Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование технологии крупнообъемного опробования глубоководных месторождений ЖМК с использованием загрузочных аппаратов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее значительными глубоководными месторождениями по своим огромным запасам и потенциальным возможностям являются залежи железомарганцевых конкреций (ЖМК), представляющие собой высококачественное минеральное сырье для получения меди, никеля, кобальта, марганца и других металлов. Крупнейшим и наиболее хорошо изученным месторождением ЖМК является поле Кларион — Клиппертон, расположенное в Тихом… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ГОРНО-РАЗВЕДОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОБОВАНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ЖМК В ОКЕАНЕ
    • 1. 1. Горно-геологические условия крупнообъемного опробования месторождения Кларион-Клиппертон
    • 1. 2. Анализ геокомплексов для технологического опробования месторождений ЖМК в океане
      • 1. 2. 1. Структура глубоководного горно-разведочного комплекса
      • 1. 2. 2. Анализ существующих способов глубоководного гидроподъема конкреций
    • 1. 3. Цель и задачи исследований
  • 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ПУЛЬПОПРИГОТОВЛЕНИЯ В ЗАГРУЗОЧНЫХ АППАРАТАХ
    • 2. 1. Гравитационный способ формирования гидросмеси
    • 2. 2. Струйный способ формирования гидросмеси
    • 2. 3. Способы формирования гидросмеси закрученным потоком жидкости
  • Выводы
  • 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГИДРОСМЕСИ В КАМЕРНОМ ПИТАТЕЛЕ ВИХРЕВОГО ПУЛЬПОПРИГОТОВЛЕНИЯ
    • 3. 1. Методика проведения экспериментов и описание лабораторной установки
    • 3. 2. Влияние конструктивных параметров узла разгрузки аппарата на процесс пульпоприготовления в загрузочно-обменной емкости
    • 3. 3. Влияние гидродинамических режимов работы камерного питателя на плотность формируемой гидросмеси
  • Выводы
  • 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ КРУПНООБЪЕМНОГО ОПРОБОВАНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ЖМК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАГРУЗОЧНЫХ АППАРАТОВ
    • 4. 1. Технологическая схема крупнообъемного опробования с использованием загрузочных аппаратов
    • 4. 2. Методика расчета глубоководного гидроподъема ЖМК с использованием загрузочного аппарата вихревого пульпоприготов ления
    • 4. 3. Технологические преимущества горно-разведочного комплекса с загрузочными аппаратами
    • 4. 4. Анализ экологической безопасности глубоководных геокомплексов с эрлифтной, насосной и предлагаемой системами гидроподъема конкреций
  • Выводы

Совершенствование технологии крупнообъемного опробования глубоководных месторождений ЖМК с использованием загрузочных аппаратов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время Россия оказалась в принципиально новом положении в части формирования основ морской политики, а также реализации и защиты своих интересов в Мировом океане. Кризис в экономике серьезно ослабил возможности по сохранению присутствия России в Мировом океане на прежнем уровне. Вынужденное свертывание работ в Мировом океане идет неорганизованно, что усиливает негативные последствия этого процесса и снижает эффективность использования выделяемых ресурсов. Восстановление позиций России в Мировом океане является сегодня одной из приоритетных общенациональных задач. В связи с этим, указом Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. была одобрена концепция Федеральной целевой программы «Мировой океан», целью которой является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения безопасности страны.

В соответствии с концепцией, реализация программы должна, в частности, предусматривать «создание техники и технологий проведения глубоководных, шельфовых и придонных работ» и на «дальнейшем этапе должна быть нацелена на получение минерального сырья в промышленных масштабах» .

Наиболее значительными глубоководными месторождениями по своим огромным запасам и потенциальным возможностям являются залежи железомарганцевых конкреций (ЖМК), представляющие собой высококачественное минеральное сырье для получения меди, никеля, кобальта, марганца и других металлов. Крупнейшим и наиболее хорошо изученным месторождением ЖМК является поле Кларион — Клиппертон, расположенное в Тихом океане. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, вступившей в силу 16 ноября 1994 года и подписанной Российской Федерацией, за нашей страной закреплен участок этого месторождения.

Разведочные работы на дне океана с валовым, крупнообъемным опробованием, являются важнейшим этапом, предшествующим промышленному освоению месторождения. Одной из их целей является получение крупнообъемных проб конкреций (100−500т), позволяющих уточнить контуры технологических типов и сортов руд на месторождении, а также оценить в полупромышленных условиях эффективность технологических схем переработки ЖМК и обосновать постоянные кондиции на оконтуривание данного месторождения[66]. Кроме того, на данном этапе работ представляется возможным оценить эффективность применяемых технологий извлечения конкреций из глубин океана, надежность оборудования и экологический ущерб от его использования. Однако до настоящего времени, в отличие от иностранных государств, в нашей стране нет прошедшей морские испытания техники и технологии глубоководных горно — разведочных работ, хотя проделан большой объем исследовательских и проектных работ в этом направлении институтами МГИ, ДЛИ, МГТУ, СГИ, ЛГИ, ВНИПИОкеанмаш, ЦНИИГРИ, ЦКБ «Восток», ЦКБ «Океаногеотехника», ВИМС, институтом Океанологии АН РФ им. Ширшова, проблем морских технологий ДВО АН РФ, ВНИПИ Океанология, НПО «Севморгео», НПО «Южморгеология», НПО «Дальморгеология» и др. Среди ученых специалистов известны работы Адамова Б. И., Бубиса Ю. В., Бруякина H.A., Васильева Л. А., Глумова И. Ф., Грамберга И. С., Дробаденко В. П., Истошина С. Ю, Контаря Е. А., Лезгинцева Г. М., Лукошкова A.B., Матвеева A.A., Мирчинка И. М., Молочникова Л. Н., Нурока Г. А., Смолдырева А. Е., Спорынина Н. И. и др. В результате этих многочисленных исследований разработаны различные технические решения по созданию опытно-промышленных геокомплексов или отдельных систем, преимущественно с эрлифтным и грунтонасосным гидроподъемом.

ЖМК и самоходными или буксируемыми агрегатами сбора конкреций. Однако предложенные гидроподъемные установки не превосходят аналогичные зарубежные аналоги и имеют ряд существенных недостатков, основными из которых являются: низкая производительность, высокая удельная энергоемкость, повышенный износ оборудования, а также значительное переизмельчение конкреций в процессе гидроподъема. Кроме того, сброс отработанной воды, предполагаемый в технологических схемах названных систем существенно нарушает экологический баланс водной среды. Все это сказывается на возможности нашему государству, в соответствии с Конвенцией ООН, иметь право на освоение выделенного участка глубоководного месторождения Кларион — Клиппертон в Тихом океане.

В связи с этим в работе рассматриваются вопросы, связанные с использованием для крупнообъемного опробования глубоководных месторождений ЖМК загрузочно-обменных аппаратов, разработанных в МГГА под руководством В. П. Дробаденко, новизна которых подтверждена патентами России, США, Германии и других стран. Они успешно апробированы для наземного гидротранспорта на горно — обогатительных комбинатах России, СНГ и прошли опытные испытания в ЮАР и Шотландии. В целях гидроподъема аппараты исследовались O.A. Лукониной в акватории г. Новороссийска на Черном море.

Таким образом, диссертация посвящена актуальной научнотехнической проблеме: — разработке высокоэффективной трубопроводной системы глубоководного гидроподъема ЖМК, являющейся основной частью морского горно — разведочного комплекса.

Целью работы является повышение эффективности технологии трубопроводного гидроподъема ЖМК с использованием загрузочных аппаратов для крупнообъемного опробования глубоководных месторождений с высокой степенью экологической чистоты.

Основная идея работы — повышение эффективности крупнообъемного опробования достигается использованием в системе гидроподъема конкреций морского горно — разведочного комплекса загрузочно — обменных аппаратов вихревого пульпоприготовления, работающих в оптимальном гидродинамическом режиме.

Методы исследований. Для решения поставленных задач был использован комплексный метод исследований, включающий анализы зарубежной и отечественной научно — технической информации по теории и практике глубоководного гидроподъема ЖМК, гидродинамическое моделирование с применением ЭВМ, аналитические и экспериментальные исследования, которые проводились с использованием теории планирования экспериментов и методов статистической обработки их результатов.

Научные положения, разработанные автором:

1. Гидродинамический режим работы загрузочного аппарата вихревого пульпоприготовления зависит от величины относительного смещения торцов соосных патрубков его разгрузочного узла.

2. Процесс разгрузки камерного питателя вихревого пульпоприготовления характеризуется снижением плотности гидросмеси, когда глубина локальной области насыщения жидкости твердым материалом превышает величину относительного смещения разгрузочного узла и нижней точки дна емкости аппарата.

3. В камерном питателе вихревого пульпоприготовления величина консистенции формируемой гидросмеси изменяется в зависимости от расхода воды, нагнетаемой в камеру аппарата, и скорости потока жидкости в кольцевом зазоре его разгрузочного узла.

Достоверность защищаемых научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается достаточным объемом теоретических и экспериментальных исследований, достаточной сходимостью их результатов. Разработанные положения подтверждены при проектировании и работе опытно — промышленных гидротранспортных установок при разработке редкометальных месторождений, а также результатами морских испытаний системы гидроподъема ЖМК с использованием загрузочного аппарата, проведенных в акватории г. Новороссийска в 1987 и 1990 гг.

Научная новизна результатов работы:

1. Экспериментально выявлена и обоснована оптимальная величина относительного смещения соосных патрубков узла пульпоприготовления загрузочного аппарата, конструкция которого позволяет формировать высоконасыщенную гидросмесь за счет использования кинетической энергии закрученного потока жидкости.

2. На основании анализа процесса пульпоготовления в загрузочном аппарате, получена аналитическая зависимость, позволяющая оценить величину параметра h, характеризующего расположение в камере аппарата разгрузочного узла.

3. На основании экспериментальных исследований выявлена и обоснована оптимальная величина параметра h, загрузочного аппарата при формировании гидросмеси ЖМК.

4. Установлены зависимости изменения величины консистенции гидросмеси ЖМК от различных гидродинамических режимов работы загрузочного аппарата.

5. На основании экспериментальных и теоретических исследований установлены зависимости изменения величины потерь напора в предлагаемой системе подъема и ее удельной энергоемкости от различных режимов работы камерного питателявыявлен и обоснован оптимальный гидродинамический режим работы загрузочного аппарата при гидроподъеме ЖМК.

6. Аналитически обосновано преимущество предлагаемой системы гидроподъема конкреций по сравнению с грунтонасосной, как системы с меньшим удельным энергопотреблением. I.

Практическая ценность. Проведенные теоретические и экспериментальные исследования позволили:

— подтвердить эффективность использования загрузочных аппаратов вихревого пульпоприготовления для гидроподъема ЖМК при проведении крупнообъемного опробования глубоководных месторожденийустановить оптимальные конструктивные параметры узла пульпоприготовления загрузочного аппарата и оптимальный гидродинамический режим его работы при глубоководном гидроподъеме конкреций;

— определить величину энергозатрат на гидротранспорт ЖМК предлагаемой системой подъема с глубины океана 5000 м.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались на международных конференциях «Новые достижения в науках о земле» в 1996 — 1998 гг.

Реализация результатов работы. Результаты диссертационной работы использованы институтом Океанологии АН РФ им. П. П. Ширшова в «Технико-экономическом обосновании технологических параметров работы гидроподъемных устройств в составе опытно-разведочного комплекса добычи полиметаллических конкреций при освоении месторождения Кларион-Клиппертон в Тихом океане», а также при составлении рабочей документации по объекту работ «Предпроектные проработки технических средств для промышленной добычи ЖМК в Мировом океане» .

Публикации. По теме диссертации опубликованы пять печатных статей, в которых раскрываются основные теоретические положения и результаты проведенных исследований.

Выводы.

1. Разработана технологическая схема крупнообъемного опробования глубоководных месторождений ЖМК с использованием загрузочных аппаратов .

2. Установлены зависимости изменения величины потери напора в предлагаемой системе подъема ЖМК (Ж) и ее удельной энергоемкости (№уд) от различных режимов работы загрузочного аппаратавыявлен и обоснован оптимальный гидродинамический режим работы аппарата при гидроподъеме конкреций (QonT =450 м /чИкзопт = 4,5 м/с, где Q — расход воды, нагнетаемой в гидроподъемную системуиКз — скорость закрученного потока жидкости в кольцевом зазоре узла пульпоприготовления аппарата). При QonT и Шзопт H = 2158 м, УуД = 13,3 КВт-ч/т (с учетом к.п.д. насосного оборудования 0,68).

3. Обоснованы технологические преимущества использования загрузочных аппаратов для крупнообъемного опробования месторождений ЖМК по сравнению с использованием эрлифтной и грунтонасосной установок.

4. Аналитически обосновано преимущество предлагаемой системы подъема по сравнению с грунтонасосной, как системы с меньшим удельным энергопотреблением (при Qtb =185 т/ч — на 3,1 КВт-ч/тпри Qtb = 310 т/ч — на 8,9 КВгч/т, где Qtb — производительность гидроподъемной системы по водонасыщенным ЖМК).

5. Обоснованы преимущества предлагаемого горно-разведочного комплекса, как оказывающего меньшее негативное влияние на экосистему океана, по сравнению с геокомплексами, использующими эрлифтную и грунтонасосную системы гидроподъема ЖМК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей диссертации приведены разработанные автором теоретические и практические положения, которые в совокупности можно классифицировать как решение научной технической задачи по обоснованию, расчету и эксплуатации трубопроводной системы гидроподъема ЖМК с использованием загрузочных аппаратов вихревого пульпоприготовления, являющейся основной частью морского геокомплекса для крупнообъемного опробования глубоководных месторождений ЖМК. Основные научные и практические выводы, полученные в результате завершенных исследований, заключаются в следующем:

1. Проведен анализ и обобщение технических средств и технологий проведения крупнообъемного опробования глубоководных месторождений ЖМК, позволившие обосновать необходимость совершенствования технологии трубопроводного гидроподъема конкреций с использованием загрузочных аппаратов.

2. На основании анализа работы загрузочных аппаратов различных конструкций дано обоснование целесообразности и эффективности использования для глубоководного гидроподъема конкреций — аппаратов, формирующих гидросмесь вихрями кольцевого, закрученного потока жидкости.

3. На основании анализа процесса разгрузки камерного питателя вихревого пульпоприготовления, установлена аналитическая зависимость, позволяющая оценить величину параметра, характеризующего расположение разгрузочного узла в камере аппарата.

4. Экспериментально выявлена и обоснована оптимальная величина / относительного смещения соосных патрубков узла разгрузки аппарата при гидроподъеме ЖМК (/опт = 2,2(1, где с1 — внутренний диаметр разгрузочного патрубка узла пульпоприготовления).

5. На основании экспериментальных исследований выявлена и обоснована оптимальная величина параметра И, характеризующего расположение узла пульпоприготовления в камере загрузочного аппарата (Ьопт = 5,6(1).

6. Установлены зависимости изменения величины объемной консистенции Б гидросмеси ЖМК от различных гидродинамических режимов работы загрузочного аппарата (8МАХ = 40% при С) = 254 — 360 м3/ч и 11кз = 4,7 — 6,8 м/с, где 0 — расход воды, нагнетаемой в гидроподъемную системуЦкз — скорость закрученного потока жидкости в кольцевом зазоре узла пульпоприготовления).

7. Установлены зависимости изменения величины потери напора (АН) в предлагаемой системе подъема ЖМК и ее удельной энергоемкости (¥-уд) от различных режимов работы загрузочного аппаратавыявлен и обоснован оптимальный гидродинамический режим работы аппарата при гидроподъеме конкреций (С)опт, 11кзопт). При С>опт и Шзопх АН = 2158 м, Ууд = 13,3 КВтч/т (с учетом к.п.д. насоса 0,68).

8. Обоснованы технологические преимущества использования загрузочных аппаратов вихревого пульпоприготовления для крупнообъемного опробования глубоководных месторождений ЖМК по сравнению с использованием эрлифтной и грунтонасосной установок.

9. Аналитически обосновано преимущество предлагаемой системы подъема по сравнению с грунтонасосной, как системы с меньшим удельным энергопотреблением (при С) тв = 185 т/ч — на 3,1 КВтч/тпри (^)тв = 310 т/чна 8,9 КВтч/т, где С) тв — производительность гидроподъемной системы по водонасыщенным ЖМК).

10. Обоснованы преимущества предлагаемого горно-разведочного комплекса, как оказывающего меньшее негативное влияние на экосистему океана по сравнению с геокомплексами, использующими эрлифтную и грунтонасосную системы гидроподъема конкреций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .И. Исследования и разработка глубоководных эрлифтных установок для подъема твердых материалов. Автореферат диссертации, Донецк, 1982 г.
  2. И.Л., Макеев В. А. Технологические аспекты глубоководной добычи конкреций. В сборнике «Разработка россыпных месторождений». М., МГРИ, 1986 г.
  3. Г. И., Контарь Е. А. и др. Разработка ЖМК и взмучивание придонного слоя океана. «Океанология», № 10, 1988 г.
  4. М.Н., Шушеров A.A. Комплекс технических средств промышленной добычи ЖМК. ЦКБ «Восток», С.-П., 1990 г.
  5. Блисенбах Эрих, Рихтер Гельмут. Добыча конкреций в открытом море: оглядка в прошлое и перспективы в будущее. Перспективы развития горной промышленности: 15 Международная горная конференция, Мадрид, 25 29 мая, 1992 г.- С. 443.
  6. Т.А., Контарь Е. А. и др. Разработка ЖМК и взмучивание придонного слоя Тихого океана в районе развития ЖМК. «Океанология», № 3, 1988 г.
  7. В.П. Интенсификация гидромеханизированной разработки россыпных месторождений на основе пуль(пюприготовления закрученными струями. Диссертация на соискание ученой степени д.т.н., М., 1990 г.
  8. В.П., Тимошкин A.B., Луконина O.A., Чепов С. Ю. и др. Исследование и внедрение трубопроводного транспорта гидросмеси с повышенной консистенцией. М., МГРИ, отчет о НИР, 1988 г.
  9. В.П., Селезнев В. М., Луконина O.A. и др. Изыскание технологии добычных работ и транспорта с использованием гидромеханизации в условиях ВДГМК, М., отчет по НИР, 1984 г.
  10. В.П., Луконина O.A. Способ гидротранспортирования сыпучих материалов и устройство для его осуществления. Патент США 4.978.251 от 18.12.1989 г.
  11. В.П., Луконина O.A. и др. Устройство для гидротранспортирования сыпучих материалов. Патент № 4.952.099 от 18.12.1990 г.
  12. В.П., Луконина O.A., Александров И.Л. A.c. № 96 312 ДСП.
  13. В.П., Луконина O.A. Способ гидротранспортирования твердых материалов и устройство для его осуществления. Положительное решение по заявке 4 437 962 от 03.04.1989 г.
  14. В.П. и др. Разработка и испытания системы глубоководного гидроподъема для горно-разведочных работ, М., Горный журнал, № 8, 1993 г.
  15. В.П., Александров И. Л., Луконина O.A. Обзор зарубежных материалов по специальным гидроподъемным установкам в комплексе разведки и добычи ТПИ со дна морей. Известия вузов «Геология и разведка», М., 1988, № 9.
  16. П.В. Комплекс технических средств добычи и транспортировки ЖМК. М., ЦНИГРИ., 1990 г.
  17. И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям М., «Машиностроение», 1975 г.
  18. С.Ю., Дробаденко В. П., Контарь Е. А. Техника морских геологоразведочных и горно-разведочных работ. М., МГГА, 1990 г.
  19. С.Ю. Технология добычи конкреций со дна Мирового океана. М., МГГА, 1994 г.
  20. А.Б., Гуськов О. И. Математические методы в Геологии. М., Недра, 1990 г.
  21. Ю.Б., Глумов И. Ф., Корсаков О. Д., Кулындышев В. А., Филлипенко И. И. Принципы подсчета запасов и прогнозных ресурсов полиметаллических конкреций Мирового океана. Геленджик: ПО «Южморгеология», 1988 г., 104 с.
  22. В.П., Глухих Р. Г., Мирошниченко П. И. Агрегат для сбора конкреций со дна океана: A.c. 1 781 431 от 15.12.92.
  23. Н.Г., Ивановская В. П., Бочек Л. И. Технологическая оценка глубоководных полиметаллических сульфидов Мирового океана. Металлогенез современных и древних океанов: Совещание, М., март, 1991 г.
  24. Конвенция по защите морской среды. М., 1982 г.
  25. Конвенция организации объединенных наций по морскому праву. Морфлот, М., 1983 г.
  26. В.И. Суда технического флота. М., Судостроение, 1966 г.
  27. Е.А., Мурдмаа И. О. и др. Изучение локальных неоднородностей залежей ЖМК на дне Тихого океана с помощью самовсплывающих пробоотборников. Геология и разведка, № 11, 1989 г.
  28. О.Д., Кулындышев В. А., Филлипенко И. И. Сравнительная характеристика полей распространения ЖМК в Мировом океане. «Советская геология», М., «Недра», 1990 г., стр. 6472.
  29. A.H., Степанцев А. Ф., Зацепин A.B. Комплекс технических средств опытной добычи ЖМК. ЦКБ «Океаногеотехника», г. Новороссийск, 1990 г.
  30. Г. И. Моделирование горных процессов. М., Наука, 1970 г.
  31. O.A. Научно- техническое обоснование технологии глубоководного гидроподъема с использованием загрузочных аппаратов. Диссертация на соискание ученой степени к.т.н., М., 1991 г.
  32. A.fc. Техника исследования морского дна. С.- П., Судостроение, 1984 г.
  33. В.М., Прузовский A.M. Гидравлическое моделирование. М., Энергоиздат, 1984 г.
  34. М.А. и др. Способ добычи ЖМК со дна океана и устройство для его осуществления. Пат. 2 053 366, Россия, 27.1.96 г.
  35. Л.Н., Ляшевич В. В. Эксплуатация и ремонт оборудования гидромеханизации. Учебник, М., Недра, 1982 г.
  36. И.О. и др. ЖМК центральной части Тихого океана. Труды института океанологии им. Ширшова. М., Наука, 1986 г.
  37. Л.Ф., Бернацкая Н. В. Решение проблемы создания системы глубоководной добычи ЖМК в рамках французской национальной программы. В сборнике «Разработка россыпных месторождений». М., МГРИ, 1988, с. 73−84.
  38. Л.Ф., Бернацкая Н. В. Проблемы создания морской добычной техники (по зарубежным данным). В сборнике
  39. Разработка россыпных месторождений". М., МГРИ, 1987, с. 112 121.
  40. Научные основы создания подводной автоматизированной добычи ПИ со дна морей и океанов (Под ред. Ржевского). М., МГИ, 1980 г.
  41. Отчет по НИР «Технология подводной разработки россыпных месторождений». М., МГИ, 1985 г.
  42. Отчет по НИР «Исследование и выбор рациональных вариантов гидроподъема для глубин до 4000 м». ДПИ, 1985 г. I
  43. Отчет по НИР «Разработка технологической части технического проекта добычной установки». Днепропетровск, ВНИПИОкеанмаш, 1988 г.
  44. Отчет по НИР «Исследование процессов выемки и транспортировки ЖМК в различных горно-геологических условиях». Днепропетровск, ВНИПИОкеанмаш, 1987 г.
  45. Отчет по НИР «Разработка основ проектирования предположений на создание систем подъема и перегрузки ЖМК комплекса опытно-промышленной добычи в океане, средств их ремонта». ДПИ, 1989 г.
  46. Отчет по НИР «Исследование качественно-количественных параметров ЖМК после механической дезинтеграции и первичного обогащения с целью разработки требований к товарной руде добычного комплекса 1-го поколения». Механобор, С.-П., 1989 г.
  47. Отчет по НИР «Геологическое строение океанического дна и характеристика полей распространения ЖМК в связи с их промышленным освоением». ПГР. «Севморгеология», С.- П., 1980 г.
  48. Отчет по НИР «Разработка программы НИР по обоснованию перспективных способов и схем подъема глубоководных руд». ВИМС, М., 1986 г.
  49. Проблемы управления технологическим процессом добычи ЖМК в океане. Геленджик: ПО «Южморгеология», 1990.- 101 с.
  50. Е.Н. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М., Наука, 1968 г.
  51. Семинар по морской добыче. Сборник докладов. Раума-Репола, М., 1987 г.
  52. А.Е. Транспорт конкреций с морских глубин. Итоги науки и техники, т.ЗЗ., М., 1986 г.
  53. Создание техники и технологии разработки морских донных минерализированных отложений в Японии. Undersea mining moving towards reality/Atoms Sap, 1996 40, № 6 — c.22 — 23. Анг.
  54. Способы и устройства для добычи ТПИ при разработке глубоководных месторождений дна морей и океанов. Аннотированный обзор-указатель патентных документов ведущих развитых стран, М., ЦНИГРИ, 1989 г.
  55. Тенденции и перспективы создания некоторых типов систем подъема ТПИ при разработке глубоководных месторождений Мирового океана. ВНИИЦВЕТМЕТ экономики и информации, М., Недра, 1979 г. dig
  56. Технология добычи полезных ископаемых со дна озер, морей и океанов (под ред. Ржевского). М., Недра, 1979 г.
  57. Техническое предложение на комплекс технических средств для промышленной добычи ЖМК. ЦКБ «Восток», С.- П., 1989 г.
  58. Типовая методика проведения исследовательских (технологических) испытаний выемочных агрегатов для добычи конкреций. Приложение к отчету, М., МГИ, 1985 г., т. 1000.
  59. Условия образования и закономерности размещения ЖМК Мирового океана. (Под ред. Корсакова О.Д.), С.- П., Недра, 1987 г. I1. ПО «Южморгеология»).
  60. А.И. Землесосная обработка грунтов. М., Недра, 1966 г.
  61. В.М., Стоянов В. В., Горелик И. М. Геологическое строение и рудоносность зоны Кларион Клиппертон Тихого океана. «Советская геология», М., Недра, 1990 г., стр.72−80.
  62. А.П. Гидромеханизация. М., Стройиздат, 1974 г.
  63. Технологическое опробование месторождений цветных металлов в процессе разведки (временное методическое руководство).- М.: Минцветмет СССР, Мингео СССР, 1982 г. 33 с.
  64. О.С. Технологические схемы и оборудование гидромеханизации горных работ. М., МГГА, 1984 г.
  65. О.С. Комплексное освоение месторождений твердых полезных ископаемых. М., Недра, 1991 г. 1. И 9
Заполнить форму текущей работой