Южная и Северная Корея: сопоставление экономических моделей
Но торговля и продовольственная помощь — не все, что характеризует отношения двух Корей. Ведь как бы им не хотелось объединить государства, это очень трудоемкий процесс. От возможного объединения выиграет больше Север, в котором постоянное недоедание, слабое развитие тех отраслей, которые не отвечают приоритетам государственной идеологии, а именно военная промышленность, атомная и космическая… Читать ещё >
Южная и Северная Корея: сопоставление экономических моделей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Тема данной работы является актуальной потому, что именно Южная и Северная Корея являются отличным примером для того, чтобы понять по тому, каких результатов за одинаковый отрезок времени при почти равных начальных условиях достигли страны, капиталистическая или коммунистическая форма хозяйствования лучше. Так как раньше эти две страны являлись одной, мы можем предположить об одинаковом менталитете населения, что только облегчает процесс сравнения, убирая из него эту переменную.
Целью данной работы является сравнение экономических моделей Южной и Северной Кореи: выяснить причины различий, выявить сильные и слабые стороны каждой экономической модели, рассмотреть их потенциал. Для достижения поставленных целей нужно решить ряд задач:
· Изучить историю развития экономической модели в каждой стране.
· Рассмотреть состояние на современном этапе.
· Сопоставить и выявить преимущества и недостатки каждой В данной курсовой работе рассматриваются основные экономические показатели обеих стран. При написании курсовой работы использовались методы анализа, синтеза и прогнозирования. Объектом данной курсовой работы являются экономики Южной и Северной Кореи, предметом сопоставление их экономических систем. Используются информационные ресурсы: научные труды, публикации российских и корейских экономистов, политологов в периодической печати; электронные ресурсы, статистические сборники.
1. История развития экономик КНДР и Республики Корея: от разделения до наших дней.
1.1 История развития экономики КНДР Собственно говоря, само государство КНДР начало существовать относительно недавно — после окончания второй мировой войны. Дело в том, что раньше ее территория и территория нынешней Республики Корея были одним государством и были захвачены Японцами в течение 35 лет. И именно при освобождении территории Кореи от захватчиков и произошло разделение. Дело в том, что освобождение производилось одновременно с разных сторон: с одной стороны СССР, а с другой США. Именно они и поделили сферы влияния и, таким образом, определили будущее стран. Северная Корея под влиянием СССР стала коммунистической, а Южная Корея под влиянием США капиталистической. Таким образом, вся экономика страны, очевидно, становится плановой. Причем разделение создало огромный дисбаланс: в 1945 году 65% тяжёлой промышленности Кореи находилось на севере, лёгкой промышленности 31%, сельского хозяйства 37%, торговли 18%, так еще и людские ресурсы остались не у них и, к тому же постоянно мигрировали на территорию Южной Кореи. К выигрышам от деления можно отнести то, что у КНДР гористая местность с большим количеством природных ресурсов, которые вкупе с оставшимися производственными мощностями стали использоваться для тяжелой промышленности. [8].
Стоит отметить, что присущая нынешней КНДР направленность экономики в первую очередь на военные цели, называемая «сонгун», была присуща ей практически с самого начала существования отдельного государства. Так уже через два года после разделения стран началась Корейская война, инициатором которой была КНДР, поддерживаемая Китаем и СССР. Причиной к началу войны послужили Соединенные Штаты Америки, присутствие которых на территории юга полуострова Кореи являлось немалой опасностью для идеологии стран социалистического строя. Продлилась Корейская война три года, оставив после только разрушения и жертвы с обеих сторон. Для страны, которая не так давно вышла из статуса колонии Японии, и не вставшей на ноги самостоятельно по-настоящему это было тяжелым ударом.
Буквально сразу после окончания войны вступила в права командно-административная система, управляемая Ким Ир Сеном, и началось строительство социализма в КНДР. Программа действий включала в себя подготовительный этап, за которым последовали стандартные для плановой экономики пятилетки. Таким образом, уже к началу 60-х годов КНДР превратилось в индустриальную страну и перестало предоставлять отчетность по всем своим экономическим показателям. В строительстве материально-технической базы КНДР прослеживаются несколько этапов.
Первый этап — подготовительный (1954;1956 гг.), в нем были восстановлены производительные силы страны, разрушенные войной 1950;1953 гг., и подготовлены условия для перехода к решению развернутых задач социалистической индустриализации и технической реконструкции народного хозяйства. На втором этапе (1957;1961 гг.) были заложены основы социалистической индустриализации, осуществлена частичная реконструкция главных отраслей народного хозяйства. В 1961 г. было провозглашено превращение КНДР из колониально-аграрной страны в социалистическую индустриально-аграрную страну. Третий этап (1961 -1970 гг.) предусматривал превращение КНДР в индустриальное государство путем дальнейшего развития социалистической индустрии и проведения широкой технической реконструкции всех отраслей экономики. К концу этого периода был создан прочный материально-производственный фундамент дальнейшего развития страны, началось техническое переоснащение и механизация сельского хозяйства, транспорта и других отраслей народного хозяйства. Итогом стала ликвидация технико-экономической отсталости страны. В Северной Корее были созданы новые отрасли индустрии, в том числе машиностроение, производство комплектного оборудования, построены крупные ГЭС и ТЭС, быстрыми темпами развивались металлургия, химическая промышленность, выросла добыча угля, железной руды, цветных металлов, окрепла база легкой промышленности. Вышеперечисленные достижения позволили пятому съезду Трудовой партии Кореи в 1970 г. объявить о завершении индустриализации и вступлении в этап развернутого строительства материально-технической базы социализма. Шестилетний план, последовавший после, а именно.
в 1971;1976 гг., выдвинул новые задачи, связанные с переходом Корейской Народно-Демократической Республики на качественно новый, более высокий этап развития. В 70−80-е гг. основные усилия были направлены на то, чтобы при сохранении высоких темпов роста обеспечить решение таких важнейших хозяйственных проблем, как техническая реконструкция экономики на базе дальнейшего индустриального развития; совершенствование межотраслевых и внутриотраслевых пропорций и связей промышленной структуры при опережающих темпах роста добывающей и топливно-энергетической промышленности; расширение ассортимента и повышение качества товаров повседневного спроса. Благодаря напряженному труду корейского народа, руководящей и направляющей роли ТПК, помощи СССР и других социалистических стран КНДР удалось обеспечить сравнительно высокие темпы экономического развития. За эти годы национальный доход страны увеличился в 1,8 раза, объем промышленного производства — в 2,2 раза (в том числе производство средств производства возросло в 3,9 раза, предметов потребления — в 2,1 раза). Среднегодовые темпы роста промышленного производства составили 12,2%. Сдано в эксплуатацию большое количество новых промышленных объектов, в том числе Тэдонганская ГЭС, Чхонджинская ТЭЦ, Миримский шлюз, первая очередь Танчхонского завода цветных металлов, Тэанский завод тяжелого машиностроения, Тэдонганский телевизионный завод и другие крупные предприятия. К 1980 г. Объем промышленного производства превышал уровень 1970 г. в 3,8 раза, а ВВП за этот период вырос в 2 раза — с 5 до 10 млрд. долларов. Торговля КНДР со странами социализма носит стабильный характер. На их долю приходится примерно 60% внешнеторгового оборота республики.
Главные торговые партнеры КНДР — СССР и Китай, удельный вес которых на начало 1980;х гг. составляет соответственно около 30 и 20% внешнеторгового оборота страны. Между СССР И КНДР развивается сотрудничество на компенсационной основе, что означает, что часть продукции построенных при содействии СССР предприятий экспортируется в Советский Союз — автомобильные аккумуляторы, прокат качественных сталей, горячекатаный лист, аммиачная селитра. Товарооборот между СССР и КНДР неуклонно растет.
В 1985 г. он достиг 1059,2 млн руб. (в 1946;1950 гг.- 319 млн руб.), экспорт составил 654,8 млн. а импорт — 404,4 млн руб. В 1986 г. товарооборот двух стран составил 1207,9 млн руб. В 1986;1990 гг. объем торговли между СССР и КНДР увеличился по сравнению с предыдущим пятилетием более чем в 2 раза — до 8 млрд руб. Основные товары корейского экспорта в СССР: магнезитовый клинкер, прокат черных металлов, текстильные изделия, рис, металлорежущие станки. Советский Союз поставляет КНДР нефть и нефтепродукты (около 30% импорта), машины и оборудование (свыше 20%), а также хлопок, твердое топливо. Важным торговым партнером КНДР является КНР. В 1986 г. товарооборот между этими странами составил 514,27 млн. дол. Китай закупает в КНДР антрацит, железную руду, черные и цветные металлы, рыбу и морепродукты, поставляет в КНДР нефть, за счет которой ежегодно удовлетворяется до 50% потребностей корейской экономики в этом виде сырья, коксующийся уголь, зерновые. Тот факт, что у Корейской Народно-Демократической Республики со времени образования государства есть такие союзники как СССР и КНР во многом обусловило высокие темпы роста различных производств, но такая система взаимодействия со стабильными ценами на товары и планами наперед, а также с постоянной товарищеской помощи со стороны стран социалистического лагеря, при встрече с непредусмотренными факторами показала себя не с лучшей стороны. [2].
Начало 1990;х для Северной Кореи является периодом упадка в связи с развалом социалистического лагеря. В частности СССР решило изменить цены на товары, экспортируемые в КНДР и приравнять их к рыночным, что означало повышение цен на топливо в первую очередь. Командование КНДР, не смотря на такой ход со стороны СССР не решилось менять структуру своей экономики и практически отказались от ответных мер. Это не могло не сказаться на ситуации внутри Северной Кореи и в период с 1990 до 1994 гг. ВВП упал с 15 млрд. долларов до 8,3. Затем, в 1995 году на и так ослабленную страну выпало сильнейшее наводнение, за которым последовала засуха и вследствие чего неурожай. 26 июня 1995 г. начались дожди, причем в некоторых регионах за 10 дней выпало 23 дюйма осадков. К тому времени, когда в середине августа дождь прекратился, погодные условия полностью уничтожили урожай, а общий ущерб, причиненный наводнением, был оценен в 15 млрд. долларов.
По северокорейским данным, было потеряно 1,5 млн. тонн зерна, разрушен плодоносный слой на 330 тысячах га земли, а своих домов лишилось 5,4 млн. человек. Были повреждены дороги и линии электропередач, а эрозия почвы существенно повредила плодородный слой. А в 1997 г. наступила засуха. Как следует из данных, наиболее сильно кризис ударил по сельскому хозяйству и энергетической сфере, и без того подточенной отсутствием дешевого топлива. По словам Ким Чен Ира, угольные шахты, снабжающие ТЭЦ топливом, оказались затопленными, наводнение и селевые потоки повредили оборудование ГЭС, а последующая засуха фактически лишала страну источников гидроэнергии. Вызванный бедствиями голод стал крупнейшей гуманитарной катастрофой в Восточной Азии. Большинство ученых сходилось на том, что хотя до того времени проблемы медленно накапливались, и к 1995 г. страна находилась на грани кризиса, события, которые, по моему мнению, стоит называть кризисом 1995;1997 гг. во многом по аналогии с тем, что произошло в РК, стали главным катализатором ситуации.
Сложно не оказаться в яме, лишившись помощи двух основных доноров и потеряв из-за голода и стихийных бедствий до 80% промышленного потенциала и до 10% населения. В КНДР начался голод. Пытаясь полностью обеспечить саму себя продовольствием, Северная Корея столкнулась с большими трудностями, так как лишь 20% территорий холодной и гористой страны пригодны для пашни. И впервые Северная Корея запросила помощи у капиталистических стран. Стоит отметить, что ВВП КНДР в 1995 году был минимальным и равнялся 4,8 млрд. долларов, что на 0,1 меньше уровня 1970 года. С 1957 года в КНДР функционировала карточная система, которая приняла всеобъемлющий характер, начиная с конца 1960;х. А с 1993 года и в период голода правительство призывало граждан к двухразовому принятию пищи в день, вместо трехразового. Со времени начала бедствий в 1995 году Северная Корея начала получать продовольственную и экономическую помощь от США, Китая, Японии России, Южной Кореи и стран Европейского союза. КНР, как наиболее заинтересованный в том, чтобы КНДР продолжала существовать и быть коммунистическим государством, осуществлял поддержку сильнее всех и по оценкам экспертов на его долю пришлось около 90% всей поступившей продовольственной помощи. В ответ на помощь Северная Корея пошла на ряд политических уступок. Но и помощью руководство страны распорядилось неграмотно и начав получение продовольствия на ту же величину снизило его импорт.
По официальным данным властей Северной Кореи количество погибших в период с 1995 по 1997 гг. составило 220−250 тысяч человек. Международная поддержка продолжалась некоторыми странами до 2005 года. В это время экономика КНДР была довольно стабильна, если не сказать, что была в застое. Так, с 1996 до 2005 гг. ВВП страны увеличился с 11 до 13 млрд. долларов. По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, на 2003—2005 год в Северной Корее 7,6 миллионов человек (32% населения) не получают достаточного питания. Согласно официальной позиции КНДР, корейский народ, приступил к строительству «Могучей процветающей державы» которая будет построена в 2012 году, «где сильна государственная мощь, всё имеется в достатке, а народ живёт, не завидуя никому на свете». [2].
1.2 История развития экономики в Южной Корее От разделения после второй мировой войны территории Кореи Южная получила довольно выгодные территории с выходом в Тихий океан, что совместно с тем фактом, что находилась она под влиянием США, оказало плюс в торговле. Также на территории Южной Кореи осталась большая часть населения, а значит трудовые ресурсы. Плюс именно у Южной Кореи остались территории для возделывания. Историю развития экономики Южной Кореи можно разделить на 4 этапа. Первый этап, прошедший в период с 1948 по 1961 гг., характеризовался тем, что на первый план в хозяйстве страны вышли именно те отрасли, которые остались от разделения: сельское хозяйство и торговля, которая объяснялась в большой степени влиянием Японии и США.
Стоит отметить, что в этот период проходила Корейская война с 1950 по 1953 гг. В том числе и ее влиянием можно объяснить спад в сельском хозяйстве с 68% до 56%. Также в этот период начала набирать обороты обрабатывающая промышленность, наибольшее место в которой занимала обработка хлопка, производство сахара и помол муки. Основной целью в этот период было развитие местной промышленности для внутреннего рынка. Для снижения импорта и для того, чтобы спрос населения был направлен на отечественного производителя, начали проводиться протекционистские меры, среди которых и импортозамещающая политика. [16].
Второй этап, который прошел с 1961 до середины 70-х годов, характеризуется тем, что в нем импортозамещающая политика стала наиболее последовательной, основным направлением совершенствования структуры являлась ориентация на трудоемкие отрасли: пищевая, обувная, деревообрабатывающая. Именно с этого времени государство начинает разрабатывать пятилетние планы, которые успешно выполнялись. Страна приступила к реализации экспортно-ориентированной стратегии роста на основе государственно регулируемого рыночного механизма. Плановая система экономики заложила базовый фундамент развития страны и общества и дала возможность выстроить четкую модель экономических взаимоотношений, создать оптимальную структуру хозяйственных и организационных связей. [10].
Первый пятилетний план пришелся на период с 1962 по 1966 гг. Главная его цель заключалась в том, чтобы сделать первые шаги по направлению строительства самодостаточной индустриальной инфраструктуры, а также добиться снижения потребления топлива, прежде всего углеводородов. План предусматривал полную электрификацию страны, наращивание мощностей уже имеющихся и строительство новых электростанций, увеличение выпуска удобрений для села, сооружение заводов по глубокой переработке нефти, а также предприятий по производству крайне нужного возрождающейся стране цемента и синтетического волокна. [16].
Второй пятилетний план (1967;1971 гг.) был планом тотальной модернизации индустриальной базы и связанной с ней инфраструктуры, ускоренного развития импортозамещающих индустриальных комплексов, прежде всего, сталелитейной и химической промышленности, а также машиностроения.
Третий пятилетний план (1972;1976 гг.) был нацелен на создание экспортно-ориентированной индустрии и инфраструктуры, с ней связанной. Ускорилось развитие машиностроения и судостроения, было налажено крупномасштабное производство бытовой электроники, часть которой сразу же направили на экспорт. Новые южнокорейские предприятия стали оснащаться в основном отечественным оборудованием. Концентрация и централизация привели к возникновению крупных многоотраслевых монополий — «чеболей», которых насчитывается около 50, самые известные и успешные из них «Hyundai «, «Samsung», «LG», «Daewoo».
Четвертый пятилетний план (1977;1981 гг.) поставил задачи повышения конкурентоспособности южнокорейских изделий на внешних рынках. Начался переход на новые, более интенсивные технологии на базе автоматизации производства. Развернулась интенсивная подготовка кадров для машиностроения, прежде всего судостроения, автомобильной и электронной промышленности. Всего за одну пятилетку выпуск химической продукции вырос на 51,8%, а экспорт на 45,3%. Резко выросло качество изделий, причем цены на них стабильно оставались ниже среднемировых. Центральным звеном перестройки была определена индустриализация, но ее предполагали осуществить не по классической европейской или американской модели, а сразу с опорой на новейшие достижения НТР. Поэтому курс был взят не только на ускоренный рост производства средств производства, но и в первую очередь на создание высокотехнологичных отраслей, ориентированных преимущественно на внешний рынок, характеризующихся сравнительно высокой капиталоемкостью и предъявляющих довольно высокие требования к квалификации рабочей силы. Если говорить о типовой модели, то таковой для Южной Кореи послужила японская модель. [16].
Пятый пятилетний план (1982;1986 гг.) ознаменовался поиском путей перехода к более интенсивным технологиям, созданию информационных систем управления. Главное внимание было направлено на инновации и ужесточение и так весьма жестких требований к качеству продукции. Была поставлена цель ускорить развитие науки и внедрение научных исследований. При претворении в жизнь намеченной стратегии развития эта страна, не располагающая большими природными ресурсами, опиралась в первую очередь на свои огромные трудовые ресурсы. Можно сказать, что дешевая и в то же время достаточно дисциплинированная и квалифицированная рабочая сила послужила здесь основным внутренним фактором социально-экономического роста. Корейское правительство попыталось провести политику либерализации прямых иностранных инвестиций и ввоза иностранных технологий.
Однако эти реформы не дали результатов, и правительство осознало необходимость создания независимой системы исследований и разработок. В 1982 г. правительством была принята программа исследований и разработок, целью которой было развитие частного сектора исследований. Если в 1981 г. Республика Корея тратила на разработки 0,81% от ВВП 526 млн. долларов, то в 1996 г. цифра возросла до 2,8% от ВВП, что составило 12,2 млрд. долларов. За 18 лет инвестиции в исследования и разработки возросли в 27 раз, ежегодный рост — около 20%. Корея вкладывала в исследования и разработки намного больше, чем остальные развитые страны. Вырос также сектор частных исследований. Так, если в 1981 г. правительству принадлежало 53,5% всех проводимых исследований, то в 1990 г. эта цифра составила 19,4%. Сейчас частному сектору принадлежит около 75% всех вложений в исследования и разработки. Но все эти цифры относятся к прикладным исследованиям. [10].
Шестой пятилетний план (1987;1991 гг.) наметил пути интенсивного развития свободных экономических зон, на территориях которых создавались особо благоприятные условия компаниям, использующим передовые технологии, выпускающим изделия, способные выдерживать конкуренцию на мировых рынках и помогающим государству наращивать «экспортную составляющую». Одной из основ экономической стратегии Южной Кореи была и остается ориентация на максимальное привлечение иностранного капитала. Правительство этой страны пошло на ослабление соответствующих ограничений, а подчас даже на приближение условий деятельности филиалов и дочерних компаний иностранных фирм к режиму, принятому для национальных фирм. Первые попытки создания свободных экономических зон (СЭЗ) были предприняты еще в 1970;1974 гг., когда в городах Масан и Иксан были учреждены две такие зоны. Они должны были способствовать развитию национальной и местной экономик через иностранные инвестиции, направленные на увеличение экспорта, расширение мощностей предприятий и создание дополнительных рабочих мест.
Главным средством привлечения инвесторов в такие зоны стали налоговые льготы и относительно низкая арендная плата. Седьмой пятилетний план (1991;1996 гг.) был планом активизации борьбы за выход на мировые рынки в таких сферах, как микроэлектроника, новые материалы, биоинженерия, оптика и аэрокосмические технологии. Правительство и бизнес работали сообща, плечом к плечу, а вместе с подъемом технического и технологического уровня производства поднимался и имидж страны в мировом сообществе. Этот план оказался последним, так как страна окончательно перешла на рыночную модель развития. Однако приверженность методам хозяйственного планирования сохранилась. Стоит отметить, что многие элементы плановой экономики востребованы в Южной Корее и сейчас. 5].
Вскоре после окончания периода последней пятилетки, а именно в 1997;1998 гг. наступил глобальный экономический кризис, который Южная Корея, несмотря на свои успехи и устойчивый экономический рост, встретила очень болезненно. Для страны, экономический рост которой в большей мере определялся большим объемом иностранных инвестиций, их уменьшение, связанное с выводом средств инвесторов и фиксации их прибыли за рубежом, означали резкое падение ВВП с 573 млрд. долларов в 1996 году до 357 млрд. в 1998 году. Инвестиционный спад, ставший причиной резкого сокращения ВВП в Южной Корее, был усилен особенностями стратегии развития в 80−90-х годах, когда государство стимулировало частные инвестиции путем постепенной либерализации внешнего, корпоративного и финансового секторов. Кульминацией развертывания финансового кризиса является банковский кризис. Это особенно характерно для региона, где рынки ценных бумаг относительно неразвиты. Чтобы выйти на западные рынки с конкурентоспособной продукцией, потребовались огромные капиталовложения. Финансово-промышленные конгломераты, «чеболи», привыкли вкладывать большие деньги в разработку новых товаров, рекламу своих торговых марок на Западе и поддержание относительно низких экспортных цен. Инвестиции требовали, естественно, крупных кредитов, которые выдавались западными кредиторами.
В итоге к октябрю 1997 года предприятия и банки Южной Кореи набрали около 66 млрд. долларов краткосрочных долгов, треть из которых должна была быть выплачена к концу 1997 года. Золотовалютные же резервы Банка Кореи составляли около $ 30 млрд. Кредиторы и инвесторы с запада решили, что для уплаты долгов долларов в стране не хватит, чего стали опасаться и Южнокорейские должники. Пользуясь тем, что курс национальной валюты (вона) был фактически зафиксирован по отношению к доллару, началась скупка иностранной валюты. Одновременно все стали избавляться от акций местных предприятий. Падение фондового индекса за июнь-декабрь 1997 года составило 50%. В стране начался тяжелый валютный кризис. Чтобы предотвратить падение национальной валюты, 3 декабря 1997 года МВФ договорился с правительством Южной Кореи о предоставлении самого большого кредита в своей истории — $ 57 млрд. (из них $ 21 млрд. выделил сам фонд, а остальные — Мировой банк, Банк азиатского развития, Япония и другие ведущие мировые страны-кредиторы). Было решено, что кредит будет поступать в страну в течение трех лет. И 16 декабря 1997 года Банк Кореи, который к тому времени расстался с большей частью своих резервов, отказался от фиксированного курса вона. Национальная валюта стала быстро падать (к февралю 1998 года она упала на 80%). МВФ пришлось ускорить выделение обещанного кредита и перечислить Южной Корее $ 10 млрд. 29 января 1998 года южнокорейское правительство договорилось с группой ведущих западных банков о реструктуризации краткосрочного долга местных банков и предприятий.
Однако уже к середине 1998 года долларов вновь стало много. Во-первых, доллары дали международные финансовые организации и западные правительства. Во-вторых, иностранные частные инвесторы покупали специальные облигации, выпущенные для финансирования долгов южнокорейских предприятий и банков. В-третьих, валюта поступала от внешней торговли. Экспорт товаров и услуг в 1998 году вырос на 13,3%, а импорт упал на 22%. В результате положительное сальдо текущего платежного баланса составило $ 40 млрд. (в 1997 году наблюдалось отрицательное сальдо в $ 8 млрд.). К концу года южнокорейские долларовые резервы возросли до $ 52 млрд. Уже в марте 1998 года курс вона перестал падать. Инвесторы снова покупали акции южнокорейских предприятий, тем более что под давлением МВФ правительство способствовало либерализации доступа иностранного капитала на местный рынок. Банк Кореи перешел от жесткой кредитной политики к мягкой, путем снижения ставки банковского процента с 22% в марте до 14% в июне 1998 года. До февраля 1998 г. Южной Корее удавалось избежать массовых банкротств финансовых институтов, что несомненно ограничивало размах и силу разрушительных кризисных процессов. Тем не менее, по данным на конец 1997 г., в Южной Корее была приостановлена деятельность 14 коммерческих банков.
Правда, по итогам 1998 года, несмотря на быстрый рост экспорта, ВВП упал на 5,8%. Однако уже в первом полугодии 1999 года приток долларов позволил вернуться к привычному для Южной Кореи быстрому экономическому росту. Темпы роста ВВП достигли 7,3%. Долларовые резервы выросли до $ 62 млрд. Таким образом, можно констатировать факт, что Южная Корея довольно быстро выбралась из кризиса, особенно если учитывать, что в 2000 году ВВП достиг докризисного уровня и с тех пор уверенно продолжает расти. [4].
Историческое развитие Южной и Северной Кореи сильно различались, видно, что одни полагались в первую очередь на других, на своих союзников и соратников по коммунизму, и это сыграло с ними злую шутку в виде непредвиденных обстоятельств. Другое дело Южная Корея, которая с самого начала зарекомендовала себя с лучшей стороны для стран и частных инвесторов, огромную роль, в создании чего играли чеболи и открытые экономические зоны.
2. Сравнительный анализ экономических моделей КНДР и РК.
2.1 Сопоставление основных критериев экономических моделей КНДР и РК При сопоставлении экономических моделей существует ряд критериев. Считаю должным придерживаться их в должной мере. Первым критерием я считаю нужным рассмотреть собственность, как частную, так и государственную, их соотношение и, совместно вопрос предпринимательства.
Начну рассмотрение с КНДР. В Северной Корее, в силу принятой идеологии, плановое хозяйство и, соответственно, отсутствует понятие частной собственности, а это означает, что есть только государственная собственность. Ведение хозяйства под стопроцентным контролем сверху уже в прошлом столетии наглядно проявило свои минусы в СССР. Выражались минусы в первую очередь в дефицитах необходимых товаров, недостаточном обеспечении регионов, невозможность оперативного принятия мер при возникновении непредвиденных ситуаций. Всем этим и страдает сейчас, и уже продолжительное время, экономика Северной Кореи. Еще с 1995 года, когда было всем известное наводнение, государство не в состоянии обеспечить продовольствием своих граждан. Если в 2005 году правительство Северной Кореи отказалось от продовольственной помощи, то возможно повторение ситуации в свете недавних событий. Дело в том, что в июле 2012 года в КНДР снова произошло наводнение.
По данным ООН в Северной Корее и без катаклизмов недоедает каждый третий житель страны, а ввиду повреждения посевов сельскохозяйственных культур можно вновь говорить о серьезной возможности наступления голода. Конечно, нельзя быть готовыми абсолютно ко всем проявлениям природы, но со стороны руководства непростителен факт того, что они не только не учатся на ошибках прошлого, но и усугубляют их. Но стоит вернуться к рассмотрению собственности. Дело в том, что в КНДР нет частной собственности, но есть кооперативная. С конца 1990 — начала 2000;х годов начался переход от плановой экономики. Была отменена так называемая «система унификации и детализации» планирования, когда планировали все. И предприятиям, и сельхозкооперативам уже разрешено продавать сверхплановую продукцию на свободном рынке. Кооперативу ставится определенный план, который он должен выполнить, и если он делает что-то сверх этого плана, то может самостоятельно реализовать свою продукцию. И также, в 2012 году, лидер Северной Кореи, Ким Чен Ын объявил, что его страна готова пойти по пути китайских реформ. Речь идет о дальнейших шагах в направлении ослабления контроля государства. Подобно СССР в период перестройки, у КНДР будет индикативное планирование и либерализация планирования, а также отказ от некоторых жестких требований.
Полной отмены планирования не будет, иначе вся промышленность остановилась бы, так что, скорее всего перемены будут касаться, прежде всего, гражданских отраслей экономики. Речь идет, возможно, о некоторой либерализации, о внедрении некоторых индикативных элементов, но не о каком-то разовом и полном отказе от планирования. И конституция, и другие законы не позволяют этого сделать. Но КНДР хочет открыть доступ иностранным инвесторам в страну, что как никак, а говорит о том, что частная собственность должна появляться. Это говорит об изменении и пересмотре некоторых основополагающих вопросов касательно собственности в КНДР.
Закон об иностранных инвестициях определяет общие принципы и порядки защиты капиталовложений иностранных инвесторов и обеспечения законных прав, интересов предприятий с иностранной инвестицией. Статья 2 определяет: под иностранными инвесторами подразумеваются иностранные юридические и частные лица, которые инвестируют в КНДР; предпринимательством с иностранной инвестицией являются предприятия с вложением капитала иностранцами и иностранные предприятия; предприятия с вложением капитала иностранцами имеют в виду созданные в пределах территории КНДР смешанные и совместные предприятия, предприятия иностранцев. [19].
Под иностранными предприятиями подразумеваются имеющие доходные источники в пределах территории КНДР иностранные юридические, частные лица и другие экономические организации. В рамках смешанного предприятия инвестирование ведется совместно инвесторами КНДР и зарубежных стран, а управление им осуществляется стороной КНДР и при этом согласно контрактным условиям доля инвестиции партнера возвращается или распределяется прибыль. А в рамках совместного предприятия инвестирование и управление осуществляются совместно инвесторами КНДР и зарубежных стран, и прибыль распределяется по размерам вкладов. Предприятие иностранцев определяется такое предприятие, в рамках которого инвестирование и управление осуществляются самостоятельно иностранным инвестором.
Статья 6 определяет: иностранный инвестор может разными способами вкладывать капитал в промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, средства связи, науку и технику, туризм, товарооборот, финансовое хозяйство и другие сферы.
К объектам запрещения и ограничения инвестиции относятся те, которые: препятствуют безопасности КНДР, добрым обычаям и нравам корейской нации, нацелены на экспорт ресурсов, не соответствуют установленным нормам охраны окружающей среды, отстают в технико-экономическом отношении, имеют низкую рентабельность. Области поощрения инвестиции и льготные условия следующие: Поощряется инвестирование в сферы новейших и других современных технологий, производства продукции высокой конкурентоспособности на международном рынке, строительства инфраструктур, научных исследований и технического развития. Предприятия иностранных инвесторов, созданные капиталовложениями в названные сферы, пользуется льготами, такими, как сокращение или отмена подоходного и других различных налогов, создание благоприятных условий для пользования земельными участками и первоочередное предоставление банковского кредита. Предприятия с иностранной инвестицией, созданные в Расонской ТЭЗ, получают от КНДР льготные условия хозяйственной деятельности. [19].
Прежде всего, не применяются для них таможенные пошлины на импортные и экспортные товары, за исключением специально определенных КНДР номенклатур. Кроме того, они освобождаются от уплаты подоходного налога на срок до 3 лет после получения прибыли в сферах производства, а за последующие два года подоходный налог может быть сокращен в пределах до 50%. Ставка подоходного налога определяется ниже, чем в других районах, и составляет 14% расчетной прибыли. Иностранный инвестор может инвестировать в виде имущества и имущественного права, в том числе денежного, натурального имущества, промышленной собственности, ноу-хау. Предприятие с иностранной инвестицией может учреждать в КНДР или за ее пределами свои филиалы, агентства, офисы, дочерние фирмы, а также может и объединиться с компаниями и предприятиями других стран. Государство сдает в аренду иностранным инвесторам и предприятиям с иностранной инвестицией необходимые земельные участки на срок до 50 лет.
Предприятие с иностранной инвестицией должно использовать рабочую силу страны. В качестве определенного контрактом управленческого персонала, специалистов, квалифицированных рабочих особого рода занятий могут быть наняты иностранцы по договоренностям с центральным органом по руководству внешней торговлей КНДР. Имущество, вложенное предприятиями с иностранной инвестицией и иностранными инвесторами, не подлежит национализации и реквизиции государством. В случае их национализации и реквизиции по неизбежным причинам возмещается соответствующая сумма. Государство обеспечивает хозяйственные секреты предприятий с иностранной инвестицией. Законная прибыль иностранного инвестора от эксплуатации предприятий и другие доходы, а также денежные средства, оставленные после ликвидации предприятия, могут переводиться за пределы КНДР. Разногласия, связанные с иностранной инвестицией, разрешаются путем переговоров. Спорные же дела, не разрешаемые путем переговоров, рассматриваются и разрешаются в судебном или арбитражном порядке, установленном законом КНДР, или могут передаваться на разрешение при помощи арбитражного органа третьей страны.
Закон КНДР об иностранных инвестициях в законодательном порядке обеспечивает активное проведение экономического сотрудничества с разными странами мира на основе принципа полного равенства и взаимной выгоды и открывает иностранным инвесторам широкий путь к вложению капитала. В силу закон вступил в 1992, но не смотря на выгодные условия для иностранных инвесторов, такие как уменьшение налогов в определенных зонах, многие факторы, описанные в содержании закона настораживают и предостерегают. Так, слова о том, что в случае неизбежной национализации произойдет лишь выплата денежных средств в качестве возмещения порой кажется довольно странной, и учитывая некоторую эксцентричность и непредсказуемость в проведении реформ, можно решить, что ссылаясь на какую-либо причину правительство КНДР может выкупить иностранные технологии за бесценок, лишь возвратив часть инвестиций. Для осуществления данного закона правительство КНДР активно сотрудничает с европейскими консалтинговыми и маркетинговыми компаниями FBOA и KBG, оказывающими помощь иностранным инвесторам в Северной Корее. Речь идет о горнодобывающей промышленности, электроэнергетике, сельском хозяйстве и информационной индустрии.
Именно в этих отраслях отмечается значительная активность КНДР по привлечению зарубежных капиталовложений. В то же время необходимо отметить, что сохраняется ряд факторов, ограничивающих инвестиционные возможности КНДР: слаборазвитая и требующая модернизации промышленная база, ограниченная номенклатура экспортно-ориентированных товаров, низкий уровень инфраструктуры, влекущий за собой частые нарушения корейскими компаниями контрактных обязательств по качеству и срокам доставки экспортируемой продукции. 13].
Собственность в Южной Корее уже выглядит более разнообразно. В ней очень, естественно, частная собственность присутствует. Характерной чертой являются «чеболи» — объединения множества компаний, поддерживаемые государством, на которых держится экономика, и которые очень долгое время являются одной из главных причин роста и развития экономики Южной Кореи. Рост экономики любой страны не может быть длительным и устойчивым, если у нации отсутствует предпринимательский дух. Устойчивое долгосрочное развитие экономики страны возможно лишь при горящем огне предпринимательства в сердце нации. И Республика Корея не является исключением. Ее успех во многом связан с такими предприятиями, как Samsung, Hyundai, LG, высокотехнологичные товары которых составляют треть всего экспорта Республики Корея. Данные конгломераты (чеболи) долгое время являлись основой экономики страны, однако в последние годы активно создается благоприятный климат для развития мелкого и среднего бизнеса. Всего лишь за год Республика Корея поднялась в рейтинге «легкого старта для бизнеса» с 133 места на 53, совершив прыжок на 80 позиций вверх в списке из 183 стран, а в рейтинге оценки бизнес регулирования на настоящий момент занимает 8 место, поднявшись за год на 1 позицию.
Таблица 1 — Легкость ведения бизнеса в Республике Корея.
Рейтинги по категориям. | DB 2013 Рейтинг. | DB 2012 Рейтинг. | Изменение рейтинга. | |
Регистрация предприятий. | — 2. | |||
Получение разрешений на строительство. | — 2. | |||
Подключение к системе электроснабжения. | Нет изменений. | |||
Регистрация собственности. | — 3. | |||
Кредитование. | — 3. | |||
Защита инвесторов. | ||||
Налогообложение. | ||||
Международная торговля. | Нет изменений. | |||
Обеспечение исполнения контрактов. | Нет изменений. | |||
Разрешение неплатежеспособности. | — 1. | |||
Несмотря на успех, активное развитие, особенно в сфере защиты инвесторов, у большинства южнокорейцев слова «предприятие» и «риск» вызывают лишь негативные ассоциации. Молодое поколение готово работать и поставлять компаниям идеи, но не готово создавать рабочие места. Это следствие недостатка опыта создания новых компаний. Крупные корпорации сталкиваются с недостаточно высоким уровнем конкуренции на внутреннем рынке, что является критичным в долгосрочной перспективе развития экономики Республики Корея.
Система образования в Республике Корея играет огромную роль в воспитании навыков предпринимательства. Школы любых уровней предоставляют идеальные возможности для развития предпринимательского потенциала. Создание специальных бизнес-школ, в которых студенты имеют возможность изучать лучшие мировые бизнес-практики, ускорило процессы изменения менталитета. Однако сильнейшим катализатором данных процессов может быть лишь широкое использование всей платформы образования для осуществления культурных перемен в обществе. И как мы видим из Рисунка 1 создание высококвалифицированной рабочей силы и устранение бюрократических барьеров во внешнеэкономической деятельности, налоговом регулировании и внедрении инноваций — вот основные факторы, мотивирующие людей на создание своего бизнеса. Правительство страны продвигается в верном направлении, снижая бюрократическую нагрузку на бизнес.
Необходимо стремиться к открытому мышлению и стимулировать готовность принимать риск среди большей части населения, как в большинстве наций, склонных к предпринимательству. Но для этого нужно изменить нематериальные ценности общества, чего крайне сложно достичь без активного насаждения «сверху», особенно в азиатских странах. Упрощение регулирования придает лишь импульс началу перемен, но предпринимательский дух и готовность принимать на себя риск должны поощряться во всех сферах общества. [18].
Стоит рассмотреть научно-техническую политику обеих стран. Начнем с более преуспевающей в этом отношении Южной Кореи. В конце ХХ в. научная и инновационная политика стала важнейшим направлением государственного регулирования. В нем наука воспринималась не только как способ повышения конкурентоспособности и безопасности, но как основа общества нового типа — общества, основанного на знаниях. Наука стала основой инновационной системы современного общества. Сейчас Южная Корея является одной из ведущих стран в мире по научно-технологическому развитию.
Стоит отметить, что в 2011 году Южная Корея заняла первое место в списке стран по уровню развития информационно-коммуникационных технологий. Основной упор научно-технической политики Южной Кореи сделан на прикладные исследования, тесно связанные с производством высокотехнологичных товаров. Нынешние расходы на науку в Корее — одни из самых высоких и быстрорастущих в мире. В абсолютном выражении в 2000;2008 годы они увеличились в 2,5 раза, достигнув цифры в 27,5 миллиарда долларов. Доля ВВП на науку выросла в 2000;2008 годах с 2,3 процента до 3,37 процента. По этому показателю Корея уступает только Финляндии, Швеции, Израилю и Японии. Более двух третьих средств на науку приходится на предпринимательский сектор. Чеболи имеют множество исследовательских подразделений и лабораторий. К примеру, у Hyundai Heavy Industries есть четыре НИИ, работающих над технологиями судостроения. Вдобавок чеболи активно заказывают R&D за рубежом, открывают там центры разработок и рекрутируют талантливых студентов. По данным Патентного бюро США, число выданных американских патентов для корейских авторов выросло в 2000;2008 годы с 5700 до 23 500 — больше только у Японии и Германии.
В настоящее время Южная Корея производит около половины всех новых кораблей мира по тоннажу, оставив позади лидеров прошлых лет, таких как Япония и страны Европы. Верфь Hyundai спускает на воду новое крупное судно каждые четыре дня. Вдобавок корейцы скупили ведущие европейские верфи. Там они производят крупнейшие в истории круизные лайнеры класса Oasis. В южнокорейской экономике лидером в производстве электроники служит Samsung, который в мире обгоняет HP, IBM, Nokia и Microsoft. Но это не все его достижения, потому что предприятия конгломерата активны в десятке других областей, от страхования до того же судостроения и строительства. Всё это только часть корейских достижений, ещё есть пятый в мире автопроизводитель Hyundai-Kia, второй в мире по выручке сталелитейный гигант POSCO, огромный бизнес LG, простирающийся от химии до телекоммуникаций, мощное производство вооружений и военной техники.
Однако с фундаментальной наукой в Корее дела обстоят заметно хуже. По числу публикаций в международных базах страна находится на почётном 12 месте, но по среднему количеству ссылок на них — в два раза ниже, заметно отставая от США, Японии и всех развитых европейских стран. Нобелевские лауреаты у Кореи отсутствуют, есть лишь премия мира. Ни один корейский университет не входит в первую мировую сотню по авторитетному рейтингу Шанхайского университета. Правительство страны всё больше заботит такое положение дел, и оно не прекращает принимать меры по исправлению ситуации. Для этого правительство Южной Кореи вкладывает огромные суммы в университеты, например в 2008 году 165 млрд. вон. План был рассчитан на 5 лет и был нацелен на привлечение иностранных ученых с хорошим потенциалом в области развития новых механизмов роста и в области сферы интеллектуальных услуг, чтобы создать университеты мирового класса посредством сотрудничества иностранных ученых с местными профессорами. Но финансирование будет ограничено для научных и технических областей, которые не прижились в местных университетах, таких как появляющиеся междисциплинарные области нано-, био-, инфои интеллектуальных технологий, а также новые энергетические технологии, биомедицина, финансовые и цифровые разработки. Университеты получат финансирование как только у них появятся известные ученые, лауреаты Нобелевской премии или члены Национальной Академии Инжиниринга США, которые не часто подписывали контракты с университетами Кореи из-за низкой заработной платы по сравнению с тем, что они могут заработать в других местах. Последние годы в том же направлении двигаются и школы страны, набирая в учительский состав все больше иностранных преподавателей. Касательно сферы производства и торговли стоит отметить основные отрасли экспорта и импорта страны, страны-партнеры.
экономический корея южный северный Рисунок 1 — Структура производства Южной Кореи Из структуры производства мы видим, что основным направлением является производство. Как написано выше, основными производителями промышленности являются чеболи, конгломераты, на чьей доле большая часть промышленности, строительства, торговли. [1].
Рисунок 2 — Страны-партнеры Южной Кореи по экспорту.
Внешнеэкономические связи Южной Кореи охватывают весь мир, поэтому статья «прочие» занимает настолько большую долю южнокорейского экспорта. [1].
Рисунок 3 — Динамика экспорта Южной Кореи Как видно из рисунка 3, экспорт Южной Кореи не смог избежать упадка в 2008;2009 годах, что характерно для страны, экономика которой основана на экспорте товаров. Стоит отметить, что кризис 2008;2009 гг. Южная Корея преодолела легче, чем кризис 1998 г. Вследствие чего можно сделать вывод о том, что финансовая система страны подверглась ряду изменений. По сути проблемы остались теми же и изнутри страны их трудно преодолеть: зависимость экономики от иностранных инвестиций, большие займы чеболей. Государство в силе с помощью денежно-кредитной политики делать спады менее ощутимыми и долгосрочными. Достигается это путем варьирования курса воны, который на данный момент очень близок к курсу доллара. [1].
Рисунок 4 — Динамика величины импорта Южной Кореи.
Рисунок 5 — Страны-партнеры Южной Кореи по импорту.
Среди стран-партнеров Южной Кореи по импорту ведущие позиции занимают исторически — США и Япония (10% и 15% соответственно), и в последние годы лидирующую позицию начал занимать Китай с 17%. Рост последних лет позволил вступить Южной Корее в так называемый клуб 20−50, в который входят страны, у которых ВВП на душу населения превышает 20 тысяч долларов и при этом численность населения должна превышать 50 миллионов человек. До Южной Кореи в список входили только 6 стран, причем на момент начала переделки Южной Кореи из аграрной страны колониального типа в индустриальную, остальные страны списка уже являлись странами с развитой экономикой и промышленностью. 15].
Что же стоит сказать про научно-техническую политику Северной Кореи? В последнее время главными областями финансирования и развития являются военная промышленность, космическая и атомная. В космической отрасли наметились успехи. Так в 2010 году успешный запуск спутника в космос позволил КНДР считаться 10-ой страной в мире, способной на это. Стоит отметить, что в этом отношении Северная Корея обогнала Южную Корею. Но это довольно сомнительное Военная промышленность является традиционной для Северной Кореи со времен Корейской войны.
В настоящий момент военная промышленность КНДР позволяет обеспечить годовой объём производства 200 000 единиц автоматического стрелкового оружия, 3000 тяжёлых орудий, 200 танков, 400 бронеавтомобилей и амфибий. В Северной Корее производятся собственные подводные лодки и скоростные ракетные катера. Собственное производство позволяет КНДР содержать многочисленные вооружённые силы при относительно низких военных тратах. Оборонная промышленность имеет три направления производства: производство оружия и обеспечение военных поставок. В КНДР построено 17 заводов по производству огнестрельного оружия и артиллерии, 35 заводов по производству боеприпасов, 5 заводов по производству танков и бронемашин, 8 авиазаводов, 5 заводов по производству военных судов, 5 заводов по производству управляемых ракет, 5 заводов по производству средств связи, 8 заводов химического и биологического оружия. Помимо этого, многие гражданские заводы могут быть с минимальными затратами переоборудованы для производства продукции военного назначения. Свыше 180 оборонных предприятий построено под землёй в горных районах. Атомная программа КНДР началась в 1990;е годы и сразу же стала объектом внимания всего мира. Страна располагает тремя типами трёхступенчатых ракет-носителей, созданными на базе военных баллистических ракет, которые были местной переработкой советских ракет. Отличающаяся своей непредсказуемостью Северная Корея, заимев у себя ядерное оружие, автоматически становится опасностью для всех стран. Учитывая тот факт, что с недавних пор КНДР обладает трансконтинентальными ракетами, возможная зона опасности расширяется.
Успехи Северной Кореи в производстве и развитии военной, атомной и космической областей стоит рассматривать вкупе. Дело в том, что все вместе эти три фактора являются причиной возможности манипуляции КНДР странами, путем угроз применения ядерного оружия. Несмотря на все успехи Северной Кореи в деле освоения космического пространства и роста уровня обороноспособности, которые обусловлены их идеологией, для многих является неочевидным такое распределение ресурсов трудовых и материальных на трудои капиталоемкие отрасли в то время, когда в стране существует проблема недоедания подавляющей части населения или даже голода.
Перейдем к вопросу о внешней торговле. Основные торговые партнеры — КНР (33%), Республика Корея (19,6%), страны Евросоюза (14%), Япония (14%), Россия (5%). В экспортной структуре преобладает текстиль, машины и оборудование, морепродукты, выросла доля продаж полуфабрикатов для производства высококачественной стали, а также бытовая электротехника, средства связи, компьютеры, программное обеспечение. Импортировала КНДР в основном продукцию машиностроительных отраслей, топливо и сырую нефть, продовольствие. Из КНДР в Китай, в основном, вывозятся рыба и морепродукты, на долю которых приходится до 80% товарной структуры. В импортной структуре преобладают нефть и нефтепродукты, химические удобрения, автомобили, товары широкого потребления (70%), а также продовольствие (30%). Из рисунка 6 видно, что уровень ВВП на душу населения в КНДР крайне мал и по сравнению со среднемировыми показателями примерно в 20 раз. А по сравнению с Южнокорейским ВВП на душу населения, который составляет более 22 тысяч долларов, уступает более чем в 44 раза. [14].
Рисунок 6 — Динамика ВВП на душу населения в Северной Корее и сравнение со среднемировыми показателями Северокорейский ВВП крайне мал и в последние три года по официальным данным равен 40 млрд. долларов, что сопоставимо с размером затрат на науку в Южной Корее. [1].
На настоящий момент мы видим крайне разные положения: развитость Южной Кореи и отсталость Северной. Местные победы Северной Кореи, например в космической области, кажутся неуместными на фоне того, что государство не способно обеспечить население продовольствием.
2.2 Перспективы дальнейшего развития государств В разговоре о дальнейшем будущем двух Корей нельзя не поднять вопрос об объединении стран. К объединению стран, так или иначе, хотели привести все лидеры Северной и Южной Кореи. Возможно, это и произошло в самом начале периода разделения, если бы не различия интересов стран капиталистического и коммунистического лагеря, которые использовали Южную и Северную Кореи в своих целях. Население не испытывало друг к другу никакой неприязни, но все было осложнено Корейской войной, после окончания которой в 1953 году до сих пор не было подписано мирного договора, а лишь перемирие. В данный момент у границ Корей стоят войска обеих стран. Стоит отметить, что, не смотря на постоянные выпады и провокации Северной Кореи стремление к объединению государств продолжало проявляться различными формами. Например, в Южной Корее существует Корейский институт национального объединения, вопросами которого, очевидно, являются проблемы, возможности, методы, способы, варианты повышения возможности объединения стран. Так, у КНДР и РК были и есть общие предприятия и проекты.
Особенно сильно стало стремление к объединению в конце 1990;х. Со стороны Южной Кореи политика «солнечного тепла», провозглашенная в 1998 г. президентом Ким Дэ Джуном, была направлена на преодоление враждебности и сотрудничество, она включала также помощь Северу в борьбе с отсталостью. Частично формировалось экономическое и социально-культурное сотрудничество, в том числе как туристическая программа в северокорейских горах Гымгансан, состояние обмена и сотрудничества в социально-культурной сфере как визит артистов, команд спорта, членов религиозных организаций. Активная политика примирения Южной Кореи выразилась в идее организовать центр исследования для создания межкорейского экономического сообщества. Это нашло отражение в «Берлинской декларации» президента Южной Кореи Ким Дэ Джуна от января 2000 г., который 9 марта выступил с призывом активизировать двусторонний диалог на правительственном уровне для расширения экономической помощи Северной Корее. В этой декларации президентом Кимом было заявлено намерение Южной Кореи оказать экономическую поддержку Северу через межкорейское сотрудничество и совместные проекты. Он также подчеркивал, что правительство Южной Кореи готово помочь Северу преодолеть экономические трудности, начиная совместные экономические проекты, на основе государственной инициативы в таких областях, как строительство инфраструктуры, создание институциональных систем для инвесторов, реформа аграрной структуры.
При таких внешних и внутренних обстоятельствах 13−15 июня 2000 г. впервые в межкорейский истории состоялся саммит на высшем уровне, в ходе которого была подписана совместная межкорейская декларация. Лидеры обеих сторон согласились на необходимость сохранения мира на Корейском полуострове и заверили в намерении ненападения друг на друга. Первый межкорейский саммит и декларация, заключенная в ходе саммита, имеют большое значение в истории межкорейских отношений. Во-первых, первая встреча между лидерами двух Корей за 55 лет после разделения страны — этот факт уже сам по себе имеет историческое значение. Декларация и принятые соглашения при встрече показали стремление лидеров к развитию отношений между Югом и Севером. Во-вторых, на основе признания и уважения существующих систем Юг и Север согласились решить проблему объединения Кореи через диалоги. Две Кореи заявили, что они будут субъектами решения своей проблемы, и в этом смысле первый межкорейский саммит создал постоянный канал между Югом и Севером без посредников.
По сравнению с прошлым, когда договоренность о проведении межкорейского саммита была достигнута по инициативе президента США Джимми Картера в 1993 г., в этот раз Юг и Север сами решили провести саммит. В-третьих, первый саммит способствовал институциализации межкорейского сотрудничества в разных сферах. В четвертом пункте декларации лидеры двух Корей согласились на расширение экономического сотрудничества для сбалансированного роста экономики на Корейском полуострове. Однако первый саммит носил, прежде всего, политический характер. После этого события заметно увеличилось межкорейское сотрудничество в разных сферах. Среди них самое успешное развитие произошло в области экономики. Рост взаимной торговли. До первого межкорейского саммита 2000 г. в основном происходило межкорейское сотрудничество по инициативе неправительственных организаций с гуманитарным характером, а после саммита межкорейское экономическое сотрудничество начало развиваться на более широкой основе. Оно стало выражаться не только в виде проектов между южнокорейскими предприятиями и северокорейскими неправительственными организациями, но также в виде межправительственных совместных экономических проектов.
По статистике в 1998 г. в общем торговом обороте СК (рис. 1) межкорейское сотрудничество занимало лишь 13%, а в 2005 г. увеличилось на 26% и в 2006 г. (с января до октября) составило 1 млрд. 169 млн долл. Этот объем на 33,5% больше, чем в 2005 г. Торговый оборот между РК и КНДР увеличился со 194 млн. долларов США в 1994 году до 1797 млн. долларов в 2008 году. Среди них межкорейская торговля постоянно увеличивалась, а инвестиции и экономическая помощь резко увеличились с 1995 г. В итоге торговля занимает 39,8%, инвестиции — 25,6% и экономическая помощь занимает 34,6% от общего объема межкорейского экономического сотрудничества за 2005 г. Три проекта общих были и есть у Корей: туристический отель (ныне закрыт из-за инцидента с расстрелом северокорейским солдатом южнокорейской туристки по неосторожности зашедшей на территорию КНДР), объединение железнодорожных сетей двух стран, Промышленный комплекс в Гэсоне. Меняющийся мирополитический процесс современного мира и внутригосударственное состояние двух Корей дает возможность развивать межкорейское сотрудничество в разных сферах. Особенно после первого исторического межкорейского саммита 2000 г. сотрудничество между двумя государствами были заметно расширено: реализованы разные совместные экономические проекты. Межкорейское экономическое сотрудничество пока не принесло значительного вклада в экономику двух корейских государств, но экономическая помощь в виде продовольственных продуктов и удобрения в некоторой степени способствовала смягчению северокорейской продовольственной проблемы, и межкорейские совместные проекты дают возможность выхода из экономического кризиса Севера.
Известно, что чем больше разница в экономике в двух разделенных государствах, тем дороже стоит процесс их объединения. Проведение совместных экономических проектов, таких, как туристическая программа в горах Гыгансан, строительство промышленного комплекса в Гэсоне и проект соединения железнодорожного сообщения, способствует систематизированию межкорейского экономического сотрудничества и повышению качественного уровня диалога и контактов между двумя государствами. Межкорейские обмены и сотрудничество в области экономики являются одной из опор, которые поддерживают политику мира и процветания. Они будут способствовать ликвидации недоверия между двумя Кореями, которое сохранялось на протяжении полувека, путем ослабления военной напряженности на полуострове и будут играть важную роль в восстановлении национальной общности корейского народа. На основе развития экономического сотрудничества между двумя Кореями мы можем надеяться на расширение сотрудничества в области политической и военной, т. е. можно сказать, что межкорейское экономическое сотрудничество — это возможная основа отношений двух Корей в процессе их объединения. [6].
Южная Корея увеличила бюджет, который предназначен на финансирование проектов сотрудничества с КНДР в 2013 году. Специалисты это расценили как подготовку Сеула к улучшению межкорейских связей, что ожидается в связи с приходом в Южной Корее к власти нового президента. Общая смета расходов Фонда в 2013 году составляет 1 триллион 97 миллиардов 900 миллионов вон — это немногим более 1 миллиарда долларов. В 2012 году на эти же цели было выделено несколько меньше — 1 триллион 6 миллиардов. Анализируя постатейные расходы многие эксперты делают вывод по поводу того, что ожидают правительственные чиновники Юга от сотрудничества с Севером. Так, многие обратили внимание, что на 13% выросла статья финансирования встреч членов разделенных семей. В бюджет Фонда межкорейского сотрудничества также заложено оказание продовольственной помощи Северной Корее объемом 400 тысяч тонн риса и 300 тысяч тонн удобрений. Привлек внимание и тот факт, что увеличился и бюджет «южнокорейского ведомства по делам КНДР» — Министерства объединения. Он составил 222,2 миллиарда вон (около 210 млн долл.), что на 4,4% процента больше, чем в прошлом году. Это также можно интерпретировать, как ожидание Сеула, что контакты с КНДР станут более частыми, а потому у Минобъединения будет больше работы и больше расходов.
Но торговля и продовольственная помощь — не все, что характеризует отношения двух Корей. Ведь как бы им не хотелось объединить государства, это очень трудоемкий процесс. От возможного объединения выиграет больше Север, в котором постоянное недоедание, слабое развитие тех отраслей, которые не отвечают приоритетам государственной идеологии, а именно военная промышленность, атомная и космическая. При полномасштабных инвестициях из развитого Юга отрасли начнут подниматься, как и уровень жизни в Северной Корее, чего нельзя сказать о Юге, который первое время будет испытывать явные неудобства. В первую очередь они будут связаны с недостаточным, по нынешним меркам, участия и помощи государства малым предприятиям, снижением финансирования науки и культуры в угоду поднятию северокорейских фирм. Также стоит сказать и о выгодах Южной Кореи. Дело в том, что в последние годы эксперты все чаще говорят о проблеме уменьшения темпов роста численности населения Южной Кореи. Такие показатели уже к 2050 году могут оказаться причиной застоя в южнокорейской экономике в силу нехватки спроса на продукцию на внутреннем рынке. Таким образом, выясняется, что объединение со слабым соседом не должно нести краткосрочных выгод Южной Корее, а скорее предотвратить долгосрочные проблемы. По сути, объединение стран станет отличным решением давнишней проблемы, которое принесет в отношения Корейского полуострова спокойствие и равномерное развитие, характеризующееся постепенным выправлением ситуации с неравномерно развитыми отраслями Северной Кореи, улучшением квалификации рабочих, исчезновением проблемы голода. 3].
Я считаю, что последние два десятилетия являются наиболее значимыми и эффективными в межкорейском диалоге. Наконец-то лидеры обеих стран начали активную фазу сотрудничества, ухода от конфликтов, которые тянутся в их отношениях со времен Корейской войны. В целом же перспективы их развития по отдельности значительно уступают тем, что будут при объединении стран. Я считаю, что здесь уместно будет сказать о синергии — суммирующем эффекте, когда сумма двух факторов и их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы. Считаю также, что объединение в единую Корею положительно скажется в долгосрочной перспективе и, что затягивать этот процесс еще больше, нет не только никакого смысла, но есть возможности уменьшения возможной пользы от осуществления объединения.
Заключение
Северная и Южная Кореи являются соседями по Корейскому полуострову, имеют общую историю и культуру. Их разъединение, навязанное другими странами, не пошло им на пользу. Даже не смотря на успехи Южной Кореи и переход от отсталой страны в начале 1960;х гг. в одну из стран лидеров, нельзя сказать, что она не испытывала ряд трудностей в процессе развития. Трудности, которые были бы менее ощутимыми, будь у южнокорейцев все ресурсы, трудовые, природные, производственные и материальные, оставшиеся в Северной Корее. Разделение и то, какие страны начали воздействовать на происходящие внутри государств процессы, сказалось на дальнейшем развитии. Коммунизм в Северной Корее, которая официально называется Демократической Республикой, не вызывал пререканий до момента распада СССР, главного союзника КНДР. Разноплановое сотрудничество и предоставление Советским Союзом КНДР сниженных цен, по сравнению с общемировыми, обеспечили пусть и не стремительный, но все-таки рост промышленности Северной Кореи. В то же время Южная Корея, влияние на которую оказывалось в первую очередь со стороны США, также пробовала начать действовать, используя пятилетние планы, но не для того, чтобы укреплять плановое хозяйство, а уже для сравнительно плавного перехода к рыночным отношениям. Долгое время они шли порознь, враждуя, и лишь к концу XX века начались предпосылки к двустороннему диалогу и налаживанию отношений.
Постепенное сближение государств через общие экономические проекты, дало свои результаты, лидеры Корей все чаще говорят о возможном продолжении и углублении сотрудничества стран, а эксперты видят в совместных проектах предпосылки к объединению, например объединение железных дорог между странами. Как распорядятся ситуацией правительства стран покажет время. Естественно желаемым результатом, как для населения Корей, так и для мирового сообщества было бы очень удачным объединение, после которого уходил бы такой игрок на политической арене, как Северная Корея, зачастую провоцирующая и угрожающая другие страны, используя свою развитость в плане военной промышленности, ядерной и космической программ.
Библиографический список.
1. Кушнир И. В. Мировая экономика. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://be5.biz/makroekonomika/profile/profile_korea.html.
2. Саката М. Содержание и перспективы экономических реформ в северной Корее / М. Саката // Проблемы современной экономики. 2003. № 1. С. 98−101.
3. Денисов В. И. Южнокорейская политика в области науки и техники. Некоторые аспекты научно-технического сотрудничества России и Республики Корея / Денисов В. И. // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 4. С. 24−27.
4. Бондарь Т. В. Мировой опыт использования государственной корпорации как элемента государственной политики модернизации / Т. В. Бондарь // Вестник науки Сибири. 2011. № 1. С. 470−473.
5. Рязанова А. Н. Государственная политика в отношении человеческого капитала как фактор успешного технологического развития Южной Кореи / А. Н. Рязанова // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357. С. 96−99.
6. Пак Чжу Ен. Развитие межкорейского сотрудничества в области экономики в 2000;2007 годах (на примере трех современных проектов) / Пак Чжу Ен // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 93. С. 91−98.
7. Йе-Ву Ли. Структура экспорта Республики Корея: сравнительный анализ 1990 и 2000 гг. / Йе-Ву Ли // Пространственная экономика. 2007. № 1.
С. 83−107.
8. Ломакин В. К. Мировая экономика. Учебник для вузов / В. К. Ломакин // 1999.
9. Целищев И. С. Восточная Азия: интеграция? / И. С. Целищев // МЭИМО. 2003. № 7. С. 43−51.
10. Суслина С. Эволюция социально-экономической модели Республики Корея / С. Суслина // Общество и экономика. 2004. № 2. С. 133−166.
11. Прозоровский А. С. Модернизаторский авторитаризм в Индонезии и Южной Корее / А. С. Прозоровский // МЭИМО. 2004. № 7. С. 83−92.
12. Гладков И. С. Опыт антикризисного управления в Республике Корея /.
И.С. Гладков // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 5. С. 80−89.
13. Толорая Г. Д. Корейский полуостров в поисках пути к стабильности / Г. Д. Толорая // МЭИМО. 2008. № 1. С. 45−56.
14. Федоровский А. Н. Общая история и разные судьбы корейский государств / А. Н. Федоровский // Полис. 2009. № 5. с 181−187.
15. Костяев С. Корейское лобби в США: соглашение о свободной торговле, военное сотрудничество / С. Костяев // МЭИМО. 2010. № 8. С. 95−101.
16. Мореходов М. А. Южная Корея: секреты успеха / М. А. Мореходов // Азия и Африка сегодня. 2012. № 1. С. 18−23.
17. Рейтинг легкости ведения бизнеса [Электронный ресурс] Режим доступа http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/korea/.
18. Уникальное глобальное исследование богатства и благополучия стран [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.prosperity.com/CountryProfile.aspx?id=410.
19. Конституция Корейской Народно-Демократической Республики [Электронный ресурс] Режим доступа http://vkpb.ru/old/kndr/const_kndr.shtml.