Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оптимизация методических и медико-организационных аспектов управления удовлетворенностью медицинскими услугами у населения, застрахованного в условиях ОМС

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По данным сопоставительного анализа выявлена прямая связь между показателями, характеризующими неудовлетворенность застрахованных медицинскими услугами на этапе потенциальной готовности системы ОМС территории к их оказанию, а именно при повышенном индексе явной неудовлетворенности застрахованных в связи с отказами в оказании медицинских услуг регистрируется повышенный индекс ее обоснованности… Читать ещё >

Содержание

Актуальность проблемы повышения удовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС определена существующими случаями явного и скрытого неудовлетворения полученными услугами, о чем свидетельствуют случаи подачи жалоб в ТФОМС (Лихова И.Н., 2004, Чумаков A.C., 2003, Фролова Т. И., 2004, и др.), в Бюро судебно-медицинской экспертизы (Ерофеев C.B., 2003), что нередко сопровождается экономическим ущербом для медицинских учреждений и системы ОМС в целом О возможности использования мнения пациента для оценки качества медицинской помощи указывается многочисленными авторами (Каппушев У .О, 2001, Тюрина О. В., 2002, Зайцева Е В., 2005, Поляков Б. А., 2001, Новосельский, А Н. Щепин В.0,2002, Кучеренко В.3., 2004, и др.) О необходимости учета удовлетворенности больного оказанной помощью указывалось еще в требованиях Комитета ВОЗ по качеству медицинской помощи (В В Гришин с соавт, 1995) В то же время, можно отметить, что в работах, в которых использовалось мнение пациента, исследователями преимущественно разрабатывалось направление по изучению мнения пациентов о качестве медицинской помощи (Поляков Б. А., 2001, Новосельский, А Н., 2001, Каппушев У. О., 2001) и в меньшей степени направление по изучению удовлетворенности больного конкретно оказанной ему медицинской услугой (Лихова И.Н., 2004 Симкина И. Б., 2004), и практически не разрабатывалось направление по рассмотрению этих понятий как взаимосвязанных этапов одного процесса -формирования удовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС (Чумаков A.C., Таранов A.M., Васильева Т. П., 2006) В этой связи удовлетворенность застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС, полученная на основе мнения населения, не получающего в момент опроса медицинские услуги, но имевшего ранее данный опыт, может рассматриваться как удовлетворенность застрахованных на этапе потенциальной готовности территории к оказанию медицинских услуг Проведенный с этих позиций анализ выполненных ранее исследований показал, что несмотря на значительное число работ, посвященных изучению мнения населения о качестве медицинской помощи (Новосельский А.Н., 2001, Каппушев У О, 2002, Поляков Б А., 2004, Костин В Г., 2005, Зайцева Е В., 2005 и др.) в них не решается задача выявления соотношения в системе ОМС уровня удовлетворенности населения медицинскими услугами на выше указанном и других этапах ее формирования, в частности, не проводится анализ соотношения уровня общественной неудовлетворенности медицинскими услугами в системе ОМС и уровня удовлетворенности застрахованных конкретно оказанными медицинскими услугами в этой системе Кроме того, можно отметить отсутствие методик количественной оценки уровня удовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС по данным опроса их мнения на этапе до оказания услуги, анализа факторов ее определяющих на территориальном уровне, работ по изучение частоты и причин отказов в оказании медицинской помощи застрахованным в системе ОМС с учетом их профиля, а также опыта получения услуг

В этой связи целью исследования явилось на основании социально-гигиенического исследования мнения населения, имевшего опыт получения медицинских услуг, о качестве медицинской помощи разного профиля как структурной части мониторинга непрерывного этапного управления удовлетворенностью застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС разработать мероприятия по оптимизации управления факторами, ее определяющим и

Для реализации поставленной цели сформированы следующие задачи

1 Изучить уровень и структуру скрытой неудовлетворенности медицинскими услугами разного профиля у застрахованных в системе ОМС, имеющих опыт их получения, с учетом территории и временной динамики

2.Изучить частоту и структуру явной неудовлетворенности застрахованных в системе ОМС в связи с отказами в оказании медицинских услуг разного профиля, уровень ее обоснованности

3. Оценить соотношение уровня обоснованной явной неудовлетворенности застрахованных в системе ОМС в связи с отказами в оказании медицинских услуг и уровня скрытой общественной неудовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС на средне территориальном уровне, а также с учетом профиля услуг и территории их оказания,

4 Выявить социально-гигиенические и медико-организационные факторы, определяющие уровень скрытой неудовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС, имеющими опыт их получения, и явной неудовлетворенности в связи с отказами в оказании медицинских услуг в целом и с учетом профиля услуг

5 Научно обосновать и разработать медико-организационные мероприятия по оптимизации управления факторами, определяющими удовлетворенность застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС на этапе потенциальной готовности территории к их оказанию

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» в рамках проекта Федерального Фонда ОМС «Мониторинг удовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС»

Научная новизна заключается в том, что впервые установлены уровни и структура скрытой неудовлетворенности населения медицинскими услугами разного профиля на средне территориальном уровне и услугами одного профиля в разных территориях на основе количественной интегральной оценки по частным индексам у застрахованных в системе ОМС, на этапе потенциальной готовности территории к оказанию услуг по данным опроса населения, имеющего опыт их получения- впервые установлены различия в частоте и структуре отказов в оказании медицинских услуг застрахованным в системе ОМС с учетом территории оказания услуги и ее профиля, степень их обоснованности, причины их определяющие, установлена зависимость уровня скрытой общественной неудовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС на этапе потенциальной готовности территории к их оказанию от индекса обоснованной явной неудовлетворенности по случаям обращений застрахованных в связи с отказами в оказании услуг- выявлены социально-гигиенические и медико-организационные факторы, определяющие уровень явной и скрытой неудовлетворенности застрахованных медицинскими услугами на этапе потенциальной готовности территории к их оказанию в системе ОМС в целом и с учетом профиля услуг- впервые разработаны медико-организационные мероприятий по оптимизации управления уровнем удовлетворенности застрахованного населения, включающие управление факторами. определяющими уровень удовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС на этапе потенциальной готовности территории к их оказанию, обеспечивающие снижение индекса общественной неудовлетворенности и индекса обоснованных отказов от оказания медицинских услуг

Практическая значимость заключается в том, что предложены базовые средне территориальные нормативы для количественной оценки скрытой неудовлетворенности застрахованных медицинскими услугами разного профиля, имеющими опыт их получения, явной неудовлетворенности в связи с отказами в оказании медицинских услуг, шкала дифференциации общественной удовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС по категориям на этапе до оказания услуги, шкала прогноза риска повышения скрытой общественной неудовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС в целом и по профилям услуг, индикаторы для проведения внеплановой целевой экспертизы медицинских учреждений экспертами ТФОМС по состоянию таких индексов как частота обращений в связи с обоснованными отказами от оказания медицинских услуг, индекс скрытой общественной неудовлетворенности медицинской помощью, индекс обоснованных отказов в оказании услуг

Внедрение результатов работы в практику. Полученные в ходе исследования данные о состоянии скрытой общественной неудовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС, явной неудовлетворенности в связи с отказом в оказании услуг, о роли факторов в повышении этих показателей, а также предложения по коррекции факторов включены в информационное письмо «Состояние удовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС на этапе вне их оказания и подходы к оптимизации управления факторами, ее определяющими», (ФОМС, 2006 г.) для организаторов здравоохранения и специалистов системы ОМС Результаты исследования внедрены в учебный процесс на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Росздрава, а также в ТФОМС Калужской и Ярославской областей Подготовлено и утверждено Федеральным Фондом ОМС учебное пособие «Мониторинг удовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС"(2006), утвержденное УМО для использования на Федеральном уровне

Апробация работы. Материалы диссертации доложены и обсуждены на Международной конференции «Здоровье и образование XXI век» (г Москва, 2005), областных научно-практических конференциях (г Иваново, 2005- г Калуга, Ярославль, 2005)., Всероссийском совещании по контролю качества медицинской помощи в условиях ОМС (СПб.2005). на Международной конференции по проблемам управления общественным здоровьем (ННИИ общественного здоровья, Москва, 2006) и межкафедральной научной конференции ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава. По теме диссертации опубликовано 5 научных работ, в том числе в центральной печати

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Методическую основу изучения скрытой общественной неудовлетворенности застрахованных медицинскими услугами может составить количественная оценка ее уровня, а основу определения времени проведения оценки — выявленный индикатор качества- индекс обоснованности явной неудовлетворенности застрахованных в связи с отказом от оказания медицинских услуг, предложенные в ходе исследования,

2. Основу оптимизации управления потребительскими факторами, определяющими скрытую и явную (в части отказов от оказания услуги) общественную неудовлетворенность застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС, на этапе вне оказания конкретной услуги может составить выявленная прогностическая значимость факторов, возникающих со стороны производителей и потребителей услуг.

Оптимизация методических и медико-организационных аспектов управления удовлетворенностью медицинскими услугами у населения, застрахованного в условиях ОМС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

210 ВЫВОДЫ.

1 Уровень и структура скрытой неудовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС. имеющих опыт их получения, отличается в один и тот же временной период в разных территориях, в том числе при услугах разного профиля, и во временной динамике в пределах одной и той же территории, в том числе при услугах разного профиля.

2.Частота и структура явной неудовлетворенности застрахованных в системе ОМС в связи с отказами в оказании медицинских услуг разного профиля, уровень ее обоснованности отличаются в один и тот же временной период в разных территориях и во временной динамике в пределах одной и той же территории, в том числе при услугах разного профиля.

3 Выявлены достоверные отличия в уровнях индекса явной неудовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в связи с отказом от их оказания и скрытой неудовлетворенности застрахованных медицинскими услугами на этапе до их оказания при действии таких факторов как тип учреждения, уровень медицинской помощи, профиль услуги, средний уровень личностно-профессионапьного потенциала медицинских работников, работающих в медицинских учреждениях системы ОМС территории, процент медицинских работников территории, имеющих квалификационные категории и сертификат специалиста, пол, возрастная группа, образование, семейное положение, социальная группа, средний уровень потенциала застрахованного При чем установлено наличие обратной связи этих показателей с такими факторами как «средний индекс потенциала производителей медицинских услуг территории» и фактора «средний индекс потенциала потребителей медицинских услуг территории» независимо от профиля услуг.

4. По данным сопоставительного анализа выявлена прямая связь между показателями, характеризующими неудовлетворенность застрахованных медицинскими услугами на этапе потенциальной готовности системы ОМС территории к их оказанию, а именно при повышенном индексе явной неудовлетворенности застрахованных в связи с отказами в оказании медицинских услуг регистрируется повышенный индекс ее обоснованности и повышенный индекс скрытой общественной неудовлетворенности застрахованных медицинскими услугами, при чем независимо от профиля услуг.

5 Предложенный комплекс мероприятий по улучшению медико-организационных подходов управления факторами, определяющими формирование удовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС. включающий методику оценки и прогноза риска повышения явной неудовлетворенности застрахованных в связи с отказами в оказании им медицинских услуг, методику оценки и прогноза риска повышения скрытой общественной неудовлетворенности медицинскими услугами у застрахованных в системе ОМС. имеющих опыт их получения, предложения по коррекции факторов риска ее повышения обеспечил достижение медико-социальной эффективности за счет снижения явной и скрытой неудовлетворенности застрахованных, экономических потерь здравоохранения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1.Для принятия управленческих решений по формированию удовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в системе обязательного медицинского страхования целесообразно организовать на уровне субъекта РФ мониторинг удовлетворенности с использованием предложенных карт сбора информации, индикаторов негативных сдвигов показателей явной и скрытой неудовлетворенности, экспертной карты территории.

2 Для повышения уровня удовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в условиях обязательного медицинского страхования на этапе потенциальной готовности территориальной системы здравоохранения к оказанию конкретных медицинских услуг целесообразно применять меры по управлению такими выявленными факторами как потенциал медицинских кадров территории и потенциал потребителей медицинских услуг-застрахованных с учетом полученных средне территориальных данных о состоянии этих показателей.

3. Для выявления риска снижения удовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в условиях обязательного медицинского страхования на этапе потенциальной готовности территориальной системы здравоохранения к оказанию конкретных медицинских услуг необходимо применять систему прогноза, основанную на предложенных шкалах риска повышения явной неудовлетворенности в связи с отказами в оказании медицинских услуг и повышения скрытой общественной неудовлетворенности застрахованных, имевших опыт получения медицинских услуг, в том числе с учетом их профиля.

4 Для оценки состояния удовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в условиях обязательного медицинского страхования на этапе потенциальной готовности территориальной системы здравоохранения к оказанию конкретных медицинских услуг целесообразно использовать количественные параметры, в качестве которых могут использоваться индекс явной неудовлетворенности застрахованных по обращениям в связи с отказами в оказании медицинских услуг и индекс скрытой общественной неудовлетворенности застрахованных, имевших опыт их получения, информационная значимость которых доказана при услугах разного профиля в ходе проведенного исследования.

1. Абросимова М. Ю., Созинов A.C., Салеев P.A. Вопросы информированного согласия в стоматологической практике // Науч. труды II Всерос съезда по медицинскому праву 13−15 апреля, 2005, Москва. — М — 2005 — С. 197−200.

2. Алексеева В. М., Чегаев В. А., Боярский С. Г, Ставровская Е В Методические подходы к формированию стандарта медицинской помощи больным нефрологического профиля в условиях клинического стационара. // Экономика здравоохранения -1996 -№ 4 -С .29−34.

3. Анисимов В. М Правовые основы, регламентирующие деятельность работников здравоохранения в условиях медицинского страхования // Медицинское страхование.-1996 -№ 13−14.-С. 17−19.

4. Андреева О. В, Турицын В. И Актуальные вопросы организации контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования: состояние, проблемы, перспективы // Вестник обязательного медицинского страхования 2004.-№ 1 -С.24−31.

5. Артюхов И. П., Сенченко А. Ю, Смоленская Е. Д., Мелехов А. А Результаты изучения оценки качества медицинской помощи и влияющих на нее факторов // Социология медицины 2003.-№ 2.-С.41−48.

6. Баклушина Е. К., Нуженкова М. В, Керецман И. Е. Реализация прав несовершеннолетних пациентов в педиатрической практике глазами родителей // Н.тр. 1 Всерос съезда по медицинскому праву. 25−27 июня, 2003, Москва. — М. -2003.-С 167−170.

7. Белоконь О. В. Экспертные оценки в медико-демографических исследованиях //Здравоохр Рос Федерации -1993.-№ 6.-С.12−15.

8. Больницы и здоровье для всех // Доклад экспертов ВОЗ по роли больниц на первом лечебно-консультативном уровне Женева Всемирная организация здравоохранения. 1988;124 с.

9. Бойков А. Н. Кочорова Л. В Мнение пациентов о качестве санаторной помощи. //Проблемы городского здравоохранения: Сб научн. трудов С.-Пб, 1997;С.52−54.

10. Бершадская М Б., Журилов Н. В., Ведмеденко Л. Ф Правовые аспекты качества медицинской помощи в стоматологической практике // Н. тр II Всерос съезда по медицинскому праву 13−15 апреля, 2005, Москва — М 2005 — С.229−234.

11. Бояринцев Б И Рынок и здравоохранение //Экономика здравоохраненияМ., 1996;№ 2.-С.5−7.

12. Бояринцев Б. И. Экономический потенциал здоровья // Экономика здравоохранения 1997.-№ 4/5/17.-С.5−7.

13. Боярский А. П., Чернова ТВ., Беляков В. В Медицинское страхование в зеркале общественного мнения. // Здравоохранение Рос Федерации -1993.-№ 10 -С.11−13.

14. Боярский А. П. Чернова ТВ. Яхимович Н. П. Современное состояние здравоохранения по оценкам медицинских работников // Здравоохранение Рос Федерации -1994 -№ 2.-С. 13−14.

15. Боярский СТ. Управление качеством медицинской помощи и проблема оценки удовлетворенности пациента.//Проблемы городского здравоохранения Сб.научн.трудов С.-Пб., 1995.-С.57−59.

16. Быкова Ж. Е., Федорова З. Г. Методические подходы к оценке медико-экономических стандартов и возможности их использования в практикездравоохранения // Проблемы социальной гигиены и история медицины. -М-1996.-№ 1.-С.47−49.

17. Быкова Ж Е Становление института обеспечения и защиты прав пациентов в системе обязательного медицинского страхования // Экономика здравоохр -1996.-№ 10/11 -С.60−65.

18. Быкова Ж Е. Организационно-правовые основы экспертной службы обязательного медицинского страхования в Москве. // Медицинское страхование,-1996.-№ 13−14.-С. 20−24.

19. Быкова Ж. Е, Боярский С. Г., Федорова Э Г Медико-экономический стандарт как инструмент оценки объемов и качества медицинской помощи, оказываемой по программе обязательного медицинского страхования // Экономика и здравоохранениеМ., 1997 -№ 2.-С, 25.

20. Ван де Вен В Отбор рисков ахиллесова пята регулируемой конкуренции на рынке медицинского страхования. // Роль и место медицинского страхования в реформировании здравоохранения Материалы международной конференции 20−22 сентября 1995 гМ., 1996.-С.52−71.

21. Васильева Т. П., Куценко Г. И., Тюрина О. В, Каппушев У. О., Мушников Д. Л. Парадигма управления факторами, определяющими качество медицинской помощи (теоретические и медико-социальные проблемы) -Иваново -2002.-С. 67−132.

22. Верховодова О. В. Пути совершенствования обучения специалистов, проводящих контроль качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования //Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения.-2005.-№ 2.-С.22−24.

23. Волков И М., Зверева В. И., Муковина Н. М., Шарапова Е. И., Балыгина М М Информированность врачей и населения по вопросам социально-правовой защиты семьи, матери и ребенка// Здравоохранение РФ -1993, — № 3 -С.7−8.

24. Воронов A.A., Валькович О. Н. Новые идеи в повышении качества медицинского обслуживания в России в 21 веке//Экономика здравоохранения -2001. -№ 7−8. -С.62−65.

25. Воробьев П. А., Якимов О С., Горбунов С. Н., Шалпо Л. Н., Докторович А. Б., Новолодский В. М, Власенко H.A., Афанасьев В, А Вопросы стандартизации медицинских услуг //Клиническая геронтология.-1995.-№ 2.-С.50−53, № 3.-С.62−66.

26. Вялков А. И Управление здравоохранением на уровне региона в условиях рыночных отношений. // Здравоохр. Рос. Федерации -1993.-№ 5.-С.3−4.

27. Гаджиев PC Отношение сельского населения к медицинским профилактическим осмотрам //Здравоохр Рос Федерации -1993 -№ 4.-С. 15−17.

28. Гаибов А. Г. К оценке эффективности реформ здравоохранения в Таджикистане // Проблемы социальной гигиены и история медицины.-2004 -№ 1 .1. С.36−39.

29. Герзмава О. Х. Комплексная социально-гигиеническая и медико-демографическая оценка тенденций состояния здоровья и обоснование реформ здравоохранения в Грузии: Автореф дис канд. мед. наук.-М., 1996. 47с.

30. Гоголев В. В Социально-гигиеническое исследование роли информированности потребителей и производителей медицинских услуг озащите прав граждан по охране здоровья в повышении качества медицинской помощи: Автореф. дис канд. мед. наук.-М., 1998; 24с.

31. Голубева А. П., Боброва И. П., Роль клинико-экспертной деятельности в обеспечении населения качественной медико-социальной помощью //Проблемы управления здравоохранением -2004 -№ 3.-С.26−29.

32. Гришин В. В., Киселев A.A., Кардашев В. Л., Федонюк Л. С., Семенов В Ю Контроль качества оказания медицинской помощи в условиях медицинского страхования в ведущих странах мира.-М, 1995.-62 с.

33. Гришин В В., Семенов В. Ю., Поляков И В, Петухова В. В и др Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование/ Под ред. И В Полякова. Москва, 1995.

34. Губаев Н. В. Формирование системы информационно-аналитического обеспечения обязательного медицинского страхования (по данным республики Татарстан). // Экономика здравоохранения (спецвыпуск).-С.62−63.

35. Гуев А. Н. Уголовный кодекс РФ (постатейный комментарий некоторых статей, посвященных преступлениям в сфере экономики (разд 8) //Экономика здравоохр-1996 -№ 10/11 -С 66−71.

36. Гулягин Ю А., Свистунов В. А, Соколова Т, А Методологические проблемы системы регрессных исков за причиненный ущерб здоровью застрахованных впрактике страховой деятельности // Медицинское страхование -1996 -№ 13−14 -С.52−53.

37. Дегтярев Г. П. Три проблемы развития обязательного медицинского страхования // Экономика здравоохранения (спецвыпуск) -1996.-С.37−38.

38. Демидов НА., Архангельская Е. Ф, Исполатова И. Н. Медицинское страхование проблемы и перспективы // Здравоохранение Рос Федерации -1994.-№ 3.-С. 12−16.

39. Денисов И. Н., Григорьева Т. Н., Берестов Л. А. Экономические особенности переходного периода к бюджетно-страховой модели оказания медицинской помощи // Экономика здравоохранения (спецвыпуск).-С 45−46.

40. Дзлиева Г. Х., Соловьева О. Г. ОМСосновное направление реформирования Российского здравоохранения. // Здравоохранение -1996 -№ 5.-С. 15−29.

41. Дудов А. С., Нестеренко Ю. М. О рассмотрение судами гражданских дел, связанных с ненадлежащей медицинской помощью (обзор судебной практики) -Медицинское право -2005.-№ 4.-С.45−50.

42. Закон о медицинском страховании граждан в Российской Федерации //Приложение к журналу «Медицинское страхование» .-1993 .-№ 4(2).-С. 1−5.

43. Закон Российской Федерации «Основы законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации», 1993.

44. Захаров И. А, Новокрещенова ИГ, Новокрещенов ИВ Организационно-экономическая и финансовая модель деятельности стационара в современных условиях // Экономика и здравоохранениеМ., 1996 -№ 12.-С.39−41.

45. Зыятдинов К Ш Некоторые этико-правовые проблемы взаимоотношений врача и пациентов // Проблемы социальной гигиены и история медициныМ 2000.-№ 2.-С. 22−25.

46. Индейки и Е. Н. Общая теория Э Деминга и здравоохранением/Качество медицинской помощи. 2001. — № 2. — С. 34−36.

47. Исакова Л. Е. О реорганизации системы обязательного медицинского страхования // Экономика здравоохранения (спецвыпуск). -С.39−40.

48. Кишларь Л. Л., Прокупец Р. В., Борщ В. К. Информированность сельского и городского населения по вопросам здорового образа жизни. // Здравоохр. Рос Федерации -1994;№ 2.-С.27−29.

49. Климова Л. П. О функциях региональных стандартов медицинской помощи // Главный врач -1996 -№ 1.-С.57−60.

50. Конарева Л. Теория доктора Деминга. //Стандарты и качество 2002;№ 11 -С 46−50.

51. Кузьменко М. М., Михайлова Ю. В., Сибурина Т А. Социологическое исследование системы поддержки врачами реформы здравоохранения // Здравоохранение Рос Федерации -1995.-№ 6.-С. 17−19.

52. Кук Ф Дж Заговор против пациента. // ММедицина -1972.-296с.

53. Кучеренко В. З Критический анализ существующей системы обязательного медицинского страхования // Экономика здравоохранения (спецвыпуск).-С. 1314.

54. Кучеренко В. З., Сырцова JI.E. Проблемы профилактики в условиях реформ здравоохранения // Проблемы социальной гигиены и история медицины-М., 1996.-№ 1.-С.42−46.

55. Лебедев A.A., Лебедева И. В. ОМС сквозь призму статистики //Экономика здравоохр. -М.-1997. № 8/9/21.-С.44−50.

56. Лукашев A M Актуальное интервью // Экономика и здравоохранениеМ -1996 -№ 2.-С.11−15.

57. Максименко Л. Л., Курьянов А. К. Изучение мнения населения о проблемах здоровья и здравоохранения.//3дравоохранение РФ- 2003. № 1- С.21−22.

58. Малый А. Ю. Конфликтные ситуации в стоматологии и факторы защиты врачей от необоснованных претензий // Н.тр. 1 Всерос съезда по медицинскому праву 25−27 июня, 2003, Москва. — М. -2003 — С. 66−69.

59. Мельникова H.A. Научное обоснование системы обеспечения врачебными кадрами здравоохранения региона в современных социально-экономических условиях (на примере Хабаровского края). Автореф дис канд мед. наук. Хабаровск — 2004 — 24с.

60. Микиртичан Г. Л., Шепилов В. В., Удовлетворенность больных медицинской помощью и отношением к ним медицинского персонала//Сб. науч трудов «Проблемы городского здравоохранения» (Выпуск 6) С.-Пб.2001 173−176.

61. Митронин В. К. О математическом подходе к формированию критериев оценки качества медицинских услуг //Проблемы социальной гигиены и история медицины -1995.-№ 1 -С.51 -53.

62. Михайлова Н., Федорова Л., Олейников В., Гилятзетдинов Д., Олейникова Н. К медицине со знаком качества // Стандарты и качество2002 -№ 11 -С 28−33.

63. Мыльникова И. С., Кричагин В. И., Индейкин E.H. Стандарты медицинской помощиМ.-Присцельс-1993 -С.90.

64. Мыльникова И. С. Что такое «стандарты качества», или еще раз об объектах стандартизации в медицине И Главный врач -1996.-№ 1 -C.6I-7I.

65. Мыльникова И. С. Врачи боятся усиления контроля за их деятельностью трудности на пути принятия стандартов мониторинга при анестезиологических пособиях. // Главный врач.-1996.-№ 5.-С.65−66.

66. Мультановский М. П. История медицины Учебник для студентов мед. институтов М Медгиз -1961.-С.34.

67. Мусин И Т. Удовлетворенность сельского населения качеством оказания доврачебной медицинской помощи /И.Т.Мусин, М. А. Яруллин И Здравоохранение РФ.-2004;№ 4.-С.22−24.

68. Мыльникова И. С. Пути вневедомственного контроля качества медицинской помощи. // Главный врач -1996.-№ 6.-С. 105−106.

69. Новый гражданский кодекс РФ о возмещении вреда. //Главный врач -1996 -№ 3 -С.87, (ст. 1068, ст. 1096).

70. Обязательное медицинское страхование 1994;1995гг //Медицинское страхование.-1995.-№ 10.-С. 1−2.

71. Овчаров В К, Марченко А. Г., Тишук Е. А. Формирование мнения больных об удовлетворенности стационарной помощью //Советское здравоохранение -1990;№ 5.-С.З-6.

72. Овчаров В К, Марченко А. Г., Тишук Е. А. Степень удовлетворенности населения деятельностью участкового врача. // Советское здравоохранение1990.-№ 9 -C.I3−18.

73. Овчаров В. К, Марченко А. Г., Тишук Е. А. Изучение удовлетворенности населения стоматологической помощью // Здравоохранение Рос Федерации1991.-№ 1.-С.10−11.

74. Овчаров В. К., Марченко А. Г., Тищук Е. А. Об опыте изучения удовлетворенности населения медицинской помощью. //Советская медицина -1991 -№ 3.-С.55−57.

75. Ордина Н. Б., Андреева М Р, Савонина Ю. А. Опыт социологического изучения причин отказа населения от обращения за медицинской помощью //Проблемы социальной гигиены и история медициныМ, 1996 -№ 4 -С.38−39.

76. Пашинян А. Г. Анализ дефектов профессиональной деятельности дерматовенерологов // Н.тр. I Всерос. съезда по медицинскому праву 25−27 июня, 2003, Москва. — М -2003. С. 229−231э.

77. Пискун А. И. Информационно-деонтологические нарушения как основной повод обращения пациентов в суд // Медицинское право -2005.-N 2.-С.5−7.

78. Поляков ИВ, Селезнев В. Д. Здравоохранение в условиях перехода к рыночной экономике // Проблемы социальной гигиены и история медициныМ., 1995.-№б.-С 41−44.

79. Приз Е. В О необходимости повышения правовой грамотности медицинских работников // Н тр. II Всерос съезда по медицинскому праву -13−15 апреля, 2005, МоскваМ 2005. — С 498−500.

80. Решетников A.B. Медико-социальный мониторинг Руководство. М Медицина, 2003. — 1048 с.

81. Ройтман М П., Линденбратен А. Л. От нового хозяйственного механизма в здравоохранении к обязательному медицинскому страхованию // Проблемы социальной гигиены и история медициныМ., 1996.-№ 1.-С.30−36.

82. Сборник нормативно-методических документов по переводу на новые условия хозяйствования учреждений здравоохраненияМ, 1989 -Т 1 -С.220−243.

83. Сабанов В. И., Попова Е. Г Качества медицинской помощи и конфликтогенность в системе «Врач пациент» в зависимости от формы оплаты труда в амбулаторно-поликлинических учреждениях — Экономика Здравоохранения.-2004 г -№ 5−6 (84)-С.52−55.

84. Семенов В. Ю Обязательное медицинское страхование и реформирование здравоохранения в России и за рубежом // Экономика здравоохранения -1996 -№ 4.-С.8−15.

85. Сура М В Оптимизации выбора медицинских технологий в системе управления качеством медицинской помощиАвтореф дис. канд. мед. наук. -Москва 2004. 26с.

86. Стародубов В Н., Цыбульский В. Б Реформа здравоохранения и ее законодательное обеспечение // Н.тр. I Всерос съезда по медицинскому праву 25−27 июня, 2003, Москва — М -2003 — С 45−46.

87. Томилин В В., Соседко Ю. И. Судебно медицинская оценка дефектов оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения РФ // Судебно — медиц. эксперт 2000. N1.04−5.

88. Третьякова Т Е Развитие системы обязательного медицинского страхования на территории Тамбовской области: актуальные проблемы и перспективы //Экономика здравоохранения (спецвыпуск).-С.31−32.

89. Филатов В Б Мнения главных врачей о реформировании здравоохранения в Новосибирской области. // Проблемы социальной гигиены и история медицины -1996.-№ 1 -С.22−23.

90. Федоров В. В., Привалова В. Ю. Эксперт качества медицинской помощи и его роль в системе современного здравоохранения. // Здравоохранение Рос Федерации,-1995 -№ 1 .-С. 12−16.

91. Хальфин Р. А., Путилова JI. B, Боярский А. П. и др Лицензирование как механизм управления качеством медицинской помощи населению //Региональная политика в условиях реформирования здравоохранения Сб науч трудовВып.И. -М.-Екатеринбург, 1998 С175−182.

92. Цыбульский В. Б Права пациентов основной механизм обеспечения доступности медицинской помощи и повышения ее качества // Н.тр. I Всерос съезда по медицинскому праву. -25−27 июня, 2003, Москва — М. -2003 -С. 182−186.

93. Чавпецов В. Ф, Перепеч Н. Б, Михайлов С М., Бершадский Б. Г., Лифшиц.

94. Черепов В. М Проблемы реформирования здравоохранения в Российской Федерации. // Медицинское страхование -1995.-№ 12.-С.З-5.

95. Шевский В. И Реформы системы медицинской помощи в Самарской области Проблемы и перспективы // Проблемы социальной гигиены и история медициныМ, 1996 -№ 1 -С.25−28.

96. Шейман ИМ. Концентрация и монополизация в медицинском обслуживании. СШАэкономика политика, управление изд. АН СССР.-1981 -№ 6.-С.72−80.

97. Экспертиза качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (проблемы, задачи и подходы к решению). //Методическое пособие под ред Чавпецова В Ф, Гришина В В., Семенова В Ю., Глущенко П.П.- М., 1995 -168с.

98. Ярохно В. И. Организационные и экономические модели и технологии управления многопрофильной муниципальной больницей скорой помощи Автореф дис канд. мед. наук.-М.1996.-24с.

99. Яруллин М. А. Экспертная оценка качества оказания доврачебной медицинской помощи сельскому населению /М.А Яруллин, И. Т. Мусин // Казанский медицинский журнал.-2004.-№ 3.-С.237−239.

100. Ап end to patchwork reform of health care. // N. Engl. J. Med.- 1987.-V.317 -№ 17.-P.1086−1089.

101. An epitaph for Medicare J Florida med. Ass -1987 -V.74 -№ 5.-P.351−354.

102. Blendon R., Donelan К British public opinion on national health service reform // Hldi Affairs-1989 -Vol.8.-№ 4 -P 55−59.

103. Brook R.H. Appel F.A., Quality-of-care assessment: choosing a method for peer review New Engl J Med -1973 -V.288.-P.1323−1329.

104. Brook R.H., Qualitycan we measure it? New Engl. J. Med. -1977.-V.297,-P. 170−171.

105. Brown E. R A National health program for the United States. JAMA.-1992;V.267 -№ 4-P.552−558.

106. Carr-Hill R.A. Hardman G, Martin S. Peacock S., Sheldon T.A., Smith P A Formula for Distributing NHS Revenues Based on Small Area Use of Hospital Beds University of York.-1994 -140 p.

107. Chassin M. Standarts of care in medicine. // Inquiry -1988,-Vol 25.-P.437−453.

108. Court C Pediatrician found guilty of misconduct // BMJ -1994 -V 309.-№ 6968 -P. 1533.

109. Desmonts J.M. Complications de Tanesthesie et aspects medico-legaux. Pans etc.: Masson.-l992.-192 p.

110. Dixon J. US health care. 3: The reform ptoblem BMJ-1992.-V.305.-17 OctP.941−944.

111. Dixon J. US health care 1 The access problem BMJ -1992 -V.305.-3 Oct.-P.817−819.

112. Dyson R. Pay bargaining and the patient. Hlth Soc. Serv J -1986 -V.96 -№ 5020 -P 1326−1327.

113. Donabedian A. Griteria, norms and standards of quality what do they mean? Amer J Publ Hlth-1981.-V.71-P 409−412.

114. Dorozynski. Health services in disaiTay: 2 France BMJ-1991.-V.302.-15 JuneP 1419.

115. Dumont M. Le praticien et sa compagnie dAassurance: quelques conseils. //Chir Dent. Fr-1988.-Vol.58.-P.59−60.

116. Evans R. G Public health insurance the collective purchase of individual care Health Policy -1987 -V 7 -P. 115−134.

117. Feder J., Moon M, Scanlon W Medicare reform Nibbing at catastrophic costs // Hltli Affairs.-1987.-Vol.6.-№ 4-P.5−19.

118. Femer D Medicinsk etik. Medicinsk prioritenngsetic nar resurserna Krymper // Lakartidningen-1989 -Vol.86.-P.340−344.

119. Fine D J, Meyer E. R Quality assurance in historical perspective. Hosp Hlth Serv. Admin.-1983.-V.28.-P 94−121.

120. Gabel J., DiCarlo S., Fink S., de Lissovoy G. Employer-sponsored health insurance in America. // Hlth Affairs -1989 -Vol.9 -№ 2.-P.116−128 198 Gemtsen R De ontslagbnef. // Ned. Tijdschr Geneeskd -1989 -Vol. 133.-№ 6 -P.314−324.

121. Glasser W The politics of paying amencan physicians. // Hlth Affairs-1989;Vol.8.-№ 4 -P.129−146.

122. Ham Ch. Health care reforms in Sweden. BMJ -1991.-V.303.-23 Nov.-P.1288 201 Hellinger F Selection bias in health maintenance organization: Analysis of recent evidence. // Hlth Care Financing Rev -1987.-Vol.9.-№ 2.-P.55−63.

123. Holahan J., Moon M., Welch W.P., Zuckerman S. An American Approach to Health System Reform JAMA.-1991.-V.265.-15 May.-№ 19.-P.2537−2540.

124. Holland W W The RAWP review. Pious hopes Lancet -1986 -V.2.-№ 8515.-P. 1087−1090.

125. Ig! ehart J. JapanAs medical care system. The New England Journal of Medicine -1988 -V.319.-№ 12.-P. 807−812.

126. Iglehart J.K. JapanAs medical care system-part two The New England Journal of Medicine-1988;V 319.-Oct. 27-P I 166−1172.

127. Iglehart J.K. GermanyAs Health Care System (First of Two Parts). New England Journal of Medicine-1991 -V.324.-14 Febr.-№ 7.-P.503−508.207.1kegami N Japanese health care: Low cost through regulated fees Health Affairs, Fall-1991 -P.87−109.

128. Ito H Health insurance policy development in Denmark an Sweden 1860−1950 Soc. Sci. Med.-1979.-V.13.-P. 143−160.

129. Jonsson B What can amencans learn from Europeans'' // Hith Service Financing Rev -1989 -Ann SupplP.79−93.

130. Judge K. AmericaAs unmsured and underingured BMJ.-1991.-V.302-P.l 1 631 164.

131. Kirkman-Liff B., Van den Ven W Improving effici-ency in the Dutch health care system: Current innovations and future options. // Hlth Policy -1989;Vol. 13.-P. 18−35.

132. Kissam P Health maintenance organizations and the role of antitrust law // Dune LawJ.-1978.-№ 2.-P.487−541.

133. Lazenby H.C., Levit K.R., Waldo DR., Adler G.S., Letsch SW, Cowan C.A. National health accounts: Lessons from the U. S experience Health Care Financing Reviem -1992.-SummerV 13-№ 4 -P 89−103.

134. Lister J. Reform of British national health service // New Engl. J. Med.-1990 -№ 6.-P.410−412.

135. Lohr K, Yordy K., Thier S Current issues in quality of care // Hlth Affairs-1988;Vol.8.-№lP 13−14.

136. Mcclelland A. In Fair Health? Eguity and the Health System. Background Paper 3. National Health Strategy Melbourne Australia -1991.

137. MulIer C. Review of twenty years of research on medical care utilisation. // Hlth Services Res.-1986;Vol.21, № 1-P 131−135.

138. National commentaries. Information № 25 July 1990 — london-Secretariat IFVHSF, 78 p.

139. Pekurinen M. Snow Sweat Hits Serv. J.-1992.-20 Aug.-P.22−25.

140. Piechowiak H Sozialmedizinische Analyse: Wie Krank sind Reka-Antragsteller? Vertrauen sarztiiche HV-Beguta-Chtungen nacher betrachtet // Off Gesundheitswess -1988.-Bd 50, — S.572−578.

141. Pouillier J.P. A. European overview Hlth Serv J. 1989.-27 April.-P.6−8.

142. Reviem of the Resource Allocation Working Party Formula Final report by the NHS managing board Department of Health and Social Security UK.-1988;ISBN 1 85 197 3567.

143. Riger H Haftung fiir Behundlungsfehler uber den Tod Hinaus. // Dtsch med. Wschr-1989;Bd 114−276 s.

144. Saltman R B. Recent health policy initiatives in Nordic countries Health Care Financing Reviem, Summer 1992.-V.13.-№ 4 -P 157−166.

145. Sheldon T, Carr-Hill R Measure for measure Hlth Serv J -1991 -1 Augist.-P.22−24.

146. Sheldon T., Carr-Hill R. Right approach, wrong method. Hlth Serv. J -1991 -8 August.-P.24−25.

147. Sheldon T.A., Smith G. D, Bevan G Weighting in the dark resource allocation in the new NHS. BMJ.-1993 .-V.306.-27 March.-P 835−839.

148. Shiebcr G J., Poullier J P. Greenwald L.M. Health Care Systems in Twenty-Four Countries. Health Affairs, Fall 1991.-P.22−38.

149. Short P Trends in employee health benefits. // Hlth Affoirs.-1988.-Vol 7 -№ 3 -P 186−196.

150. Smart T, Draper P Public health and economic policy: Financing the NHS Lancet -1985 -V.2 -№ 8466.-P 1233−1235.

151. Social Insurance and Allied Services (the Bevendge Report). London, His Majesty^ Stationery office, 1942, Cmd 6404.

152. Steffen M. Les politiques de la sante devant les alternatives II Cah. Sociol. Demogr Med -1988 -Vol 28 -№ 2.-P. 163−178.

153. Tann P A better preautonzation tool or another way of saying «Cookbook»? // Amer Med News-1990;April 20-P.13−17.

154. Terns M Lessons from Canada’s Health Program J Publ Health Policy-1990 -Summer-P.151−160.

155. The Pepper Commission (US Bipartisan Commission on Comprehensive Health Care). A Call for Action: Final Report. Washington, DC US Government Printing Office, September 1990.

156. Ven W.P.M.M. van dc, Vliet R.C.J F. van, Barneveld E. M van Lamers L.M. Risk-adjusted capitation recent experiences in the Netherlands. Health Affairs, Winter 1994;P 120−136.

157. Welch W The new structure of individual practice assosiations // J Hith Politic, Policy and Law -1987 -Vol.l2.-№ 4.-P.723−739.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой