Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Бионические принципы формообразования костюма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Безье — метод моделирования поверхностей в трехмерном редакторе. Метод моделирования на основе кусков поверхностей Безье вобрал в себя многие принципы управления формой сплайнов с помощью касательных векторов. Он может быть использован для моделирования оболочек живой природы и костюма, воспроизведение формы которых требует точного управления кривизной поверхности. Примерами объектов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ МОТИВОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Анализ процесса зрительного восприятия человеком объектов природы и искусственной среды
    • 1. 2. Методы преобразования и геометрического анализа природных форм
      • 1. 2. 1. Преобразование природных образов в геометрические символы народов мира
      • 1. 2. 2. Геометрическое моделирование природных образов в искусстве и костюме
      • 1. 2. 3. Методы геометрического структурирования природных форм
    • 1. 3. Проектные уровни выявления природных аналогий в архитектуре и в объектах дизайна
      • 1. 3. 1. Аналогии формы в природе, архитектуре и объектах дизайна
      • 1. 3. 2. Аналогии пропорций в природе, архитектуре и объектах дизайна
    • 1. 4. Этапы восприятия и преобразования природной формы в костюм
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА БИОНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОЦЕССА ФОРМООБРАЗОВАНИЯ КОСТЮМА
    • 2. 1. Анализ трансформирующихся систем в природе и костюме
    • 2. 2. Метод геометрического анализа процесса формообразования в природе и костюме
      • 2. 2. 1. Процесс формообразования костюма с точки зрения эволюционного развития формы
      • 2. 2. 2. Процесс формообразования костюма с точки зрения морфокинетического развития формы
    • 2. 3. Me год тектонического анализа природных систем и форм костюма
      • 2. 3. 1. Тектоника складчатых систем формообразования
      • 2. 3. 2. Тектоника модульных систем формообразования
      • 2. 3. 3. Тектоника спиралеобразных (винтовых) систем формообразования
      • 2. 3. 4. Каркасные системы формообразования
      • 2. 3. 5. Практическое применение тектонических приемов формообразования природных структур в костюме
    • 2. 4. Метод структурного анализа оболочек природы и костюма
      • 2. 4. 1. Спиралеобразная структура оболочек
      • 2. 4. 2. Структура оболочек «типа ветвления»
    • 2. 5. Методика выявления закономерностей пространственно-временного преобразования природной формы в костюме
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ТРЕХМЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ ОБОЛОЧЕК И КОСТЮМА
    • 3. 1. Анализ основных принципов работы трехмерного редактора
    • 3. 2. Анализ методов моделирования оболочек природы и костюма в трехмерном редакторе
      • 3. 2. 1. Метод моделирования оболочек природы и костюма на основе сплайнов
      • 3. 2. 2. Метод моделирования оболочек природы и костюма на основе сеток с многоугольными ячейками
      • 3. 2. 3. Метод параметрического моделирования оболочек природы и костюма
      • 3. 2. 4. Метод моделирования оболочек природы и костюма на основе кусков поверхностей Безье
      • 3. 2. 5. Мегод моделирования оболочек природы и костюма на основе неоднородных рациональных В-сплайнов
    • 3. 3. Выбор программного продукта для трехмерного моделирования природных оболочек и костюма
    • 3. 4. Анализ технологий построения криволинейных поверхностей природных оболочек и костюма в трехмерном редакторе
      • 3. 4. 1. Технологии последовательных построений в 3D природных оболочек и костюма
      • 3. 4. 2. Технология построения природных оболочек и костюма лоскутными поверхностями
      • 3. 4. 3. Технология формирования природных оболочек и костюма сетчатыми структурами
      • 3. 4. 4. Технология трансформаций природных оболочек и костюма
      • 3. 4. 5. Технология назначения материала природным оболочкам и костюму
    • 3. 5. Анализ технологий проектирования костюма
    • 3. 6. Технология моделирования трехмерных бионических структур костюма
      • 3. 6. 1. Трехмерное моделирование спиралеобразных структур природных оболочек и костюма
      • 3. 6. 2. Трехмерное моделирование структур ветвления природных оболочек и костюма
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ БИОНИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 4. 1. Научное прогнозирование биотехнологий производства модной одежды
    • 4. 2. Системы проектирования «свободного пространства» костюма
      • 4. 2. 1. Проектирование системы взаимодействия фигуры человека и костюма
      • 4. 2. 2. Система проектирования «незавершенной» формы костюма
      • 4. 2. 3. Система проектирования деконструктивных форм костюма
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Бионические принципы формообразования костюма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный процесс художественного проектирования костюма предлагает широкий спектр информационных кодов формообразования и функционирования. Способность воспринимать необходимую информацию из окружающей среды во многом зависит от социальной установки общества. Значение проектной культуры общества и роль дизайна в формировании фактора визуального и функционального комфорта объектного мира трудно переоценить.

Одним из важнейших условий оптимального функционирования искусственной среды, а значит и костюма, является органическое единение ее с природной средой. Решение комплекса проблем, связанных с установлением гармоничных отношений между природой и обществом, предполагает постоянное взаимопроникновение этих сред, которое выражается посредством оптимизации и экономии использования природных ресурсов и материалов при производстве объектов дизайна, формирования единого формообразующего начала на основе выявления специфики структурно-функциональных отношений объектов природы и дизайна.

Обзор литературы по вопросам взаимодействия природной и искусственной среды позволил выделить следующие направления художественного проектирования объектов дизайна, в том числе и костюма:

Экологическое направление.

Экологическое направление в художественном проектировании основано, прежде всего, на сохранении, а в некоторых случаях, и восстановлении баланса искусственной и природной среды, поиске средств гармонизации отношений на уровне физико-химических реакций взаимосуществования этих сред. Предпосылкой возникновения экологического направления стали причины глобальных проблем XX века, связанных с техноцентрическими ориентациями науки и техники /1 — 7/, что способствовало «нарушению меры», прежде всего в производстве и потреблении изделий текстильной и швейной промышленности, «разрыву культурных традиций» /3/.

М.Тиль определил техницизм как принцип универсального практицизма в «не мыслительной сфере» /4/. По словам В. Гропиуса «технические новшества, первоначально расцветавшие как изумительные средства для достижения целей, сепаратно воспользовались своей мощью и противопоставили себя всему сущему в качестве самоцелей» /5/.

Реакцией на стихию технологической революции стал возникший в 70-е годы XX века «экологический дизайн», явившийся одним из направлений всемирного экологического движения, в задачи которого входило, прежде всего, охрана и восстановление окружающей природной среды. Экологическое направление в дизайне костюма ориентировано на экологически — чистые технологии крашения и обработки текстиля, максимальную экономию природных ресурсов и материалов: использование энергетических ресурсов и материалов восполнимого и восстановимого типа, учет долговечности изделия с тем, чтобы соотношение затрат и продолжительность жизни изделия было оптимальным.

Экологизация процесса художественного проектирования костюма в XX веке осуществлялась в три основных этапа:

— гуманитарная критика отрицательных последствий и тенденций технократически-потребительской концепции природопользования, доминирующей в производстве текстильных и швейных изделий;

— формирование экологического движения и экологической ориентации общественных организаций с целью разрешения отрицательных последствий «негуманной» концепции природопользования;

— разработка общих принципов и целей экологической стратегии производства текстильных и швейных изделий.

Таким образом, экологическое направление основывается на триадеэкономической, технологической и функциональной экологизации процесса проектирования костюма.

Кроме того, поиск профессиональных средств разрешения экологических проблем сопровождается осознанием дизайнера морально-этической ответственности перед обществом. Кроме того, для достижения конкретных резулыатов в дизайне костюма, ориентированного на социальный заказ, необходимо не только консолидировать использование новейших технологий, иметь финансовые ресурсы и поддержку общественности, но и решить проблему экологического сознания потребителя.

Теоретические разработки в области семантики промышленного изделия, понимаемые как «символические свойства предметов, проявляющиеся в психологическом и социальном контексте их потребления» /8/, порождают экспериментально-практические решения и в дизайне костюма. Экологическое направление по-новому поставило вопрос о месте и значении «природного фактора» в формировании предметно-пространственной среды человека /9 -11/.

Направление «одушевленного» дизайна.

Направление «одушевленного» дизайна основано на стремлении идентификации искусственных и естественных оболочек, разработке систем костюма аналогичных по своим физиологическим свойствам природным системам. Появление дизайнерских школ, ориентируемых на симбиоз культурных традиций, скрещение мировоззрения с генетическим (биологическим) кодом формообразования, стало предпосылкой формирования направления «одушевления» предметной среды и костюма.

Критерием «одушевления» предмета, по мнению дизайнерской группы Джи-Кей IGKJ, является установление интимных отношений между человеком и предметом: «душа — вещам, мир — людям». Подобное отношение к объектному миру связано с философией конфуцианства и даосизма, согласно которой невозможно расчленить мир, где все существует в едином потоке становления, изменения и преобразования.

Концепция «одушевленного дизайна» в силу единства биологической составляющей «человек — микрокосмос — макрокосмос» в контексте высокотехнологического, информационно-интенсивного общества заключается, в достижении гармонии взаимоотношений и общего жизненного ригма искусственных и природных оболочек. Создание нового универсального, жизненного стиля во многом зависит от гибкости системы этих отношений.

Система «Природа — Человек — Костюм» должна стать творческим универсумом, объединяющим экспертов широкой сферы знаний о законах развития и существования экосистемы, ее информационного поля.

Разработки в этом направлении ведутся с 1954 года, когда впервые в мировой науке были заложены основы фундаментального направления современной естественной науки «распределения отношений, процессов обработки информации в живых и биотехнических средах, структурах и системах», а также бионики.

Бионическое направление.

В отличие от экологического и «одушевленного» дизайна, бионическое направление в художественном проектировании костюма основано на установлении структурно-функционального единства процесса формообразования природных и искусственных систем, следствием чего является возможность визуальной и эргономической гармонизации объектов и субъектов мироздания. Мимезис (желание подрожать) стал объективной предпосылкой возникновения бионического направления в архитектуре, технике и дизайне.

Взгляд на деятельность человека, как на своеобразное продолжение природной организации присутствует в суждениях Демокрита об искусстве, положившего начало теории, согласно которой искусство (техника, ремесло и т. д.) — это «подражание» природе, прежде всего деятельности животцых. Теории подражания придерживались Платон и Аристотель, рассматривая подражание в качестве определяющего признака искусства. А. Смит /21/ положил идею бессознательного подражания в основу своего нравственного учения. И. М. Сеченов /27/ отмечал инстинктивную склонность человека подражать тому, что попадает в поле его зрения. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи», подчеркивая один из существенных моментов художественного творчества, рекомендовал художникам как бы «подстерегать» красоту природы, наблюдая ее в те мгновения, когда она наиболее полно выявляется в них /28/. Для Гегеля человек, художественно творящий, представляет собой «.целый мир содержания, которое он похитил у природы» /29/.

Кибернетика впервые расширила представление о взаимосвязи биологических и технических структур, установив зависимость конструктивного сходства от их функционального подобия, открыв закон конструктивного гомоморфизма изофункциональных систем. Установление функционального тождества биологических и искусственных систем позволило выявить «закон совершенства», первоначально абсолютизирующий живой субстрат (белковое гело живой природы), а затем, специфику структурных и функциональных свойств биологических конструкций. Объективное единство законов формообразования и функционирования биологических и искусственных систем является основанием для бионических исследований. Исходным в структурно-функциональном анализе биологических и искусственных систем является понятие «целесообразной функциональности систем». Для достижения цели своего существования любая целесообразная система выполняет определенные функции, взаимодействуя с окружающей средой, то есть, развивает целенаправленную деятельность. Следовательно, целесообразная система характеризуется совокупностью функций, материальным носителем которых являются структуры.

Бионические структуры формообразования костюма дают возможность бесконечного балансирования между искусственной и естественной формой, определяют новые условия промышленного производства швейных изделий. В результате копирования структур природы могут быть созданы системы, во-первых, выполняющие заданные функции, во-вторых, выполняющие эти функции с максимально возможным совершенством, в-третьих, являющиеся органично целостными пространственными системами. Оптимальная конструкция, в этом случае, представляет собой материальный носитель заданных функций проектируемой природной системы. Следовательно, бионический подход предполагает выявление законов формообразования и функционирования систем природы, специфики структурно-функциональных отношений и последующее использование этих законов в художественном проектировании костюма.

И так, в результате анализа перспективных направлений взаимодействия природных и искусственных систем выявлены уровни взаимодействия этих систем. Уровень взаимодействия в экологическом направлении представлен 17манитарным фактором сосуществования, в «одушевленном» дизайнебиологическим «копированием материала», в бионическом направленииструктурно-функциональным преобразованием формы. Исходя из того, что основной категорией художественного проектирования костюма является «форма», а бионическое направление основано на формообразующем взаимодействии природных и искусственных систем, можно свидетельствовать о целесообразности выбора бионического направления в исследовании проблем, связанных с гармонизацией и оптимизацией процесса производства текстильных и швейных изделий. Анализ процесса саморазвития биологических систем, принципов формообразования, структурирования и моделирования форм является основополагающим в формировании теоретических и практических основ бионического формообразования костюма.

Таким образом, актуальность обусловлена:

— современными тенденциями проектной деятельности в аспекте взаимодействия искусственной и природной среды;

— необходимостью решения проблемы оптимизации и совершенствования процесса производства текстильных и швейных изделий;

— необходимостью решения научной проблемы поиска новых методов формообразования, направленных на повышение эстетических, эргономических и экономических показателей изделий модной индустрии;

— отсутствием методики бионического формообразования костюма, открывающей перспективное направление научных исследований и практических разработок в области художественного проектирования костюма.

Структурно-геометрический метод анализа формы костюма, основанный на аппроксимации контура, заключается в характеристике фронтальной и саггитальной проекциях этой формы. Для того чтобы исследовать форму как систему пространственной взаимосвязи ее элементов (тектонических приемов организации внешней поверхности, внутренней структуры, функционального пространства между фигурой человека и костюмом), необходимо разработать методику анализа системы «костюм» и принципы формообразования элементов этой системы. Поэтому, целью работы является:

1) системный анализ процесса формообразования в природе;

2) разработка методики бионического формообразования костюма в системе художественного проектирования текстильных изделий.

В качестве объекта исследования рассматриваются формообразующие принципы природных систем, а также искусственных оболочек — архитектуры, объектов дизайна, включая костюм, основанные на анализе внешних признаков формы (тектоника), внутренней организации (структура) и «свободного пространства».

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе решаются следующие задачи:

• анализ современного уровня бионических исследований и определение перспектив практического применения;

• геометрическое структурирование природных форм;

• выявление природных аналогий в процессе формообразования костюма;

• тектонический и структурный анализ природных систем и форм костюма;

• анализ методов моделирования поверхностей в трехмерном редакторе;

• разработка технологии моделирования криволинейных поверхностей природных оболочек и костюма;

• разработка прогнозной информации функционирования бионических принципов формообразования костюма;

• учебно-методическое внедрение и производственная апробация научных результатов работы.

Методы исследования.

Геометрическое структурирование природных форм и костюма основано на методике фотометрического анализа и расчета. На определенных этапах работы исиользованы методы литературного, структурно-графического анализа, методы математической статистики и моделирования, методы трехмерного моделирования форм. Применены общенаучные методы анализа и формальной логики, необходимые для формулировки заключений и выводов, полученных в процессе теоретических и экспериментальных исследований.

На защиту выносятся:

• методика бионического анализа природных форм и костюма;

• технология моделирования природных оболочек и костюма в трехмерном редакторе;

• методика бионического формообразования костюма.

Научная новизна работы состоит в следующем:

— теоретически обоснована и решена научная проблема, состоящая в разработке методики бионического проектирования костюма, в рамках общей стратегии художественного проектирования, системного анализа современного уровня бионических исследований;

— проанализирован механизм геометрического структурирования природных форм;

— разработан механизм выявления природных аналогий в процессе формообразования костюма;

— разработана усовершенствованная на основе предложенного метода тектонического и структурного анализа природных систем, структурно-функциональная модель процесса формообразования костюма;

— впервые проанализированы методы моделирования поверхностей в трехмерном редакторе в контексте их использования при бионическом формообразовании костюма;

— впервые разработаны алготитмы моделирования криволинейных поверхностей природных оболочек и костюмапредложен объективный метод анализа формы костюма, как системы пространственной взаимосвязи внешних (тектонических), внутренних (структурных) характеристик формы и функционируемого «внутреннего» пространства между фигурой человека и искусственной оболочкой костюма;

— осуществлена производственная апробация научных результатов работы по бионическому формообразованию костюма.

Практическая значимость работы.

Результаты работы являются научной базой для текстильной промышленности при создании конструкторских разработок на основе бионических принципов формообразования костюма.

Осуществлено внедрение в производство швейных изделий (спортивная одежда и экспериментальная серия молодежных комплектов) на предприятиях г. Тольятти. Апробация результатов диссертационной работы проведена в ООО «ТОРГМАШ» и ООО «Советник плюс» (Приложение 8), а также в научных лабораториях кафедры «Дизайн и художественное проектирование изделий» и факультета техники и технологий сервиса Тольяттинской государственной академии сервиса (ТГАС) (Приложение 7).

Кроме того, экспериментально доказана эффективность использования в костюме бионических принципов формообразования в рамках курсового проектирования дисциплины «Бионика костюма», входящей в учебные планы специальностей 281 300 «Художественное проектирование костюма» и 52 400 «Дизайн» (специализации 52 403 «Дизайн костюма») и дипломного проектирования данного профиля. Учебное пособие «Бионика костюма» (1999 г.) с грифом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дизайн» от 22.12.98 г. № 98−124−604/27−11. Практическое внедрение результатов исследования в учебный процесс подтверждено актом внедрения. (Приложение 7).

Основные результаты исследований изложены в 43 научных публикациях, в том числе в монографии «Бионическое формообразование костюма» (2005 г.), обсуждены и получили положительную оценку на международных и всероссийских научно-технических, методических конференциях, среди которых:

— Всероссийская конференция «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности». Тезисы доклада «Проблемы современного процесса дизайн-проектирования». — М., МГТА им. А. Н. Косыгина, 1998.

— Международная научно-методическая конференция «Новые формы и технологии профессионального образования в области сервиса». Тезисы доклада «Синтез визуально-логических построений». — М., МГУС, 1999.

— Всероссийская научно-техническая конференция «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности». Тезисы доклада «Приемы схематической абстракции в биомоделировании». — М., МГТА им. А. Н. Косьпина, 2000.

— Международная научно-методическая конференция «Новые формы и технологии профессионального образования в области сервиса». Тезисы доклада «Математический метод исследования бионического процесса формообразования костюма». — М., МГУС, 2000.

— Всероссийская научная конференция «Прогрессивные технологии в обучении и производстве». Тезисы доклада «Биотехнологии в текстильной промышленности». — Камышин, КТИ ВолгГТУ, 2003.

— Международная научно-методическая конференция «Новые формы и методы подготовки специалистов образования для сферы сервиса». Тезисы доклада «Информационная среда и биотехнологии в дизайне костюма». — М., МГУС, 2003.

— Всероссийская научно-техническая конференция «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности». Тезисы доклада «Бионическое проектирование костюма». — М., МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003.

— Всероссийская научно-техническая конференция «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности». Тезисы докладов «Трехмерное моделирование природных оболочек и костюма». — М., МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2004.

— Всероссийская научно-техническая конференция «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности». Тезисы докладов «Перспективы и пути реализации бионического подхода в художественном проектировании костюма и текстильной промышленности». — М., МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005.

На основе бионических принципов формообразования разработаны модели одежды, новизна и производственная применимость которых подтверждена свидетельствами на полезные модели (Приложение 6):

— «Трубчатый модуль женской одежды», № 4446, с приоритетом от 21.05. 1996 г.

— «Плоский двухсторонний модуль женской одежды», № 18 885, с приоритетом от 12.01.2001 г.

— «Модульные сетки швейных изделий», № 19 723 с приоритетом от 12.01. 2001 г.

Автор защищает конструктивные положения и практическую целесообразность внедрения в производство научных положений работы при проектировании одежды на основе бионических принципов формообразования.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, 4 глав, выводов, словаря терминов, списка литературы, приложений.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.

В диссертации решается проблема гармонизации искусственной (проектной) и природной среды методами бионического проектирования изделий текстильной и швейной промышленности. Решение научной проблемы имеет важное социально-экономическое значение. Совокупность теоретических и практических положений вносят значительный вклад в развитие и совершенствование системы художественного проектирования костюма посредством формирования методологических основ бионического формообразования, сформулированных в данной работе.

1. Системный анализ бионических исследований в архитектуре, технике и дизайне позволил выявить общие принципы формообразования природных и искусственных систем, что явилось основанием для разработки перспективного направления в системе художественного проектирования костюма: методики бионического формообразования костюма.

2. На основе систематизации и обобщения результатов научных исследований, методик проектирования в области бионики, в рамках которой впервые предложена методика бионического анализа костюма, экспериментально установлены закономерности в механизмах формообразования природных форм и костюма. Впервые, на основе анализа тектонических и структурно-функциональных характеристик природных форм и костюма выявлены аналогии эволюционного и морфокинетического развития форм.

3. Впервые проведен научный эксперимент по выявлению закономерностей пространственно-временного преобразования природной формы в костюме XX векаустановлен циклический характер взаимодействия тектонических и структурных параметров костюма на основе графических моделей временного распределения бионических признаков формы, подтверждающий объективность метода прогнозирования модных тенденций.

4. Сформулированы концептуальные подходы к решению проблем образного и структурно-функционального анализа природных объектов с целью последующего аналогового проектирования, способствующего совершенствованию методики художественного моделирования, муляжирования и макетирования костюма, направленные на повышение художественного уровня изделий массового производства, а также методов индивидуального производства одежды.

Разработанная концепция и алгоритмы бионического проектирования костюма, способствующие развитию у студентов проектно — образного, научно — аналитического мышления, получили широкое применение в учебном процессе Тольяттинской государственной академии сервиса.

5. Впервые выявленные закономерности формообразования и функционирования оболочек природы рассмотрены в рамках научной концепции бионического проектирования костюма на основе анализа методов моделирования криволинейных поверхностей в трехмерном редакторе.

Осуществлено моделирование костюма в трехмерном редакторе по алгоритму построения природных оболочек. Разработаны методы трехмерного моделирования костюма, позволяющие создать базы данных для пользователя графического программного продукта.

6. В рамках научной концепции, теоретически обоснованной и экспериментально подтвержденной, осуществлено научное прогнозирование модных тенденций в контексте природных аналогий, определены перспективы развития приемов формообразования костюмаразработаны бионические системы проектирования костюма XXI века.

7. В рамках общей стратегии художественного проектирования костюма, системного подхода к вопросам формообразования искусственных и естественных объектов функционирования теоретически обоснована и решена научная проблема поиска новых методов формообразования, направленных на повышение эстетических, эргономических и экономических показателей изделий модной индустрии.

8. Осуществлена апробация методики создания бионического модуля костюма. На основе комплексного исследования выведена формула полезной модели «Трубчатый модуль женской одежды», которая способствует значительному снижению процента межлекальных выпадов при раскладке лекал и повышению уровня экономичности моделей. Научная новизна и промышленная эффективность подтверждена свидетельством на полезную модель № 4446 от 21.05. 1996 г.

9. Изучены, обобщены и практически реализованы методологические положения бионических исследований в области художественного проектирования костюма. В рамках бионической концепции сотворчества потребителя и «незавершенной» формы костюма разработан плоский двухсторонний модуль женской одежды и модульные сетки швейных изделий. Новая система отношений «дизайнер — производствопотребитель» в текстильной и легкой промышленности дает потребителю реальную возможность «завершить» процесс создания одежды, привнося в изделие все новые и новые качества. Научная новизна и промышленная эффективность метода подтверждена свидетельствами на полезные модели № 18 885, № 19 723 от 12.01. 2001 г.

Ю.Подтверждена актами производственной апробации на предприятиях г. Тольятти практическая значимость результатов работы, позволяющей получить социальный и экономический эффект. Социальный эффект достигается вследствие расширения ассортимента модных изделий, введения в систему «дизайнер — производство» потребителя, выполняющего роль «дизайнера» на стадии индивидуализации и эксплуатации изделий, и в результате повышения уровня удовлетворенности потребителя процессом создания и возможности творческой интерпретации идей формообразования. Экономический эффект обусловлен снижением коммерческих рисков предприятий, а также расходов на проектирование и изготовление одежды.

11.Экспериментально доказана эффективность метода бионического проектирования костюма в научно-практических лабораториях Тольяттинской государственной академии сервиса, ООО «ТОРГМАШ», ООО «Советник плюс» г. Тольятти выпуском опытных партий швейных изделий.

Суммарный экономический эффект от внедрения методики бионического проектирования в разработку комплектов спортивной одежды в ООО «ТОРГМАШ» г. Тольятти составил 850 000 руб. Ожидаемый экономический эффект от внедрения методики в ООО «ТОРГМАШ» составил 700 000 руб. (в ценах на 17.01.2005 г.).

Суммарный экономический эффект от внедрения методики бионического проектирования в разработку серии молодежной одежды с применением метода бесшовных технологий производства в ООО «Советник плюс» г. Тольятти составил 317 000 руб. Ожидаемый экономический эффект от внедрения методики в ООО «ТОРГМАШ» составил 200 000 руб. (в ценах на 01.12.2004 г.).

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ.

ПО БИОНИЧЕСКОМУ ФОРМООБРАЗОВАНИЮ КОСТЮМА. А.

Анализ — (в пер. с греч. «разложение», «расчленение») метод научного исследования, состоящий в мыслительном или фактическом разложении целого на составные части.

Структурно-функциональный анализ — совокупность операций, с помощью которых объект рассматривается как целостное образование, а в качестве основного средства расчченения его выступает выявление различных функций, свойственных объекту Б.

Безье — метод моделирования поверхностей в трехмерном редакторе. Метод моделирования на основе кусков поверхностей Безье вобрал в себя многие принципы управления формой сплайнов с помощью касательных векторов. Он может быть использован для моделирования оболочек живой природы и костюма, воспроизведение формы которых требует точного управления кривизной поверхности. Примерами объектов моделирования являются фиг) ра человека и, соответственно, его искусственные оболочки (костюм), наделенные морфологическими свойствами. Бионика — наука о системах, функции которых копируют функции живых систем, о системах, которым присущи специфические характеристики природных систем или которые являются их аналогами (Дж. Стил, 1958 г.) Бионическое направление в художественном проектировании костюма основано на установлении структурно-функционального единства приемов формообразования природных и искусственных систем, следствием чего явчяется возможность визусиъ ной и эргономической гармонизациилементов костюма В.

Восприятие — 1) сложная форма отражения действительности, присущая как животным, так и человеку:

Восприятие чеювека, как форма психического отражения действительности, способно временно обособлять предмет от действий с ним, фиксировать в собственном движении развитие предмета и создавать на этой основе его целостную модель Специфика психического восприятия окружающей среды заключается в объективном и субъективном факторе физической способности человека к восприятию. Исходя из того, что нервная система человека, в отличие от вероятностной природы большинства элементарных составляющих Вселенной, требует определенности восприятия в пространстве и времени, структурно-функциональное копирование человеком природных форм при организации предметной среды значительно отличается от первичного «мимезиса» в растительном и животном мире.

2) форма обмена и синтеза всех видов информаций представляет собой качественный момент для бионического проектирования костюма, поскольку всякий процесс управления всегда происходит на основе приема, передачи, переработки информации в условиях взаимодействия данной организованной системы с внешней средой.

3) форма геометрического структурирования объектного мира основывается на анализе объектов восприятия живой и неживой природы с точки зрения геометрии форм.

Ветвление — фундаментальная структурная характеристика организации и функционирования природных форм. В большинстве случаев именно оболочки типа «ветвления» создают условия для вегетативного развития тела, его жизненной формы.

В морфологическом аспекте процесс ветвления наиболее полно представчен растительными обоючками, поскочьку разнообразие ветвящихся структур в растительном мире объективно превосходит ветвящихся структур животного мира Именно благодаря ветвлению растение у ее тчивиет поверхность соприкосновения с окружающей средой, давая возможность перемещать поглощающую поверхность тела в соответствии с интенсивностью света и с градиентом концентрации тех ит иных веществ, поглощать из среды максимальное количество иеобходимых веществ.

В-сплайн — метод моделирования поверхностей сложной формы в трехмерном редакторе. Метод моделирования на основе неоднородных рациональных В-сплайнов, как и метод моделирования на основе кусков поверхностей Безье, может быть использован для моделирования оболочек сложно искривленных форм, функционирующих в живой природе, и «морфологической адаптации» полученных структур в системе «костюм». Г.

Геоме1рия — система символов и алгоритмов, обладает единой универсальной линейной мерой, необходимой для структурирования природных форм и форм костюма.

Геометрическое структурирование природных образований — выявление макроструктуры — глобачьных, целостных структур формообразования.

Геоме1рическое подобие — общий принцип пространственной организации живых структур и структуры зрительного восприятия (зрение декодирует пространственные образы природы принципами соразмерности и геометрического подобия). Принцип геометрического подобия устанавливает сходства и различия при оценке пространственной организации объектов восприятия в живой и неживой природе. д.

Деконструкпивизм — разрушение формы. Термин заимствован из философии постмодернизма. В 1964 году «деконструкцию», как новое понятие применил Ж. Лакан, теоретически обосновал Ж.Деррида. Термин впервые использован М Хайдеггером в контексте нового способа восприятия объектного мира, для которого характерны свободная ассоциативность и отказ от рационализма. К.

Каркас (от французскою carkasbe — скелет), с точки зрения физики, — элемент конструкции, принимающий на себя основную нагрузку и придающий форму объекту.

Кибернетика — наука о взаимосвязи биологических и технических систем, впервые в истории развития представлений о подобных системах установила зависимость конструктивного сходства от их функционального подобия, открыла закон конструктивного гомоморфизма изофункциональных систем.

Кинематика — описание движения тел только с точки зрения геометрии, независимо от физических причин или сил, вызывающих это движение.

Кинетика — изучение движения с позиции физических причин его обусловливающих.

Конвергенция — наличие однотипных форм различных живых организмов, приобретенных под влиянием внешних факторов. М.

Материал" - определенный набор характеристик в комплексе 3D Studio МАХ, присваиваемый поверхности геометрической модели для придания ей визуального сходства с поверхностью реального объекта. Это сходство достигается в процессе формирования изображения сцены с использованием любого из возможных методов визуализации.

Метод — логическая основа способа действия, основывающаяся на осознанном применении определенных правил для достижения намеченной цели в конкретных обстоятельствах.

Метод бионического анализа формы включает в себя три основных этапа:

Биоюгический этап — является исходным при изучении различными средствами отдечьных сторон объектов природы в плане дифференциации их свойств;

Теоретический этап — связан с абстрагированием, обобщением данных, их формачизацией, моделированием, построением функциональных схем и установчением определенных закономерностей в формообразовании природы и костюма на основе структурно-функционального анализаТехнический этап — заключается в создании действующего макета или конкретной физической модели, которая имеет ту Dice природу, что и биочогическая модечь.

Мимезис — (в пер с лат «.желание подрожать») стал объективной предпосылкой возникновения бионическою направления в архитектуре, технике и дизайне. Еще античные философы считали, что различные виды человеческой деятельности возникли благодаря желанию подражать тому, что происходило в природе. Взгляд на деятельность человека, как на своеобразное продолжение природной организации присутствует в суждениях Демокрита об искусстве, положившего начало теории, согласно которой искусство (техника, ремесло и т. д.) — это «подражание» природе, прежде всего деятельности животных. Теории подражания придерживались Платон и Аристотель, рассматривая подражание в качестве определяющего признака искусства.

Модификация (modifier) — способ редактирования 3D Studio МАХ, изменения внутренней структуры геометрической модели объекта природы и костюма.

Морфокинез — преобразование геометрии формы природы в процессе ее развития.

Морфокинез развивающихся физических и биологических систем подчиняется единой закономерности, проявляющейся в последовательной смене морфокииетических фаз: начальная фаза развития всегда представчена компактной формой, конечная — компактной или диффузной, спиральные геометрические формы реализуются только в процессе развития систем (Ю.С.Лебедев).

Модуль — завершенный (самостоятельный) в определенном смысле элемент, служащий метрологической, конструктивной, функциональной, информационной единицей (мерой) при проектировании, изготовлении, эксплуатации и сравнении технических и информационно-управляющих систем. При этом предлагается рассматривать проектный модуль и модуль-изделие (А.Л.Васильев).

В живой природе модуль и его комбинаторность служат, прежде всего, для проявления единства, дифференциации и интеграции форм. Модульный метод проектирования представляет собой процесс создания изделий на основе, каким-либо образом упорядоченных, составных частей (узлов, агрегатов, секций) или блоков. О.

Оболочка — поверхность формы, с точки зрения геометрического моделирования. Кинематической поверхностью, свойственной формам природы и костюма, называют совокупность последовательных положений линии (образующей), движущейся в окою объектном пространстве.

Одушевленный" дизайн. Разработки в этом направлении ведутся с 1954 года, когда впервые в мировой науке были заложены основы фундаментального направления современной естественной науки «распределения отношений, процессов обработки информации в живых и биотехнических средах, структурах и системах», что явилось предпосылкой рождения «бионики». Направление «одушевленного» дизайна в костюме основано на стрем чении идентификации искусственных и естественных оболочек, разработке систем костюма аналогичных по своим физиологическим свойства м природны и системам.

Параметрическое моделирование — метод моделирования поверхностей в трехмерном редакторе. Этот метод предполагает моделирование объектов, имеющих предопределенные параметры, такие как ширина или высота, u. iu к которым применены модификаторы. В данном случае объект считается параметрическим, если можно восстановить его исходный вид и заново выполнить насгройку параметров. Преимущество этого метода, следовательно, заключается в том, что обеспечивается полный контроль над всеми числовыми параметрами объекта, которые могут быть откорректированы или подвергнуты анимации на любом этапе моделирования искусственных и природных оболочек.

Преобразование (transform) — способ редактирования 3D Studio МАХ, одна из операций над объектом природы и костюма, изменяющей его размер, поворот или положение относительно осей координат сцены.

Принцип — (в пер. с лат. «основа», «начало») основное, исходное положение какой-либо теориируководящая идея, основное правило деятельности. С.

Складчатость — преобразование плоской формы в объемную как, с точки зрения качественных изменений формы, так и количественных показателей. Начальные элементы складчатой системы могут быть представлены линиями (прямыми, кривыми различного порядка), поверхностями (плоскими, имеющими форму различных многоугольников с прямыми или криволинейными сторонами, отсеками поверхностей различного порядка кривизны и с различными контурными характеристиками), объемными элементами (частями дискретных замкнутых форм различной степени сюжности многогранников, цичиндрических, шарообразных и других поверхностей) Повторяющиеся по какому-либо геометрическому признаку эти первичные э шменты, находящиеся в динамической взаимосвязи, образуют динамическую складчатую систему Как правило, в таких системах наблюдается соподчинение, как отдельных первичных элементов, так и всей складчатой системы.

Спираль (изгиб, и шив — лат.) — совмещенная с плоскосгью кривая, которая описывается точкой, движущейся с постоянной скоростью или ускорением (замедлением) вдоль луча, вращающегося около неподвижной точки с постоянной скоростью. Спиральные кривые подразделяют на: спираль Архимеда, гиперболическую, логарифмическую, параболическую спирали, спирать Корню, винтовую линию, конусообразный винт — являются структурно-функциональной характеристикой форм в природе.

Сплайн" - метод моделирования поверхностей в трехмерном редакторе. Моделирование на основе сплайнов так же называют моделированием на основе сеток, поскольку в результате применения этого метода моделирования оболочка объекта формируется, как правило, в виде сетки того или иного рода. Моделирование оболочек природы и костюма на основе сплайнов не заменим при создании природных и искусственных оболочек, форма или сечение которых может быть легко воспроизведена методами выдавливания, вращения профиля или построения оболочки по опорным сечениям. Как правило, это симметричные оболочки простой формы, типа оболочек-скорлуп.

Сетка с многоугольными ячейками" - метод моделирования поверхностей в трехмерном редакторе. Метод моделирования, основанный на сетчатой прямоугольной структуре, ограничивает возможности трехмерного моделирования оболочек природы и костюма, поскольку применим лишь для создания объектов, состоящих в основном из плоских поверхностей. Однако, на основе сеток с многоугольными ячейками, можно создать геометрическую структуру моделирования — построить упрощенную фигуру ч&ювека, и модель-схему природного аналога формы костюма. Т Ф.

Фил.'кнаксис — спиральное расположение листьев на стебле растений. Принцип организации модулей (мобильных, стабильных элементов формы) по спирали может быть применен в системе художественного проектирования костюма.

Фотонас1ии — зависимость состояния формы растения от колебаний интенсивности освещения. Э.

Экологический дизайн, возникший в 70-е годы XX века, стал реакцией на стихию 1ехнологической революции. Является одним из направлений всемирного экологического движения, в задачи которого входит, прежде всего, охрана и восстановление окружающей природной среды. Экологическое направление в дизайне костюма основывается на триадеэкономической, технологической и функциональной экологизации процесса проектирования костюма, которая включает в себя максимальную экономию природных ресурсов и материалов: использование энергетических ресурсов и материалов восполнимого и восстановимого типа, учет долговечности изделия с тем, чтобы соотношение затрат и продочжительность жизни изделия было оптимачьным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Ф.Сидоренко. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерскоготворчества. Автореферат докт. диссер.- М., 1990, — С. 2.
  2. В.П. Зинченко. Наука неотъемлемая часть культуры?// Вопросы философии.1. М., 1990,№ 1, — С. 39.
  3. Ю.Н. Давыдов. Культура природа — традиции.// Традиции в историикультуры.- М., 1988, — С.51−52.
  4. В.И.Тасалов. Прометей или Орфей. Искусство «технического века». — М., 1987,-С.24−25.
  5. Giodion S. Space. Nime and Architecture. London, 1997.
  6. Г. Г.Курьерова. Феномен дизайн-образования в Италии. /Подготовка дизайнеровза рубежом// Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика. Вып. 50. М., 1986.
  7. К.А. Кондратьева. Дизайн и экология культуры. МГХПУ им. С. Г. Строганова.-М, 2000, — 105 с.
  8. Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной среды.// Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика. Вып.58, — М., 1989.
  9. Д.С.Лихачев. Прошлое будущему. Статьи и очерки. — Л., 1995.
  10. Fischer V. Design heute: Misstate. Formgebung zwischen industries und Kunst -Stuck. Ausst. Kat. — Frankfurt am Mein, Munchen. 1998, — C.87.
  11. В.Ф.Сидоренко. Взаимосвязь проектности, идеологии, методологии и стратегии. //Гуманитарно- художественные проблемы образа жизни и предметной среды// Труды ВНИИТЭ. Вып. 58 М., 1989.
  12. Ч.Дарвин. Воспоминание о развитии моего ума и характера. /Автобиография/ -М.: Изд-во АН СССР, 1957, — 251 с.
  13. В.П.Иванов. Человеческая деятельность познание — искусство. — Киев: Наук. Думка, 1987,-251 с.
  14. Взаимодействие общества и природы: философско-методологические аспекты экологической проблемы: Сб.сг./ АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1986,-349 с.
  15. В.Гейзенберг. Шаги за горизонт. пер. с нем. — М.: Прогресс, 1987, — 368 с.
  16. Д.К.Беляев. Современная наука и проблема исследования человека./ Вопросы философии. М., № 3, 1991,-С. 3−16.
  17. А.Н.Леонтьев. Некоторые проблемы психологии искусства. Избр. психол. произведения: в 2-х г. М.: Педаюгика, 1993, т.2, — С.232−239.
  18. Тейяр де Шарден, Пьер. Феномен человека. пер. с фр. — М.: Наука, 1997,240 с.
  19. И.Б.Астахов. Эстетика, — М.: Моск. Рабочий, 1971, 440 с.
  20. А.И.Буров. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1976, л 292 с.
  21. А.В.Гульга. Принципы эстетики.- М.: Политиздат, 1987, — 286 с.
  22. Л.С.Вьпотский. Учение об эмоциях./ Собр. соч. в 6-ти томах- М.: Педагогика, Т.6, 1992, — С.91−318.
  23. С.Х.Раппопорт. Искусство и эмоции.- М.: Музыка, 1972, — 168 с.
  24. С.Л.Рубинштейн. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1986, — 416 с.
  25. П.М.Якобсон. Психология чувств.- М.: АН РСФСР, 1958, — 384 с.
  26. Н.Г.Чернышевский. Избранные эстетические произведения.- М.: Искусство, 1993, — 550 с.
  27. И.М.Сеченов. Психологические этюды, — Спб.: Тип. Ф. С. Сущенского, 1973,225 с.
  28. Леонардо да Винчи. Избранное, — М.: Искусство, 1992, — 258 с.
  29. Гегель. Эстетика, — М.: Искусство, — Т.4, 1993.
  30. С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии.- М.: ОГИЗ, 1946, — 704 с.
  31. Т.В.Белько. Бионика костюма: Учеб. пособие для высш. учебн. заведений -Тольятти: ПТИС, 1999, — 76 с.
  32. В.А.Ганзен. Восприятие целостных объектов.-Л., 1984,-С.15.
  33. А.Р.Лурия. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1984, — С. 34.
  34. Л.А.Мясникова. Природа и познавательная сущность восприятия.- Автореф. Дис. канд. фил. на>к.- Свердловск, 1981, — 20 с.
  35. Б.В.Бирюков. Кибернетика и логика.- М.: Знание, вып. 11, 1981, — С. 28.
  36. Н.С.Кравец. Информация и структура./ Философские вопросы кибернетики.-М.: Соцэкит, 1961,-С.80.
  37. Д.И.Юргеленас. Теория отражения и понятие информации./ Теория познания и современная наука, — М.: Мысль, 1987, С. 132.
  38. А.Д.Урсул. Природа информации.- М.: Политиздат, 1978, — С. 112.
  39. А.Д.Урсул. Информация./ Методологические аспекты.- М.: Наука, 1981.
  40. Н.Т.Абрамова. Управление и константа./ Методологические проблемы кибернетики.- М.: Наука, 1980.
  41. Д.А.Гущин. Информация и взаимодействие./ Проблемы диалектики.- Л.: ЛГУ, 1982.
  42. Л.А.Петрушенко. Самодвижение материи в свете кибернетики.- М.: Наука, 1981.
  43. А.И.Чижов. Философский анализ соотношения информации и энтропии. Автореф.дис.канд.фил.наук, М.: МГУ, 1983, — 23 с.
  44. С.М.Шалютин. Кибернетические процессы в системе форм движения./ Сб. «Пространство, время, движение». М.: Наука, 1971, — С. 485.
  45. А.Мигькип, Б.Ломов. Влияние формы плоского пространства на организацию зрительной деятельности наблюдателя.// Техническая эстетика.-М.,№ 3, 1976.- С.32−37.
  46. В.Д.Глезер, И. И. Цукерман. Информация и зрение.- М.- Л., 1981.
  47. В.Д.Глезер. Механизмы опознания зрительных образов.- М., 1986, — 202 с.
  48. Григори Ричард Д. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия.- М.: Прогресс, 1980,-271 с.
  49. Б.М.Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. Психология восприятия.-М., 1983.
  50. Г. А.Голицын, П. К. Анохина. Моделирование зрительных иллюзий как метод исследования восприятия.// Вопросы психологии.- М., 1990, № 5,-С.54−58.
  51. Д.Нотон, Л.Старк. Движение глаз и зрительное восприятие.// Восприятие. Механизмы и модели.-М.: Мир, 1974, — С.226−240.
  52. Э.Трейсман. Объекты и их свойства в зрительном восприятии человека.// В мире науке. М., 1987, № 1,-С.31−37.
  53. В.Демидов. Как мы видим то, что мы видим. М.: Знание, 1970, — 206 с.
  54. A.Hildebrand. Das Problem der Form in der Bilden den Kunst.- Strasburg, 1901, 3 Aufl.- S.7.
  55. T.Lipps. Asthetik Psychologie des Schonen in der Kunst. 2 Bd, — Voss-Verlad, Hamburg, 1906.
  56. W.Worringer. Abstraktion und Einfuhlung (Ein Beitrag zur Stilpsychologie).-Munchen, 1919.
  57. H.Sedlmayr. Verlust der Mitte, (Die bildende Kunst des XIX u XX Jh. Als Sumptom und Sumbol derZeit).- WestBerlin, 1976.
  58. H.Sedlmayr. Die Revolution der modernen Kunst.- Hamburg, 1985, — S.12.
  59. Л.Н.Гумилев. Эгносфера: история людей и история природы.- М.: Прогресс, 1993, — 637 с.
  60. Л.М.Гусакова. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири.- Новосибирск: Наука, 1999.
  61. А.В.Волошинов. Математика и искусство.- М.: Просвещение, 2002.
  62. Э.Леви. История магии. PEFL- book BALE — 1995.
  63. Э.Грибанов. Медицина в символах и эмблемах. М.: Медицина, 2000.
  64. А.Еремеев. Происхождение искусства. М.: Молодая гвардия, 1980.
  65. Г. Бидерман. Энциклопедия символов. М.: Знание, 1995.
  66. Менли П.Холл. Энциклопедическое изложение масонской, каббалистической и розенкрейзеровской символической философии. М.: 1994.
  67. Эзотерика. Учебный курс Мюнхенского института парапсихологии.// пер. с нем. М.: Воскресенье, Т.2, 1993.
  68. В.Н.Демин. Тайны Вселенной. М.: Вече, 1998.
  69. П.О.Успенский. Новая модель Вселенной, М.: Просвещение, 1994.
  70. В.Бауэр, И. Дюма, С.Головин. Энциклопедия символов. М.: рон-Пресс, 1995.
  71. Б.А.Сибаков. Язычество древней Руси. М.: 11аука, 1988, — 782 с.
  72. Э.Токарев. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990, — 622 с.
  73. А.Фамицинцын. Божества древних славян. СП б.: Алетейя, 1995, 362 с.
  74. Л.Ю.Васильевская, Д. М. Зарецкая, В. В. Смирнова. Мировая художественная культ ра. Западная Европа и Ближний Восток. М.: Издательский центр, 1997.
  75. И.Ш.Шевелев. Формообразование: Число. Форма. Искусство. Жизнь. -Кострома: Ди Ар, 1995, 166 с.
  76. И.П.Шмелев, И. Ш. Шевелев и др. Золотое сечение. М.: Искусство, 1990.
  77. И.Ш.Шевелев. Векторная логика целостности. Кострома: Ди Ар, 1997, — 62 с.
  78. М.Гика. .Эстетика пропорций в природе и искусстве.// пер. с франц. М.: Вс. Акад. Арх. «Образцовая», 1936.
  79. А.В.Кащенко. Формообразование пространственных покрытий архитектурно -строительных объектов на основе геометрического моделирования природных структур. Автореф. диссер. к.т.н.- Киев, 1985.
  80. В.Е.Михайленко, А. В. Кащенко. Природа геометрия — архитектура.- Киев: Буд 1 вельник, 1991, — 184 с.
  81. В.Е.Михайленко, А. В. Кащенко, С. Н. Ковалев. Архитектурный объект и среда.// Строительство и архитектура.- Киев: Буд 1 вельник, 1994, № 10, — С. 15−17.
  82. Т.Н.Фурсова. Природные формо- и структурообразования: (Анализ закономерностей и возможности их освоения в художественном конструировании). Автореф. диссер. канд. искусств.- М., 1987.
  83. Г. А.Югай. Общая теория жизни. М.: Мысль, 1995, — 164 с.
  84. А.В.Лапо. Следы былых биосфер или рассказ о том, как устроена биосфера и что осталось от сфер геологического прошлого. М.: Знание, 1979, — 175 с.
  85. В.Ф.Маркузон. О специфике художественного языка предметно-пространа венной среды: Семиотический аспект// Художественные и комбинаторные проблемы формообразования.- М.: Техническая эстетика, 1979, вып. 20.
  86. Г. И.Ревзин. Проблема стиля в архитектуре неоклассицизма начала XX века.-Авюреф. диссер. канд. арх.- М., 1992.
  87. В.Ф.Маркузон. Метафора и сравнение в архитектуре.// Архитектура в СССР,-М,№ 5, 1935.
  88. Ю.А.Плаксиев. Некоторые принципы использования природного морфогенеза в архитектуре.- Автореф. диссер. канд. арх.- М., 1979.
  89. Ю.И.Лиханский. Пути образного освоения гехномира в архитектуре XX века.- Автореф. диссер. канд. арх.- М., 1992.
  90. А.А.Карху. Опыт исследования природного фактора в эволюции финского дизайна.- Авюреф. диссер. канд. искусств.- М., 1984.
  91. Kanda S. Encounter with the Colani Universe: A. Fen thoughts on its compact on us // Car Styling. 1984, — № 34, — P.26−34.
  92. Ю.С.Лебедев. Архитектурная бионика, — M.: Стройиздат, 1990, — 269 с.
  93. Э.Геккель. Красота форм в природе. Сиб.: Просвещение, 1907, — 100 с.
  94. И.В.Гете. Избранные произведения по естествознанию, — М.: Наука, 1995,553 с.
  95. К.А.Тимирязев. Избранные произведения.-М.: Сельхозиздат, Т.1, 1953.
  96. Blozfeld. Unformen der Kunst.- Berlin, 1912,-150 S.
  97. М.С.Гинсбург. Органическое в архитектуре и природе.// Архитектура в СССР.- 1989, № 3, — С.76−80.
  98. Ф.Отто, И.Хельмске. Оболочки и пространственные конструкции в природе и apxnieKiype.// Современная архитектура. 1983, № 4, — С.3−8.
  99. Wunderlich К., Gloede W. Naturals Konstrukeur.- Leipzig, 1989, — 193 S.
  100. Patzelt 0. Wachsen und Bauen: Konstruktionen in Natur und Technik.- Berlin: VEB. Verlag fur Bauwesen, 1983.
  101. Г. Хоулэнд. Структурные, гидравлические и «экономические» соображения по поводу жилкования и формы листа./ Проблемы бионики.- М.: Мир, 1985,-С. 248−261.
  102. Ф.Вент. В мире растений./ пер. с англ.- М.: Мир, 1992, — 190 с.
  103. Н.А.Умов. Физико-математическая модель живой материи.- СП б, 1902, — 12
  104. Н.Н.Жуковский. О парении шиц.//Полн. собр. соч. М., J1., 1977, т. 5, — С.7−35.
  105. Е.Н.Поляков. Использование принципов метамерии живой природы в формообразовании сооружений из многозвенных арочных и сетчатых консф) кций.- Авюреф. дис. канд. арх.- М., 1988.
  106. Леонардо да Винчи. Анатомия. Записки и рисунки. М.: Наука, 1975, — 586 с.
  107. Codice Atlantico di Leonardo da Vinci.- Nella biblioteka Ambrosiana di Milano, fascicolo II, XXV, XXVII, XXXIII, — 1946.
  108. В.П.Шестаков. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в истории эстетической мысли. М., 1993, — С.15−16.
  109. А.Ф.Лосев, В. П. Шестаков. История эстетических категорий.- М., 1975, — С. 39.
  110. В.П.Шестаков. Эстетические категории. Опыт системного и исторического исследования. М., 1993, — С.56−57.
  111. Э.Мессель. Пропорции в античности и в средние века. М., 1936, — С. 16.
  112. Д.Хембидж. Динамическая симметрия в архитектуре. М., 1936, — С. 38.
  113. О.П.Андреев. Объемно-пространственная структура как средство художественною моделирования объектов дизайна. Автореф. дис. канд. искусств. — М., 1982, — 16 с.
  114. Ш. Э.Ле Корбюзье. Модулор.- М.: Стройиздат, 1976, — 237 с.
  115. К.П.Афанасьев. Построение архитектуры древнерусскими зодчими.- М., 1961, — С. 209.
  116. П.Ш.Захидов. Канон гармонии в архитектуре, — Автореф. диссер. д-ра арх. -Ташкент, 1990, — 36 с.
  117. И.Ш.Шевелев. Логика архитектурной гармонии. М.: Стройиздат, 1983, -С.46.
  118. Ю.Сомов. Композиция в технике.- М.: Машиностроение, 1982, 280 с.
  119. В.Казаринова. Красота и стандарт.- М.: Знание, 1978, 63 с.
  120. В.Пахомов. Единая модульная координация в проектировании промышленных изделий./ Тех. Эстетика. М., № 9, — С. 4−7.
  121. Г. А.Голицын, В. М. Петров. Гармония и алгебра живого./ В поисках биологических принципов оптимальности. М.: Знание, 1990, — 128 с.
  122. В.Г.Шухов. Искусство конструкции. М.: Мир, 1995, — 192 с.
  123. В.П.Толсюй. Искусство и общество./ Взгляд из XX века. PAX НИИ теории и истории изобр. искус. М., 1994, — 320 с.
  124. И.В.Ламцов. Развитие метода изучения архитектурной композиции.- М., Стройиздат, 1970.
  125. А.Дермик. Грибы.- Братислава, 1989.
  126. Ю.И.Полянский. Общая биология./Учебник/.- М., Просвещение, 1992.
  127. Р.К.Баландин. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие.- М., Знание, 1988.
  128. P.M. Деминицкая. Кора и мантия земли. М., Недра, 1975.
  129. В.А. Друянов. Загадочная биография Земли.- М., Недра, 1981.
  130. Н.А. Сапрыкина. Архитектурная форма. Учебное пособие для вузов, — М., Мысль, 1996.
  131. З.Т. Акилова, Г. И. Петушкова. Моделирование одежды на основе принципа фансформации.- М., Легпромиздаг, 1993.- 196 с.
  132. М.Н. Мерцалова. Костюм разных времен и народов. В 4-х томах, — М., Академия моды, 2000.
  133. М.Тильке. В.Брун. История костюма, — М., ЭКСМО, 1993.
  134. В.Бескровных. Философия оригами, — М., 1997.
  135. Т.В.Белько. Плоский двухсторонний модуль женской одежды./ Свидетельство на полезную модель № 18 885, — М.: Роспатент, приоритет от 12. 01. 2001 г.
  136. Т.В.Белько. Модульные сетки швейных изделий./ Свидетельство на полезную модель № 19 723, — М.: Роспатент, приоритет от 12. 01. 2001 г.
  137. Т.В.Белько, Т. В. Козлова. Трубчатый модуль женской одежды./ Свидетельство на полезную модель № 4446, — М.: Роспатент, приоритет от 21. 05.1996 г.
  138. ДЛейзенг. Создавая картину Вселенной.- М.: «Мир», 1988.
  139. Памятники мирового искусства./ Искусство Древнего Востока.- М.: «Искусство», вып.2, серия 1, 1989.
  140. Я.Ассман. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации.- М.: «Принцельс», 1999.
  141. И.В.Петрова, Л. Н. Бабушкина. Что вы знаете о японском костюме.- М.: Легпромбытиздат, 1992,
  142. Т.В.Белько. Создание бионической модели функционирования моды в костюме.- Диссер, на соискание ученой степени канд. тех. наук.- М.: МГТА им. А. Н. Косыгина, 1996.- 186 с.
  143. Г. И.Зосимов. Пространственная организация города (модуль в планировочной структуре).- М.: Стройиздат, 1976.-118 с.
  144. А.Л.Васильев. Модульный принцип формирования техники.- М.: Изд-во стандартов, 1989.-238 с.
  145. А.Л.Васильев. Тезаурус модульною формирования техники // стандарт и качество.- М.- № 4, 1987.- С.31−35.
  146. С.В.Крейтер. О создании научных принципов модульной разработки и производства изделий // стандарт и качество.- М.- № 1, 1983.- С.6−8.
  147. А.М.Любавин. О понятии «модуль» в технике // стандарт и качество.- М.- № 4, 1983.-С.8−10.
  148. А.Л.Васильев. Модульный принцип в судостроении // стандарт и качество.-М.-№ 4, 1983.- С.11−14.
  149. Б.М.Боуров. Унификация в механосборочном производстве на основе модульной технологии // стандарт и качество.- М.- № 7, 1986.- С.20−26.
  150. О.Б Корытко. Опыт ускоренного создания исполнительных устройств роботов модульных конструкций // стандарт и качество.- М.- № 4, 1987.- С.26−30.
  151. А.Л.Васильев, Л. Ц. Адлергишин, С. Ш. Дурмашкин и др. Модульная постройка судов.- Л.: Судостроение, 1983.- 317 с.
  152. А.В.Демский, Е. Н. Пылакин. О модульных принципах конструирования изделий машино- и приборостроения // стандарт и качество.- М.- № 1 1, 1988.-С.23−32.
  153. Г. В.Бавыкин. Применение модульных принципов в формировании судовых надстроек // стандарт и качество, — М.- № 1, 1988.- С. 11 -16.
  154. Л.А.Невзоров, А. Л. Лившиц, А. П. Муравьев. Модульная система башенных кранов // стандарт и качество.- М.- № 7, 1986.- С.20−26.
  155. В.О.Абзель, В. А. Егоров, А. Ю. Эвоницкий и др. Гибкое автоматизированное производство.- Л.: Машиностроение, 1995.- 454 с.
  156. Н.П.Меткин, М. С. Ломин, С. А. Клейменов и др. Гибкие производственные системы.- М.: Изд-во стандартов, 1989.- 311с.
  157. В.Т.Голубкова. Разработка способа автоматизированного проектирования технологических процессов изготовления швейных изделий. Дис. канд.тех. наук.-М.: МТИЛП, 1986.- 255 с.
  158. Т.А.Железнякова. Разработка способа автоматизированного проектирования техноло! ических операций процесса изготовления швейных изделий. Автореф. дис. капд.тех.наук.- М.:М'1 ИЛИ, 1985.-22 с.
  159. А.В.Демский, Е. Н. Пылакин. О модульных принципах конструирования изделий машино-приборостроения. // стандарт и качество.- М.- № 11, 1988.-С.23−32.
  160. Т.В.Чистякова. Исследование и разработка метода трехмерного проектирования базовых основ одежды: Дис. канд.тех.наук.- М., 1993.-252с.
  161. Ю.С.Завьялов, В. А. Леус, В. А. Скороспелов. Сплайны в инженерной геометрии.- М.: Машиностроение, 1985.- 224 с.
  162. Л.Я.Верховец, Л. ИЛ рутченко, Е. В. Козич, А. Л. Науменко. Разработка способа задания исходной информации о поверхности манекена типовой фигуры. -М.: Изв. Вузов Текст, и лег. пром-ти, 1988, № 2.- С. 104−106.
  163. А.А.Богушко. Разработка геометрической информации для автоматизированного проектирования одежды.: Автореф. Дис. канд.тех. наук.-Л., 1984.-28с.
  164. Основы теории проектирования костюма / под ред. Т.В.Козловой/.- М.: Легпромбытиздат, 1988.- 352 с.
  165. Т.П.Герасимович. Разработка метода модульного проектирования типовых конструкций одежды.: Автореф. Дис. канд.тех. наук. М., 1985.-22с.
  166. С.В.Петухов. Биомеханика, бионика и симметрия.- М.: Наука, 1981.- 239 с.
  167. К.А.Тимирязев. Жизнь растения.- М.: Наука, 1949.- 143 с.
  168. К.В.Кудряшев. Архитекгурная графика.- М.: Стройиздат, 1990.
  169. Н.Ф.Гуляницкий. Архитектура гражданских и промышленных зданий. М.: Стройиздат, 1984.- С. 26.
  170. Д.И.Чкач, Архитектурное черчение.- Киев: «Будивэльнык», 1991.- С. 30.
  171. М.П.Мерцалова. Костюм разных времен и народов.- М.: АО «Академия моды», Т.1, 1993.- С. 108.
  172. Е.В.Киреева. История костюма: европейский костюм от античности до XX века.- 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1976.- 174 с.
  173. В.В.Ермилова, Д. Ю. Ермилова. Моделирование и художественное оформление одежды.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  174. Г. С.Горина. Моделирование формы одежды.- М.: Легкая промышленность, 1981.
  175. Т.В.Козлова. Художественное проектирование костюма.- М.: Легкая и пищевая пром-сгь, 1982.- 144 с.
  176. С.Г.Мамонгов. Биология./ Учебное пособие для поступающих в ВУЗы.- М.: Издательский центр «Академия», 1992.
  177. В.Б.Нилов. Азбука градостроительной экологии.- М.: «Наука и жизнь», № 3, 2002.- С.24−30.
  178. Ю.С.Ковалев. Архитектура деревьев. М.: «Наука и жизнь», № 12, 1988.-С.147−150.
  179. A.M.УI олев. Ее тес гвенные технологии биологических систем.- Л., 1987.
  180. И.К.Лисеев, Д. В. Локтионов. Философия биологии. Вчера, сегодня, завтра.-М., 1996.
  181. П.П.Гнедич. Всемирная история искусств.- М.: Искусство, 1996.
  182. Т.В.Козлова. Основы художественного проектирования изделий из кожи: Учеб. пособ. для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Легпромбытиздат, 1987.232 с.
  183. А.Д.Ярмоленко. Систематизация инвариантных методов архитектурной гармонии // На) чные тр>ды. Пространственные конструкции в гражданском строительстве.-Л., 1982
  184. Сей-Сенагон. Записки у изголовья. Пер. с япон. М.: Мир, 1978.- 260 с.
  185. Ю.И.Короев. Начертательная геометрия. М.: Стройиздат, 1987.
  186. И.Ю.Савельева. Совершенствование методов автоматизированного проектирования одежды на индивидуального потребителя: Дис. канд.техн.наук: 05.19.04 Шахты, 1999.- 267 с.
  187. В.А.Масалова. Разработка методов проектирования одежды с использованием современных средсгв компьютерной графики: Дис. канд.техн.наук: 05.19.04 -М., 1996.-261 с.
  188. Л.П.Шершнева. Методологические основы автоматизированного нроекшрования одежды, выполняемой по индивидуальным заказам промышленными способами: Дис. д-ра техн. наук: 05.19.04 М., 1991.- 322 с.
  189. Т.В.Чистякова. Исследование и разработка метода трехмерного проектирования базовых основ одежды: Дис. канд.техн.наук: 05.19.04 М., 1993.- 252 с.
  190. Л.Ю.Скрипник. Разработка информационного обеспечения автоматизированного проектирования базовых основ женской многослойной одежды: Дис. канд.техн.на>к: 05.19.04-Л., 1988, — 203 с.
  191. Н.Я.Яковлева. Разработка метода проектирования конструкций женского платья гладкой формы в системе 3 CAD: Дис. канд.техн.наук: 05.19.04 -М., 1996.-244 с.
  192. В.В.Куприянов, О. Ю. Печенкин и др. САПР и системы искусственного интелекта на ба ie ЭВМ.- М.: 11а) ка, 1991.- 151 с.
  193. Искусственный интеллект. Применение в интегрированных производственных системах, /под ред. Э. Кьюсиака/ М.: Машиностроение, 1991.- 145 с.
  194. Р.Гельмерих, П. Швиндт Введение в автоматизированное проектирование. Пер. с нем. М.: Машиностроение, 1990, — 174 с.
  195. Г. П.Бескоровайнова. Совершенствование процесса и методов проектирования одежды по заказам населения. Учебн. пособ.- Шахты: ДГАС, 1997.- 84 с.
  196. Rechnerun terstutztze Stoffaisimutation: Basis fur 3D Desigsystem. /Nestler Roland, Krzywinski Sybille, Muller Susanne.// Beklein + Wasche. / Beklein + Maschenware., — 1992, — 4, № 2, p. 28−30, 32−35.
  197. О.Л.Родионова. Интерактивно-алгоритмический метод конструирования одежды в системе «Автокрой» // Швейная промышленность, 1997. № 1, — С.37−39.
  198. О.А.Сырейщикова, Т. В. Медведева. Разработка принципов проектирования элеменюв ломаных форм новых моделей одежды // Известия вузов. Технолоыя текстильной промышленности. Иваново. 1995.-№ 2.-С.78−81.
  199. И.А.Гузова. Разработка метода гибкого многовариантного проектирования женской верхней одежды: Автореф. дисс.канд. тех. наук.- М.: 1998.- 24 с.
  200. Е.К.Волкова. Исследование и разработка методики построения интегрированной сис1емы «адресного» автоматизированного проекшрования одежды: Автореф. дисс.канд. тех. наук.- М.: 1998.- 25 с.
  201. Н.Б.Яковлева. Автоматизация процесса проектирования одежды.- М.: МТИ им. А. Н. Косыгина, 1988.- 32 с.
  202. В.А.Лазарев. Система «Леко». Автоматизация работы модельера в третьем измерении.//Швейная промышленность. 1994. -№ 2.
  203. Дженифер Нидерст. Визуализация виртуального пространства. Санкт-Петербург: Питер, 2001.- С. 154.
  204. Дэн Аблан. Трехмерное моделирование в LaightWaif для дизайнера. Санкт-Петербург: Питер, 2001.
  205. М.Г.Диканский. Проблемы современных городов.- М.: Архитектура. 1999.
  206. Джон Кротто. 3D для дизайнеров. Киев: ДиаСофт. 2002.
  207. Дженифер Нидерст. Визуализация виртуального пространства. Санкт-Петербург: Питер. 2001.
  208. Кен Мильберн. Внутренний мир трехмерных редакторов.- Киев: ДиаСофт. 2000.
  209. К.Н.Весенин. Цветовые модели. М.: «КомпьюАрт», № 9. 2001.
  210. Л.И.Косов. Монитор зеница ока.- М.: «MACUP», № 11. 2002.
  211. В.Супонин. 3D редакторы. М.: «КомпьюАрт», № 05. 1999.
  212. К.О.Корнев. Цифровой стиль жизни. М.: «MacUp», № 09. 2002.
  213. Д.Ю.Ермилова. Экологическое направление в дизайне одежды // Сб. науч. тр. -М.: ГАСБУ, 1997.-С. 12−40.
  214. К.М.Лауфер. Эстетические аспекты средового подхода в дизайне: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. фил. наук. М., 1989. С. 11.
  215. Г. П.Григорьева Японская художественная традиция. М.: Наука, 1979.- 364 с.
  216. Д.Ю.Ермилова. История домов моды: Учеб. пособие для высш. учебн. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2003.- С. 176−190.
  217. О.Б.Текшева. Стиль свободною пространства // Независимая газета.- 05.11. 1994.- С. 6.
  218. Т.В.Белько. Костюм XX века как информационная биооболочка человека // Текстильная промышленность. 2003. — № 11−12, — С. 84−86.
  219. Т.В.Белько. Природа и костюм: технологии трехмерного функционирования и моделирования объектного мира // Текстильная промышленность. 2004. — № 9.-С. 86−90.
  220. Т.В.Белько, Т. В. Козлова. Костюм и природные принципы его формообразования //Швейная промышленность. 1997. — № 5, — С. 14−15.
  221. История моды с XVIII по XX век. Коллекция Института кос нома Киото. М.: TASCHEN / АРТ-РОДНИК, 2003.- 735 с.
  222. Л.М.Горбачева. Костюм XX века: От Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. М.: Изд-во «ГИТИС», 1996.- 120 с.
  223. А.Г.Севостьянов. Методы и средства исследования механико-технических процессов текстильной промышленности. М.: Лег. индустрия, 1980.- 392 с.
Заполнить форму текущей работой