Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Системы управления социальными объектами в условиях стохастической неопределенности начальных условий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработан алгоритм управления контролем достижения целевого квалификационного состояния (алгоритм обучения) на основе полученных оценок индивидуальных характеристик состояния объекта управления, и анализа динамики изменения состояния объекта под влиянием дискретных управляющих воздействий. Проведено экспериментальное исследование динамики состояния класса объектов с начальной неопределенностью… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ известных подходов к управлению сложным социальным объектом в условиях начальной неопределенности
    • 1. 1. Основные характеристики, определяющие специфику управления сложными социальными объектами
    • 1. 2. Постановка задачи обучения
    • 1. 3. Анализ применения фрактальной размерности в качестве характеристики нестабильности системы управления состоянием сложного социального объекта
    • 1. 4. Выводы и задачи исследования
  • Глава2. Разработка системы управления социальными объектами не требующей описания модели изменения состояния в явном виде
    • 2. 1. Основные свойства и предположения, определяющие характеристики состояния объекта управления
    • 2. 2. Экспериментальное исследование поведения объекта управления в условиях начальной неопределенности
    • 2. 3. Метод оценки попадания состояния объекта в целевую область на основе вычисления фрактальной размерности странного аттрактора по временным рядам наблюдений состояния обучаемого объекта
    • 2. 4. Выводы к главе 2
  • Глава 3. Алгоритм управления состоянием обучаемого социального объекта в условиях начальной неопределенности
    • 3. 1. Разработка алгоритма обучения с заданным количеством измерений состояния объекта и его вероятностный анализ
    • 3. 2. Анализ асимптотического поведения алгоритма обучения
    • 3. 3. Реализация алгоритма обучения
    • 3. 4. Выводы к главе 3

Системы управления социальными объектами в условиях стохастической неопределенности начальных условий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Методы современной теории управления имеют широкое практическое применение в различных сферах человеческой деятельности. В частности, процессы обучения некоторых социальных групп работников можно рассматривать как процессы управления достижением требуемого уровня квалификационного состояния. Особое значение управление качеством обучения приобретает при подготовке персонала, обслуживающего потенциально опасные объекты, например, предприятия химической промышленности, военные объекты и т. п. В этих случаях, как правило, объем информации, подлежащий усвоению, заранее определен и рассматривается как дискретное управляющее воздействие, распределенное во времени. Важно организовать процесс управления качеством обучения таким образом, чтобы иметь гарантию того, что по результатам обучения квалификационное состояние объекта управления (обучаемого) будет удовлетворять заданным критериям качества обучения. Известные методы решения задач управления социальными объектами, представленные в работах таких авторов как Аткинсон Р., Буш Р., Брайсон А., Дейч А. М., Евтушенко Ю. Г., Са-ридис Дж., Куржанский А. Б., Леондес К. Т., Растригин JL А., Тихомиров В. М., Чаки Ф., Эренштейн М. X. и др., требуют формализованной модели объекта управления в виде нелинейной системы дифференциальных уравнений с каким-либо образом введенной стохастичностью. Основным недостатком такого подхода является принципиальная невозможность построения адекватной модели обучаемого человека. Следовательно, актуальной является задача исследования подходов к построению алгоритмов управления, не требующих описания модели в явном виде, а использующих временные ряды наблюдений состояния объекта управления.

Для построения алгоритма управления социальными объектами (на примере обучения) по измеряемым значениям временных рядов квалификационных состояний обучаемого (объекта управления) требуется определить.

Ф условия возникновения хаотического поведения, которое нелинейная динамическая система обнаруживает при некоторых значениях параметров и которое характеризуется в фазовом пространстве областью, называемой странным аттрактором. Для управления сложной системой важно, оценить размерность области странных аттракторов и тем самым оценить допустимую область управляемости.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с научным направлением кафедры ПМиЭММ «Разработка математических моделей, методов и информационных технологий в технических и экономических системах перерабатывающей промышленности» (№ г. р. 1 200 003 664).

Целью работы является исследование и разработка алгоритма управления качеством обучения на основе методов качественного анализа поведения нелинейной системы, обеспечивающего контроль и достижение целевых.

• квалификационных состояний.

В соответствие с поставленной целью в работе решались следующие основные задачи:

— анализ рассматриваемых в теории управления известных подходов к оценке динамики состояния обучаемого и управлению этим состоянием;

— обоснование понятия состояния обучаемого социального объекта и желаемой окрестности состояния в конце процесса обучения для класса объектов с начальной неопределенностью;

— экспериментальное исследование поведения объекта управления под влиянием управляющего воздействия в условиях стохастических начальных условий;

— разработка метода оценки попадания состояния объекта в целевую область на основе вычисления фрактальной размерности странного аттрактора по временным рядам наблюдений состояния обучаемого;

— разработка алгоритма управления состоянием обучаемого, учитывающего выделенные особенности постановки задачи управления сложными социальными объектами;

— апробация разработанного алгоритма, реализованного в программно-методическом комплексе, учитывающем специфику отдельных классов задач и особенности применяемых на практике критериев качества.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использованы методы теории управления, качественной теории нелинейных динамических систем, теории фракталов. Для обработки полученных результатов использованы методы математической статистики.

Научная новизна. В диссертации получены следующие результаты, характеризующиеся научной новизной.

1. Количественные характеристики состояния объекта управления (обучаемого), основанные на вычислении уровня незнания в фиксированные моменты времени, отличающиеся от оценок JI. А. Растригина учетом взаимосвязи выдаваемых порций информации.

2. Метод контроля попадания состояния объекта управления в целевую область, основанный на вычислении фрактальной размерности странного аттрактора.

3. Алгоритм управления динамикой изменения состояний класса сложных социальных объектов (на примере обучения), основанный на анализе временных рядов наблюдений, не использующий математической модели динамики состояния в явном виде.

Практическая ценность. В результате проведенных исследований разработана система управления, реализованная в программно-методическом комплексе, которая может быть использована для подготовки различных категорий работников. Научные результаты, полученные в диссертации, использовались для оценки параметров функционирования алгоритма управления при создании программного обеспечения для организации обучения специалистов, обслуживающих потенциально опасные объекты (химическая промышленность, военные объекты). Разработанный в диссертационной работе алгоритм управления обеспечивает использование существующих методик обучения и одновременно независимость от ряда случайных факторов, позволяющую получить требуемый уровень подготовки специалистов, что становится особенно важным при работе на аварийно-опасных предприятиях. Основные результаты диссертационных исследований использованы для обучения специалистов на ОАО «Воронежсинтезкаучук» и внедрены в учебный процесс Воронежского ВАИИ.

Апробация работы Основные положения работы докладывались и обсуждались на научных семинарах кафедры ПМиЭММ, кафедры математики ВВАИИ 1999 — 2004гг.- всероссийской научнопрактической конференции «Совершенствование наземного обеспечения авиации» (Воронеж, 2003 г.), на межвузовских научных конференциях в Воронежском ВАИИ, IV всероссийской научно-практической конференции в Воронежском институте МВД России 2003 г.- международной школе «Современные проблемы механики и прикладной математики» (ВГУ, ВГТА, май 2004г).

Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 8 печатных работ, 2 электронных учебных пособия.

Личное участие автора в работах, опубликованных в соавторстве и использованных для написания диссертации, заключается в получении экспериментальных результатов, их статистической обработке и обобщении, разработке алгоритма управления для выделенного класса объектов.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Диссертационная работа изложена на 124 страницах машинописного текста, включает 19 рисунков, 8 таблиц и 3 приложения.

Список использованных источников

составляет 110 наименований.

Основные результаты работы.

1. Проведен анализ известных подходов к решению задач управления состоянием социального объекта в условиях начальной неопределенности, показавший, что их использование недостаточно эффективно, так как упирается в принципиальную невозможность математически точного определения как начальных условий объекта, так и адекватной модели динамики изменения его состояния.

2. Обосновано понятие состояния обучаемого социального объекта и желаемой окрестности состояния в конце процесса обучения, определены качественные оценки состояния объекта управления, основанные на вычислении вероятности незнания элементов обучающей информации и позволяющие измерять характеристики динамики состояния объекта управления под воздействием взаимосвязанных управляющих воздействий (порций обучающей информации).

3. Проведено экспериментальное исследование динамики состояния класса объектов с начальной неопределенностью, позволившее обосновать возникновение в пространстве состояний странного аттрактора и использовать методы качественной теории нелинейных систем для разработки алгоритма управления.

4. Разработан метод оценки количества управляющих воздействий необходимых для достижения заданной целевой области, использующий метод вычисления фрактальной корреляционной размерности по временным рядам наблюдений.

5. Разработан алгоритм управления контролем достижения целевого квалификационного состояния (алгоритм обучения) на основе полученных оценок индивидуальных характеристик состояния объекта управления, и анализа динамики изменения состояния объекта под влиянием дискретных управляющих воздействий.

6. Разработан программно-методический комплекс, реализующий предложенный алгоритм управления достижением целевого состояния, обеспечивающий улучшение качества обучения с учетом специфики возникающих на практике задач.

7. Разработанное математическое и программное обеспечение используется в процессе обучения персонала на ОАО «Воронежсинтезкаучук» и внедрено в учебный процесс Воронежского ВАИИ. Апробация подтвердила соответствие целям, работоспособность предлагаемого алгоритма обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Архитектура ЭВМ и искусственный интеллект/М.Амамия, Ю.Танака. — М.: Мир, 1993. — 400 с.
  2. Е. Электронный учебник. Проблемы создания и оценки качест-ва/Е.Аленичева, Н. Монастырев // Высшее образование в России. М., 2001. -№ 1. — С.23−25.
  3. Р. Введение в математическую теорию обучения/Р.Аткинсон, Г. Бауэр, Э., Кротэрс. М.: Мир, 1969. — 486 с.
  4. В. Методы построения систем управления/ В. Баранов, И. Титов-ский//1тйр :/www/economics/ru/ avt-upr/metod/ttt/htm/
  5. М. JI. Малые возмущения хаотических динамических сис-тем/М.Л.Бланк. М.: Наука, 1989. — Т. 44, вып. 6. — С. 3−28.
  6. А. А. Алгоритмы адаптивного управления нелинейными динамическими объектами с неопределенностью по входу/А.А.Бобцов//Известия академии наук. Теория и системы управления, 2003. № 1. — С. 35−39.
  7. В.Г. Проблема создания оптимального комплекса учебного оборудования/В.Г.Болтянский. М.: АПН СССР, 1969. — С.81.
  8. И.Л. Теория и практика автоматизации учебного процес-са/И.Л.Братчиков, И. В. Марусев, А. Ю. Казаков. СПб.: Образование, 1993. -Ч. 1. Искусственный интеллект в обучении. — 52 с.
  9. В. Искусство преображения информации/В.Булатов, В. Дмитриев // КомпьютерПресс. 1993. — № 5. — С .20−26.
  10. Ю. Г. Декомпозиционный подход к проблеме оценивания./Ю. Г. Булычев, Н. В. Бурлай// Известия академии наук. Теория и системы управления, 2002.-№ 5. -С. 77−82.
  11. Буш Р. Сравнение восьми моделей/Р.Буш, Ф. Мостллер // Математические методы в социальных науках. М., 1973. — С. 295−315.
  12. С. А. Инновационное движение в образовании и проблемы управления/С.А.Варфоломеев//Региональная экономика, наука и инновациии. -Москва, 1999.-С.119−120.
  13. А. А. Устойчивость, управляемость, наблюдаемость/А.А.Воронов. М.: Наука, 1979. — 244 с.
  14. Р. Синтез оптимальных обратных связей по недетерминированным моделям и неточным измерениям системы управлений/Р. Габасов, Ф. М. Кириллова, Т. И. Песецкая//Известия РАН. Теория и системы управления, 2003.-№ 6. -С. 66−76.
  15. . В. Курс теории вероятностей/Б.В.Гнеденко. М.: Наука, 1969.-400 с.
  16. Е. Ю. О построении интеллектуальной обучающей системы/Е. Ю. Головина, Н. В. Чибизова// Известия РАН. Теория и системы управления, 1996.-№ 5.-С. 85−92.
  17. . Д. Проблемы создания качественного программного обеспечения/Б. Д. Гудков, С.А.Уманский// 51 научно-техническая конференция: Тез. докл. М, 2002. — С .39−43.
  18. Ю. А. Лекции по нелинейной динамике. /Ю.А.Данилов. М.: Постмаркет, 2001. — 184 с.
  19. О. В. Современные подходы к разработке программного обеспечения для моделирования систем управления/О.В. Дахов// 17 научно-техническая конференция ГП НИИ Приборостоения им. Тихомирова: Тез. докл. Жуковский, 2002. -С.218−223.
  20. X. М. Как программировать для Internet & WWW/Х.М.Дейтел, П.Дж.Дейтел, Т.Р.Ниетов- Пер. с англ. М.:ЗАО Изд-во Бином, 2002. — 1184 с.
  21. А. М. Методы идентификации динамических объектов./А. М. Дейч.- М.:Энергия, 1979. 325с.
  22. П. М. Пространство состояний в теории управления./П. М. Де-руссо. М.:Наука, 1970. — 620с.
  23. В. П. Устойчивость крупномасштабных атмосферных процессов/В .П. Дымников, Н. А. Филатов. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. — 234 с.
  24. Е. Г. Методы решения экстремальных задач и их применение в системах оптимизации/Е.Г.Евтушенко. М.: Наука, 1982. — 489 с.
  25. Л. Теория линейных систем/Л.Заде, Ч.Дезоер. М.: Наука, 1970. -703 с.
  26. В. Н. Интеллектуальные системы управления: основные понятия и определения/В.Н.Захаров // Известия РАН. Теория и системы управления. -1997.- № 3. С. 138−145.
  27. В. И. Лекции по теории управления/В.И.Зубов. М.: Наука, 1975. -495с.
  28. В. И. Математические методы исследования систем автоматического регулирования/В.И.Зубов. Л.: Машиностроение, 1974. — 336 с.
  29. М. В. Проблемы создания модели информационных систем/ М. В. Ищенко, Т.В.Федорченко//Экономика и труд. 1998. — № 3. — С.32−36.
  30. Л. П. Пути к хаосу/Л.П.Каданов// Физика за рубежом. М.: Мир, 1985.-С. 9−32.
  31. К. Автоматизация решения задач управления/К.Кастеллани. -М.: Мир, 1982.-423 с.
  32. А. Б. Б. Введение в современную теорию динамических сис-тем/А.Б.Каток, Б.Хасселблат. М.: Факториал, 1999. — 189с.
  33. М. Ранговые корреляции/М.Кендэл. М.: Статистика, 1975. — 216 с.
  34. А. П. Оболочка для создания и использования компьютерных тестов/А.П.Клишин, А. Н. Стась //Математическое моделирование. 2002. -Т. 14, № 9. — С.24−26.
  35. Л. В. Телекоммуникационные технологии и решение задач курсового проектирования/Л.В .Кислова, Р. С. Сумина //Актуальные проблемы Вузов ВВС: Межвуз. сб. М., 2002. — вып 13. — С. 45−48.
  36. Л. В. Разработка web- страниц как элемент военно-научной работы курсантов/Л.В.Кислова, Р.С.Сумина//Применение информационных технологий для решения прикладных задач: Межвуз. сб. Воронеж: ВИ МВД России, 2002.-С. 51−53.
  37. А. Н. Основные понятия теории вероятностей/А.Н.Колмогоров. -М.: Наука, 1974. 120 с.
  38. А. Н. Новый метрический вариант транзитивных автоморфизмов и потоков пространства Лебега/А.Н.Колмогоров // ДАН СССР. -1958. Т. 119, № 5. — С. 861−864.
  39. Н. И. Модели программно-целевого управления/Н.И.Комков. -М.: Наука, 1981.-268 с.
  40. Комплекс учебно-лабораторный «Химия». Руководство по эксплуатации. Томск: Изд-во Томск, политехи, ун-та, 2003. — 16 с.
  41. А. И. Математические модели процессов функционирования информационных систем/А.И.Костогрызов //КомпьюЛог 1999. — № 2. -С.63−68.
  42. О.Я. Алгоритмические, методологические и технические проблемы управления и обучения в распределенных системах/О.Я.Кравец, Л. Н. Микерова, В. В. Кравец. Воронеж: ВГПУ, 1995. Деп. в ВИНИТИ 21.04.95 г., № 4705-В95. 26 с.
  43. И. К. Фрактальная размерность как критерий устойчивости/ И. К. Коханенко// Известия академии наук. Теория и системы управления, 2003. № 2. — С. 8−13.
  44. Р. М. Фракталы и хаос в динамических системах. Основы тео-рии/Р.М.Кроновер. М.: Постмаркет, 2000. — 352 с.
  45. Н. К. Структура объектов управления/Н.К.Крымский, А. С. Лукьянченко, М. Я. Медведев //Математические методы теории систем. -Фрунзе, 1979. Вып. 1. — С.44−51.
  46. Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении/Л.Д.Кудрявцев.- М.: Наука, 1977.- 112 с.
  47. С. И. САДКО система автоматизированного диалога и коллективного обучения/С.И.Кузнецов // Воцросы кибернетики. Человеко-машинные обучающие системы. — М., 1979. — С. 150−160.
  48. П. В. Оптимальные и адаптивные системы/П.В.Куропаткин. М.: Высш. шк., 1980. 224 с.
  49. Г. В. Условия и предпосылки возникновения электронных учебно-методических комплексов/Г.В.Лаврентьев // Известия Астраханского Государственного университета 2001.- № 1.-С. 12−20.
  50. Т. А. Использование компьютерных технологий в обучении/Т. А. Лисюк//АН УССР по проблемам кибернетики Киев, 1990. — С. 1015.
  51. О вычислении размерностей аттракторов по экспериментальным дан-ным/С.Н.Лукащук, А. А. Предтечный, Г. Н. Фалькович, А. И. Черных. Новосибирск: Препринт СО АН СССР, 1985. — № 280. — 112 с
  52. Г. Г. Необходимость учета психологического влияния программных продуктов и электронных учебников/Г.Г.Массель // Современные подходы к интеграции информационных технологий. место издания, 2001. -С.148−152.
  53. Д. Р. Введение в теорию устойчивости движения/Д.Р.Меркин. -М.: Наука, 1971.-311с.
  54. Л.Н. Идентификация объекта управления в условиях стохастической неопределенности начальных условий / Микерова Л. Н., Сумина Р. С. // Современные проблемы механики и прикладной математики. Воронеж, 2004.-Ч. 1, Т. 2 — С. 366−367
  55. А. В. Общая структура управления сложными системами/А.В.Мишин //Автоматизация и современные технологии. 2003. — № 6. -С. 23−28.
  56. А. В. Категорный подход к представлению знаний в интеллектуальных системах/А.В.Мишин//Информатика: проблемы, методология, технологии: Материалы четвертой регион, науч.-метод. конф. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004. — С. 180−183.
  57. А.В. Некоторые психологические тонкости при использовании ЭВМ в учебном процессе/А.В.Могилев, Л.Н.Микерова// Психологические проблемы применения ЭВМ в процессе обучения: Тез. докл. зонального семинара. Пенза, 1990. — С. 25−26.
  58. Мун Ф. Хаотические колебания/Ф.Мун. М.: Мир, 1990. — 452 с.
  59. Ю. И. Стохастические и хаотические колебания/Ю.И.Неймарк, П. С. Ланда. М.: Наука, 1987. — 223 с.
  60. Г. Познание сложного. Введение./Г. Николис, И. Пригожина М. :Мир, 1990.-344с.
  61. В. А. Основы оптимального и экстремального управления/В.А.Олейников, Н. С. Зотов, А. М. Пришвин. М.: Высш. шк. 1969. — 325 с.
  62. Политехнический словарь. Гл. редактор И. И. Артоболевский. М.: Советская энциклопедия, 1977.
  63. Э. В. Динамические интеллектуальные системы в управлении и моделировании/Э.В.Попов. -М.: МИФИ, 1996. 198 с.
  64. А. Мультимедиа-курсы компьютерной грамотности. Обзор некоторых обучающих компьютерных программ/А.Приказчикова // Известия Астраханского государственного университета, 1998. № 5. — С. 30−33.
  65. И. В. Использование компьютерных технологий при подготовке специалистов химиков. Информатика: проблемы, методология, технологии. Материалы четвертой регион, науч.-метод. конф. Воронеж: ВГУ, 2004. — С. 227−230.
  66. В. С. Теория вероятностей и математическая статистика/В.С.Пугачев. М: Физматлит, 2002. — 496 с.
  67. JI. А. Адаптивное обучение с моделью обучаемо-го/JI. А. Растригин, М. Х. Эренштейн. Рига: Зинатне, 1988. — 160 с.
  68. Л. А. Обучение с моделью/Л.А.Растригин/УВопросы кибернетики. Человеко машинные обучающие системы. — М., 1979. — С. 40−49.
  69. Л. А. Современные принципы управления сложными объектами/Л. А.Растригин. М.: Сов. радио, 1980. — 232 с.
  70. В. Н., Самсонов В. А. Устойчивость стационарных движений в примерах и задачах/В.Н.Рубановский, В. А. Самсонов. М.: Наука, 1988.-304 с.
  71. Дж. Самоорганизующиеся стохастические системы управле-ния./Дж. Саридис. М.:Наука, 1980. — 400с.
  72. А. П. Введение в статистическую теорию обучения и контроля знаний/А.П.Свиридов. М., 1974. — 4.2. — 152 с.
  73. С.А. Мотивация преподавателей при внедрении информационных технологий в Вузе/С.А.Сергеев //Качество дистанционного образования: концепции, проблемы: Тез. докл. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. — С.71.
  74. Я. Г. Конечномерная случайность/Я.Г.Синай. //Успехи математических наук, 1991. — Т. 46, вып. 3(279). — С. 147−159.
  75. Т. Д. Современный путь развития теории управления/Т. Д. Синявец //Экономика и труд. -1998. № 3. — С.22−25.
  76. Современная теория систем управления./Под редакцией К. Т. Леондес. -М. :Наука, 1970. 511 с.
  77. Е. Н. Некоторые вопросы изучения памяти/Е.Н.Соколов // Сов. педагогика. 1954. — № 5. — С. 64−77.
  78. А. Н. Иерархия устойчивых состояний в механике нелинейных сред./А.П. Спорыхин, А. И. Сумин Воронеж: Воронежский государственный университет, 1999. — 210с.
  79. Странные аттракторы. Серия: Математика. Новое в зарубежной науке, № 22.-М.: Мир, 1981.-С. 10−22.
  80. Р. Нахождение оптимального количества контрольных замеров при построении модели адаптивного обучения/Р.Сумина// Совершенствование наземного обеспечения авиации: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж: ВВАИИ, 2003. — С.171.
  81. Р. С. Применение модели адаптивного обучения в подготовке специалистов военно-инженерной направленности/Р.С.Сумина//Сборник научно-методических материалов. Воронеж: ВВАИИ, 2003. — Вып.26. -С.135−140.
  82. Р. С. Использование фрактальной размерности при построении алгоритма обучения/Р.С.Сумина // Охрана, безопасность и связь: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж: Воронеж, ин-т МВД России, 2003. -42. — 111 с.
  83. И.И. Методы научной организации и управления в учебном процессе/И.И.Тихонова. М.: Знание, 1967. — 42 с.
  84. Дж. М. Т. Неустойчивости и катастрофы в науке и техни-ки/Дж.М.Т.Томпсон. М.: Мир, 1985. — 254 с.
  85. Ту Ю. Современная теория управления./Ю. Ту. М. Машиностроение, 1971.-472с.
  86. В. Ю. Биометрические методы/В.Ю.Урбах. М.: Наука, 1964. -416 с.
  87. А. Н. О проблеме предсказуемости атмосферных процес-сов/А.Н.Филатов//Метеорология и гидрология. 1984. — № 11 — С. 5−12.
  88. В. В. Разработка пользовательского интерфейса программных систем с применением иерархических конечных автоматов/В.В.Фильчаков, А. А. Янкелевич // Изв. вузов. Приборостр. 2002. — Т.45, № 3. — С.23−26.
  89. JI.M. Наглядность и моделирование в обучении/Л.М.Фридман. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  90. Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам./Г. Хакен. М. Мир, 1991.-240с.
  91. А. Ю. Разработка программного обеспечения «Лабораторного комплекса автоматизации технологических процессов и научных исследований/А.Ю.Холоша// Современные техника и технологии. 2001. — № 5. -С.273−275.
  92. Ф. Современная теория управления: Нелинейные оптимальные и адаптивные системы./Ф. Чаки. М.:Мир, 1975. — 424с.
  93. И. Г. Методы оптимизации в теории управле-ния/И.Г.Черноруцкий. СПб.: Питер, 2004. — 255 с.
  94. А. А. Социальные технологии для XXI века: природа Человека и законы самоорганизации иерархических социальных структур./А.А. Шиян -Хмельник: Лаборатория Синергетики Живого, 1999. 148с.
  95. М. Фракталы, хаос, степенные законы/М.Шредер. Ижевск: Изд. дом Удмурдский ун-т, 2000. — 178 с.
  96. Broomhead D. S., King G.P. Extracting qualitative dynamics from experimental data. Physica D, v.20, N 2, 3, 1986, p. 217−236.
  97. Cheng Hu. Software engineering technology for the 21 {st} century. // Wuhan Univ. J. Natur. Sci. N 1−2, 2001, т.6. С. 152−158
  98. Grassberger P. Generalized dimension of strange attractors. Phys. Lett., 1983, v.50, N 5, p. 227−231.
  99. Grassberger P., Procaccia I. Characterization of strange attractors. Phys. Rev. Lett., 1983, v.50, N 5, p. 346−349.
  100. Greenside H. S., Wolf A., Surift J., Pignotaro F. Impracticality of box-counying algorithm for calculating the dimensionality of strange attractors. Phys. Rev. A., 1982., v.25, N6, p. 3453−3456.
  101. Hammel S. M., Yorke J.A., Grebogi C. Numerisal orbits of chaotic processes represent true orbits.//Bull. Amer. Math. Soc.- 1983.- v. 19, N 2.- p. 465−469.
  102. Hekanaho Jukkapekka. An evolutionary approach to concept learning. //Tucs. Diss. 13, 1999, стр.1−123
  103. Lorenz E. N. Deterministic nonperiodic flow // J. Atm. Sciense. 1963. — v. 20. — p. 130−141.
  104. Ruelle D. F. Takens F. On the nature of turbulence // Comm. Math. Phys.-1971.- v. 20, N3.-p. 167−192.
  105. Takens F. Detecting strange attractor in turbulence. Dynamical Systems and Turbulence.- Springer-Verlag, 1981, p.366−3 81.119
Заполнить форму текущей работой