Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Информационное обеспечение деятельности предприятия ООО БашРЭС-Уфа Кушнаренковский РЭС

ОтчётПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диаграмма декомпозиции После описания системы в целом проводится разбиение ее на крупные фрагменты. Этот процесс называется функциональной декомпозицией, а диаграммы, которые описывают каждый фрагмент и взаимодействие фрагментов, называются диаграммами декомпозиции. После декомпозиции контекстной диаграммы проводится декомпозиция каждого большого фрагмента системы на более мелкие и т. д… Читать ещё >

Информационное обеспечение деятельности предприятия ООО БашРЭС-Уфа Кушнаренковский РЭС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГАОУ СПО УФИМСКИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Специальность 230 103

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ОТЧЕТ УТЭК.230 103.ПЗ.11.00.000

База практики — ООО «БашРЭС БашРЭС-Уфа Кушнаренковский РЭС»

Уфа 2011 г.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ

2. НАЗНАЧЕНИЕ СЛУЖБЫ РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТЫ И АВТОМАТИКИ

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

5. ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИКЛАДНОЙ ПРОГРАММЫ

6. РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ» СРЕДСТВОМ CASE-ТЕХНОЛОГИИ BPWIN

Список использованных источников

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ

Предмет деятельности предприятия ООО «БашРЭС» БашРЭС-Уфа Кушнаренковский РЭС.

Кушнаренковские распределительные сети БашРЭС-Уфа филиал Общества с ограниченной ответственностью «БашРЭС» является звеном единого комплекса по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии.

Структура предприятия

На территории базы Кушнаренковского РЭС находятся: административное здание, несколько хозяйственных корпусов, склад, цеха и гаражи. В административном здании располагается кабинет директора, его секретаря и главного инженера. Также там находится диспетчерская, офис оперативно-выездной бригады (ОВБ), служба контроля высоковольтных линий, отдел релейной защиты и служба группы подстанций.

Внутренняя структура Кушнаренковского РЭС имеет следующий вид (рис. 1):

Рисунок 1 — Организационная структура управления КушРЭС

— Главный инженер РЭС занимается разработкой годовых планов работ по ремонтно-оперативному обслуживанию распределительных сетей, мероприятий по повышению надежности электроснабжения потребителей. Так же следит за объемами, качеством и сроками выполнения строительно-монтажных работ, учетом и анализом нарушений режима работы электрооборудования и предоставляет полную отчетность директору предприятия.

— Диспетчерская служба отвечает за входящие и исходящие звонки конечных пользователей, подготовкой и созданием заявок для других служб подстанций. Также занимается контролем подстанций, находящихся в оперативном управлении Кушнаренковского РЭС.

— Оперативно-выездные бригады (ОВБ) формируются при диспетчерских пунктах РЭС и обеспечивают оперативное обслуживание электроустановок в зоне оперативного управления. Перед каждым выездом бригады перечень работ утверждается главным инженером. В состав ОВБ входят: начальник группы подстанций, электромонтер-оператор, слесарь-электромонтажник, водитель. Персонал ОВБ допускается к работе после получения наряда-допуска к заявленной работе, который так же утверждается главным инженером.

— Служба контроля высоковольтных линий выполняет работы по техническому обеспечению эксплуатации высоковольтных воздушных линий (ВЛ), так же их осмотров, ремонта и технического обслуживания. Персонал службы проводит регулярные обходы с целью выявления и профилактики мелких дефектов и неисправностей в зоне обслуживания РЭС.

— Отдел релейной защиты и служба группы подстанция занимаются обслуживанием подстанций, находящихся как на территории РЭС, так и за ее пределами в зоне оперативного управления Кушнаренковского РЭС. Следят за корректной работой трансформаторов и бесперебойным обеспечением электроэнергией всех потребителей.

Ведомственная подчинённость

ООО «Башкирские распределительные электрические сети» — дочернее общество ОАО «Башкирэнерго» — было создано 6 октября 2005 г. в результате реформирования электроэнергетики Республики Башкортостан в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» .

Ведомственная подчинённость предприятия представлено на рисунке (рис. 2).

Рисунок 2 — Структура холдинга ОАО «Башкирэнерго»

Виды оказываемых услуг

ООО «БашРЭС» БашРЭС-Уфа Кушнаренковский РЭС оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием магистральных линий электропередачи напряжением 110 кВ и ниже. Выполняет работы по присоединению к электрическим сетям, по сбору и обработке технологической информации, включая данные измерений и учета.

Основная задача ООО «БашРЭС» — транспортировка и распределение электрической энергии до потребителей. Общая протяженность воздушных линий электропередачи 0,4 — 110кВ составляет 76 906 км; кабельных линий 0,4 — 110кВ — 5895 км. В настоящее время организация обслуживает более 600 подстанций 35−110 кВ и более 21 тысячи трансформаторных пунктов. Число присоединенных потребителей приближается к 900 тыс. абонентов.

Основные технологические/производственные процессы.

Основными технологическими процессами РЭС является транспортировка и распределение электроэнергии.

Потребители электроэнергии имеются повсюду. Производится же она в сравнительно немногих местах, близких к источникам топливои гидроресурсов. Электроэнергию не удаётся консервировать в больших масштабах. Она должна быть потреблена сразу же после получения. Поэтому возникает необходимость в передаче электроэнергии на большие расстояния.

Передача электрической энергии от электрических станций до потребителей осуществляется по электрическим сетям. С технической точки зрения, электрическая сеть представляет собой совокупность линий электропередачи (ЛЭП) и трансформаторов, находящихся на подстанциях.

Процесс передачи электроэнергии, как правило, осуществляется под высоким напряжением по воздушным линиям на высоковольтные подстанции. Затем, на высоковольтных подстанциях с помощью трансформаторов высокое напряжение преобразуется в низкое, более подходящее для распределения, и дальнейший процесс передачи электроэнергии называется распределением электроэнергии.

2. НАЗНАЧЕНИЕ СЛУЖБЫ РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТЫ И АВТОМАТИКИ

История службы История службы релейной защиты и автоматики БашРЭС неразрывно связана с основными этапами становления и развития энергетической системы страны. Первое упоминание о службе РЗА относится к 1949 году. Профессия релейщика относится к разряду самых первых энергетических специальностей, возникших тогда же, когда появились первые короткие замыкания, от которых необходимо было защитить электрооборудование. Все дальнейшее развитие этой профессии и образование служб РЗА неразрывно связано с развитием электроэнергетики и с развитием науки и техники релейной защиты и противоаварийной автоматики.

Основными задачами Службы РЗА являются:

1. Выполнение функций по централизованному управлению системами и устройствами РЗА межсистемных, системообразующих ЛЭП, шин, трансформаторов и автотрансформаторов связи, находящихся в диспетчерском управлении и диспетчерском ведении БашРЭС, направленных на обеспечение:

· устойчивости параллельной работы компании;

· повышения надежности и живучести;

· отключения поврежденных ЛЭП и электрооборудования и локализацию нарушений нормального режима в целях предотвращения их развития в общесистемные аварии;

· автоматического регулирования частоты и перетоков активной мощности.

2. Разработка и осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих правильную и четкую диспетчерскую эксплуатацию устройств РЗА ЛЭП и электрооборудования, входящих в перечень объектов диспетчеризации БашРЭС.

3. Техническое руководство службами РЗА ОДУ по централизованному управлению системами и устройствами РЗА.

4. Участие в разработке основных направлений и перспективных планов развития ОЭС в целом, экспертиза и подготовка материалов по согласованию основных технических решений в части РЗА.

5. Определение основных требований к программному обеспечению служб РЗА ОДУ и РДУ по выполнению расчетов для целей РЗА.

6. Координация разработки и осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих оснащение, эксплуатацию и поддержание на высоком техническом уровне систем АРЧМ на всех уровнях оперативно-диспетчерского управления.

7. Мониторинг технического обслуживания и эксплуатации устройств РЗА объектов диспетчеризации Системного оператора.

Программное обеспечение В службах релейной защиты для выполнения основной работы по проведению расчетов токов коротких замыканий, выбору установок защит, определению мест повреждения и т. п. используются персональные компьютеры.

Программное обеспечение для них разрабатывается, как правило, силами программистов энергосистем.

В 1990 году в службе РЗА ЦДУ был введен в эксплуатацию комплекс программ «Анализ функционирования устройств РЗА и ПА». Программа успешно эксплуатируется до настоящего времени.

Накопленная информация по сети 330−1150 кВ позволяет получать всевозможные срезы для анализа поведения устройств РЗА, характера повреждений оборудования.

Программа тестировалась в энергосистемах. С учетом замечаний и пожеланий, высказанных в процессе тестирования, программа несколько видоизменилась, были исправлены ошибки.

Для облегчения работы по составлению и контролю за графиками технологического обслуживания устройств РЗА в службе РЗА ЦДУ применяется с 1990 года программа «Графики». В настоящее время готовится новая версия программы.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Техническое обеспечение — это комплекс технических средств, предназначенный для работы информационной системы также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. Аппаратное обеспечение включает в себя все физические части компьютера, но не включает информацию, которую он хранит и обрабатывает.

Таблица 1 — Характеристика технического обеспечения

Отдел/пользователь

Частота процессора

ОЗУ

Ж/Д

ОС

Секретарь

более 800 МГц

504 Мб

120 Гб

Windows XP

Главный инженер

Более 1000 МГц

1 Гб

380 Гб

Windows 7

Главный диспетчер

Более 1000 МГц

1 Гб

400 Гб

Windows Vista

Дежурный диспетчер

800 МГц

504 Мб

120 Гб

Windows XP

Начальник группы подстанций

800 МГц

504 Мб

360 Гб

Windows XP

Административные отделы

800 МГц

от 250 Мб до 1 Гб

120 — 360 Гб

Windows XP

Компьютерная сеть (вычислительная сеть, сеть передачи данных) — система связи компьютеров и/или компьютерного оборудования (серверы, маршрутизаторы и другое оборудование). Для передачи информации могут быть использованы различные физические явления, как правило — различные виды электрических сигналов, световых сигналов или электромагнитного излучения.

По территориальной распространенности сети делятся на:

— LAN (Local Area Network) — локальные сети, имеющие замкнутую инфраструктуру до выхода на поставщиков услуг. Термин «LAN» может описывать и маленькую офисную сеть, и сеть уровня большого завода, занимающего несколько сотен гектаров. Зарубежные источники дают даже близкую оценку — около шести миль (10 км) в радиусе. Локальные сети являются сетями закрытого типа, доступ к ним разрешен только ограниченному кругу пользователей, для которых работа в такой сети непосредственно связана с их профессиональной деятельностью.

— WAN (Wide Area Network) — глобальная сеть, покрывающая большие географические регионы, включающие в себя как локальные сети, так и прочие телекоммуникационные сети и устройства. Пример WAN — сети с коммутацией пакетов (Frame relay), через которую могут «разговаривать» между собой различные компьютерные сети. Глобальные сети являются открытыми и ориентированы на обслуживание любых пользователей.

Термин «топология» или «топология сети» характеризует физическое расположение компьютеров, кабелей и других компонентов ЛВС. Этот термин используется для описания основной компоновки сети. Топология сети в значительной степени обуславливает все ее характеристики: производительность, унификацию оборудования и технологий, стоимость монтажа и затраты будущих периодов на ее поддержку, ремонтопригодность и надежность и т. п.

Различают три основные топологии — звезда, кольцо, шина.

Звезда — базовая топология компьютерной сети, в которой все компьютеры сети присоединены к центральному узлу (обычно сетевой концентратор), образуя физический сегмент сети. Подобный сегмент сети может функционировать как отдельно, так и в составе сложной сетевой топологии (как правило «дерево»). Весь обмен информацией идет исключительно через центральный компьютер, на который таким способом ложится очень большая нагрузка, потому ничем другим, кроме сети, оно заниматься не может. Как правило, именно центральный компьютер является самым мощным, и именно на него возлагаются все функции по управлению обменом. Никакие конфликты в сети с топологией звезда в принципе невозможны, потому что управление полностью централизовано (рис. 3).

Рисунок 3 — Схематическое изображение сети типа звезда Кольцо — это топология, в которой каждый компьютер соединен линиями связи только с двумя другими: от одного он только получает информацию, а другому только передает. На каждой линии связи, как и в случае звезды, работает только один передатчик и один приемник. Это позволяет отказаться от применения внешних терминаторов (рис. 4).

Рисунок 4 — Схематическое изображение сети типа кольцо Топология типа шина, представляет собой общий кабель (называемый шина или магистраль), к которому подсоединены все рабочие станции. Отправляемое рабочей станцией сообщение распространяется на все компьютеры сети. Каждая машина проверяет — кому адресовано сообщение и если ей, то обрабатывает его. Принимаются специальные меры для того, чтобы при работе с общим кабелем компьютеры не мешали друг другу передавать и принимать данные. Для того, чтобы исключить одновременную посылку данных, применяется либо «несущий» сигнал, либо один из компьютеров является главным и «даёт слово» «МАРКЕР» остальным станциям. На концах кабеля находятся терминаторы, для предотвращения отражения сигнала (рис. 5).

служба релейный топология сеть Рисунок 5 — Схематическое изображение сети типа шина Длина кабеля ограничена возможностью сетевой платы передавать пакеты данных на значительные расстояния. Для передачи пакетов на большие расстояния, а также для возможности подключения дополнительных рабочих станций применяют так называемые хабы. Хаб — устройство, которое модифицирует передаваемые сигналы, позволяя удлинить кабели и подключить дополнительные рабочие станции. Хабы бывают активные и пассивные. Пассивный хаб — это хаб, который не усиливает сигнал и позволяет только подключить дополнительные рабочие станции. Активный хаб — устройство, усиливающее передаваемые сигналы.

На данном предприятии используется топология типа шина, так как недорого стоит, просто настраивается и если одна из рабочих станций выйдет из строя, то это никак не отразится на работе всей сети. Однако, возникновение простых неполадок, таких как обрыв кабеля и выход из строя терминатора, полностью блокирует работу всей сети.

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Программное обеспечение включает в себя системное и прикладное. Системное программное обеспечение предназначено для функционирования самого компьютера как единого целого. Это, в первую очередь, операционная система, а также сервисные программы различного назначения — драйверы, утилиты и т. п. В системное программное обеспечение входит сетевой интерфейс, который обеспечивает доступ к данным на сервере.

Прикладное обеспечение представляет собой программы, для которых, собственно, и предназначен компьютер. Это вычисления, обработка результатов исследований, расчеты различного рода, обмен информацией и т. д.

Таблица 2 — Характеристика программного обеспечения

Отдел/ пользователь

Наименование ПО

Тип/сфера использования

ОС

Секретарь

ODBCBridge

Oik Excel

Интерфейс доступа к БД Создание отчетов, ведомостей

Windows XP

Главный инженер

WinCGI

Графики ТИТ

Публикация данных ОИК на веб-серверах Просмотр графиков

Windows 7

Главный диспетчер

КП «Исеть»

ПО «ОИК Диспетчер НТ»

Система телемеханики Информационно-управляющие системы

Windows Vista

Дежурный диспетчер

ПО «ОИК Диспетчер НТ»

Диспетчерский щит S-2000

Информационно-управляющие системы Устройство слежения за объектом системы

Windows XP

Начальник группы подстанций

Операторский интерфейс FormsDesigner

Прием и отображение данных «ОИК Диспетчер НТ»

Windows XP

ODBCBridge

ODBC (Open DataBase Connectivity) — это программный интерфейс (API) доступа к базам данных, позволяющий единообразно оперировать с разными источниками данных, абстрагируясь от особенностей взаимодействия в каждом конкретном случае. Практически для любой СУБД (включая MS-SQL сервер, Oracle, InterBase и др.), есть соответствующий драйвер ODBC.

Разработана программа ODBCBridge для двустороннего обмена телеметрической информацией между сервером ТМ и ODBC-совместимой базой данных. Программа работает как внешняя задача под сервером телемеханики.

Oik Excel

Программа OIK Excel предназначена для создания сложных выходных форм (отчетов, ведомостей и т. п.) диспетчера электросети с использованием популярного в среде операционной системы Windows инструмента — Microsoft Excel. Для оперативного доступа используется механизм OLE Automation.

WinCGI

Комплект программ для публикации данных ОИК на веб-серверах, в который входят:

— выборка из ретроспектив ТИТ с представлением информации и виде графика или таблицы;

— препроцессор для HTML-файлов, подменяющий особые теги в файле-заготовке на результаты расчета с использованием телеметрии (язык дорасчетчика);.

— обработка дорасчетных документов ОИК с выдачей результата в виде HTML-документа, отображение мнемосхемы с динамическими данными.

Диспетчерские графики «Графики ТИТ»

Программное обеспечение для работы с диспетчерскими графиками (ДГ).

Основные возможности программы:

— просмотр графиков разных наборов измерений;

— слежение за изменением графика в текущий момент (тренд);

— автоматическое обновление значений графика;

— задание периода полного и текущего обновления для каждого измерения отдельно;

— отображение допустимых границ измерения;

— смещение графика относительно времени сервера ОИК;

— просмотр значений измерений в табличном виде;

— масштабирование изображения;

— навигация по графику с помощью выбора даты или сдвигом (на сутки, на полчаса).

КП «Исеть»

ООО «НТК Интерфейс» разработало и с 2005 года приступило к серийному выпуску системы телемеханики — контролируемый пункт «Исеть». Гибкая модульная структура системы позволяет эффективно применять КП на энергообъектах любого класса.

Основные функции:

— ввод дискретных сигналов;

— ввод аналоговых сигналов;

— ввод числоимпульных сигналов;

— вывод дискретных сигналов;

— съем телеинформации с цифровых измерительных преобразователей;

— хранение (накопление) и локальная обработка данных;

— организация АРМ персонала.

Диспетчерский щит S-2000

Диспетчерский щит — устройство для оперативного визуального контроля и автоматической регистрации информации о состоянии объектов, входящих в систему диспетчерского управления. Основные назначения щита:

— наглядное отображение функционально-технической схемы управляемого объекта и информация о его состоянии в объеме, необходимом для выполнения оператором возложенных на него функций;

— отображение связей и характера взаимодействия управляемого объекта с другими объектами и внешней средой;

— сигнализация обо всех существенных нарушениях в работе объекта;

— быстрое выявление возможности локализации и ликвидации неисправности.

Операторский интерфейс (FormsDesigner)

Программный комплекс «Операторский интерфейс» предназначен для наглядного представления и отображения актуальной диспетчерской информации, принимаемой с сервера «ОИК Диспетчер НТ».

5. ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИКЛАДНОЙ ПРОГРАММЫ

Программное обеспечение «ОИК Диспетчер НТ»

«ОИК Диспетчер НТ» — это программный комплекс, предназначенный для создания информационно-управляющих систем для автоматизации технологического процесса передачи и распределения электрической энергии. Применяется на предприятиях электрических сетей, в районах предприятий электрических сетей, на крупных энергообъектах с круглосуточно работающим оперативным обслуживающим персоналом.

Комплекс опрашивает устройства телемеханики, сохраняет собранную информацию в базе данных, позволяет диспетчерам просматривать на экранах рабочих станций оперативные схемы с реальными значениями телесигналов и телеизмерений, производить телеуправление. Пользователи комплекса могут создавать, редактировать и удалять мнемосхемы, бланки переключений, оперативные журналы, текстовые документы.

Основная цель комплекса «ОИК Диспетчер НТ» — повышение надежности и качества выработки, передачи и распределения электрической и тепловой энергии.

Подсистемы комплекса «ОИК Диспетчер НТ»

Рисунок 6 — Структура комплекса Функционально комплекс делится на две основные подсистемы — серверную часть и рабочие станции.

Серверная часть отвечает за функции сбора, обработки и хранения данных телеметрии, а также обеспечивает доступ к базам данных, необходимым для работы персонала управления энергосистемой.

Программное обеспечение рабочих станций устанавливается на компьютерах персонала предприятия и рабочих местах диспетчеров, обеспечивая визуальное отображение данных телеметрии и информации из баз данных.

Помимо этого комплекс может быть дополнен дополнительными программами, частным случаем которых является множество вариантов двунаправленного обмена телеметрической и иной информацией с программным обеспечением других фирм-производителей, например, OPC сервер/клиент, программа рассылки оповещений об изменении ТС по каналам SMS и др.

Информационный обмен

Информационный обмен между сервером и рабочими станциями организован через стандартные сетевые протоколы связи по технологии «клиент-сервер», что позволяет оптимизировать поток информации между сервером и рабочей станцией, а также обеспечивает требования безопасности системы. Применение такого протокола как TCP/IP, например, позволяет устанавливать рабочие станции на значительном удалении от сервера, используя для связи коммутируемые каналы или среду Интернет.

Серверы комплекса «ОИК Диспетчер» позволяют организовывать двухсторонний обмен телеинформацией и выдачу транзитных команд телеуправления между территориально разнесенными предприятиями (подразделениями одного предприятия). Таким образом, возможно создание распределенных систем сбора и передачи телеинформации.

В качестве среды передачи могут использоваться как обычные телемеханические каналы связи, так и локальные сети предприятия, объединенные стандартными средствами (например, на базе протокола TCP/IP).

Масштабируемость системы Все программные компоненты комплекса могут быть как установлены одиночно стоящем компьютере, так и разнесены на отдельно стоящие компьютеры, связанные между собой сетевой средой, что позволяет перераспределять нагрузку. Средства удаленного конфигурирования и мониторинга дают возможность администрировать комплекс дистанционно.

Резервирование данных В целях повышения надежности в состав комплекса могут включаться средства поддержки «горячего» резервирования серверной части. «Горячий» резерв обеспечивается с помощью дублирующего компьютера, на котором осуществляется поддержка актуального состояния данных телеметрии и файлов баз данных основного сервера. В случае повреждения основного сервера, резервный автоматически берет на себя выполнение всех его функций.

Сервер «ОИК Диспетчер НТ»

Сервер «ОИК Диспетчер НТ» — это программный комплекс предназначенный для сбора, хранения, обработки и предоставления на пользовательский уровень телеметрической информации с энергообъектов. Комплекс работает в среде операционных систем Windows NT 4.0 / 2000 / XP / 7 / Server 2003 / Server 2008.

Сервер состоит из двух основных частей: ядро сервера и сервисный пакет Ядро сервера Набор программных модулей, собственно реализующих функции сервера: прием и обработка телеметрической информации, организация её хранения и доступ к результатам телеметрии и базам данных. Все программные модули, входящие в состав ядра, выполнены в виде процессов «сервисов» и запускаются на исполнение одновременно с запуском ядра и базовых «сервисов» операционной системы Windows NT (т.е. до пользовательского logon`а), поддерживая таким образом безопасность системы.

Ядро серверной части в свою очередь подразделяется на пять модулей:

1. Сервер конфигурации — предназначен для организации сеансов связи (обмен данными, управляющие воздействия) между всеми компонентами комплекса. Модуль также организует доступ к конфигурационному дереву комплекса и ведет оперативный системный журнал. Сервер конфигурации работает постоянно и позволяет управлять запуском модуля «Мастер-Сервис».

2. Мастер-Сервис — запускает на исполнение или останавливает все функциональные модули ядра, указанные в конфигурации. Пуск или останова мастер-серсива вызывает запуск или остановку работы всего комплекса. Модуль поддерживает on-line реконфигурирование комплекса, отслеживая изменения конфигурации и перезапуская модули ядра, которых эти изменения коснулись.

3. Сервер телемеханики — организует хранение и обработку телеметрической информации.

4. Дельта NT — обеспечивает прием и передачу телеметрии по каналам связи, а также вывод телеметрии на диспетчерские щиты и пульты.

5. Сервер баз данных — хранилище статической информации для создания на рабочих станциях визуальных форм отображения.

Сервисный пакет Набор программных модулей необходимых для обслуживания и администрирования сервера и системы в целом. Основные функции включают в себя запуск и останову комплекса в целом или отдельных компонентов, конфигурирование схемы сбора и логической структуры телеметрии, настройка ведения архвивов, системный мониторинг работы модулей ядра сервера и т. д.

Все модули сервисного пакета могут быть запущены только лицами имеющими полномочия администратора комплекса в доменной структуре «Windows NT». Весь обмен между модулями пакета с сервером шифруется по оригинальному алгоритму, предотвращая несанкционированный доступ к критическим узлам комплекса.

Основные функциональные возможности сервера:

1. Сбор и регистрация телеинформации Выполняется в реальном масштабе времени с привязкой к астрономическому времени с точностью до 10 мс; для информации, принятой от оборудования с меткой времени — до 1 мс.

Поддерживаются стандартные форматы телеметрии, данные могут быть приняты из широкого набора различных источников.

Количество обслуживаемых точек телеметрии — до 128 000 в максимальной комплектации сервера. Количество обслуживаемых каналов связи с устройствами сбора телеметрии — до 1 000.

2. Выдача телеметрии на диспетчерские щиты и пульты В списке поддерживаемых устройств:

— аппаратура щита S-2000;

— аппаратура щита «Поиск»;

— аппаратура щитов «Гранит» и «Компас»;

3. Конфигурирование физической структуры схемы сбора телеинформации

— Определение состава устройств сбора информации;

— Характеристики каналов связи;

— Настройка канальных адаптеров;

— Настройка средств отображения информации на диспетчерские щиты и пульты;

— Настройка каналов ретрансляции;

4. Конфигурирование логической структуры телеметрии

— Определение внутренней адресации телепараметров;

— Задание диспетчерских наименований;

— Настройка масштабных коэффициентов;

— Задание апертур и уставок фильтров.

5. Организация поля мгновенных значений телеметрии С различными динамическими атрибутами телепараметров, такими как:

— аппаратная недостоверность;

— ручная недостоверность;

— время последнего изменения значения;

— признак установки значения вручную;

— отклонение значения от нормы;

— срабатывание уставок разных уровней.

6. Ведение циклических архивов Сохранение поля мгновенных значений через заданные интервалы времени.

Для архива задается период записи (время между двумя ближайшими записями), глубина (время фиксации в архиве самого старого значения или максимальное число записей в файле ретроспективы) и количество параметров. Все настройки могут быть изменены динамически при запущенной ретроспективе.

7. Ведение журнала событий:

— приход телесигналов;

— срабатывание уставок по телеизмерениям;

— выдача команд телеуправления;

В качестве абонентов могут выступать как модули сервера ОИК, так и модули рабочих станций или пользовательские программы. Поддерживаются два типа связи:

— системный — работает по принципу «заявка—извещение». Абонент заявляет, какие телеметрические поля сервера его интересуют, после чего сервер по факту изменения поля самостоятельно извещает пользователя об этом;

— пользовательский — «запрос—ответ». Абонент запрашивает значение поля, и сервер выдает требуемое значение.

Безопаность соединений гарантируется применением идентификации компонента, требующего соединение, и шифрованием потока данных всех критических соединений.

Количество одновременно поддерживаемых сеансов связи с рабочими станциями — до 512 в максимальной комплектации сервера.

Дорасчет производится по заданной пользователем программами, написанными на специально разработанном языке или на языке Basic Script. Комплекс допускает одновременное выполнение до 64-х расчетных программ. Результаты вычислений складываются в поле мгновенных значений на общих основаниях (участвуют в архивах, усреднениях, ретрансляции и т. п.)

8. Хранение статической информации Статическая информация служит для создания на рабочих станциях визуальных форм отображения и может включать в себя:

— формы мнемосхем;

— информацию о привязках телепараметров в визуальных формах;

— справочные карточки по оборудованию;

— данные оперативных диспетчерских журналов;

— и другие документы.

9. Ведение системного журнала Данный журнал регистрирует все критические или системно-важные события.

10. Изменение настроек комплекса и отдельных компонентов Происходит в режиме on-line, без необходимости остановки комплекса. Эта возможность основана на свойствах сервера отслеживать изменения в конфигурации и выдавать команды на перезагрузку тех компонентов ядра, которых эти изменения коснулись.

Слежение за работой программ, входящих в состав ядра сервера, обзор подключенных пользователей, просмотр системных журналов.

11. Организация мониторинга аппаратуры телеметрии Учитывается вся аппаратура, входящая в систему сбора данных. Имеется возможность трассировки пакетов канального уровня.

12. Администрирование пользователей комплекса В том числе задание индивидуальных полномочий.

13. Создание внешних задач Внешние задачи — набор необязательных компонентов сервера телемеханики, реализующих различные функции. Как пример можно привести следующие реализованные задачи:

— SQL-шлюз — циклическая процедура экспорта телеметрических данных в SQL-совместимые базы данных;

— OPC-сервер-шлюз — задача, предоставляющая доступ к данным сервера телемеханики через интерфейс OPC;

— OPC-клиент-шлюз — задача, передающая в сервер телемеханики данные полученные от «чужого» OPC-сервера;

— WEB-клиент — задача предоставления данных посредством формирования динамических документов формата HTML.

Правила создания внешних задач достаточно просты. Это позволяет пользователям комплекса самостоятельно разрабатывать программные модули, которые будут исполняться под управлением сервера, становясь при этом частью системы.

Общее количество установок на начало 2011 г. — 881.

Таблица 3 — Количество объектов установки «ОИК Диспетчер НТ» по годам

1991 год

4 установки

1996 год

25 установок

2001 год

33 установки

2006 год

94 установки

1992 год

21 установка

1997 год

20 установок

2002 год

36 установок

2007 год

96 установок

1993 год

38 установок

1998 год

7 установок

2003 год

37 установок

2008 год

114 установок

1994 год

20 установок

1999 год

17 установок

2004 год

45 установок

2009 год

75 установок

1995 год

27 установок

2000 год

32 установки

2005 год

46 установок

2010 год

94 установки

В Кушнаренковском РЭС комплекс «ОИК Диспетчер НТ» был установлен в 2002 году.

6. РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ» СРЕДСТВОМ CASE-ТЕХНОЛОГИИ BPWIN

Создание современных информационных систем представляет собой сложнейшую задачу, решение которой требует применения специальных методик и инструментов. Последнее время среди системных аналитиков и разработчиков значительно вырос интерес к CASE — технологиям и инструментальным CASE — средствам, позволяющим максимально систематизировать и автоматизировать все этапы информационной системы

BPwin предназначен для создания функциональной модели существующей или проектируемой информационной системы.

Информационная система — весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс. Поэтому для успешной реализации крупного проекта необходимо, чтобы инструментальные средства, на которых он реализуется, были достаточно гибкими к изменяющимся требованиям.

BPwin поддерживает три методологии: IDEF0, DFD и IDEF3, позволяющие анализировать бизнес трех точек зрения.

В рамках методологии: IDEF0 бизнес-процесс представляется в виде набора элементов-работ, которые взаимодействуют между собой, а также показывается информационные, людские и производственные ресурсы, потребляемые каждой работой.

Диаграммы DFD могут дополнить то, что уже отражено в модели IDEF3, поскольку они описывают потоки данных, позволяя проследить, каким образом происходит обмен информацией между бизнес-функциями внутри системы.

IDEF3 привлекает внимание к очередности выполнения событий. В IDEF3 включены элементы логики, что позволяет моделировать и анализировать альтернативные сценарии развития бизнес-процесса.

FEO-диаграммы делаются, для того чтобы проиллюстрировать разные сценарий развития процесса, показать модель с других точек зрения, вырезать важный кусок из сложной диаграммы, не портя при этом саму диаграмму. FEO диаграммы характерны тем, что они не подлежат синтаксический проверке со стороны BPwin.

CASE — средство верхнего уровня BPWin поддерживает методологии IDEF0 (функциональная модель), IDEF3 (WorkFlow Diagram) и DFD (DataFlow Diagram). Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес-процессов на предприятии (так называемая модель AS-IS) и идеального положения вещей — того, к чему нужно стремиться (модель TO-BE). Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм — единичных описаний фрагментов системы. Сначала проводится описание системы в целом и ее взаимодействия с окружающим миром (контекстная диаграмма), после чего проводится функциональная декомпозиция — система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности. После каждого сеанса декомпозиции проводится сеанс экспертизы: каждая диаграмма проверяется экспертами предметной области, представителями заказчика, людьми, непосредственно участвующими в бизнес-процессе. Такая технология создания модели позволяет построить модель, адекватную предметной области на всех уровнях абстрагирования.

Контекстная диаграмма Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой.

Создан модуль схемы «Управление проектом» (Рис.7).

Рисунок 7 — Схема «Управления проектом»

Таблица 4 — Контекстная диаграмма

Наименование стрелки

Описание

Тип

Технические требования

Технические требования, предъявляемые к разрабатываемому проекту

Input

Контракт

Контракт

Input

Элементы управления

Элементы управления интеграцией проекта

Control

Группы процессов управления проектом

Группы процессов управления проектом

Mechanism

Элементы интеграционных процессов

Элементы интеграционных процессов

Mechanism

Интеграция проекта

Интеграция проекта

Output

Диаграмма декомпозиции После описания системы в целом проводится разбиение ее на крупные фрагменты. Этот процесс называется функциональной декомпозицией, а диаграммы, которые описывают каждый фрагмент и взаимодействие фрагментов, называются диаграммами декомпозиции. После декомпозиции контекстной диаграммы проводится декомпозиция каждого большого фрагмента системы на более мелкие и т. д., до достижения нужного уровня подробности описания. Диаграмма декомпозиции, показывающая разбиение работы «Управления проектом» на крупные фрагменты (Рис.8).

Рисунок 8 — Декомпозиция контекстной диаграммы «Управление проектом»

Для связывания работ между собой используются внутренние стрелки, т. е. стрелки, которые не касаются границы диаграммы, начинаются у одной и кончаются у другой работы.

Список использованных источников

1. Месконов М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы электроэнергетики. М., 2007

2. Панфилова А. П. Документация в профессиональной деятельности. СПб, 2009.

3. Электрические сети и системы: Методические указания. — Москва, 2008;

4. Правила устройства электроустановок. М.:Энергоатомиздат, 2007;

5. Идельчик В. И. Электрические системы и сети. — М.: Энергоатомиздат, 2009;

6. Неклепаев Б. Н., Крючков И. П. Электрическая часть станций и подстанций: Справочные материалы. — М.: Энергоатомиздат, 2009;

7. Поспелов Г. Е., Федин В. Т. Распределенные электрические сети., 2008.

8. Должностные инструкции сотрудников БашРЭС

9. Официальный сайт предприятия ООО «БашРЭС» http://www.bashres.bashkirenergo.ru/

10. Шабад М. А. Основы релейной защиты и автоматики распределительных сетей. Л., «Энергия», 2006 г. 288с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой