекомендации способствуют более глубокому пониманию конкретных проявлений общих закономерностей и тенденций в развитии общественных отношений, складывающихся в процессе функционирования государства и осуществления им своих функций. Это расширяет возможности для дальнейших исследований в рассматриваемой области, а также использования в практической деятельности органов власти.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе и при подготовке учебных пособий по дисциплинам «Финансовое право», «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».

Апробация результатов исследования. Основные идеи, а также теоретические положения и практические рекомендации, изложенные автором в данном диссертационном исследовании, нашли отражение в докладах на научно-практических конференциях, а также в публикациях автора общим объемом 2,9 п.л.

Научные сообщения по теме исследования, а также результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, на заседании межкафедрального постояннодействующего научно-тематического семинара.

Обоснованность научных положений, рекомендаций и достоверность результатов исследований подтверждены: корректностью методологического обоснования исходных параметров исследованияприменением комплексной методики исследования, соответствующей его объекту, задачам и логике научного поискасогласованностью и сопоставимостью полученных результатов с практикой.

Заключение

.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции. Осуществляя финансовую деятельность в целом, эти органы обеспечивают в числе прочего формирование, распределение и использование материальных и денежных фондов, необходимых для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Правовое положение государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, основывается на принципах, содержащихся в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ», Бюджетном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Содержание финансовой деятельности государства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера выражается в осуществлении различных функций. Основными функциями финансовой деятельности государства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях являются формирование, распределение и использование государственных денежных фондов в целях предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера. К функциям финансовой деятельности государства также относится финансовый контроль. Деятельность государства в данной сфере преследует цель достижения финансовой безопасности — способности государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансовые воздействия. Финансовая безопасность отражает состояние и готовность.

119 финансовой системы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточных для поддержания необходимого уровня экономической и военной безопасности страны.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются резервы. Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств федеральных органов исполнительной власти, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, собственных средств предприятий, учреждений и организаций. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера финансируются бюджетными учреждениями в пределах их смет финансирования, а другими организациями в размерах, согласованных с органами, осуществляющими управление гражданской обороной, — путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

Одной из основных функций МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами является выработка предложений по организации реагирования при чрезвычайных ситуациях регионального, федерального и трансграничного характера, по оказанию за счет средств федерального бюджета финансовой помощи населению и территориям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.

Для осуществления задач обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий производит финансирование.

120 подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

В рамках бюджетного процесса МЧС вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета на соответствующий год, с учетом средств на функционирование и обеспечение жизнедеятельности и развития самого министерства, а также средств, необходимых на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. механизм осуществления финансовой деятельности в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера представляет собой систему организационных, правовых, финансовых и иных мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется в различных формах, как в правовых, так и в неправовых. Правовые формы выражаются в принятии различных нормативных правовых актов органами государства и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, которые содержат общее правило поведения, а также издание индивидуальных финансово-правовых актов и их практическая реализация. Большое значение имеет принятие и выполнение финансово-плановых актов — федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетных смет бюджетных учреждений. Неправовые формы финансовой деятельности это различные практические действия, не имеющие юридического значения, но способствующие принятию таких актов или применению правовых норм. Это инструктирование, проведение совещаний, заседаний, разъяснение финансового законодательства и т. д.

Как в правовой, так и в неправовой форме могут осуществляться организационные действия по формированию, распределению (перераспределению) и использованию фондов денежных средств,.

121 направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В настоящее время установлены нормативы отчислений радиационно-опасных объектов на развитие социальных условий прилежащих к объекту территорий. Частные организации участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств. Расходы на мероприятия по созданию материальных резервов организаций относятся на себестоимость их продукций. Для обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях необходимо установить минимальные лимиты материальных резервов субъектов частного права, эксплуатирующих особо опасные объекты. Минимальные лимиты должны зависеть от масштабов потенциальных чрезвычайных ситуаций, которые могут быть вызваны опасной деятельностью организаций. В связи с этим необходимо внести изменения в статью 24. «Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций» Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», дополнив ее пунктом 3. Для организаций, эксплуатирующих особо опасные объекты, устанавливаются минимальные лимиты материальных резервов. Минимальные лимиты зависят от масштабов потенциальных чрезвычайных ситуаций и определяются Правительством РФ.

В условиях развития рыночных отношений в России финансовый контроль приобретает особую значимость, поскольку призван обеспечить соблюдение законности в сфере финансов, вне зависимости от формы собственности, на основании которой функционирует тот или иной хозяйствующий субъект. В юридической литературе отмечается, что общественные отношения, возникающие при осуществлении финансового контроля, все его виды регламентируются нормами финансового права, в частности, нормами бюджетного и налогового праванормами институтов банковского кредитования и государственных расходоввалютным.

122 законодательством и т. д. В условиях рыночных отношений широкое развитие получает независимый финансовый контроль — аудиторский.

Правовое регулирование финансовой деятельности в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера можно разделить на две группы — правовое регулирование непосредственно финансовой деятельности органов государства и правовое регулирование финансовой деятельности иных субъектов. При этом только финансовая деятельность государства полностью регламентирована с помощью нормативных правовых актов, на финансовую деятельность же иных субъектов распространяются лишь общие принципы финансового права, такие как законность и плановость. Полностью на финансовую деятельность субъектов частного права распространяются лишь правовые нормы о финансовом контроле.

Безопасности в чрезвычайных ситуациях будет способствовать усиление финансового контроля государства над финансовой деятельностью субъектов частного права, эксплуатирующих особо опасные объекты. Предварительный, текущий и последующий финансовый контроль позволят на ранних этапах выявить отсутствие или недостаточное финансирование мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты:
  2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. — 25 декабря.
  3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2 -ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712- 1998. № 1. Ст. 1- 2004. № 25. Ст. 2478.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I III / СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. ФЗ РФ от 26 апреля 2007 г. № 63-Ф3) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. на 01.01.2008) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824- СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  7. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 35 ст. 3648.
  8. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 октября.
  9. Федеральный закон РФ от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Собрание законодательства РФ от 12 февраля 2007 г.- № 7.-ст. 837.
  10. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. // Российская газета. 1992. — № 103. 6 мая.
  11. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3422- № 51. Ст. 4829- 2002 № 1 (ч. 1). Ст. 2.124
  12. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167- 2002. № 28. Ст. 2790- 2003. № 27. Ст. 2700.
  13. Федеральный закон от 10 мая 1995. № 73-Ф3 «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 20. Ст. 1365.
  14. Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. № 4016 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» / в ред. ФЗ от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 4.
  15. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3649.
  16. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3588-
  17. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Собрание законодательства РФ от 12 февраля 2007 г. № 7 ст. 837
  18. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 141-
  19. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. (в ред. ФЗ от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ) «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492- 2001. № 26. Ст. 2586.
  20. Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ШТОБАЬ). Контроллинг -1991. № 1.
  21. Указ Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» / Российская газета. 2007. 26 сент.125
  22. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» / Российская газета. 2004. 12 марта.
  23. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «Об утверждении Положения о Федеральном казначействе». // СЗ РФ. 2004. № 4908.
  24. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июля 1995 г., № 28, ст. 2692.
  25. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июля 1995 г., № 28, ст. 2692.
  26. Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне» // Собрание законодательства РФ, 27.03.2000, № 13, ст. 1367.
  27. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». / СЗ РФ. 2004. № 22. Ст. 2180.126
  28. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» / Российская газета. 2004. 18 июня.
  29. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» // Российская газета. 2004. 26 июня.
  30. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». / Российская газета. 2004. 31 июня.
  31. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» / СЗ РФ. — 2004. № 40. — Ст. 3961- 2005. — № 23. — Ст. 2270.
  32. Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально127опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» // Российская газета от 12 апреля 2003 г. № 71 (специальный выпуск).
  33. Приказ МЧС РФ и Федерального горного и промышленного надзора России от 7 августа 1996 г. № 599/125 «Об экспертизе деклараций безопасности промышленных объектов Российской Федерации». Текст приказа официально опубликован не был
  34. Е.М. Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография. М.: Полиграф ОПТ, 2004.
  35. С.О. Федеративные отношения и безопасность регионального развития // Право и политика, 2007, № 4.
  36. Л.Л. Финансово-правовое регулирование обязательного аудита в Российской Федерации. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2006.
  37. Г. К. Человек и система государственного управления: Теоретический и организационно-правовой анализ: дисс. на соиск. уч. степени д-ра юрид. наук. СПб.: 1997. — 396 с.
  38. Е.В., Семенова М. Н. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Система ГАРАНТ, 2009.128
  39. О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации. / Под ред. Н. И. Химичева — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. 496 с.
  40. О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации. /Под ред. Н. И. Химичевой. — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004.-196 с.
  41. КС. Финансовое право М.: Юрист, 1994. — 208 с.
  42. А.Н. Административные штрафы, назначаемые органами внутренних дел, как источник доходов бюджетной системы. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
  43. С.Я. Правовое регулирование государственных неналоговых доходов. Монография. М., 2006. — 176 с.
  44. С.Я. Правовое регулирование неналоговых доходов государственных и местных бюджетов: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. — М., 2004.
  45. А.Б. Контроль: его сущность, цели и признаки. Право и государство: теория и практика, 2007. № 8 (32).
  46. Н.И. Правовое регулирование деятельности территориальных учреждений Центрального Банка Российской Федерации / Под ред. Н. И. Химичевой. Саратов: СГАП, 2001. — 140 с.
  47. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая: общие положения. 2-е изд. -М.: Статут, 2005. 842 с.
  48. A.B. Налоги и налоговое право: учебное пособие / А. В. Брызгалин. -М., 1997.-660 с.
  49. О.Ю. Бюджетный контроль в Российской Федерации: его цели и задачи в условиях социального государства. / Государство и право. 2007.129
  50. А.И. Система национальной безопасности Российской Федерации (конституционно-правовой анализ): дис.. д-ра юрид. наук. -СПб., 1999.-340 с.
  51. Л.К. Теоретические вопросы правового регулирования расходов государственных бюджетов союзных республик. Автореф. дис. .-докт. юрид. наук. -М., 1982.
  52. О.Н. Доклад «Предмет и система финансового права». Международная научно-практическая конференция по проблемам финансового права. (Бюджет налоги — банки) /Государство и право, 1998. № 10.
  53. О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России,— М.: Изд. ООО «Профобразование», 2003.
  54. О.Н. Финансовый мониторинг и проблемы финансового права. / Известия вузов. Правоведение. 2002. № 5.
  55. Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000. — 192 с.
  56. Е.Ю. Развитие государственного финансового контроля в Российской Федерации как тенденция формирования социального государства. Проблемы финансового права. М., 2005.
  57. Е.Ю. Страховой и банковский надзор. М., 2004.130
  58. Е.Ю., Ивлиева М. Ф., Соколова Э. Д. Налоговое право: Учебник -М.: Юристъ, 2005.
  59. Е.Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: вопросы и ответы.3.е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2000. — 224 с.
  60. Е.Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебник. 2 изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 384 с.
  61. Е.Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие2. е изд., исп. и доп. М.: Юриспруденция, 2000. — 304 с.
  62. Е.Ю., Толстопятенко Г. П., Рыэюкова Е. А. Финансовый контроль: Учебное пособие М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 272 с.
  63. В.В. Правовое и организационные основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях: дис.. докт. юрид. наук М., 1998. — 448 с.
  64. A.B. Общие вопросы теории административного договора. -Красноярск, 1998.
  65. Европейское право: Учебник для ВУЗов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. М. Энтина М.: Издательство Норма (Издательская группа Норма-Инфра-М), 2001.-720 с.
  66. А. С Юридическая квалификация и реализация охранительной функции финансового права: Монография. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2002.
  67. Л.А. Административно-правовое регулирование высшего профессионального образования в Российской Федерации. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 2007.
  68. СВ. Дискуссионные вопросы теории финансового права: монография / С. В. Запольский. М.: РАП, Эксмо, 2008. — 160 с.
  69. СВ. Финансы и право: Проблемы соотношения. Ежегодник МАФП, 2004- Сборник научных работ. /Под общей редакцией С. В. Запольского. -М., 2005.131
  70. СВ. «О правовой природе финансовой деятельности государства». Ежегодник МАФП. 2003 год: Сборник научных работ (Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора С.В.Запольского). -М., 2004.
  71. М.Ф. Парадигмы науки финансового права. /Проблемы финансового права в условиях рынка в XXI веке: сб. материалов Международной научно-практической конференции /отв. Ред. О. Н. Горбунова М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  72. Е.А. Способы обеспечения налоговых обязанностей по Налоговому кодексу Российской Федерации. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2005.
  73. Иоффе О. С Избранные труды: В 4 т. Т. П. Советское гражданское право. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. — 509 с.
  74. История финансового законодательства: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». -М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 256 с.
  75. Е.А. Федеральное казначейство в системе государственного финансового контроля Российской Федерации. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2007.
  76. М.В. Финансовое право и деньги: монография / Карасева М.В.- Воронежский государственный университет. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2006. — 56 с.
  77. М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 1999.-256 с.
  78. А.Н. Публичные финансы: взаимодействие государства и общества. М., 2002. — 37 с.
  79. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). Новая редакция / О. В. Смирнов и др.- отв. ред. М. О. Буянова, И. А. Костян 6-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2008. -960 с.
  80. Д.Л. Исполнение федерального бюджета. Москва, 132
  81. Издание Центра исследований, 2007. 212 с.
  82. СВ. Финансовый федерализм в Германии, Австрии и Швейцарии. СПб: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2005. — 146 с.
  83. В.П. Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 2006.
  84. Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм /под ред. проф. Химичевой Н. И. -М.: Издательство Норма, 2001. 352 с.
  85. Ю.А. Финансовое право России. М., 2004. — 692 с.
  86. Т.А. О сущности финансовой системы как элемента современного государства. Финансовое право. 2005. № 4.
  87. В. А. Финансовое право. М.: «Статут» (в серии «Золотые страницы российского финансового права), 2000.
  88. Д.А. Финансовая деятельность государства: содержание, методы осуществления Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Челябинск, 2004.
  89. А.Э. Распределение налоговых доходов между государственными и местными бюджетами: сравнительно-правовое исследование. Автореф. дис. канд. юрид. наук Саратов, 2006.
  90. A.B., Шундиков КВ. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003.
  91. A.B. Правовые проблемы формирования финансового результата деятельности коммерческой организации: Дис. .канд. юрид. наук. М., 2006.
  92. В.В. Правовое регулирование государственного финансового контроля как фактор обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 2006.
  93. Т.А. Понятие и содержание функций государства. /Право и государство: теория и практика. 2007. № 8 (32).
  94. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. -М.: ИД ФБК Пресс, 2000. (Серия „Академия бухгалтера и менеджера“), -608 с.
  95. B.C. Общая теория права и государства. Учебник. -М., 1999.
  96. Общая теория финансов /Под ред. Л. А. Дробозиной. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
  97. СИ. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное — М.: „А. Темп“, 2004.-939 с.
  98. В.А., Тедеев A.A., Мельников СИ. Бюджетная система РФ /Серия „Учебники, учебные пособия“. Ростов н/Д: „Феникс“, 2003. — 544 с.
  99. E.H. Правовые акты Центрального Банка Российской Федерации: Финансово-правовые аспекты теории. Автореф. дис.. докт. юрид. наук. Саратов, 2006.
  100. КН. Актуальные вопросы правового регулирования ответственности за нарушения банковского законодательства /Правоведение. 2002. № 5(244).
  101. Пацуркивский ПС Системообразующие факторы в финансовом134праве. / Проблемы финансового права в условиях рынка в XXI веке: сб. материалов Международной научно-практической конференции /отв. ред. О. Н. Горбунова М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  102. Г. В. Финансовое право: учеб. М.: ТК Велби, 2006. — 280с.
  103. Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. М.: Юристь, 1998.-304 с.
  104. Е.В. Публичный долг в Российской Федерации: вопросы теории финансового права / Е.В.Покачалова- под ред. Н. И. Химичевой — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО „Саратовская государственная академия права“, 2007. 296 с.
  105. Е.В. Публичный долг: теоретические и практические аспекты российского финансового права. Автореф. дис.. докт. юрид. наук. — Саратов, 2007.
  106. Е.В. Становление и развитие публичного долга и его форм (финансово-правовые аспекты) Е.В.Покачалова- под ред. Н. И. Химичевой — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО „Саратовская государственная академия права“, 2007. 428 с.
  107. Предпринимательское право: Учеб. / Отв. ред. д-р. юрид. наук, проф. Ручкина Г. Ф. М.: ВГНА Минфина России, 2007. — 766 с.
  108. Публично-правовое регулирование экономических отношений: Сборник статей. Под ред. проф. Козырина А. Н. — М., 2005. — 110 с.
  109. Публичные финансы Российской Федерации: новые подходы к правовому регулированию / Центр публично-правовых иследований- под. ред. А. Н. Козырина. М.: ЦПГИ, 2007. — 177 с.135
  110. A.A. Финансово-правовой статус главных и иных распорядителей средств федерального бюджета как участников бюджетного процесса. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2008.
  111. И.В. Метод финансового права: Монография. -М.: ОЛМА-Пресс, 2004. 288 с.
  112. Г. Ф. Теоретические основы финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации. М.: ИД „Юриспруденция“, 2004.
  113. Г. Ф. Финансово-правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: ИД „Юриспруденция“, 2003,-272с.
  114. Г. Ф. Финансово-правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации Автореф. дис.. докт. юрид. наук. -М., 2004.
  115. A.A. Фонд как институт финансового права. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2007.
  116. И.А. Банковский надзор в системе финансового контроля. Журнал „Банковское право“. 2005. № 5.
  117. НА. Принуждение в финансовом праве. Монография. -М.: Изд-во „Юрлитинформ“, 2006.
  118. С.Д. Государственные внутренние займы (финансово-правовой аспект): Дис. .канд. юрид. наук-М., 2006.
  119. H.A. Государственное регулирование аудиторской деятельности. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
  120. И.П., Макагон Е. В. Механизм правового регулирования // Теория государства и права / Под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лугина, Б. С. Эбзеева, — М., 2000.
  121. A.A. Совершенствование системы регулирования и надзора Центрального Банка Российской Федерации за деятельностью кредитных организаций: Дис.. канд. эк. наук. Москва, 2004.136
  122. Соколова Э. Д К вопросу о дифференциации и интеграции в Российском праве тезисы в материалах научно-практической конференции Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения. СТАЛ. 2001.
  123. Э.Д. Правовые основы финансовой системы России (отв. ред. Грачева Е.Ю.). М.: ИД „Юриспруденция“, 2006. — 112 с.
  124. Э.Д. Современные проблемы науки финансового права» в Сборнике научных статей, посвященных 75-летию д.ю.н. профессора академика РАН ВШ Химичевой Н. И. /Под ред. Е. В. Покачаловой. Изд. ГОУВПО «Саратовская государственная академия права». 2003.
  125. Э.Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. / Э.Д.Соколова- под ред. Е. Ю. Грачевой. М.: Изд. «Юриспруденция», 2007. -136 с.
  126. Теория государства и права. Курс лекций. /Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько.-М., 2004.
  127. Теория государства и права. Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. -М., 2005.
  128. Федеральные и региональные аспекты финансового права. / Под ред. Е. В. Покачаловой Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. — 120 с.
  129. Федеральные источники финансового права: вопросы систематизации и классификации // Финансовое право России: Актуальные проблемы / Под ред. А. А. Ялбулганова. М.: Academia, 2007. — С. 38−56.
  130. Федотов Сергей Борисович. Правовые и организационные137основы экономического обеспечения ликвидации масштабных чрезвычайных ситуаций: Дис.. канд. юрид. наук: 05.26.02: Москва, 2002. 311 с.
  131. М.И. Роль Банка России в системе финансового мониторинга в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2006.
  132. Финансовое право Российской Федерации: Учебник. /Отв. ред. М. В. Карасева М.: Юристъ, 2002. — 576 с.
  133. Финансовое право в вопросах и ответах: учеб. пособие / Грачева Е. Ю., Соколова Э.Д.- отв. ред. Грачева Е. Ю. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
  134. Финансовое право зарубежных стран: Сборник научных трудов /Под общей редакцией Толстопятенко Г. П. М.: МГИМО (У) МИД России, 2001. Выпуск 11.
  135. Финансовое право. Учебник /под ред. проф. Е. Ю. Грачевой М.: Право и закон, КолосС, 2003. — 384 с.
  136. Финансовое право. Учебник. /Под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко -М.: ООО «ТК Велби», 2003. 536 с.
  137. Финансовое право: учеб. пособие /отв. ред. Рукавишникова И. В. -М.: Норма, 2007.-512 с.
  138. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2008. — 786 с.
  139. Финансово-правовая политика: некоторые проблемы ее формирования и реализации //Сб. тезисов научных докладов международной научно-практической конференции «Финансовый механизм и его правовое регулирование» 24−25 апреля 2003 г. Саратов, 2003.
  140. Н.И., Покачалова Е. В. Финансовое право. / Отв. ред. д.ю.н., проф. Н. И. Химичева М.: Норма, 2005. — 464 с.
  141. Е.Б. Разграничение компетенции представительных и исполнительных органов государственной власти в области бюджета. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 2002.
Заполнить форму текущей работой