Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Московские городские легенды как исторический источник: историческая память и образ города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предметом настоящей работы являются московские городские легенды. С этими текстами знаком практически каждый москвич. Горожане часто рассказывают друг другу легендарные истории, связанные с памятниками архитектуры и отдельными частями города, легенды об известных исторических деятелях или значительных городских происшествиях. Эти тексты передаются изустно, публикуются в средствах массовой… Читать ещё >

Содержание

  • введение.з
  • глава 1. историография
    • 1. Проблема изучения исторической памяти в зарубежной и отечественной" историографии
    • 2. Становление и развитие устной истории
    • 3. Изучение и собирание городского фольклора в отечественной и зарубежной фольклористике
  • глава 2. московские городские легенды: сбор, классификация и общая характеристика
    • 1. Сбор материала. Характеристика групп источников
      • 1. 1. Легенды, собранные автором и современными фольклористами
      • 1. 2. Легенды, собранные Е. 3. Барановым
      • 1. 3. Легенды из краеведческой и мемуарной литературы (середина XIX— начало XX века)
      • 1. 4. Издания легенд, рассчитанные на широкого читателя. Работы по истории Москвы. Детская, учебная и художественная
  • литература конца XX— начала XXI века
    • 1. 5. Легенды из средств массовой информации
    • 1. 6. Выводы
    • 2. Классификация московских городских легенд. Создание базы данных
    • 3. Основные особенности московских городских легенд
    • 3. 1. Безавторство, повторяемость, вариативность текстов
    • 3. 2. Структура и функции текстов
      • 3. 2. 1. Структура текстов
      • 3. 2. 2. Функции текстов
  • глава 3. московские городские легенды и
  • глава 4. историческая память москвичей на материале московских городских легенд
    • 1. Вводные и теоретические вопросы
    • 2. Историческая память москвичей: Статистические сведения по ' 1 всему корпусу городских легенд
    • 3. Историческая память москвичей в начале XX и на рубеже XX—XXI вв.еков: представления о времени, событиях, героях
  • глава 5. московские городские легенды: образ города и мифологические представления горожан

Московские городские легенды как исторический источник: историческая память и образ города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной историографии все более увеличивается интерес к неписьменным источникам (изобразительным, устным и др.) Значительно возросло количество междисциплинарных исследований в области истории, филологии и смежных наук.

Данная диссертация также является междисциплинарным исследованием. В ней будут рассмотрены вопросы, тесно связанные с источниковедением и фольклористикой, а также с такими направлениями исторической науки как устная история и изучение исторической памяти.

Предметом настоящей работы являются московские городские легенды. С этими текстами знаком практически каждый москвич. Горожане часто рассказывают друг другу легендарные истории, связанные с памятниками архитектуры и отдельными частями города, легенды об известных исторических деятелях или значительных городских происшествиях. Эти тексты передаются изустно, публикуются в средствах массовой информации, их можно встретить в литературе краеведческого характера. Несмотря на известность этого корпуса текстов и наличие ряда посвященных ему работ фольклористов, он никогда до сих пор не становился объектом систематического источниковедческого изучения.

В современной системе гуманитарного знания не существует единства в определении данного термина. В данном исследовании автор придерживается определения «городской легенды» как устного прозаического рассказа, основным содержанием которого является описание возможных или реальных фактов прошлого (подробнее об этом см.: Глава 1.

§ 3).

Первой записью московской городской легенды можно считать так называемые «Повести о начале Москвы», которые дошли до нас в нескольких версиях в рукописях XVII в., возможно, восходящих к более ранним преданиям1. В отечественной науке эти тексты достаточно подробно и обстоятельно изучены, в отличие от более поздних записей московских городских легенд.

Систематически городские легенды стали записываться и публиковаться исследователями достаточно поздно. В 1838—1839 годах несколько московских легенд были опубликованы в трехтомнике русских преданий, подготовленном Н.М.Макаровым2. В 1928 году вышел первый специальный сборник московских городских легенд, собранных Е.З. Барановым3. Начиная с 1990;х годов, фольклористы вновь обратили внимание на городские легенды, начался их сбор и изучение. Весь комплекс московских легенд, записанных Е. З. Барановым, был опубликован по архивным материалам только в 1993 г. В. Боковой4. Немногим позже были изданы два сборника городских легенд, рассчитанных на широкий круг читателей .

Городские легенды бытуют и в современной Москве. Горожане рассказывают их друг другу, они появляются в печати, но, к сожалению, пока этот материал записывается и исследуется в отечественной науке сравнительно мало. Лишь в нескольких работах фольклористов идет речь о.

1 См.: Повести о начале Москвы / Исслед. и подгот. текста М. А. Салминой. М.- JL, 1964.

2 Макаров Н. М. Русские предания. М., 1838−1840. Т. 1−3.

3 Баранов Е. З. Московские легенды. М., 1928. Вып. 1.

4 Московские легенды, записанные Евгением Барановым / Сост., вступ. ст. и примеч. В. М. Боковой. М., 1993.

5 Сатыренко А., Гуржий Т. Легенды и мифы Москвы. М., 1997; Бурлак В. Н. Москва таинственная: Легенды вечного города. М., 2001. московских городских легендах6.

В данной работе мне бы хотелось поставить вопрос о возможности и целесообразности использования московских городских легенд в исторических исследованиях. Целью диссертации является всесторонне рассмотрение этого материала в качестве исторического источника по изучению исторической памяти и мифологическим представлениям москвичей.

Эта цель подразумевает решение следующих задач:

• Изучить опыт предшественников — фольклористов и историковзанимавшихся городскими легендами и сходными с ними группами источников;

• Собрать материал, содержащийся в различных печатных и архивных источниках, охарактеризовать степень надежности этих записей, а также записать легенды, бытующие сейчас;

• Структурировать и систематизировать материал;

• Определить и изучить главные особенности этого материала, отличающие его от других видов исторических источников;

• Установить связь сюжетов городских легенд с исторической действительностью, проанализировать историю ряда сюжетов в.

6 Новичкова Т. А. Два мира — земной и космический в современных народных легендах // Русская литература. М., 1990. № 1. С. 134−135- Веселова И. С. Жанры современного городского фольклора: Повествовательные традиции: Дис.. канд. филол. наук. М., 2000. С. 12−13- Она же. Заметки к фольклорной карте Москвы // Живая старина. М., 1997. № 3. С. 10−11- Она же. Логика московской путаницы // Москва и «московский текст» русской культуры. М., 1998. С. 98−118- Кабакова Г. И. Высотные здания в свете мифологии // Живая старина. М., 1997. № 3. С. 13- Левкиевская Е. Е. Москва в зеркале православных легенд // Живая старина. М., 1997. № 3. С. 15−17- Неклюдов С. Ю. После фольклора // Живая старина. М., 1995. № 1. С. 2−4- Он же. Фольклор современного города // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 5−27- Равинский Д. К. Городская мифология // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 409−420- Он же. Городская мифология как часть городской культуры // Мифология и повседневность: Мат-лы науч. конф., 18−20 февраля 1998 года. СПб., 1998. С. 54−60- Богданов К. А. Мифология и повседневность // Тендерный подход в антропологических дисциплинах: Мат-лы науч. конф., 19−21 февраля, 2001 г. СПб, 2001. С. 61- Он же. Повседневность и мифология. Исследование по семиотике фольклорной действительности. СПб, 2001; Калашникова Т. Е. Судьба легенды // Живая старина. М., 2000. № 3. С. 44−45. легендарной традиции;

• Рассмотреть городские легенды как источник для изучения исторической памяти и исторических представлений горожан;

• Рассмотреть городские легенды в качестве источника для изучения стереотипных мифологизированных представлений москвичей о пространстве города.

Корпус источников, анализируемых в настоящей работе, состоит из легенд, собранных автором, а также из текстов, собранных фольклористами (включая сохранившиеся в архивных фондах некоторых из них в РГАЛИ и Отделе письменных источников ГИМ), встречающихся в работах по истории Москвы, в средствах массовой информации, в краеведческой, детской, учебной, научно-популярной и художественной литературе.

Общее количество текстов, анализируемых в диссертации, — 428. Это легенды, записанные в период с 1838 по 2007 г. Тексты легенд неоднородны, они отличаются друг от друга по структуре, тематике, повествуют о разных периодах истории и разных исторических деятелях. Часто один и тот же сюжет представлен несколькими текстами, записанными в разное время и от разных людей. Все легенды объединены в электронной базе данных, п созданной автором совместно с Е. Н. Майером. База данных дает дополнительные возможности для систематизации и исследования такого разнообразного материала, как московские городские легенды.

Структура работы определеяется целями и задачами диссертационного исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и шести приложений. Первая глава диссертационной работы посвящена историографии заявленной темы и некоторых смежных с ней направлений. В этой главе особенное внимание будет уделено изучению городского фольклора в отечественной и зарубежной науке. Отдельно будет рассмотрена.

Заключение

.

Произошедшие в XX веке изменения в исторической науке привели к тому, что во многом изменилось понимание предмета и методов исследования. Новые научные направления, такие как устная история и история исторической памяти, исследуют субъективные представления людей об истории, реконструируя образы прошлого и мировоззренческие картины в разные периоды истории. Все чаще исследователи обращаются к новым, «нетрадиционным» историческим источникам, используя междисциплинарные методы для их изучения.

Настоящая работа была посвящена всестороннему рассмотрению московских городских легенд середины XIX — начала XXI в. в качестве исторического источника. Городские легенды впервые были рассмотрены не с точки зрения фольклористики или краеведения, но в качестве исторического источника по изучению исторической памяти, • а также мифологических представлений горожан о городском пространстве. Данная работа, являясь междисциплинарным исследованием, связана с источниковедением, фольклористикой, устной историей и историей исторической памяти.

При работе с московскими городскими легендами первой задачей стало формирование корпуса текстов. В работе были привлечены следующие материалы:

1. Легенды, собранные автором путем устных бесед с москвичами. Кроме того, некоторое количество легенд мне было передано информантами1 в уже записанном виде.

2. Легенды, собранные Е. З. Барановым в 1914;1934 гг.,.

3. Легенды, собранные фольклористами (как опубликованные, так и сохранившиеся в архивных фондах РГАЛИ и Отдела письменных источников ГИМ).

4. Сборники московских городских легенд, рассчитанные на широкий круг читателей.

5. Легенды, включенные в краеведческую, детскую учебную и художественную литературу.

6. Легенды, опубликованные в средствах массовой информации.

Общее количество собранных текстов — 428. Хронологические рамки собранного материала — 1838−2007 гг. Основу коллекции составляют два собрания текстов, в наибольшей степени отвечающие научным требованиям к записи фольклорных материалов: легенды, собранные Е. З. Барановым в начале XX века, и легенды, собранные автором диссертации и современными фольклористами в конце XX — начале XXI века.

Для удобства работы было необходимо классифицировать и систематизировать этот обширный материал. Мною были выбраны пять типов классификаций: жанровый, тематический, хронологический, территориальный, по герою. Каждый из этих принципов имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому я использовала все пять классификаций, объединив их в единую электронную базу данных, созданную мною совместно с Е. Н. Майером. Использование базы данных заметно упростило и ускорило работу с источником. Кроме того, электронная база данных была выложена в сети Интернет, став общедоступной.

В диссертационной работе были рассмотрены основные особенности московских городских легенд как фольклорных текстов. Их главными отличительными чертами являются: безавторство, вариативность, повторяемость. Кратко затронут вопрос об их форме и структуре. В городских легендах доминирует информативная функция, в большей их части присутствует установка на достоверность.

В ходе исследования я пришла к выводу, что использование московских городских легенд в качестве исторического источника по событийной истории затрудняется наличием в них вымысла и отражением мифологических представлений, но при этом городские легенды — ценнейший источник для изучения исторической памяти и исторических представлений горожан, а также для изучения мифологического образа города.

В диссертации был затронут вопрос о характере и особенностях исторической памяти, ее избирательности. Историческая память — это одна из составляющих культурной памяти и одна из форм коллективной, социальной и индивидуальной памяти. На материале московских городских легенд мною был рассмотрен феномен исторической памяти москвичей двух периодов: середины XIX — начала XX века и конца XX — начала XXI века. Для выявления стереотипных образов, сложившихся в исторической памяти москвичей двух периодов, наиболее плодотворными оказались сравнительный, качественный иколичественный методы анализа материала. Сравнение, интерпретация описаний исторических событий и героев, представленных в легендах, записанных мнойи в легендах, записанных Е. З. Барановым, позволили составить представление о характере и динамике изменений исторической памяти москвичей на протяжении XX столетия.

Выявление актуализированных событий и героев, частоты их упоминания, обобщение и систематизация данных, полученных на материале всего корпуса выявленных московских городских легенд (428 текстов), позволили составить представление об общей картине исторических представлений москвичей, о динамике их изменений на протяжении XX века. В работе я постаралась показать, как в городских легендах характеризуются различные исторические периоды, что доминирует в их описании, как оценивается деятельность различных исторических героев и какие мифологические образы сложились о них. Московские легенды рассказывают о значительных исторических событиях связанных с историей Москвы. В них упоминаются государственные деятели разных эпох, представители дворянских и купеческих фамилий, чтимые святые и духовные лица, мастера, писатели, поэты, художники, архитекторы и др.

Легенды о допетровской эпохе в большей степени связаны с религией, большинство легенд рассказывают о чудесных знамениях, постройке церквей и монастырей. Легенды о XVIII веке имеют светский характер, они рассказывают о нравах и причудах двора, о деятельности монархов. Легенды о XIX веке повествуют о дворянской, купеческой жизни, об Отечественной войне 1812 года. Много легенд связывается с именами известных писателей, художников, поэтов и других культурных деятелей XIX века. Легенды о XX веке в основном посвящены советскому времени, большинство из них рассказывают о личности И. В-. Сталина и истории сталинских строек. Легенды о современности посвящены страшным и таинственным историям, а также курьезным городским происшествиям.

Соотношение реального и вымышленного в легендах варьируется. Иногда в них исторично только имя действующего героя. Чаще всего это реально существовавшее историческое лицо, причем обычно — крупного масштаба: Иван Грозный, Петр I, Сталин и пр. Вокруг крупной' исторической фигуры часто объединяются самые разные мотивы, и сюжеты, которые отбираются в соответствии с представлениями, сложившимися о данном лице и характере его деятельности. События в легендах описываются так, как они действительно могли происходить, но нередко в тексты вносится элемент чудесного и сверхъестественногорассказывается о необыкновенных явлениях и сбывшихся пророчествах.

Глубина исторической памяти современных москвичей отличается от исторических представлений горожан конца XIX — начала XX века. Легенды, записанные Е. З. Барановым, повествуют о событиях XVI, XVIII, XIX и начала XX веков. Легенды, записанные мной от современных москвичей, рассказывают о периодах от основания Москвы до XXI века. Легенды начала XX и начала XXI веков имеют общие* мотивы, которые образуют схожие сюжеты. Сами тексты двух указанных периодов сильно отличаются друг от друга по стилистике, форме, повествованию и объему.

Самыми популярными героями двух периодов стали Иван Грозный и.

Петр I. Среди легенд Е. З. Баранова, помимо выше указанных героев, часто встречаются имена Якова Брюса и Николая II. Популярными героями моей коллекции являются И. В. Сталин и Екатерина II. Анализ легенд двух корпусов позволил выявить стереотипные мифологизированные образы этих исторических личностей, сложившиеся в представлениях москвичей. в начале XX и начале XXI веков.

Фигура царя Ивана Грозного оценивается-москвичами неоднозначно. В начале века Иван Грозный представлялся горожанам, более жестоким, кровавым и беспощадным, нежели современным москвичам. По, их представлениям царь был человеком образованным, щедрым, набожным, жестоким и даже немного трусливым. Образ Петра Г в обоих корпусах текстов положительный. Он изображается деятельным-, трудолюбивым, любознательным и умным человеком. В современных текстах подчеркивается, егореформаторская деятельность.

Почти во всех легендах Е. З. Баранова, посвященных Петру I, встречается имя Якова Брюса. Его образ тесно связан с мистическими сюжетами. Я. Брюс представляется в легендах колдуном и чародеем, ученым, изобретателем, лекарем, подчеркивается то, что он обладал редким-умом и был приближен к царю.

Екатерина II характеризуется в современных легендах как мудрая, рассудительная императрица, благоволившая своим поданным. Николай И, в легендах начала века, изображается слабым, безвольным человеком, непригодным для управления страной, злоупотребляющим алкоголем и неуважаемым государственным деятелем;

Образ И. В. Сталина очень противоречив, во многом он схож с фольклорными образами Ивана Грозного и Петра I. В легендах его поступки напрямую не оцениваются, но специально подчеркивается его безграничная власть. Особо отмечается его религиозность, которую, по словам рассказчиков, он тщательно скрывал. Чаще всего его имя упоминается в связи со строительством.

Кроме того, в диссертации была предпринята попытка выявить мифологизированные представления москвичей о пространстве города и установить их связь с архаическими образами классического деревенского фольклора. Был выявлен ряд общих преходящих и сильно трансформирующихся мотивов деревенского фольклора в городской постфольклорной традиции.

Результаты данной работы могут быть использованы как для дальнейшего изучения исторической памяти москвичей, с привлечением более широкого круга источников, так и для изучения московских городских легенд в более широком ракурсе, и особенно — в сопоставлении с легендарной традицией других городов России и мира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источникиа) Опубликованные
  2. Ю. Москва заповедная. М., 1991.
  3. А. Москва. Портрет города в пословицах и поговорках. М., 1997.
  4. Е.З. Московские легенды. М., 1928. Вып. 1.4. Белицкий Я. М. Западная Москва. М., 1994.
  5. И.А. Ушедшая Москва. М., 2002.
  6. Т.М. Тайны подземной Москвы. М., 1997.
  7. Т.Е., Докучаева О. В. Царицыно. М., 1996.
  8. И.А. Архитектурные традиции Москвы (эпоха средневековья). М., 1997.
  9. И.А. Красная площадь Москвы. М., 1991.
  10. Ю.Б. Сталиниада. Мемуары по чужим воспоминаниям с историческими анекдотами и размышлениями автора. Иркутск, 1992.
  11. Ю.Б. Фарисея: Послесталинская эпоха в преданиях и анекдотах. М., 1992.
  12. Ю. История государства Российского в преданиях и анекдотах. М., 1995.
  13. Д.Г. Нижегородские легенды. СПб., 1896.
  14. Ю.Н. Под сенью монастырей московских. М., 1991.
  15. Г. М. Москва средневековая: Учебное пособие по москвоведению для средней школы. М., 1998.
  16. В.Н. Москва таинственная: Легенды вечного города. М., 2001.
  17. Е.Ю., Сапранова Т. Ф., Смолицкая Г. П. Названиямосковских храмов. М., 1998.
  18. М.Е. Легенды московских бояр. М., 1997.
  19. Л. Кремлевские жены: Факты, воспоминания, документы, слухи, легенды и взгляд автора. М., 1992.
  20. В. Москва и москвичи. М., 1979.
  21. В.П. Икона Владимирской Богоматери и духовное наследие Москвы. М., 1997.
  22. О., Быков В. Столичная энциклопедия // Комсомольская правда. Московский выпуск. 2001. Апрель-март.
  23. А. А. Воспоминаия // Московский приходской сборник. М., 1991. Вып.1. С. 153−157.
  24. Л.В. Устные рассказы // Русский фольклор Великой Отечественной войны. М.- Л., 1964. С. 264−306.
  25. А.Л. Особняк на Поварской: Из истории московского Дворца искусств // Встречи с прошлым: Сборник материалов ЦГАЛИ. М., 1996. Вып. 8. С. 120−125.
  26. Ю. Московских улиц имена: Воспоминание-исследование. М., 1997.
  27. В.А. Марьина роща. Старинное предание // Стихи о Москве: Сборник / Сост. Е. Г. Басова, С. Г. Кондратенко. М., 1997. С. 33−63.
  28. И.Е. История города Москвы. М., 1990.
  29. Знамения русского неба (из старинных книг) // Книга тайн / Сост. В. Щербаков. СПб.- М., 1991. С.20−36.
  30. Е. Меткое московское слово. М., 1985.
  31. А.В. Каменная летопись Москвы: Путеводитель. М., 1978.
  32. Кац Э. Э. Мы живем в Москве: Улица: Учебное пособие для учащихся начальной школы. М., 1997.
  33. Л.Е. Путешествия по новой Москве: Очерки, репортажи. М., 1979.
  34. И.К. Седая старина Москвы. М., 1997.
  35. М.Ю., Рысин Л. П. Кузьминки. М., 1997.
  36. М.П. Москва третий Рим: Историко-градостроительное исследование. М., 1994.
  37. Легенды и мифы о А. С. Пушкине. СПб., 1994.
  38. Н.М. Русские предания. М., 1838−1840. Т. 1−3.
  39. М.Ф., Резвин В. А. Прогулки по Москве: Архитектурные зарисовки: Путеводитель. М., 1988.
  40. О.И., Бабашов Г. М. Популярное москвоведение. М., 1997.
  41. А. Москву охраняет чудовище, живущее в башне Кремля // Комсомольская правда: Московский выпуск. 2001. 24 декабря.
  42. Н.М. Москвы ожившие предание. М., 1997.
  43. Н.М. Земли московской древнее предание. М., 1985.
  44. Н.М. Московские были. М., 1997.
  45. Т.А., Фролов В. Т. История Москвы в памятниках культуры к 850-летию столицы. М., 1997.
  46. Москва. Портрет города: В пословицах и поговорках. М., 1997.
  47. . М., 2001. № 1. С. 29- № 2. С. 26−27- № 7−8. С. 27- № 9. С. 26.
  48. Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия. М., 1989.
  49. Московские легенды, записанные Евгением Барановым / Сост., вступ. ст. и примеч. В. М. Боковой. М., 1993.
  50. Московский альбом: Воспоминания о москвичах XIX—XX вв.еков / Сост. Ю. Н. Александров. М., 1997.
  51. Московский летописец: Сборник. М., 1988.
  52. Моя Москва: История столицы в рассказах для юных москвичей. М., 1997.
  53. В. Московские предания и были. М., 1998.
  54. В.В. Из истории Москвы 1147−1913: Иллюстрированные очерки. М., 1997.
  55. По Москве: Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям / Под. ред Н. А. Гейнике, Н. С. Елагина и др. М., 1991.
  56. По старой Москве: Переработанное издание М. и С. Сабашниковых. М., 1997.
  57. Повести о начале Москвы / Исслед. и подгот. текста М. А. Салминой. М.- Л., 1964.
  58. П.Г. Два московских сказания: Исторический очерк. М., 1987.
  59. И.Г. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков и другие труды по русской истории и этнографии. М., СПб., 1996.
  60. М.Н. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. М., 1996.
  61. С. Из истории московских переулков. М., 1988.
  62. А., Гуржий Т. Легенды и мифы Москвы. М., 1997.
  63. Н.А. Мифология Петербурга: Очерки. СПб., 2002.
  64. Н.А. Петербург: От дома к дому. От легенде к легенде. Путеводитель. СПб., 2002.
  65. Н.А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. СПб., 2002.
  66. И.М. Москва. М., 1865, Т. 1 -2.
  67. П.В. По старой и новой Москве. М., Л., 1947.
  68. П.В. Сухарева башня (1692−1926). Народные легенды о башне, ее история, реставрация, современное состояние. М., 1993. б) Архивные
  69. РГАЛИ. Ф. 1418. Он. 1. Ед.хр. 2, 3, 4, 5, 6, 7.
  70. РГАЛИ. Ф. 1823. On. 1. Ед.хр. 63, 95, 236, 237.
  71. XX век: Методологические проблемы исторического познания: Сб.ст. М., 2002.
  72. Е.В., Шумов К. Э. Фольклор и обряды туристов // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 103−123.
  73. С.Б. Прагматика фольклора. СПб., 2004.
  74. С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982.
  75. С.Н. О подразделениях несказочной прозы // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие для филол. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986. С. 286−291.
  76. С.Н. Проблемы международной систематизации преданий и легенд // Русский фольклор: Специфика фольклорных жанров. М.- Л., 1966. Вып.1. С. 176−196.
  77. С.Н. Современные устные рассказы // Проблемы современного творчества: Российский фольклор. М.- Л., 1964. С. 156 170.
  78. В.П. Русское устное народное творчество. М., 2001.
  79. В.П. Теория фольклора: Курс лекций. М., 1996.
  80. Н.П. Быль и миф Петербурга. Пг., 1924.
  81. Н.П. Москва. М., 1948.
  82. Н.П. Пути изучения города как социального организма. Л., 1925.
  83. Ю.А. Культура воспоминания и история памяти // История и память: Историческая культура Европы до начала нового времени / Под ред. Л. П. Репиной. М., 2006. С. 47−55.
  84. Ю.А. От MEMORIA к «истории памяти» // Одиссей: Человек в истории: Язык Библии в нарративе. 2003. М., 2003. С. 170−198.
  85. Ф. Время и история // «Анналы» на рубеже веков: Антология / Отв. ред. А. Я. Гуревич. М., 2002. С. 157−159.
  86. Ф. История ментальностей // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах ирефератах. М., 1996. С. 26−29.
  87. Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.
  88. А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1983.
  89. М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.
  90. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  91. М.М., Фарбер Д. А. Психофизиология: Словарь // Психологический лексикон: Энциклопедический словарь в шести томах / Под ред. А. В. Петровского. М., 2006.
  92. А.Ф. Городской фольклор: Лекции для студентов-заочников. Таллин, 1987.
  93. А.Ф. Русский школьный фольклор: От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. М., 1998.
  94. К.А. Мифология и повседневность // Тендерный подход в антропологических дисциплинах: Мат-лы науч. конф., 19−21 февраля, 2001 г. СПб., 2001.
  95. К.А. Повседневность и мифология. Исследование по семиотике фольклорной действительности. СПб., 2001.
  96. Д.Г. Нижегородские легенды. СПб., 1896.
  97. Я. Устная традиция как история // Хрестоматия по устной истории / Под ред. М. В. Лоскутовой. СПб., 2003. С. 66−109.
  98. О.И. Право и историческая память // Древнейшие государства Восточной' Европы, 2001 год: Историческая память и формы ее воплощения. М., 2003. С. 151−157.
  99. Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в XX столетие: Сб. ст. Челябинск, 2004.
  100. И.С. «Рассказ» и «Разговор»: мужской и женский текст в русской городской народной культуре // Мир. народной картинки: Мат-лы науч. конф. «Випперовские чтения 1997″. М., 1999. С. 212−221.
  101. И.С. 18-я конференция „Перспективы современной легенды“ // Живая старина. М., 2001. № 1. С. 10−11.
  102. И.С. Жанры современного городского фольклора: Повествовательные традиции: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2000.
  103. И.С. Жанры современного городского фольклора: Повествовательные традиции: Дис.. канд. филол. наук. М., 2000.
  104. И.С. Заметки к фольклорной карте Москвы // Живая старина. М., 1997. № 3. С. 10−12.
  105. И.С. Конференция: „Перспективы современной легенды“ //Живая старина. М., 2003. № 2. С. 28−29.
  106. И.С. Круглый стол по проблемам современного городского фольклора // Живая старина. М., 1997. № 1. С.58−59.
  107. И.С. Логика московской путаницы // Москва и „московский текст“ русской культуры. М., 1998. С. 98−118.
  108. И.С. О зависимости функций текста от формы его бытования // Мифология и повседневность: Материалы научной конференции 18−20 февраля 1998 года. СПб., 1998. С.8−15.
  109. И.С. Перспективы изучения современной легенды // .
  110. И.С. Прагматика устного рассказа // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 534−543.
  111. Восточная Европа в древности и средневековье: Историческая память и формы ее воплощения: XXI чтение памяти члена-корреспондента АН СССР В. Т. Пашуто: Мат-лы конф. 18−20 апреля 2000 года. М., 2000.
  112. Время История — Память: Историческое сознание в пространстве культуры / Под. ред. Л. П. Репиной. М., 2007.
  113. А.Я. „Доброе ремесло“ (Первая биография Марка Блока) // Одиссей: Человек в истории, 1991. М., 1991. С. 75−83.
  114. А.Я. Избранные труды : В 4-х т. СПб., 1999.
  115. А.Я. Исторический синтез и Школа Анналов. М., 1993.
  116. А.Я. От истории ментальностей к историческому синтезу // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы „Анналов“. М., 1993.
  117. В. Толковый словарь. М., 1981. Т. III.
  118. С.И. Мифологические представления русского народа в прошлом и настоящем (былички и рассказы об НЛО)' // Этнографическое обозрение. М., 1994. № 6. С. 97−110.
  119. Р. „Устная история“ в историографии современной науки: Опыт и проблемы // Вопросы истории, естествознания и техники. М., 1980. С.60−88.
  120. Древнейшие государства Восточной Европы, 2001: Историческая память и формы ее воплощения / Отв. ред. Е. А. Мельникова. М., 2003.
  121. О.И. Мифологизация образа Г.А. Потемкина в историческом сознании современников // Источниковедение и компаративный в гуманитарном знании: Тез. докл. и сообщ. науч. конф. Москва, 29−31 янв. 1996 г. М., 1996. С. 203−209.
  122. B.G. Словарь московского арго (материалы 19 801 994 гг.). М., 1994.
  123. Л.И. Методологические вопросы в фольклористике. М., 1978.
  124. В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно- исторические очерки. М., 2004.
  125. М. Русский народ: Обычаи, обряды, предания, суеверия. М., 1996.
  126. П.А. Историческое время и историческая память: Автореф. канд. дис. М., 1999.
  127. В.П. Быличка как жанр фольклора и ее современные судьбы И Мифологические рассказы русского населения восточной Сибири. Новосибирск, 1987. С. 381−400.
  128. Историческая память в массовом сознании РФ. М., 2002.
  129. Историческая память как социальная стратификация: Социально-культурный аспект: Мат. науч. конф., 16−17 мая 2005 г. СПб., 2005.
  130. История и память: Историческая культура Европы до начала нового времени / Под ред. Л. П. Репиной. М., 2006.
  131. История исторического знания: Пособие для вузов / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. М., 2004.
  132. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.
  133. Источниковедение африканской истории. М., 1977.
  134. Г. И. Высотные здания в свете мифологии // Живая старина. М., 1997. № 3. С. 12−14-
  135. Е.Г. Что такое фольклор // Художественный фольклор. М., 1929. Вып. IV. С. 3−8.
  136. Р. Миф и человек: Человек и сакральное. М., 2003.
  137. Т.Е. Судьба легенды // Живая старина. Mi, 2000. № 3. С.44−45.
  138. Л.А., Красильникова Е. В. Лексика города: К постановке проблемы // Способы номинации в современном русском языке. М., 1982. С. 282−294.
  139. С. Городской фольклор: реальность, нуждающаяся в новом прочтении // Живая старина. М., 1995. № 2. С. 15−16.
  140. О.А., Клевцова Е. Г. История рабочего города в народной несказочной1 прозе (по материалам экспедиции 70-х годов в городе Касли) // Фольклор Урала: Фольклор- городов и поселков: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1982. С. 3.
  141. В. А. Устная история российской деревни XX века: К постановке проблемы // Вестник Воронежского государственного университета. Воронеж, 1993. N. 2. С. 83−87.
  142. Р. Дж. Идея истории. Автобиография, Mi, 1980.
  143. Я.Р., Народное творчество Смоленщины: Семейные обряды (от рождения до свадебного пира). Легенды: и предания. Смоленск, 1997.
  144. И.А. Русская народная мифологическая проза. СПб., 2001.
  145. Н.А. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры. Л., 1987.
  146. В.П. Историческое развитие жанров несказочной прозы на горнозаводском Урале: Автореф. дис.. докт. филол. наук. М., 1997.
  147. Е.С. Возвращаясь к определению знака // Вопросы языкознания. М., 1993. № 3. С. 18−28.
  148. Культура исторической памяти: Мат-лы науч. конф., 19−22 сентября 2001 г. Петрозаводск, 2002.
  149. Культура исторической памяти: Невостребованный опыт: Мат-лы науч. конф., 25 -28 апреля 2003 г. Петрозаводск, 2003.
  150. В.А. Московская церковь Всех святых на Кулишках // Источниковедение и краеведение в культуре России: Сборник к 50-летию служения С. О. Шмидта Историко-архивному институту. М., 2000. С. 55−57.
  151. Ю. „Городские легенды“ в постфольклорной культуре // Объять обыкновенное: Повседневность как текст по-американски и по-русски: Мат-лы VI Фулбрайтовской гуманит. летней школы, 1−8 июня 2003 г. М., 2004. С. 199−202.
  152. Ле Гофф Ж. С небес на землю // Одиссей: Человек в истории, 1991. М., 1991. С. 25−47.
  153. А.Г. Массовые представления об „исторических личностях“ // Одиссей: Человек в истории, 1996. М., 1996. С. 252−253.
  154. Е.Е. Москва в зеркале православных легенд // Живая старина. М., 1997. № 3. С. 15−17.
  155. Е.Е. Русская идея в контексте исторических, мифологический моделей и механизмы их образования // Современная российская мифология. М., 2005. С. 175−206.
  156. Легенды. Предания. Бывальщины / Сост. и подгот. вступ. статья и примеч. Н. А. Криничной. М., 1989.
  157. А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1998.
  158. М.В. Введение // Хрестоматия по устной истории / Под ред. М. В. Лоскутовой. СПб., 2003. С. 5−31.
  159. Ю.М. Избранные статьи. Таллинн, 1992. Т. 1.
  160. Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв: Внутри мыслящих миров: Статьи, исследования, заметки. СПб., 2004.
  161. Массовое сознание и массовая культура России: История и современность: Сб. ст. М., 2004.
  162. Е.М., Неклюдов С. Ю., Новик Е. С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре // Историческая поэтика. М., 1994. С. 39−104.
  163. Е.А. Историческая память в устной традиции // Восточная Европа в древности и средневековье: Историческая память и формы ее воплощения: XIII чтения памяти чл.-корр. РАН В. Т. Пашуто: Мат-лы. конф., 18−20 февраля 2000 года. М., 2000. С. 3−10.
  164. Е.А. Предисловие // Древнейшие государства Восточной Европы: Историческая память и формы ее воплощения. М., 2003. С. 3−8.
  165. Ф. Сталинский фольклор. СПб., 2006.
  166. Л.Т. Словарь славянской мифологии: Происхождение славянской мифологии и этноса. Минск. 2004.
  167. М.В. Устная история науки: От историографических традиций к комплексному источниковедению. М., 2004.
  168. А.Б. Устная история Русской Церкви в советский период: Народные предания о разрушении церквей // Церковная история XX века и обновленческая смута / Сост. А. Г. Кравецкий М., 2000.
  169. Москва и „московский текст“ русской культуры. М., 1998.
  170. С.Ю. О слове устном и книжном // Живая старина. М., 1994. № 2. С. 2−4.
  171. С.Ю. После фольклора // Живая старина. М., 1995. № 1.С. 2−5.
  172. С.Ю. Структура и функция мифа // Современная российская мифология. М., 2005. С. 9−26.
  173. П. Франция память. СПб., 1999.
  174. Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени / Под ред. Л. П. Репиной. М., 2003.
  175. Общая психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Под ред. А. В. Петровского. М., 2005.
  176. Первый Всероссийский конгресс фольклористов: Сб. док. М., 2005. Т.1.
  177. А.Г. Историческое переживание как способ осмысления времени. Автореф. канд. дис. СПб., 1997.
  178. Э.В. Жанровые особенности русских быличек // История, культура, фольклор, этнография славянских народов: VI международный съезд славистов (Прага 1968). М., 1968. С. 277−283.
  179. Э.В. Соотношение эстетической и информативной функций в разных жанрах устной прозы // Проблемы фольклора. М., 1975. С. 75−81.
  180. А. Особенности устной истории // Хрестоматия по устной истории / Под ред. М. В. Лоскутовой. СПб., 2003. С. 32−51.
  181. У.С. Методология и методы изучения культурной памяти // Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в XX столетие: Сб. ст. Челябинск, 2004. С.22−37.
  182. Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года: Учебно-справочное издание. М., 1998.
  183. В.Я. Поэтика фольклора. М., 1998.
  184. В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976.
  185. Г. Пушкарев Т. В. Память, культура, история: К проблеме исторического времени: Автореф. канд. дис. М., 2001.
  186. Д.К. Городская мифология // Современный городской фольклор. М., 2003. С.409−419.
  187. Д.К. Городская мифология как часть городской культуры // Мифология и повседневность: Мат-лы науч. конф., 18−20 февраля 1998 года. СПб., 1998. С. 54−60.
  188. Д.К., Синдаловский Н. А. Современные городские легенды: Петербург // Живая старина. М., 1995. № 1. С. 5−8.
  189. И.А. Несказочная проза провинциального города // Современный городской фольклор. М., 2003. С.544−559.
  190. И.А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. М., 2001.
  191. Л.П. „Новая историческая наука“ и социальная история. М., 1998.
  192. Л.П. Вызов Постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории // Одиссей: Человек в истории, 1996. М., 1996. С. 25−38.
  193. Л.П. Категория „историческое сознание“ в историко-историографическом исследовании // Михаил Абрамович Барг: Наследие ученого в современной науке. М., 2006. С. 158−168.
  194. Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М., 2003.
  195. Л.П. Образы прошлого в памяти и в истории // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени / Под ред. Л. П. Репиной. М., 2003.С.9−15.
  196. Л.П. От редактора // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени. М., 2003. С. 5−6.
  197. Л.П. Память и историописание // История и память: Историческая культура Европы до начала нового времени / Под ред. Л. П Репиной. М., 2006. С. 21−26.
  198. П. Историописание и репрезентация прошлого // Анналы на рубеже веков: Антология. М., 2002. С. 23−42.
  199. П. Память, история, забвение. М., 2004.
  200. Ф.Д. Основные концепции баз данных. М., 2002.
  201. Русская бытовая повесть XV—XVII вв. / Сост. А. Н. Ужанков. М., 1991.
  202. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пос. М., 1986.
  203. Й. Кризис, травма и идентичность // „Цепь времен“: Проблемы исторического сознания. М., 2005. С. 38−62.
  204. И.М. История и социальные науки. М., 2005.
  205. И.М. Социальные представления о прошлом: Источники и репрезентация. Mi, 2005.
  206. И.М. Социальные представления о прошлом: Типы и механизмы формирования. М., 2004.
  207. И.М., Полетаев А. В. „Историческая память“: К вопросу о границах понятия // Феномен прошлого / Под ред. И. М. Савельевой. М., 2005. С. 170−220.
  208. И.М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: Теория и история: В 2-х томах. СПб, 2003.
  209. Семиотика. Хрестоматия: Учебно-методический модуль / Под. ред. JI.JI. Федоровой. М., 2005.
  210. Словарь русского языка: В четырех томах / Под ред. В. В. Розанова, И. И. Матвеева. М., 1959. Т. III.
  211. Современный городской фольклор / Под ред. С. Ю. Неклюдова. М., 2003.
  212. Ю.М. Очередные задачи изучения русского фольклора//Художественный фольклор. М., 1926. Вып. 1. С. 3−10.
  213. В.К. Жанровые особенности исторических преданий и их основные типы // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие по филол. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986. С. 268−280.
  214. В.К. О некоторых типах исторических преданий (к проблеме их жанрового своеобразия) // История, культура, фольклор, этнография славянских народов: VI международный съезд славистов (Прага 1968). М., 1968. С. 248−255.
  215. В.К. Русские исторические предания. М., 1970.
  216. В.В. Творчество городской улицы // Художественный фольклор. М., 1927. Вып. 2−3.
  217. Н.М. Древняя Москва XII—XV вв.. Средневековая Россия на международных путях XIV—XV вв. М., 1992.
  218. Э. Повести о нашем прошлом: Социальная реконструкция устной истории // Европейский опыт и преподавание истории в постсоветской России. М., 1999. С. 159−184.
  219. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследование в области мифопоэтического. М., 1995.
  220. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.
  221. .Т. Историческое сознание и историческая память: Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. М., 2000. № 4. С. 3−14.
  222. В. Символ и ритуал. М., 1983. С. 39−40.
  223. Университетские Петербургские чтения: 300 лет Северной столице: Сб. ст. Веер. Конф., 19−20 марта 2003 г., СПб., 2003.
  224. Д.П. Методологические проблемы устной истории // Источниковедение отечественной истории. М., 1989. С. 3−32.
  225. .А. Избранные произведения. В 3-х т. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1997.
  226. И.В. Очерки коммунального быта. М., 2004.
  227. JI. Бои за историю. М., 1991.
  228. И.Е. Зарубежная фольклористика о современных городских легендах // Живая старина. М., 2002. № 2. С. 18−22.
  229. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. М., 2004.
  230. Фольклор городов и поселков: Сб. ст. / Под. ред. В. П. Кругляшова. Свердловск, 1982. Вып. 6.
  231. Фольклор и историческая действительность: Сб. статей / Отв. ред. А. А. Горелов. Л. 1981.
  232. М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас: Дебаты о политике и культуре. М., 2005. № 2.
  233. М. Социальные классы и морфология. М., СПб.,
  234. П. История как скусство памяти. СПб., 2003.
  235. П. Роль памяти в историографии французской революции // Хрестоматия по устной истории / Сост. М. В. Лоскутова. СПб., 2003. С. 356−375.
  236. Д.Н. Память для забвения, забвение для памяти? // Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в XX столетие: Сб. ст. Челябинск, 2004. С. 69−83.
  237. Цепь времен»: Проблемы исторического сознания / Отв. ред. Л. П. Репиной. М., 2005.
  238. А.В. Современное состояние советской мифологии // Современныя российская мифология. М., 2005. С. 27−50.
  239. К.В. К вопросу о принципах классификации жанров устной народной прозы. М., 1964.
  240. К.В. Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд). СПб., 2003.
  241. К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVIII—XX вв.. // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие для филол. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986. С. 261−268.
  242. К.В. Фольклор. Текст. Традиция: сб.ст. М., 2005.
  243. Д. «Urban Legend» Новый жанр фольклорной прозы? // Филологически науки. М., 1994. № 5−6.
  244. В.А. Историческая психология на перекрестках человекознания // Одиссей: Человек в истории, 1991. М., 1991. С. 103 115.
  245. В.А. Историческая психология. 2-е изд., перераб. М., 1997.
  246. С.О. «Устная» история в системе источниковедения исторических знаний // Шмидт С. О. Путь историка. М., 1997. С.98−108.
  247. С.А. Несказочная проза в фольклоре: Проблемы классификации и терминологии // Мифология и повседневность: Мат-лы. науч. конф. 19−20 февраля 1998. СПб., 1998. С. 196−209.
  248. К.Э. Студенческие традиции // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 165−179.
  249. А.С. Славянские легенды о первых князьях: Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян. М., 2007.
  250. Т. К. Деревня Солонешенского района в XX в.: Устная история (из опыта устноисторического анализа) // История Алтайского края. XVIII—XX вв.: Научные и документальные материалы. Барнаул, 2005.
  251. Т.Б. Система: Тексты и традиции субкультуры. М., 2004.
  252. Т.Б. Традиции городских субкультур // Современный городской фольклор. М., 2003. С.27−33.
  253. О.Г. Культурная память под воздействием историзма // Одиссей: Человек в истории, 2001. М., 2001. С. 176−198.
  254. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
  255. Brunvand J.H. The Baby Train and other Lusty Urban Legends. N.Y.- Norton, 1993.
  256. Brunvand J.H. The Choking Doberman and Other New Urban Legends: N.Y.- L., 1984.
  257. Brunvand J.H. The Mexican Pet: More New Urban Legend and some old Favorites. N.Y.- L., 1986.
  258. Portelli A. Oral History in Italy // Oral History. An Interdisciplinary Anthology. P. 392−416.
  259. Smith P. The Book of Nastier Legends. L., 1986.
  260. Thompson P. The Voice of the Past. Oxford, 1988.
  261. Vansina J. Oral Tradition A Study in Historical Methodology Chicago, 1965.
  262. Yow V.R. Recording oral history: A practical guide for social scientists. L. NY., 1994.
  263. ГИМ — Государственный исторический музей
  264. МГУ — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова МЛА — Московские легенды, собранные автором (по Приложению 1) МЛБ — Московские легенды, собранные Е. З. Барановым (по Приложению 3) ОПИ — Отдел письменных источников
Заполнить форму текущей работой