Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: проблемы правового регулирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существенной особенностью для механизма реализации обязательств государственных внебюджетных фондов является то, что механизм «расходное обязательство» — «бюджетное обязательство» — «денежное обязательство» имеет своим началом именно страховое расходное обязательство как гарантию исполнения в конечном итоге денежного обязательства, возникающего при наступлении страхового случая. Предложена… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень принятых сокращений
  • Глава 1. Правовой статус государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации
    • 1. Публичные финансы — финансовая основа системы обязательного социального страхования в Российской Федерации
    • 2. Организационно-правовое оформление публичных финансов государственных внебюджетных фондов
    • 3. Система правового регулирования отношений с участием государственных внебюджетных фондов
    • 4. Специфика организационно-правовой составляющей статуса государственных внебюджетных фондов
    • 5. Государственные внебюджетные фонды как органы управления публичными финансами
  • Глава 2. Правовой режим финансовых средств и основы формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов
    • 1. Правовой режим финансовых средств государственных внебюджетных фондов
    • 2. Правовые основы формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов
    • 3. Принципы бюджетной системы в процессе формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов
    • 4. Сбалансированность бюджетов государственных внебюджетных фондов
    • 5. Проблемы изъятия средств государственных внебюджетных фондов
    • 6. Правовое регулирование инвестирования средств государственных внебюджетных фондов
  • Глава 3. Формирование доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов
    • 1. Правовой режим доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов
    • 2. Правовое регулирование администрирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов
    • 3. Правовая природа страховых взносов, поступающих в бюджеты государственных внебюджетных фондов
    • 4. Правовое регулирование элементного состава обязательных страховых взносов, уплачиваемых страхователями, осуществляющими выплаты физическим лицам
    • 5. Правовое регулирование исполнения обязанности по уплате обязательных страховых взносов индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными «самозанятыми» гражданами
    • 6. Правовое регулирование исполнения обязанности по уплате страховых взносов, осуществления контроля и привлечения к ответственности за нарушения законодательства о страховых взносах
  • Глава 4. Расходные обязательства публичных субъектов и государственных внебюджетных фондов. Формирование расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов
    • 1. Правовая природа и основания возникновения расходных обязательств публично-правовых образований
    • 2. Субъекты расходного обязательства
    • 3. Виды расходных обязательств публично-правовых образований
    • 4. Расходные обязательства государственных внебюджетных фондов
    • 5. Виды бюджетных ассигнований, предусматриваемых в 364 бюджетах государственных внебюджетных фондов
  • Глава 5. Правовое регулирование межбюджетных трансфертов бюджетов государственных внебюджетных фондов
    • 1. Правовой режим межбюджетных трансфертов бюджетов государственных внебюджетных фондов
    • 2. Межбюджетные трансферты в бюджете Пенсионного фонда
    • 3. Межбюджетные трансферты в бюджете Фонда социального страхования
    • 4. Межбюджетные трансферты в бюджетах фондов обязательного медицинского страхования
  • Глава 6. Особенности бюджетного процесса в отношении бюджетов государственных внебюджетных фондов
    • 1. Правовой статус участников бюджетного процесса государственных внебюджетных фондов
    • 2. Особенности составления проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов
    • 3. Особенности исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов
    • 4. Внешний и внутренний финансовый контроль в отношении формирования, распределения и использования средств бюджетов государственных внебюджетных фондов
    • 5. Правовая природа ответственности за правонарушения в сфере использования средств бюджетов государственных внебюджетных фондов

Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: проблемы правового регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Финансовое обеспечение конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование в современных экономических и правовых условиях, сложившихся в Российской Федерации, невозможно без осуществления эффективной деятельности государственных внебюджетных фондов (далееГВФ), созданных непосредственно для управления публичными финансами системы обязательного социального сфаховапия. Продолжение осуществления реформ в сфере социального страхования признано приоритетным направлением государственной политики в 2012;2014 годах и предполагает подготовку комплексных предложений по развиппо пенсионной системы и системы обязательного социальною сфаховапия в целом вплоть до 2020 и 2030 годов. Однако эффективное проведение реформ в сфере социального страхования невозможно без адекватной перестройки системы финансовых отношений, позволяющей обеспечить усюйчивость и гарантированность реализации социальных прав граждан за счет соответствующей части публичных фондов денежных средств.

Вопросы становления и развития системы социального страхования, с одной стороны, и преобразование системы финансового обеспечения социальных реформ — с другой, непосредс1венно затрагивают сферу деятельности государственных внебюджетных фондов, которые образованы государством для финансирования пенсионного, социального и медицинского страхования, а также проведения государс1 венной политики в этих сферах отношений. Деятельность государственных внебюджешых фондов в качестве публичных страховщиков имеет первостепенное значение в силу того, что в качестве финансовых источников социальных выпла1 фонды аккумулируют значительные денежные средства, включенные в сосшв единой бюджетной системы Российской Федерации. Подобного рода включение бюджетов фондов в состав единой бюджетной системы государства влечет значительные экономические и правовые последствия и существенным образом влияет на реформу системы социального страхования. Встраивание бюджетов ГВФ в бюджетную систему и распространение на них бюджетных принципов и бюджетных механизмов неизбежно приводит к «давлению» последних на внедрение страховых принципов в систему отношений по социальному страхованию и не позволяет законодателю в полной мерс реализовать идею автономизации системы социального страхования по отношению к публичному субъекту.

Финансовая зависимость публичных страховщиков (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования) от публичного субъекта настолько высока, что в настоящий момент времени они не смогли бы в полной мере самостоятельно осуществлять свою финансовую деятельность без существенных по своему объему межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты фондов из федерального бюджета. Кроме того, государство в значительной мере использует государственные внебюджетные фонды не только как страховщиков в сфере социального страхования, по и в качестве органов управления бюджетными средствами, которые передаются фондам из федерального бюджета для осуществления выплат по государственному социальному обеспечению отдельных категорий граждан, не связанных с наступлением страховых случаев. Поскольку в деятельности фондов присутствует подобного рода многофункциональность, постольку фонды в настоящее время достаточно «жестко привязаны» к тем публичным обязательствам, которые они призваны исполнять за счет средств, поступающих в их бюджеты.

Мировой опыт развития и построения различных систем социального обеспечения, в том числе их финансовой основы, показывает, что наиболее эффективны такие системы, в которых государство «присутствует» в системе отношений социального страхования населения лишь в качестве лица, обеспечивающего определенный уровень социальных гарантий, а также лица, осуществляющего публичный кон I роль и регулирующего соответствующие отношения, в то время как каждый работодатель или гражданин, используя предоставленные ему права в системе социального страхования, вправе увеличивать социальную защищенность своих работников или свою собственную самостоятельно. В настоящее время российская система социального страхования находится в процессе своего развития и еще не достигла такого уровня самостоятельного функционирования, когда могла бы полностью автономно существовать от государства. В определенной степени именно бюджетные механизмы препятствуют развитию системы социального страхования в этом направлении.

Существующее сегодня правовое регулирование режима финансовых средств ГВФ, их финансовой деятельности, формирования их доходов и расходов, исполнения бюджетов фондов, межбюджетных трансфертов и других вопросов, связанных с функционированием бюджетов ГВФ в составе единой бюджетной системы РФ имеет зачастую фрагментарный характер, что приводит не только к неэффективному управлению средствами бюджетов ГВФ, но в ряде случаев — к финансовым потерям средств бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В связи с этим в настоящей работе была предпринята попытка осуществить системное исследование, касающееся вопросов правового регулирования, связанных с формированием и функционированием публичных финансов государственных внебюджетных фондов в составе бюджетной системы РФ. В этом контексте актуальность диссертационного исследования функционирования бюджетов ГВФ в составе единой бюджетной системы России определяется необходимостью анализа существующего состояния правового регулирования финансовой деятельности государственных внебюджетных фондов с целыо определения направлений реформирования финансовой основы социального страхования.

Степень научной разработанности темы исследования. До сих пор проблемы правового регулирования функционирования бюджетов государственных внебюджетных фондов в составе бюджетной системы России рассматриваются в современной юридической науке в основном в отдельных сферах: в сфере правового регулирования социального страхования, в сфере уплаты обязательных платежей в бюджеты ГВФ или в сфере бюджетного процесса по принятию соответствующих актов о бюджетах фондов. В большей степени именно ученые-экономисты уделяют значительное внимание проблемам формирования финансов государственных внебюджетных фондов, анализируя в основном их экономические показатели без осуществления глубокого правового анализа статуса и деятельности ГВФ.

В связи с тем, что государственные внебюджетные фонды были образованы в начале 90-х годов XX века, первые научные исследования, посвященные отдельным аспектам их деятельности, начали появляться чуть позже указанного периода. В сфере финансового права авторы уделяли внимание в основном вопросам формирования доходов бюджетов ГВФ, в частности в виде обязательных платежей. К примеру, известны диссертационные исследования в этой сфере А. Г. Белоусова, C.B. Бурдавицына, Л. Ы. Древаль, C.B. Журавлевой, А. Д. Крутышева, A.A. Нечай, О. С. Русаковой, A.A. Саттаровой, Т. Н. Шевченко, Е. К. Широковой и др.

Однако в большинстве случаев за рамками научных исследований оставались вопросы специфики правового статуса государственных внебюджетных фондов как самостоятельных юридических лиц публичного права, наделенных полномочиями по управлению публичными финансами, вопросы формирования доходов и расходов бюджетов фондов, межбюджетных трансфертов и др. Именно поэтому, настоящее исследование, базируясь на трудах ученых по теории права, по финансовому праву, по административному праву и праву социального обеспечения, призвано всесторонне раскрыть наиболее существенные правовые проблемы регулирования функционирования бюджетов государственных внебюджетных фондов в составе бюджетной системы России.

Объектом диссертационного исследования является система правоотношений, складывающихся в процессе формирования и управления бюджетами государственных внебюджетных фондов в составе бюджетной системы России.

Предметом диссертационного исследовании являются система правового регулирования особенностей правового статуса государственных внебюджетных фондов, правового режима их финансовых средств, бюджетного процесса и межбюджетных трансфертов, формирования доходов и расходов бюджетов ГВФ, а также судебная практика и научные труды по исследуемой теме.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе современных достижений юридической науки, а также критического анализа правового регулирования и практической деятельности государственшлх внебюджетных фондов сформировать правовую концепцию финансовой основы, обеспечивающей дальнейшую автономизацию системы обязательного социального страхования от государства, включая комплекс мер по совершенствованию действующего законодательства.

Для достижения поставленной цели, автором были определены следующие научные задачи: на базе теоретических положений проанализировать правовой статус государственных внебюджетных фондов как юридических лиц публичного права — публичных страховщиков, а также их публичную финансовую деятельность по созданию финансовой основы системы обязательного социального страхованияпровести всестороннее исследование правового режима финансовых средств государственных внебюджетных фондов, включая методы управления указанными средствами, а также влияние принципов бюджетной системы на процессы их формирования и распределенияизучить теоретические и практические аспекты проблем правового регулирования порядка формирования доходов государственных внебюджетных фондов, включая вопросы уплаты обязательных страховых платежей, а также разработать пути решения указанных проблемисследовать правовые основы формирования расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов на основе разграничения исполнения фондами расходных обязательств публично-правовых образований и страховых обязательств государственного внебюджетного фонда как публичного страховщикавыработать понятие, разработать научную классификацию и провести правовой анализ различных видов межбюджетных трансфертов бюджетов государственных внебюджетных фондовпроанализировать особенности исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов по доходам и по расходам, а также вопросы осуществления финансового контроля за целевым использованием средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, выявить проблемы правового регулирования в этой сфере и предложить пути их разрешенияна базе теоретических положений диссертационного исследования и с учетом отечественной законодательной и правоприменительной практики разработать рекомендации по совершенствованию деятельности государственных внебюджетных фондов.

Теоретической основой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых — специалистов в области общей теории права, государственного, административного, финансового права и права социального обеспечения.

При осуществлении настоящего исследования автор опирался на работы российских ученых в области общей теории права, среди которых труды С. С. Алексеева, А. Б. Венгерова, О. С Иоффе, H.H. Матузова, A.B. Малько, М. Н. Марченко, P.O. Халфиной и др.

Осуществляя диссертационное исследование в сфере финансового права, автор брал за основу базовые категории и теоретические положения, сформулированные учеными, занимающимися проблемами финансового и налогового права, среди которых особую значимость для настоящей работы имели труды Н. М. Артемова, Е. М. Ашмариной, К. С. Вельского,.

B.В. Бесчеревных, О. В. Болтиновой, Д. В. Винницкого, JI.K. Вороновой, Г. А. Гаджиева, О.II. Горбуновой, ЕЛО. Грачевой, JI.H. Древаль,.

C.B. Запольского, М. Ф. Ивлиевой, М. В. Карасевой, A.M. Козырина, Ю. А. Крохиной, М. В. Кустовой, И. И. Кучерова, A.A. Нечай, Е. В. Покачаловой, E.H. Пастушенко, Г. В. Петровой, С. Г. Пепеляева, М. Б. Разгильдиевой, Е. А. Ровинского, И. В. Рукавишниковой, А. Д. Селюкова, ЮЛ. Смирниковой, Э. Д. Соколовой, Г. П. Толстопятенко, С. Д. Цыпкина, H.A. Шевелевой, Д. М. Щекина, Н. И. Химичевой А.И. Худякова и др. Автором были использованы также труды выдающихся русских ученых, в частности В. А. Лебедева, И. Х. Озерова, Н. И. Тургенева, И. И. Янжула и др.

В процессе работы над диссертацией автором были изучены и использованы труды ученых в области конституционного и административного права, в частности труды А. П. Алехина, Д. Н. Бахраха, Н. С. Бондарь, В. Н. Горшенева, A.A. Кармолицкого, 10.М. Козлова, Б. М. Лазарева Ю.А. Тихомирова, Ю. Н. Старилова, В. Е. Чиркина, И. Б. Шахова, Е. В. Шориной, В. Б. Ястребова и других ученых, посвященные проблемам правового статуса органов государственной власти и юридических лиц публичного права.

Кроме того, автор опирался на выводы специалистов в области права социального обеспечения, исследующих смежные с темой диссертационного исследования проблемы, в первую очередь в работах H.A. Галагана, Т. С. Гусевой, С. П. Маврина, Е. Е. Мачульской, Э. Г. Тучковой,.

М.В. Филипповой, Е. Б. Хохлова и др.

При разработке ряда вопросов для осуществления всестороннего анализа деятельности государственных внебюджетных фондов автор обращался к трудам ученых-цивилистов, в частности М. И. Брагинского, В. В. Витрянского, А. П. Сергеева, В. Н. Соловьева, Е. А. Суханова, 10.К. Толстого и др.

При подготовке диссертации важную роль сыграло изучение автором экономической основы деятельности фондов, изложенных в трудах ученых-экономистов, в частности М. Ч. Кана, А. К. Соловьева и других.

При исследовании зарубежного опыта использовались труды иностранных ученых, таких как С. Берне, П. М. Годме, Г. Жез, Г. Еллинек, Л. Котликофф и др.

Методологической основой исследования является совокупность общенаучных и специальных способов познания правовой действительности. При проведении исследования были использованы методы анализа и синтеза, ретроспективного, системно-структурного и сравнительно-правового анализа, а также диалектический метод, что позволило обеспечить всесторонность изучения анализируемого явления, внутреннее единство, а также достоверность и непротиворечивость положений диссертационной работы.

Эмпирической основой исследования являлась, прежде всего, практика финансовой деятельности региональных отделений федеральных государственных внебюджетных фондов в Санкт-Петербурге, а также деятельности территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга.

Помимо теоретических трудов неотъемлемой и значительной частью источников настоящей работы являются нормативные правовые акты различного уровня: Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты органов государственной власти субъектов РФбольшой массив подзаконных актов: приказы, инструкции, постановления федеральных органов государственной властиправовые акты фондоврешения и постановления судов всех уровней, представления и письма органов прокуратуры РФ и др.

Важными источниками диссертационного исследования явились документы, отражающие практическую деятельность органов государственных внебюджетных фондов, а также практика разрешения судебных споров с участием фондов.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается в том, что впервые в отечественной юридической науке осуществлено всестороннее правовое исследование функционирования бюджетов государственных внебюджетных фондов в составе бюджетной системы России на основе применяемых к ним бюджетных принципов и механизмов, которое позволило сформировать концепцию повой финансовой основы, обеспечивающей автономное функционирование системы обязательного социального страхования:

— на базе теоретических положений административного и финансового права проанализирован правовой статус государственных внебюджетных фондов в качестве юридических лиц публичного правапубличных сфаховщиков, а также их публичная финансовая деятельность по созданию финансовой основы системы обязательного социального страхования;

— проведено исследование правового режима финансовых средств государственных внебюджетных фондов, включая влияние принципов бюджетной системы на процессы их формирования и распределения;

— выявлены существенные проблемы правового регулирования процессов сбалансированности бюджетов ГВФ, а также отсутствие надлежащего правового регулирования процессов инвестирования временно свободных средств и средств финансовых резервов ГВФ;

— проанализированы теоретические и практические аспекты правового регулирования порядка формирования доходов государственных внебюджетных фондов, включая вопросы уплаты обязательных страховых платежей;

— исследованы отличительные признаки различных видов страховых взносов и их элементный состав;

— исследованы правовые основы формирования расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов на основе разграничения расходных обязательств публично-правовых образований и страховых обязательств государственного внебюджетного фонда как публичного страховщика;

— сформулировано понятие расходного обязательства публично-правового образования и предложена научная классификация расходных обязательств публичных субъектов;

— сформулированы понятия страхового и нестрахового расходного обязательства государственного внебюджетного фонда, раскрыты основания их возникновения и порядок их исполнения;

— дано понятие, разработана научная классификация и проведен правовой анализ различных видов межбюджетных трансфертов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— проанализированы особенности исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов по доходам и по расходам, а также вопросы осуществления финансового контроля за целевым использованием средств бюджетов государственных внебюджетных фондов,.

— выявлены проблемы правового регулирования стачуса получателя средств бюджетов ГВФ как субъекта, привлекаемого к ответственности за нецелевое использование средств ГВФ.

В диссертации сформулированы и обоснованы и другие теоретические положения, содержащие элементы новизны, практические выводы и предложения по совершенствованию законотворческой и правоприменительной деятельности, основные из которых выносятся на защиту.

На защиту выносится научная концепция финансовой основы автономной от государства системы обязательного социального страхования, представляющая собой совокупность теоретических положений и выводов, характеризующих функционирование бюджетов государственных внебюджетных фондов в составе бюджетной системы, авторские определения новых научных категорий, таких как нестраховые и страховые расходные обязательства, нестраховые и страховые межбюджетные трансферты и др., научные классификации, а также другие предложения, направленные на восполнение пробелов и совершенствование положений финансово-правовой науки, финансового законодательства и правоприменительной деятельности в сфере финансовой деятельности органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов.

Содержание концепции раскрывается в следующих положениях, выносимых на защиту, обладающих новизной:

1. Автономное функционирование системы обязательного социального страхования по отношению к государству, по мнению автора, возможно только в условиях нового правового регулирования системы финансовых отношений между публичным субъектом, государственными внебюджетными фондами, страхователями, застрахованными лицами и иными участниками отношений по получению и использованию средств бюджетов государственных внебюджетных фондов (далее — ГВФ). Существующая модель финансовой основы социального страхования имеет характер системы государственного финансирования социальных расходов за счет обособленных публичных денежных фондов, включенных в состав бюджетной системы государства.

2. Централизация финансов государственных внебюджетных фондов в составе бюджетной системы, а также использование бюджетных механизмов для формирования и исполнения бюджетов ГВФ, включая введение кассового обслуживания счетов государственных внебюджетных фондов органами Федерального казначейства, приводит к жесткому управлению и временному заимствованию финансовых средств системы социального страхования со стороны публичного субъекта, что существенным образом препятствует возможности автономного функционирования системы обязательного социального страхования и дальнейшему развитию страховых принципов в отношениях страховщика, страхователя и застрахованного лица.

3. Финансовое обеспечение автономности системы социального страхования, по мнению автора, возможно в рамках двух организационно-правовых моделей: во-первых, в случае установления более высокой степени самостоятельности и обособления средств бюджетов государственных внебюджетных фондов внутри бюджетной системы и введения особого бюджетно-правового регулирования формирования и исполнения бюджетов ГВФ без их исключения из состава бюджетной системыво-вторых, в случае выведения за рамки бюджетной системы бюджетов государственных внебюджетных фондов (их децентрализация) и введения нового финансово-правового регулирования отношений по формированию, распределению и использованию средств бюджетов ГВФ, исключенных из состава бюджетной системы.

В рамках первой модели необходимо урегулировать вопросы разграничения расходных обязательств публичных субъектов и государственных внебюджетных фондов, разграничить страховые и нестраховые межбюджетные трансферты, ввести особый порядок исполнения бюджетов ГВФ и понятие получателя бюджетных средств ГВФ, а также особые бюджетные механизмы хранения, инвестирования и распоряжения средствами бюджетов ГВФ, исключая казначейское обслуживание их бюджетов.

Вторая модель предполагает приняше нового федерального закона, регулирующего отношения по формированию, управлению и использованию средств бюджетов ГВФ, а также финансовые отношения государственных внебюджетных фондов и публичного субъект.

4. Правовой статус государственных внебюджетных фондов в настоящее время имеет многоаспектный характер. С одной стороны, фонды выступают в качестве уполномоченных органов государственного управления публичными финансовыми средствами по заданию публичного субъекта, осуществляя выплаты и контроль за ними, в большинстве случаев за счет межбюджетных трансфертов. С другой стороны — фонды представляют собой самостоятельные юридические лица, являющиеся публичными страховщиками по обязательному социальному страхованию, участвующие в гражданском обороте и осуществляющие финансирование страховых выплат при наступлении страховых случаев в рамках социально-правовых или гражданско-правовых отношений. С третьей стороны — фонды в процессе инвестирования своих финансовых средств вступают в гражданско-правовые отношения с различными субъектами (депозитарием, банками, управляющими компаниями и др.).

5. Необходимо закрепить особую организационно-правовую форму некоммерческой организации за государственными внебюджетными фондами и выделить их в самостоятельный тип юридических лиц публичного правапубличных страховщиков, выполняющих конституционные обязательства публичного субъекта перед населением. При этом следует разграничивать понимание государственного внебюджетного фонда как юридического лица публичного права, выполняющего публичные обязательства посредством управления публичными финансами — с одной стороны, и функционирование органов его управления в сфере финансового обеспечения самостоятельной деятельности фонда, на которое в ограниченных пределах распространяются положения бюджетного законодательства, установленные для казенных учреждений — с другой.

6. Правовой режим финансовых средств ГВФ обладае1 значительными отличительными свойствами, включая законода1сльно установленную невозможность их изъятия, обусловленными их исключительно целевой направленностью на обеспечение исполнения социальных обязательств публичного субъекта и самого фонда как публичного страховщика. Публичный субъект в настоящее время закрепляет за фондами финансовые средства на праве оперативного управления, чтобы иметь возможность управлять ими, а также вводить их в гражданский оборот и в отношения по социальному страхованию посредством деятельности фонда как публичного сфаховщика.

По мнению автора, в целях автономное I и системы социального страхования финансовые средства государственных внебюджетных фондов должны быть отделены от государственной казны.

7. Бюджеты государственных внебюджетных фондов не образуют единую подсистему в рамках бюджетной системы, поскольку бюджет каждого фонда обеспечивает особый вид социального сфахования, который объективно требует формирования своих особых механизмов финансирования страховых выплат. Подсистему бюджетов фондов можно рассматривать лишь применительно к Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования, средства которых обьединены единым целевым предназначением.

8. Обосновано, что несмотря на особые формы расходования средств бюджета каждого фонда и особое целевое предназначение средств, в отношении всех бюджетов ГВФ возможно введение единого правового регулирования общих основ и принципов формирования, распределения и использования средств бюджетов ГВФ, поскольку бюджетам всех фондов присущи единые черты, в частности, сходная правовая природа доходов (в основном — обязательных страховых взносов и межбюджетных трансфертов) — целевая направленность расходов, обусловленная характером страховых выплатсамостоятельное резервирование средств внутри бюджетасходные источники финансирования дефицита бюджетовосуществление инвестирования средств бюджет фонда и др.

9. Установлено, что применительно к бюджету каждого государственного внебюджетного фонда особым образом трансформируются существующие принципы бюджетной системы. Во-первых, не все принципы применимы к бюджетам фондов, во-вторых, ряд принципов имеют существенные особенности своего воплощения в функционировании фондов, обусловленные специфическим режимом их финансовых средств и rioci роением системы управления этими средствами.

Применительно к бюджетам государственных внебюджетных фондов следует установить принцип организационно!7 обособленности в составе бюджетной системы в отличие от принципа самостоятельности бюджетов, проистекающего из конституционного ciaiyca публично-правового образования. При этом организационная обособленность бюджетов ГВФ внутри бюджетной системы также как и самостоятельность бюджетов публичных образований имеет как позитивный, так и негативный аспект. В частности, запрет на изъятие средств из бюджетов фондов является «негативным» аспектом составляющей указанного принципа обособленности бюджетов ГВФ. Однако указанный запрет обусловлен не посягательствами иного публичного субъекта на собственные средства другого государственного образования, а строго целевым предназначением финансовых средств ГВФ, которое и предопределяет их выделение и обособление внутри бюджетной системы по отношению к бюджетам всех уровней в самостоятельные публичные внебюджетные фонды.

10. Существующее правовое регулирование сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов требует значительного совершенствования в следующих направлениях: во-первых, установления базовых положений об управлении дефицитом (профицитом) бюджетов ГВФ, а также об управлении финансовыми резервами ГВФво-вторых, обеспечения баланса доходов и расходов внутри бюджета фонда по отдельным целевым направлениям и в связи с этим соответствующее определение дефицита (профицита) страховой части бюджета фонда без учета нестраховых межбюджетных трансфертов и производимых за их счет выплатв-третьих, формирования и управления внутренним финансовым резервом бюджета фондав-четвертых, ограничения полномочий исполнительных органов фондов в отношении направлений использования дополнительно полученных доходов бюджетов фондов и средств их финансовых резервов.

11. Для решения проблем правового регулирования инвестирования временно свободных денежных средств фондов и средств их финансовых резервов предложено: во-первых, дать законодательное понятие временно свободных денежных средств фондовво-вторых, определить перечень возможных финансовых инструментов для их инвестированияв-третьих, установить пределы полномочий органов управления фондов по принятию решений об инвестировании и порядок такого инвестирования, а также процедуру изъятия временно свободных средств из этого процесса в случае возникновения потребности в них для осуществления основного финансирования.

12. Обязательные страховые взносы в бюджеты государственных внебюджетных фондов являются публичными платежами, для которых конституционной основой их установления являются положения Конституции РФ, провозглашающие Российскую Федерацию социальным государством.

Государство на нынешнем этапе реформы социального страхования не имеет экономической и социальной возможности придать полную и всеобъемлющую автономию системе обязательного социального страхования и поэтому сохраняет уплату обязательных страховых взносов как основную составляющую процесса формирования доходов бюджета государственного внебюджетного фонда, функционирующего в рамках бюджетной системы РФ.

На этапе обретения системой обязательного социального страхования большей автономности правовой характер обязательных страховых взносов может измениться в направлении приобретения ими признаков, характерных для большинства обязательных страховых платежей гражданско-правового характера.

13. Сформулировано авторское определение расходного обязательства публично-правового образования как особого организационно-правового механизма, посредством действия которого денежное обязательство публично-правового образования, возникшее в рамках правового обязательства любого вида, в ходе бюджетного процесса будет трансформировано в бюджетное обязательство путем совершения властных действий в лице его государственных органов и их должностных лиц по формированию расходов соответствующего бюджета.

Правовая конструкция расходного обязательства позволяет, во-первых, гарантировать исполнение денежного обязательства публично-правового образования, во-вторых, организовать его исполнение посредством бюджетных механизмов, в-третьих, разграничить сферы имущественной ответственности публично-правовых образований в процессе исполнения принятых ими денежных обязательств.

14. Разработана научная классификация расходных обязательств публично-правовых образований по различным критериям: по субъекту расходного обязательства, по характеру правового основания и периоду его возникновения, по длительности действия, по разграничению предметов ведения, по формам бюджетных ассигнований, по методу определения объема бюджетных ассигнований.

15. Сформулированы авторские определения страховых и нестраховых расходных обязательств государственного внебюджетного фонда.

Страховое расходное обязательство государственного внебюджетного фонда определяется как организационно-правовой механизм, обеспечивающий исполнение денежного обязательства государственного внебюджетного фонда как публичного страховщика по осуществлению страховых выплат при наступлении страхового случая и формирующий бюджетное обязательство государственного внебюджетного фонда по предоставлению физическому или юридическому лицу, субъекту РФ денежных средств в размере, определенном в соответствии с законодательством, из бюджета соответствующего государственного внебюджетного фонда.

Существенной особенностью для механизма реализации обязательств государственных внебюджетных фондов является то, что механизм «расходное обязательство» — «бюджетное обязательство» — «денежное обязательство» имеет своим началом именно страховое расходное обязательство как гарантию исполнения в конечном итоге денежного обязательства, возникающего при наступлении страхового случая. Предложена следующая модель возникновения и исполнения страховых расходных обязательств фондов: в силу закона о соответствующем виде социального страхования у государственного внебюджетного фонда как публичного страховщика возникают страховые расходные обязательства, подлежащее исполнению за счет той части средств его бюджета, которая формируется за счет уплачиваемых страхователями обязательных страховых взносов. Бюджетное обязательство фонда формируется в соответствии с законом о его бюджете на очередной год и плановый период, а денежное обязательство по страховым выплатам возникает в течение финансового года при наступлении страхового случая.

В свою очередь, Российская Федерация выступает в роли гаранта по страховым расходным обязательствам государственного внебюджетного фонда и в случае неисполнения последним своих страховых расходных обязательств по страховым выплатам из средств своего бюджета «включается» механизм государственного гарантирования, в результате чего Российская Федерация в качестве публичного гаранта начинает исполнять расходное обязательство, обеспечивающее исполнение страхового расходного обязательства фонда, за счет средств федерального бюджета, направляя межбюджетную трансферту в бюджет государственного внебюджетного фонда.

Нестраховые расходные обязательства государственного внебюджетного фонда представляют собой расходные обязательства Российской Федерации или субъекта РФ, принятые в пользу физических или юридических лиц (или субъекта РФ — в случае исполнения расходных обязательств Федерации) действиями государственного внебюджетного фонда за счет средств межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального или регионального бюджета.

16. Установлено, что передача межбюджетных трансфертов в бюджеты или из бюджетов государственных внебюджетных фондов может осуществляться как в рамках межбюджетных отношений, возникающих между Российской Федерацией и субъектами РФ, так и в рамках отношений иного характера, связанных с перераспределением средств между бюджетами, принадлежащими одному и тому же публично-правовому образованию. В связи с этим, необходимо разграничить различные ситуации, сопровождающиеся перечислением в бюджеты фондов межбюджетных трансфертов: во-первых, для осуществления выплат нестрахового характера в пользу физических лиц, финансируемых из федерального или регионального бюджетаво-вторых, в целях обеспечения сбалансированности бюджетов ГВФ для снижения уровня их дефицитав-третьих, для увеличения страховых выплат в рамках отношений по обязательному социальному страхованиюв-четвертых, в целях межбюджетного регулирования финансового обеспечения страховых случаевв-пятых, в целях финансового обеспечения передаваемых федеральных полномочий на уровень субъектов РФ (передача трансфертов в рамках межбюджетных отношений).

17. Принимая во внимание разноплановость правового характера межбюджетных трансфертов и многообразие публичных целей, порождающих необходимость их перечисления в бюджеты государственных внебюджетных фондов, предложена следующая научная классификация межбюджетных трансфертов, как поступающих в бюджеты, так и передаваемых из бюджетов государственных внебюджетных фондов:

Во-первых, в зависимости от ист очника межбюджетной трансферты по отношению к бюджетам бюджетной системы: 1) «внешние» межбюджетные трансферты — трансферты из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в бюджеты ГВФ и наоборот- 2) «внутренние» межбюджетные трансфертытрансферты, передаваемые из бюджета одного государственного внебюджетного фонда в бюджет другого фонда.

Во-вторых, в зависимости от целеполагания при выделении межбюджетной трансферты: 1) на цели осуществления выплат в рамках отношений по обяза1ельному социальному сфахованию — «страховые» межбюджетные трансферты- 2) в целях осуществления выплат, не связанных с обязательным социальным страхованием — «нестраховые» межбюджетные трансферты.

В-третьих, в зависимости от формы предоставляемых межбюджетных трансфертов: 1) дотации- 2) субвенции- 3) субсидии- 4) иные межбюджетные трансферты.

Предложенная классификация различных видов межбюджетных трансфертов позволяет разрешить вопрос о правовом характере обязательств и имущественных последствиях для публично-правового образования и государственного внебюджетного фонда.

18. Существующая в настоящее время правовая регламентация исполнения бюджетов ГВФ отличается существенной фрагментарностью и не адаптирована к специфическому субъектному составу и характеру деятельности каждого фонда на этом этапе бюджетного процесса.

Обосновано, что в отличие от исполнения бюджетов публично-правовых образований исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов может осуществляться в процессе деятельности фонда, не носящей властно-распорядительного характера, особенно в тех случаях, когда фонд вступает с лицами, получающими средства его бюджета, в гражданско-правовые отношения. В связи с этим необходимо установить правовое регулирование порядка исполнения бюджета каждого фонда с использованием особых правовых механизмов, в том числе гражданско-правового характера, которые позволят фонду наиболее эффективно осуществлять управление публичными финансами соответствующего вида социального страхования.

19. Необходимо законодательно признать в качеспзе получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов организации и физические лица, имеющие право в силу законодательства об обязательном социальном страховании на получение средств из бюджетов фондов, в частности, страхователей, застрахованных лиц, страховые медицинские организации, медицинские организации, управляющие компании и др. Отсутствие статуса получателей бюджетных средств фондов у таких лиц приводит к проблемам в осуществлении в отношении них публичного финансового контроля и привлечении этих лиц к ответственноеI и за нецелевое использование средств бюджетов ГВФ, а также при разрешении вопросов о возмещении средств в бюджеты ГВФ.

Привлечение самих государственных внебюджетных фондов к административной ответственности за нецелевое использование как юридических лиц с изъятием штрафов из бюджетов фондов не соответствует сущности юридической ответственности, поскольку изъятие штрафов, во-первых, сокращает объем финансовых средств бюджетов фондов, во-вторых, изъятие штрафов из бюджета фонда и зачисление их в любой другой бюджет бюджетной системы само по себе становится нецелевым использованием средств, предназначенных для финансирования системы обязательного социального страхования. В таких случаях должна наступать административная или уголовная ответственность должностных лиц фондов.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно представляет собой системное финансово-правовое исследование проблем правового регулирования финансовой деятельности государственных внебюджетных фондов и является одним из первых в российской науке многосторонним исследованием в сфере правового регулирования формирования финансовой основы системы социального страхования в целом. Рассматривая межотраслевые, теоретические и практические аспекты правового регулирования функционирования бюджетов государственных внебюджетных фондов в составе бюджетной системы России, автор анализирует степень влияния бюджетных процессов на отношения по социальному страхованию, формулирует основные понятия и дает научные классификации целого ряда правовых явлений, а также вырабатывает основные направления совершенствования действующего законодательства.

В диссертации теоретически обоснована система базовых понятий, проведена теоретическая разработка элементов правового статуса и правового режима финансовых средств государственных внебюджетных фондов, разработаны новые теоретические подходы к категории расходных обязательств публично-правовых образований и расходных обязательств государственных внебюджетных фондовразработаны научные классификации расходных обязательств и межбюджетных трансфертов бюджетов государственных внебюджетных фондоввыявлены особенности бюджетного процесса государственных внебюджетных фондовпроанализированы и классифицированы доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также специфические разновидности бюджетных ассигнований бюджетов фондов.

Автором введены в научный оборот новые теоретические категории, в частности, публичного страховщика, страховых и нестраховых расходных обязательств, публичного страхового платежа и др.

Правовая концепция функционирования государственных внебюджетных фондов в составе бюджетной системы, а также концепция создания новой финансовой основы автономной от государства системы обязательного социального страхования, теоретические подходы к категориям расходных обязательств и межбюджетных трансфертов, выводы по иным проблемам, рассмотренным в настоящем диссертационном исследовании, могут быть использованы для научной и нормогворческой деятельности в сфере регулирования финансовой деятельности органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов.

Положения, сформулированные в работе, способствуют формированию современного научного представления о сущности, правовом режиме, особом правовом статусе, характере деятельности государственных внебюджетных фондов и их финансовых средств, а также об основополагающих бюджетных категориях и принципах бюджетного права России.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что диссертантом выработаны предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего финансовую деятельность государственных внебюджетных фондов, а также предложены направления нового правового регулирования в целях создания финансовой основы автономной системы обязательного социального страхования. Выводы диссертанта могут использоваться в разработке такого направления реформы финансовых отношений в системе социального страхования, которое гармонично сочетало бы в себе как интересы публичного субъекта, так и интересы участников отношений по социальному страхованию и в конечном итоге способствовало бы наиболее эффективному в финансовом отношении обеспечению социальных прав граждан.

Положения диссертации могут быть применены в учебном процессе при изучении специальных курсов, посвященных проблемам бюджетного права, а также финансовой основы системы обязательного социального страхования на юридических и экономических факультетах высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования. Введен в научный оборот практический, и судебный материал, иллюстрирующий осуществление бюджетного процесса бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также контроля за деятельностью ГВФ уполномоченными органами и организациями.

Основные результаты исследования изложены автором в целом ряде научных публикаций, монографий, комментариях (всего более 50 работ, объемом более 113 пл.), использованы в ходе экспертной деятельности автора, а также апробированы в ходе участия автора во Всероссийских и международных научных и научно-практических конференциях (более 40 научных мероприятий), в том числе с докладами: в научно-практической конференции «Государство и право: вызовы 21 века (Кутафинские чтения)» (Москва, 1 декабря 2010 г.), в семинаре «Межбюджетные отношения в России и.

Германии: сравнительно-правовые аспекты" (Санкт-Петербург, 8−9 апреля 2011 г.) — в круглом столе «Медицина и право в XXI веке» (Санкт-Петербург, 27 апреля 2012 г.) — в IV ежегодной научно-практической конференции с международным участием «Медицина и право в XXI веке» (Санкт-Петербург, 15−16 ноября 2012 г.) — в XIII Ежегодной международной научно-практической конференции юрфака МГУ им. М. В. Ломоносова «Правовая политика: вызовы современности» и в IV Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения» МГЮА им. О. Е. Кутафина (Москва, 27−28 ноября 2012 г.) и др.

Результаты работы были использованы автором в ходе подготовки, чтения лекций и проведения семинарских занятий по финансовому и налоговому праву на программах бакалавриата, а также при чтении спецкурса по правовому статусу государственных внебюджетных фондов и обязательным платежам в их бюджеты на программах магистратуры на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.

Структура диссертации определяется задачами исследования и логической последовательностью их решения. Диссертация состоит из введения, шести глав, объединяющих 31 параграф, заключения, списков использованной литературы, нормативно-правовых актов и судебной практики. Основные выводы проведенного исследования представлены в заключении диссертации.

1. Алексеев С. С. Общая теория права: учеб. М.: Проспект, 2009.

2. Артемов Н. М. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): коллектив, моногр. М.: Элит, 2011.

3. Ашмарина Е. М. Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации: проблемы и перспективы: моногр. М.: Полиграф опт, 2004.

4. Бахрах Д. Н. Административное право России. М.: Норма 2000.

5. Бежаев О. Г. Межбюджетные отношения. Теория и практика реформирования. М., 2001.

6. Белобжецкий И. А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. М.: Финансы и статистика, 1989.

7. Вельский К. С. Финансовое право. М.: Юристъ. 1995.

8. Беляев В. П. Контрольная форма юридической деятельности (общетеоретический аспект) / Под ред. А. В. Малько. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006.

9. Бесчеревных В. В., Цыпкин С. Д. Советское финансовое право. М.: Юрид. лит., 1982.

10. Бобкова Л. Л. Государство как субъект бюджетного права. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2007.

11. Болтинова О. В. Бюджетное право: учеб.пособие. М., 2009.

12. Болтинова О. В. Стадии бюджетного процесса в зарубежных странах. М., 2002.

13. Болтинова О. В. Бюджетный процесс институт бюджетного права в Российской Федерации. М.: Элит, 2008.

14. Болтинова O.B. Становление и развитие бюджета и бюджетного процесса в Российской Федерации: финансово-правовые аспекты. М.: Элит, 2008.

15. Бондарь Н. С. Гражданин и публичная власть. М., 2004.

16. Бондарь Н. С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда РФ). М., 2006.

17. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. М.: Статут, 2001.

18. Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: теория и практика. М.: Дашков и К, 2002.

19. Винницкий Д. В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.

20. Витрук Н. В. Общая теория юридической ответственности. М.: Норма, 2009.

21. Вознесенский Э. А. Финансовый контроль в СССР М.: Юрид. лит., 1973.

22. Г. Жез. Общая теория бюджета. М., 1930.

23. Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: учеб. М.: КНОРУС, 2009.

24. Галаганов В. П. Право социального обеспечения: учеб. М.: КНОРУС, 2010.

25. Годме Поль Мари. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978.

26. Горбунова О. Н., Селюков А. Д., Другова Ю. В. Бюджетное право России. М.: Право и закон, 2002.

27. Горшенев В. М. Теория юридического процесса. М., 1985.

28. Горшенев В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. М.: Юрид. лит., 1987.

29. Гражданское право: учеб.: в 3 т. /Под ред. Ю. К. Толстого, М.: Проспект, 2009. Т.1.

30. Грачева E.IO. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция. 2000.

31. Грачева Е. Ю., Хорина Л. Я. Государственный финансовый контроль: курс лекций. М.: Проспект, 2005.

32. Груздев В. В. Возникновение договорного обязательства по российскому гражданскому праву: моногр. М.: Волтерс Клувер, 2010.

33. Гусева Т. С. Право социального обеспечения в России: учеб. пособ. М.: ЮРКОМПАНИ, 2010.

34. Дмитриев Д. Б. Мошенничество в сфере обязательного социального страхования: моногр. М.: Юрлитинформ, 2012.

35. Егоров Е. В. Социальнбе страхование: учеб. пособ. М.: Экономистъ, 2008.

36. Еллинек Г. Бюджетное право. Ростов, 1906.

37. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1903.

38. Ершова И. В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования. М.: Юриспруденция, 2001.

39. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: учеб. М., 2004.

40. Иванова Н. Г., Маковник Т. Л. Казначейская система исполнения бюджетов. М., 2001.

41. Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., 1961.

42. Иоффе О. С. Обязательственное право. М.: Юрид. лит., 1975.

43. Карасева М. В. Бюджетное и налоговое право России. М.: Юристъ.2003.

44. Карасева М. В. Финансовое право. М.: Юристь, 2000.

45. Карасева М. В. Финансовое правоотношение. М.: Норма, 2001.

46. Килинкарова Е. В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей: моногр. М.: Волтерс Клувер, 2010.

47. Кобзева С. И. Источники права социального обеспечения России: моногр. М.: Проспект, 2009.

48. Ковалева Т. М. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации. М., 2000.

49. Ковалевский М. А., Шевелева H.A. Правовой статус территориальных фондов обязательного медицинского страхования и проблемы уплаты страховых взносов (платежей) органами местного самоуправления. М.: Федеральный фонд ОМС, 2000.

50. Козырин А. Н. Публичные финансы государств АТР: бюджетное и налоговое регулирование. М., 1998.

51. Конюхова Т. В. Институты бюджетного права Российской Федерации: научно-практич.пособ, М.: Эксмо, 2009.

52. Косаренко H.H. Правовое обеспечение публичных интересов в сфере страхования: моногр. М.: Волтерс Клувер, 2010.

53. Крохина Ю. А. Бюджетное право и российский федерализм. М.: Норма, 2002.

54. Крохина Ю. А. Бюджетное право России: учеб. М.: Юрайт, 2010.

55. Курбатов А. Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2002.

56. Кутафин O.E. Российский конституционализм. М.: НОРМА, 2008.

57. Кучеров И. И. Бюджетное право России. М., 2002.

58. Кучеров И. И. Теория налогов и сборов (правовые аспекты): моногр. М.: ЗАО «ЮрИнфоР», 2009.

59. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. М.: Юрид. лит., 1972.

60. Лебедев В. А. Финансовое право. М.: Статут, 2002.

61. Лоренс Котликофф, Скотт Берне. Пенсионная система перед бурей. М.: Альпина бизнес бкус, 2005.

62. Лушников М. В., Лушников A.M. Международное и сравнительное трудовое право и право социального обеспечения: введение в курс: учеб. пособ. М.: Юрлитинформ, 2011.

63. Мазаев В. Д. Публичная собственность в России. Конституционные основы. М.: 2004.

64. Макальская М. Л. Расчеты предприятий с государственными фондами социального страхования и обеспечения. М.: Дис, 1995.

65. Малеин Н. С. Кредитно-расчетные правоотношения и финансовый контроль. М.: Наука, 1964.

66. Материалы по обобщению арбитражной практики по делам с участием Территориальных фондов обязательного медицинского страхования. М., 1996. Т.1- М., 1998. Т.2.

67. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: учеб. М.: Юрайт, 2010.

68. Мачульская Е. Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения: учеб. пособ. М., 2001.

69. Михайленко О. В. Имущественная ответственность за вред, причиненный осуществлением публичной власти: теоретические аспекты и проблемы ее реализации на практике. М.: Волтерс Клувер, 2007.

70. Нечай A.A. Проблеми правового регулювання публ! чних фшанЫв та публ1чних видатюв: моногр. Чершвцп Рута, 2004.

71. Ногина O.A. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002.

72. Нуртдинов A.A. Государственная казна как финансово-правовая категория / под ред. H.A. Саттаровой. М.: Юрлитинформ, 2011.

73. Озеров И. X. Основы финансовой науки. М., 1908.

74. Пазына Е. О. Правовые основы бюджета и бюджетного процесса Европейского Союза: моногр. / под науч. ред. Н. Б. Топорнина. М.: Юрлитинформ, 2012.

75. Пауль А. Г. Процессуальные нормы бюджетного права. СПб.: Питер, 2003.

76. Пауль А. Г. Бюджетно-правовое регулирование формирования доходов бюджетов: моногр. Воронеж: Изд-во Воронеж.гос.ун-та, 2011.

77. Писарева Е. Г. Правовое положение государственных учреждений в сфере финансов: моногр./ под ред. Н. И. Химичевой. М.: Юрлитинформ, 2011.

78. Право социального обеспечения России: учеб. / отв. ред. К. Н. Гусов. М.: Проспект, 2009.

79. Право социального обеспечения: учеб. / под ред. М. В. Филипповой. М.: Юристъ, 2006.

80. Правовое регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации / под ред. Г. В. Петровой. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.

81. Пшенникова Е. И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002.

82. Ровинский Е. А. Финансовое право. М.: Юрид. лит. 1971.

83. Родионова В. М., Шлейников В. И. Финансовый контроль: учеб. М.: ИД ФБК-Пресс, 2002.

84. Рукавишникова И. В. Метод финансового права: моногр. / отв. ред. Н. И. Химичева. М.: Юристъ, 2006.

85. Сарбаш C.B. Исполнение договорного обязательства. М.: Статут, 2005.

86. Сборник законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих обязательное медицинское страхование в Российской Федерации / под. ред. В. В. Гришина, В. Ю. Семенова. М., 1995. Т.2.

87. Сборник законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих обязательное медицинское страхование в Российской Федерации / под.ред. В. В. Гришина, В. Ю. Семенова. М., 1996. Т.З.

88. Сборник законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих обязательное медицинское страхование в Российской Федерации / под. ред. В. В. Гришина, В. Ю. Семенова. М., 1997. Т.4.575.

89. Сборник законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих обязательное медицинское страхование в Российской Федерации / Под. ред. В. В. Гришина, В. Ю. Семенова. М., 1997. Т.5.

90. Смирникова Ю. Л. Регулятивная функция современного финансового права: моногр. / под ред. Е. Ю. Грачевой. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2011.

91. Советское финансовое право / под ред. В. В. Бесчеревных, С. Д. Цыпкина. М.: Юрид. лит., 1982.

92. Советское финансовое право: учеб. / отв. ред. Г. С. Гуревич. М.: Юрид. лит, 1985.

93. Соколова Э. Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. М.: Юриспруденция, 2007.

94. Соколова Э. Д. Правовые основы финансовой системы России. М.: Юриспруденция, 2006.

95. Соколова Э. Д. Правовые основы финансовой системы России / отв.ред. Е. Ю. Грачева. М.: Юриспруденция, 2006.

96. Соколова Э. Д. Современные проблемы науки финансового права. Саратов, 2002.

97. Соловьев А. К. Государственные внебюджетные фонды: учеб. пособ. М.: Изд-во РАГС, 2009.

98. Соловьев А. К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России. М.: Финансы и статистика, 2003.

99. Талапина Э. В. Управление государственной собственностью. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002.

100. Тарасов В. И. Финансы и налоги. Очерки теории и практики / под. ред. А. Н. Козырина. М.: Статут, 2004.

101. Тучкова Т. Г. Право социального обеспечения России. М., 2002.

102. Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования. Материалы по обощению арбитражной практики по делам с участием Территориальный фондов обязательного медицинского страхования. М., 1996.

103. Финансовое право Российской Федерации: учеб. / отв. ред. М. В. Карасева. М.: Юристъ, 2002.

104. Финансовое право: учеб. пособие / отв. ред. И. В. Рукавишникова, М.: Норма, 2009.

105. Финансовое право: учеб. / отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. М.: Проспект,'2010.

106. Финансовое право: учеб. / отв. ред. Н. И. Химичева. М.: Юристъ, 2008.

107. Финансовое право: учеб. / под ред. О. Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 2008.

108. Финансовое право: учеб./ отв. ред. И. В. Рукавишниковой. М.: Норма, 2009.

109. Финансовый контроль: учеб. пособие/ Грачева Е. Ю., Толстопятенко Г. П., Рыжова Е. А. М.: Камерон, 2004.

110. Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования/ под. ред. С. Г. Пепеляева. М.: Статус-Кво 97, 2003.

111. Халфина P.O. Вопросы советского административного и финансового права. М., 1952.

112. Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. М.: Юрид. лит.1974.

113. Христенко В. Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. М.: Дело, 2002.

114. Цыпкин СД. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности советского государства. М.: Изд. МГУ, 1983.

115. Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007.

116. Шевелева H.A. Бюджетная система России: опыт и перспективы правового регулирования в период социально-экономических реформ. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004.

117. Шутяк Б. Н. Финансовое обеспечение социальной защиты населения в Российской Федерации. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004.

118. Янжул И. И. Основные начала финансовой науки. М.: Статут, 2002. Научные статьи.

119. Алпатов Ю. М. Особенности межбюджетных отношений в Москве и Санкт-Петербурге // Законодательство и экономика. 2007. № 11.

120. Артемов Н. М. Актуальные проблемы денежного обращения в Российской Федерации // Очерки финансово-правовой науки современности: моногр./ под общ.ред. Л. К. Вороновой и Н. И. Химичевой. Москва-Харьков: Право, 2011.

121. Артюхин P.E. Обязательства Российской Федерации за счет средств федерального бюджета// Финансовая газета. Региональный выпуск. 1996. № 37.

122. Барыкин Е. А. Правовое обеспечение эффективности публичных расходов: комментируя Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» // Финансовое право. 2011. № 3.

123. Барыкин Е. А. Финансово-правовое обеспечение эффективности исполнения расходных обязательств // Реформы и право. 2010. № 2.

124. Белкин A.A., Гумерова Л. Ш. Понятие и особенности правового статуса органа советского государственного управления. В ich: Государственное управление и право: история и современность / Под. ред. А. И. Королева, С. М. Казанцева. Л.:ЛГУ, 1984.

125. Бойков О. В. Споры в арбитражных судах по страховым взносам в государственные внебюджетные ¦ социальные фонды // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. № 2.

126. Братчикова Н. В. Должны ли внебюджетные социальные фонды платить налоги? // Налоги. 1997. № 21.

127. Братчикова Н. В. Двойственная правовая природа внебюджетных социальных фондов // Финансовые и бухгалтерские консультации. 1998. № 4.

128. Братчикова Н. В. Общие и отличительные черты налогов и страховых взносов // Финансовые и бухгалтерские консультации. 1998. № 1.

129. Бубнов A.B. Об отнесении Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов к бюджетным учреждениям // Пенсия. 2003. № 4.

130. Васильева М. В. Парадигма системы государственного и муниципального финансового контроля в условиях бюджетирования, ориентированного на результат // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. № 9.

131. Васянина E. J1. О правовой природе отчислений в виде страховых взносов по обязательному страхованию // Налоги и налогообложение. 2007. № 12.

132. Вершило Т. А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации с участием муниципальных образований: понятие и содержание // Финансовое право. 2006. № 4.

133. Галаева Л. А. Юридическая ответственность страхователя как субъекта обязательного социального страхования // Социальное и пенсионное право. 2010. № 4.

134. Грачева Е. Ю. Финансовый контроль подотрасль финансового права // Финансовое право. 2002. № 2.

135. Горлова О. С. Поступление средств федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату трудовых пенсий // Финансы и кредит. 2007. № 34.

136. Горлова О. С., Седова M. J1. Варианты механизмов достижения сбалансированности распределительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации // Финансы и кредит. 2008. № 18.

137. Дегтярёв Г. П. Проблемы финансовой устойчивости и инвестиционной деятельности Пенсионного фонда России // Законодательство и экономика. 2006. № 4.

138. Демидов М. В. Место и роль контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля России // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1.

139. Евдокимов А. Н. Бюджет как элемент бюджетной системы: отечественный и зарубежный опыт // Финансовое право. 2007. № 7.

140. Емельянова Т. В. Единый счет бюджета Пенсионного фонда России // Финансы и кредит. 2009. № 3.

141. Зырянова Т. В., Кот Е. М. Внешний и внутренний контроль за деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. № 16.

142. Зырянова Т. В., Кот Е. М. Контроль за эффективным и целесообразным использованием государственных средств Пенсионным фондом РФ // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. № 10.

143. Зырянова Т. В., Кот Е. М. Полномочия и контрольные функции в сфере пенсионного страхования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. № 6.

144. Игнатюк Е. В. Правовое содержание института расходных обязательств // Законодательство и экономика. 2006. № 9.

145. Карасева M. В. Бюджетное право: новые теоретические подходы // Вестник Воронежского Государственного Университета. Серия «Право». 2007. № 1.

146. Карасева М. В. Политические аспекты российского бюджетного законодательства // Государство и право. 2002. № 2.

147. Карасева М. В. Новое в бюджетном законодательстве и бюджетно-правовая теория // Законодательство и экономика. 2007. № 9.

148. Каримов Д. А. О порядке защиты нарушенных прав в сложном правоотношении (на примере оспаривания предписания, выданного фондом обязательного медицинского страхования учреждению здравоохранения) // Административное и муниципальное право. 2009. № 8.

149. Карташов A.B. Основные новации правового регулирования межбюджетных отношений // Финансовое право. 2008. № 8.

150. Ковалевская Н. С. Законодательство России по обязательному медицинскому страхованию // Кодекс-INFO. 1995. № 50.

151. Колесников A.A. Государственный финансовый контроль в условиях бюджетной реформы // Финансы. 2011. № 6.

152. Колесов А. С. Бюджетный процесс: сущность и совершенствование // Финансы. 2003. № 3.

153. Комягин Д. J1. Принцип единства кассы: опыт сравнительно-правового исследования // Административное и финансовое право 2006 (1).

154. Комягин Д. Л. Соотношение бюджета и казны публично-правового образования // Право и экономика. 2006. № 11.

155. Комягин Д. Л. Бюджетное право России: бюджетное устройство и бюджетная система // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2011. № 3 4.

156. Комягин Д.JI. К вопросу о классификации бюджетных расходов // Реформы и право. 2010. № 3.

157. Комягин Д. Л. Расходные обязательства: контрольная и прогностическая функции // Финансовое право. 2011. № 7.

158. Комягин Д. Л. Субсидиарная ответственность в публичных правоотношениях // Реформы и право. 2007. № 1.

159. Конюхова Т. В., Гармаева М. А., Горева А. В. Правовое обеспечение финансового контроля в Российской Федерации // Право и экономика. 2006. № 4- № 5- № 6.

160. Коробкина Л. М. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как орган государственного финансового контроля// Финансовое право. 2007. № 5.

161. Кочаненко Е. П. Некоторые аспекты оптимизации структуры и полномочий органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2011. № 12.

162. Крутышев A.B. Правовое регулирование деятельности бюджетных и внебюджетных фондов // Журнал российского права. 1998. № 8.

163. Кузнеченкова В. Е. Принцип системности основа государственного и муниципального финансового контроля // Финансовое право. 2010. № 3.

164. Курбатова С. С. Обобщение судебной практики по рассмотрению споров, связанных с финансированием публичных обязательств // Арбитражные споры. 2008. № 2.

165. Курченко О. С. Субсидиарная ответственность государства в обязательном пенсионном страховании // Известия вузов. Правоведение. 2010. № 2.

166. Кустова М. В. Налоговые последствия ошибок в оформлении платежных документов на перечисление налогов: изменение подходов // Арбитражные споры. 2008. № 2.

167. Левакин И. В., Абрамов A.M. Совершенствование правовой основы деятельности Счетной палаты РФ и международные стандарты государственного аудита // Российская юстиция. 2011. № 1.

168. Лельчук А. Л. Пенсионная система России: реформа продолжается // Финансы. 2009. № 1.

169. Михайловская Е. А. Практика рассмотрения Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа дел, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании // Арбитражные споры. 2008. № 4.

170. Нечай A.A. Динамика финансовых отношений и новый подход к категориям финансового права // Государство и право. 2000. № 12.

171. Ногина O.A. Некоторые аспекты правового статуса государственных внебюджетных социальных фондов и правового режима их финансовых средств // Кодекс-INFO. 1999. № 2.

172. Ногина O.A. О правовом институте государственных внебюджетных фондов // Правоведение. 2002. № 5.

173. Ногина O.A. Об основных тенденциях реформирования системы государственных внебюджетных социальных фондов как финансовой основы новой системы социального страхования. // Бюджетное право: вопросы теории и практики. СПб.: Питер, 2002.

174. Ногина O.A. Правовая природа государственных внебюджетных социальных фондов в РФ // Правоведение. 1996. № 4.

175. Ногина O.A. Причины коррупции и проблемы правовой квалификации нарушений при формировании и использовании средств государственных внебюджетных социальных фондов (краткая характеристика) // Бюджетное право: вопросы теории и практики. СПб.: Питер, 2002.

176. Ногина O.A. Проблемы правового регулирования исполнения бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования. В книге: Бюджетное право: вопросы теории и практики. СПб.: Питер, 2002.

177. Ногина O.A. Правовая природа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: история и новеллы правового регулирования // Закон. 2010. № 4.

178. Ногина O.A. Правовые основы формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов // Правоведение. 2010. № 6.

179. Ногина O.A. Принципы бюджетной системы в процессе формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов // Правоведение. 2011. № 1.

180. Ногина O.A. Проблемы правового регулирования сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов // Правоведение. 2011. № 2.

181. Ногина O.A. Правовое регулирование инвестирования средств государственных внебюджетных фондов // Правоведение. 2011. № 3.

182. Ногина O.A. Правовое регулирование межбюджетных трансфертов бюджетов государственных внебюджетных фондов // Очерки финансово-правовой науки современности: моногр. / под ред. JI.K. Вороновой и Н. И. Химичевой. Москва-Харьков: Право, 2011.

183. Нудель C.JI. Проблемы привлечения к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов // Административное право и процесс. 2009. № 2.

184. Пансков В. Г. О роли Счетной палаты Российской Федерации в системе органов государственного финансового контроля страны // Финансы. 2001. № 9.

185. Петрова Г. С. О различиях между налогами и страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ // Законодательство. 1998. № 8.

186. Пешкова Х. В. Обязательственный характер правоотношений осуществления расходов бюджета // Финансовое право. 2007. № 11.

187. Пешкова Х. И. Принципы осуществления расходов бюджета: некоторые теоретические и практические аспекты // Финансовое право. 2006. № 1.

188. Пупасов П. А. Порядок формирования бюджетной отчетности государственными внебюджетными фондами // Финансы и кредит. 2008. № 21.

189. Роик В. Социальное страхование: направления реформы // Человек и труд. 1993. № 3.

190. Роик В. Д. Социальный налог и социальное страхование: борьба идеологий переходит в практическую плоскость // Пенсия. 2000. № 6- № 7.

191. Седова М. Л. Государственные внебюджетные фонды и бюджетное законодательство Российской Федерации // Финансы и кредит. 2007. № 14.

192. Скворцов О. Ю. Вопросы межбюджетных отношений в судебно-арбитражной практике // Бюджетное право: вопросы теории и практики. СПб.: Питер, 2002.

193. Соловьев А. К. Проблемы долгосрочной финансовой стабилизации ПФР на основе усиления страховых принципов // Пенсионные фонды и инвестиции. 2007. № 2.

194. Соловьева Л. И. Социальное обеспечение в западных странах: проблемы 90-х годов // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 12.

195. Споры госорганов разрешает только суд. Арбитражное обозрение // Экономика и жизнь. 1995. № 52.

196. Тарасова Т. А. Проблемные аспекты деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в сфере бюджетного кредитования // Финансовое право. 2009. № 11.

197. Ткаченко Н. Государственные внебюджетные фонды // Экономика и жизнь. 1994. № 37.

198. Тютина Ю. В. Актуальные вопросы правового регулирования и проведения бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. 2010. № 1.

199. Устинова Ю. Ф. О применении норм Налогового кодекса к отношениям по уплате страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды // Налоговый вестник. 2000. № 6.

200. Федорова М. Ю. Единый социальный налог как способ финансирования социального страхования // Журнал российского права. 2002. № 5.

201. Феофилактов A.C. Проблемы применения законодательства при разрешении споров, связанных с нецелевым использованием средств бюджета // Администратор суда. 2009. № 4.

202. Химичева H. И. Проблемы финансового права на новом этапе развития российского государства // Финансовое право. 2006. № 4.

203. Чеснокова Д., Юдович А. Реформирование российской системы социального страхования // Корпоративный юрист. 2010. № 3.

204. Шафигуллин Э. Н. Правовая природа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование // Социальное и пенсионное право. 2011. № 1.

205. Шафигуллин Э. Н. Финансово-правовые основы обязательного пенсионного страхования // Российская юстиция. 2010. № 5.

206. Шевелева H.A. О понятии налога в российском законодательстве// Правоведение. 1994. № 5- № 6.

207. Щекин Д. М. Публичные денежные фонды как основополагающая категория финансового права // Бюджетное право Российской Федерации: Ежегодник. 2006. Кандидатские и докторские диссертации.

208. Абхазава И. Г. Финансово-правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации: пути совершенствования. Дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.

209. Бабкова Ю. Б. Расходные обязательства в бюджетном праве: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2010.

210. Белоусова А. Г. Финансовый механизм формирования и использования внебюджетных социальных фондов: Дис.. канд.экон. наук. Иркутск, 2003.

211. Болтинова О. В. Бюджетный процесс в Российской Федерации: теоретические основы и проблемы развития: Дис. .докт. юрид. наук. М., 2008.

212. Бурдавицын C.B. Государственные социальные внебюджетные фонды как форма реализации экономических интересов: Дис.. канд. экон. наук. Саратов, 1996.

213. Вагапова А. Р. Совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации: Дис.. канд. экон. наук. М., 2007.

214. Волошина А. Ю. Мировой опыт развития пенсионных систем: общемировые тенденции и межстрановые различия: Дис.. канд. экон. наук. М, 2007.

215. Галаганов В. П. Правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию (проблемы теории и практики): Автореф. Дис. .докт. юрид. наук.' М., 2009.

216. Голубцов В. Г. Участие Российской Федерации в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Автореф. Дис. .докт. юрид. наук. М., 2008.

217. Горбунова О. Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку: Дис. .докт. юрид. наук. М, 1996.

218. Демидов Ю. Н. Основы борьбы с преступлениями в социально-бюджетной сфере: криминологические и уголовно-правовые аспекты: Автореф. Дис. .докт. юрид. наук. М., 2002.

219. Древаль J1.H. Субъекты российского финансового права: теоретико-правовое исследование: Автореф. Дис. .докт. юрид. наук. М., 2009.

220. Древаль J1.H. Финансово-правовое регулирование внебюджетных фондов в Российской Федерации (пути совершенствования): Дис.. канд. юрид. наук. Хабаровск, 2000.

221. Журавлева C.B. Правовые основы функционирования бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов Российской Федерации: Автореф. Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2005.

222. Кан М. Ч. Развитие пенсионной системы в условиях ее реформирования: Дис. .докт. экон. наук. М., 2005.

223. Климова Е. С. Пенсионный фонд России в условиях реформирования пенсионной системы: Дис.. канд. экон. наук. Тюмень 2005.

224. Крутышев А. Д. Правовые проблемы формирования целевых бюджетных и внебюджетных фондов: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2001.

225. Кузяева М. А. Становление и развитие системы социального страхования в России: Дис.. канд. экон. наук. Саратов, 2006.

226. Матненко A.C. Правовое регулирование программно-целевого метода бюджетной деятельности. Дис. .докт. юрид. наук. Омск, 2009.

227. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования: Дис. .докт. юрид. наук. М., 2000.,.

228. Миронова Т. К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: Дис. .докт. юрид. наук. М., 2008.

229. Ногина O.A. Контроль за деятельностью государственных внебюджетных социальных фондов: Дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1998.

230. Парамонова О. Ю. Перспективные направления развития социального страхования в России: Дис.. канд. экон. наук. Иваново, 2007.

231. Рождественская Т. Э. Теоретико-правовые основы банковского надзора в Российкой Федерации: Дис.. докт. юрид. наук. Москва, 2012.

232. Роккель А. И. Формирование и развитие системы финансового обеспечения социальной защиты в России: Дис.. канд. экон. наук. Самара, 2005.

233. Рукавишникова И. В. Метод финансового права: Дис. .докт. юрид. наук. Саратов, 2004.

234. Русакова О. С. Уголовная ответственность за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов: Дис.. канд. юрид. наук. Краснодар, 2006.

235. Сатарова A.A. Фонд как институт финансового права Дис.. канд. юрид. наук. М., 2007.

236. Соколова Э. Д. Теоретические аспекты правового регулирования финансовой деятельности государства и муниципальных образований: Дис. .докт. юрид. наук. М, 2008.

237. Соловьев В. Н. Гражданско-правовое регулирование отношений собственности в социальной сфере: Дис. .докт. юрид. наук. М., 2011.

238. Турбанов A.B. Финансово-правовые основы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов в Российской Федерации: Дис. .докт. юрид. наук. М., 2004.

239. Шевченко Т. Н. Государственные социальные внебюджетные фонды: формирование и использование в рыночной экономике: Дис.. канд. экон. наук. Саратов, 1998.

240. Широкова Е. К. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации. Дис.. канд. юрид. наук. Воронеж, 2008.

241. Ягофаров P.P. Правовое регулирование предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета: Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2010.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой