Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Образ жизни и здоровье школьников и пути их совершенствования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса не компенсируются положительными компонентами образа жизни школьников-подростков. Физиолого-гигиенические факторы образа жизни (питание, сон, режим дм, двигательная активность) далеки от идеальных. Отмечается воздействие на показатели здоровья и негативных внутрисемейных отношений и образа жизни семьи. Понятия о здоровом образе… Читать ещё >

Содержание

  • Условные сокращения
  • Термины и определения
  • Глава 1. Образ жйзни и здоровье школьников: состояние проблемы и пути ее решения
    • 1. 1. Образ жизни, здоровый образ жизни (история вопроса, основные понятия, определения, методы исследования, факторы и условия, формирующие образ жизни)
    • 1. 2. Влияние образа жизни на здоровье школьников-подростков
    • 1. 3. Формирование здорового образа жизни как основного метода сохранения и укрепления здоровья школьников-подростков
  • Глава 2. Программа, материалы и методы исследования
  • Глава 3. Состояние здоровья детского населения города Тамбова по данным за 1995−2006 годы
  • Глава 4. Медико-социальная характеристика образа жизни детей школьного возраста и состояние их здоровья (по материалам углубленного социологического исследования)
  • Глава 5. Моделирование и прогнозирование изменения состояния здоровья школьников в зависимости от образа жизни и пути их совершенствования
    • 5. 1. Преобразование лингвистических индивидуальных характеристик образа жизни в численные значения
    • 5. 2. Разработка интегральных показателей состояния здоровья, образа жизни и психолого-педагогических характеристик образовательного процесса
    • 5. 3. Взаимосвязь состояния здоровья школьников с характеристиками их образа жизни и образовательного процесса
    • 5. 4. Прогнозирование состояния здоровья школьников по медико-биологическим и социально-гигиеническим факторам риска
  • Глава 6. Приоритетные направления совершенствования организации медицинской помощи школьникам и меры профилактики их заболеваемости с учетом образа жизни
  • Выводы

Образ жизни и здоровье школьников и пути их совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений. Среди них отмечается выраженный рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей (Кучма В.Р., 2002 г.- Юрьев В. К., Куценко Г. И., 2000 г.). Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. Это наглядно продемонстрировала проведенная в 2002 году Всероссийская диспансеризация детей и подростков (Баранов A.A., 2003 г.).

Согласно данным Управления здравоохранения мэрии г. Тамбова по итогам диспансеризации за 2002 г., здоровыми признано 14,9% детей, а 85,1% имеют хроническую патологию или функциональные отклонения здоровья. За время школьного обучения количество больных детей с 62,5% в первом классе увеличивается до 90% в выпускных классах.

Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса не компенсируются положительными компонентами образа жизни школьников-подростков. Физиолого-гигиенические факторы образа жизни (питание, сон, режим дм, двигательная активность) далеки от идеальных. Отмечается воздействие на показатели здоровья и негативных внутрисемейных отношений и образа жизни семьи. Понятия о здоровом образе жизни, факторах риска здоровья формируются у подростков в условиях агрессивно-информационной среды, неблагоприятного имиджа врача, низкой степени доверия к медицинским работникам, что обуславливает недостаточную медицинскую активность и формирование вредных привычек.

В этой связи возникает острая необходимость в выявлении компонентов образа жизни, формирующих факторы риска здоровья школьников-подростков и разработке комплексных мероприятий по их коррекции. Изложенное выше определило актуальность исследования и явилось основой для его выполнения. Исследование вошло в план НИР национального НИИ общественного здоровья РАМН Российской Федерации и в план НИР Воронежской государственной медицинской академии им. H.H. Бурденко (государственный номер регистрации 01.99.7 719).

Цель исследования: разработать научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию образа жизни школьников-подростков и укреплению здоровья с учетом медико-социальных факторов риска.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние здоровья школьников в возрасте от 12 до 15 лет целью выявления современных тенденций и закономерностей его формирования.

2. Изучить образ жизни школьников в возрасте от 12 до 15 лет с целью выявления факторов риска, влияющих на здоровье,.

3. Провести анализ взаимосвязи факторов образа жизни школьников с показателями их здоровья и индивидуальными психолого-педагогическими характеристиками процесса обучения, выявить наиболее значимые закономерности для данного возраста.

4. Разработать математическую модель и провести анализ взаимосвязей составляющих интегральной оценки состояния здоровья школьников с составляющими его образа жизни и оценкой индивидуальных психолого-педагогических характеристик образовательного процесса.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на муниципальном уровне в условиях реформирования здравоохранения и повышения внимания государственно-административных структур к сохранению и поиску путей к укреплению состояния здоровья школьников-подростков:

— проведено комплексное социально-гигиеническое исследование образа жизни, состояния здоровья детей школьного возраста и психолого-педагогических характеристик образовательного процесса в школеосуществлена разработка интегральных показателей, характеризующих состояние здоровья школьников, их образа жизни и психолого-педагогических характеристик образовательного процесса;

— оценена взаимосвязь интегрального показателя состояния здоровья школьников с характеристиками и интегральным показателем их образа жизни и психолого-педагогическими характеристиками образовательного процесса;

— разработаны математические модели, позволяющие осуществлять прогнозирование состояние здоровья школьников по медико-социальным характеристикам их образа жизни;

— создана компьютерная база данных для мониторинга состояния здоровья школьников с учетом медико-социальных аспектов их образа жизни и психолого-педагогических характеристик образовательного процесса;

— подготовлены научно-обоснованные рекомендации по укреплению состояния здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.

Научно-практическая значимость работы. Результаты исследования позволили:

— дополнить имеющиеся данные о состоянии здоровья и образе жизни школьников и выявить на муниципальном уровне основные их закономерности;

— выявить основные медико-социальные факторы риска нарушения состояния здоровья школьников;

— разработать интегральные показатели, характеризующие состояние здоровья школьников, их образ жизни и психолого-образовательные характеристики образовательного процесса;

— создать информационную базу данных для мониторинга за состоянием их здоровья, образа жизни и психолого-педагогическими характеристиками образовательного процесса;

— разработать научно обоснованные рекомендации по индивидуальной профилактике заболеваемости школьников с учетом их медико-социальных характеристик образа жизни и психолого-педагогических характеристик образовательного процесса.

Внедрение результатов исследования позволило улучшить систему профилактических мероприятий среди школьников-подростков, уменьшить степень воздействия негативных факторов образа жизни, более эффективно использовать внутренние резервы здравоохранения и образования по внедрению здоровье сберегающих технологий обучения, улучшить на практике формирование здорового образа жизни при тех же затратах, что, в конечном итоге, позволило улучшить показатели здоровья, снизить уровень заболеваемости среди школьников-подростков.

Материалы исследования внедрены в деятельность Управления здравоохранения Мэрии г. Тамбова, а также в учебный процесс на кафедре общественного здоровья, экономики и управления в здравоохранении Воронежской государственной медицинской академии им. H.H. Бурденко.

По материалам исследования подготовлено, утверждено и издано информационное письмо «Состояние здоровья детского населения г. Тамбова по данным за 1995;2003 годы».

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на следующих конференциях и семинарах: научно-практической конференции «Здоровье детей и подростков» (Тамбов, 2001) — научно-практической конференции «Демографическая ситуация в Тамбовской области: состояние, проблемы, перспективы» (Тамбов, 2005) — на ежегодных межкафедральных конференциях Воронежской государственной медицинской академии им. H.H. Бурденкона кафедре общественного здоровья, экономики и управления в здравоохранении ВГМА им. H.H. Бурденко (2001;2005 гг.).

Публикации. Положения диссертации отражены в восьми научных работах, среди которых монография, информационно-статистический сборник, информационное письмо.

Объем и структура диссертации. Основное содержание работы изложено на 273 страницах машинописного текста, диссертация иллюстрирована 35 таблицами, 67 рисунками. Работа состоит из введения, шести глав, выводов и предложений, материалов, подтверждающих внедрение результатов исследования в практику, списка литературы, состоящего из 135 отечественных и 13 зарубежных авторов, приложений.

3. Результаты исследования социально-гигиенических аспектов образа и условий жизни школьников от младших к старшим классам позволили выявить ряд негативных явлений: отмечается рост учебной нагрузки и утомляемости, снижение удельного веса лиц, успевающих осваивать учебный материалрост времени, необходимого для выполнения домашнего заданияснижение численности лиц, регулярно занимающихся спортом и утренней гимнастикойувеличение численности лиц, имеющих «низкую» физическую подготовленность.

4. Состояние здоровья школьников имеет достоверную взаимосвязь с такими социально-гигиеническими аспектами их образа и условий жизни, как длительность подготовки домашнего задания, дополнительные занятия, прогулки на свежем воздухе, занятия с компьютером, проявление нервозности по поводу успешности освоения учебного материала, санитарно-гигиенические условия обучения, длительность ночного сна, выполнение гимнастики по утрам, жилищно-бытовые условия, уровень материального благополучия, курение, медицинская активность и другими.

5. Интегральная оценка состояния здоровья школьников достоверно взаимосвязана с питанием, физической нагрузкой, медицинской активностью, длительностью сна, интегральным показателем образа жизни, с такими составляющими индивидуальных психолого-педагогических характеристик образовательного процесса, как утомление, поведение в школе, оценка настроения, интерес к учебе.

6. На основе научно обоснованного анализа взаимосвязи состояния здоровья школьников с их образом жизни и психолого-педагогическими характеристиками образовательного процесса разработана муниципальная программа по совершенствованию образа жизни и психолого-педагогических характеристик образовательного процесса.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Материалы комплексного социально-гигиенического исследования состояния здоровья школьников-подростков, их образа жизни и индивидуальных психолого-педагогических характеристик образовательного процесса показывают необходимость дальнейшего совершенствования медико-профилактической помощи данному контингенту населения.

2. В целях совершенствования медико-профилактической помощи школьникам-подросткам необходим индивидуальный подход с учетом особенностей их социально-гигиенических характеристик образа жизни и психолого-педагогических характеристик образовательного процесса, особенно в условиях ухудшения состоянии здоровья.

3. Выявленные в процессе исследования социально-гигиенические особенности образа и условий жизни школьников-подростков могут быть использованы для индивидуального моделирования и прогнозирования нарушений состояния их здоровья, что, в свою очередь, требует создания компьютерно-ориентированной информационной базы данных для мониторинга за изменением медико-социальных характеристик школьников-подростков с момента взятия их на учет и своевременного проведения индивидуальных лечебно-профилактических мероприятий.

4. Для прогнозирования нарушений состояния здоровья школьников-подростков целесообразно использовать логистические регрессионные модели, описывающие взаимосвязь между интегральным показателем здоровья и интегральными показателями, характеризующими их образ жизни и психолого-педагогическую характеристику образовательного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей: Приказ от 30 декабря 2003 г. N 621 / Минздрав РФ. — Режим доступа: http://medafarm.ru/php/content¦php?group=4&idz=4485.
  2. Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации: Решение Коллегии МЗ РФ от 25 июня 2002 г. Режим доступа: http//www.minzdravrf.ru/documents/20 020 625/questiono/conception.htm.
  3. О региональной модели содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников в Республике Татарстан: Решение коллегии Минобразования РФ от 19.12.2000 № 21/2 .- 2000. 14 с.
  4. О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях: Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30.06.92 г. № 186/272. 1992. — 21 с.
  5. О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях: Приказ от 30 июня 1992 № 186/272 / Минздрав РФ, Министерство образования РФ. Режим доступа: http://www.med-pravo.ru/PiaCMZ/PricMZ 1992/186−272/Рпс-186−272.htm.
  6. Об образовании: Закон РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. Тамбов, 1996. — 52 с.
  7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июля 1998 года № 124-ФЗ. Тамбов, 2000. — 17 с.
  8. Программа по формированию здорового образа жизни в молодежной среде: Постановление мэра г. Тамбова от 01.09.2000 г. № 4484
  9. О городской комплексной Программе по формированию здорового образа жизни в молодежной среде". Тамбов, 2000. — 16 с.
  10. Санитарные правила и нормы: Гигиенические требования и условия обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений: СанПиН 2.4.2.782−99 от 04.08.99 г. М.: 1999. — 61 с.
  11. Справка к заседанию коллегии «О концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации»: Коллегия МЗ РФ от 25 июня 2002 г. -Режим доступа: http//www.minzdravrf.ru/in.htm.шbr= 19&ск>с=1173
  12. , Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: Автореф. докт. дис. / Н. П. Абаскалова. Барнаул, 2000. — 48 с.
  13. Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки / Абу Али Ибн Сина: Перевод В. В. Сухарева. М.: Медицина, 1999. — 156 с.
  14. Активное оздоровление и защита здоровых детей в школе // Информация ЦГСЭН Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2000. -Режим доступа: http//www.donses¦ru/colleges/colleges
  15. , Н. М. Преодоление старости / Н. М. Амосов. М.: Медицина, 1996. — 317 с.
  16. , Н. М. Энциклопедия Амосова: Алгоритм здоровья. Человек и общество / Н. М. Амосов. М.: ООО «Издательство АСТ" — Донецк: Сталкер, 2002. — 461 с.
  17. , М. В. Родителям о здоровье школьников / М. В. Антропова, Р. И. Глухова, С. П. Ефимова.- М.: Педагогика, 1975. 128 с.
  18. , К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг- Пер. с англ.- М.: Мир, 1997. 368 с.
  19. , А. А. Научные приоритеты в охране здоровья детей. Симпозиум «Охрана материнства и детства» в рамках Коллегии Минздрава РФ по итогам деятельности за 2001 г. / А. А. Баранов. Режим доступа: Шр//уууу^ехро.тей.ги/сгпг.02 info. html
  20. , А. Осторожно: школа! / А. Баранов, Л. Сухарева // Медицинская газета. 1998. — № 68. — с. 5.
  21. В. С. Здоровье, экология, спорт / В. С. Беляев. М.: Сов. Спорт, 1995.- 176 с.
  22. , И. И. Валеология наука о здоровье / И. И. Брехман. -М.: ФиС, 1990. — 208 с.
  23. . В. С. Теория и практика формирования потребности в физическом самовоспитании у школьников / В. С. Быков. // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 1. — С. 2−7.
  24. Валеология наука о здоровье. Основные понятия науки // Курс лекций по валеологии. — Режим доступа: http//koi.www. uic.tula.ru/school/valeo.
  25. , Н. Г. Медицинская наука на страже здоровья детей / Н. Г. Вельтищев // Здравоохранение Российской Федерации. 1979. — № 8. — С. 12−16.
  26. , Н. Г. Заболеваемость детей первых 7 лет в условиях крупного города / Н. Г. Веселов // Здравоохранение Российской Федерации. -1979. № 9. — С. 15−17.
  27. , Н.Г. Социальная педиатрия. Курс лекций / Н. Г. Веселов, М. М. Хомич, В .В. Володина с соавт. СПб., 1996. — 395 с.
  28. , Е. В. Медико-социальные аспекты охраны здоровья учащейся молодежи: Автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.33 / Е. В. Веселова. -М., 1992.-21 с.
  29. , Е. А. Оптимальный режим труда и отдыха для учащихся 10 класса / Е. А. Волкова, Н. А. Абаскалова, Е. В. Самосудова. Режим доступа: http//www.w3.org
  30. , В. И. Человек, жизнь, здоровье / В. И. Гарбузов. СПб.: «Комитет», 1995. — 426 с.
  31. , Е. Психотерапия и психосоматика / Е. Гольцман. -Режим доступа: Ьйр//уу?.огс.ги /яо1гшап/р.Ыш.
  32. , О. В. Социально-гигиенические исследования семьи и совершенствование диспансеризации / О. В. Гринина // Сов. Здравоохранение. 1976. — № 12.-С. 10−16.
  33. , С. М. Школа и психическое здоровье учащихся / С. М. Громбах. М.: 1988. — 349 с.
  34. , М. С. Состояние здоровья и пути совершенствования медицинского обслуживания воспитанников детско-юношеских споривных школ: Автореф. дис. канд. мед. наук: 14. 00. 33 / М. С. Гурьянов. Казань, 2002. — 27 с.
  35. , И.М. Здоровье молодежи. Из опыта работы врача общей практики амбулатории № 2 ТМО-3, г. Улан-Уде / И. М. Дашанимаева // Врачебная газета. 2002, июнь. — № 6(33). — С.7.
  36. Динамика физической подготовки и здоровья школьников. -Режим доступа: http//www.mto.ru.
  37. , В. А. Физиологические основы здорового образа жизни / В. А. Еремеева. М.: 2001. — 19 с.
  38. , О. В. Формирование физической культуры личности учащихся 6- 9 классов с учетом их индивидуальных особенностей как основа здорового образа жизни / О. В. Зацепин // Физическая культура. 2001. — № 7. — С. 30.
  39. Здоровый образ жизни в системе профилактики заболеваний у школьников. Информационное письмо /С. В. Мальцев, О. А. Габдулисламова, Р. А. Файзуллина, Н. Н. Архипова, Э. И. Землякова.-Казань: 2000. 50 с.
  40. Изучение нужд для разработки региональной политики здорового питания населения России / Под ред. И. С. Глазунова. М., 2001. — 43 с.
  41. , А.Н. Психосоматические расстройства у детей. Руководство для врачей / А. Н. Исаев. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  42. , Н. Бумажные битвы за здоровье детей продолжаются / Н. Иштрикова // Первое сентября. 1999. — № 75. — С. 7.
  43. , П. П. Физиология трудовой деятельности: Методические рекомендации / Сост. П. П. Кабальчин. Самара: Самарский гос.университет. — 2000. — 9 с.
  44. , В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В. П. Казначеев, Р. М. Баевский, Д. П. Берсенева. Л.: Медицина, 1980. — 208 с.
  45. , Р.И. Влияние состояния здоровья родителей на состояние здоровья детей на состояние здоровья детей первого года жизни / Р. И. Каланча // Сов. Здравоохранение. 1977. — № 5. — С. 41−45.
  46. , П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: Обзорная информация / П. И. Калью. М.: 1988. — 236 с.
  47. , А.Г. Общественная и земская медицина в 60−80-е годы 19 века. / А. Г. Канцельбоген // Клиническая медицина. 1988. — № 7. -С. 14−18.
  48. , K.K. Влияние знаний о физической культуре и здоровом образе жизни на отношение школьников к физической активности / К. К. Кардялис, И. Ю. Зуозиене // Теория и практика физической культуры. 1999. -№ 3−4.-С. 11- 15.
  49. , Н. Г. Состояние здоровья, успеваемость и условия жизни школьников (комплексное социально-гигиеническое исследование): Дис. канд. мед. наук: 14.00.33 / Н. Г. Карлсен. М., 1980. — 29 с.
  50. Качество жизни // Русское медицинское обозрение. Режим доступа: http//www.rusciense.newmail.ru/mbooks/gol.htm.
  51. Качество жизни // Словарь терминов. Режим доступа: http//www/uhr.ru/index/tesaurus/k/3049,0.html.
  52. , Г. Гомеопатия / Г. Келер- Пер. с нем. М.: Медицина, 1889.592 с.
  53. Классификация факторов влияющих на здоровье школьника. — М.: Центр образования и здоровья Минобразования РФ.- Режим доступа: http//www. shoolhealth.ru/docs/factors .htm.
  54. , Г. Я. Формирование образа жизни и укрепление здоровья женщин, занятых в электронной промышленности: Дис. док. мед. наук: 14.00.33 / Г. Я. Клименко. М., 1990. — 40 с.
  55. , В. В. Валеология. Основные понятия, термины, определения / В. В. Колбанов. СПб., 1998. — 246 с.
  56. , А. В. Учителю о психологии и физиологии подростка / А. В. Колесов, И. Ф. Мячнов. М., 1986. — 214 с.
  57. , Г. А. От новой парадигмы здоровья к государственно-общественной системе здравоохранения / Г. А. Комаров // Врачебная газета. — 2002, июл-ь. № 6(33).- С. 4.
  58. , A.A. Справка к коллегии Минздрава РФ от 23 апреля 2003 г. «Об итогах Всероссийской диспансеризации детей 2002 года» / А. А. Корсунский. М., 2003. — Режим доступа: http//www.minzdrav-rf.ru/in.htm.rubr 19e&doc 1539.
  59. , В. Н. Человек и его здоровье / В. Н. Костюченкова // Анкета для Вас. Ежемесячная газета системы фарм. обслуживания «Полифарм». 2002. — № 5. — С. 3.
  60. , A.C. Здоровье и методы изучения / А. С. Кравцов. — Саратов: СГМУ, 2000. 26 с.
  61. , А. Вальдорфская педагогика: сделано в секте / А. Кураев. -Режим доступа: http//kuraev.ru/vp.htm.
  62. , Г. А. Возрастная физиология / Г. А. Кураев, Т. И. Макаренко, Ю. Е. Макаренко. Ростов-на-Дону: «Биос» РГУ, 2000. — 187 с.
  63. , В. Р. Научные и организационные основы школ, содействующих укреплению здоровья / В. Р. Кучма // Моделирование школы здоровья. Москва, 2001. — 178 с.
  64. , В. Р. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / В. Р. Кучма, М. И. Степанова // Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень. 2002. — № 2(170). — С. 1−4.
  65. , В. Р. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: Пособие для врачей / В. Р. Кучма, JI. М. Сухарева, А. Г. Ильин и др. М., 2002. — 68 с.
  66. , JI. Г. Заболеваемость школьников и контингент болевших / JI. Г. Лекарев, Е. Г. Процек, Г. И. Вихрастюк и др. // Сов. Здравоохранение. -1980.-№ 8.-С. 27−31.
  67. , Ю. П. Концепция факторов риска и образа жизни / Ю. П. Лисицын // Здравоохранение РФ, 1998. № 4. — С. 49−52.
  68. , Ю. П. Образ жизни и состояние здоровья детей: Научный обзор / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина. М., 1982. — 76 с.
  69. , Ю. П. Слово о здоровье / Ю. П. Лисицин. М.: Советская Россия, 1986. — 192 с.
  70. , М. Е. Если хочешь быть счастливым / М. Е. Литвак. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 388 с.
  71. , Л. Г. Социальные аспекты проблемы здоровья / Л. Г. Матрос. Новосибирск: НГУ, 1992. — 116 с.
  72. Международные акты и внутри государственное законодательство по правам ребенка. Уфа, 2001.- 395 с.
  73. , Ю. И. Психология здоровья / Ю. И. Мельник // Журнал прикладной психологии. 2000. — № 3. — С. 11−14.
  74. , В. А. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство / В. А. Менделевич. М.: МЕДпресс, 1998. — 592 с.
  75. Методология по оценке количества потребляемой пищи методом 24-часового (суточного) воспроизведения питания. Режим доступа: Ьйр/Лууууу.согпсооНо .narod.ru.
  76. Мониторинг здоровье детей и подростков в условиях школы / М. М. Коренев, Г. М. Даниленко, Г. О. Бориско, М. П. Мустецов // Пед1атр1я, акушерство та гшекол. 1999. — № 5. — С. 19−20.
  77. Морфологические и функциональные особенности организма подростков / С. В. Мальцев, Т. И. Келина, О. А. Габдулисламова, Н. Н. Архипова, Р. А. Файзуллина, Л. Н. Заболотная, В. Г. Шерпутовский. Казань, 2000. — 35 с.
  78. , Е. В. Гигиенические требования. Режим доступа: http://kids.qenebee.msu.su/proiects/index.html.
  79. , Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие / Г. С. Никифоров. СПб.: Речь, 2002. — 256 с.
  80. , А. С. Здоровый образ жизни и его формирование как приоритетное развитие первичной и вторичной профилактики / А. С. Новиков. Режим доступа: http//www.doktor.ru.
  81. Новые подходы в организации формирования здорового образа жизни / О. П. Бахтинов, О. Ю. Бадалов, И. В. Логвиненко, И. 3. Козловский. -Режим доступа: http//www.w3.org/TR/REC.
  82. Нынешнее поколение детей самое больное // Врачебная газета. — 2003, март. — № 3(42). — С. 4.
  83. О проведении Всероссийской диспансеризации детей в 2002 году: Приказ МЗ РФ от 15.03.02 № 81. 1992. — 6 с.
  84. Обеспеченность спортсооружениями школьных учебных заведений. Режим доступа: http//www.mto.ru/medicine/back.js/skripd/head
  85. Общие данные о состоянии здоровья школьников. Режим доступа: http//www.mto.ru/medicine/bach.is
  86. Оздоравливающая школа, вклад в образование, здоровье и демократию. Отчет о первой конференции Европейской сети оздоравливающих школ: Салоники-Халкидики, Греция, 1−5 мая 1997. М., 1997. — 80 с.
  87. , В. А. Проблемы изучения качества жизни в современной медицине / В. А. Орлов, С. Р. Гиляревский. М., 1992. — 271 с.
  88. , С. Связь образа жизни с проблемами здравоохранения: Американский международный союз здравоохранения / С. Палмер. Режи доступа: http://aiha.com/russian/pufs/index.cfm
  89. Питание и здравоохранение. Краткий отчет о летней школе ВОЗ, Цехоцинек, Польша, 19−30 сентября 1994 г. Словения.: Европейское бюро ВОЗ, 1995.-4 с.
  90. , М. А. Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга / М. А. Поповский. СПб.: Санич, 2002. -510 с.
  91. Примерное положение о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения: Утверждено Приказом Министерства образования РФ от 15 мая 2000 г. № 1418. М., 2000. -5 с.
  92. , О. В. Правовые основы охраны здоровья и информационной безопасности учащихся общеобразовательных учреждений / О. В. Пристанская // Защити меня. 2000. — № 3. — С. 5−9.
  93. Психологическое и соматическое здоровье школьников / Г. Г. Князев, Е. Р. Слободская, М. В. Сафронова, Н. Н. Савина. Режим доступа: http//www.edu.nsu.ru/noos/psi/biblio/child-healta.html
  94. Руководство по проведению изучения поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний / И. С. Глазунов, Т. В. Камардина, М.В. Попович- Под ред. P.A. Потемкина. М., 2002. — 27 с.
  95. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения: в 2 т. / Ю. П. Лисицин, Е. Н. Шиган, И. С. Случайко и др.- Под ред. Ю. П. Лисицина. М.: Медицина, 1987. — 432 с.
  96. , Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М., 1982. — 163 с.
  97. , I. В. Ппешчш основи прогнозування стану здоров’я дггей та пщлшав / I. В. Сергета, В. Г. Бардов // Пробл. мед. 2000. — № 1−2. — С. 4146.
  98. , I. В. Ппешчш основи прогнозування стану здоров’я дггей та пщлшав /1. В. Сергета, В. Г. Бардов // Пробл. мед. 2000. — № 1 — 2. — С. 4146.
  99. , Е. С. Комплексное социально-гигиеническое исследование. Употребление алкоголя подростками: Дис. канд. мед. наук: 14.00.33 /Е.С.Скворцова.- М., 1981. 26 с.
  100. , В. А. Физическая тренировка для здоровья / В. А. Смирнов. JL: Знамя, 1991. — 30 с.
  101. Современная школа и здоровье детей. Материалы круглого стола, Москва, 19 апреля 2002 г. / Под ред. А. В. Баранинова, Н. Ф. Виноградовой, И. С. Козловой. М.: Центр развития русского языка, 2002. — 85 с.
  102. , С. Ю. Состояние здоровья детей и подростков в организованных коллективах г. Екатеринбурга в 2001 г. Режим доступа: http//www.gorcsen.ui.ru/PR2002/det:0402:htm
  103. Спецшколы разрушают здоровье ребенка. Режим доступа: http//www.rodi.ru/mednews/index.html
  104. Справочник участкового педиатра / Под ред. И. Н. Усова. -Минск.: Беларусь, 1991. 639 с.
  105. , Н. Б. Оценка двигательной активности подростков методом формализованного самоотчета / Н. Б. Стамбулова, Л. Кейл // Физическая культура. 1997. — № 2. — С. 5.
  106. , Г. И. Научное обоснование гигиенических направлений формирования здоровья школьников в современных условиях: Автореф. дис. канд. мед. наук: 14. 00. 33 / Г. И. Стунеева.- Рязань, 2002. 49с.
  107. , А. Г. Методология комплексной оценки условий воспитания и обучения детей и подростков / А. Г. Сухарев, JI. Я. Каневская и др. // Гигиена и санитария. 2000. — с. 33- 36.
  108. , Е. П. К вопросу организации медицинской помощи школьникам / Е. П. Усанова, И. П. Грехова, Л. Ф. Кобзева и др. // Здравоохранение Российской Федерации. 1978. — № 9.- С. 41−45.
  109. Физиологические основы здоровья человека. Саратов: СГМУ, 2001.-722 с.
  110. Физиология человека / Под. ред. Г. Н. Косицкого. М.: Медицина, 1985. — 634 с.
  111. , Т. М. Совершенствование организации восстановительного лечения детей в современных условиях: Автореф. дис. канд. мед. наук: 14. 00. 33 / Т. М. Французова. М., 2000. — 23 с.
  112. , Л. А. Тест для определения уровня физической подготовленности учащихся (7−17 лет): Методические рекомендации / Л. А. Хасин, В. В. Громыко, А.Б.Рафалович- Под ред. Л. А. Хасина. Малаховка, 1999. 36 с.
  113. , М. М. Комплексная медико-социальная оценка здоровья детей, посещающих детские дошкольные учреждения, в различных регионах северо-запада России: дис. канд. мед. наук: 14.00.33 / М. М. Хомич. СПб., 1996.-300 с.
  114. , Е. Н. Лекции по соматопсихологии / Е. Н. Храмов. -Режим доступа: Шр//у?у.ргуЬепа.ги.
  115. Хронобиология и хрономедицина / Под ред. Ф. И. Комарова. М.: Медицина. — 1989. — 400 с.
  116. Центры содействия укреплению здоровья обучающихся воспитанников образовательных учреждений: Научно-методическое пособие / Э. М. Казин, Г. А. Кураев, А. И. Панина, А. И. Федоров. Новокузнецк, 2000. 258 с.
  117. , В. И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека / В. И. Циркин, С. И. Фрухина. М.: Мед. книга- Н. Новгород: НГМА, 2001. — 524 с.
  118. , А. В. Возрастная динамика уровня заболеваемости у детей и подростков по данным Всероссийской диспансеризации 2002 года / А. В. Чернышев //Прикладные информационные аспекты медицины- том 6. — 2003, 1 полугодие. № 1. — С .9−15.
  119. Что же такое Вальдорфская педагогика. Режим доступа: http//babylib.by.ru/temo/valdorf/ob/chtotakoevaldorfped.
  120. , О. В. Больных детей больше, чем здоровых / О. В. Шарапова // Врачебная газета. 2003, апрель. — № 4(43). — С. 7.
  121. , Е. Проблемы моделирования процесса улучшения состояния здоровья детей. Режим доступа: http// www.vatandach.bashedu.ru/ vatandachwww/8−01 -163.
  122. Школа в Брянской области. Режим доступа: http//www.mto .ru/medicine.
  123. , Л. А. Состояние здоровья подростков, научно-практические задачи и пути их решения / Л. А. Щеплягина. Режим доступа: http//www.expo.medi.ru/cmz.02 info.html.
  124. , Ф. Ф Гигиенические требования к расписанию уроков /Ф. Ф. Эрисман // Избранные труды. М.: Медгиз, 1949. — 377 с.
  125. , Ф. Ф. Влияние школ на развитие близорукости / Ф. Ф. Эрисман // Избранные труды. М.: Медгиз, 1949. — 377 с.
  126. , В. К. Общественное здоровье и здравоохранение / В. К. Юрьев, Г. И. Куценко. СПб.: Петрополис, 2000. — 914 с.
  127. Benzeval, M. Income dyunamics and health / M. Benzeval, К. Judge // J. Epidemiol and Community Health.- 1997. № 5. — C.558.
  128. Birch, D. M. L. Adolescent behaviour and health / D. M. L. Birch // Curr. Paediat. 1996. — № 2. — C. 80−83.
  129. Bolognini, M. Tracas quotidiens et sante a l’adolescence / M. Bolognini,
  130. B. Plancherel, O. Halfon // Neuropsychiat enfance et adolescence. 1998. -№ 5−6. -C. 297−305.
  131. Dartenuc, J. Y. Etude de la qualite de vie en maison de retraite en Gironde / J. Y. Dartenuc // Rev. geriatr. 2000. — vol.7. — C.463−464, 466−470.
  132. Gabhainn, S. Nie. Adolescent health behaviours: Associations with personal, familial and school relationships / S. Nie. Gabhainn, С. С. Kelleher // J. Epidemiol and Community Health. 1999. — № 10. — c. 675.
  133. Hail, David M. Screening in child health / David M. Hall, S. Stewart-Brown // Brit. Med. Bull. 1998. — № 4. — C. 929 — 943.
  134. Johnson, Jeff. Protecting children’s health / Jeff Johnson // Chem. and Eng. News. 1999. — № 43. — C.28−30.
  135. Luepker, R. W. How physically active are American children and what can we do about it? / R. W. Luepker // Int. J. Obesity. 1999. — C. 12- 18.
  136. Malina, Robert M. Physical activity and fitness: Pathways from childhood to adulthood / Robert M. Malina // Amer. J. Hum. Biol. 2001.- № 2.1. C. 162−172.
  137. Marinoni, A. Group Working Psychological distress and its correlates in secondary school students in Pavia, Italy / Marinoni Alessandra, Degrate Alessandro, Villani Simona, Gerzeli Simone // Eur. J. Epidemiol. 1997. -№ 7. -C. 779−786.
  138. The role of income differencesin explaining social incqualitities in self rated healfh in Sweden and Botain / M. Aberg Ynqwe, F. Diderichsen, M. Whitehead, P. Holland, B. Burstrom // J. Epidemeol and Community Healta. -2001.-vol. 8.-C. 556−561.
  139. Viner, R. The scope of adolescent medicine / R. Viner // J. Roy. Coll. Physicians London. 2000. — № 1. — C. 12−15.
Заполнить форму текущей работой