Синтез и исследование нелинейных систем управления для параметрической идентификации тензоров инерции тел
Основополагающими работами по экспериментальному и аналитическому определению моментов инерции началось с работ Х. Гюйгенса (17вв.), Л. Эйлера (18вв.), А. Копш (19вв.). В двадцатом веке большой вклад в решение проблемы эксперементальнош определения моментов и тензоров инерции внесли Н. Е. Жуковский, А. Н. Крылов, В. П. Ветчинкин, М. М. Гернет, А. Н. Ипшинский, В. Ф. Ротобыльский и др… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Метод определения тензоров инерции и моментов инерции тел
- 1. 1. Обзор существующих методов и устройств для измерения моментов инерции
- 1. 2. Метод определения моментов инерции и тензора инерции
- 1. 2. 1. Метод реверсионно-антисимметричного равно-уровнего вращательного движения (РАР-движения)
- 1. 2. 2. Случай реверсионно — антисимметричного полнооборотного тормозного-разгонного вращения
- 1. 3. Требования к автоматизированным системам, осуществляющим способ
- 1. 4. Выводы
- Глава 2. Синтез электромеханической системы управления для определения тензоров инерции тел на программных движениях
- 2. 1. Разработка устройства для определения тензоров и моментов инерции тела на разгонно-тормозных вращательных движениях
- 2. 2. Энергетический расчет. Проверка двигателя по мощности
- 2. 2. 1. Выбор двигателя и его технические характеристики
- 2. 2. 2. Проверка двигателя по мощности
- 2. 3. Разработка математической модели электромеханической части системы управления
- 2. 3. 1. Описание электромеханической части системы
- 2. 3. 2. Математическая модель электромеханической части системы
- 2. 4. Разработка и анализ алгоритмов управления двигателем
- 2. 4. 1. Выбор задающего воздействия и времени переходного процесса
- 2. 4. 2. Анализ структурной схемы электромеханической части измерительной установки
- 2. 4. 3. Синтез модального управления
- 2. 4. 4. Синтез управления по задающему воздействию
- 2. 4. 5. Компенсация изменений параметров и действия возмущения
- 2. 4. 6. Динамические уравнения нелинейной и линейной систем
- 2. 4. 7. Матричная форма динамических уравнений
- 2. 4. 8. Математическая модель системы управления в форме дифференциального уравнения шестого порядка
- 2. 4. 9. Определение констант входного сигнала
- 2. 4. 10. Аппроксимация нелинейной характеристики типа насыщения
- 2. 5. Выводы
- 3. 1. Разработка структурной схемы системы
- 3. 2. Математическая модель системы управления
- 3. 2. 1. Нелинейная система двух дифференциальных уравнений и нелинейное динамическое уравнение третьего порядка
- 3. 2. 2. Матричные формы системы динамических уравнений
- 3. 2. 3. Уравнения возмущенного движения
- 3. 2. 4. Исследование устойчивости движения системы управления третьего порядка
- 3. 3. Выводы
- 4. 1. Трехпараметрическое множество парных овалов Кассини на комплексной плоскости
- 4. 2. Параметрический метод конформного отображения сложных областей
- 4. 2. 1. Определение алгебраических условий локализации спектра системы управления вне полос частот
- 4. 2. 2. Параметрические условия защиты системы от помех на низких частотах
- 4. 3. О синтезе систем управления при ограничениях на степень устойчивости и колебательность
- 4. 4. Условия локализации спектра системы второго порядка в трапеции вне полосы низких частот
- 4. 5. Выводы
- 5. 1. Задающие воздействия, примененные при моделировании
- 5. 2. Переходные функции и показатели качества синтезированных систем
- 5. 3. Идентификация моментов и тензоров инерции на гармоническом РАП — движении
- 5. 3. 1. Идентификация на базе системы программного управления угловой скоростью
- 5. 3. 2. Идентификация на базе системы программного управления угловым положением
- 5. 4. Моделирование систем на программных движениях с постоянным ускорением
- 5. 5. Сравнительный анализ работы систем на двух программных движениях
- 5. 6. Выводы
Синтез и исследование нелинейных систем управления для параметрической идентификации тензоров инерции тел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящей диссертационной работе решается проблема автоматизации процесса экспериментального определения тензоров инерции и моментов инерции тел произвольной формы, малых и крупных габаритов. Потребность в определении этих инерционных параметров возникает для таких тел и серийно изготавливаемых изделий, которые должны осуществлять движения в пространстве, сопровождаемые сложными вращениями. В частности, тензор инерции наряду с его массой является важной характеристикой различных транспортных средств (автомобилей, самолетов, кораблей и др.) существенно определяющей маневренность объектов. Осевые моменты инерции, тензоры инерции, статические моменты характеризуют механические свойства приборов на подвижных платформах и подвижных элементов различных электомеханических и др. приборов. Элементы манипуляционных роботов, совершающих сложные пространственные движения, также характеризуют их массой, тензором инерции и другими механическим параметрами.
Основополагающими работами по экспериментальному и аналитическому определению моментов инерции началось с работ Х. Гюйгенса (17вв.), Л. Эйлера (18вв.), А. Копш (19вв.). В двадцатом веке большой вклад в решение проблемы эксперементальнош определения моментов и тензоров инерции внесли Н. Е. Жуковский, А. Н. Крылов, В. П. Ветчинкин, М. М. Гернет, А. Н. Ипшинский, В. Ф. Ротобыльский и др. Но ученые-механики почти не уделяли внимания вопросу автоматизации процесса определения моментов и тензоров инерции. На 6 практике до настоящего времени применяется механические приводы в виде опускающегося груза, физического маятника, предварительно закрученного упругого торсиона. Применяются предварительно «взведенные» вручную бифлярные и мультифлярные подвесы, подвесы на струне, использующие потенциальную энергию силы тяжести самого испытуемого тела. Имеются разработки и рекомендации по определению моментов инерции с применением угловых акселерометров и газовых подшипников.
Проблемы эксперементального определения моментов и тезоров инерции технически сложнее проблемы определения массы тела, поскольку последняя успешно решается в квазистатическом режимена весах, а первая — требует вращения с ускорением, на котором проявляется трение и воздушное сопротивление, приводящие к погрешностям.
В настоящее время ведущая американская фирма в области измерения механических параметров изделий «Space Electronics» промыш-ленно выпускает серию устройств для определения осевых моментов инерции объектов различных габаритных размеров, в которых применены газовые подшипники с целью уменьшения трения и механический привод в виде предварительно закрученного стержня-торсиона.
Для определения тензоров инерции рекомендованы к применению устройства с закреплением тела в кардановом подвесе. Но до настоящего времени решение проблемы автоматизированного экспериментального определения тензоров и моментов инерции не достигла требуемого уровня практического решения. Поэтому существует необходимость разработки новых методов идентификации инерционных параметров, на базе которых можно создавать новые высокоточные и производительные автоматизированные системы. 7.
В диссертации разработаны новые методы идентификации моментов и тензоров инерции, В них использовано свойство следящих систем управления осуществлять требуемые программные движения в условиях неизвестной диссипации и неизвестной интервальной инерционной нагрузки. При этом предложены типы программных разгонно-тормозных двухэтапных движений. Первым свойством этих движений является динамическая симметричность либо — реверсионная антисимметричность, вторым свойством является равноуровневость либо — пол-нооборотность. Путем использования этих свойств удается отделить в расчетных формулах инерционную нагрузку от неизвестных величин — диссипативной и гравитационной нагрузок. В результате получена расчетная формула для параметрической идентификации момента инерции, не содержащая момента трения и момента силы тяжести.
Матрица тензора инерции тела определяется посредством идентификации шести осевых моментов инерции. В связи с этим объект управления синтезированной системы должен исполнять две функции: программное вращение тела вокруг оси и последовательное шестикратное изменение углового положения тела относительно оси вращения. Для этой цели в литературе рекомендовано применение карданова подвеса с тремя электродвигателями. В диссертационной работе предложено сравнительно простое исполнительное устройство с одним электродвигателем, исполняющее обе функции. Такое существенное упрощение исполнительного устройства и вместе с ним — всей системы достигнуто за счет того, что момент инерции тела определяется относительно конкретных шести осей вращения, а именно — относительно шести осей додекаэдра, мысленно связываемого с телом.
Выполнен синтез двух систем программного управления: углом по8 ворота и угловой скоростью, осуществляющих параметрическую идентификацию моментов инерции и тензоров инерции тел. В процессе синтеза систем была решена проблема компенсации диссипативных возмущений и изменений от опыта к опыту инерционной нагрузки, создаваемой испытуемым телом. Получены математические модели двух синтезированных систем управления в виде нелинейных систем дифференциальных уравнений шестого и третьего порядка с нелией-ностями типа насыщения, а также — расширенные системы седьмого и четвертого порядков. Проведено аналитическое и численное исследование динамических и точностных свойств полученных систем управления с применением метода Ляпунова и компьютерного моделирования.
Также в диссертации предложен новый метод параметрического преобразования матриц систем управления, связанный с известным методом функционального преобразования матриц. Этот метод применен для решения проблемы виброзащиты систем управления в полосах частот. 9.
5.6 Выводы.
В этой главе приведены результаты моделирования синтезированных систем программного управления на двух видах программного движения. Кроме моделирования произведен расчет числовых значений нулей и полюсов передаточных функций систем по задающему и возмущающему воздействиям. Моделирование произведено с помощью пакета БштИпк системы МаЛАВ 5.3 по схемам моделирования, полученным из структурных схем систем. По полученным графикам переходных процессов произведена оценка показателей качества работы системы, а также произведен их сравнительный анализ с полученными алгебраическими показателями качества, который показал достоверность полученных результатов. В результате моделирования систем на программном гармоническом РАП-движении и РАР-движении с постоянным ускорением и последующей обработкой численных результатов было вычислены значения неизвестных моментов инерции нагрузки. В главе приведены тексты программ обработки значений наблюдаемых переменных и последующий идентификации моментов инерции нагрузки, написанные в системе МаЛАВ. Произведено исследование влияния моментов диссипативных сил, подстройки параметров комбинированного управления, вида программного движения на показатели качества работы системы и точность идентификации момента инерции нагрузки. Моделирование показало, что синтезированные системы обладают требуемыми показателями качества на всем диапазоне интервальной нагрузки и при наличии постоянного и переменного возмущающего воздействия. Погрешность идентификации моментов и тензоров инерции составляет менее 0.02%.
Заключение
.
В диссертационной работе произведен синтез и исследование двух систем программного управления, предназначенных для параметрической идентификации тензоров инерции и осевых моментов инерции тел в условиях неизвестной диссипации энергии, вызванной трением в подшипниках и аэродинамическим сопротивлением. Основные результаты диссертационной работы заключаются в следующем.
1. Предложен новый метод идентификации моментов и тензоров инерции тел, предназначенный для осуществления на автоматизированных устройствах, способных исполнять программные движения в условиях неизвестных ограниченных помех и неизвестной интервальной инерционной нагрузки.
2. Разработаны виды программных движений (реверсионно — антисимметричные и однонаправленно — симметричные разгонно — тормозные движения) и их уравнения. Они допускают идентификацию тензоров и моментов инерции без потери точности в условиях существенной диссипации, поскольку на таких движениях в расчетные формулы не входят диссипативные члены.
3. Предложена кинематическая схема устройства для идентификации тензоров инерции. Устройство содержит управляемый электродвигатель, датчик углового положения, захват, датчик тока в обмотках двигателя, переключатель вращения с одной оси на другую, образующих между собой определенный угол и управляющий компьютер, осуществляющий также математическую обработку результатов измерений.
4. Синтезирована система управления углом поворота с компенсацией внешних возмущений, осуществляющая программные движения в условиях неизвестной инерционной нагрузки, создаваемой испытуемым телом.
5. Синтезирована система управления угловой скоростью с компенсацией внешних возмущений, осуществляющая программные движения в условиях неизвестной инерционной нагрузки, создаваемой испытуемым телом.
6. Получены математические модели синтезированных систем в виде системы дифференциальных уравнений шестого порядка, системы третьего порядка, расширенных систем седьмого и четвертого порядков, а также в форме одного дифференциального уравнения шестого порядка и третьего порядка. Уравнения содержат нелинейную характеристику типа насыщения.
7. Выполнено исследование полученных математических моделей систем управления. Получены оценки степени устойчивости и колебательности методом построения и интегрирования дифференциальных неравенств для функции Ляпунова. Оценено распределение спектров матриц на корневой плоскости, оценены погрешности идентификации инерционных параметров.
8. Для линейных систем высокого порядка предложен и разработан параметрический метод локализации спектра матрицы в сложных многосвязных областях. Он применен для определения алгебраических условий локализации спектра вне частотных запрещенных полос, либо — вне одной полосы низких частот. Эти условия имеют.
156 вид условий Гурвица, составленных для параметрически и функционально преобразованной матрицы системы. Либо они имеют вид условий Сильвестра для решения матричного уравнения Ляпунова, содержащего параметрически и функционально преобразованную матрицу системы.
Список литературы
- Алгоритмы динамического синтеза нелинейных автоматических систем / Под ред. А. А. Воронова. СПб.: Энергоатомиздат, 1992.
- Анализ и оптимальный синтез на ЭВМ систем управления / Под ред. A.A. Воронова и И. А. Орурка. М.: Наука, 1984.
- Андреев Ю.Н. Управление конечномерными линейными объектами. М.: Наука, 1976.
- Андрющенко В.А. Теория систем автоматического управления. JL: Изд-во ЛГУ, 1990.
- Башарин A.B., Новиков В. А., Соколовский Г. Г. Управление электроприводами. Л.: Энергоатомиздат, 1982.
- Беляев А.Н., Дроздов В. Н., Никифоров В. О. Алгоритм управления мехатронным поворотным столом // Электропривод с цифровым и цифроаналоговым управлением / Под ред. А. Е. Козярука, СПб.: ЛДНТП, 1992. с.8−12.
- Березин И.С., Жидков Н. П. Методы вычислений. т1. М.:Наука, 1966.
- Бесекерский В.А., Изранцев В. В. Системы автоматического управления с микроЭВМ. М.: Наука, 1987.
- Бесекерский В.А., Попов Е. П. Теория систем автоматического регулирования. М.: Наука, 1972.
- Борцов Ю.А., Поляхов Н. Д. Электромеханические системы с адаптивным и модальным управлением. Л.: Энергоатомиздат, 1984.
- Бронштейн H.H., Семендяев К. А. Справочник по математике. М.: Наука, 1980.
- Буянов Е.В. Методика и установка для точного определения тензора инерции твердого тела. // Измерительная техника. 1988. № 12. с.25−27.
- Вибрации в технике. Колебания линейных систем. / Под ред. В. В. Болотина. М.: Машиностроение, 1999.158
- Воронин С.Г., Кузьмичев А. Р. Математическая модель для определения координат в электроприводе с вентильным двигателем постоянного тока. // Электричество. 2000. № 3.
- Воронов A.A. Введение в динамику сложных управляемых систем. М.: Наука, 1985.
- Гантмахер Ф.Р. Теория матриц. М.: Наука, 1967.
- Гернет М.М., Ротобыльский В. Ф. Определение моментов инерции. М.:" Машиностроение", 1969.
- Григорьев В.В., Дроздов В. Н., Лаврентьев В. В., Ушаков A.B. Синтез дискретных регуляторов при помощи ЭВМ Л.: Машиностроение, 1983.
- Григорьев В.В., Дроздов В. Н., Шлепков C.B. Автоматизированное проектирование систем управления. Учебное пособие. JL: изд. ЛИТМО, 1982.
- Григорьев В.В., Мансурова O.K., Ушаков Л.5.Синтез и анализ многомерных систем с использованием модального управления // Оптимальные и адаптивные системы: СБ / Фрунз. политехи, инт. Фрунзе. 1979. с.62−68.
- Джендубаев А.Р. Электромагнитный полезный и статический моменты электропривода // Электричество. 1999. № 2.
- Джури Э. Инноры и устойчивость динамических систем. М.: Наука. 1979.
- Дроздов В.Н., Никифоров В. О., Волков М.А.Математическая модель мехатронного поворотного стола. // Электричество. 1997. № 2. с.46−49.
- Дроздов В.Н., Мирошник И. В., Скорубский В. И. Системы автоматического управления с микроЭВМ. Л.: Машиностроение, 1989.
- Емельянов C.B., Коровин С. К. Новые типы обратной связи: Управление при неопределенности. М.: Наука. Физматлит, 1997.
- Зубов В.И. Колебания в нелинейных и управляемых системах. Л.: Судпромгиз, 1962.
- Иванов В.А., Привалов В. Е. Применение лазеров в приборах точной механики. СПб.: Политехника, 1993.159
- Иванов В.А. Опыт измерения угловых ускорений. Д.: ЛДНТП, 1983.
- Ишлинский А.Ю., Стороженко В. А., Темченко М.??".Вращение твердого тела на струне и смежные задачи. М.: Наука, 1991.
- Ключев В.И. Теория электропривода. М.: Энергоатомиздат, 1985.
- Козлов В.В., Макарычев В. П., Юревич Е. И. Динамика управления роботами. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1984.
- Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука. 1984.
- Кривошеев А.Г., Мельников Г. И. Матричная форма изложения динамики сферического движения // Сборник докладов 1-ого Всероссийского семинара-совещания заведующих кафедрами теоретической механики. СПб., 1994, С. 261−267.
- Кузовков Н. Т. Модальное управление и наблюдающие устройства. М.: Машиностроение, 1976.
- Кухаренко Н.В. Синтез быстродействующих систем позиционирования при недетерминированных параметрах объектов. // Электричество, 1997. № 7. с.35−36.
- Лаврентьев М.А., Шабат Б. В. Методы теории функций комплексного переменного. М.: Наука. 1987.
- Макаров И.М., Менский Б. М. Линейные автоматические системы. М: Машиностроение, 1977.
- Малкин И.Г. Теория устойчивости движения. М.: Гостехиздат, 1952.
- Матричные уравнения в задачах управления и наблюдения непрерывны-ми объектами / Под ред. А. В. Ушакова. Бишкек: 1991.
- Мельников В. Г. Исследование системы управления угловой скоростью с интервальной инерционной нагрузкой // Современные технологии: Труды молодых ученых ИТМО / Под ред. С. А. Козлова. СПб.: СПбГИТМО (ТУ), 2001.
- Melnikov V. G. Analysis of transient performance of system with unknown inertia load. // Prepr. 8-th International Student Olympiad on Automatic Control. St. Petersburg, 2000. P. 167−171.160
- Мельников В. Г. Оценки устойчивости нелинейной системы управления третьего порядка. // Сб. научных трудов молодых ученых и специалистов. СПб.: СПбГИТМО, 2000. С. 116−117.
- Мельников В. Г. Параметрические критерии фильтрационных свойств систем управления. // Изв. вузов. Приборостроение. 2000. № 3. С. 25−28.
- Мельников В. Г. О синтезе систем управления при ограничениях на степень устойчивости и колебательность. // Ученые записки. Серия: «Математика и информатика». 1998. Т.1, С.86−89.
- Мельников В. Г. Анализ и синтез системы управления при ограничениях на степень устойчивости и колебательность. // Деп. ВИНИТИ. 1997. № 80. В97. 11 с.
- Мельников В.Г. Способ определения тензора инерции тела и устройство для его осуществления. // Заявка на патент РФ на изобр. № 2 000 119 258, от 19.07.2000.
- Мельников В.Г., Мельников Г. И. Способ определения осевого момента инерции тела и устройство для его осуществления. // Патент на изобр. № 2 115 904, 1998.
- Мельников В.Г., Мельников Г. И. Способ определения момента инерции тела и устройство для его осуществления. // Патент РФ на изобр. № 2 112 227, 1998.
- Мельников В.Г. Реализация метода Н.Е.Жуковского определения моментов инерции тел на мультифлярных и автоматизированных устройствах. // Международная конференция «Проблемы пространства, времени, движения». СПб. 1998. С.29−30.
- Мельников В. Г. О применении функционального преобразования матрицы динамической системы. // 30-я Научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава. СПб.: СПбГИТМО, 1999. С. 71.
- Мельников В. Г. Исследование следящей электромеханической системы для осуществления программного колебательного движения. // Юбилейная научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава. СПб: СПбГИТМО, 2000. С. 29.161
- Метод векторных функций Ляпунова в теории устойчивости / Под ред. А. А. Воронова, В. М. Матросова. М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.
- Мирошник И.В., Никифоров В. О., Фрадков A.JI. Нелинейное и адаптивное управление сложными динамическими системами. -СПб.: Наука, 2000.
- Плахтиенко Н.П. О параметрической идентификации цепных систем при инерционном возбуждении. // Прикладная механика. 1990. т. 26. № 9. с.109−115.
- Попов E.H. Теория нелинейных систем автоматического регулирования и управления. М.: Наука, 1988.
- Попов Е.П., Палътов И. П. Приближенные методы исследования нелинейных автоматических систем. М.: Физматгиз, 1960.
- Редъко С.Ф., Ушаков В. Ф., Яковлев В. В. Идентификация механических систем. Определение динамических характеристик и параметров. К.: Наукова думка, 1985.
- Сабинин Ю.А. Динамика электромеханических систем. СПб.: изд. ЛИТМО. 1997.
- Сабинин Ю.А. Электромашинные устройства автоматики. Л.: Энергоатомиздат, 1988.
- Смолин В.И., Тополъский Д. В. Об одном методе определения вращающего момента электрических машин // Электричество. 1999. № 7. с.27−30.
- Справочник конструктора точного машиностроения. / Г. А. Веркович и др. Л., «Машиностроение», 1989.
- Справочник по проектированию автоматизированного электропривода и систем управления технологическими процессами / Под ред. В. И. Круповича, Б. Г. Барыбина, М. Л. Самовера. М.: Энергоатомиздат, 1972.162
- Справочное пособие по теории автоматического регулирования и управления / Под ред. Е. А. Санковского Минск: Вышейша школа, 1973.
- Столов Л.И., Афанасьев А. Ю. Моментные двигатели постоянного тока. М.: Энергоатомиздат 1989.
- Топчеев Ю.И. Атлас для проектирования систем автоматического регулирования. М.: Машиностроение, 1989.
- Уонэм И. Линейные многомерные системы управления / Пер. с англ. М.: Наука, 1980.
- Ушаков А. ВАсылбеков С. С. Решение прикладной задачи ак-селерометрии методами динамического наблюдения // Изв. вузов. Приборострое-ние. 1996. Т. 39, № 8−9. С. 68−77.
- Физические величины: Справочник / А. П. Бабичев и др. М.: Энергоатомиздат, 1991 .
- Цыпкин Я.З. Информационная теория идентификации. М.: Наука. Физматлит, 1995.
- Чернецкий В.И., Дидук Г. А., Потапенко A.A. Математические методы и алгоритмы исследования автоматических систем. Л: Энергия, 1970.
- Эйкхофф П. Основы идентификации систем управления. М.: Мир, 1975.
- Элементы и устройства автоматики / Под ред. Ю. А. Сабинина. СПб.: Политехника, 1995.
- Якубович В.А. Метод матричных неравенств в теории устойчивости вынужденных колебаний // Автоматика и телемеханика, 1964. № 7. с. 1017−1029.