Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Моделирование технологических процессов и систем управления блоков печей в компьютерных тренажерах для обучения и контроля знаний персонала нефтеперерабатывающих предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях безопасность нефтеперерабатывающей отрасли промышленности определяется уровнем подготовки оперативного персонала. Несовершенство существующих обучающих и контролирующих средств выражающаяся в невозможности приобретения операторами практического опыта поведения в предаварийных и аварийных ситуациях, обуславливает высокую аварийность вследствие их ошибок. Практические навыки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. — Анализ автоматизированных систем обучения производственного персонала
    • 1. 1. Тенденции развития современных нефтеперерабатывающих предприятий
    • 1. 2. Анализ аварийности на нефтеперерабатывающих предприятиях РФ
    • 1. 3. Анализ средств и систем обучения оперативнотехнологического персонала
    • 1. 4. Применение компьютерных тренажеров для обучения и контроля знаний оперативно-технологического персонала
  • Выводы
  • Глава 2. — Разработка тренажерной модели блока печей нефтеперерабатывающего предприятия
    • 2. 1. Свойства тренажерной модели
    • 2. 2. Информационная структура компьютерного тренажера
    • 2. 3. Классификация моделей для компьютерного тренажера
    • 2. 4. Разработка модели технологического процесса
      • 2. 4. 1. Требования к модели технологического процесса
      • 2. 4. 2. Оборудование и технологические процессы блока печей Характеристика блока печей как объекта моделирования 47 2.4.2.1 Трубчатые печи. Назначение и классификация трубчатых печей
        • 2. 4. 2. 1. 1 Принцип работы печей
        • 2. 4. 2. 1. 2 Конструктивные элементы трубчатых печей
        • 2. 4. 2. 2. Система топливоснабжения
        • 2. 4. 2. 2. 1 Линия топливного газа
        • 2. 4. 2. 2. 2 Линия жидкого топлива
        • 2. 4. 2. 3. Линия дымового газа
        • 2. 4. 2. 4. Линия воздуха на горение
        • 2. 4. 2. 5. Описание линии сырья
        • 2. 4. 2. 6. Теплообменная аппаратура
      • 2. 4. 3. Обоснование выбора типа моделей технологического процесса. Метод разработки математической модели технологического процесса
      • 2. 4. 4. Модель распределения массовых расходов теплоносителей в разветвленной сети трубопроводов
        • 2. 4. 4. 1. Моделирование линии сырья
        • 2. 4. 4. 2. Моделирование линии газа
      • 2. 4. 5. Моделирование трубчатой печи
        • 2. 4. 5. 1. Моделирование зоны радиации
        • 2. 4. 5. 2. Моделирование зоны конвекции
        • 2. 4. 5. 3. Моделирование теплообменной аппаратуры
        • 2. 4. 5. 4. Моделирование сепаратора топливного газа
        • 2. 4. 5. 5. Моделирование теплового баланса узлов смешения 103 и разветвления трубопроводов
        • 2. 4. 5. 6. Моделирование процесса горения газообразного топлива
    • 2. 5. Математическое моделирование системы управления 109 технологическим процессом
      • 2. 5. 1. Назначение модели системы управления, требование к модели
      • 2. 5. 2. Модель системы измерительных преобразователей
      • 2. 5. 3. Моделирование устройств связи с объектом
      • 2. 5. 4. Моделирование регулирующих контроллеров
      • 2. 5. 5. Моделирование супервизорной ЭВМ
      • 2. 5. 6. Моделирование систем исполнительных механизмов
    • 2. 6. Моделирование дискретных систем
      • 2. 6. 1. Требования к модели дискретных систем
      • 2. 6. 2. Метод моделирования дискретных объектов и систем
    • 2. 7. Математическое моделирование зависимости физико-химических свойств веществ от параметров технологического процесса
    • 2. 8. Моделирование нештатных ситуаций
      • 2. 8. 1. Требования к модели нештатных ситуаций
      • 2. 8. 2. Классификация нештатных ситуаций
      • 2. 8. 3. Моделирование нештатных ситуаций, механизмы инициирования нештатных ситуаций
    • 2. 9. Алгоритм имитационного моделирования
    • 2. 10. Параметрическая идентификация и проверка адекватности 139 тренажерной модели
      • 2. 10. 1. Параметрическая идентификация тренажерной модели
      • 2. 10. 2. Параметрическая идентификация математической модели распределения расходов теплоносителей в разветвленной сети трубопроводов
      • 2. 10. 3. Проверка адекватности тренажерной модели
  • Выводы
  • Глава 3. Разработка моделей интерфейсов оператора и инструктора
    • 3. 1. Моделирование интерфейса оператора
      • 3. 1. 1. Требования к интерфейсу оператора
      • 3. 1. 2. Применение систем сбора данных и оперативного диспетчерского управления технологического процессами для разработки интерфейса оператора
    • 3. 2. Моделирование интерфейса инструктора
  • Выводы
  • Глава 4. Практическая реализация тренажерной модели
    • 4. 1. Программная реализация тренажерной модели
    • 4. 2. Параметрическая идентификация и проверка адекватности тренажерной модели
      • 4. 2. 1. Параметрическая идентификация тренажерной модели
      • 4. 2. 2. Проверка адекватности тренажерной модели
    • 4. 3. Моделирование интерфейсов оператора и инструктора
    • 4. 4. Технология работы с компьютерным тренажером
  • Выводы
  • Выводы и основные результаты работы

Моделирование технологических процессов и систем управления блоков печей в компьютерных тренажерах для обучения и контроля знаний персонала нефтеперерабатывающих предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интенсификация технологических процессов, техническое совершенствование и усложнение систем управления влекут за собой не только экономическое процветание нефтеперерабатывающих предприятий, но и опасность возникновения техногенных и экологических катастроф. Более половины аварий на нефтеперерабатывающих предприятиях являются следствием неправильных действий операторов, причем около трети всех аварий приходится на блоки печей. Трудность прогнозирования и своевременного предотвращения аварий обуславливает необходимость разработки эффективных средств обучения и контроля знаний производственного персонала, одним из которых являются компьютерные тренажерные системы. Принцип обучения и контроля знаний на компьютерных тренажерах заключается в изучении причинно-следственных связей в объекте управления с последующей выработкой навыков поведения в аварийных ситуациях. Эффективность применения компьютерного тренажера определяется оптимальным сочетанием его аппаратного и программного обеспечения. На сегодняшний день модернизация компьютеров способствовала развитию только аппаратурного оформления тренажеров. По мере совершенствования технического оснащения тренажеров существует необходимость в разработке методов имитационного и математического моделирования систем управления и технологических процессов наиболее взрывои пожароопасных объектов нефтеперерабатывающих предприятийблоков печей.

Во Введении обоснована актуальность проблемы и описано краткое содержание глав.

Первая глава посвящена анализу промышленной и экологической безопасности в нефтеперерабатывающей промышленности, систем автоматизированного обучения персонала и обоснованию эффективности применения компьютерных тренажеров с целью снижения аварийности.

Проведенные исследования деятельности нефтеперерабатывающих предприятий выявили следующие основные тенденций их развития [1]: интенсификация технологических процессов, увеличение номенклатуры выпускаемой продукции, увеличение глубины переработки нефти, развитие технического обеспечения производства, в том числе совершенствование систем управления процессами нефтепереработки, создание индустриальных комплексов вблизи мест проживания людей, создание безотходных, технологически и экологически безопасных технологий.

Следование этим тенденциям, приносящее предприятиям экономическое процветание и экологическую безопасность, невозможно без качественной подготовки персонала, способного как безопасно управлять процессом, так и в кратчайшие сроки предупреждать и ликвидировать аварийные ситуации.

На основании анализа аварийности на нефтеперерабатывающих предприятиях РФ выявлено, что около трети аварий происходят на блоках печей, а также отмечен рост числа неполадок в результате неправильных действий оперативно-технологического персонала.

Преобладающее число неполадок по вине операторов обусловлено неэффективностью применяющихся средств автоматизированного обучения, представленных преимущественно тестовыми программами по охране труда и технике безопасности. Альтернативой существующим системам обучения и контроля знаний являются компьютерные тренажеры, имитирующие реальный технологический процесс, работу системы управления и аварийные ситуации.

Процесс обучения на компьютерном тренажере заключается в изучении схем и режимов технологического процесса, системы управления, отработке действий по предотвращению и ликвидации аварий в замедленном, реальном и ускоренном масштабах времени. Контроль знаний операторов осуществляется путем имитации инструктором неполадок и анализа действий оператора по выводу объекта управления из аварийного состояния.

Проведен анализ публикаций, посвященных компьютерным тренажерам. В связи с совершенствованием компьютерной техники отмечен переход с тренажеров, представленных дубликатами реальных щитов и пультов управления, на компьютерные системы обучения и контроля знаний, характеризующихся наличием сетевой конфигурации станций инструктора и оператора. Совершенствование технического оснащения компьютерных тренажеров обусловило необходимость развития их программного обеспечения, представленное моделями технологических процессов, систем управления и нештатных ситуаций. Актуальной является задача синтеза тренажерной модели для наиболее взрывои пожароопасных объектов нефтепереработки — блоков печей. Поставлена цель и сформулированы задачи диссертационной работы.

Вторая глава работы посвящена разработке методов моделирования технологических процессов и систем управления блоков печей нефтеперерабатывающих предприятий, алгоритма имитационного моделирования и информационной структуры тренажерной модели.

На основании назначения, принципа и режимов работы компьютерного тренажера сформулированы следующие требования к тренажерной модели.

С целью оптимизации процедуры разработки тренажера предложена модульная организация тренажерной модели.

Разработаны основные элементы тренажерной модели, обеспечивающие се качественные характеристики: модели технологических процессов, систем управления, объектов и систем с дискретным характером работы, нештатных ситуации, алгоритм имитационного моделирования. Впервые предложен метод математического моделирования распределения массовых расходов и давлений теплоносителя, использующий уравнение Бернулли и закон сохранения импульса. Разработаны математические модели радиантной и конвекционной зон нагревательных печей, прямоточного и противоточного теплообменника, сепаратора топливного газа, участка трубопровода, узлов слияния и разветвления трубопроводов, линий топливного и дымового газов, сырья, воздуха, жидкого топлива.

Разработаны модели измерительных преобразователей давления, перепада давлений, температуры, устройств связи с объектом, регуляторов, блоков ограничения величины и скорости сигнала, исполнительных механизмов. Разработаны математические модели режимов управленияручного, автоматического и каскадного, предусмотрен безударный переход между режимами управления.

Предложен алгоритм задания системного времени, согласно которому величина шага интегрирования определяется на основе расчета времени, затраченного системой на расчет тренажерной модели и выполнение системных функций на предыдущем шаге. Обработка дискретных событий осуществляется в начале каждого следующего временного шага в порядке их возникновения.

Разработан метод моделирования дискретных объектов и систем, основанный на построении таблиц возможных состояний и переходов, построении диаграмм состояний, синтезе алгоритма функционирования.

Предложены механизмы инициирования нештатных ситуаций, схемы идентификации и алгоритмы проверки адекватности тренажерной модели.

В третьей главе предложен метод разработки моделей интерфейсов оператора и инструктора с применением современных систем сбора данных и оперативного диспетчерского управления технологическими процессами. Сформулированы требования к интерфейсам оператора и инструктора. Обоснована эффективность применения систем сбора данных и оперативного диспетчерского управления технологическими процессами для построения интерфейсов оператора и инструктора.

В четвертой главе описана практическая реализация тренажерной модели блоков печей в компьютерном тренажере для обучения и контроля знаний операторов установки вакуумной разгонки мазута ВТ-6 ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез». Описан аппаратный и программный состав компьютерного тренажера. Приведены математические модели и оценена их адекватность. Обоснован выбран системы сбора данных и оперативного диспетчерского управления технологическими процессами для построения интерфейсов оператора и инструктора.

Основные положения диссертации отражены в публикациях [54−57, 88,.

89].

На защиту выносятся следующие положения:

1. методы математического моделирования технологических процессов и систем управления, обеспечивающие адекватное воспроизведение аварийных и эксплуатационных режимов работы блоков печей н е фтеп ер ер аб аты в ающих пр ед приятий;

2. алгоритм имитационного моделирования, обеспечивающий работу тренажерной модели в реальном, замедленном и ускоренном масштабах времени, использование тренажера в режимах контроля и обучения;

3. метод моделирования интерфейсов оператора и инструктора, обеспечивающий идентичность реального и эмулируемого интерфейсов, проведение анализа учебных и контрольных занятий;

4. оптимизированная информационная структура, обеспечивающая синхронизированную во времени работу элементов тренажерной модели, их автономную замену и перенастройку.

Выводы и основные результаты работы.

В современных условиях безопасность нефтеперерабатывающей отрасли промышленности определяется уровнем подготовки оперативного персонала. Несовершенство существующих обучающих и контролирующих средств выражающаяся в невозможности приобретения операторами практического опыта поведения в предаварийных и аварийных ситуациях, обуславливает высокую аварийность вследствие их ошибок. Практические навыки поведения в нестандартных ситуациях не могут быть выработаны на реально действующем производственном объекте, поскольку их приобретение сопряжено с нарушением нормального течения технологического процесса и созданием условий, угрожающих жизни людей. Реальным безопасным средством обучения и контроля знаний операторов являются компьютерные тренажеры, имитирующие технологический процесс, работу системы управления и аварийные ситуации. Эффективность применения компьютерных тренажеров определяется оптимальным сочетанием их программного и аппаратного обеспечения. На сегодняшний день модернизация компьютеров способствовала развитию только аппаратурного оформления тренажеров. Поэтому исследования, направленные на разработку эффективных методов математического моделирования технологических процессов, систем управления и имитационного моделирования, объединенных в тренажерную модель, воспроизводящую аварийный и эксплутационный режимы наиболее взрывои пожароопасных объектов нефтепереработки — блоков печей, являются актуальными.

Практическая ценность работы заключается в обеспечении безопасности производства, повышения качества продукции, уменьшении простоев оборудования, снижении брака, улучшении экологического состояния промышленной зоны на основе роста профессионального уровня оперативного персонала за счет использования компьютерных тренажеров для обучения и контроля его знаний.

Основные положения диссертационной работы докладывались на Международной научно-практической конференции «Региональные особенности развития машинои приборостроения, информационных технологий, проблемы и опыт подготовки кадров», Тирасполь, 2001 г.- I Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы машиностроения», Владимир, 2001; Всероссийской научно-технической конференции «Материалы и технологии XXI века», Пенза, 2001; III Международной конференции «Кибернетика и технологии XXI века», Воронеж, 2002.

На основании целей работы и поставленных для ее реализации задач достигнуты следующие основные результаты работы:

1. Обоснована эффективность применения компьютерных тренажеров для обучения и контроля знаний оперативно-технологического персонала блоков печей нефтеперерабатывающих предприятий с целью предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций.

2. Сформулированы требования к тренажерной модели в целом и к ее элементам. Предложен тип моделей и методы их синтеза.

3. Разработана информационная структура компьютерного тренажера, обеспечивающая синхронизированную во времени работу элементов тренажерной модели, их автономную замену и перенастройку.

4. Разработаны методы математического моделирования технологических процессов и систем управления, обеспечивающие адекватное воспроизведение аварийных и эксплуатационных режимов работы блоков печей нефтеперерабатывающих предприятий.

5. Разработан алгоритм имитационного моделирования, обеспечивающий работу тренажерной модели в реальном, замедленном и ускоренном масштабах времени, использование тренажера в режимах контроля и обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Основные опасности химических производств. М.:Мир, 1991.-672 с.
  2. М.В., Соколов В. М., Кац М.И. Аварии в химических производствах и меры их предупреждения. М.: Химия, 1976.- 367 с.
  3. Т. Б. Интеллектуальные автоматизированные тренажерно-обучающие комплексы в системах управления потенциально-опасными химическими производствами: Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. Санкт-Петербург, 1997.
  4. Garrison W.G. Major Fires and Explosions Analized for 30 Year Period // Hydrocarbon Processing. 1988. Vol. 67. № 9. P.115−120.
  5. Итоги работы компании «Славнефть» за 6 месяцев 2002 года // «Славнефть: дела и люди»: межрегиональный выпуск. 2002. № 11. — СЛ.
  6. А.А. Основные направления повышения противоаварийной устойчивости производств и совершенствование управления промышленной безопасностью // Безопасность труда в промышленности. -2002. -№ 3.-С.2−7.
  7. Об итогах работы Госгортехнадзора России в 2001 г. и задачах на 2002 г. // Безопасность труда в промышленности. 2002. — № 1. — С.12−18.
  8. К.В., Гавриков В. П., Карабанов Ю. Ф., Ткаченко В. А. Организация регулирования промышленной безопасности в Европейском Союзе // Безопасность труда в промышленности. 2002. — № 4. — С.56−57.
  9. И.И., Котельников B.C., Сулимкин В. П. Современные информационные технологии, применяемые для подготовки персонала вобласти промышленной безопасности // Безопасность труда в промышленности. 2001. — № 3. — С.25−26.
  10. Обеспечение промышленной безопасности предприятий Сибирского Федерального Округа укрепление российской экономики // Безопасность труда в промышленности. — 2002. — № 4. — С.39 — 42.
  11. П.Жидков А. Б., Ванслов А. В., Егоренко Б. М. Мероприятия по безопасной работе трубчатых нагревательных печей на нефтеперерабатывающих заводах // Безопасность труда в промышленности. 2002. — № 4. — С.35−38.
  12. Аварии года // Безопасность труда в промышленности. 2001. — № 5. -С.24.
  13. Аварии года // Безопасность труда в промышленности. 2002. — № 6. -С.12.
  14. Аварии года // Безопасность труда в промышленности. 2002. — № 7. -С.19.
  15. Аварии года // Безопасность труда в промышленности. 2001. — № 4. -С.16−17.
  16. Аварии года // Безопасность труда в промышленности. 2002. — №.2. -С.17.
  17. Аварии года // Безопасность труда в промышленности. 2001. — № 5. -С.24.
  18. Аварии года // Безопасность труда в промышленности. 2001. — № 6. -С.14.
  19. Аварии года // Безопасность труда в промышленности. 2002. — № 5. -С.21.
  20. В.JI. Разработка новых тренажерно-контролирующих средств для обеспечения учебного процесса и методики их использования: Отчет о научно-исследовательской работе. Ярославль, 1985.
  21. В.П., Оганов К. А., Мхитарян С. А. Алгоритм функционирования системы обучения операторов производства экстракционной фосфорной кислоты: Экспресс-информация // Автоматизация химических производств 1987.- Вып.2. С. 32.
  22. В.М. Структура человеко-машинного взаимодействия в компьютерных тренажерах операторов технологических процессов // Приборы и системы управления. 1998. — № 5. — С.57−65.
  23. В.М. Оператор в компьютеризированной системе управления: к проблеме построения человеко-машинного интерфейса // Приборы и системы управления. 1998. — № 3. — С.39−47.
  24. В.М. Обучение операторов технологических процессов на базе компьютерных тренажеров // Приборы и системы управления. 1999. -№ 8. — С.61−70.
  25. В.М. Динамическое моделирование в оптимальном управлении и автоматизированном обучении операторов технологических процессов. 4.2 Компьютерные тренажеры реального времени // Приборы и системы управления. 1996. — № 8. — С.41−50.
  26. В.М. и др. Особенности построения моделей технологических процессов для компьютерных тренажеров реального времени // Тезисы докладов научно-практической конференции, поев. 95-летию Пастуховского училища. Ярославль, 1995. С. 69−71.
  27. В.П., Татаринов А. В. Компьютерные тренажерные системы для технологических отраслей промышленности // Приборы и системы управления.-1994.- № 5, — С. 3−5.
  28. В.К. Обучающие системы и тренажеры // Приборы и системы управления.-1996, — № 6. С.13−14.
  29. А.Э. Компьютерный тренажерный комплекс для производств первой и второй категорий опасности // Приборы. 2001. — № 2. — С.23−26.
  30. Р.Г., Матюшенко В. В., Нестеровский В. Г., Обыден В. А., Шкуратов Ю. А. Мультимедийные комплексные обучающие системы опасности // Приборы. 2001. — № 2. — С.20−23.
  31. С.В. Современные программно-технические средства для подготовки специалистов в области автоматизации технологических процессов // Приборы и системы управления.-1996.- № 6 С. 14−16.
  32. С.Р. Обучаться? Лучше всего на компьютере! // Нефть, газ и нефтехимия за рубежом 1989. — № 1. — С. 123−126.
  33. X., Поттер Д. Применение тренажеров для обучения операторов технологических установок НПЗ // Нефть, газ и нефтехимия за рубежом -1989.-№ 12. -С. 112−115.
  34. С.Р. Современные методы и средства обучения операторов НПЗ // Нефть, газ и нефтехимия за рубежом. 1990. — № 12. — С. 89−93.
  35. В.А., Чайванов Б. Б., Черноплеков А. Н. Научные проблемы безопасности техносферы. // Безопасность труда в промышленности. -1988. № 1. с. 44−51.
  36. Р.Г., Лазарян Н. Ш., Саракитян В. П. Тренажер аварийных ситуаций производства метанола: Экспресс-информация // Автоматизация хим. производств. 1988. — Вып. 5. — С.23.
  37. В.П., Мхитарян С. А., Зурабян Г. А. Разработка имитаторов ТП для тренажеров операторов химических производств: Экспресс информация // Автоматизация хим. производств. 1987.- Вып.2. — С. 13.
  38. Э.В., Саракитян В. П. Разработка тренажерных систем для учебных центров предприятий химической промышленности // Хим. технология. 1983.-№ 4. — С.59−61.
  39. И.А., Пастернак С. М. Подсистема «Тренажер» в АСУТП нефтепереработки и нефтехимии.- М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1988.-64 с.
  40. Г. К., Борисов А. Н., Максимов М. В. Тренажеры-имитаторы химико-технологических установок на ПЭВМ // Динамика процессов и аппаратов химической технологии: Тез. Докл. II Всесоюзной научно-технической конференции/ЯГТУ. Ярославль, 1994, — С. 147.
  41. А.Г. Концепция интеграции АСУТП и тренажеров // Интеграция АСУТП и тренажерных устройств: Тезисы доклада Всесоюзной конференции. Киев, 1991. — С.33−35.
  42. Э.Л. Компьютерные тренажеры для операторов химико-технологических процессов // Измерения, контроль, автоматизация. -1993.-№ 1 С. 85−92.
  43. А.Г. Подготовка операторов энергоблоков: Алгоритмический подход. М.: Энергоатомиздат, 1986.
  44. В.А. Психология и надежность: человек в системе управления техникой. М.: ИП РАН, 1992.
  45. В.Е. Тренажерные системы. М.: Машиностроение, 1981.-254с.
  46. В.К., Душанин П. Н., Куровцев Я. И. Компьютерные тренажерные комплексы как новые инженерные технологии в образовании // Актуальные проблемы машиностроения: Материалы I Международной научно-технической конференции. Владимир, 2001.-С. 202−209.
  47. Process Safety Management // U.S. Department of Labor, Occupational Safety and Health Administration, OSHA 3132. Washington, DC, USA, 1993.
  48. Vervalin C.H. Training by Simulation // Hydrocarbon Processing. 1984. Vol. 63. № 12. P.41−50.
  49. Gl.Pathe D.C. Simulator a Key to Successful Plant Start-Up // Oil ang Gas Journ. Vol. 84. №.14. P. 49−53.
  50. Anderson V.L., Penisten R.O. Customize Process Simulation Training // Chem. Engng. 1990. Vol. 97. № 2. P. 141−142.
  51. Petti T.F., Dhurjati P. Hudrogen Balance Advisory Control // IFAC Workshop Сотр. Software Structures Integrating AI / KBS Systems in Process Control, Norway, 1991, P. 149−155.
  52. В.М. Динамическое моделирование в оптимальном управлении и автоматизированном обучении операторов технологических процессов. 4.1 Задачи оптимального управления // Приборы и системы управления. 1996. — № 7. — С.46−51.
  53. Richalet J., et. al. Model Predictive Heuristic Control. Applications to Industrial Processes // Automatica. 1978. Vol. 14. № 5. Pp. 413−428
  54. Garcia C.E., et. al. Model Predictive Control: Theory and Practice A Servey // Automatica. 1984. Vol. 25. N3. Pp. 335−348.
  55. Martin-Sanchez J.M., Shah A.L. Multivariable Adaptive Predictive Control System of a Binary Distillation Column // Automatica. 1984. Vol.20. Pp. 607 620.
  56. М.Ш. Печи химической промышленности. JI.: Химия, 1975. -432 с.
  57. Г. М., Степанов Е. М. Промышленные печи. М.: Машиностроение, 1964, — 360 с.
  58. С.А. Оборудование нефтеперерабатывающих заводов и его эксплуатация. М.: Химия, 1984. — 328 с.
  59. А.Г. Основные процессы и аппараты химической технологии. -М.:Химия, 1973 -750 с.
  60. А.И., Трегубова И. А., Егоров Н. Н. Процессы и аппараты нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. М.: Гостоптехиздат, 1962.- 652 с.
  61. Трубчатые печи. Каталог. М., ЦИНТИхимнефтемаш, 1973. 40с.
  62. Р.Т. Основы технологических расчетов в нефтепереработке.- М.-Л.:Химия, 1965, — 543с.
  63. В.В., Глебов М. Б. Математическое моделирование основных процессов химических производств. М.: Высшая школа, 1991.- 400 с.
  64. И.О., Муратов О. В., Евлампиев И. И. Динамика процессов химической технологии. Л.: Химия, 1984. — 304 с.
  65. Ю.М. Моделирование физико-химических процессов нефтепереработки и нефтехимии. М.: Химия, 1978. 376 с.
  66. Р. Математическое моделирование в химической технологии. -М.: Химия, 1971.-272 с.
  67. В.В., Ветохин В. Н. Основы систем автоматизированного проектирования химических производств. М.: Наука, 1987. — 620 с.
  68. B.C. Математическое описание объектов управления в химической промышленности М.: МИХМ, 1974. 128с.
  69. В.В., Мешалкин В. П. Проектирование и расчет оптимальных систем технологических трубопроводов. М.: Химия, 1991- 370с.
  70. Методы и алгоритмы расчета тепловых сетей / Под ред. Хасилева В .Я. М.: Энергия, 1978.-176 с.
  71. А.П., Хасилев В .Я. Теория гидравлических цепей. М.: Наука, 1985.-280 с.
  72. В.В., Ветохин В. П. Основы автоматизированного проектирования химических производств. М.: Наука, 1987.- 623 с.
  73. В.В., Перов B.JL, Мешалкин В. П. Принципы математического моделирования химико-технологических систем. М.: Химия, 1974.-344с.
  74. А.А., Евдокимов А. Г. Математическое описание и дискретное моделирование на ЭВМ установившихся процессов потокораспределения в гидравлических сетях. М.: ГОСИНТИ, 1964.-31 с.
  75. Н.И., Кузнецов Н. А. Топливо, масла и технические жидкости. -М.: Агропромиздат, 1989. 304 с.
  76. Наладка средств автоматизации и автоматических систем регулирования: справочное пособие / под ред. А. С. Клюева. М.: Энергоатомиздат, 1989. — 368 с.
  77. Теория автоматического регулирования / Нетушил А. В. и др. М.: Высшая школа, 1976. — 400 с.
  78. Р. Имитационное моделирование систем искусство и наука. -М.: Мир, 1978.-424 с.
  79. А. Введение в имитационное моделирование и язык CJIAM П. -М.: Мир, 1987.- 648 с.
  80. .Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. М.: Высшая школа, 1998, — 320 с.
  81. П. Основы идентификации систем управления. М.:Мир, 1975. -688 с.
  82. Ахназарова C. JL, Кафаров В. В. Методы оптимизации эксперимента в химической технологии. М.: Высшая школа, 1985. — 328 с.
  83. Д. Анализ процессов статистическими методами. М.: Мир, 1973.- 960 с.
  84. С.А. Системы реального времени // Современные технологйи автоматизации. -1997, № 2. — С.22−29.
  85. Локотков А.В. GENESIS32: нечто большее, чем просто SCADA-система // Современные технологии автоматизации. -1998. № 3. — С.72−81.
  86. А.И., Грошев И. В. Особенности формирования психического образа аварийных ситуаций при обучении операторов АСУ // Психологический журнал. 1996 т. 17. — № 2.- С. 46−55.
  87. Человеческий фактор: в 6 т./ под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991.
  88. А.В. Что должна уметь система SCADA // Современные технологии автоматизации. -1998. № 3. — С.44−46.
  89. Локотков А.В. GENIE 3.0: гармония простоты и эффективности // Современные технологии автоматизации. -1998. № 3. — С.62−68.
  90. А.А. Математическая статистика. М.: Наука, 1984.472 с.
  91. . Язык программирования С++.- М.: Бином, 2001.1100 с.
  92. Ю.В., Василькова Н. Н. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании. -М.: Финансы и статистика, 1999. 256 с.
  93. .П., Марон И. А. Основы вычислительной математики. -М.: Наука, 1970.
  94. Д.Б. Сборник статистических таблиц. М.: Вычислительный центр, 1966. — 586 с.
Заполнить форму текущей работой