Информационно-управляющая система качества менеджмента на основе использования системных моделей: На примере предприятия авиационного приборостроения
![Диссертация: Информационно-управляющая система качества менеджмента на основе использования системных моделей: На примере предприятия авиационного приборостроения](https://niscu.ru/work/3596982/cover.png)
Впервые на основе системного анализа существующих бизнес-процессов предприятия авиационного приборостроения и процессного подхода к менеджменту, а также правил формализации, структуризации и классификации моделей деятельности предприятия предложены условия и предложен подход к структурной интеграции бизнес-процессов менеджмента качества в бизнес-процессы предприятия, представленные на основе… Читать ещё >
Содержание
- Основные условные обозначения
- Основные сокращения
- Глава 1. Системный анализ специфики процессного подхода к менеджменту и структур бизнес-процессов предприятия авиационного приборостроения
- 1. 1. Цель и задачи первой главы
- 1. 2. Особенности авиаприборостроительного предприятия
- 1. 3. Анализ специфики процессного подхода к менеджменту в рамках системы менеджмента качества
- 1. 4. Формирование условий и методики системной интеграции бизнес-процессов менеджмента качества в структуре бизнес-процессов предприятия
- 1. 5. Информационно-управляющая система качества менеджмента
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Формирование системной модели бизнес-процессов на основе их формализованного описания
- 2. 1. Цель и задачи второй главы
- 2. 2. Построение системной модели бизнес-процессов предприятия
- 2. 3. Методика поддержания системной модели в актуализированном состоянии
- 2. 4. Способ реализации методики поддержания системной модели
- Выводы по второй главе
- Глава 3. Разработка показателей структурной эффективности на предприятии авиаприборостроения
- 3. 1. Цель и задачи третьей главы
- 3. 2. Методы оценки качества управления
- 3. 3. Оценка качества структурной модели
- 3. 4. Показатели качества документооборота
- Выводы по третьей главе
- Глава 4. Разработка методики построения информационно-управляющей системы качества менеджмента
- 4. 1. Цель и задачи четвертой главы
- 4. 2. Применение показателей качества менеджмента для управления структурами бизнес-процессов
- 4. 3. Применение методики поддержания системы качества в актуализированном состоянии совместно с методикой оценки качества менеджмента
- 4. 4. Описание методики построения информационно-управляющей системы качества менеджмента
- 4. 5. Оценка эффективности информационно-управляющей системы качества менеджмента и её подсистем
- Выводы по четвёртой главе
Информационно-управляющая система качества менеджмента на основе использования системных моделей: На примере предприятия авиационного приборостроения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
.
Анализ проблематики российских предприятий авиационного приборостроения показывает, что одной из острейших проблем предприятий является проблема доведения качества и себестоимости выпускаемых авиаприборов до уровня мировых производителей. Путём решения проблемы является внедрение современной системы менеджмента качества. Однако печальный опыт последних 5 лет показывает, что создания формальной системы менеджмента качества оказывается недостаточно. Необходима системная интеграция бизнес-процессов менеджмента качества в структуре основных, вспомогательных и управляющих бизнес-процессов предприятия и дальнейшее повышение эффективности предприятия авиационного приборостроения путём применением процессного подхода к менеджменту. Анализ литературы показывает, что если в настоящее время определены и описаны основные бизнес-процессы, связанные с производством и другими этапами жизненного цикла продукции, то бизнес-процессы менеджмента качества разработаны недостаточно. Как утверждают исследователи, несмотря на наличие требований к менеджменту качества, они «в основном определяют принципы системы управления, но не показывают путей их реализации, так же, как не оговаривают требований к продукции и услугам».
Более того, анализ исследований показывает, что на определённом этапе своего развития на предприятии бизнес-процесс менеджмента качества переходит в новое качество, позволяющее оценивать качество системы управления предприятием, т. е. становится бизнес-процессом обеспечения качества менеджмента.
Проблема разработки в явном виде моделей бизнес-процесса качества менеджмента отличается сложностью и имеет ряд особенностей:
— решение проблемы связано с удовлетворением требований, налагаемых спецификой процессного подхода к менеджменту предприятия;
— модели бизнес-процесса должны удовлетворять специфическим требованиям предметной области;
— не определены в явном виде условия перехода от менеджмента качества к качеству менеджмента.
Следовательно, задача разработки моделей бизнес-процессов обеспечения качества менеджмента является актуальной.
Наиболее видными исследователями в области исследования являются:
— в области менеджмента качества: В. А. Лапидус, С. Д. Ильенков., У. Э. Деминг, У. Л. Шухарт, К. Исикава и др.;
— в области методов управления сложными системами и проектирования информационных систем: А. А. Емельянов, Б. Г. Ильясов, Г. Г. Куликов, В. В. Кульба, Ю. Ф. Тельнов, И. Ю. Юсупов и др.;
— в области исследования методов оценки качества управления: B.C. Анфилатов, А. А. Кукушкин, И. В. Прангишвили и др.
Целью диссертационной работы является разработка системной модели качества менеджмента авиаприборостроительного предприятия на основе анализа его бизнес-процессов по критериям эффективности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) Провести системный анализ специфики процессного подхода к менеджменту и структур бизнес-процессов предприятия авиационного приборостроения, разработать условия структурной интеграции системы менеджмента качества с основными, вспомогательными и управляющими бизнес-процессами на предприятии авиационного приборостроения.
2) Исследовать подходы к системной интеграции менеджмента качества в структуре основных, вспомогательных и управляющих бизнес-процессов предприятия авиационного приборостроения.
3) Разработать и обосновать показатели структурной эффективности и степени автоматизации документооборота основных, вспомогательных и управляющих бизнес-процессов как объекта управления при обеспечении качества менеджмента для его формализации.
4) Сформировать методику управления структурами бизнес-процессов для повышения качества на основе критерия их организованности и показателя степени автоматизации их документирования.
5) Провести оценку эффективности предложенного подхода к решению поставленной задачи.
Методика исследования.
В работе использованы положения теории систем, теории обработки и передачи информации, теории автоматизированного проектирования информационных систем, теории организации баз данных и баз знаний, теории сбалансированных показателей, методов планирования экспериментов, методов менеджмента качества и статистического анализа данных. Экспериментальные исследования проводились на ФГУП УНПП «Молния» (Уфа).
На защиту выносятся:
1 Результаты системного анализа специфики процессного подхода к менеджменту, структур бизнес-процессов предприятия авиационного приборостроения, также условия структурной интеграции менеджмента качества с основными, вспомогательными и управляющими бизнес-процессами на предприятии авиационного приборостроения.
2 Подход к системной интеграции менеджмента качества в структуре основных, вспомогательных и управляющих бизнес-процессов предприятия авиационного приборостроения.
3 Обоснование показателей структурной эффективности и степени автоматизации документооборота основных, вспомогательных и управляющих бизнес-процессов как объекта управления при обеспечении качества менеджмента для его формализации.
4 Методика управления структурами бизнес-процессов для повышения качества на основе критерия их организованности и показателя степени автоматизации их документирования.
5 Результаты оценки эффективности предложенного подхода.
Научная новизна.
1 Впервые на основе системного анализа существующих бизнес-процессов предприятия авиационного приборостроения и процессного подхода к менеджменту, а также правил формализации, структуризации и классификации моделей деятельности предприятия предложены условия и предложен подход к структурной интеграции бизнес-процессов менеджмента качества в бизнес-процессы предприятия, представленные на основе функциональных, процессных и информационных моделей.
2 Предложено новое использование известного показателя структурной организованности для оценки степени формализации бизнес-процессов при обеспечении качества управления ими с использованием системных моделей.
3 В отличие от известного метода оценки качества управления бизнес-процессов по вероятности ошибок, предложен подход, основанный на использовании показателя структурной организованности качества управления в виде критерия степени их формализации.
4 Предложена методика автоматизированного формирования документации системы качества менеджмента из системной модели, отличающаяся от существующих подходов к формированию документации тем, что позволяет поддерживать в актуализированном состоянии системную модель.
Практическая ценность результатов работы.
Практическую ценность представляют следующие результаты:
1 Программное обеспечение, позволяющее транслировать функциональные и процессные модели, сформированные по методологии SADT, в нормативно-справочную документацию предприятия.
2 Программное обеспечение, реализующее одну из подсистем ERP-системы (подсистему сбыта), сформированную на основе системной модели бизнес-процесса сбыта авиаприборостроительного предприятия.
3 Программное обеспечение, поддерживающее функционирование гипертекстовой базы знаний.
4 Методика управления структурами бизнес-процессов, обеспечивающая оценку и повышение качества решений на предприятии в аспекте оценки их организованности.
Основные результаты диссертационной работы внедрены на ФГУП У HI 111 «Молния» (Уфа).
Апробация работы. Основные результаты работы обсуждались на международных конференциях «Теоретическая информатика-2000» (Уфа, У Г АТУ, 2000), «Информационные технологии в моделировании и управлении» (Санкт-Петербург, СПбГТУ, 2000), «Проблемы техники и технологии телекоммуникаций» (Уфа, УГАТУ, 2002), на VIII международном конгрессе двигателестроителей (Рыбачье, ХАИ, 2003), на XIV Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования в свете Болонских соглашений» (Уфа, УГАТУ, 2004) и на XI международном конгрессе двигателестроителей (Рыбачье, ХАИ, 2004).
Публикации. Список публикаций по теме диссертации содержит 9 научных трудов, в том числе 3 статьи, 5 тезисов докладов на конференциях различного уровня и свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, основных результатов и выводов, списка литературы и приложения, содержит 150 страниц машинописного текста и включает 50 рисунков, 13 таблиц, 126 наименований использованных литературных источников.
Основные выводы и результаты.
В работе решена задача, имеющая народнохозяйственное значение в области повышения эффективности предприятия авиационного приборостроения и получены следующие результаты:
1 Системный анализ специфики процессного подхода к менеджменту и структур бизнес-процессов предприятия авиационного приборостроения позволил определить условия структурной интеграции бизнес-процессов менеджмента качества и основных, вспомогательных и управляющих бизнес-процессов предприятия, заключающиеся в:
— высокой степени формализации бизнес-процессов предприятия;
— использовании SADT для структурного моделирования бизнес-процессов;
— наличии параметров для оценки качества менеджмента;
— интеграции в едином информационном пространстве.
2 Структурная интеграция менеджмента качества в структуре основных, вспомогательных и управляющих бизнес-процессов предприятия авиационного приборостроения реализуется путём формирования системных моделей бизнес-процессов менеджмента качества и бизнес-процессов предприятия в виде функциональных, процессных и информационных моделей SADT, а также набора форм используемых в бизнес-процессах документов и методики поддержания системной модели в актуализированном состоянии.
3 Структурная интеграция, определяющая качество менеджмента предприятия авиационного приборостроения, может быть количественно оценена показателем структурной организованности ® по формуле, предложенной Прангишвили, по методике управления структурами бизнес-процессов для повышения качества на основе критерия их организованности.
4 Качество менеджмента обеспечивается также интеграцией информационных технологий в едином информационном пространстве и соответствующими показателями степени формализации и автоматизации документооборота основных, вспомогательных и управляющих бизнес-процессов предприятия авиационного приборостроения.
5 Эффективность предложенного подхода доказана наличием примеров его практического применения, а также расчётами, показывающими снижение стоимости системного проекта для предприятия почти вдвое, уменьшением потерь на обеспечение подразделений предприятия копиями нормативных документов СМК почти втрое, повышением качества принимаемых решений.
Список литературы
- CALS—технологии интерактивные технические руководства // Общие требования к содержанию, стилю и оформлению. М.: Госстандарт РФ, 2000. 21 с.
- Corinne N. Johnson, The Benefits of PDCA, Quality Progress № 5, 2002. C.31.38.
- Integration definition for function modeling (IDEFO). Draft Federal Information Processing Standards Publication 183, 1993, December 2. www.idef.com
- Vaskevich David. «Client Server Strategies. A Survival Guide For Corporate Reengineers». 2nd edition, IDG Books Worldwide, 1995. 344 c.
- Абдикеев H.M. Проектирование интеллектуальных систем в экономике: Учебник / Под ред. Н. П. Тихомирова. М.: Экзамен, 2004. 528 с.
- Адлер Ю.П. «Мотивация в системах качества». Интернет: http://www.bizoffice.ru/
- Айдинян Р., Шипунова Т. Проблемы определения целей и миссии организации. Интернет: http://www.personal-mix.ru/
- Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. 271 с.
- Анттила Ю. Интеграция управления качеством с новаторской структурой управления бизнесом // Стандарты и качество. № 7, 1999. С. 17−26.
- Анфилатов B.C., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. 368 с.
- Барабанов В., Херсонский Н., Карасев С., Пономаренко В., Рожков В. Применение CALS-технологий для электронного описания систем качества предприятий с учётом реализации принципов TQM. Интернет: http ://www. souzsert.ru/
- Басовский Л.Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. М: ИНФРА-М, 2001.212 с.
- Васильев В.И., Ильясов Б. Г. Интеллектуальные системы управления с использованием нечеткой логики: Учебное пособие.- Уфа. УГАТУ, 1995. 32 с.
- Васильев М., Хомков И., Шаповаленко С. Объектно-ориентированный подход к моделированию информационных систем // М.: PC-week, № 36, 1998. С. 29−35.
- Вендров A.M. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. -М.: Финансы и статистика, 1998. 176 с.
- Вендров A.M. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник для вузов. М.: Финансы и статистика, 2002. 348 с.
- Верников Т.Н. Основы методологии IDEF1X. Интернет: http ://www. itrealty.ru/analit/idefl x. html
- Владимирцев А.В., Марцинковский О. А., Шеханов Ю. Ф. Системы менеджмента качества и процессный подход // Методы менеджмента качества. № 2, 2001. С. 41−48.
- Галеев В.И., Пичугин К. В. Кухня процессного подхода. Интернет: http ://www. stq.ru/
- Гасанов Э.Э., Кудрявцев В. Б. Теория хранения и поиска информации. -М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. 288 с.
- Глазунов А.В. Постоянное улучшение. Подходы, методы и приемы. Интернет: http://www.stq.ru/
- Горелик С. Парадигма бизнес-инжиниринга, http://www.orgmaster.ru.
- ГОСТ 28 388–89 СОИ Документы на магнитных носителях данных. М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1989. 56 с.
- ГОСТ Р 1.5−92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов, 1992. 32 с.
- ГОСТ Р ИСО 10 303−1-99 Системы автоматизации производства и их интеграция. Представление данных об изделии и обмен этими данными. Часть 1. Общие представления и основополагающие принципы. М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. 26 с.
- ГОСТ Р ИСО 9000−2001 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. 26 с.
- ГОСТ Р ИСО 9001−2001 Система менеджмента качества. Требования. -М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. 21 с.
- ГОСТ Р ИСО 9004−2001 Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. 35 с.
- Грабауров В.А. Информационные технологии для менеджеров. М.: Финансы и статистика, 2002. 368 с.
- Данько Т.П. Управление маркетингом. М: ИНФРА-М, 2001. 334 с.
- Динабург Р.С. Лекции по теории непрерывных линеаризуемых систем автоматического регулирования. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1972. 161 с.
- Дью Д. Анализ причин «Семи смертных грехов» менеджмента качества. // Европейское качество № 1, 2004. С. 34−40.
- Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению организацией. Интернет: http://www.finexpert.ru/
- Емельянов А.А. Имитационное моделирование в управлении рисками. -СПб.: Инжэкон, 2000. 376 с.
- Жданов Б. И. ERP II новая стратегия управления предприятием. Интернет: http://www.cfin.ru/
- Иванов В.Б. Автоматизированная система информационной поддержки процессов принятия решений на основе распределённой обработки слабоструктурированной информации (на примере управления банковской деятельностью). Дисс. канд. наук. Уфа, 2000. 116 с.
- Ивлев В., Попова Т. Концепция контроллинга и функционально-стоимостной анализ. Интернет: http://www.user.cityline.ru/~anatech
- Исикава К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ. / Научн. ред. и авт. предисл. А. В. Гличев. -М.: Экономика, 1988. -215 с.
- Исследование Fortune. Причины неудач руководителей компаний Интернет: http://www.balancedscorecard.ru/il .htm
- Кальянов Г. Н. CASE технологии: консалтинг в автоматизации бизнес-процессов — М.: Горячая линия — Телеком, 2000 г. 316 с.
- Кальянов Г. Н. CASE-технологии. Консалтинг при автоматизации предприятий М.: СИНТЕГ, 1997. 286 с.
- Каменнова М.С., Громов А. И., Гуслистая А. В. Процессно-ориентированное внедрение ERP-систем. Интернет: http://www.stq.ru/
- Каплан Р., Нортон Д. Система сбалансированных показателей. От стратегии к действию. Перевод с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. 438 с.
- Коллерт П., Шнайдер Р., Легри П. Управление изменениями в организации. Информация и изменения. // Европейское качество № 1, 2004. С. 1625.
- Конти Т. Модели ВУК или модели бизнеса? Избранные труды 40-го конгресса ЕОК. Сб. переводов с англ. М.: 1997. 512 с.
- Конти Т. Опасности конкуренции // Европейское качество № 1, 1999. С. 31.44.
- Котлер Ф. Основы маркетинга, М, «Бизнес-книга», 1995. 321 с.
- Краснов А. Четыре составляющие менеджмента. Интернет: http://nechaev.ru/.
- Краснова В.М. ИСО 9001:2000 Методология процессного подхода (Опыт практической реализации). Интернет: http://quality.eup.ru/
- Краткий философский словарь // Алексеев А. П., Васильев Г. Г., Воробей Ю. Д. и др.- Под ред. А. П. Алексеева. 2-е изд. — М.: Проспект, 2001. 492 с.
- Круглов М.Г., Сергеев С. К., Такташов В. А. и др. Менеджмент систем качества. Интернет: http://www.stq.ru/
- Кузьмин A.M., Барышников А. А. Формы применения функционально-стоимостного анализа//Машиностроитель. № 6, 2001. С. 37−40.
- Кузьмина Е.А., Кузьмин A.M. Функционально-стоимостный анализ. Экскурс в историю //Методы менеджмента качества. № 7. 2002. С. 14−20.
- Куликов Г. Г. Автоматизированное проектирование информационных управляющих систем. Проектирование экспертных систем на основе систем моделирования. Уфа: УГАТУ, 1999. 188 с.
- Куликов Г. Г., Набатов А. Н., Речкалов А. В. Автоматизированное проектирование информационно-управляющих систем. Системное моделирование предметной области. Уфа: УГАТУ, 1998. 176 с.
- Куликов Г. Г., Набатов А. Н., Речкалов А. В., Черняховская JI.P. Автоматизированное проектирование информационно-управляющих систем: проектирование экспортных систем на основе системного моделирования. Учебное пособие. Уфа: УГАТУ, 1999. 223 с.
- Кутыркин С.Б., Волчков С. А., Балахонова И. В. Повышение качества предприятия с помощью информационных систем класса ERP. Журнал «Методы менеджмента качества» № 4. 2000. С. 51−57.
- Лапидус В.А. Конфликт TQM с постсоветским менеджментом на типичном российском предприятии. «Болезни» российского менеджмента. Интернет: http://quality.eup.ru/.
- Лапидус В.А. Система Тейлора. Интернет: http://www.stq.ru/
- Леонов Ю. А. Сравнительный анализ современных методов проектирования экономических информационных систем. Интернет: http://iu4.bmstu.ru/konf/2002/sbornik/l04.htm
- Лийв Э.Х. Инфодинамика, обобщённая энтропия и негэнтропия. Таллин, 1998. 452 с.
- Люти Амброс, Кран Адриан, Кюнг Петер Определение показателей для оценки качества хозяйственных процессов. Интернет: http://www.ptpu.ru/
- Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0. М.: Диалог-МИФИ, 2002. 224 с.
- Маренков Н.А. Управление обеспечением качества и конкурентоспособности продукции. М.: Феникс, 2004. 512 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002 г. 704 с.
- Микава Ж.М. Внутренний аудит системы менеджмента качества. // Стандарты и качество № 11. 2003. С. 41−52.
- Микульчик А.А., Мичасов В. А. Концепция автоматизированной системы управления документооборотом в системе качества конверсионного научно-производственного комплекса Журнал депонированных рукописей № 9, 2001. Интернет: http://www4.mte.ru/
- Михайлова М.Р., Поздеева Н. С. Диаграмма Парето: новые возможности Интернет: http://www.stq.ru/
- Некрасова Е. Информационная система предприятия: эффекты или эффективность? Интернет: http://www.cio-world.ru/techniques/effect/23 794/
- Нетес В.А. Применение анализа Парето для повышения надежности. Интернет: http://www.stq.ru/.
- Николаев В.И., Брук В. М. Системотехника: методы и приложения. -Ленинград: Машиностроение, 1985. 198 с.
- Новые бизнес-технологии и проектирование должностных инструкций. Интернет: http://www.big.spb.ru
- Нусенкис А.Г., Федотушкин С. В. Менеджмент качества. Отечественный опыт. Уфа: РИО БАГСУ, 2002. 230 с.
- Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. М.: Экономика, 1998. 452 с.
- Пашутин С. Закон 20/80, или правило Парето, на российском рынке. Интернет: http://www.e-xecutive.ru/
- Погорелов Г. И. Автоматизированный комплекс доводки и испытаний цифровых САУ много двигательных силовых установок самолётов. Диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук. Уфа: УГАТУ, 2003. 177 с.
- Погорелов Г. И. Информационная модель процессов управления качеством разработки и производства СУ для силовых установок самолетов // Управление в сложных системах: Межвуз. науч. сб. Уфа: УГАТУ, 2002. С. 321 326.
- Погорелов Г. И., Конев К. А. Метод создания ИЭТР, функционирующего в режиме on-line. //Труды III Международной научно-практической конференции «Проблемы техники и технологии телекоммуникаций». Уфа. УГАТУ, 2002. Стр. 110−112.
- Погорелов Г. И., Конев К. А. О методе автоматизированной оценки показателей качества в ' системах управления качеством предприятий авиастроения // Управление в сложных системах: Межвуз. науч. сб. Уфа, УГАТУ, 2002. С. 252−259.
- Погорелов Г. И., Куликов Г. Г., Конев К. А. Концепция обеспечения качества в авиационном двигателестроении. //Сб. науч. тр. Национал ьн. аэрокосмич. ун-та им. Н. Е. Жуковского «ХАИ». Харьков: ХАИ, 2003. С. 172−178.
- Попов В.М., Ляпунов С. И., Муртузалиева С. Ю. Менеджмент и маркетинг бизнеса в международных компаниях. // М.: Финансы и статистика, 2001. 382 с.
- Прангишвили И.В. Общесистемные объективные закономерности функционирования сложных систем различной природы и проблемы организации и управления.// Проблемы нелинейного анализа в инженерных системах, № 1, 1999, Казань. С. 59−67.
- Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. // М.: СИНТЕГ, 2000. 596 с.
- Притыкин Д.А., BPwin 4.0: пришел, увидел, реорганизовал. Интернет: http://www.finexpert.ru/.
- Ратухин Г. С. Концепция разработки унифицированной системы показателей качества. // Стандарты и качество № 1. 2004. С. 21−28.
- Рекомендации Р 1.1.26−2002. Система менеджмента качества. Методология функционального моделирования. Основные положения и порядок проведения работ. М.: Госстандарт РФ, 2002. 41 с.
- Рекомендации Р 50.1.028−2-001. Методология функционального моделирования. М.: Госстандарт РФ, 2001. 53 с.
- Репин В.В. Сравнительный анализ нотаций ARIS/IDEF и продуктов их поддерживающих (ARIS Toolset/BPWin). Интернет: http://www.fmexpert.ru/
- Репин В.В., Елиферов В. Г. Этапы внедрения процессного подхода. Интернет: http://www.finexpert.ru/
- Рыжков М.Б. Компьютерные программы в управлении качеством. Интернет: http://www.stq.ru/
- Свидетельство об офиц. per. программы для ЭВМ № 2 001 611 368. Программа имитационного моделирования систем массового обслуживания / Б. Г. Ильясов, Р. Г. Валеева, A.JI. Петренко, К. А. Конев. М.: Роспатент, 2001.
- Свиткин М.З. От менеджмента качества к качеству менеджмента. Интернет: http://www.stq.ru/
- Серенков П.С., Курьян А. Г. Реинжиниринг бизнес процессов и менеджмент качества как части одного целого. // Минск, Новости. Стандартизация и сертификация № 6. 2002. С. 11−23.
- Система менеджмента качества по МС ИСО серии 9000:2000. Методическое пособие для руководителей и специалистов. Уфа: ЦКС «БаСК», 2003. 56 с.
- Слесарева Т.А. От менеджмента качества к качеству менеджмента. // Стандарты и качество № 6. 2003 г. С. 31−35.
- Смирнов Г. Н., Сорокин А. А., Тельнов Ю. Ф. Проектирование экономических информационных систем. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. 512 с.
- Спиркин А.Г. Философия: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. — М.: Гардарики, 2002. 736 с.
- Старцева Е.Б. Модель описания предметной области для информационной поддержки принятия решений в системе электронного документооборота. Уфа: УГАТУ, 1997. 120 с.
- СТП 569.01.187. Система менеджмента качества. Порядок оформления стандартов предприятия. Стандарт предприятия ФГУП УНПП «Молния». 22 с.
- СТП 569.02.002. Система менеджмента качества. Перечень нормативных документов, применяемых на предприятии. Стандарт предприятия ФГУП УНПП «Молния». 18 с.
- СТП 569.13.029. Система менеджмента качества. Документы на машинных носителях информации. Порядок оформления, хранения, учета и обращения. Стандарт предприятия ФГУП УНПП «Молния». 49 с.
- СТП 569.18.215. Система менеджмента качества. Анализ системы менеджмента качества руководством. Стандарт предприятия ФГУП УНПП «Молния». 20 с.
- Телешевский В.И. Принципы построения компьютеризированных систем обеспечения качества. Интернет: http://www.murom.ru/intranet/21.htm.
- Титов В.В. Системно-морфологический подход в технике, науке, социальной сфере. Интернет: http://www.serendip.boom.ru.
- Управление качеством. Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др. М.: ЮНИТИ, 1998. 371 с.
- Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000. Руководство по подготовке и проведению сертификации- дальнейшие шаги. М.: ГИПП «Измайлово-90″. 1996. 35с.
- Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. С.-Петербург: С.-Петербург, ун-т, 1999. 115 с.
- Цели фирмы и цели автоматизации („дерево целей“ и показатели деятельности компании). Интернет: http://www.big.spb.ru/
- Цлаф В.М. Цель это очень просто? Интернет: http://www.iteam.ru
- Цуцаев Д., Алексеенко А. Модель предметной области. // Директор информационной службы. № 4. 2004. С. 88−93.
- Шадрин А.Д. Пять потребностей, восемь принципов, десять заповедей // Стандарты и качество. № 2. 2002. С. 31−39.
- Шаклеин Т. Пять ступеней к системе управления качеством. Интернет: http://www.stq.ru/
- Шаповалов В.И. Энтропийный мир. Волгоград, „Перемена“, 1995.311 с.
- Шестаков A.JI. Проблемы российских предприятий, подходы к их решению, причины проблем. Интернет: http://www.stq.ru/
- Юрин В. От управления качеством к качеству бизнеса // Стандарты и качество. № 6. 2004. С. 6−7.
- Юсупов И.Ю. Автоматизированные системы принятия решений. М.: Наука, 1983.215 с. иложение 1. Функциональная модель стандарта предприятия1. СТП 569.01.187)
- Рис. 1 Диаграмма контекстного уровня (АО)1'нс. 2 Диаграмма, иллюстрирующая порядок разработки СТП
- Рис. 3 Диаграмма, иллюстрирующая порядок разработки проекта СТП
- Рис. 4 Диаграмма, показывающая порядок утверждения стандарта
- USED AT AUTHOR: КОнВВ Константин DATE 2i о"го<�м ¦ WORWNG READER DATE CONTEXT
- PROJECT Pa3JJlLinr (3 t тлид зтпое в SPwin REV 23.0″ ДХ!* DRAFT, recommended
- NOTES I ! Э Д 5 S Г H 10 PKBUCATION ДО
- Подразделения пред при нтия1. А2
- Учёт, хранение и рассылка стандартов
- Рис. 5 Диаграмма, иллюстрирующая учёт, хранение и рассылку СТП1. USED AT
- AUTHOR Крни Конспнтин PROJECT Pup? EiDTF4 стандартов eBP*in
- NOTES» I ! 3 " ! (J a ! Ill1. REV гэм. акм
- WORKING READER DATE CONTEXT1. DRAFT c=>1. RECOMMENDED I11. PUBLICATION № 1. P*UfchHltf сб OTUVH* СТП
- HM>M*Ni при"" g уточнений cm4t. i"4iM О ТГ1pjJ11 i1 1фСДПрЦЛТИИ1. СТПдам I®1. TUjii по1. F ЛцД Й1 Г. Г/Н мцнгп1. NUMSHCuHifпадпннии"! | ИЭИвЕЦенИНили пиана СТП г «Sюийнений СТП1. A3
- Изменение и аннулирование СТП
- Рис. 6 Диаграмма, демонстрирующая порядок изменения и аннулирования гандарта