Московские городские легенды как исторический источник: историческая память и образ города
Предметом настоящей работы являются московские городские легенды. С этими текстами знаком практически каждый москвич. Горожане часто рассказывают друг другу легендарные истории, связанные с памятниками архитектуры и отдельными частями города, легенды об известных исторических деятелях или значительных городских происшествиях. Эти тексты передаются изустно, публикуются в средствах массовой… Читать ещё >
Содержание
- введение.з
- глава 1. историография
- 1. Проблема изучения исторической памяти в зарубежной и отечественной" историографии
- 2. Становление и развитие устной истории
- 3. Изучение и собирание городского фольклора в отечественной и зарубежной фольклористике
- глава 2. московские городские легенды: сбор, классификация и общая характеристика
- 1. Сбор материала. Характеристика групп источников
- 1. 1. Легенды, собранные автором и современными фольклористами
- 1. 2. Легенды, собранные Е. 3. Барановым
- 1. 3. Легенды из краеведческой и мемуарной литературы (середина XIX— начало XX века)
- 1. 4. Издания легенд, рассчитанные на широкого читателя. Работы по истории Москвы. Детская, учебная и художественная
- 1. Сбор материала. Характеристика групп источников
- 1. 5. Легенды из средств массовой информации
- 1. 6. Выводы
- 2. Классификация московских городских легенд. Создание базы данных
- 3. Основные особенности московских городских легенд
- 3. 1. Безавторство, повторяемость, вариативность текстов
- 3. 2. Структура и функции текстов
- 3. 2. 1. Структура текстов
- 3. 2. 2. Функции текстов
- 1. Вводные и теоретические вопросы
- 2. Историческая память москвичей: Статистические сведения по ' 1 всему корпусу городских легенд
- 3. Историческая память москвичей в начале XX и на рубеже XX—XXI вв.еков: представления о времени, событиях, героях
Московские городские легенды как исторический источник: историческая память и образ города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современной историографии все более увеличивается интерес к неписьменным источникам (изобразительным, устным и др.) Значительно возросло количество междисциплинарных исследований в области истории, филологии и смежных наук.
Данная диссертация также является междисциплинарным исследованием. В ней будут рассмотрены вопросы, тесно связанные с источниковедением и фольклористикой, а также с такими направлениями исторической науки как устная история и изучение исторической памяти.
Предметом настоящей работы являются московские городские легенды. С этими текстами знаком практически каждый москвич. Горожане часто рассказывают друг другу легендарные истории, связанные с памятниками архитектуры и отдельными частями города, легенды об известных исторических деятелях или значительных городских происшествиях. Эти тексты передаются изустно, публикуются в средствах массовой информации, их можно встретить в литературе краеведческого характера. Несмотря на известность этого корпуса текстов и наличие ряда посвященных ему работ фольклористов, он никогда до сих пор не становился объектом систематического источниковедческого изучения.
В современной системе гуманитарного знания не существует единства в определении данного термина. В данном исследовании автор придерживается определения «городской легенды» как устного прозаического рассказа, основным содержанием которого является описание возможных или реальных фактов прошлого (подробнее об этом см.: Глава 1.
§ 3).
Первой записью московской городской легенды можно считать так называемые «Повести о начале Москвы», которые дошли до нас в нескольких версиях в рукописях XVII в., возможно, восходящих к более ранним преданиям1. В отечественной науке эти тексты достаточно подробно и обстоятельно изучены, в отличие от более поздних записей московских городских легенд.
Систематически городские легенды стали записываться и публиковаться исследователями достаточно поздно. В 1838—1839 годах несколько московских легенд были опубликованы в трехтомнике русских преданий, подготовленном Н.М.Макаровым2. В 1928 году вышел первый специальный сборник московских городских легенд, собранных Е.З. Барановым3. Начиная с 1990;х годов, фольклористы вновь обратили внимание на городские легенды, начался их сбор и изучение. Весь комплекс московских легенд, записанных Е. З. Барановым, был опубликован по архивным материалам только в 1993 г. В. Боковой4. Немногим позже были изданы два сборника городских легенд, рассчитанных на широкий круг читателей .
Городские легенды бытуют и в современной Москве. Горожане рассказывают их друг другу, они появляются в печати, но, к сожалению, пока этот материал записывается и исследуется в отечественной науке сравнительно мало. Лишь в нескольких работах фольклористов идет речь о.
1 См.: Повести о начале Москвы / Исслед. и подгот. текста М. А. Салминой. М.- JL, 1964.
2 Макаров Н. М. Русские предания. М., 1838−1840. Т. 1−3.
3 Баранов Е. З. Московские легенды. М., 1928. Вып. 1.
4 Московские легенды, записанные Евгением Барановым / Сост., вступ. ст. и примеч. В. М. Боковой. М., 1993.
5 Сатыренко А., Гуржий Т. Легенды и мифы Москвы. М., 1997; Бурлак В. Н. Москва таинственная: Легенды вечного города. М., 2001. московских городских легендах6.
В данной работе мне бы хотелось поставить вопрос о возможности и целесообразности использования московских городских легенд в исторических исследованиях. Целью диссертации является всесторонне рассмотрение этого материала в качестве исторического источника по изучению исторической памяти и мифологическим представлениям москвичей.
Эта цель подразумевает решение следующих задач:
• Изучить опыт предшественников — фольклористов и историковзанимавшихся городскими легендами и сходными с ними группами источников;
• Собрать материал, содержащийся в различных печатных и архивных источниках, охарактеризовать степень надежности этих записей, а также записать легенды, бытующие сейчас;
• Структурировать и систематизировать материал;
• Определить и изучить главные особенности этого материала, отличающие его от других видов исторических источников;
• Установить связь сюжетов городских легенд с исторической действительностью, проанализировать историю ряда сюжетов в.
6 Новичкова Т. А. Два мира — земной и космический в современных народных легендах // Русская литература. М., 1990. № 1. С. 134−135- Веселова И. С. Жанры современного городского фольклора: Повествовательные традиции: Дис.. канд. филол. наук. М., 2000. С. 12−13- Она же. Заметки к фольклорной карте Москвы // Живая старина. М., 1997. № 3. С. 10−11- Она же. Логика московской путаницы // Москва и «московский текст» русской культуры. М., 1998. С. 98−118- Кабакова Г. И. Высотные здания в свете мифологии // Живая старина. М., 1997. № 3. С. 13- Левкиевская Е. Е. Москва в зеркале православных легенд // Живая старина. М., 1997. № 3. С. 15−17- Неклюдов С. Ю. После фольклора // Живая старина. М., 1995. № 1. С. 2−4- Он же. Фольклор современного города // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 5−27- Равинский Д. К. Городская мифология // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 409−420- Он же. Городская мифология как часть городской культуры // Мифология и повседневность: Мат-лы науч. конф., 18−20 февраля 1998 года. СПб., 1998. С. 54−60- Богданов К. А. Мифология и повседневность // Тендерный подход в антропологических дисциплинах: Мат-лы науч. конф., 19−21 февраля, 2001 г. СПб, 2001. С. 61- Он же. Повседневность и мифология. Исследование по семиотике фольклорной действительности. СПб, 2001; Калашникова Т. Е. Судьба легенды // Живая старина. М., 2000. № 3. С. 44−45. легендарной традиции;
• Рассмотреть городские легенды как источник для изучения исторической памяти и исторических представлений горожан;
• Рассмотреть городские легенды в качестве источника для изучения стереотипных мифологизированных представлений москвичей о пространстве города.
Корпус источников, анализируемых в настоящей работе, состоит из легенд, собранных автором, а также из текстов, собранных фольклористами (включая сохранившиеся в архивных фондах некоторых из них в РГАЛИ и Отделе письменных источников ГИМ), встречающихся в работах по истории Москвы, в средствах массовой информации, в краеведческой, детской, учебной, научно-популярной и художественной литературе.
Общее количество текстов, анализируемых в диссертации, — 428. Это легенды, записанные в период с 1838 по 2007 г. Тексты легенд неоднородны, они отличаются друг от друга по структуре, тематике, повествуют о разных периодах истории и разных исторических деятелях. Часто один и тот же сюжет представлен несколькими текстами, записанными в разное время и от разных людей. Все легенды объединены в электронной базе данных, п созданной автором совместно с Е. Н. Майером. База данных дает дополнительные возможности для систематизации и исследования такого разнообразного материала, как московские городские легенды.
Структура работы определеяется целями и задачами диссертационного исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и шести приложений. Первая глава диссертационной работы посвящена историографии заявленной темы и некоторых смежных с ней направлений. В этой главе особенное внимание будет уделено изучению городского фольклора в отечественной и зарубежной науке. Отдельно будет рассмотрена.
Заключение
.
Произошедшие в XX веке изменения в исторической науке привели к тому, что во многом изменилось понимание предмета и методов исследования. Новые научные направления, такие как устная история и история исторической памяти, исследуют субъективные представления людей об истории, реконструируя образы прошлого и мировоззренческие картины в разные периоды истории. Все чаще исследователи обращаются к новым, «нетрадиционным» историческим источникам, используя междисциплинарные методы для их изучения.
Настоящая работа была посвящена всестороннему рассмотрению московских городских легенд середины XIX — начала XXI в. в качестве исторического источника. Городские легенды впервые были рассмотрены не с точки зрения фольклористики или краеведения, но в качестве исторического источника по изучению исторической памяти, • а также мифологических представлений горожан о городском пространстве. Данная работа, являясь междисциплинарным исследованием, связана с источниковедением, фольклористикой, устной историей и историей исторической памяти.
При работе с московскими городскими легендами первой задачей стало формирование корпуса текстов. В работе были привлечены следующие материалы:
1. Легенды, собранные автором путем устных бесед с москвичами. Кроме того, некоторое количество легенд мне было передано информантами1 в уже записанном виде.
2. Легенды, собранные Е. З. Барановым в 1914;1934 гг.,.
3. Легенды, собранные фольклористами (как опубликованные, так и сохранившиеся в архивных фондах РГАЛИ и Отдела письменных источников ГИМ).
4. Сборники московских городских легенд, рассчитанные на широкий круг читателей.
5. Легенды, включенные в краеведческую, детскую учебную и художественную литературу.
6. Легенды, опубликованные в средствах массовой информации.
Общее количество собранных текстов — 428. Хронологические рамки собранного материала — 1838−2007 гг. Основу коллекции составляют два собрания текстов, в наибольшей степени отвечающие научным требованиям к записи фольклорных материалов: легенды, собранные Е. З. Барановым в начале XX века, и легенды, собранные автором диссертации и современными фольклористами в конце XX — начале XXI века.
Для удобства работы было необходимо классифицировать и систематизировать этот обширный материал. Мною были выбраны пять типов классификаций: жанровый, тематический, хронологический, территориальный, по герою. Каждый из этих принципов имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому я использовала все пять классификаций, объединив их в единую электронную базу данных, созданную мною совместно с Е. Н. Майером. Использование базы данных заметно упростило и ускорило работу с источником. Кроме того, электронная база данных была выложена в сети Интернет, став общедоступной.
В диссертационной работе были рассмотрены основные особенности московских городских легенд как фольклорных текстов. Их главными отличительными чертами являются: безавторство, вариативность, повторяемость. Кратко затронут вопрос об их форме и структуре. В городских легендах доминирует информативная функция, в большей их части присутствует установка на достоверность.
В ходе исследования я пришла к выводу, что использование московских городских легенд в качестве исторического источника по событийной истории затрудняется наличием в них вымысла и отражением мифологических представлений, но при этом городские легенды — ценнейший источник для изучения исторической памяти и исторических представлений горожан, а также для изучения мифологического образа города.
В диссертации был затронут вопрос о характере и особенностях исторической памяти, ее избирательности. Историческая память — это одна из составляющих культурной памяти и одна из форм коллективной, социальной и индивидуальной памяти. На материале московских городских легенд мною был рассмотрен феномен исторической памяти москвичей двух периодов: середины XIX — начала XX века и конца XX — начала XXI века. Для выявления стереотипных образов, сложившихся в исторической памяти москвичей двух периодов, наиболее плодотворными оказались сравнительный, качественный иколичественный методы анализа материала. Сравнение, интерпретация описаний исторических событий и героев, представленных в легендах, записанных мнойи в легендах, записанных Е. З. Барановым, позволили составить представление о характере и динамике изменений исторической памяти москвичей на протяжении XX столетия.
Выявление актуализированных событий и героев, частоты их упоминания, обобщение и систематизация данных, полученных на материале всего корпуса выявленных московских городских легенд (428 текстов), позволили составить представление об общей картине исторических представлений москвичей, о динамике их изменений на протяжении XX века. В работе я постаралась показать, как в городских легендах характеризуются различные исторические периоды, что доминирует в их описании, как оценивается деятельность различных исторических героев и какие мифологические образы сложились о них. Московские легенды рассказывают о значительных исторических событиях связанных с историей Москвы. В них упоминаются государственные деятели разных эпох, представители дворянских и купеческих фамилий, чтимые святые и духовные лица, мастера, писатели, поэты, художники, архитекторы и др.
Легенды о допетровской эпохе в большей степени связаны с религией, большинство легенд рассказывают о чудесных знамениях, постройке церквей и монастырей. Легенды о XVIII веке имеют светский характер, они рассказывают о нравах и причудах двора, о деятельности монархов. Легенды о XIX веке повествуют о дворянской, купеческой жизни, об Отечественной войне 1812 года. Много легенд связывается с именами известных писателей, художников, поэтов и других культурных деятелей XIX века. Легенды о XX веке в основном посвящены советскому времени, большинство из них рассказывают о личности И. В-. Сталина и истории сталинских строек. Легенды о современности посвящены страшным и таинственным историям, а также курьезным городским происшествиям.
Соотношение реального и вымышленного в легендах варьируется. Иногда в них исторично только имя действующего героя. Чаще всего это реально существовавшее историческое лицо, причем обычно — крупного масштаба: Иван Грозный, Петр I, Сталин и пр. Вокруг крупной' исторической фигуры часто объединяются самые разные мотивы, и сюжеты, которые отбираются в соответствии с представлениями, сложившимися о данном лице и характере его деятельности. События в легендах описываются так, как они действительно могли происходить, но нередко в тексты вносится элемент чудесного и сверхъестественногорассказывается о необыкновенных явлениях и сбывшихся пророчествах.
Глубина исторической памяти современных москвичей отличается от исторических представлений горожан конца XIX — начала XX века. Легенды, записанные Е. З. Барановым, повествуют о событиях XVI, XVIII, XIX и начала XX веков. Легенды, записанные мной от современных москвичей, рассказывают о периодах от основания Москвы до XXI века. Легенды начала XX и начала XXI веков имеют общие* мотивы, которые образуют схожие сюжеты. Сами тексты двух указанных периодов сильно отличаются друг от друга по стилистике, форме, повествованию и объему.
Самыми популярными героями двух периодов стали Иван Грозный и.
Петр I. Среди легенд Е. З. Баранова, помимо выше указанных героев, часто встречаются имена Якова Брюса и Николая II. Популярными героями моей коллекции являются И. В. Сталин и Екатерина II. Анализ легенд двух корпусов позволил выявить стереотипные мифологизированные образы этих исторических личностей, сложившиеся в представлениях москвичей. в начале XX и начале XXI веков.
Фигура царя Ивана Грозного оценивается-москвичами неоднозначно. В начале века Иван Грозный представлялся горожанам, более жестоким, кровавым и беспощадным, нежели современным москвичам. По, их представлениям царь был человеком образованным, щедрым, набожным, жестоким и даже немного трусливым. Образ Петра Г в обоих корпусах текстов положительный. Он изображается деятельным-, трудолюбивым, любознательным и умным человеком. В современных текстах подчеркивается, егореформаторская деятельность.
Почти во всех легендах Е. З. Баранова, посвященных Петру I, встречается имя Якова Брюса. Его образ тесно связан с мистическими сюжетами. Я. Брюс представляется в легендах колдуном и чародеем, ученым, изобретателем, лекарем, подчеркивается то, что он обладал редким-умом и был приближен к царю.
Екатерина II характеризуется в современных легендах как мудрая, рассудительная императрица, благоволившая своим поданным. Николай И, в легендах начала века, изображается слабым, безвольным человеком, непригодным для управления страной, злоупотребляющим алкоголем и неуважаемым государственным деятелем;
Образ И. В. Сталина очень противоречив, во многом он схож с фольклорными образами Ивана Грозного и Петра I. В легендах его поступки напрямую не оцениваются, но специально подчеркивается его безграничная власть. Особо отмечается его религиозность, которую, по словам рассказчиков, он тщательно скрывал. Чаще всего его имя упоминается в связи со строительством.
Кроме того, в диссертации была предпринята попытка выявить мифологизированные представления москвичей о пространстве города и установить их связь с архаическими образами классического деревенского фольклора. Был выявлен ряд общих преходящих и сильно трансформирующихся мотивов деревенского фольклора в городской постфольклорной традиции.
Результаты данной работы могут быть использованы как для дальнейшего изучения исторической памяти москвичей, с привлечением более широкого круга источников, так и для изучения московских городских легенд в более широком ракурсе, и особенно — в сопоставлении с легендарной традицией других городов России и мира.
Список литературы
- Источникиа) Опубликованные
- Александров Ю. Москва заповедная. М., 1991.
- Балдин А. Москва. Портрет города в пословицах и поговорках. М., 1997.
- Баранов Е.З. Московские легенды. М., 1928. Вып. 1.4. Белицкий Я. М. Западная Москва. М., 1994.
- Белоусов И.А. Ушедшая Москва. М., 2002.
- Белоусова Т.М. Тайны подземной Москвы. М., 1997.
- Бердникова Т.Е., Докучаева О. В. Царицыно. М., 1996.
- Бондаренко И.А. Архитектурные традиции Москвы (эпоха средневековья). М., 1997.
- Бондаренко И.А. Красная площадь Москвы. М., 1991.
- Борев Ю.Б. Сталиниада. Мемуары по чужим воспоминаниям с историческими анекдотами и размышлениями автора. Иркутск, 1992.
- Борев Ю.Б. Фарисея: Послесталинская эпоха в преданиях и анекдотах. М., 1992.
- Бореев Ю. История государства Российского в преданиях и анекдотах. М., 1995.
- Булгаковский Д.Г. Нижегородские легенды. СПб., 1896.
- Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. М., 1991.
- Бурлаева Г. М. Москва средневековая: Учебное пособие по москвоведению для средней школы. М., 1998.
- Бурлак В.Н. Москва таинственная: Легенды вечного города. М., 2001.
- Бурлак Е.Ю., Сапранова Т. Ф., Смолицкая Г. П. Названиямосковских храмов. М., 1998.
- Бычкова М.Е. Легенды московских бояр. М., 1997.
- Васильева Л. Кремлевские жены: Факты, воспоминания, документы, слухи, легенды и взгляд автора. М., 1992.
- Гиляровский В. Москва и москвичи. М., 1979.
- Гребенюк В.П. Икона Владимирской Богоматери и духовное наследие Москвы. М., 1997.
- Дергач О., Быков В. Столичная энциклопедия // Комсомольская правда. Московский выпуск. 2001. Апрель-март.
- Добровольская А. А. Воспоминаия // Московский приходской сборник. М., 1991. Вып.1. С. 153−157.
- Домановский Л.В. Устные рассказы // Русский фольклор Великой Отечественной войны. М.- Л., 1964. С. 264−306.
- Евстигнеева А.Л. Особняк на Поварской: Из истории московского Дворца искусств // Встречи с прошлым: Сборник материалов ЦГАЛИ. М., 1996. Вып. 8. С. 120−125.
- Ефремов Ю. Московских улиц имена: Воспоминание-исследование. М., 1997.
- Жуковский В.А. Марьина роща. Старинное предание // Стихи о Москве: Сборник / Сост. Е. Г. Басова, С. Г. Кондратенко. М., 1997. С. 33−63.
- Забелин И.Е. История города Москвы. М., 1990.
- Знамения русского неба (из старинных книг) // Книга тайн / Сост. В. Щербаков. СПб.- М., 1991. С.20−36.
- Иванов Е. Меткое московское слово. М., 1985.
- Иконников А.В. Каменная летопись Москвы: Путеводитель. М., 1978.
- Кац Э. Э. Мы живем в Москве: Улица: Учебное пособие для учащихся начальной школы. М., 1997.
- Колодный Л.Е. Путешествия по новой Москве: Очерки, репортажи. М., 1979.
- Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1997.
- Коробко М.Ю., Рысин Л. П. Кузьминки. М., 1997.
- Кудрявцев М.П. Москва третий Рим: Историко-градостроительное исследование. М., 1994.
- Легенды и мифы о А. С. Пушкине. СПб., 1994.
- Макаров Н.М. Русские предания. М., 1838−1840. Т. 1−3.
- Милова М.Ф., Резвин В. А. Прогулки по Москве: Архитектурные зарисовки: Путеводитель. М., 1988.
- Михайлова О.И., Бабашов Г. М. Популярное москвоведение. М., 1997.
- Моисеенко А. Москву охраняет чудовище, живущее в башне Кремля // Комсомольская правда: Московский выпуск. 2001. 24 декабря.
- Молева Н.М. Москвы ожившие предание. М., 1997.
- Молева Н.М. Земли московской древнее предание. М., 1985.
- Молева Н.М. Московские были. М., 1997.
- Молокова Т.А., Фролов В. Т. История Москвы в памятниках культуры к 850-летию столицы. М., 1997.
- Москва. Портрет города: В пословицах и поговорках. М., 1997.
- Москвоведение. М., 2001. № 1. С. 29- № 2. С. 26−27- № 7−8. С. 27- № 9. С. 26.
- Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия. М., 1989.
- Московские легенды, записанные Евгением Барановым / Сост., вступ. ст. и примеч. В. М. Боковой. М., 1993.
- Московский альбом: Воспоминания о москвичах XIX—XX вв.еков / Сост. Ю. Н. Александров. М., 1997.
- Московский летописец: Сборник. М., 1988.
- Моя Москва: История столицы в рассказах для юных москвичей. М., 1997.
- Муравьев В. Московские предания и были. М., 1998.
- Назаревский В.В. Из истории Москвы 1147−1913: Иллюстрированные очерки. М., 1997.
- По Москве: Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям / Под. ред Н. А. Гейнике, Н. С. Елагина и др. М., 1991.
- По старой Москве: Переработанное издание М. и С. Сабашниковых. М., 1997.
- Повести о начале Москвы / Исслед. и подгот. текста М. А. Салминой. М.- Л., 1964.
- Поламарчук П.Г. Два московских сказания: Исторический очерк. М., 1987.
- Прыжов И.Г. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков и другие труды по русской истории и этнографии. М., СПб., 1996.
- Пыляев М.Н. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. М., 1996.
- Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988.
- Сатыренко А., Гуржий Т. Легенды и мифы Москвы. М., 1997.
- Синдаловский Н.А. Мифология Петербурга: Очерки. СПб., 2002.
- Синдаловский Н.А. Петербург: От дома к дому. От легенде к легенде. Путеводитель. СПб., 2002.
- Синдаловский Н.А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. СПб., 2002.
- Снегирев И.М. Москва. М., 1865, Т. 1 -2.
- Сытин П.В. По старой и новой Москве. М., Л., 1947.
- Сытин П.В. Сухарева башня (1692−1926). Народные легенды о башне, ее история, реставрация, современное состояние. М., 1993. б) Архивные
- РГАЛИ. Ф. 1418. Он. 1. Ед.хр. 2, 3, 4, 5, 6, 7.
- РГАЛИ. Ф. 1823. On. 1. Ед.хр. 63, 95, 236, 237.
- XX век: Методологические проблемы исторического познания: Сб.ст. М., 2002.
- Абанькина Е.В., Шумов К. Э. Фольклор и обряды туристов // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 103−123.
- Адоньева С.Б. Прагматика фольклора. СПб., 2004.
- Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982.
- Азбелев С.Н. О подразделениях несказочной прозы // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие для филол. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986. С. 286−291.
- Азбелев С.Н. Проблемы международной систематизации преданий и легенд // Русский фольклор: Специфика фольклорных жанров. М.- Л., 1966. Вып.1. С. 176−196.
- Азбелев С.Н. Современные устные рассказы // Проблемы современного творчества: Российский фольклор. М.- Л., 1964. С. 156 170.
- Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М., 2001.
- Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций. М., 1996.
- Анциферов Н.П. Быль и миф Петербурга. Пг., 1924.
- Анциферов Н.П. Москва. М., 1948.
- Анциферов Н.П. Пути изучения города как социального организма. Л., 1925.
- Арнаутова Ю.А. Культура воспоминания и история памяти // История и память: Историческая культура Европы до начала нового времени / Под ред. Л. П. Репиной. М., 2006. С. 47−55.
- Арнаутова Ю.А. От MEMORIA к «истории памяти» // Одиссей: Человек в истории: Язык Библии в нарративе. 2003. М., 2003. С. 170−198.
- Артог Ф. Время и история // «Анналы» на рубеже веков: Антология / Отв. ред. А. Я. Гуревич. М., 2002. С. 157−159.
- Арьес Ф. История ментальностей // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах ирефератах. М., 1996. С. 26−29.
- Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.
- Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1983.
- Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
- Безруких М.М., Фарбер Д. А. Психофизиология: Словарь // Психологический лексикон: Энциклопедический словарь в шести томах / Под ред. А. В. Петровского. М., 2006.
- Белоусов А.Ф. Городской фольклор: Лекции для студентов-заочников. Таллин, 1987.
- Белоусов А.Ф. Русский школьный фольклор: От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. М., 1998.
- Богданов К.А. Мифология и повседневность // Тендерный подход в антропологических дисциплинах: Мат-лы науч. конф., 19−21 февраля, 2001 г. СПб., 2001.
- Богданов К.А. Повседневность и мифология. Исследование по семиотике фольклорной действительности. СПб., 2001.
- Булгаковский Д.Г. Нижегородские легенды. СПб., 1896.
- Вансина Я. Устная традиция как история // Хрестоматия по устной истории / Под ред. М. В. Лоскутовой. СПб., 2003. С. 66−109.
- Варьяш О.И. Право и историческая память // Древнейшие государства Восточной' Европы, 2001 год: Историческая память и формы ее воплощения. М., 2003. С. 151−157.
- Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в XX столетие: Сб. ст. Челябинск, 2004.
- Веселова И.С. «Рассказ» и «Разговор»: мужской и женский текст в русской городской народной культуре // Мир. народной картинки: Мат-лы науч. конф. «Випперовские чтения 1997″. М., 1999. С. 212−221.
- Веселова И.С. 18-я конференция „Перспективы современной легенды“ // Живая старина. М., 2001. № 1. С. 10−11.
- Веселова И.С. Жанры современного городского фольклора: Повествовательные традиции: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2000.
- Веселова И.С. Жанры современного городского фольклора: Повествовательные традиции: Дис.. канд. филол. наук. М., 2000.
- Веселова И.С. Заметки к фольклорной карте Москвы // Живая старина. М., 1997. № 3. С. 10−12.
- Веселова И.С. Конференция: „Перспективы современной легенды“ //Живая старина. М., 2003. № 2. С. 28−29.
- Веселова И.С. Круглый стол по проблемам современного городского фольклора // Живая старина. М., 1997. № 1. С.58−59.
- Веселова И.С. Логика московской путаницы // Москва и „московский текст“ русской культуры. М., 1998. С. 98−118.
- Веселова И.С. О зависимости функций текста от формы его бытования // Мифология и повседневность: Материалы научной конференции 18−20 февраля 1998 года. СПб., 1998. С.8−15.
- Веселова И.С. Перспективы изучения современной легенды // .
- Веселова И.С. Прагматика устного рассказа // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 534−543.
- Восточная Европа в древности и средневековье: Историческая память и формы ее воплощения: XXI чтение памяти члена-корреспондента АН СССР В. Т. Пашуто: Мат-лы конф. 18−20 апреля 2000 года. М., 2000.
- Время История — Память: Историческое сознание в пространстве культуры / Под. ред. Л. П. Репиной. М., 2007.
- Гуревич А.Я. „Доброе ремесло“ (Первая биография Марка Блока) // Одиссей: Человек в истории, 1991. М., 1991. С. 75−83.
- Гуревич А.Я. Избранные труды : В 4-х т. СПб., 1999.
- Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа Анналов. М., 1993.
- Гуревич А.Я. От истории ментальностей к историческому синтезу // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы „Анналов“. М., 1993.
- Даль В. Толковый словарь. М., 1981. Т. III.
- Дмитриева С.И. Мифологические представления русского народа в прошлом и настоящем (былички и рассказы об НЛО)' // Этнографическое обозрение. М., 1994. № 6. С. 97−110.
- Доел Р. „Устная история“ в историографии современной науки: Опыт и проблемы // Вопросы истории, естествознания и техники. М., 1980. С.60−88.
- Древнейшие государства Восточной Европы, 2001: Историческая память и формы ее воплощения / Отв. ред. Е. А. Мельникова. М., 2003.
- Елисеева О.И. Мифологизация образа Г.А. Потемкина в историческом сознании современников // Источниковедение и компаративный в гуманитарном знании: Тез. докл. и сообщ. науч. конф. Москва, 29−31 янв. 1996 г. М., 1996. С. 203−209.
- Елистаров B.G. Словарь московского арго (материалы 19 801 994 гг.). М., 1994.
- Емельянов Л.И. Методологические вопросы в фольклористике. М., 1978.
- Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно- исторические очерки. М., 2004.
- Забылин М. Русский народ: Обычаи, обряды, предания, суеверия. М., 1996.
- Заклинский П.А. Историческое время и историческая память: Автореф. канд. дис. М., 1999.
- Зиновьев В.П. Быличка как жанр фольклора и ее современные судьбы И Мифологические рассказы русского населения восточной Сибири. Новосибирск, 1987. С. 381−400.
- Историческая память в массовом сознании РФ. М., 2002.
- Историческая память как социальная стратификация: Социально-культурный аспект: Мат. науч. конф., 16−17 мая 2005 г. СПб., 2005.
- История и память: Историческая культура Европы до начала нового времени / Под ред. Л. П. Репиной. М., 2006.
- История исторического знания: Пособие для вузов / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. М., 2004.
- История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.
- Источниковедение африканской истории. М., 1977.
- Кабакова Г. И. Высотные здания в свете мифологии // Живая старина. М., 1997. № 3. С. 12−14-
- Кагаров Е.Г. Что такое фольклор // Художественный фольклор. М., 1929. Вып. IV. С. 3−8.
- Кайуа Р. Миф и человек: Человек и сакральное. М., 2003.
- Калашникова Т.Е. Судьба легенды // Живая старина. Mi, 2000. № 3. С.44−45.
- Капанадзе Л.А., Красильникова Е. В. Лексика города: К постановке проблемы // Способы номинации в современном русском языке. М., 1982. С. 282−294.
- Каргин С. Городской фольклор: реальность, нуждающаяся в новом прочтении // Живая старина. М., 1995. № 2. С. 15−16.
- Климонцова О.А., Клевцова Е. Г. История рабочего города в народной несказочной1 прозе (по материалам экспедиции 70-х годов в городе Касли) // Фольклор Урала: Фольклор- городов и поселков: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1982. С. 3.
- Козьмин В. А. Устная история российской деревни XX века: К постановке проблемы // Вестник Воронежского государственного университета. Воронеж, 1993. N. 2. С. 83−87.
- Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография, Mi, 1980.
- Кошелев Я.Р., Народное творчество Смоленщины: Семейные обряды (от рождения до свадебного пира). Легенды: и предания. Смоленск, 1997.
- Криничная И.А. Русская народная мифологическая проза. СПб., 2001.
- Криничная Н.А. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры. Л., 1987.
- Кругляшова В.П. Историческое развитие жанров несказочной прозы на горнозаводском Урале: Автореф. дис.. докт. филол. наук. М., 1997.
- Кубрякова Е.С. Возвращаясь к определению знака // Вопросы языкознания. М., 1993. № 3. С. 18−28.
- Культура исторической памяти: Мат-лы науч. конф., 19−22 сентября 2001 г. Петрозаводск, 2002.
- Культура исторической памяти: Невостребованный опыт: Мат-лы науч. конф., 25 -28 апреля 2003 г. Петрозаводск, 2003.
- Кучкин В.А. Московская церковь Всех святых на Кулишках // Источниковедение и краеведение в культуре России: Сборник к 50-летию служения С. О. Шмидта Историко-архивному институту. М., 2000. С. 55−57.
- Ланская Ю. „Городские легенды“ в постфольклорной культуре // Объять обыкновенное: Повседневность как текст по-американски и по-русски: Мат-лы VI Фулбрайтовской гуманит. летней школы, 1−8 июня 2003 г. М., 2004. С. 199−202.
- Ле Гофф Ж. С небес на землю // Одиссей: Человек в истории, 1991. М., 1991. С. 25−47.
- Левинсон А.Г. Массовые представления об „исторических личностях“ // Одиссей: Человек в истории, 1996. М., 1996. С. 252−253.
- Левкиевская Е.Е. Москва в зеркале православных легенд // Живая старина. М., 1997. № 3. С. 15−17.
- Левкиевская Е.Е. Русская идея в контексте исторических, мифологический моделей и механизмы их образования // Современная российская мифология. М., 2005. С. 175−206.
- Легенды. Предания. Бывальщины / Сост. и подгот. вступ. статья и примеч. Н. А. Криничной. М., 1989.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1998.
- Лоскутова М.В. Введение // Хрестоматия по устной истории / Под ред. М. В. Лоскутовой. СПб., 2003. С. 5−31.
- Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн, 1992. Т. 1.
- Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв: Внутри мыслящих миров: Статьи, исследования, заметки. СПб., 2004.
- Массовое сознание и массовая культура России: История и современность: Сб. ст. М., 2004.
- Мелетинский Е.М., Неклюдов С. Ю., Новик Е. С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре // Историческая поэтика. М., 1994. С. 39−104.
- Мельникова Е.А. Историческая память в устной традиции // Восточная Европа в древности и средневековье: Историческая память и формы ее воплощения: XIII чтения памяти чл.-корр. РАН В. Т. Пашуто: Мат-лы. конф., 18−20 февраля 2000 года. М., 2000. С. 3−10.
- Мельникова Е.А. Предисловие // Древнейшие государства Восточной Европы: Историческая память и формы ее воплощения. М., 2003. С. 3−8.
- Миллер Ф. Сталинский фольклор. СПб., 2006.
- Мирончиков Л.Т. Словарь славянской мифологии: Происхождение славянской мифологии и этноса. Минск. 2004.
- Мокрова М.В. Устная история науки: От историографических традиций к комплексному источниковедению. М., 2004.
- Мороз А.Б. Устная история Русской Церкви в советский период: Народные предания о разрушении церквей // Церковная история XX века и обновленческая смута / Сост. А. Г. Кравецкий М., 2000.
- Москва и „московский текст“ русской культуры. М., 1998.
- Неклюдов С.Ю. О слове устном и книжном // Живая старина. М., 1994. № 2. С. 2−4.
- Неклюдов С.Ю. После фольклора // Живая старина. М., 1995. № 1.С. 2−5.
- Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа // Современная российская мифология. М., 2005. С. 9−26.
- Нора П. Франция память. СПб., 1999.
- Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени / Под ред. Л. П. Репиной. М., 2003.
- Общая психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Под ред. А. В. Петровского. М., 2005.
- Первый Всероссийский конгресс фольклористов: Сб. док. М., 2005. Т.1.
- Померанцев А.Г. Историческое переживание как способ осмысления времени. Автореф. канд. дис. СПб., 1997.
- Померанцева Э.В. Жанровые особенности русских быличек // История, культура, фольклор, этнография славянских народов: VI международный съезд славистов (Прага 1968). М., 1968. С. 277−283.
- Померанцева Э.В. Соотношение эстетической и информативной функций в разных жанрах устной прозы // Проблемы фольклора. М., 1975. С. 75−81.
- Портелли А. Особенности устной истории // Хрестоматия по устной истории / Под ред. М. В. Лоскутовой. СПб., 2003. С. 32−51.
- Поршнева У.С. Методология и методы изучения культурной памяти // Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в XX столетие: Сб. ст. Челябинск, 2004. С.22−37.
- Почепцов Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года: Учебно-справочное издание. М., 1998.
- Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М., 1998.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976.
- Г. Пушкарев Т. В. Память, культура, история: К проблеме исторического времени: Автореф. канд. дис. М., 2001.
- Равинский Д.К. Городская мифология // Современный городской фольклор. М., 2003. С.409−419.
- Равинский Д.К. Городская мифология как часть городской культуры // Мифология и повседневность: Мат-лы науч. конф., 18−20 февраля 1998 года. СПб., 1998. С. 54−60.
- Равинский Д.К., Синдаловский Н. А. Современные городские легенды: Петербург // Живая старина. М., 1995. № 1. С. 5−8.
- Разумова И.А. Несказочная проза провинциального города // Современный городской фольклор. М., 2003. С.544−559.
- Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. М., 2001.
- Репина Л.П. „Новая историческая наука“ и социальная история. М., 1998.
- Репина Л.П. Вызов Постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории // Одиссей: Человек в истории, 1996. М., 1996. С. 25−38.
- Репина Л.П. Категория „историческое сознание“ в историко-историографическом исследовании // Михаил Абрамович Барг: Наследие ученого в современной науке. М., 2006. С. 158−168.
- Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М., 2003.
- Репина Л.П. Образы прошлого в памяти и в истории // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени / Под ред. Л. П. Репиной. М., 2003.С.9−15.
- Репина Л.П. От редактора // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени. М., 2003. С. 5−6.
- Репина Л.П. Память и историописание // История и память: Историческая культура Европы до начала нового времени / Под ред. Л. П Репиной. М., 2006. С. 21−26.
- Рикер П. Историописание и репрезентация прошлого // Анналы на рубеже веков: Антология. М., 2002. С. 23−42.
- Рикер П. Память, история, забвение. М., 2004.
- Ролланд Ф.Д. Основные концепции баз данных. М., 2002.
- Русская бытовая повесть XV—XVII вв. / Сост. А. Н. Ужанков. М., 1991.
- Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пос. М., 1986.
- Рюзен Й. Кризис, травма и идентичность // „Цепь времен“: Проблемы исторического сознания. М., 2005. С. 38−62.
- Савельева И.М. История и социальные науки. М., 2005.
- Савельева И.М. Социальные представления о прошлом: Источники и репрезентация. Mi, 2005.
- Савельева И.М. Социальные представления о прошлом: Типы и механизмы формирования. М., 2004.
- Савельева И.М., Полетаев А. В. „Историческая память“: К вопросу о границах понятия // Феномен прошлого / Под ред. И. М. Савельевой. М., 2005. С. 170−220.
- Савельева И.М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: Теория и история: В 2-х томах. СПб, 2003.
- Семиотика. Хрестоматия: Учебно-методический модуль / Под. ред. JI.JI. Федоровой. М., 2005.
- Словарь русского языка: В четырех томах / Под ред. В. В. Розанова, И. И. Матвеева. М., 1959. Т. III.
- Современный городской фольклор / Под ред. С. Ю. Неклюдова. М., 2003.
- Соколов Ю.М. Очередные задачи изучения русского фольклора//Художественный фольклор. М., 1926. Вып. 1. С. 3−10.
- Соколова В.К. Жанровые особенности исторических преданий и их основные типы // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие по филол. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986. С. 268−280.
- Соколова В.К. О некоторых типах исторических преданий (к проблеме их жанрового своеобразия) // История, культура, фольклор, этнография славянских народов: VI международный съезд славистов (Прага 1968). М., 1968. С. 248−255.
- Соколова В.К. Русские исторические предания. М., 1970.
- Стартен В.В. Творчество городской улицы // Художественный фольклор. М., 1927. Вып. 2−3.
- Тихомиров Н.М. Древняя Москва XII—XV вв.. Средневековая Россия на международных путях XIV—XV вв. М., 1992.
- Тонкин Э. Повести о нашем прошлом: Социальная реконструкция устной истории // Европейский опыт и преподавание истории в постсоветской России. М., 1999. С. 159−184.
- Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследование в области мифопоэтического. М., 1995.
- Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.
- Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память: Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. М., 2000. № 4. С. 3−14.
- Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. С. 39−40.
- Университетские Петербургские чтения: 300 лет Северной столице: Сб. ст. Веер. Конф., 19−20 марта 2003 г., СПб., 2003.
- Урсу Д.П. Методологические проблемы устной истории // Источниковедение отечественной истории. М., 1989. С. 3−32.
- Успенский Б.А. Избранные произведения. В 3-х т. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1997.
- Утехин И.В. Очерки коммунального быта. М., 2004.
- Февр JI. Бои за историю. М., 1991.
- Ферапонтов И.Е. Зарубежная фольклористика о современных городских легендах // Живая старина. М., 2002. № 2. С. 18−22.
- Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. М., 2004.
- Фольклор городов и поселков: Сб. ст. / Под. ред. В. П. Кругляшова. Свердловск, 1982. Вып. 6.
- Фольклор и историческая действительность: Сб. статей / Отв. ред. А. А. Горелов. Л. 1981.
- Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас: Дебаты о политике и культуре. М., 2005. № 2.
- Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. М., СПб.,
- Хаттон П. История как скусство памяти. СПб., 2003.
- Хаттон П. Роль памяти в историографии французской революции // Хрестоматия по устной истории / Сост. М. В. Лоскутова. СПб., 2003. С. 356−375.
- Хубова Д.Н. Память для забвения, забвение для памяти? // Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в XX столетие: Сб. ст. Челябинск, 2004. С. 69−83.
- Цепь времен»: Проблемы исторического сознания / Отв. ред. Л. П. Репиной. М., 2005.
- Чернышов А.В. Современное состояние советской мифологии // Современныя российская мифология. М., 2005. С. 27−50.
- Чистов К.В. К вопросу о принципах классификации жанров устной народной прозы. М., 1964.
- Чистов К.В. Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд). СПб., 2003.
- Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVIII—XX вв.. // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие для филол. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986. С. 261−268.
- Чистов К.В. Фольклор. Текст. Традиция: сб.ст. М., 2005.
- Чубала Д. «Urban Legend» Новый жанр фольклорной прозы? // Филологически науки. М., 1994. № 5−6.
- Шкуратов В.А. Историческая психология на перекрестках человекознания // Одиссей: Человек в истории, 1991. М., 1991. С. 103 115.
- Шкуратов В.А. Историческая психология. 2-е изд., перераб. М., 1997.
- Шмидт С.О. «Устная» история в системе источниковедения исторических знаний // Шмидт С. О. Путь историка. М., 1997. С.98−108.
- Штырков С.А. Несказочная проза в фольклоре: Проблемы классификации и терминологии // Мифология и повседневность: Мат-лы. науч. конф. 19−20 февраля 1998. СПб., 1998. С. 196−209.
- Шумов К.Э. Студенческие традиции // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 165−179.
- Щавелёв А.С. Славянские легенды о первых князьях: Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян. М., 2007.
- Щеглова Т. К. Деревня Солонешенского района в XX в.: Устная история (из опыта устноисторического анализа) // История Алтайского края. XVIII—XX вв.: Научные и документальные материалы. Барнаул, 2005.
- Щепанская Т.Б. Система: Тексты и традиции субкультуры. М., 2004.
- Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур // Современный городской фольклор. М., 2003. С.27−33.
- Эксле О.Г. Культурная память под воздействием историзма // Одиссей: Человек в истории, 2001. М., 2001. С. 176−198.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
- Brunvand J.H. The Baby Train and other Lusty Urban Legends. N.Y.- Norton, 1993.
- Brunvand J.H. The Choking Doberman and Other New Urban Legends: N.Y.- L., 1984.
- Brunvand J.H. The Mexican Pet: More New Urban Legend and some old Favorites. N.Y.- L., 1986.
- Portelli A. Oral History in Italy // Oral History. An Interdisciplinary Anthology. P. 392−416.
- Smith P. The Book of Nastier Legends. L., 1986.
- Thompson P. The Voice of the Past. Oxford, 1988.
- Vansina J. Oral Tradition A Study in Historical Methodology Chicago, 1965.
- Yow V.R. Recording oral history: A practical guide for social scientists. L. NY., 1994.
- ГИМ — Государственный исторический музей
- МГУ — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова МЛА — Московские легенды, собранные автором (по Приложению 1) МЛБ — Московские легенды, собранные Е. З. Барановым (по Приложению 3) ОПИ — Отдел письменных источников