Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Маркетинговый анализ функционирования добровольного медицинского страхования (на примере Центральной клинической больницы Медицинского центра Управления делами Президента РФ)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оказание населению бесплатной медицинской помощи необходимого объема и качества не обеспечены в полной мере финансовыми ресурсами. Развитие добровольного медицинского страхования в настоящее время формируется на базе ЛПУ, не функционирующих в системе ОМС. Это, как правило, ЛПУ ведомств и министерств, имеющие бюджетный источник финансирования и поступление средств ведомств и министерств… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ и обобщение социально-экономических аспектов функционирования добровольного медицинского страхования. (Обзор литературы)
  • Часть 1. Добровольное медицинское страхование. Основные понятия и сущность. Социально-экономическое содержание. Опыт зарубежных стран. Значение и роль ДМС в здравоохранении Российской Федерации
    • 1. 1. Формы организации здравоохранения по способу финансирования
    • 1. 2. Страхование. Истоки страхования. Основные понятия и сущность
    • 1. 3. Участники добровольного медицинского страхования. Их роль и основные функции
    • 1. 4. Особенности функционирования ДМС в зарубежных странах
    • 1. 5. Исторические этапы развития медицинского страхования в России
    • 1. 6. Периоды развития ДМС в России на современном этапе
  • Часть 2. Маркетинг в добровольном медицинском страховании
    • 2. 1. Предпосылки использования маркетинга в здравоохранении
    • 2. 2. Маркетинг в здравоохранении. Медицинская услуга как основа добровольного медицинского страхования
  • Глава 2. Материалы и методы исследования
  • Глава 3. Маркетинговая макросреда лечебно-профилактического учреждения на рынке медицинских услуг добровольного медицинского страхования
    • 3. 1. Законодательная и нормативно-правовая база добровольного медицинского страхования в Российской Федерации
    • 3. 2. Социальный фактор маркетинговой макросреды лечебно-профилактического учреждения, функционирующего в рамках ДМС
    • 3. 3. Деятельность медицинских учреждений министерств, ведомств и организаций
    • 3. 4. Анализ рынка страхования, как составляющая экономического фактора макросреды ЛПУ
  • Глава 4. Маркетинговая микросреда лечебно-профилактического учреждения на рынке медицинских услуг добровольного медицинского страхования
    • 4. 1. Анализ эффективности использования коечного фонда ЦКБ
    • 4. 2. Анализ основных факторов маркетинговой микросреды ЦКБ
  • Глава 5. Маркетинговая микро- и макросреда с учетом поведения потребителя на рынке медицинских услуг
  • Организационно-функциональная модель маркетингового анализа лечебно-профилактического учреждения, функционирующего в условиях добровольного медицинского страхования

Маркетинговый анализ функционирования добровольного медицинского страхования (на примере Центральной клинической больницы Медицинского центра Управления делами Президента РФ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

обусловлена необходимостью изучения вопросов функционирования рынка добровольного медицинского страхования (ДМС).

Предоставление качественной медицинской помощи в сфере ДМС, выявление возможностей оказания качественной медицинской помощинеобходимость изучения роли, функций и особенностей взаимодействия всех участников рынка ДМС, становится актуальной потребностью настоящего времени.

Здравоохранение — большая динамичная система, изменяющаяся под влиянием факторов демографического, социально-гигиенического и экономического характера, которая трансформирует потребности в медицинской помощи. Радикальные реформы экономики последних лет предопределили существенные преобразования системы здравоохранения (Зиборова И.В., 1999 и др.).

Реформы сектора здравоохранения должны способствовать улучшению показателей здоровья населения (Кучеренко В.З., 1995; Лисицын Ю. П., 2001; Шамшурина Н. Г., 2001 и др.).

Последнее десятилетие на этапе реформирования отечественного здравоохранения вопросы медицинского страхования занимают важное место (Азаров А.В., 1999; Кучеренко В. З., 1995, 1999, 2001; Лисицын Ю. П., 1994, 2001; Мартынчик С. А., 1997, 1999; Решетников А. В., 1998; Рубаль В. П., 2002; Тогунов, 2000; Юркин Г., 2001 и др.). На смену государственной (бюджетной) форме финансирования здравоохранения сформировалась бюджетно-страховая форма. Принятие Закона Российской Федерации от 28 июля 1991 года № 1499−1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями от 24.12.93 г. и 01.07.94 г.) закрепило правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования в.стране.

Медицинское страхование как форма социальной защиты населения в сфере охраны здоровья представляет собой страхование на случай потери здоровья по любой причине, в том числе в связи с болезнью или несчастным случаем.

В Разделе 1 вышеуказанного закона определено, что медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном (ОМС) и добровольном (ДМС). Обязательное медицинское страхование отнесено к составной части государственного социального страхования, обеспечивающее всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

Законом «О медицинском страховании граждан в РФ», ст. 12, а так же «Типовыми правилами ОМС» от 01.12.93 г. п. 1.4. определена структура иерархического подчинения некоммерческих финансово-кредитных учреждений (Федеральный и территориальные фонды), которые реализуют государственную политику в области ОМС, и осуществляют управление, контроль, координацию и анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь в системе ОМС.

В соответствии с п. 2.1. «Типовых правил ОМС» территориальные фонды аккумулируют образуемые страховые взносы и платежи, обеспечивая финансовую стабильность, всеобщность государственной системы ОМС и выравнивание финансовых ресурсов путем финансирования Страховых медицинских организаций (СМО). Страховые медицинские организации, осуществляющие медицинское страхование по программам ОМС, организуют и финансируют предоставление застрахованному контингенту медицинскую помощь в объеме гарантированной бесплатной медицинской помощи в соответствии с государственной Базовой программой медицинской помощи на принципах солидарности за счет средств ОМС.

Таким образом, переход здравоохранения на бюджетно-страховую форму определил основополагающей задачей обеспечение дополнительного финансирования здравоохранения при условии всеобщей бесплатной медицинской помощи в объеме, гарантированном государством в области защиты населения в сфере охраны здоровья граждан.

Однако, в своем докладе на IY (XX) Всероссийском Пироговском Съезде врачей Министр здравоохранения, академик РАМН, профессор Шевченко Ю. Л., анализируя результаты деятельности системы ОМС, и обсуждая вопрос о переходе к объединенной системе медико-социального страхования, отметил, что в настоящее время, финансовые средства, выделяемые Минздраву России, не отражают потребностей отрасли, а определяются возможностями страны. В период с 1991 по 1999 год включительно государственное финансирование здравоохранения, включая бюджетные ассигнования и средства ОМС, сократилось в реальном выражении не менее чем на треть. Дисбаланс между государственными обязательствами и реальными финансовыми потоками оказывает разрушительное влияние на всю систему здравоохранения (Шевченко Ю.Л., 2001).

По доле личных расходов населения в совокупном объеме затрат на здравоохранение Россия находится на уровне развивающихся стран с низким подушевым доходом, а по уровню государственных обязательств в сфере здравоохранения — впереди многих стран с развитой рыночной экономикой. Чрезмерные государственные обязательства сдерживают построение рациональной системы экономических отношений в здравоохранении (Бойков В. Э., Шейман И. М. и др., 2000 г.- Бутковский 2002; Вялков А. И., 2001; Гололобова Т. В., 2002; Зиборова И. В., 1999 и др.).

В последнее время все больше внимания уделяется доходу от платной медицинской деятельности, в том числе от предоставления медицинских услуг в рамках ДМС (Андреев А. А., 2000., Шамшурина Н. Г., Долгая В. М., 1997, Спирякина Ю. Ю., 1999 г., Шамшурина Н. Г., 2001 г).

Многие авторы (Захаров В.П., 1998; Кадыров Ф. Н., 1999, 2001; Клименко Г. Я., 1998; Кузин В. Ф., 2000 и др.), рассматривая ДМС как форму платных медицинских услуг, отмечают, что ДМС реализуется в целях обеспечения дополнительной социальной защиты интересов граждан за счет личных средств или прибыли предприятий (организаций, учреждений) путем оказания дополнительной медицинской помощи сверх Базовой программы ОМС, через СМО на добровольных началах в соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан РФ» .

ДМС теоретически рассматривается как дополнение к программам обязательного медицинского страхования. Практически — медицинская помощь в рамках ДМС значительно превышает объемы медицинской помощи, регламентированные законом. ДМС представляет собой финансово-коммерческую деятельность со своими особенностями и принципами организации медицинской помощи и медицинского страхования. Медицинская помощь в рамках ДМС оказывается по всем направлениям, как правило, на базе ЛПУ ведомственного подчинения, большинство которых функционирует, не входя в систему ОМС.

Необходимо отметить, что финансирование и организация медицинской помощи в рамках страховых программ на рынке медицинских услуг ОМС к настоящему времени приобрели определенную организационно-экономическую структуру, подкрепленную правовой базой. Добровольное медицинское страхование рассматривается лишь как дополнение к программам обязательного медицинского страхования.

Развитие добровольного медицинского страхования и рынка платных медицинских услуг при условии их подчиненного, дополнительного характера по отношению к системе обязательного медицинского страхования многими авторами считается одной из важных проблем (Вишняков Н.И. и др. 2002; Грищенко Н. Б., 2002; Набедрик А. Б., 2000; Петровский А. С., Подольцев A.JI. и др., 2001; Соловьев П. А., 1999; Шамшурина Н. Г., 2001 г., и др.).

Вопросам возможностей и перспектив оказания медицинской помощи в рамках ДМС не уделяется должного внимания. Интерес к изучению вопросов функционирования страхового рынка ДМС проявляют, в большинстве случаев, страховщики и финансисты. Со стороны ЛПУ интерес к вопросам ДМС проявляется лишь среди учреждений, которые в настоящее время уже оказывают медицинскую помощь в рыночном секторе добровольного медицинского страхования.

К сожалению, со стороны организаторов здравоохранения и медицинской общественности интерес к развитию добровольного медицинского страхования незначительный. Чаще всего это выражается в констатации самого факта существования рынка добровольного медицинского страхования. ДМС не признается социально ориентированным направлением развития здравоохранения на современном этапе. Основной акцент делается на изучение функционирования обязательного медицинского страхования.

Опыт зарубежных стран, использующих добровольное медицинское страхование, поможет оценить роль, место и возможности оказания медицинской помощи в рамках ДМС в национальной системе здравоохранения.

Еще одной характерной чертой отечественного здравоохранения является «теневая» оплата медицинских услуг (Накатис Я.А., Кадыров Ф. Н., 2002; Бойков В. Э., Шейман И. М. и др., 2000; Шевченко Ю. Л., 2001 и др.). В настоящее время, легальная и теневая оплата медицинских услуг и приобретение лекарственных средств населением составляют, по разным оценкам, от 20 до 45% совокупных расходов государства и населения на здравоохранение. (Шевченко Ю.Л., 2001).

По данным исследования, проведенного за период 1997;1998 год (Бойков В.Э., Фили Ф., Шейман И. М., Шишкин С. В., 2000), по оценке расходов населения на лекарства и медицинские услуги в масштабе всей страны показали, что размер расходов населения на лекарственное обеспечение и медицинскую помощь составлял 4,5% ВВП в 1998 г., что превышало объем государственного финансирования здравоохранения (3,2%). Совокупный объем расходов населения на здравоохранение в нашей стране составлял 7,7% ВВП. Это существенно выше публиковавшихся ранее оценок затрат на здравоохранение в России в 90-е годы, значения которых колебались от 3,3 до 4,5% ВВП.

Те же авторы отмечают, что «в расчете на население России сумма „теневых“ выплат в здравоохранении составила. в течение 1998 г. примерно 11,6 млрд руб. (0,43% ВВП), в т. ч. „теневая“ оплата медицинской помощи составила 8,8 млрд руб.».

Подчеркивая необходимость достижения реальной сбалансированности государственных гарантий медицинского обслуживания населения с их финансовым обеспечением и для сокращения размеров «теневого» рынка в здравоохранении, Министр Здравоохранения предлагает. легализовать то, что существует в реальности.

В качестве альтернативы «теневой» оплаты можно рассматривать добровольное медицинское страхование.

ДМС представляет собой пример цивилизованного отношения общества к охране здоровья застрахованных и предотвращения риска развития заболеваний, подразумевая высокое качество и эффективность предоставления медицинских услуг, а так же управление страховыми рисками (Андреев Н.А., 2001; Бирюков А. В., Сорокина О. С., 1999; Власов В. В., 2000; Габуева Л. А., 2001; Грищенко Н. Б., 2001; Линькова И. В., Мартынчик С. А., 1999; Пальянова С. Ю., 2002; Сорокина О. С., 2000; Спирякина Ю. Ю., 1999; Хайдарова Т. С., 2000 и др.).

В настоящее время рынок добровольного медицинского страхования получает все большее развитие.

В современных условиях, учитывая перспективу сокращения Базовой программы ОМС, переход к единому медико-социальному страхованию, особую значимость приобретает развитие добровольного медицинского страхования, в том числе с целью поглощения основной массы «теневых» платежей населения за медицинскую помощь (Мартынчик С.А., Худяков М. Б., 1999 г.).

Необходимо изучить особенности организационно-экономической структуры рынка ДМС, научно обосновав факторы оказания качественной медицинской помощи в сфере добровольного медицинского страхования.

Рынок ДМС в России функционирует более 10 лет. За этот период многие авторы (Андреев Н.А., 2001; Бирюков А. В., Сорокина О. С., 1999; Власов В. В., 2000; Габуева Л. А., 2001; Грищенко Н. Б., 2001; Захаров В. П., 1998; Кадыров Ф. Н., 1999, 2001; Клименко Г. Я., 1998; Кузин В. Ф., 2000; Линькова И. В., Мартынчик С. А., 1999; Пальянова С. Ю., 2002; Сорокина О. С., 2000; Спирякина Ю. Ю., 1999; Хайдарова Т. С., 2000 и др.) изучали вопросы функционирования ДМС, но комплексного анализа функционирования лечебно-профилактического учреждения в рамках ДМС с использованием концепции маркетинга не проводилось. Необходимость научного обоснования, а так же изучения перспектив и возможностей маркетингового анализа оказания медицинской помощи учреждениями здравоохранения в условиях ДМС стало насущной потребностью настоящего времени и определило тему данного исследования.

В отношении функционирования добровольного медицинского страхования у российских специалистов есть определенные разногласия, что так же делает актуальным данное исследование.

Актуальность выбранной темы обусловлена также стремлением, не только проанализировать существующий рынок ДМС, но и разработать методику проведения маркетингового анализа количественных и качественных характеристик медицинских услуг, предоставляемых в рамках добровольного медицинского страхования.

ЦЕЛЬЮ исследования явилась разработка и научное обоснование организационно-функциональной модели маркетингового анализа функционирования лечебно-профилактического учреждения в условиях добровольного медицинского (на примере Центральной клинической больницы.

МЦ УДП РФ).

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и обобщить проблемы функционирования ДМС в системе отечественного здравоохранения. Определить роль, функции и особенности взаимодействия участников ДМС.

2. Разработать методику маркетингового анализа функционирования ЛПУ на рынке ДМС.

3. Научно обосновать факторы маркетинговой макрои микросреды лечебно-профилактического учреждения, функционирующего в рамках ДМС.

4. Изучить маркетинговую микрои макросреду ЛПУ в рамках ДМС с учетом поведения потребителя на рынке медицинских услуг.

5. Разработать организационно-функциональную модель маркетингового анализа функционирования ЛПУ в условиях ДМС.

Научная новизна диссертации заключается в разработке модели маркетингового анализа предоставления медицинских услуг в рамках ДМС.

В работе впервые:

— проведено комплексное многофакторное изучение рынка медицинских услуг добровольного медицинского страхования с выявлением проблем его функционирования,.

— определены особенности взаимодействия, роль, функции всех участников рынка добровольного медицинского страхования с точки зрения маркетинга;

— обобщен опыт оказания медицинской помощи в рамках ДМС (на примере стационарной помощи);

— представлена организационно-функциональная модель маркетингового анализа функционирования ЛПУ в условиях ДМС.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Результаты анализа и обобщения проблем, возникающих при оказании медицинской помощи в рамках ДМС на современном этапе, позволяют определить пути их решения с целью повышения доступности и качества оказываемых медицинских услуг в рамках ДМС, предотвращения дальнейшего развития «теневого» рынка в здравоохранении.

2. Результаты маркетингового анализа лечебно-профилактического учреждения, функционирующего в рамках ДМС, дают возможность учитывать особенности функционирования всех участников рынка ДМС, выявлять слабые и сильные стороны факторов оказания медицинской помощи в рамках страховой медицины.

3. Адаптированная методика маркетингового анализа функционирования ЛПУ в условиях ДМС с учетом поведения потребителя позволяет получить целостное представление о механизмах потребительского поведения при получении медицинской помощи.

4. Организационно-функциональная модель маркетингового анализа функционирования ЛПУ в условиях ДМС вносит коррективы в процесс управления и организации оказания медицинской помощи высокого уровня качества в рамках добровольного медицинского страхования.

Практическая значимость работы заключается:

• в возможности широкого использования разработанного метода маркетингового анализа в процессе организации и предоставления медицинской помощи в рамках ДМС на уровне лечебно-профилактических учреждений и в принятии управленческих решений;

• полученные результаты могут быть использованы в процессе совершенствования государственного регулирования оказания медицинской помощи в рамках ДМС и разработки проектов законодательства по проблемам добровольного медицинского страхования, формирования концепции развития отечественного рынка добровольного медицинского страхования;

• предложенная методика маркетингового анализа позволит выявлять проблемы и находить возможности повышения качества медицинской помощи, предлагаемой участниками рынка ДМС;

• материалы исследования используются в учебно-педагогическом процессе на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им. И. М. Сеченова в разделах — «Маркетинг», «Социальное и медицинское страхование», «Финансирование здравоохранения» и др.

Апробация результатов исследования:

Результаты исследования апробированы и использованы в Центральной клинической больнице МЦ УДП РФв страховых медицинских организациях г. Москвы (49 СМО), имеющих договора с больницей в рамках ДМС, что способствовало привлечению внимания к вопросам организации оказания медицинской помощи в рамках ДМС и повышения ее качества, а так же доложены на III Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в 21 веке» (2002 г.).

Работа апробирована на совместном заседании кафедр «Общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики» Медико-профилактического факультета и «Управления здравоохранением» ФУЗ ММА им. И. М. Сеченова.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных ученых и специалистов в области организации здравоохранения, маркетинга и медицинского страхования (Азаров А.В., Алексеева В. М., Бирюков А. В., Васнецова О. А., Вялков А. И., Галкин Р. А., Герчикова И. Н., Голубков Е. П., Глухов Г. Н., Гришин В. В., Герасименко Н. Ф.,.

Закирова С.А., Зубец А. Н., Кадыров Ф. Н., Кучеренко В. З., Лебедев А. А., Лисицын Ю. П., Лиденбратен А. Л., Малахова Н. Г., Мартынчик С. А., Накатис Я. А., Новаторов Э. В, Океанова З. К., Петровский А. С., Решетников А. В., Сорокина О. С., Стародубов В. И., Таранов A.M., Тогунов И. А., Худяков М. Б., Шамшурина Н. Г., Щепин О. П., Шейман И.М.) и зарубежных исследователей (Банвари Миттал, Гилберт А. Черчилль, Ервин Дихтль, Мак-дональд М., Поли М., Филип Котлер, Эванс Дж., Берман Б.).

Важным направлением исследования является развивающийся сектор услуг, в период реформирования отечественного здравоохранения и динамично развивающийся рынок добровольного медицинского страхования. Незначительный временной период формирования рынка страховых услуг в России объясняют тот факт, что изучение и теоретическое обобщение связанных с этим проблем находятся на начальном этапе. Монографические и диссертационные исследования крайне немногочисленны. Вместе с тем глубокие перемены, происходящие в России в области медицинского страхования, подробно отражаются в периодической печати, что позволило восполнить в определенном объеме недостаток монографической литературы.

Внедрение результатов.

Основные положения диссертации и результаты маркетингового исследования были доложены на III Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в 21 веке», состоявшейся в г. Москве, в 2002 году. По теме диссертации опубликовано 7 работ.

Обоснованность основных результатов диссертационного исследования подтверждается внедрением в практику работы Центральной клинической больницы с поликлиникой МЦ УДП РФ и ряда страховых медицинских организаций, имеющих договора с больницей в рамках ДМС, предложенной методики маркетингового анализа оказания медицинской помощи в рамках ДМС.

Выводы.

1. Добровольное медицинское страхование является необходимым видом страхования в системе национального здравоохранения. ДМС играет роль «дублирующей» системы медицинского страхования и имеет выраженные тенденции дальнейшего развития, являясь важной составляющей финансирования ЛПУ ведомственного подчинения.

2. Роль ДМС в обеспечении социальной защиты населения в области здравоохранения существенно повышается, так как государственные обязательства по оказанию населению бесплатной медицинской помощи необходимого объема и качества в системе ОМС не обеспечены в полной мере финансовыми ресурсами:

— 95,7% страховщиков и 70,7% застрахованных по программам ДМС считают, что ДМС позволяет прежде всего получить медицинскую помощь высокого качества и необходимого объема;

— 34% страховщиков и 36,2% застрахованных считают, что ДМС обеспечивает дополнительную социальную защиту.

3. Макросреда лечебно-профилактического учреждения характеризуется правовым, социальным, экономическим и технологическим факторами:

— неудовлетворенность и противоречивость существующей нормативно-правовой и законодательной базы ДМС, являющейся одной из важных проблем функционирования ДМС, выразили 95,7%) страховщиков;

— ранговые места классов болезней выбывших из ЦКБ МЦ УДП РФ коммерческих пациентов соответствуют показателям макросреды, что отражает макроэкономические тенденции и позволяет планировать объемы медицинской помощи в рамках ДМС;

— показатели финансовых расходов на цели здравоохранения в разрезе министерств и ведомств характеризуются тенденцией снижения бюджетного финансирования, что в условиях реформирования здравоохранения определяет необходимость дальнейшего развития добровольного медицинского страхования как дополнительного источника финансирования.

4. Страховой рынок в Российской Федерации характеризуется в последние 10 лет развитием ДМС как одного из перспективных направлений страхования. Страховщики отметили увеличение объемов добровольного медицинского страхования по коллективным видам на 87,0%, а по страхованию физических лиц — на 78,3%.

5. Эффективность использования коечного фонда, как важнейшей составляющей микросреды лечебно-профилактического учреждения, характеризует в целом эффективность использования ресурсов здравоохранения. По терапевтической и хирургической группам маркетингового анализа экономическая эффективность использования коечного фонда повышается соответственно на 26,9% и 35,9%. При оказании медицинской помощи в рамках ДМС существенно повышается показатель использования ресурсов и дальнейшая заинтересованность больницы в оказании медицинской помощи в рамках ДМС.

6. Маркетинговая микрои макросреда ЛПУ с учетом поведения потребителей тесно связана с такими критериями качества как материальность, надежность, отзывчивость, убежденность, сочувствие. Три взаимосвязанные звена концепции адаптированного нами маркетингового анализа — ЛПУ, Медицинский персонал, Потребитель (пациент, страховая медицинская организация) — позволяют оценивать качество медицинской помощи, используя внутренний, внешний и двусторонний маркетинг, и влиять на модель поведения потребителей медицинских услуг.

7. Разработанная модель маркетингового анализа функционирования ЛПУ в рамках ДМС позволяет не только оценить свои возможности в повышении качества оказываемой медицинской помощи и повышении эффективности его функционирования, но и на основе выявленных успехов и неудачспланировать, разработать и организовать комплекс мероприятий для дальнейшего развития ЛПУ в соответствии с потребностями общественного здравоохранения.

Заключение

.

Эффективность реформ здравоохранения — одна из основных проблем в настоящее время. Эффективность реформ проявляется в улучшении использования финансовых средств и улучшении медицинских, организационных технологий. К сожалению, внедрение системы медицинского страхования не привело к принципиальному достижению основных задач здравоохранения: оптимизации процессов оказания медицинской помощи, повышения ее качества. Очереди в поликлиниках и стационарах, невнимательность, некомпетентность медперсонала остались. Краеугольным камнем решения этих проблем является, прежде всего, формирование достаточного уровня финансирования лечебно-профилактических учреждений.

Оказание населению бесплатной медицинской помощи необходимого объема и качества не обеспечены в полной мере финансовыми ресурсами. Развитие добровольного медицинского страхования в настоящее время формируется на базе ЛПУ, не функционирующих в системе ОМС. Это, как правило, ЛПУ ведомств и министерств, имеющие бюджетный источник финансирования и поступление средств ведомств и министерств. К сожалению, объемы бюджетного финансирования снижаются, а поступление средств министерств и ведомств на содержание лечебных учреждений зависит от финансовой устойчивости этих предприятий. Для поддержания финансового положения данные ЛПУ широко используют практику оказания медицинской помощи в рамках ДМС. Как показало данное исследование (на примере ЦКБ МЦ УДП РФ), оказание медицинской помощи в рамках ДМС повышает эффективность использования ресурсрв (коечного фонда) ЛПУ. Чем больше объем оказания медицинской помощи по программам ДМС, тем больше увеличивается показатель эффективности использования коечного фонда, а, следовательно, и эффективности ЛПУ в системе здравоохранения.

К сожалению, в настоящее время, ДМС носит подчиненный характер по отношению к ОМС, что существенным образом влияет на темпы роста рынка ДМС. Добровольному медицинскому страхованию присущи признаки «дублирующей» системы, которая является реакцией рынка на обязательное медицинское страхование, когда практически все население застраховано государством, но население готово платить дополнительно, чтобы обеспечить себе медицинскую помощь высокого качества.

Противоречивость законодательной и нормативно-правовой базы добровольного медицинского страхования оставляет многие вопросы функционирования ДМС неурегулированными. Такие вопросы как формирование страховых фондов, содержание программ страхования, формы расчетов с медицинскими учреждениями, хозяйственно-правовой статус страховых организаций, функции органов государственного управления, органов медицинского страхования остаются в ДМС до конца не раскрытыми. Не раскрытыми до конца остаются роли и функции участников рынка ДМС. СМО в настоящее время являются носителями наиболее полной информации об эффективности работы лечебно-профилактических учреждений, поскольку именно они осуществляют постоянный мониторинг рынка медицинских услуг. Приведение нормативно-правовой базы ДМС помогли бы решить многие проблемы процесса реформирования отечественного здравоохранения.

Соотношение между обязательным и добровольным страхованием определяется в первую очередь позицией государства. Ориентация государства на рыночную экономику, развитие различных форм собственности в отечественном здравоохранении придает особую актуальность внедрению маркетинга в практику медицины. Стационары, как больничный сектор организации медицинской помощи поглощают большую часть ресурсов здравоохранения. В поисках методологических и методических подходов к анализу деятельности стационара (на примере ЦКБ МЦ УДП РФ), функционирующего в условиях ДМС, был использован метод маркетингового анализа, что позволило выявить успехи и неудачи, возможности и перспективы оказания качественной медицинской помощи данным ЛПУ. Изучение и анализ концепции маркетинга в ДМС позволил нам разработать модель маркетингового анализа деятельности крупной многопрофильной больницы в рамках ДМС, что в свою очередь, дает возможность повысить качество оказываемой медицинской помощи.

Возможности и перспективы развития добровольного медицинского страхования зависят от государственной политики в области реформирования здравоохранения. Емкость рынка ДМС с точки зрения качества медицинских услуг значительна. Изучение особенностей оказания медицинской помощи в рамках ДМС и внедрение в практику новых концепций управления, позволит повысить эффективность реформ, проводимых в настоящее время в отечественном здравоохранении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 2000 году.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. 6-е изд. — М.: «Ось-89», 2000. — 272 с. (Глава 48 «Страхование»)
  3. Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 года (В настоящее время этот закон действует в редакции от 24.12.1993 г., с изменениями от 01.07.1994 г.)
  4. Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 года
  5. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп.) от 27.11.92 № 4015−1
  6. Здравоохранение в России: Стат. сб./ Госкомстат России. -М., 2001. -356 с.
  7. Конституция Российской Федерации.
  8. Москва в цифрах. Краткий стат. справочник / Московский гор. Комитет Государственной статистики.- М., 1999
  9. Письмо Минфина России от 21.12.1999 № 24−233 417−02/07 «О добровольном медицинском страховании»
  10. Письмо Минфина России от 15.09.1999 № 24−02/11 «О страховом случае по добровольному медицинскому страхованию»
  11. Письмо Минсвязи России от 30.01.1997 № 15-у «О затратах на платежи (страховые взносы) по добровольному медицинского страхования»
  12. Постановление Правительства РФ «О мерах по выполнению Закона РСФСР „О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ от 23 января 1992 года № 41
  13. Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Постановление Правительства Российской Федерации № 1194 от 26.10.1999 г.
  14. Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. -М., 2001.-679 с.
  15. Социально-экономическое положение Москвы и Российской Федерации: Стат. Сб. / Мосгоркомитет. -М., 2000. -54с.
  16. Социальное положение и уровень жизни населения России (Офиц.изд.2000) / Госкомстат России. М., 2000
  17. Сфера услуг в России: Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 2000. 316 с.
  18. Федеральный Закон № Зб-ФЗ „О Федеральном бюджете на 1999 год“ от 22.02.1999 г. /Собрание законодательных актов (офиц. Изд.)
  19. Федеральный Закон от 03.12.1999 г.№ 227-ФЗ „О Федеральном бюджете на2000 год“ /Собрание законодательных актов (офиц. Изд.)
  20. Федеральный Закон от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ „О Федеральном бюджете на2001 год“ /Собрание законодательных актов (офиц. Изд.)
  21. Федеральный Закон от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ „О Федеральном бюджете на2002 год“ /Собрание законодательных актов (офиц. Изд.)
  22. Федеральный Закон от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ „О Федеральном бюджете на2003 год“ /Собрание законодательных актов (офиц. Изд.)
  23. Справочно-информационная система „Консультант-Плюс“
  24. А.В. Некоторые аспекты экономической эффективности использования коечного фонда лечебно-профилактических учреждений// Экономика здравоохранения. -1999, -№ 2−3, -С. 29−31
  25. С.Г., Визерс С., Голубев С. Н., Зелькович P.M. и др. Добровольное Медицинское Страхование / Всероссийский Союз Страховщиков. -М.: Российский юридический издательский дом, 1995. 118с. (Серия „Страховое дело“)
  26. А.С., Мурашов В. А., Бочкаев Р. С. Особенности конкуренции на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения // Маркетинг, 2001.-№ 3(58).-С.107−116
  27. А.С., Мурашов В. А., Бочкаев Р. С. Особенности конкуренции на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения // Маркетинг, 2001. -№ 4(59).-С.98−107
  28. А.С., Мурашов В. А., Бочкаев Р. С. Особенности конкуренции на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения // Маркетинг, 2001.-№ 5(60).-С.94−101
  29. А.А. Добровольное медицинское страхование как инструмент управления персоналом (выгоды и трудности) // Образование и бизнес, 2000. -№ 5(29). (E-mail: tatiana^lek.ru)
  30. Н.А. со авт. Экономический анализ работы стационарных подразделений // Экономика здравоохранения. -2000. -№ 6. -С.30−32
  31. В.М. Основы медицинского маркетинга // Главная медицинская сестра. 2002. -№ 4.- С.41−48
  32. А.Р. Развитие системы ДМС на государственном уровне // Страховое дело, 2001. -№ 12. -С.34−36
  33. JI.E. Маркетинг: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2000. — 219 с.
  34. Н.В. Страхование (конспект лекций). -М.: „Издательство ПРИОР“, 2000. 144 с.
  35. А.В., Сорокина О. С. Добровольное медицинское страхование в России. Часть 1. Этапы развития ДМС в России // Страховое дело, 1999. -№ 1. С. 20−22 (0,3 п.л.)
  36. А.В., Сорокина О. С. Добровольное медицинское страхование в России. Часть 2. Расчет страхового взноса по ДМС на безлимитной основе // Страховое дело, 1999. -№ 2. -С. 28−31 (0,3 п.л.)
  37. В.Э., Фили Ф., Шейман И. М., Шишикин С. В. Участие населения в финансировании здравоохранения // Здравоохранение, 2000. -№ 2. -С.32−46
  38. В.Э., Шейман И. М., Шишкин С. В. Участие населения в финансировании здравоохранения. // Здравоохранение. 2000. -№ 3.39.С.37−38
  39. С.Ю., Вапнярская О. И. Предпосылки использования маркетинга в здравоохранении // Маркетинг в России и за рубежом, 2002. № 2. -С. 45−51
  40. П. Здоровье с подстраховкой // Домашний адвокат, 2002. -№ 12. С.12−13
  41. Г. А., Осипова JI.B. О развитии макромаркетинга в России // Маркетинг, 2001. -№ 5 (60). С. 10−15
  42. О.А. Введение в медицинский и фармацевтический маркетинг // Экономика здравоохранения, 1996. -№ 3. -С.23−27
  43. A.M. Маркетинг санаторно-курортных услуг. Учебное пособие. -М.: Медицина, 2001. 224 е.: ил.
  44. Н.И., Минаев В. А. и др. Экономика здравоохранения. Учебное пособие, — СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 1999. 160с.
  45. Н.И., Михайлова J1.C., Шелковников А. В. Добровольное медицинское страхование важнейший источник финансирования медицинских учреждений на современном этапе // Экономика здравоохранения, 2002. -№ 5−6. -С. 42−47
  46. Н.И., Малышев M.J1. Роль страховых медицинских организаций в повышении качества стационарной медицинской помощи -СПБ.:2000−123с.
  47. А.В., Федосеев В. Н. Рынок медицинской техники и здравоохранительных услуг // Маркетинг в России и за рубежом, 2001. -№ 3(23). С.62−67
  48. В.В. Медицина в условиях дефицита ресурсов. М.:Триумф, 2000. -447 с.
  49. А.И. О задачах по реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в 2001 2010 года // Экономика здравоохранения, 2001.-№ 4−5.-С.5−9
  50. Р.А., Дворников С. И., Павлов В. В., Поляков И. В., Уваров С. А., Маркетинг, лизинг, логистика в здравоохранении: Монография. -„Перспектива“, Самара Санкт-Петербург: „Самарский Дом печати“, 1998. — 176 с.
  51. Ф.И. Аналитический обзор современных методов маркетинговых исследований. Вып. 3.- 1997. -35 е.: ил. Библ.
  52. И. А. Социальный маркетинг страховых услуг в системе Обязательного медицинского страхования: Дисс. канд. экон. наук.22.00.03. -М.:1998. 165 е.: ил.
  53. А.А. Основы страхования. Учебник.- М.: Финансы и статистика, -1999.-304 с.
  54. Н.Ф. О состоянии и перспективах формирования кодекса законов об охране здоровья граждан // Здравоохранение Российской Федерации, 2002. -№ 1. С.9−12
  55. А. Черчиль Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2001.752 е.: ил. — (Серия „Маркетинг для профессионалов“)
  56. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. Изд. 2-е. -М.: Финпресс, 2000
  57. Г., Толоконников А., Шиленко Ю. Рынок платных услуг // Медицинская газета, 17.11.95, -№ 89. -СЛ.
  58. Г. Н., Рейхарт Д. В., Шиленко Ю. В. Маркетинговое исследование рынка платных медицинских услуг // Экономика здравоохранения. 1996. -№ 4. -с.42−44
  59. Г. Н., Шиленко Ю. В., Корышев В. И., Рейхарт Д. В. Маркетинг на рынке услуг и товаров медико-производственного комплекса // Экономика здравоохранения, 1998. -№ 7/31. -С.11−20
  60. Г. Н. с соавт. Сущность и основные особенности маркетинга на рынке услуг и товаров медико-производственного комплекса // Проблемы социальной гигиены и истории медицины, 1998. -№ 2. -С.45−49
  61. Т.В. Форма и механизм участия населения в оплате медицинской помощи: Дисс.канд. мед. наук. (НИИ соц. гигиена, экономики и управления здравоохранением РАМН. -М., 2002. 174 с.
  62. В.В., Мирский М. Б., Данилишина Е. И. и др. Больничные страховые кассы (отечественный опыт медицинского страхования). Под ред. Акад. РАМН О. П. Щепина. М.: Федеральный фонд ОМС, 1997. — 227 с.
  63. В.В. Регулирование процессов становления страховой медицины. М.: Наука, 1997.-352с.
  64. Н.Б., Клевно В. А., Мищенко В. В. Добровольное медицинское страхование: основы современной практики. Барнаул, Изд-во Алтайского государственного университета, 2001. — 79 1 .с.: ил.
  65. Н.Б. Актуарные расчеты в добровольном медицинском страховании // Экономика здравоохранения, 2001. -№ 6(55). -С.28−32
  66. Н.Б. Здравоохранение и добровольное медицинское страхование: перспективы сотрудничества // Экономика здравоохранения, 2002. -№ 4. -С.9−11
  67. Е., Хёршген X. Практический маркетинг: Учеб. Пособие / Пер. с нем. А.М.Макарова- Под ред. И. С. Минко. -М.: Высш. Шк.: ИНФА-М, -1996. -255 е.: ил.
  68. В.В. Теория комплексирования в маркетинге медицинских товаров и услуг. СПб., Электростандарт. — 1996. — 133 с. + ил.
  69. А.Н. Страховой маркетинг. М.: Изд. Дом „Анкил“, 1998, — 251 с.
  70. А.Н. Маркетинговые исследования страхового рынка / Монография. Центр экономики и маркетинга. -М.: 2001. 224с.
  71. Е.Н., Кричагин В. И., Мыльникова И. С. Словарь терминов по медицинскому страхованию. 1-е изд. М.: Присцельс, 1993. — 112 с.
  72. Кагаловская Эльвира Добровольное медицинское страхование: построение тарифных ставок // Страховое дело -М.: Изд-во Анкил, 2000 -№ 7. -С.46−49
  73. Ф.Н. Платные медицинские услуги. (Экономико-правовые основы организации оказания платных медицинских услуг) М.: ГРАНТЪ, 1 999 496 с.
  74. Ф.Н. Ценообразование медицинских и сервисных услуг учреждений здравоохранения. М.: ГРАНТЪ, 2001. — 424 с.
  75. В.И., Бойко А. Т. Маркетинг и его использование в здравоохранении. Петрозаводск, 1993, — 127с.
  76. Г., Захаров В., Мухин Г., Опыт организации медицинской помощи населению по системе добровольного медицинского страхования в условиях городской поликлиники // Здравоохранение. -1998. -№ 2. -С.71−74.
  77. В.А., Можаров Е. А., Романов А. И. Менеджмент и маркетинг медицинских услуг. -М.: „Златограф“, 2000. -176 с.
  78. А.П. Налогообложение страховых взносов на добровольное медицинское страхование // Приложение к газете Финансовая Россия, 1998. -№ 3. -С.З
  79. Е.Н. Страхование как экономическая категория // Экономика здравоохранения, 1998. № 2/26. -С.48−53
  80. М.С. Медицинское страхование: диапазон решений // Медицинская кафедра, 2001. -№. -С. 175−178
  81. М.А. Управление процессом предоставления медицинских услуг в современных условиях: Автореф.дис. канд. экон. наук. М.: 1999. -23 с.
  82. В.П. Стоимость медицинских услуг: реальный объем и инфляционная составляющая. // Экономика здравоохранения.1997. -№ 6.-С.5−8
  83. Ф. Основы маркетинга. СПб.: АО „КОРУНА“, АОЗТ „ЛИТЕРА ПЛЮС“, 1994.-678 с.
  84. И.Б., Эченикэ В. Х. Российские покупатели страхования (нынешние и будущие) кто они? // Финансы. -2000. — № 10.- С.45−50
  85. В.Ф. Некоторые аспекты совершенствования организации платных медицинских услуг населению. // Здравоохранение. -2000. -№ 4. С.36−43
  86. Н.Б. Формирование механизма саморегулирования коммерческой деятельности на рынке медицинских услуг. / Автореф.дис. канд. экон. наук. М., 1999. -19 с.
  87. П., Кагаловская Э. ДМС и охрана здоровья населения // Страховое ревю, 2002. № 8 (100). -С.39−42
  88. В.З., Филатов В. И., Рагимов Д. М. Маркетинг в здравоохранении система регулирования рынка медицинских услуг // Развитие экономических отношений в здравоохранении — М.-1991. — С. 14−17
  89. В.З., Берестов Л. А., Алексеева В. М., Сырцова Л. Е. Основы медицинского страхования: Учебное пособие/Под ред. Кучеренко В.З.- М., 1995.- 135с.
  90. В.З., Гришин В. В., Шамшурина Н. Г. и др. Экономика здравоохранения. Учебное пособие. М.: Федеральный фонд ОМС, 1996. -137 с.
  91. В.З., Семенов В. Ю., Сырцова Л. Е., Алексеева В. М. и др. Основы медицинского маркетинга. /Учебное пособие/ Под редакцией проф. В. З. Кучеренко, д.э.н. В. В. Гришина М.: ММА им. И. М. Сеченова, Федеральный фонд ОМС, 1998. — 112 с.
  92. В.З., Таранов A.M., Шамшурина Н. Г., Алексеева В. М. и др. Практикум по экономике здравоохранения и медицинскому страхованию. -М.: Федеральный фонд ОМС, „Изд-во Икар“, 1999. 156 с.
  93. В.З. Проблемы управления рисками в здравоохранении // Проблемы управления здравоохранением, 2001. -№ 1. -С.39−43
  94. А.А. Маркетинг в здравоохранении. Учебно-методическое пособие. -М.: 1995.-50 с.
  95. А.А. Рыночная экономика: маркетинговые основы управления, организации и финансирования национальной системы охраны здоровья- Росс. Гос. Мед. Ун-т Самара, Самарский Дом Печати, 1996, — 112 с.: ил.
  96. А.В. Маркетинг в деятельности медицинских учреждений // Бюлл. НИИ соц. гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко, 1996. -№ 3. -С. 204−206
  97. А.Л., Голодненко В. Н., Головина С. М., Левин А. В. Разработка стратегии и мер в области маркетинговой деятельности // Бюлл. НИИ соц. гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко, 1996. -№ 4. С. 42−57
  98. И.В., Габуева Л. А. Добровольные виды страхования в здравоохранении: организация, право, экономика. М.: МЦФЭР, 2001. -352 с.
  99. Ю.П., Стародубов В. И., Гришин В. В., Семенов В. Ю. и др. Медицинское страхование. Учебное пособие для студентов мед. ВУЗов и слушателей факультетов усовершенствования врачей. М.: ТОО „Воля“, -1994.-94 с.
  100. Ю.П. „Модус“ здоровья россиян // Экономика здравоохранения, 2001. -№ 2(52). -С.32−38
  101. Ю.П. Здравоохранение и страхование здоровья в XX веке. М.: Федер. Фонд обязат. мед. страхования, -2001. — 191 с.
  102. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Издательство „Питер“, 2000. -320 е.: ил. — (Серия „Маркетинг для профессионалов“)
  103. Н.Г. Маркетинг медицинских услуг: Методическое пособие. -М.: МЦФЭР. 1998.- 160 с.
  104. Н.Г. Реклама и спрос на медицинские услуги. Планирование расходов на рекламу // Здравоохранение. 1997.- № 9. — С. 119−130.
  105. M.JI. Медико-экономические и организационные основы взаимодействия страховых медицинских организаций и стационарных учреждений./Афтореф.дис. канд. мед. наук.: 14.00.03. -СПб.: Изд-во НИИХ СПб ГУ, 2000. -21с.
  106. Маркетинг: Толковый терминологический словарь-справочник. М.: СП „Медсервис Интернешнл“, 1991. — 224 с.
  107. В.Д. Маркетинг услуг. -М.: Финансы и статистика, 1996. -128 с.
  108. С.А. Маркетинг как условие организации добровольного медицинского страхования // Здравоохранение, 1997. -№ 7. -С.7−19
  109. С.А. Практический маркетинг в добровольном медицинском страховани // Здравоохранение, 1998. -№ 2. -С.59−73
  110. С.А. Управление процессом предоставления медицинских услуг в системе Добровольного медицинского страхования и анализ здоровья застрахованных граждан: Дисс. Док. мед. наук., -М.: 1999, 276 с.
  111. С.А., Худяков М. Б. Организация медицинской помощи в сфере платных медицинских услуг: Маркетинг, управленческий учет, финансовый менеджмент. -М.: МЦФЭР, 1999. -208 с. (Приложение к журналу „Здравоохранение“, 1999 -№ 5)
  112. Методические рекомендации (№ 20). Маркетинг рынка медицинских услуг в медицинском страховании./ Правительство Москвы. Комитет здравоохранения. Гос. Научно-исследовательский центр профилактической медицины МЗ РФ. М.: 1997. — 21с.
  113. Методические рекомендации по организации платных медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях.- Челябинск: Челябинский Дом Печати», 1998. 14 с.
  114. Методология и практика маркетинга в ДМС. Методическое письмо (№ 35). 1997. -22 с. (Мартынчик С.В., Оганов Р. Г., Хромченко О.М.)
  115. Организация учета и контроля деятельности поставщиков медицинских услуг в ДМС. Методические рекомендации (№ 22). 1997. -23 с. (Мартынчик С.В., Оганов Р. Г., Хромченко О.М.)
  116. Ценообразование в системе ДМС: управленческие решения. Методическое рекомендации (№ 7). 1999. -25 с. (Потемкин Е.Л., Мартынчик С. В., Худяков М.Б.)
  117. А.А., Таранов A.M., Чейда А. А. Медицинское страхование. -М.: Наука, 1994−312 с.
  118. Миттал Банвари Факторы влияния поставщиков потребителям бизнес -услуг: интегрированная модель // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2001. -№ 3(33). -С. 58−69
  119. А.А., Граков Б. С., Наумова Е. Б. Маркетинг в здравоохранении.- Красноярск: 1993.-97 с.
  120. А.Б. Медицинское страхование в системе финансирования здравоохранения: Дисс.канд. экон. наук. М., 2000. — 147 с.
  121. Я.А., Кадыров Ф. Н. Теневая оплата медицинских услуг в здравоохранении: причины и последствия, методы противодействия // Экономика здравоохранения, 2002. -№ 8. -С. 18−25
  122. Э.В. Концептуальные и методологические основы маркетинговых исследований качества в сфере услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2000. № 5(29). -С. 4−13
  123. Э.В. Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг // Маркетинг в России и за рубежом, 2001. -№ 1(21). -С.50−57
  124. Э.В. Специфика и особенности аудита маркетинга услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2001. -№ 4(34). -С.50−61
  125. Э.В. Особенности поведения потребительских услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2002. -№ 1 (37). С.24−31
  126. Э.В. Стратегия материализации обслуживания в маркетинге услуг// Маркетинг в России и за рубежом, 2002. -№ 2(28). С.66−71
  127. Нормативно-методический документ. Маркетинг в медицине /Самарский диагностический центр. ММА им. И. М. Сеченова: Автореф. В. Ф. Шарапов и др.- Самара, -1996. 34 с.
  128. З.К. Маркетинг: Организационные и правовые основы. М.: ТОО фирма «ДАОСТ», 1996. — 280 с.
  129. Орланюк-Малицкая JT.А., Боян Илиев О формировании страховой услуги // Финансы и кредит, 2000. -№ 8(68). С. 35−39
  130. Основы страховой деятельности: Учебник / Отв. Ред. проф. Федорова Т.А.- М.: Издательство БЕК, 2002. — 768 с. (Главы 3,4,16,17)
  131. Перечень дополнительных услуг, предоставляемых по ДМС // Вопросы организации и истории здравоохранения. — 1997. -№ 3. с. 36
  132. А.С., Подольцев A.JL, Березина Н. Н., Лебедев С. П. Вопросы совершенствования финансового положения ведомственных ЛПУ // Экономик здравоохранения, 2001. -№ 9(57). -С. 35−39
  133. Положение о добровольном медицинском страховании.
  134. С.Ю. Добровольное медицинское страхование: перспективы развития на 2002 2010 годы // Страховое дело, 2002. -№ 10. — С. Ю -28
  135. .И. Современный менеджмент и маркетинг в секторе добровольного медицинского страхования // Финансы, 1999. № 10. -С.41−43
  136. И.В., Уваров С. И., Водяненко И. М., Ланкин К. А. Маркетинг медицинских услуг в условиях медицинского страхования. Методическое пособие. Санкт-Петербург Саратов, 1996. — 90 с.
  137. И.В., Кудрявцев А. А., Зеленская Т. М. Маркетинг как фактор формирования рынка медицинских услуг // Бюллетень С.-Петербургского института мед. страхования. -1996. № 2. — С.74−80.
  138. И.В., Кудрявцев А. А., Зеленская Т. М. Андеррайтинг как форма селекции рисков в ДМС // Бюллетень С.-Петербургского института мед. страхования. -1996. № 2. — С.98−103.
  139. И.В., Уваров С. И., Михайлова Л. С., Ланкин К. А. Маркетинг медицинских услуг в условиях медицинского страхования // Проблемы соц. гигиены и истории медицины. 1997. — № 1. — С. 49−53.
  140. О.А. О финансировании здравоохранения в г. Москве // Экономика здравоохранения, 1999. -№ 2−3. -С. 31−36
  141. Престиж здоровья // Медицинский курьер, 1997. -№ 6 (7). С. 25−26
  142. .А., Кузьмина Н. Б., Шиленко Ю. В. Российское здравоохранение: Вхождение в рынок / Под ред.чл.- корр. РАМН, д-ра мед. наук, проф. В. З. Кучеренко, член-корр. РАМН, д-ра мед. наук, проф. Н. Ф. Герасименко М.: ИНФРА-М, 2000. — 310 с.
  143. В. Моделирование процессов выплат по договорам добровольного медицинского страхования // Страховое дело, 2000. -№ 5. -С. 39−42
  144. Реформа оплаты медицинской помощи: фактор повышения эффективности здравоохранения // Образование в управлении здравоохранением, 1996. Выпуск 14, -№ 2. — 355с.
  145. Е. Куда пойти лечиться (как частному страхователю выбрать медицинское учреждение) / Материалы по видам страховой деятельности, 2001. -№ 25. С.96- 109 (Материалы информационной системы WWW. Ramb1er.ru)
  146. Е., Киселева С. Двойной выбор // Эксперт, 1999. -№ 48 (211). -(Материалы информационной системы WWW.Rambler.ru)
  147. А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. -М.: Финансы и статистика, 1998.- 336 е.: ил.:
  148. А.В. Социально-экономическая характеристика страхователей // Экономика здравоохранения, 2001. -№ 2(52). -С. 17−32
  149. JI. С кого же мы берем деньги? (Размышления после съезда). // МЦ курьер, 1998. -№ 2 (9). -С.36−37
  150. В.П., Архангельская Е. Ф. Страховая медицина: Вчера, сегодня, завтра // Здравоохранение Российской Федерации, 2002. -№ 2. С. 24−26
  151. С.И., Радченко Л. П. Ведомственные лечебно-профилактические учреждения в новых условиях хозяйствования // Проблемы управления здравоохранением, 2002. -№ 6(7)М. -С.65−69
  152. В.И., Шамшурина Н. Г. Показатели эффективности коммерческой деятельности учреждений здравоохранения // Здравоохранение. -1997. № 7. -С. 107−112
  153. Т., Э. Воутилайнен и др. Управление по результатам: Пер. с финск. / Общ. Ред. и предисл. Я. А. Лейманна. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 320 с.
  154. В.Ю., Резниченко В. Ю. Что является товаром на рынке здоровья? // Экономика здравоохранения, 1996. -№ 5. С. 15−18
  155. К.Н. Стратегия маркетинга в здравоохранении в условиях перехода к рыночной экономике: Актуальные вопросы зарубежного здравоохранения и международное медицинское сотрудничество. В сб. науч. трудов — М.: ЦОЛИУВД992. -С.33−34
  156. К.Н., Лиенко Т. Д., Сапегина А. В., Дмитришен А. Т. Теория и практика менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. РМАПО. Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения. М.: ЦОПКБ ВИМ, 1997.- 140 с.
  157. Т., Бурганская Е. Повышение качества медицинской помощи в условиях изменения системы финансирования. // Реформа оплаты медицинской помощи: фактор повышения эффективности здравоохранения. 1996. -Выпуск 14, -№ 2. — с. 191- 226.
  158. Система страхования в здравоохранении. Учебно-метод. пособие / Ю. П. Лисицын и др. М.: Федер. Фонд обязат. мед. страхования, 2001. -223 с.
  159. П.А. Достижения и проблемы добровольного медицинского страхования // Страховое дело, 1999. -№ 5. -С.45−49
  160. П.А. Проблемы добровольного медицинского страхования // Финансы, 1999. -№ 11. С. 39−41
  161. О.С. Влияние международной конкуренции на формирование рынка страховых услуг в России, (на примере ДМС). /Автореф.дис.канд. экон. наук. М., 2000. — 21 с.
  162. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебник/ Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина, К. А. Отдельнова и др. Под ред. Ю. П. Лисицына М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1998. — 698 с.
  163. Ю.Ю. Рынок платных медицинских услуг. -Калуга. -1999. -88 с.
  164. В.И., Гончаренко B.JI., Шиляев Д. Р., Лакунин К. Ю. и др. Пути совершенствования деятельности ведомственных учреждений здравоохранения в современных экономических условиях // Здравоохранение, 2000. -№ 3. С. 5−16
  165. С.А. Реклама и маркетинг в медицинском учреждении // Здравоохранение Российской Федерации, 1998. -№ 1. -С.43−45
  166. Страхование. Учебник./ Под ред. профессора Шахова В. В. М.: «Анкил», — 2002. — 480 с.
  167. А. Интегрированная система учета и анализа затрат на оказание больничной помощи. ЗдравРеформ, 1995.
  168. И. А. Соотношение и адекватность понятий модели маркетинговой системы и категорий системы здравоохранения, функционирующей в условиях рынка // Экономика Здравоохранения, 1998. -№ 7/31.-С.21−25
  169. И.А. Маркетинговый сегмент здоровья рынка медицинских услуг // Бюлл. НИИ им. Семашко, 1999. Тематический выпуск. С.57−59
  170. И.А. Сегментация рынка медицинских услуг как степень доступности медицинской помощи //Здравоохранение Российской Федерации. 2000. -№ 3. -С. 12−14
  171. И.А. Проблемы удовлетворения спроса на медицинские услуги // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2000. -№ 4.-С. 18−20
  172. И.А. Маркетинговые системы здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2001. -№ 3. -С.32−35
  173. И.А. К вопросу тождественности некоторых элементов маркетинговых систем товаров и медицинских услуг // Проблемы управления здравоохранением, 2002. -№ 3. -С.59−61
  174. В.Н., Виленский А. В. Потребитель на отечественном рынке здоровья // Маркетинг в России и за рубежом, 2002. -№ 1(27). -С. 85−90
  175. Т.С. ДМС как основа защиты интересов населения на рынке медицинских услуг в современных условиях: Автореф. дис. д-ра мед. наук. 14.00.33. Алматы, 2000. — 51 с.
  176. М.Т. Научное обоснование деятельности ведомственного стационара органов Внутренних Дел в крупном многомиллионном городе в условиях современных социально-экономических реформ: Автореф. дис. канд.мед.наук: 14.00.03. -СПб., 2000.- 20с.
  177. Е.М. Медицинское страхование на Западе и в России // Мировая экономика и международные отношения, 2000. -№ 12. -С. 93−98
  178. М.Г. Управление развитием медицинского страхования в услових перехода к рынку: Автореф.дис. канд. экон. наук.- М.:1999. -23 с.
  179. Н.Г. Платные медицинские услуги и ценообразование в условиях коммерциализации сферы здравоохранения. // Здравоохранение. -1996.-№ 6, -С.7−15.
  180. Н.Г., Самодин В. И., Шилова В. М., Долгая В. М. Коммерческая деятельность учреждений здравоохранения. Документы. Комментарии. Ответы на вопросы. М.: МЦФЭР, 1997. — 254 с.
  181. Н.Г. Маркетинг и менеджмент в здравоохранении. -М.:МАП, 1999.-37 с.
  182. Н.Г. Практическая экономика здравоохранения России/ Монография. М.: Международный университет (в Москве), 2001. — 262 с.
  183. Н.Г. Экономика лечебно-профилактического учреждения. -М.: МЦФЭР, 2001.-278 с.
  184. Ю.Л. Десять уроков реформы (из доклада на IV (XX) Всероссийском Пироговском съезде враче) // Экономика здравоохранения, 2001.-№ 7−8. -С. 16−18
  185. И.М. Системы финансирования здравоохранения. Материалы лекций. М.: 2000.
  186. И.О. ДМС в экономике здравоохранения региона. На примере Удмуртской Республики: Дисс.канд. эк. наук. -М., 2000 198 с. с ил.
  187. Н. Страхование: юридический аспект // Финансовая газета, -апрель 2000. -№ 14 (343). С. 5
  188. Экономика и инновационные процессы в здравоохранении. Учебное пособие / Под ред. Кучеренко В.З.- М.:ММА им. И. М. Сеченова,-1994. -294 с.
  189. Дж. М., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993. 335 с.
  190. Д., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999.
  191. Г. От обязательного медицинского страхования к медико-социальному // Врач. — 2001. — № 7. — С. 42−43
  192. Appleby С. The measure of medicare services // Hosp. Health. Netw. 1995. -N 69 (12). p. 26−34
  193. Bateson J., Hoffman K. Managing Services Marketing. N.Y.: The Dryden Press, 1999.
  194. Berry L.L. Services marketing is different // Business. 1980. — 30 (3). — P. 24−29
  195. Brown W.P. Problem in Marketing.- N.Y.: McGraw-Hill, 1968.- 715 p.
  196. Corn K. Strategies for positioning in the managed health care marketplace. // J. Hand. Ther. -Jan.-Mar. N. 7(1). -P. 5−9
  197. Culyer A.J., Jonson B. Public and Private Health Services: Complimentarities and Conflicts. Oxford: Basil Blackwell, 1986. — 512 p.
  198. Danzon P.M., Pauly M.V. Insurance and new technology: from hospital to drugstore. // Health Aff. (Millwood). -2001. -Sep.-Oct. N.20 (5). P.86−100
  199. Deber R., Gildiner A., Baranek P. Why not private health insurance?
  200. Actuarial principles meet provider dreems. // CMAJ. -1999. -Sep 7. N.161 (5). -P. 545−547
  201. Endress R. Market strategies for private practice. // J. Tenn. Med. Assoc-1984. Sep. N.77 (9). — P. 522−528
  202. Evans R.G. Health care reform: who’s selling the market, and why? // J. Public health Med. -1997. -Mar.N.19 (1). P. 45−49
  203. George W.R. Internal marketing and organizational behavior: a partnership in developing customer-conscious employees at every level // J. of Business Research.- 1990. -N. 20. P. 63−70
  204. Glaser W. Health Insurance in practice. San Fransisco: 1991. — 1200 p.
  205. Cronroos C. A service quality model and its marketing implications // European Journal of Marketing. 1991.- vol.18.- N 4.P.36−44
  206. Hallums A. Developing a promotion plan for health care marketing // J. Nurs. Manag. -1994. N 2 (4). P. 167−174
  207. Jones D. Competing for private patient revenue. // Health Serv. Manage. -1992. -Nov.-Dec. N.88 (8). -P. 17−18
  208. Launois R. Pooling public and private funds in the patient’s interest: the case for long-term care insurance. // Soc. Sci. Med. -1996. -Sep.N.43 (5). P. 739 744
  209. Maynard A. Public and private sector interactions: an economic perspective // Soc. Sci. Med. -1986. -N.22 (11). P. l 161−1166
  210. Robeson F.E. Health care costs: saving in the private sector. // Calif. Manag. Rev. 1979. -Summer. N.21(4). — P. 49−56
  211. Vincenzino J.V. Health care cost: market forces and reform // Stat. Bull. Metrop. Insur. Co.- 1995. N 76 (1). — p. 29−35
  212. Witter S., Ensor T. An introduction to Health economics for Eastern Europe and former Soviet Union. N.Y., Weinhem, Singapore, Toronto. — 1997. — 202 p.
Заполнить форму текущей работой