Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности влияния смысловых структур сознания на саморегуляцию психических состояний студентов гуманитарных и технических специальностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «В. М. Бехтерев и современная психология (Казань, 29−30 сентября 2005 г.) — на Н-ой Всероссийской научно-практической конференции «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики» (Казань… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Смысловая саморегуляция психических состояний
    • 1. 1. Теоретические аспекты психологической проблемы сознания
    • 1. 2. Смысл как структурирующий фактор регуляторных функций сознания
    • 1. 3. Саморегуляция как произвольная активность субъекта
    • 1. 4. Влияние смысловых структур сознания на саморегуляцию психических состояний
    • 1. 5. Особенности психических состояний студентов ВУЗов
    • 1. 6. Выводы по главе
  • Глава 2. Организация и методы психологического исследования
    • 2. 1. Организация исследования особенностей влияния смысловых структур сознания на саморегуляцию психических состояний
    • 2. 2. Методики исследования влияния смысловых структур сознания на саморегуляцию состояний
  • Глава 3. Психологические особенности влияния смысловых структур сознания на саморегуляцию психических состояний студентов ВУЗов
    • 3. 1. Особенности влияния личностных смыслов на саморегуляцию состояний студентов в ситуациях учебной и внеучебной деятельности
    • 3. 2. Влияние смысловых конструктов на саморегуляцию состояний студентов ВУЗов
    • 3. 3. Мотивационное опосредование саморегуляции психических состояний студентов ВУЗов
    • 3. 4. Особенности влияния личностных ценностей на саморегуляцию состояний студентов ВУЗов

Особенности влияния смысловых структур сознания на саморегуляцию психических состояний студентов гуманитарных и технических специальностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема регуляции психической деятельности относится к числу фундаментальных проблем психологии, основные положения которой раскрыты в работах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, О. А. Конопкина, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна. Саморегуляция целенаправленной активности субъекта выступает как общая и сущностная функция сознания, целостной психики человека. В процессах саморегуляции реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т. п. (Ю.А.Голиков, О. А. Конопкин, А. Н. Костин, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий и др.).

В этом контексте менее изученной областью является саморегуляция состояний. В работах Л. Г. Дикой, Е. П. Ильина, Н. Д. Левитова, А. Б. Леоновой, А. О. Прохорова и других исследователей выявлены особенности состояний, определены отдельные методы их диагностики, измерения и способы регуляции. Разработаны ряд концепций и концептуальных положений, объясняющих механизмы саморегуляции психических состояний: системно-деятельностная концепция саморегуляции функционального состояния Л. Г. Дикой, системно-функциональная концепция саморегуляции психического состояния А. О. Прохорова, уровневая концепция регуляции процессов жизнедеятельности Г. Ш. Габдреевой.

В настоящее время активно разрабатываются общепсихологические аспекты изучения взаимоотношений категорий смысловых структур сознания и психических состояний (А.О.Прохоров). Связь смысловых структур с состояниями трактуется в данном подходе как основополагающая. Работы Е. М. Алексеевой, М. Е. Валиуллиной, М. В. Ермолаевой, Н. И. Наенко, Н. Р. Салиховой, А. Р. Утей отражают отдельные значимые стороны смысловой детерминации состояний (личностного смысла и состояний, смысловых установок и состояний, ценностей и состояний). Тем не менее, особенности связей смысловых структур сознания с различными параметрами и уровнями саморегуляции психических состояний в отдельных видах деятельности раскрыты недостаточно.

В связи в этим изучение влияния смысловых структур (личностный смысл, смысловой конструкт, смысловая установка, смысловая диспозиция, мотив и личностная ценность, согласно позиций Д.А.Леонтьева) на составляющие функциональной системы «ситуация-смысл-состояние» (концепция А. О. Прохорова о смысловой детерминации состояний) может существенно обогатить видение смысловой обусловленности саморегуляции психических состояний в различных ситуациях жизнедеятельности и расширить понимание, как природы психических состояний, так и смысла.

Наряду с очевидными достижениями в изучении регуляции состояний в недостаточной степени исследованы особенности саморегуляции в повседневных жизненных ситуациях. В частности, практически без внимания оказались ситуации студенческой жизни, где саморегуляция состояний постоянно имеет место. В том числе, практически не раскрыта смысловая специфика саморегуляции психических состояний. Выявленное противоречие привело к необходимости выяснения особенностей взаимосвязей смысловых структур сознания и саморегуляции психических состояний студентов, что и явилось основным содержанием проблемы данного исследования.

Исследование особенностей влияния смысловых структур сознания {личностного смысла, смыслового конструкта, мотива и 1{енности) на саморегуляцию психических состояний студентов осуществлялось на основе наиболее общего определения смысловых структур как превращенных форм жизненных отношений субъекта.

Объект исследования: саморегуляция психических состояний студентов гуманитарных и технических специальностей, а предмет — особенности влияния смысловых структур сознания на саморегуляцию их состояний.

Цель исследования: выявить особенности и закономерности влияния смысловых структур сознания на саморегуляцию психических состояний студентов гуманитарных и технических специальностей.

Гипотеза исследования: влияние смысловых структур сознания на саморегуляцию психических состояний студентов в ситуациях учебной и внеучебной деятельности характеризуется как общими закономерностями, так и особенностями проявлений смысловых структур, связанными с гуманитарной или технической направленностью обучения в ВУЗе.

Задачи исследования:

1) установить влияние личностных смыслов на саморегуляцию позитивных и негативных психических состояний студентов (гуманитарных и технических специальностей) в ситуациях учебной и внеучебной деятельности;

2) выявить регулирующие особенности смысловых конструктов, влияющие на выбор способов саморегуляции состояний студентов в ситуациях учебной и внеучебной деятельности;

3) установить мотивационное опосредование саморегуляции психических состояний студентов гуманитарных и технических специальностей;

4) показать влияние личностных ценностей на саморегуляцию позитивных и негативных состояний студентов.

Научная новизна работы:

1. Представлены модели семантических пространств саморегуляции психических состояний студентов в ситуациях учебной и внеучебной деятельности, отражающие влияние личностного смысла на саморегуляцию состояний. Установлена специфика данного влияния, выраженная в особенностях размерности и насыщенности семантических пространств саморегуляции позитивных и негативных состояний студентов гуманитарных и технических специальностей.

2. Установлено, что задаваемый смысловыми конструктами выбор способов саморегуляции состояний демонстрирует различную сложность функциональных отношений между предметными и смысловыми конструктами. Влияние смысловых конструктов на саморегуляцию состояний представлено индивидуально упорядоченной структурой выборов способов саморегуляции состояний субъекта.

3. Выявлены закономерности мотивационного. опосредования саморегуляции негативных и позитивных психических состояний студентов различных специальностей в определенной ситуации (на примере ситуации напряженного общения). Полипотребностный эффект более выражен в мотивационном опосредовании саморегуляции негативных состояний. Показано, что различные мотивационные уровни характеризуют специфику опосредования саморегуляции состояний студентов гуманитарных и технических специальностей.

4. Установлены значимые различия в регуляторном влиянии ценностей на саморегуляцию состояний студентов гуманитарных и технических специальностей. Показано, что различные ценности и потребности определяют природу побуждения в саморегуляции негативных и позитивных состояний студентов гуманитарных и технических специальностей.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в решение практически неразработанной психологической проблемы зависимостей и связей между вариативными (личностный смысл, мотив), относительно устойчивыми смысловыми структурами сознания (личностная ценность, смысловой конструкт) и параметрами саморегуляции состояний. Раскрыта специфика изменения размерности семантических пространств саморегуляции состояний в различных ситуациях жизнедеятельности студентов гуманитарных и технических специальностейпоказано преобладание потребностной специфики смысловых конструктов, определяющих выбор способов саморегуляции состояний студентовустановлены мотивационные причины изменения личностного смысла саморегуляции состояний (перестройки категориальных элементов в определенной ситуации) — выявлена ценностно-потребностная специфика результирующих параметров саморегуляции состояний (структура побуждения) студентов.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования выделенных фактов, особенностей, закономерностей, исследовательских процедур и методов в научно обоснованной разработке практической системы активного управления психическими состояниями. Авторские методики диагностики мотивов и смысловых конструктов в саморегуляции психических состояний могут быть использованы в исследованиях процессов саморегуляции психических состояний, смысловой регуляции личности.

Методологическими основами исследования являются субъектно-деятельностный подход и основные положения отечественной психологической парадигмы в трактовке сознания — о соотнесении психической организации человека требованиям деятельности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Теоретической базой данного исследования явились теория Д. А. Леонтьева, в которой наиболее полно интегрированы современные представления о смысле, и концепция А. О. Прохорова о смысловой регуляции состояний. В разработке диагностического инструментария использовались классические положения теории личностных конструктов Дж. Келли, концепции К. Левина о конкретизации, фиксации и развитии потребности, теории позитивной человеческой мотивации А. Г. Маслоу, подхода Ж. Нюттена в рассмотрении отношений между ситуацией и мотивацией.

Методы исследования. Теоретический анализ литературных источников по тематике работыпсихосемантический, психометрический, качественно-феноменологический методы исследования. Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности и блок анкеты М. Г. Рогова были использованы для изучения ценностей жизнедеятельностисконструированы и апробированы денотативный семантический дифференциал, модификация техники репертуарных решеток, авторская методика диагностики мотивационного уровня саморегуляции психических состояний. В работе использовались также статистические методы обработки эмпирических результатов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались комплексностью теоретического анализа проблемы при определении исходных принципов ее исследования, адекватностью используемых методик целям и задачам исследования, методологической обоснованностью комплекса методов, сочетанием качественного и количественного анализа, использованием методов математической статистики, теоретических и эмпирических методов исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, общая численность которой составила 498 человек (половина из них — студенты гуманитарных специальностей, другая половинастуденты технических специальностей ВУЗов г. Самары).

Положения, выносимые на защиту:

1. Семантические пространства саморегуляции психических состояний студентов в ситуациях учебной и внеучебной деятельности отражают влияние личностного смысла на саморегуляцию. В ситуациях учебной деятельности данное влияние связано с изменением размерности семантических пространств саморегуляции: насыщенность оперантами семантических пространств негативных состояний, по сравнению с позитивными выше, тогда как в ситуациях внеучебной деятельности размерность семантических пространств практически постоянна вне зависимости от специальности. Установлены различия в смысловом содержании семантических пространств саморегуляции состояний студентов во внеучебной деятельности (студенты-гуманитарии характеризуются большей насыщенностью содержания семантических пространств, чем студенты технических специальностей ВУЗов).

2. Влияние смысловых конструктов на саморегуляцию состояний связано с репертуаром индивидуально определяемого субъектом выбора способов саморегуляции. Структурная организация репертуаров конструктов имеет иерархическую организацию и характеризуется индивидуальным своеобразием. Качественной основой смысловых конструктов в саморегуляции состояний студентов чаще являются потребности, реже — ценности.

3. Мотивационное опосредование саморегуляции негативных и позитивных психических состояний студентов технических и гуманитарных специальностей различно. Различные мотивационные уровни характеризуют специфику мотивационного опосредования саморегуляции состояний студентов гуманитарных и технических специальностей.

4. Саморегуляция психических состояний студентов различных специальностей связана с отношениями между ценностями и потребностями студентов. Различные ценности и потребности определяют природу побуждения в саморегуляции негативных и позитивных состояний студентов в зависимости от гуманитарной и технической направленности их специальностей, что свидетельствует о регуляторном влиянии ценностей на саморегуляцию негативных и позитивных состояний.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «В. М. Бехтерев и современная психология (Казань, 29−30 сентября 2005 г.) — на Н-ой Всероссийской научно-практической конференции «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики» (Казань, 28−29 ноября 2006 г.) — на ежегодных Международных научно-практических конференциях, посвященных Дню славянской культуры и памяти Святых равноопостольных Кирилла и Мефодия (Самара, май 2006, 2007, 2008 г. г.) — на I-ой Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы» (Самара, 29 июня — 1 июля 2007 г.) — на психологической школе-семинаре «Психология психических состояний» (Казань, февраль, 2007, февраль, 2008) — на П-й Всероссийской научно-практической конференции.

Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-политической стабилизации России (Самара, 30 июня — 1 июля 2008 г.), на 1-й Всероссийской научно-практической конференции «Психология психических состояний: теория и практика» (Казань, 13−15 ноября 2008). По теме диссертации автор имеет 16 публикаций общим объемом 3,70 п.л.

Диссертационная работа обсуждена на расширенномзаседании кафедры общей психологии факультета психологии ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина» и рекомендована к защите в совете Д 212.081.22.

Структура работы. Диссертация состоит из трех глав, заключения," списка литературы и приложений. Текст диссертации изложен на 175 страницах машинописного текста, содержит 17 таблиц, 19 рисунков, 4 приложения. Библиографический указатель включает в себя 141 наименование, в том числе 8 на иностранном языке.

— группа студентов гуманитарных специальностей характеризуется тем, что в данной структуре побуждения не задействованы характеристики мотивации саморегуляции, в основе своей содержащие потребности базового.

(активационно-энергетического) уровня и потребности в общении- • группа студентов технических специальностей характеризуется тем, что в структуру побуждения сохранения и продления позитивных состояний в напряженном общении включены в разной степени все уровни потребностей. Эти эмпирические факты могут внести ясность в специфику проблемностей смысловой регуляции состояний различного знака в первую очередь в уровне второго эшелона смысловых структур — смыслового конструирования и мотивации. Косвенно эти параметры структур побуждения могут быть представлены и на личностно-смысловом уровне (см. Рис.1).Таким образом, результаты нашего исследования показывают влияние ценностей через специфику их связи с мотивационно-смысловыми характеристиками саморегуляции психических состояний. Обобщенные выводы в этой связи касаются следующих результатов:

1. Обнаружено, что ценности характеризуются близкими средними показателями в обеих группах респондентов. По средним значениям наиболее существенны универсализм, достиэ/сения, самостоятельность, безопасность, добротаменее — независимость, компетентность, инт^иатиеностъ, образованность, высокие запросы, общественное одобрение и эрудиция.2. Установлены различия между группами студентов гуманитарных и технических специальностей по признаку «самостоятельности» как ценности, определяющей целью которой является самостоятельность мышления и выбора способов действия. Различия выявлены и по признакам терминальных ценностей {"общечеловеческие" и «материальные»), а также — по инструментальной ценности «личностные свойства».3. Выявлены количественные и качественные результаты влияния личностных ценностей на саморегуляцию состояний опосредованные связями ценностей с потребностями, что иллюстрирует эффективность в достижении цели саморегуляции — желаемого состояния.4. Установлено, что наибольшее число ценностей участвует в регуляторном процессе негативных состояний студентов гуманитарных специальностей. Обнаружено, что в регуляции негативных состояний студентов данной группы представлены конфликтные по отношению друг другу ценности самотрансцендентности и самовозвышения (ценности универсализма и достилсения, соответственно).5. Терминальные ценности наибольшим образом включены в структуру побуждения как негативных, так и позитивных состояний студентов гуманитариев: в первом случае это материальные и социально-статусные ценности, а также ценности труда, а во втором — материальные ценности и ценности познания, возмоэ/сности образования. Более выражены отрицательные связи указанных ценностей с мотивационными характеристиками саморегуляции состояний, в основе которых лежат потребности в безопасности и защите.6. Установлено, что группе студентов технических специальностей наибольшее скопление ценностей представлено в структуре побуждения позитивных состояний, что свидетельствует об усилении открытости изменениям (ценности гедонизма и стимуляции). Это специфически характеризует саморегуляцию психических состояний студентов технических специальностей, скорее, как пассивное сохранение позитивных состояний. Ценности гедонизма и стимуляции образуют специфическую структуру побуждения, представленную по большей частью отрицательными связями с характеристиками мотивации саморегуляции состояний, в основе которых лежат потребности в общении и потребности базового уровня (активационно энергетический компонент саморегуляции состояний).7. Полученные эмпирические данные говорят о большей выраженности ценностного регулирования психических состояний студентов гуманитарных специальностей.

Заключение

В данной работе в рамках взаимоотношений смысловых структур сознания и составляющих функциональной системы «ситуация-смысл состояние» рассматривалась смысловая обусловленность саморегуляции психических состояний. На основе наиболее общего определения смысловых структур как превращенных форм жизненных отношений субъекта осуществлено исследование особенностей влияния смысловых структур сознания {личностного смысла, смыслового конструкта, мотива и ценности) на саморегуляцию психических состояний студентов гуманитарных и технических специальностей. Проведено обширное теоретическое и эмпирическое исследование психологической проблемы влияния смысловых структур сознания на саморегуляцию состояний. Методологическим основанием данной работы стало традиционное для отечественной психологии понимание проблемы сознания, связанное с понятиями языка и культуры и общественного бытия, которое позволяет рассматривать функционирование смысла в сознании как объяснительный регуляторный критерий. В этой связи приведены разработки, которые заложили первые научные критерии в обосновании актуальности исследований феноменов произвольности как специфичной целостной характеристики сознания человека (В.М.Бехтерев, И. М. Сеченов,.

А.А.Ухтомский). Представлена трактовка проблемы сознания, связанная с понятиями языка и культуры (Л.С.Выготский) и общественного бытия (С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев).Теоретической базой данного исследования явились теория Д. А. Леонтьева, в которой наиболее полно интегрированы современные представления о смысле, и концепция А. О. Прохорова о смысловой регуляции состояний. В ходе теоретического и эмпирического исследования показано, что смысловые структуры сознания в их опосредованном влиянии на саморегуляцию психических состояний наиболее оптимально отображают специфичность осмысления саморегуляции психических состояний в зависимости от феноменологии конкретных вариативных и уровневых смысловых носителей, обеспечивающих регуляторный процесс. Опосредованное смысловое влияние объясняется избирательностью сознания. В заключении работы обобщены полученные результаты данного исследования и представлены следующие выводы:

1. Влияние личностных смыслов на саморегуляцию позитивных и негативных психических состояний студентов гуманитарных и технических специальностей проявляется в уменьшении размерности и смысловой насыщенности семантических пространств саморегуляции позитивных состояний по сравнению с негативными состояниями. Качественные различия в смысловой насыщенности семантических пространств связаны с различиями влияния личностного смысла на саморегуляцию негативных и позитивных состояний студентов ВУЗов различных специальностей во внеучебной деятельности.2. Регулирующее влияние смысловых конструктов на выбор способов саморегуляции состояний студентов в ситуациях учебной и внеучебной деятельности проявляется через изменение функциональных отношений между предметными и смысловыми конструктами. Выявлено, что один и тот же человек использует разные наборы признаков для семантической категоризации состояний и целевых суждений, описывающих способы их регуляции. Установлено преобладание потребностной специфики смысловых конструктов, определяющих выбор способов саморегуляции состояний студентов.3. Мотивационное опосредование саморегуляции психических состояний студентов гуманитарных и технических специальностей по большей части характеризуется включенностью в саморегуляцию потребностей в общении, социальной присоединенности, идентификации, любви. Установлены мотивационные составляющие изменения личностного смысла, обусловленные перестройкой категориальных оснований саморегуляции состояний в определенной ситуации жизнедеятельности студентов.4. Влияние ценностей на саморегуляцию позитивных и негативных состояний студентов выражается в специфике результирующих параметров саморегуляции состояний (структуре побуждения) студентов различных специальностей. Наибольшее влияние ценностей на саморегуляцию состояний обнаружено в регуляции негативных состояний студентов гуманитарных специальностей.5. Показаны особенности влияния четырех различных компонентов смысловой структуры сознания (личностного смысла, смыслового конструкта, мотива и личностной ценности) на саморегуляцию психических состояний студентов гуманитарных и технических специальностей. Более выражен мотивационный контекст саморегуляции в группе студентов технических специальностей. Студенты-гуманитарии характеризуются более широкой семантической насыщенностью смыслового содержания саморегуляции и ее ценностными компонентами. Полученные результаты позволили сформулировать практические рекомендации, заключающиеся в том, что в работе со студентами, в обучении их методам саморегуляции состояний необходимо учитывать специфику феноменологии и влияния смысловых структур сознания на произвольную регуляцию состояний студентов различных специальностей. Перспективные направления исследования видятся в изучении специфики функционирования вариативных и инвариантных смысловых структур сознания в регуляторном процессе различных психических состояний в ситуациях различного уровня напряженности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ю. Когнитивная психомеханика сознания, или как сознание неосознанно принимает решение об осознании. Издание 2-ое, испр. и дополненное. — Самара: ИД «Бахрах-М», 2007. — 336 с.
  2. А.Ю. Основы смысловой теории познания. СПб.: «Речь», 2003.-296 с.
  3. А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ М». 2000. — 336 с.
  4. Г. В. Проблема сознания в российской психологии: Учеб. Пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2004. — 232 с.
  5. .С. Психологическая теория ценности (системно-функциональный подход)/ Автореферат диссертации на соискание доктора психологических наук. — Казань, 2002. — 34 с.
  6. В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Издательство «Речь», 2003.-368 с.
  7. .Г. О проблемах человекознания. СПб.: Питер, 2001. — 271 с.Ю.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. -СПб.: Питер, 2006. — 688 с.
  8. П.К. Представление о функциональной системе и результате//Синергетика и психология. Тексты. Выпуск 1: «Методологические вопросы». М.: Издательство МГСУ «Союз», 1997. — С.134−141.
  9. Л.И. Дорога, ведущая к смыслу//Психологический журнал, Том 21, № 4, 2000. С. 120−121.
  10. З.Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Смысл, 1999. 350 с.Н.Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: «Смысл», 2002. — 480 с.
  11. В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. — 480 с.
  12. С.А. К проблеме соотношения интеллектуальной и смысловой систем регуляции жизнедеятельностью// http://psychology.tom.ru/ modules
  13. В.П., Боровиков И.П. STATISTIC, А Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. Издание 2-е, стереотипное — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. — 608 с.
  14. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
  15. Л.Ф., С.М.Морозов Словарь-сравочник по психодиагностике —СПб.: Питер, 2002. 528 с.
  16. Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности// Вопросы психологии. — 2002. № 2. — С.29−39.
  17. Дж. Наука быть живым: диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии/ пер. с англ. А. Б. Фенько. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. — 336 с.
  18. И.А., Митина О. В., Кобанов В. В. Влияние различных типов мотивации и самоуправления личности на продуктивность мыслительной деятельнсти//Психологический журнал: 2006, том 27, № 4. — С.38−49.
  19. Ф.Е. Фрустрация// Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / Под ред. проф. А. О. Прохорова. -М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. С.432−436.
  20. JI.C. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 1008 с.
  21. Выготский J1.C. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. т.5. -368 с.
  22. Г. Ш. Методы регуляции психического состояния// Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / Под ред. проф. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004.-С. 516−530.
  23. В.А. Систематизация психических состояний// Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / Под ред. проф. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. -С. 30−64.
  24. Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. 318 с.
  25. М.И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психология высшей школы/ М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. Мн.: Харвест, 2006.-416 с.
  26. В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия// Субъект, личность и психология человеческого бытия/ Под ред. В. В. Знакова и З. И. Рябикиной. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С.9−44.
  27. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. — 512 с.
  28. Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. -412 с.
  29. В.Н., Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004 — 70 с.
  30. А. Дж. Теория личности. СПб: Речь, 2000. — 249 стр.
  31. О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития//Вопросы психологии: 2004, № 2. С.128−135.
  32. О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности.// Вопросы психологии: 2008, № 3. С.22−34.
  33. О.А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека//Вопросы психологии: 2006, № 3. -С.38−48.
  34. Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт защита// Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / Под ред. проф. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. — С.422−431.
  35. Л.В. Классификация психических состояний// Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / Под ред. проф. А. О. Прохорова. -М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. -С. 65−68.
  36. К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001.-572 с.
  37. Н.Д. Классификация психических состояний// Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / Под ред. проф. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. -С. 51−54.
  38. Н.Д. Определение психического состояния // Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / Под ред. проф. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. -С. 31−34.
  39. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / Под ред. проф. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. — С.407−412.
  40. А.Б. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека//Вестник МГУ, серия 14, Психология, 2007, № 1.-С.87−103.
  41. А.Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. — М.: Смысл, 2007. — 311 с.
  42. А.А. Значение и смысл//Мир психологии: 2001, № 2 (26) -С. 13−20.
  43. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/Алексей Николаевич Леонтьев. 2-е изд., стер. — М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2005. -352 с.
  44. Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности// Гуманитарные проблемы современной психологии. Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета, 2005, № 7. С.16−21.
  45. Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира// Материалы сообщений 1-ой Всероссийской научно-практической конференции по экзистенциальной психологии/под ред. Д. А. Леонтьева, Е. С. Мазур, А. И. Сосланда М.: Смысл, 2001. — С.100−109.
  46. Д.А. Неклассическая психология состояний// Психология психических состояний: Сб-к статей. Вып.5/ под ред. проф. А. О. Прохорова. -Казань: Центр инновационных технологий. 2004. С.60−66.
  47. Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии//Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). Материалы международной конференции (Москва, 19−21 мая 2005 г.) М.: Смысл, 2005. — С.36−49.
  48. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр./ изд. М.: Смысл, 2003. — 487 с.
  49. Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека// В. И. Моросанова, И. В. Плахотникова, Е. А. Аронова и др.- под ред. В. И. Моросановой. М.: Психологический ин-т РАО, 2006.- 320 с.
  50. . Ф. Сознание как идеальное отражение Психология сознания/ Сост. и общая редакция JI. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. 480 с.
  51. А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2007. — 320 с.
  52. Г. М. Негативные психические состояния студентов в ситуациях с неопределенным исходом: монография/ Г. М. Льдокова. Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», — 2006.
  53. А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. 2- е изд. М.: Генезис, 2004. — 128 с. '
  54. С.Р. Теории личности: сравнительный анализ / Пер. с англ. -СПб.: Издательство «речь», 2002. 539 с.
  55. Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. — 672 с.
  56. М.К. Философские чтения.- СПб.: Азбука-классика, 2002. 832 с.
  57. А.Г. Дальние пределы человеческой психики: перевод с англ. А. М. Татлыбаевой. Научн. ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной.- СПб.: Евразия, 1999.-432 с.
  58. А.Г. Мотивация и личность. 3-е изд. Абрахам Маслоу. СПб.: Питер, 2003.-352 с.
  59. Методики диагностики и измерения психических состояний личности/Автор и составитель А. О. Прохоров. ПЕР СЭ, 2004. — 176 с.
  60. М.А. Проблема фрустрации и защитные механизмы// Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / Под ред. проф. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. — С. 416−422.
  61. В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека/ЛТсихологический журнал. Том 23. 2002, № 6.
  62. В.И., Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 213 с.
  63. Мэй Р. Искусство психологического консультирования/ Пер. с англ. Т. К. Кругловой. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. -144 с.
  64. Мэй Р. Смысл тревоги/ Перев. с англ. М. И. Завалова и А. Ю. Сибуриной. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 384 с.
  65. А. Агрессивность человека. СПб.: Питер, 2007. — 736 с.
  66. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Уч.пособие. 3-е изд. стереотипн. — СПб.: Речь, 2007. 392 с.
  67. ., Мотивация, действие и перспектива будущего/ Под ред. Д. А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2004. 608 с.
  68. Общая психодиагностика/ под. ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина. -СПб.: Речь, 2000.-440 с.
  69. В.И. Психическое состояние в структуре экологического сознания// Психология психических состояний: Сборник статей. Вып. 4./ под ред. проф. А. О. Прохорова. Казань: Издательство «Центр инновационных технологий», 2002. — С.100−118.
  70. А.А. Рождение смысла//Мир психологии: 2001, № 2 (26) -С.20−26.
  71. Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/Пер. с англ. M.G. Жамкочьян под ред. B.G. Магуна М.:.Аспект Пресс, 2000. — 607 с.
  72. В.Ф. Основы психосемантики. — 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005.-480 с.
  73. В.Ф. Психосемантические аспекты картины мира субъектаУ/Психология сознания: современное состояние и перспективы: Материалы I Всероссийской конференции: 29 июня -1 июля 2007 г., Самара: Изд-во «Научно-технический центр», 2007. С.240−250.
  74. И.Г. Смысл как рефлективное отношение человеческого бытия//Мир психологии: 2001, № 2 (26) — С.26−35.
  75. С. Язык как инстинкт/ Пер. с англ. Общ. ред. В. Д. Мазо. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 456 с.
  76. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа./ под ред. Л. Г. Дикой М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. — 358 с.
  77. А.О. Классификация психических состояний // Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / Под ред. проф. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. — С.69−73.
  78. А.О. Определение понятия «психическое состояние// Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / Под ред. проф. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. — С. 34−39.
  79. А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: ПЕР СЭ, 2005. — 352 с.
  80. А.О. Семантические пространства психических состояний. -Дубна: Феникс+, 2002. 280 с.
  81. А.О. Системно-функциональная модель регуляции психических состояний//Психология психических состояний: Сб.статей. Вып. 4./Под. ред. проф. А. О. Прохорова. Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. — С.6−24.
  82. А.О. Смысловая регуляция психических состояний. М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 352 с.
  83. А.О. Экзистенциальный контекст детерминации психических состояний субъекта// Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции по экзистенциальной психологии (Звенигород): -2004. С.94−96.
  84. М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: Дис. д-ра психол. наук: 10.00.05/М.Г.Рогов- ИДПО КГТУ. Казань, 1999. — 350 с.
  85. К.Р. Клиент-центрированная терапия/Пер. с англ. Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 512 с.
  86. А. В. Измагурова В.Л. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализа и психотерапии. — М.: Смысл, 2004. 544 с.
  87. С.Л., Основы общей психологии СПб.: Питер, 2001. -720 с.
  88. Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей./Н.Р.Салихова. Казань: Казанский государственный университет им. Ульянова-Ленина, 2005. — 128 с.
  89. А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика/А.В.Серый- науч.ред. М. СЛницкий — Кемерово: КузбассВУЗиздат, 2004. 272 с.
  90. И.М. Психология поведения: Избранные психологические труд/И.М.Сеченов- Автор вступ. ст., сост. и ред. М. Г. Ярошевский. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 368 с.
  91. Словарь практического психолога/ Сост.С. Ю. Головин. Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 800 с.
  92. Г. В. Математические методы в психологии. -Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004, 284 с.
  93. Г. М. Смысл и гуманитарное знание// Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). Материалы международной конференции (Москва, 19−21 мая 2005 г.) М.: Смысл, 2005. -С.7−26.
  94. Е.В. Механизм порождения смысла в теории катарсиса Л.С.Выготского// Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). Материалы международной конференции (Москва, 19−21 мая 2005 г.) М.: Смысл, 2005. — С.216−219.
  95. А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
  96. Л.Р. О взаимоотношениях сознания и переживания субъектаЛИ Психология психических состояний: Сборник статей. Вып.6/ под ред. проф. А. О. Прохорова. Казань: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина, 2006. — С.59−79.
  97. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 490 с.
  98. В. Воля к смыслу/Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 368 с.
  99. В. Психотерапия на практике. — СПб.: Речь, 2001. 256 с.
  100. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М. Прогресс, 1990. — 368 с.
  101. Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 864 с.
  102. Р., Фейдимен Дж. Психология личностных конструктов и когнитивная психология/ Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.- 121 с.
  103. П. Оптимум мотивации // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т.2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп./Отв. ред. В. В. Петухов. М.: УМК «Психология" — Московский психолого-социальный институт, 2004. — С.254−259.
  104. Г. О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения/ Г. Хант- пер. с англ.А.Киселева. М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2004 — 555 с.
  105. X. Мотивация и деятельность/ Х.Хекхаузен. 2-е изд. — СПб.: Питер- М.: Смысл, 2003. — 860 с.
  106. Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. -496 с.
  107. Л., Зиглер Д. Теории личности/ Пер. с англ. С. Меленеевской и Д. Викторовой СПб.: Питер, 2001 — 608 с.
  108. А.Г. Проблема сознания у Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева// Вестник московского университета, сер. 14, психология, 2004, № 3 С.90−96.
  109. Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления// Вопросы психологии, 2004, № 5 С. 18−33.
  110. И.П. Руководство по применению репертуарного теста Дж.Келли для диагностики межличностных отношений: Методическое пособие/ Под ред. В. А. Лабунской. Самара: Издательство СамГПУ, 1998. 40 с.
  111. А.Г. Психодиагностика личностных черт. — СПб.: Речь, 2002.-480 е.
  112. В.Б. Методология психотерапии в свете димензиональной онтологии Виктора Франкла// Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). Материалы международной конференции (Москва, 19−21 мая 2005 г.) М.: Смысл, 2005. — С.233−236.
  113. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./Общ. Ред. и предисл. Толстых А. В. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
  114. И. Экзистенциальная психотерапия/Пер. с англ. Т. С. Драбкиной. -М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 579 с.
  115. Chatterjee, A., Hunt, J. М., & Kernan, J. В. What self-monitors don’t monitor. Perceptual and Motor Skills, 1999, 88, p. 484.
  116. Hommel B. Consciousness and Control Not Identical Twins. Journal of Consciousness Studies, 14, No. 1−2, 2007, pp. 155−76.
  117. Lester D. Multiple selves and self-monitoring. Perceptual and Motor Skills, 1997, 84, p. 938.
  118. Long Т.- Pantaleon N.- Bruant G. Institutionalization versus self-regulation: a contextual analysis of responsibility among adolescent sportsmen//Journal of Moral Education, Volume 37, Number 4, December 2008, pp. 519−538(20).
  119. Roney C.J. R.- Lehman D.R. Self-Regulation in Goal Striving: Individual Differences and Situational Moderators of the Goal-Framing/Performance Link: Journal of Applied Social Psychology, Volume 38, Number 11, November 2008, pp. 2691−2709(19)
  120. W. M., Marsh K. L., Schneiderman W., & Davis B. Interaction between self-monitoring and manipulated states of self-awareness. Journal of Personality and Social Psychology, 1989, 56(1), pp. 70−80.
  121. K. J., Donovan J. J. и Dodge T. L. Self-regulation of performance: goal establishment and goal revision processes in athletes. Human Performance, 2000, 13(2), pp. 159−180.
Заполнить форму текущей работой