Развитие информационных систем и технологий в различных социально-экономических сферах (страхование)
Второй этап (70−80-е годы XX в). Одной из предпосылок возникновения ИС второго поколения было создание концепции СИМ (компьютеризированное интегрированное производство, предусматривает интеграцию всех подсистем: управление снабжением, производством, транспортно-складскими системами, качеством сбыта) в начале 80-х годов, она предусматривала автоматизацию интеграции гибкого производства и системы… Читать ещё >
Развитие информационных систем и технологий в различных социально-экономических сферах (страхование) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реферат
Развитие информационных систем и технологий в различных социально-экономических сферах (страхование)
Введение
информационный страхование экономический Эффективное управление предприятием в современных условиях невозможно без использования компьютерных технологий. Правильный выбор программного продукта и фирмы-разработчика — это первый и определяющий этап автоматизации страхования. В настоящее время проблема выбора информационной системы (ИС) из специфической задачи превращается в стандартную процедуру. В этом смысле российские предприятия сильно уступают зарубежным конкурентам. Иностранные предприятия, как правило, имеют опыт модернизации и внедрения ИС. В развитых западных странах происходит смена уже их четвертого поколения. На российских предприятиях зачастую используют системы первого или второго поколения.
Руководители многих российских предприятий имеют слабое представление о современных компьютерных интегрированных системах и предпочитают содержать большой штат собственных программистов, которые разрабатывают индивидуальные программы для решения стандартных управленческих задач.
Процедура принятия решения о выборе наиболее эффективной компьютерной системы управления нова для большинства отечественных руководителей. Ее последствия во многом будут оказывать значительное влияние на предприятие в течение нескольких лет, т.к. применение интегрированной ИС, которая отвечала бы требованиям предприятия (масштабу, специфике бизнеса и т. д.), позволила бы руководителю минимизировать издержки и повысить оперативность управления предприятием в целом.
1. Понятие и назначение информационной системы
Информационная система (ИС) — система обработки информации и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, и т. д., которые обеспечивают и распространяют информацию).
Информационная система предназначена для своевременного обеспечения людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определенной предметной области.
Результатом функционирования информационных систем является информационная продукция — документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги.
Основное назначение информационных систем в экономике — это своевременное представление необходимой информации руководителю для принятия им адекватных и эффективным решений при управлении процессами, ресурсами, финансовыми транзакциями, персоналом или организацией в целом. Однако в процессе развития ИТ, исследования операций и технологий моделирования, а также с возрастанием потребителей информационно — аналитической поддержки, все больше проявлялась потребность в системах, не только представляющих информацию, но и выполняющих некоторый ее предварительный анализ, способных давать некоторые советы и рекомендации, осуществлять прогнозирование развития ситуаций, отбирать наиболее перспективные альтернативы решений, т. е. поддерживать решения руководителей, взяв на себя значительную часть рутинных операций, а также функции предварительного анализа и оценок.
2. Основные этапы развития информационных систем
История создания и развития информационных систем тесно связана с автоматизацией деятельности предприятий и организаций, развитием моделей их управления.
Информационные системы первого поколения возникли в начале 60-х годов XX века при необходимости автоматизации управления предприятием на базе больших ЭВМ (электронных вычислительных машин) и централизованной обработки информации. Они создавались для управления отдельными подразделениями или видами деятельности и со временем интегрировались в комплексные автоматизированные системы (АСУ). Для ИС первого поколения характерна эффективная обработка запросов, использование интегрированных файлов для связывания между собой задач и генерирования сводных отчетов для руководства. Каждая система была нацелена на конкретное применение, и поэтому описание ее функций было минимально и предназначалось для специалиста в этой предметной области.
Второй этап (70−80-е годы XX в). Одной из предпосылок возникновения ИС второго поколения было создание концепции СИМ (компьютеризированное интегрированное производство, предусматривает интеграцию всех подсистем: управление снабжением, производством, транспортно-складскими системами, качеством сбыта) в начале 80-х годов, она предусматривала автоматизацию интеграции гибкого производства и системы управления предприятием на основе мощных компьютеров. Развитие АСУ шло путем от файловых систем к системам управления базами данных (СУБД): усложнение технических средств и увеличение их мощности, расширение перечня решаемых задач. В основе создания этих систем положена концепция единой базы данных, которую обслуживает специальная программа — СУБД. Однако вычисления осуществлялись на единой аппаратной платформе (одной машине).
Третий этап (начало 90-х годов) характерен переходом на новую техничную платформу — ПК. Широкое применение приобретают современные корпоративные информационные системы Scala, Галактика и др. Развиваются клиент-серверные, web-серверные и Интернет-технологии. Концепция распределенной обработки экономической информации, которая реализована на базе современных ПК и локальных компьютерных сетей, предусматривает формирование автоматизированных рабочих мест, которые дают возможность автоматизировать громоздкие вычислительные операции, выполняемые на рабочем месте соответствующим специалистом, активно влиять на процесс обработки информации с учетом реальной обстановки, пользоваться специальными информативными ресурсами. Автоматизированное рабочее место обеспечивает диалоговое информационное взаимодействие пользователей и оперативный доступ к централизованным базам данных.
Четвертый этап (начало третьего тысячелетия) характерен глобальной компьютеризацией общества. Основу структуры корпоративных информационных технологий определяет методология планирования ресурсов, синхронизированная с покупателем. Отображает весь цикл производства — от проектирования и взаимодействия с заказчиками к дальнейшему сервисному обслуживанию. Особенности информационных систем четвертого поколения заключаются в: максимальном использовании потенциала ПК, экономии ресурсов системы за счет централизации хранения и обработки данных на высших уровнях системы, наличии эффективных централизованных средств сетевого системного администрирования.
3. Страховые информационные системы
Во многих отечественных страховых компаниях лишь совсем недавно начали серьезно задумываться о необходимости развертывания комплексных корпоративных систем. Наступил момент, когда проблема выбора и внедрения эффективной системы встала во всей остроте — страховые компании развиваются, растет численность их клиентуры, обостряется внутренняя и внешняя конкуренция, появляется необходимость введения новых услуг. Сфера страхового бизнеса в России моложе многих остальных отраслей экономики, отчасти поэтому здесь сегодня ощущается недостаток готовых решений. Однако страховые компании развиваются, это требует совершенствования управления и обеспечения прозрачности бизнеса, что в современных условиях недостижимо без опоры на информационные технологии.
В процессе поиска решения по автоматизации в компаниях анализировали как состояние российского рынка, так и предложения западных разработчиков. Ситуация складывалась таким образом, что говорить о каком-либо выборе среди отечественных систем не приходилось — таковые просто отсутствовали, а западные решения требовали миллионных вложений, чего тогда в страховых компаниях позволить себе не могли. В итоге было принято решение разрабатывать систему собственными силами.
В компаниях полагали, что отечественный страховой бизнес находится на этапе становления и не изобилует квалифицированными кадрами, способными выполнить полноценную постановку задачи, поэтому ставка была сделана на западных специалистов, имеющих многолетний опыт работы в страховании.
В некоторых видах бизнеса достаточно просто разграничить отдельные бизнес-процессы: бухгалтерию, логистику, склад и т. д., последовательно провести их автоматизацию и получать желаемый эффект на каждом очередном этапе развертывания информационной системы. В страховой компании ситуация иная — все бизнес-процессы сильно связаны и автоматизация отдельно взятой задачи практически ничего не даст, необходима сквозная автоматизация всех процессов в комплексе.
В страховом бизнесе основой всего является страховой продукт — услуга по различным видам страхования. Страховые продукты по одному и тому же виду страхования могут быть уникальными для разных страховых компаний, которые формируют и модифицируют свой набор условий, предлагаемых клиентам. Для того чтобы поддерживать различия и возможность постоянных изменений страховых продуктов, информационная система должна иметь гибкие средства настройки параметров договоров страхования.
Система должна предоставлять разные данные для организации выплат по разным страховым продуктам и т. д. Получается, что реализация отдельных компонентов информационной системы для страховщиков мало влияет на повышение эффективности бизнеса, и даже способна создать дополнительные сложности. Необходимо сразу увязывать все элементы между собой, изначально делая ставку на комплексное решение с гибкими средствами адаптации к тем уникальным условиям страхования, которые данная страховая компания может предложить в конкретном страховом продукте.
Сегодня информационная система страховой компании включает следующие подсистемы:
— конструктор;
— подсистема ведения полисов;
— подсистема бухгалтерского учета;
— подсистема выплат;
— подсистема перестрахования;
— подсистема бюджетирования;
— подсистема аналитической отчетности;
— подсистема администрирования;
— подсистема автоматической пролонгации полисов;
— подсистема «зарплата и кадры».
Сегодня в страховом бизнесе страны происходят перемены, которые могут оказать существенное влияние на ситуацию с автоматизацией страховых компаний. Прежде всего, это вступление в силу закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности», который стимулирует резкий рост количества договоров на страхование. А это означает катастрофический рост объемов данных и появление других задач, решение которых невозможно без эффективных информационных систем. Еще один важный фактор — изменение правил бухгалтерского и налогового учета и движение в сторону международных стандартов учета и отчетности. Достижение большей финансовой прозрачности компании для акционеров и руководства требует освоения новых методологий учета и построения совершенной информационной платформы с развитой аналитической подсистемой.
По оценкам специалистов, общее состояние автоматизации страховой отрасли в России слабое. Под влиянием объективных факторов потребности в информационных системах у страховых компаний растут, а спрос, как известно, рождает предложение. Большинство сегодняшних российских разработок эти потребности не смогут удовлетворить из-за недостаточного отражения всех тонкостей страхового бизнеса. Но ситуация может измениться, поскольку у страховщиков появляются серьезные стимулы для инвестирования в автоматизацию. Трудно оценить шансы западных компаний, продукты которых остаются слишком дорогими для отечественного клиента, и потому, вероятно, в ближайшее время не так активно будут адаптироваться под специфику российского страхового рынка. Остается наблюдать за развитием конкуренции между ИТ-компаниями, которые начнут предлагать страховому бизнесу свои программные решения. Пока же страховщикам приходится рассчитывать на собственные силы.
4. Развитие информационных технологий в дальнейшем
Услуги страхования становятся все более популярными, ими пользуется значительная часть россиян. Согласно данным Центробанка, по итогам 2013 г. в России работали 422 страховые компании. Общий объем собранных страховых премий за год вырос на 11,8% и составил около 1905 млрд. Однако рост рынка замедлился: в 2012 г. он составлял около 19%.
Из всего спектра страховых услуг россияне предпочитают обязательное страхование автогражданской ответственности, медицинское страхование (в том числе при поездках за границу), страхование имущества. Рынок консолидируется, растет конкуренция, повышается зрелость и уровень осведомленности населения об услугах. Это заставляет страховщиков больше внимания уделять использованию информационных технологий, повышающих эффективность работы с клиентами и позволяющих снизить расходы и затраты времени на каждого клиента.
Эксперты довольно осторожно прогнозируют развитие ИТ в страховом секторе на ближайшее будущее. Одним из ключевых стимулирующих факторов должно стать появление электронного полиса ОСАГО, который может послужить примером для других видов страхования.
Исходя из последних тенденций — развития мобильных и облачных технологий, наращивания корпоративных сервисов и единых информационных систем хранения данных — можно говорить о развитии системы дистанционного обслуживания клиентов. Широкое распространение мобильных устройств и интернета предоставляет новые возможности для организации тесного взаимодействия с клиентами, поэтому можно ожидать, что наиболее востребованными будут облачные вычисления, обеспечивающие мобильность продавцов и отдаленный доступ клиентам к услугам.
Еще одно перспективное направление — работа с социальными сетями, которыми в той или иной степени уже пользуется большинство страховщиков. Они обеспечивают не только мониторинг рынка, но и распространение необходимой компаниям информации. Не исключено, что будет востребована некая общая база данных, содержащая важные сведения о страховщиках.
Одним из перспективных направлений может стать развитие и построение центров обработки данных для оперативного доступа к страховым историям, хранения договоров, персональной информации физических и юридических лиц. В них отказоустойчивые системы с высоким уровнем производительности и качеством предоставляемых сервисов обеспечат непрерывную работу критических бизнес-приложений, а также снижение стоимости хранения и обработки информации.
Заключение
На каждом этапе развития информационные системы нового поколения не мешали развитию предыдущих, а просто расширяли диапазон их применения. В некоторых современных гибридных системах присутствуют и элементы всех поколений ИС.
Области применения существующих на сегодняшний день ИС охватывает множество сфер: медицинскую диагностику, интерпретацию геологических данных, научные исследования в химии и биологии, военное дело, производство, финансы, и другие области. Однако, несмотря на значительные успехи в области ИС, пока еще существует определенный разрыв между техническими разработками, программными средствами ИС и возможностями их более широкого практического применения в частности, в страховании.
Страховой рынок достаточно закрытый, и компании не стремятся делиться опытом успешным или неуспешным по автоматизации своих бизнес-процессов. Сложная предметная область, отсутствие стандартов и часто меняющаяся правовая база приводят к тому, что продуктов по автоматизации процессов в страховании на рынке мало, а имеющиеся системы требуют существенной настройки — у каждой страховой компании своя специфика, свои отчетные формы, представления о том, как должны быть организованы бизнес-процессы.
Список источников
1. https://ru.wikipedia.org
2. Абдикеев Н. М. Проектирование интеллектуальных систем в экономике: Учебник. — М.: Экзамен, 2004.
3. http://uchebnikionline.com/
4. Информационные системы в экономике / Под ред. В. В. Дика. — М.: Финансы и статистика, 1996.
5. Ефимов Е. Н., Патрушина С. М., Панферова Л. Ф., Хашиева Л. И. Информационные системы в экономике. — М.: ИКЦ «МарТ»;
6. Черенков А. П. Информационные системы для экономистов: Учебное пособие. — М.: Экзамен, 2002.
7. Абдикеев Н. М., Киселев А. Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса (Под ред. Абдикеева Н.М.). Инфра-М, Москва, 2010