Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Адаптируемая под человеческий элемент стационарная система судовой пожарной сигнализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ситуацию на море точно описывают слова капитана дальнего плавания Николая Чигренко, опубликованные в журнале «Судоходство» № 1 — 2 за 2003 год: «Ничего страшнее пожара на плавучем объекте в открытом море нельзя себе представить. Изолированность от помощи берега, несовершенство протиф) Человеческий фактор в терминологии Международной Морской Организации (IMO) называется человеческим элементом… Читать ещё >

Содержание

  • Общая характеристика работы
  • Глава 1. Обзор состояния использования судовых стационарных систем обнаружения пожара
    • 1. 1. Общие сведения о судовых стационарных системах обнаружения пожара
    • 1. 2. Анализ работы прототипов стационарных судовых пожарных систем сигнализации и детализация задач исследования
  • Глава 2. Человеческий элемент в судовой технической системе
    • 2. 1. Поведение человека-оператора при работе со сложной технической системой
    • 2. 2. Эрготехническая система судовых отношений
  • Глава 3. Обработка сигналов от группы извещателей, контролирующих одно судовое помещение
    • 3. 1. Способ обработки сигналов на основе карты Карно
    • 3. 2. Устройство обработки сигналов от группы из пятнадцати извещателей
    • 3. 3. Другие логические схемы обработки сигналов от группы извещателей
    • 3. 4. Оценка вероятности достоверности определения пожарной тревоги
  • Глава 4. Функциональная организация стационарной судовой системы пожарной сигнализации
    • 4. 1. Частотный способ определения места возгорания
    • 4. 2. Выбор типа коммутационного устройства
    • 4. 3. Формирование сигналов определения мест возгорания
    • 4. 4. Обоснование значений частот генераторов меток помещений по лучу ССПС
      • 4. 5. 0. бработка сигнала ГМП по лучу ССПС в ППКП
    • 4. 6. Возможность фиксации состояний ССПСвПРДРС
    • 4. 7. Диагностика ССПС при её ремонте и обслуживании
    • 4. 8. Сравнение с прототипами ССПС

Адаптируемая под человеческий элемент стационарная система судовой пожарной сигнализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Прогресс в области создания сложных технических систем достиг заметных успехов в области их надёжного функционирования. Появились серьёзные исследования, оценивающие влияние технических систем на органы человека, что вызвало целое направление проектирования конструкций технических устройств под человека-оператора. Интерес к этому направлению связан с тем, что стремление увеличить надёжность техники сдерживается т.н. человеческим фактором**. Всё чаще человек оказывается наиболее слабым звеном в управлении' сложной технической системой.

Вмешательство авиадиспетчера (человека-оператора), потребовавшего ухода пассажирского авиалайнера «вверх», вместо рекомендованного автоматом «вниз», привело к авиакатастрофе над Боденским озером. Уже очевидно, что в проекте автоматической системы оповещений о цунами в юго-восточной Азии необходимо предусмотреть передачу оповещений, независимо от служб гидрометеорологии этих стран. Полезно вспомнить, как работа космонавтов одной из долговременных экспедиций на международной космической станции едва не была прервана досрочно из-за проблем с продовольствием. Оказалось, космонавты предыдущей экспедиции питались соответствующими их вкусу видами космической пищи, не информировав об этом ответственные наземные службы. Как оказалось, проблему создало несоответствие вкусов людей предыдущей и следующей длительных космических экспедиций, неочевидных в условиях космоса.

Ситуацию на море точно описывают слова капитана дальнего плавания Николая Чигренко, опубликованные в журнале «Судоходство» № 1 — 2 за 2003 год [1]: «Ничего страшнее пожара на плавучем объекте в открытом море нельзя себе представить. Изолированность от помощи берега, несовершенство протиф) Человеческий фактор в терминологии Международной Морской Организации (IMO) называется человеческим элементом. вопожарных средств (всё ещё наблюдается, несмотря на огромные успехи в развитии техники), сильное психологическое воздействие пожара и (возбуждённых им — В.Д.) взрывов на экипаж — вот те основные факторы, которые мешают справиться с огненной стихией, даже при пожаре среднего масштаба, и приводят к катастрофическим последствиям, хотя теоретически этого можно было бы избежать. Трагедия „Титаника“ и многие пожары на пассажирских и других судах говорят не только о несовершенстве техники, даже электронной, или о скупости при постройке и снабжении судов, но и об огромном влиянии негативного человеческого фактора» .

В журнале «Судоходство» № 1 — 2 за 2003 год [2] также высказана мысль, что «решающее значение для успешности действий спасателей может иметь оборудование, позволяющее выявить очаг возгорания и правильно оценить обстановку. Чем быстрее будет обнаружен очаг пожара, тем легче его взять под контроль» .

Поэтому сегодня весьма актуально дальнейшее наращивание контролирующих технических устройств, помогающих человеку-оператору управлять сложными техническими системами и вырабатывать правильные оперативные решения в критических ситуациях.

Объектом исследования является система технической противопожарной диагностики судовых помещений, увеличивающая правильность принятия решений членами экипажа судна в экстремальных условиях пожара.

Предметом исследования является стационарная судовая система пожарной сигнализации (ССПС) повышенной надёжности. Насыщенность судовых помещений техническим оборудованием, требующим всесторонней специализированной подготовки судовых специалистов, при тенденции снижения численности судовых экипажей, усиливает роль человеческого элемента (ЧЭ) в квалифицированном обслуживании и эксплуатации оборудования. Ошибка от несвоевременно принятого решения одного члена экипажа должна быть сведена к минимуму для предотвращения аварийной ситуации. Это соответствует позиции Международной Морской Организации (IMO), изложенной в резолюции А.850(20), согласно которой адекватность действий в тех или иных условиях должна исключать ошибки одного человека, влияющие на безопасность судна в целом [3].

Цель исследования. Целью диссертационной работы является поиск более надёжного принципа работы стационарной ССПС:

— уменьшающей влияние ЧЭ на своевременность принятии решения об объявлении пожарной тревоги;

— снижающей риск ошибки конструктора судна от недостаточного прикрытия средствами пожарного контроля пожароопасных зон судовых помещений;

— обеспечивающей простое поддержание работоспособности ССПС силами экипажа судна при всей рутинности её эксплуатации;

— гарантирующей запись текущего состояния системы в приборе регистрации данных о рейсе судна (чёрном ящике) для обеспечения надлежащего расследования развития пожара, а также возможностей внезапной оперативной проверки готовности ССПС к работе ответственными лицами Морской Администрации при обычной эксплуатации судна.

Научная новизна. В диссертационной работе получены следующие оригинальные научные результаты:

— предложена модель судовой эрготехнической системы на основе теории отношений «объективного» и «субъективного» ;

— предложен способ построения карты Карно на девять логических переменных, позволивший существенно увеличить число правил объединения клеток для такой карты Карно;

— проведено математическое обоснование возможности записи конечного выражения (путём объединения клеток в карте Карно) в совершенной конъюнктивной нормальной форме;

— предложена базисная организация логических структур построения (средствами дискретной математики) цифровых микросхем на шесть и на девять входов для двухуровневой оценки степени пожарной опасности (уровни «Угроза возгорания» и «Пожар»);

— обоснованы способы соединения таких микросхем в группы (в частно- -сти, по две и по три) для двухуровневого способа оценки пожарной опасности;

— предложено использование обнаруженных новых свойств треугольника Паскаля (в частности, организующего частотные метки контролируемых помещений);

— предложен способ преобразования сигналов в индикации мест возгорания в пожарном приёмно-контрольном приборе, учитывающий требования инженерной психологии.

Научная достоверность и обоснованность результатов. Научная достоверность и обоснованность результатов, защищаемых в настоящей работе, основана на использовании формул, теорем, правил и методов, разработанных отечественными и иностранными учёными в областях пожарной безопасности, инженерной психологии, дискретной математики, цифровой и аналоговой схемотехники, дискретного преобразования Фурье (соответствующие работы учёных упомянуты в списке использованной литературы).

Практическая ценность. Предлагаемая стационарная ССПС обладает возможностью указания места возгорания на пожарном приёмно-контрольном приборе (ППКП) — до 24 помещений на каждый луч ППКП. Количество лучей определяется сложностью интерьера судна. В каждом из упомянутых помещений данная система допускает установку автоматических и ручных пожарных извещателей в количестве от двух до 27 при любом качественном сочетании автоматических пожарных извещателей (тепловых, дымовых, пламени и т. д.). Использование звуковых частот — меток помещений для определения местоположения возгорания при современной элементной базе (реляторы, цифровые микросхемы) обеспечивает возможность поддержания работоспособности стационарной ССПС силами экипажа при использовании минимума измерительной аппаратуры. Массовое использование микросхем реляторов вместо реле увеличивает надёжность работы системы. Предложен способ регистрации развития судового пожара на прибор регистрации данных о рейсе судна (чёрный ящик) от всех лучей на один общий носитель записиобосновывается возможность использования для этих целей дискретного преобразования Фурье. Ведение таких записей не противоречит возможности расширения минимального набора данных, подлежащих записи в приборе регистрации данных о рейсе судна (ПРДРС), как это требует резолюция IMO А. 861(20) [4]. Наличие на борту ПРДРС в настоящее является обязательным для всех пассажирских судов независимо от даты постройки судна и валовой вместимости и для непассажирских судов с валовой вместимостью от 3000 регистровых тонн и более, построенных после 1 июля 2002 г [5].

Апробация работы и публикации. Основные положения диссертации апробированы в публикациях в журналах «Транспортное дело в России», «Известия вузов Северо-Кавказского региона: Технические науки», в материалах второй региональной научно-технической конференции «Проблемы технической и коммерческой эксплуатации и модернизации транспорта» (14-И 6 июня 2001 г.), материалах четвёртой научно-технической конференции «Проблемы безопасности морского судоходства, технической и коммерческой эксплуатации морского транспорта «(19ч-23 сент. 2005 г.) и сборниках научных трудов НГМА. Научный вклад соискателя в разработку защищаемых положений определяющий.

На защиту выносятся:

1. Модель судовой эрготехнической системы отношений «объективного» и «субъективного» .

2. Представление карты Карно на девять логических переменных для ССПС.

3. Обоснование (доказательство) возможности записи конечного выражения в совершенной конъюнктивной нормальной форме после объединения клеток в карте Карно.

4. Логические схемы построения базисных цифровых микросхем на шесть и на девять входов для двухуровневой стационарной ССПС и схем их совместней работы по два и три элемента при любом качественном сочетании.

5. Использование новых свойств треугольника Паскаля для пространственной организации частотного плана генераторов — меток помещений.

6. Способ преобразования сигналов в индикации мест возгорания с использованием реляторных линеек.

Заключение

Подведём итог проделанной работы. Предложена модель судовой эрго-технической системы отношений «объективного» и «субъективного». В предложенной судовой эрготехнической системе определены структуры, способствующие её устойчивости, выделены в качестве лиц наделенных правом принятия решения субъекты, принимающие решения. Из теории отношений «объективного» и «субъективного» выведено требование подчинения (корреляции) действий «ненадёжного субъекта» управляющим решениям «более надёжного объекта» управления.

Для этой цели была предложена двухуровневая система стационарной ССПС с двумя уровнями определения степени пожарной опасности — «Угроза возгорания» и «Пожар». Необходимость такого двухуровневого подхода реша-. ет проблему селекции ситуации между ложной активизацией АПИ и реальным возгоранием в контролируемом судовом помещении. При этом ССПС однозначно подсказывает необходимость объявления пожарной тревоги. Оперативность принятия решения в борьбе за живучесть судна обеспечит меньшую вероятность потери личного состава экипажа судна и материальных ценностей, вызванных пожаром. Для реализации двухуровневой системы введена избыточность по количеству извещателей от двух до 27 на одно помещение.

С целью различения одного или (как минимум) двух активизированных извещателей из их общей группы использована разработанная при подготовки диссертации карта Карно на девять логических переменных. Обоснован по применению и использован способ представления конечного выражения с помощью СКНФ. Расширено число правил «склеивания» клеток карты Карно при увеличении числа логических переменных до девяти.

Применение принципа обработки сигналов, полученное в данной формуле для девяти логических переменных, как, оказалось, можно использовать на неограниченное количество двоичных переменных.

В качестве обработки подобных сигналов были предложены две аналогичные по своим принципам логические структуры, названные базисными цифровыми микросхемами, на девять и шесть входных переменных. С помощью дискретной математики обоснованны СМСР, составляемые из базисных в любом их качественном сочетании для двух или трёх микросхем. При использовании АПИ с вероятностью активизации при пожаре 0,7 и вероятности принятия решения СПР1 об объявлении пожарной тревоги 0,8 предлагаемый способ позволяет достигать вероятности достоверности определения. пожарной опасности до 0,999 999 999 999 896 (с учётом ЧЭ).

Упорядочены частоты ГМП с использованием новых обнаруженных свойств треугольника Паскаля. Упорядочивание частотного плана позволило провести обоснование возможности применения ДПФ с записью состояния ССПС от всех лучей на один общий носитель в ПРДРС (в обычных условиях эксплуатации и при пожаре). В качестве частотного плана ГМП с учётом ЧЭ (осуществляющего обслуживание и ремонт ССПС) предложено использовать звуковой диапазон.

В предложенных схемах коммутаторов звуковых частот в общую линию пожарного луча к ППКП и перевода информации о месте возгорания в удобную для ЧЭ форму предложено использование реляторов — логических элементов, воспроизводящих бинарные операции импликативной алгебры выбора. Применение реляторов за счёт отказа от массового применения реле в схеме ССПС должно увеличить надёжность ССПС.

Рекомендован способ представления информации в удобной для СПР форме двойной светодиодной индикации на панели продольного разреза судна и схемы палуб. Такой вариант не только соответствует требованиям инженерной психологии, но и рекомендациям IMO. Обоснована возможность использования дискретного преобразования Фурье для записи состояния ССПС при развитии пожара. Психологический фактор давления возможности совмещения при анализе аварийной обстановки записей в ПРДРС, защищённых от внешнего вмешательства, показаний записи разговоров посредством микрофонов, как обязательное требование к ПРДРС и текущего состояния ССПС, очевидно, окажется внешним фактором, выводящим человека из состояния паники в пожароопасной обстановке. Анализ записи, полученной в ПРДРС, позволит проанализировать, пЬ меньшей мере, для судов данной серии правильность выбранного технологического решения в вопросах пожароустойчивости дверей и переборок судна, правильности выбранных позиций размещения АПИ для прикрытия пожароопасных зон.

Для обслуживания ССПС на борту судна оказывается достаточным из набора измерительных приборов использование обычного цифрового мультимет-ра с возможностью измерений частоты до 10 кГц.

В предлагаемой ССПС на одно контролируемое судовое помещение можно в любом качественном сочетании использовать до 27 АПИ (тепловых, дымовых, пламени и т. д.) и РПИ. Максимальное количество судовых помещений с индикацией мест возгорания равно 24 на один луч от ILL ДСП в предлагаемой ССПС (при постоянном контроле целостности лучей за счёт применения ГНК).

Таким образом, предложенная ССПС, объединив в себе преимущества существующих безадресных (прикрытие пожароопасных зон на судне при массовом применении извещателей в помещениях) и адресных ССПС (возможность оперативного определения места возгорания), ещё и обладает дополнительными возможностями: селекции ситуации между ложной активизацией извещателей и реальным возгораниемрегистрации процесса развития пожара в ПРДРСпредставления текущей ситуации в подконтрольных помещениях в удобной форме для понимания ЧЭиспользования минимума измерительной аппаратуры при рутинной эксплуатации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Морские катастрофы: Пожар на судне это фатально?// Судоходство. — 2003. -№ 1−2 (99). — с.65−66.
  2. Мнение редакции журнала «Судоходство» гл. редактор Денисов В. Пожары — горячий вопрос для флота // Судоходство. — 2003. — № 1−2 (99). — с.64−65.
  3. Резолюция IMO А.850(20). Human element vision, principles and goals for the organization. Концепции человеческого элемента, принцип и цели организации.
  4. Резолюция IMO А.861(20). Performance standards for shipborne voyage data recorders. Эксплуатационные требования к судовым приборам регистрации данных о рейсе.
  5. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года. Текст, изменённый Протоколом 1988 года к ней и с поправками. СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 2002. — с. 364 — 370, 750 — 753.
  6. Ref.Tl/2.02 FSI.3/Circ.l. IMO casualty statistics and investigations: Very serious and serious casualties for the year 1998. 29 October 1999.
  7. Ref.Tl/2.02 FSI.3/Circ.2. IMO casualty statistics and investigations: Very serious and serious casualties for the year 1999. 30 January 2001.
  8. RefTl/2.02 FSI.3/Circ.3. IMO casualty statistics and investigations: Very serious and serious casualties for the year 2000. 18 march 2002.
  9. Ref.Tl/2.02 FSI.3/Circ.4. IMO casualty statistics and investigations: Very serious and serious casualties for the year2001. 10 February 2004.
  10. Ref.Tl/2.02 FSI.3/Circ.5. IMO casualty statistics and investigations: Very serious and serious casualties for the year 2002. 23 February 2005.
  11. Ref.Tl/2.02 FSI.3/Circ.6. IMO casualty statistics and investigations: Very serious and serious casualties for the year 2003. 23 February 2005.
  12. Countryman & McDaniel 2004 Casualty Statistics. http: // www.cargolaw.com/services.contact.html.
  13. В.И., Ставицкий М. Г. Когда на борту пожар. JL: Судостроение, 1983. — 192с.
  14. Приборы приёмно-контрольные пожарные. Приборы управления пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний. НПБ75−98. Раработаны ВНИИПО МВД России.
  15. Fire Safety System Code. IMO Resolution MSC.98(73). Approved 5 Dec. 2000. Международный Кодекс по системам противопожарной безопасности.
  16. А.Н., Землянухин М. В., Родионов А. В. Анализ тенденций развития технических средств пожарной сигнализации // Материалы тринадцатой научно-технической конференции «Системы безопасности» СБ2004. Москва, 29 окт. 2004.
  17. М.Г., Глозман М. К. Противопожарная защита морских судов: Вопросы проектирования.-JI.: Судостроение, 1974.
  18. Государственный стандарт Союза ССР. Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника. Термины и определения. ГОСТ 12.2.047−86.
  19. Извещатели пожарные ручные. Общие технические требования. Методы испытаний. НПБ 70−98. Разработаны ВНИИПО. МВД России (В.А.Александров, М. Б. Филаретов, В.Л.Здор).
  20. Э.Ф. Пожарная сигнализация на судах. Л.: Судостроение, 1982. -160с.
  21. Комплексы технических средств судовой пожарной сигнализации «Фотон» (ТУ У-13−012−004−2001) — «Фотон-П" — «Фотон-М», «Фотон-МП"httv: // www. rs-head.spb.ru/si/sto/sto rus/11/11 02.12.160.html. 2005.
  22. Судовая охранно-пожарная сигнализация «Оса» http: //www.acocom.ru/noflash/osa.htm, 2005.
  23. Т.В. Методы принятия решения в системах пожарной сигнализации // Алгоритм. 2004. — № 2.
  24. В.Г. Безопасность жизнедеятельности на море. Новороссийск, 1996.-213с.
  25. Безопасность жизнедеятельности человека на морских судах / Ю. Г. Глотов, В. А. Семченко, Т. Н. Сологуб и др. М.: Транспорт, 2000. — 320с.
  26. Охрана жизни на море / Г. И. Конопелько, С. С. Кургузов, В. П. Махин — М.: Транспорт, 1990. 270с.
  27. Casualty analyses considered and approved by the (IMO) sub-committee on flag state implementation at its tenth and eleventh sessions in 2002 and 2003. pp 1−48.
  28. Casualty analyses considered and approved by the (IMO) sub-committee on flag state implementation at its twelfth session in 2004. pp 1−23.
  29. B.B., Лицкевич А. П., Попов B.B. Проблемы обеспечения качества больших морских информационных систем связи. — Новороссийск: НГМА, 1997.-210 с.
  30. В.В., Попов В. В. Научное осмысление опыта создания информационной сети ГМССБ на юге России. — Ростов-на-Дону /Новороссийск, 1999. — 624с.
  31. Вестник Академии транспорта № 7: Нормативные документы / Главный редактор Л. П. Погодаев. СПб, 1996. — 272с.
  32. Хрестоматия по инженерной психологии/ Сост. Б. А. Душков, Б. Ф. Ломов, Б.А. Смирнов/ Под ред. Б. А. Душкова.- М.: Высшая школа, 1991.-287с.
  33. Н.Г. Интеллектуальные интегрированные (комплексные) системы безопасности и жизнеобеспечения от объектов до территорий // Материалы тринадцатой научно-технической конференции «Системы безопасности» — СБ2004. Москва, 29 окт. 2004.
  34. Ю.А. «Системы управления безопасностью» в международном судоходстве. Изд.2. Новороссийск: НГМА, 2001, — 320с.
  35. В.В., Демьянов В. В. Интеллектуализация отношений «объективного» с «субъективным» факторами судовой эргатической системы безопасности // Сборник научных трудов НГМА. 2003. — Вып.8 — с. 131 -136.
  36. Г. В. Анализ эрготехнических систем. М.: Энергоатомиздат, 1984, -460с.
  37. В.В. Эвалектика ноосферы. Часть 3.-Новороссийск, НГМА, 2001.-880с.• 39. Резолюция IMO А.890(21). Principles of safe manning. Принципы безопасного состава экипажей судов.
  38. А.Г. Секреты вашей бодрости. М.: Знание, 1988. — 288с.
  39. Резолюция IMO А. 796(19). Recommendations on a decision support system for masters of passenger ships. Рекомендации по системе, способствующей принятию решений капитанами пассажирских судов.
  40. Ф.Е., Афонин В. А., Дмитриев В. И. Теоретические основы информационной техники. М.: Энергия, 1979. — 512с.
  41. Справочник конструктора РЭА: Общие принципы конструирования. Под ред. Р. Г. Варламова. М.: Сов. Радио, 1980. -480с.
  42. Справочник по радиоэлектронным устройствам / Под ред. Д. П. Линде, т.2.-М.: Энергия, 1978. 328с.
  43. А.П. Конструирование радиоэлетронных средств. М.: Высшая школа, 1990.-432с.
  44. В.В., Демьянов В. В. «Интеллектуализация» систем технического контроля безопасности состояния оборудования на судне // Транспортное дело России. 2003. — Спецвыпуск. — с.66 -71.
  45. П., Хилл У. Искусство схемотехники: Пер. с англ., т.2 М.: Мир, 1993.-371с.
  46. Электронные промышленные устройства. / В. И. Васильев, Ю. М. Гусев, В. Н. Миронов и др. М.: Высшая школа, 1988. — 304с.
  47. Ф. Интегральные схемы: Технология и применения: Пер. с англ. -М.: Мир. 1981,-280с.
  48. А.Г. Основы микросхемотехники.- М.: Сов. Радио, 1977. 408с.
  49. В.В., Демьянов В. В. Карта Карно на девять логических переменных // Проблемы технической и коммерческой эксплуатации и модернизации транспорта: Материалы региональной научно-технической конференции. Новороссийск: НГМА. — 2001. — с.78 — 79.
  50. Ю.Н., Журавлёв В. М. Проектирование систем логического управления на микропроцессорных средах.- М.: Высшая школа, 1991.-320с.
  51. А.Г., Шагурин И. И. Микросхемотехника. М.: Радио и связь, 1982.-415с.
  52. Г. И., Новосельцева Т. Я. Проектирование дискретных устройств на интегральных микросхемах.- М.: Радио и связь, 1990. 304с.
  53. Словарь по кибернетике / Под ред. B.C. Михалевича. — Киев: Главная редакция Укр. Сов. Энциклопедии., 1989, 752с.
  54. С.В. Введение в дискретную математику. / Под ред. В. А. Садовничего. М.: Высшая школа, 2001. — 384с.
  55. Aslin P.P., Aspinal David, Backhouse R.C. and others (total 47 persons) A Dictionary of Computing, fourth edition, Oxford University Press, 1996, pp.550.
  56. Токхайм Роджерс. Основы цифровой электроники: Пер. с англ. М.: Мир, 1988.-392с.
  57. И.Н., Горячев В. И., Мансуров Б. М. Микроэлектронные схемы цифровых устройств. М.: Радио и связь, 1990. — 416с.
  58. Логическое проектирование БИС/ В. А. Мищенко, А. И. Аспидов и др.- под ред. В. А. Мищенко. М.: Радио и Связь, 1984. — 312 с.
  59. Проектирование импульсных и цифровых устройств радиотехнических систем / Ю. П. Гришин, Ю. М. Казаринов, В. М. Катиков и др.- под ред. Ю.М. Каза-ринова. М.: Высшая школа, 1985. — 319с.
  60. Ю.С. Прмышленная электроника. М.: Высшая школа, 1982. -496с.
  61. Ф.А. Дискретная математика для программистов.- СПб.: Питер, 2001.-304с.64.- Белоусов А. И., Ткачёв С. Б. Дискретная математика.- М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002.- 744с.
  62. Пожарная безопасность на судах / Дж. О’Нейл, Т. Раш, У. Лэнинген и др.: Пер. с англ. Л.: Судостроение, 1985. — 407с.
  63. В.В., Демьянов В. В. Двухуровневый способ автоматической оценки пожарной опасности судовых помещений // Известия вузов Северо — Кавказского региона: Технические науки. 2004. — Специальный выпуск 4.1. — с.90−93.
  64. Резолюция IMO MSC.64(67). Adoption of new and amended performance standards. Принятие новых эксплуатационных требований и поправок к существующим эксплуатационным требованиям.
  65. Извещатели пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний. НПБ76−98. Разработаны ВНИИПО МВД России (Александров В. А, Филаретов М.Б.). Подготовлены и утверждены ГУГПС МВД России
  66. В.А., Татаров В.Е.).
  67. В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. М.: Высшая школа, 2004. — 404с.
  68. Е.С., Овчаров Л. А. Теория вероятностей. — М.: Наука, 1973. — 368с.
  69. А.П., Демьянов В. В. Прикладная теория надёжности радиоэлектронного оборудования и морских информационных систем. Новороссийск: Издательство НГМА, 2000. -2000. — 150с.
  70. Справочник по теоретическим основам радиоэлектроники. / Под ред. Б. Х. Кривицкого, В. Н. Дулина. т.1. М.: Энергия, 1977. — 504с.
  71. JI.И. Метасистема взаимоотношений алгебраических логик и сопутствующих исчислений, порождаемых функцией-аксиомой взвешенных степенных средних// Информационные технологии. 2002, -т7, -с. 20−26.
  72. Л.И. Аналоговые реляторные сети для преобразования структуры данных с адресно ситуационной идентификацией// Телекоммуникации. -2002. -№ 12.-с.5−11.
  73. Л.И., Зарукин А. И. Развитие элементного базиса реляторной схемотехники// Датчики и системы. 2002. — № 3. — с.2−8.
  74. В.В., Демьянов В. В. Реляторная система судовой пожарной сигнализации // Сборник научных трудов НГМА. 2005. — Вып. 10 — с.34−37
  75. Государственные стандарты Союза ССР. Единая система конструкторской документации: Обозначения условные графические в схемах. М, 1983. — 496с.
  76. В.Е., Максимов Н. А. Системы стандартов в электросвязи и радиоэлектронике. М.: Радио и Связь. 1985. — 248с.
  77. В.В., Мещеряков В. В., Мефеденко М. В. Прогнозируемые параметры реляторных структур при их реализации на АМБК «Феникс» // Ульяновск, УлГТУ. 2002 т.2. — с. 15 — 16. -
  78. С.И. Радиотехнические цепи и сигналы.- М.: Высшая школа, 1983. -536с.
  79. В.В. О свойствах биноминальных коэффициентов// Сборник научных трудов НГМА. 2002. — Вып.7 — с. 7 — 9.
  80. Т. Касами Т. Математика для радиоинженеров: Теория дискретных структур: Пер. с япон. М.: Радио и связь, 1984. — 240с.
  81. В.В. Способ регистрации состояний пожарной сигнализации в судовом приборе регистрации данных о рейсе // Сборник научных трудов НГМА. 2005. — Вып.9 — с.33−35.
  82. Кнут Дональд Э. Искусство программирования: Пер. с англ. т.1. По общей редакцией докт. физ.-мат. наук, проф. Казаченко Ю. В. М.: издательский дом «Вильяме», 2001.-720с.
  83. Р. Электронные схемы: 1300 примеров: Пер. с англ. М.: Мир, 1989. — 688с.
  84. П., Хилл У. Искусство схемотехники: Пер. с англ., т.1- М.: Мир, 1993.-413с.
  85. О.И., Демидкин В. В., Демьянов В. В. Об уходе от аттрактора опасности, связанной с «человеческим фактором» // Сборник научных трудов НГМА. 2002. — Вып 7. — с.101 -103.
  86. Circular letter MSC/Circ.919, adopted on 27 May 1999. Guidelines for damage control plans. Руководство в отношении схем борьбы за живучесть.
  87. П., Хилл У. Искусство схемотехники: Пер. с англ., т. З — М.: Мир, 1993.-367с.
  88. Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний. НПБ58−97. Разработаны ВНИИПО МВД России.
  89. В.А., Морозов С. Н. Информационно-аналитические системы обеспечения безопасности. // Материалы двенадцатой научно-технической конференции «Системы безопасности» СБ2003. Москва, 30 окт. 2003.
  90. .М., Попов В. В. Научные аспекты создания автоматизированных информационно идетификационных систем безопасности мореплавания в портах Южного бассейна России. — М.: РосКонсульт, 2001. — 496с.
  91. Аварийность мирового флота: февраль — март 2005 года // Морской флот. — 2005. — № 3. — с.29−30.
  92. Международные и национальные стандарты безопасности мореплавания/ В. Г. Алексишин, Л. А. Козырь, Т. Р. Короткий.- Одесса: Латстар, 2002. 256с.
  93. В.В. Комплексная система морской безопасности // Материалы Всероссийской научной конференции «Новая Россия — транспорт и земная ноосфера Н00−2000». 29 31 мая 2000. — стр.228−234.
  94. Государственный стандарт Российской Федерации. Приборы приёмно-контрольные и управления пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний. ГОСТ Р51 089 87.
  95. John D. Lenk. Practical Electronic Troubleshooting. Prentice Hall, Inc. A Division of Simon Schuster Englewood Cliffs, New Jersey 7 632, 1990, pp.394.
  96. С.И. Радиотехнические цепи и сигналы. Изд. 4. М.: Высшая школа, 2003. — 462с.
Заполнить форму текущей работой