Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сводный баланс финансовых ресурсов и затрат как инструмент статистико-экономического анализа региональных финансовых ресурсов: На прим. 
Самар. обл

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целью диссертационного исследования является совершенствование методологии построения регионального сводного баланса финансовых ресурсов и затрат для более полного, детального и адекватного отображения уровня обеспеченности процесса социально — экономического развития регионов необходимыми для этого финансовыми ресурсами, определения итоговых значений показателей финансовых ресурсов региона… Читать ещё >

Содержание

  • В
  • Глава 1. Финансовые ресурсы как экономическая категория регионального макроэкономического анализа
    • 1. 1. Роль финансовых ресурсов в социальноэкономическом развитии региона
    • 1. 2. Подходы к статистико-экономическому анализу региональных финансовых ресурсов
    • 1. 3. Система показателей сводного баланса финансовых
    • I. ресурсов и затрат
  • Глава 2. Статистико-экономический анализ состояния финан
    • I. совых ресурсов региона по данным сводного баланса финансовых ресурсов и затрат и направления его совершенствования
    • I. 2.1 Основные методологические аспекты статистико
  • Р экономического анализа региональных Финансовых ресурсов
    • 8. 2.2 Статистико-экономическое изучение формирования и использования финансовых ресурсов региона
      • 2. 3. Вопросы совершенствования построения отчетного сводного баланса финансовых ресурсов и затрат
  • Глава 3. Прогнозирование показателей регионального
    • I. сводного баланса финансовых ресурсов и затрат
      • 3. 1. Анализ существующих подходов к прогнозированию социально-экономических процессов
      • 3. 2. Прогнозирование региональных финансовых ресурсов
      • 3. 3. Верификация и коррекция отчетной статистической информации. f 3.4 Результаты прогнозирования регионального сводного? баланса финансовых ресурсов и затрат

Сводный баланс финансовых ресурсов и затрат как инструмент статистико-экономического анализа региональных финансовых ресурсов: На прим. Самар. обл (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Радикальная трансформация, охватившая все грани и аспекты социально-экономического развития Российской Федерации, привела к усилению регионализма, ставшего одним из ведущих принципов организации его макроэкономического регулирования, получившем отражение в разграничении экономических интересов регионов и Центра, расширении сферы экономической самостоятельности регионов, обеспечении их экономического суверенитета, разграничении полномочий регионов и Центра, определении прав и компетенций различных уровней управления, предоставлении регионам более широких возможностей в области использования экономического потенциала и управления уровнем жизни населения, бюджетном Федерализме, то есть обеспечении взаимодействия Федерального и местных бюджетов, разработки эффективной системы финансирования социально-экономического развития регионов на основе различных источников.

Перед регионом и Центром стоит сложная задача: соблюдая экономическую самостоятельность регионов и их ответственность перед Центром, осуществлять реализацию новой схемы макроэкономического регулирования, основанной на новых реалиях, рыночном механизме и государственной поддержке депрессивных регионов, территориальном разделе или кооперации труда, на комплексном социально-экономическом развитии и самообеспеченности ресурсами каждого региона при сохранении и развитии эффективного межрегионального и международного обмена.

В сложившихся условиях возрастает роль региональной статистики как средства информационного и методического обеспечения процесса принятия решений по управлению развитием экономики и социальной сферы регионов.

Различные аспекты статистического изучения регионов исследовались в работах Абдуллаева Е. А., Беляевского И. К., Гродского С. Г., Земскова В. В., Кулагиной Г. Д., Любовного В. Я., Октябрьского Н. Я., Павловой Л. Н., Подпориной И. В., Ре-шетинского К.В., Рыбаковского Л. Л., Рябцева В. М., Сагатова Н. М., Титова К. А., Устинова А. Н., Фреймундт Е. Н., Хасаева Г. Р., Чистик О. Ф., Штульберга Б. М., Эрматова И. Э., и др. Среди зарубежных ученых известностью пользуются работы У. Изарда, К. Гликмана, В. Кавалыда, Дж. Форрестера.

Особую значимость в рассматриваемом контексте приобретают региональные балансовые построения, отображающие социальные, финансовые и кредитно-денежные отношения с целью удовлетворения информационных потребностей органов власти и управления. Важно учесть, что новые информационные потребности общества, степень их сложности диктуют необходимость разработки более совершенной системы макроэкономических и региональных балансов. В целях реализации государственной программы «Перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики» возрастают требования к представлению информации, содержащейся в региональных макроэкономических балансах, поскольку сложившаяся практика балансоведения не обеспечивает комплексного изучения социальноэкономического развития регионов. Эти требования делают особенно актуальными работы Детневой Э. В., Суворова А. В., Мальцева Г. Н., Матерова И. С., Уринсона Я. М., Пономаренко А. Н., Соловьева А. С., Рабизы Р. Ф., Цыбатова В. А., Фурсова В. А. Однако в большинстве исследований балансовые построения ограничиваются уровнем Российской Федерации. Число же работ, в которых бы последовательно, комплексно рассматривались вопросы статистического исследования регионов, относительно невелико.

Серьезные исследования в этом направлении проводятся в ряде крупных региональных центров [71]. Аналогичные идеи получили развитие в Самарском областном комитете государственной статистики и в Департаменте по экономике Администрации Самарской области при разработке Автоматизированной информационной системы «АИС-Регион», в Самарской государственной экономической академии. Одно из центральных мест в региональной системе балансовых построений занимают процессы образования и использования финансовых региональных ресурсов, что находит отражение в формируемом на региональном уровне сводном балансе финансовых ресурсов и затрат, методологические принципы разработки которого находятся в стадии развития. Поэтому проблема комплексного, системного изучения региональных финансовых ресурсов и анализа процессов их образования и использования остается актуальной. В равной мере актуальными являются задачи определения прогнозных многовариантных показателей на основе сводного баланса финансовых ресурсов и затрат для оценки перспектив социальноэкономического развития регионов. Все это обусловило выбор данной темы для диссертационного исследования.

Решение названной проблемы имеет важное теоретическое и практическое значение, ставит новые научные задачи, решение которых позволит повысить обоснованность мер по оздоровлению региональной экономики.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является совершенствование методологии построения регионального сводного баланса финансовых ресурсов и затрат для более полного, детального и адекватного отображения уровня обеспеченности процесса социально — экономического развития регионов необходимыми для этого финансовыми ресурсами, определения итоговых значений показателей финансовых ресурсов региона в соответствии с другими региональными балансовыми построениямиразработка подходов и предложений по проведению статистико-экономического анализа фактического состояния финансовых ресурсов и их затрат по территории региона, а также разработка прогнозных вариантов баланса для определения тенденций и закономерностей, складывающихся в финансовых взаимоотношениях на территории региона, с тем чтобы дать теоретическое обоснование и практические рекомендации лицам, занимающимся проблемами статистического изучения финансовых ресурсов региона.

Исходя из цели диссертации, автором решаются следующие задачи:

— изучение экономической природы региональных финансовых ресурсовтеоретическое исследование вопросов сбалансированного представления финансовых ресурсов и их затрат;

— выявление роли и места региональных финансовых ресурсов в финансово-бюджетной системе страныразработка предложений для органов региональной статистики по совершенствованию методологии составления сводного регионального баланса финансовых ресурсов и затрат, его информационного обеспеченияразработка подходов к анализу показателей баланса финансовых ресурсов и затрат для органов региональной статистики и Департамента по экономике;

— разработка подхода к прогнозированию социальноэкономического развития региона на основе состояния его финансовых ресурсов.

Объектом исследования является региональная экономика, описываемая на основе разработки и статистико-экономического анализа баланса финансовых ресурсов Самарской области.

Предмет исследования — методы, модели и принципы построения и анализа сводного статистического баланса финансовых ресурсов и затрат региона.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили:

— Законы Российской Федерации об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ,.

— постановление Правительства РФ по вопросам учета и отчетности,.

— методологические положения Госкомстата,.

— научно-практические отчеты «АИС-Регион» для Администрации Самарской области,.

— труды ведущих российских и зарубежных экономистов.

В работе использовались данные Государственного комитета по статистике РФ, областного комитета государственной статистики Самарской области, областного финансового управления, Департамента по экономике Администрации Самарской области, областной государственной налоговой инспекции, управления Федерального казначейства и др.

В работе применялись различные общенаучные и статистические методы исследования: метод сводки и группировки статистических данных, метод обобщающих показателей и средних величин, метод анализа рядов динамики, балансовый метод, методы моделирования процессов образования и использования финансовых ресуосов, методы прогнозирования на основе рядов динамики .

Научная новизна диссертационной работы связана с исследованием актуальной, но недостаточно разработанной статистической методологии построения и анализа сводного баланса финансовых ресурсов и затрат в контексте балансовых построений, отображающих различные аспекты социальноэкономической деятельности региона. Научным результатом исследования является также разработка подхода к прогнозированию показателей сводного баланса финансовых ресурсов и затрат по заданным сценарным условиям.

Научные результаты исследования, выносимые на защиту, в обобщенном виде можно сформулировать следующим образом:

1. Трактовка сводного баланса финансовых ресурсов и затрат региона как важнейшего инструмента описания и анализа состояния его экономики и социальной сферы.

2. Предложения по совершенствованию системы показателей сводного баланса финансовых ресурсов и затрат (СБФРиЗ).

3. Статистические методы анализа показателей.

4. Обоснование роли сводного баланса финансовых ресурсов и затрат региона как инструмента верификации частных региональных балансовых построений.

5. Подход к расчету валового регионального продукта на основе системы показателей сводного баланса финансовых ресурсов и затрат региона.

6. Обоснование целесообразности использования методологии СБФРиЗ для прогнозирования социально-экономического развития региона.

Практическая значимость результатов исследования состоит в обеспечении возможности использования выводов и предложений по совершенствованию отчетного и прогнозного СБФРиЗ, в деятельности регионального комитета государственной статистики и Департамента по экономике Администрации Самарской области.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке методических указаний по составлению сводных балансовых построений в различных финансовых аспектах. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке и чтении лекционных курсов в экономических вузах.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы были доложены:

— на региональной научно-практической конференции «Стабилизация социально-экономического развития Самарской области: стратегия, проблемы, решения», Самара, 1995 г.;

— на V Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика- 96», Санкт-Петербург, 1996 г.;

— на региональной научнопрактической конференции «Социально-экономическое развитие Самарской области: стратегия, проблемы, поиск решений», Самара, 1996 г./.

— на Всероссийском научном семинаре «Реализация и эффективность новых форм экономических отношений», Самара, 1996 г. ;

— на региональной научнопрактической конференции «Проблемы и перспективы социально-экономического развития Са марской области», Самара, 1997 г.

Результаты исследования нашли отражение в отчетах по выполнению проекта «АИС-Регион» за 1994;1997 годы. Электронная версия СБФРиЗ используется в практической деятельности Самар ского областного комитета государственной статистики, в Департаменте по экономике Администрации Самарской области, что подтверждается соответствующими актами о внедрении.

Предложенный в диссертации подход к статистическому анализу и прогнозу показателей СБФРиЗ используется в СГЭА при разработке и чтении курса лекций по социальноэкономической и региональной статистике.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Все главы и разделы работы тесно взаимосвязаны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации исследованы подходы к статистико-экономи-ческому анализу и прогнозированию региональных финансовых ресурсов на базе сводного баланса финансовых ресурсов и затрат региона. На основании исследованных подходов разработаны методы статистико-экономического анализа и прогнозирования показателей регионального СБФРиЗ.

Результаты диссертационных исследований использованы в Самарском областном комитете государственной статистики и в Департаменте по экономике Администрации Самарской области при реализации проекта «АИС-Регион» .

В работе получены следующие основные результаты:

1. В целях углубления теоретического аспекта исследования обоснована целесообразность использования определения «финансовые ресурсы» в соответствии с методическими рекомендациями по составлению баланса финансовых ресурсов и затрат по территории региона в составе Российской Федерации, а также методологическими положениями по статистике согласно которым понятие «финансовые ресурсы» региона определены как часть денежных ресурсов, которые образуются в основном на территории региона, аккумулируются в региональных централизованных и децентрализованных фондах и расходуются главным образом на нужды капиталовложений, непроизводственного потребления и социальных выплат населению региона. Такое определение позволяет дифференцированно подходить к понятию финансовых ресурсов, разграничивая их по следующим разновидностям:

— ресурсы, созданные хозяйствующими субъектами на территории региона в процессе их хозяйственно-производственной деятельности;

— ресурсы, привлеченные из средств населения;

— ресурсы, образованные на территории региона (сумма созданных и привлеченных);

— ресурсы, переданные хозяйствующими субъектами и населением в централизованные фонды денежных средств регионального и федерального уровней;

— ресурсы, оставшиеся в децентрализованных фондах хозяйствующих субъектов;

— ресурсы, оставшиеся в децентрализованных и централизованных фондах денежных средств региона;

— ресурсы, переданные в федеральные централизованные фонды;

— ресурсы, полученные хозяйствующими субъектами и населением из федеральных фондов;

— ресурсы, полученные региональными централизованными фондами денежных средств из федеральных фондов;

— ресурсы, располагаемые регионом после операций распределения (сумма ресурсов, оставшихся и полученных регионом из федеральных фондов);

— ресурсы, затраченные за год всеми хозяйствующими субъектами и населением на территории региона.

2. Рассмотрены вопросы формирования региональных макроэкономических балансов, отражающих различные аспекты финансовых процессов. Установлено, что одно из центральных мест в региональной системе балансовых построений занимает сводный баланс финансовых ресурсов и затрат. Это обосновано тем, что показатели сводного баланса финансовых ресурсов и затрат представлены в виде системы макроэкономических показателей, в которой величина каждого возникающего «Сальдо доходов и расходов» в фондовом разрезе и в целом по региону имеет конкретную интерпретацию показателями рассматриваемого баланса либо других региональных балансов. Кроме того, схема СБФРиЗ синтезирует в себе основные частные балансовые построения такие как:

— местный бюджет,.

— баланс расчетов региона с «Центром» (баланс Федерального бюджета на территории региона),.

— региональный баланс внебюджетных фондов денежных средств,.

— баланс денежных доходов и расходов населения, а также включает основные показатели сводного по региону годового бухгалтерского отчета хозсубъектов.

3.Установлены показатели в составе сводного баланса финансовых ресурсов и затрат, которые, по нашему мнению, не соответствуют определению финансовых ресурсов и соответственно не должны учитываться в статистическом анализе финансовых ресурсов.

4.Обоснована научно-практическая значимость сводного баланса финансовых ресурсов и затрат в статистико-экономическом анализе региональных финансовых ресурсов и их затрат. Рассмотрены показатели СБФРиЗ, которые отражают основные народно-хозяйственные пропорции. К ним, в частности, относятся доходы и расходы местных бюджетов, средства федерального бюджета, финансовые ресурсы и затраты территориальных внебюджетных фондов денежных средств. Баланс также обеспечивает оценку состояния финансовых ресурсов региона, созданных хозсубъектами оегиона во взаимосвязи со всеми денежными доходами населения и потребленной массой товаров (и объема платных услуг).

5. Рассмотрены методологические аспекты статистико-экономического анализа региональных финансовых ресурсов, которые позволили получить:

— характеристики объема и состава финансовывх «ресурсов региона,.

— структуру формирования финансовых ресурсов по источникам их образования,.

— структуру использования ресурсов на уровне региона,.

— характеристики сбалансированности финансовых ресурсов с их расходами,.

— оценку финансовых взаимоотношений между регионом и центром,.

— основные финансово-экономические пропорции регионального развития.

Полученные методические разработки апробированы на статистическом материале Самарской области.

6.Проведена доработка методологии построения СБФРиЗ, позволяющая получить итоговые результаты, сопоставимые с результатами региональных баланса денежных доходов и расходов населения и баланса внебюджетных фондов.

7.Рассмотрена практическая возможность получения регионального баланса внебюджетных фондов денежных средств в рамках СБФРиЗ.

8. На основании результатов анализа содержания показателей баланса СБФРиЗ внесены изменения в информационную базу баланса. Предложения по совершенствованию информационной базы отражены в материалах диссертации.

9. Предложена методика расчета валового регионального продукта на основании информационной базы СБФРиЗ и получены значения ВРП Самарской области за 1995 год (отчет) и 1998 год (прогноз).

10. Проведен анализ существующих подходов к прогнозированию социально-экономических процессов. На основании этого установлено, что существующая практика прогнозно-аналитической деятельности не позволяет, по нашему мнению, получить сбалансированный прогноз по всему множеству социальных решений и экономических показателей.

11.Рассмотрен подход к прогнозированию компонентов регионального сводного баланса финансовых ресурсов и затрат, основанный на идеях «баланса балансов» и сценарного прогнозирования на имитационных моделях. Концепция «баланса балансов» по своей принципиальной структуре соответствует методологии построения СБФРиЗ, а также системе национальных счетов. Частные балансы, входящие в баланс балансов, строятся таким образом, что, фактически они представляют собой совокупность балансов более низкого уровня, отражая процессы образования и распределения различного рода экономических ресурсов (финансовых, материальных, трудовых). Сводный баланс финансовых ресурсов и затрат отражает процессы образования, распределения и использования региональных финансовых ресурсов в их причинно-следственной взаимосвязи, что позволяет получить систему взаимосвязанных балансов, отображающих процессы формирования и использования валового регионального продукта. В этом контексте сводный баланс финансовых ресурсов и затрат в наибольшей степени соответствует концепции «баланса балансов» и его прогнозирование, по нашему мнению, целесообразно проводить, используя идеи сценарного прогнозирования на имитационных моделях .

12. Получен вариант прогноза показателей СБФРиЗ Самарской области за 1998 год по заданным сценарным условиям до 2000 года. На основании результатов прогноза рассмотрены основные тенденции социальноэкономического развития региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. Региональный аспект статистического изучения эффективности общественного производства.- Ташкент: Изд-во «ФАН» Узбекской ССР, 1985.- 184с.
  2. М.А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит/ Учебное пособие, — М.: Институт международного права и экономики, 1996.- 136с.
  3. С.А. и др. Прикладная статистика: Основы моделирования и первичная обработка данных. Справочное изд./ С. А. Айвазян, И. С. Енюков, Л. Д. Мешалкин.- М.: Финансы и статистика, 1983.- 471с.
  4. Анализ и моделирование экономических процессов переходного периода в России. Сборник научных трудов. Выпуск 1/ Под ред. В. В. Радченко, В. М. Соколова.- Новосибирск: ЭКОР, 1996.- 288 с.
  5. Анализ образования и использования доходов и расходов Самарской области на основе баланса финансовых ресурсов и затрат/ Отчет о научно-исследоват. работе, шифр НИР № 19−92.-Самара: СГЭА, 1994.- 31с.
  6. О.С. Регулирование бюджетного дефицита ФРГ// Финансы.- 1992.- № 1.- С.64−69.
  7. О.Д. Сводный финансовый баланс.- М.: Финансы и статистика, 1984.- 135с.
  8. A.M. Финансовые ресурсы народного хозяйства.- М.: Финансы и статистика, 1986.- 187с.
  9. Баренц Групп).- Москва: Агентство США по международному развитию, 1996.- 304с.
  10. Ю.М., Коркин С. К., Габутдинова A.M. Финансовый баланс региона// Финансы СССР.- 1991.- № 12.- С.3−10,
  11. В.А. Сводный финансовый баланс.- М.: Финансы и статистика, 1983.-136с.
  12. М., Малышев В. На пороге второго этапа реформы российской статистики// Вопросы статистики.- 1996.-№ 8.- С.3−5.
  13. В.Н. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций.- М.: Финстатинформ, 1997.- 135с.
  14. А.Н. Система информационного обеспечения региона в рыночной экономике.- Н. Новгород: Волго-Вятское книжное изд-во, 1993.-179с.
  15. Е.Г., Немировский А. С., Нестеров Ю. Е. О некоторых последнмих достижениях в оптимизации// Экономика и математические методы.-1990.-Т.26.- Вып.1.- с.178−190.
  16. Государственный бюджет: Учеб. пособие/ Заяц Н. Е., Ханкевич Л. А., Сорокина Т. В. и др.- Под общ. ред. М. И. Ткачук.- Мн.: Выш. шк., 1995.- 240с.
  17. Р. Финансы и предпринимательство: Финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организаций/ Пер. с англ. Вышинской Е. В., Пипейкина
  18. В.П.- науч. ред. Рысина В.Н.- Ярославль: Елень, 1993.-224с.
  19. Е.З. Линейная и нелинейная регрессии.- М.: Финансы и статистика, 1981.- 302.
  20. М.Р., Рябцев В. М. Общая теория статистики: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 1991.- 304с.
  21. Н.Е., и др. Экономическая кибернетика: Учебник для студентов вузов и фак., обучающихся по специальности «Экономическая кибернетика«.- Кобринский Н. Е., Майминас Е. З., Смирнов А.Д.- М.: Экономика, 1982.- 408с.
  22. Комплексное региональное планирование и прогнозирование/ Н.П. ФеДоренко, С. О. Календжян, П. А. Минакир и др. М.: Наука, 1989.- 157с.
  23. А. Современное развитие СНС России. Валовой региональный продукт- обобщающий показатель экономики региона/ /Вопросы статистики.- 1996.- № 12.- С.3−7.
  24. Г. Д. Социально-экономический потенциал региона и проблемы его статистической оценки// Актуальные проблемы региональной статистики: тезисы докладов на республиканской научно- практической конференции.- Киев: Госкомстат УССР, 1990.-С.133.
  25. Г. Направления развития макроэкономической статистики и ее роль в реформировании федеральной статистики// Вопросы статистики.- 1996.- № 4.- С.3−7.
  26. Курс социально- экономической статистики: Учебник/ М. Г. Назаров, В. Е. Адамов, И. К. Беляевский и др.- под ред. проф. М. Г. Назарова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 1985.- 607с.
  27. Л.Ф., Берникова Т. Е. Финансовые балансы и системанациональных счетов// Финансы СССР.- 1991.-№ 10.-с.7−10.
  28. П. Экономическая статистика// ФСУ Германии, 1995.-629с.
  29. Лопатнико в Л.И. Экономико—математический словарь. М.: ВО Наука, 1993.- 448с.3 9. Мальцев Г. Н., Матеров И. С., Уринсон Я. М. Модель экономики
  30. СССР в условиях перехода к рынку// Экономика и математические методы. 1991.- Т.27.- Вып. 6.- С. 115 6.4 0. Маннапов Р. Г., Рябов В. М. Актуальные проблемы развития муниципального управления.- Самара: Самар. Дом печати, 1997.-168с.
  31. Н.П. Статистическая теория: предмет, содержание, структура и перспективы/ Монография.- Ростов-на-Дону: РГЭА 1994.- 263с.
  32. Математическое моделирование макроэкономических процессов: Учеб. пособие/ Котов И. В., Шалабин Г. В., Воронцовский А. В. Лисицын В.Ю., Пахомова Н.В.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.- 232с.
  33. Я.С. Теоретическое и практическое пособие по финансовым вычислениям.- М.: ИНФРА- М, 1996.- 336с.
  34. А.К. Техника статистических вычислений.-Главная редакция физико- математической лит-ры изд-ва «Наука», 1971.- 576с.
  35. Методические рекомендации по составлению баланса финансовых ресурсов и затрат по территории региона в составе Российской Федерации за 1991 год.-Госкомстат РФ.- Москва, 1992.- 77с.
  36. Методические рекомендации по составлению баланса финансовых ресурсов и затрат по территории регионов в составе Рос сийской Федерации за 1993 год.- Госкомстат РФ.-Москва, 1994.- 67с.
  37. Методические рекомендации составления сводного баланса финансовых ресурсов и затрат региона в составе Российской Федерации за 1995 год.- Госкомстат РФ.- Москва, 1996.- 17с.
  38. Методологические положения по статистике. Вып.1.-Госкомстат России.- М., 1996.-674с.
  39. Модель блока «финансы» в системе моделей согласования отраслевых и территориальных решений (СМОТР). Препринт.- Москва: Ротапринт ЦЭМИ АН СССР, 1983.- 4 6с.
  40. В.И., Кушко B.J1. Методы обработки измерений.-М.: Сов. радио, 1976.- 197с.
  41. А.И. Теория экономического анализа: Проблемы и решения.- М.: Финансы и статистика, 1988.- 144с. Пансков
  42. В.Г. Сводный финансовый баланс государства.- М.: Финансы и статистика, 1987.- 157 с.
  43. Н. Грегори. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ, 19 94.-725с.5 3. Налог на добавленную стоимость: Сборник нормативных документов/ Сост. В.Г.
  44. Налог на прибыль. Сборник нормативных документов/ Сост. и автор комментариев А. Ф. Полторак.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Международный центр финансово- экономического развития, 1995.- 307с.
  45. Настольная книга финансиста. Практическое руководство для бухгалтеров и финансовых работников по налогам, ценным бумагам, правовой деятельности/ Под ред. В.Г. Панскова- М.: Международный центр финансово- экономического развития, 1995.- 208с.
  46. Национальное счетоводство/ МЭСИ: Учебник/ Под ред.
  47. Г. Д. Кулагиной.- М.: Финансы и статистика, 1997.- 448с.
  48. А. А. Областной экономический район (Исследование функции, структуры и процессов развития на примере Читинской области)/ Отв.ред. В. В. Воробьев.- Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1975.- 164с.
  49. М.М., Теслюк И. Е. Макроэкономическая статистика: Учеб. пособие.- Мн.: Н 73 БГЭУ, 1996.- 132с.
  50. А.С. Рыночная инфраструктура региона: проблемы формирования и развития.- Новосибирск: ЭКОР, 1996.- 288с.
  51. Общая теория статистики: Учебник/А.Я. Боярский, Л. Л. Викторова, A.M. Гольдберг и др.- под ред. A.M. Гольдберга, B.C. Козлова.- М.: Финансы и статистика, 1985.- 367с.
  52. В.Г. Сводный финансовый баланс государства.- М.: Финансы и статистика, 1987.- 157 с.
  53. В.П. Описание состояния экономики региона как стохастической динамической системы// Экономика и математические методы.- 1994.- Т.29.- Вып. 2.- С.80−85.
  54. А.А. Экономика. Модели. Вычислительный эксперимент.- М.: Наука, 1996.- 251 с.
  55. В. Сравнительный многомерный анализ в экономическихисследованиях: методы таксономиии и факторного анализа/ Пер. с пол. В.В. Иванова- Науч. ред. В. М. Жуковской.- М.: Статистика, 1980.-151с.
  56. Г. В. Финансы местных Советов.- М.: Финансы и статистика, 1991 .-149, 2. с.
  57. А.Н. Перспективное направление развития финансовых балансовых моделей республики// Актуальные проблемы региональной статистики: тезисы докладов на республиканской научно- практической конференции.- Киев: Госкомстат УССР, 1990.-С.126- 128.
  58. Принципы построения и состав системы балансов финансовых и кредитно- денежных отношений /Тема 18 Плана НИР НИИ Госкомстата СССР на 1991 г., п. 3.- М., июнь 1991.- 16 с.
  59. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.- М.: ИНФРА-М, 1997.-49бс.
  60. Региональный хозрасчет: концепция и формы реализации/ Под ред. А. И. Муравьева, О. Г. Дмитриевой, — М.: Изд-во ВЗПИ.-1990.- 300с.
  61. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник/ Госкомстат России.- М., 1995.- 976с.
  62. Г. И., Мартынов В. Т. Курс рыночной экономики/ Под ред. Г. И. Рузавина.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.- 319с.
  63. Самарская область: 1995 год в цифрах. Статистический сборник.- Самара: Самарский дом печати, 1996.- 339с.
  64. Самарская область: 1996 год в цифрах: Статистический сборник// Самарский областной комитет статистики.- Самара: ЭИЦ Облкомстата, 1977.- 459с.
  65. Самарская область: 1996 год в цифрах: Статистический сборник// Самарский областной комитет статистики.- Самара: ЭИЦ Облкомстата, 1977.- 459с.
  66. Самарско- Тольяттинская агломерация: современное состояние и пути устойчивого развития / Титов К. А., Любовный В. Я., Хасаев Г. Р. и др. М.: Наука, 1996.- 208с.
  67. В.П. Показатели системы национальных счетов в отечественной статистике: Учеб. пособие для вузов/ ВЗФЭИ.-М.: ФинстатинФорм, 1996.- 77с.
  68. А.Т. Проблемы территориального управления экономикой.- М.: Экономика, 1977.- 79с.
  69. Система моделей народнохозяйственного планирования/ Под ред. Н.П. ФеДоренко и Э. Ф. Баранова.- М.: Наука, 1982.-С. 168−184.
  70. Система национальных счетов- инструмент макроэкономического анализа. Учеб. пособие/ Ю. Н. Иванов, Л. А. Карасева, С. Е. Казаринова и др., под ред. Ю. Н. Иванова.- М.: Финстатин-форм, 1996.- 285 с.
  71. В.И., Маслова Н. П. Статистическая теория: потре-бительно-стоимостные основы.- М.: Изд-во стандартов, 1995.-Вып.6.- 196с.
  72. А. Региональный баланс финансовых ресурсов// Вестник статистики.- 1991.- № 11.- С.18- 28.
  73. Социально-экономическое положение Самарской области 1997 г.// Госкомстат России, Самарский областной комитет государственной статистики.- Самара.- 1997.-163с.
  74. Статистика финансов: Учебник/ М. Г. Назаров, Е. М. Четыркин,
  75. B.И Рябикин и др./ под ред. проф. М. Г. Назарова, — м.: Финансы и статистика, 1986.- 247с.
  76. Статистический словарь/ Гл. ред. Ю.А. Юрков- Ред.кол.: И. К. Беляевский, В. А. Варенов, В. И. Галицкий и до.- М.: Финстатинформ, 1996.- 479с.
  77. И.В. Вопросы формирования сводного финансового баланса в контексте макроэкономических балансов региона// Тез. докл. V Санкт- Петербургская Международная Конференция «Региональная информатика- 96», ч. 1.- Санкт-Петербург: 1996.- С.145−146.
  78. И.В. Пути совершенствования статистико- экономического анализа финансовых ресурсов региона// Сборник научных трудов.- Самара: СЭИ, 1994.- Деп. в ИНИОН № 4 920 6, от 10.05.94.- С.46- 49.
  79. И.В. Сводный финансовый баланс как инструмент анализа финансовых ресурсов региона// Реализация и эффективность новых форм экономических отношений.- Материалы Всероссийского научного семинара.- Самара: СОКГС, 199 6.1. C. 41−44.
  80. Стратегическое планирование/ Под ред. Уткина Э.А.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», ЭКМОС, 1998.-44Ос.
  81. А.В. Макроэкономический анализ сценариев функционирования экономики России в краткосрочной перспективе// Экономика и математические методы.- 1995.- Т.30.- Вып.4.-с.74−83.
  82. А.В. Методы построения макроэкономических сценариев социально-экономического развития// Проблемы прогнозирования.- 1996.- № 4.- с.27- 39.
  83. И. Е. Статистика финансов: Учеб. пособие.- Мн.: Вышейшая школа, 1994.- 224с.
  84. О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки,"отношенческая» контрактация/ Научное редактирование и вступительная статья B.C. Катькало- пер. с англ. Ю. Е. Благова, Н. Н. Цытович.-СПб.: Лениздат- CEV Press, 1996.- 702с.
  85. Федеральная целевая программа «Реформирование статистикив 1997- 2000 годах."// Вопросы статистики.- 1997.- № 1.-С.5- 13.
  86. Финансово- промышленные группы: проблемы становления, функционирования, моделирования/ Под ред. В. В. Титова, З. В. Коробковой.- Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1996.- 17 6 с.
  87. Финансы/ В. М. Родионова, Ю. Я. Вавилов, Л. И. Гончаренко и др.- под ред. В. М. Родионовой.- М.: Финансы и статистика, 1994.- 432 с.
  88. Финансы предприятий: Учеб. пособие Е. И. Бородина, Ю. С. Голикова, Н. В. Колчина, З.М. Смирнова- под ред. Е. И. Бородиной.- Москва.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.- 208с.
  89. Ш. Френкель А. А. Прогнозирование производительности труда: методы и модели.- М.: Экономика, 1989.- 214с.
  90. Дж. Мировая динамика.- М.: Наука, гл. редакция физико-матем. литер., 1978.- 168 с.
  91. В.А., Цыбатов В. А. Методы и алгоритмы верификации статистической информации при составлении балансов // Тез. докл. V Санкт- Петербургская Международная Конференция «Региональная информатика- 96», часть 1.- Санкт- Петербург, 1996.- С.136−137.
  92. И.М. Резерв управления доходной базы местных бюджетов: Автореф. дис. канд. эконом, наук. Л., 1977.-21с.
  93. В.А. Компьютерная технология прогнозирования социально-экономического развития региона// Реализация и эффективность новых форм экономических отношений.- Материалы Всероссийского научного семинара.- Самара: СОКГС, 1996.-С.10−15.
  94. В.А. Прогнозирование социально- экономического развития региона на компьютерных моделях// Тез. докл. V Санкт- Петербургская Международная Конференция «Региональная информатика- 96», часть 1.- Санкт- Петербург, 1996.- С.18−19.
  95. Цыпкин Я.3. Информационная теория идентификации.- М.: Наука, 1984.- 220 с.
  96. О.Ф., Зарова Е. В. Система национальных счетов: методология построения и анализа/ Метод, пособие.- Самара: Изд-во Самарск. экон. ин-та, 1993.- 41с.
  97. О.Ф. Эволюция форм собственности в экономике региона: теория и опыт.- Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 1995.- 168с.
  98. Г. Я. Макроэкономическое планирование и стабилизация финансов// Финансы.- 1992.- № 6.- С.10- 20.
  99. Г. Я. Сводный финансовый баланс и система национальных счетов// Финансы.- 1994, — № 4.- С.3−11.
  100. Г. Я. Финансовые ресурсы в системе макроэкономических взаимосвязей// Финансы.- 1993.-№ 3.- С. З- 11.
  101. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа.- М.: ИНФРА-М, 1996.- 176с.
  102. Н.А. Местные бюджеты.- М.: Финансы и статистика, 1991.- 128с.
  103. Экономическая статистика: Учебник/ Под ред. Ю. Н. Иванова.- М.: ИНФРА- М, — 1998.- 480с.
  104. СВОДНЫЙ БАЛАНС ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ И ЗАТРАТ
  105. Самарская область 1996 год *
  106. Шифр Раздел 1 Раздел 2 Р i 'дел 4. Доходы и поступления в ФДС
  107. Финансовые ресурсы, располагаемые регионом строки Хозсубъек-ты региона Население региона Децентрал. фонды Местные бюджеты Федеральный бюджет Внебюджетные фонды Кредит.- банк, система Другие фонды
  108. А Б 1.0 2.0 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6
  109. Остатки средств на начало года 00 X X 1470,6 110,5 0,0 179,3 X X1. ДОХОДЫ
  110. Оплата труда: Заработная плата небюджетной сферы Другие доходы Премии спецфондов Прочие трудовые доходы 2.1 2.2 2.3 2.4 12 127,9 5908,5 2174,8 1983,3 12 127,9 5908,5 1983,3
  111. Амортизационные отчисления Финансовые ресурсы, созданные: 3.1 6126,0 X 6126,0 X X X X X
  112. Прибыль 3.2 8455,0 X 5818,1 1780,3 856, 6 X 0,0
  113. Налог на добавленную стоимость 3.3 3908,1 X X 1203,7 2704,4 X X X
  114. Акцизы 3.4 2265,9 X X 214,2 2051,7 X X X
  115. Отчисления во внебюджетныеэкономические фонды 3.5 638,8 X X X X 638,8 X X
  116. Отчисления во внебюджетныесоциальные фонды 3.6 3109,8 X 0,0 X X 3109,8 X X
  117. Доходы от внешнеэкономическойдеятельности 3.7 0, 0 X X 0,0 0, 0 X X X
  118. Прочие финансовые ресурсы (созданные) 3.8 28 084,4 X 23 528,3 1001,6 729, 0 1819,2 1006,3
  119. Привлеченные средства населения: Налоги и обязательные платежи 3.9 X 2493,1 X 2050,6 180,9 156,7 104,4 0,5
  120. Добровольные взносы и платежи 3.10 X 187,5 X 18,2 X — 169,3
  121. Другие платежи и взносы 3.11 X 21,2 X X X — 21,26™ финан←, овых рзЗ^фсОВ 4.0 52 588,0 2701,8 35 472,4 6268,6 6522,6 5724,5 104,4 1197,34 5.0 2898,8 X 757,5 1769,8 0,0 371,5 X 0,0
  122. Привнесённые финансовые рёсзф’сы 6.0 -1114,5 X -2322,7 1192,3 — X 15,9
  123. Всего располагаемые финансовые ресурсы Разница доходов и расходов 7.0 54 372,3 2701,8 33 907,2 9230,7 6522,6 6096,0 104,4 1213,27 8.0 18 881,7 -6401,9 9688,5 -113,6 3676,7 167,2 -278,1 -394,3
  124. Всего финансовые средства региона 10.0 76 566,8 29 123,4
  125. Разница доходов и расходов финансовыхсредств 11.0 14 816,4 161,8
  126. Вычислено по методике 1995 года1. Продолжение приложения 1
  127. СВОДНЫЙ БАЛАНС ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ И ЗАТРАТ
  128. Самарская область 1996 год млрд¦ руб.
  129. Шифр Раздел 1 Раздел 2 Раздел 4. Расходы и выплаты из ФДС
  130. Расходы финансовых ресурсов, которыми располагает регион строки Хозсубъек ты региона Населени е региона Децентрал. фонды Местные бюджеты Федераль ный бюджет Внебюджетные фонды Кредит.- банк, система Другие фонды
  131. А Б 1.0 2.0 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.61. РАСХОДЫ
  132. Покупка товаров и услуг: Покупка товаров Другие денежные расходы Оплата услуг 1.1 1.2 1.3 21 589,4 4670,4 21 589,4 4670,4
  133. Затраты финансовых ресурсов хоэсубъектов 5.1. Капитальные расходы:
  134. Капитальные вложения 5.1 9898,5 X 6481,5 1070,7 396,9 753,0 1134,5 61,9
  135. Прирост оборотных средств 5.2 3228,9 X 3228,9 X X X X
  136. Создание госзапасов 5.3 X X — - X X X
  137. Капитальный ремонт 5.4 2247,1 X 549,9 511,7 1185,5 X X X
  138. Приобретение земли 5.5 X X — - X X X
  139. Текущие расходы: Предметы снабжения 5.6 394,5 X X 394,5 X X Xоплата услуг 5.7 372,6 X X 372, 6 X X X
  140. Оплата прочих услуг 5.8 3234,7 X 1733,5 1501,2 X X X
  141. Субсидии (дотации) 5.9 455,3 X X 433, 4 21, 9 X X X
  142. Прочие текущие расходы 5.10 12 258,7 X 9128,8 1037,9 0,0 2092,0 X X
  143. Оплата труда госслужащим 5.11 X 1899,7 X 1033,2 866,5 X X X
  144. Трансферты населению: Пенсии и пособия 5.12 X 3678,8 317,8 13,5 245,4 3083,8 X 18,3
  145. Прочие трансферты 5.13 X 3513,1 1196,6 651, 8 X X 137,4 1527,3
  146. Итого затраты финансовых ресурсов 4.1 32 090,3 9091,6 22 637,0 h 7020,5 2716,2 5928,8 1271,9 1607,5
  147. Выплаты по межфондовым передачам 5.1 2898,8 X 1346,8 2311,7 129,7 0,0 -889, 4 0,0
  148. Средства прошлых лет = отвлеченныефинансовые ресурсы 6.1 501,5 12,1 501,5 12,1 X X X X
  149. Всего расходов финансовых ресурсов фондов денежных средств 7.1 35 490,6 9103,7 24 485,3 9344,3 2845,9 5928,8 382,5 1607,5
  150. Всего расходов финансовых средстврегиона 10.1 61 750,4 28 961,6 1. Окончание приложения 1
  151. СВОДНЫЙ БАЛАНС ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ И ЗАТРАТ
  152. Самарскаяобласть 1996^год «^P^vEY®'
  153. Наименование показателя Шифр строки Раздел 4. Выплачено из фондов денежных средств Всего поступило в ФДС
  154. Децентрал. фонды Местные бюджеты Федеральный бюджет Внебюджетные фонды Кредитно -банковская система Другие фонды
  155. А Б 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 5.0
  156. Перераспределение финансовых ресурсов между фондами денежных средств
  157. П о с т У п и л о в ф Д С Децентрализованные фонды хоэсубъектов 4.1 973,6 673,3 X X -889,4 0,0 757,5
  158. Местные бюджеты 4.2 1,7 1638,4 129,7 0,0 X 0,0 1769,8
  159. Федеральный бюджет 4.3 X 0,0 X X X X 0,0
  160. Внебюджетные фонды 4.4 371,5 X X X X X 371,5
  161. Кредитно-банковская система 4.5 X X X X X X X
  162. Другие фонды 4.6 0,0 X X X X X 0,0
  163. Всего выплачено из фондов денежных средств 5.0 1346,8 2311,7 129,7 0,0 -889,4 0,0 2898,8
  164. Анализ динамики доли амортизационных отчислений в общей сумме финансовых ресурсов, образованных хозсубъектами по территории Самарской области за 1991−1996 гг.
Заполнить форму текущей работой