Расчет уровня профессионального риска на рабочем месте составителя поездов станции Черняховск
Перед перестановкой состава из парка в парк составитель поездов обязан убедиться в разрешающем показании светофора, правильности положения стрелок по маршруту. При движении маневрового состава локомотивом вперед составитель поездов должен находиться на специальной подножке вагона (переходной площадке, тамбуре), следить за отсутствием препятствий для передвижения. При перемещении. При перемещении… Читать ещё >
Расчет уровня профессионального риска на рабочем месте составителя поездов станции Черняховск (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФГОУ ВПО Калининградский Государственный Технический Университет
Кафедра безопасности жизнедеятельности
Курсовой проект
по дисциплине «Производственная безопасность»
Тема Расчет уровня профессионального риска на рабочем месте составителя поездов станции Черняховск Курсовой проект выполнил В. М. Минько студент группы 05-БП
Калининград 2009
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсового проекта актуальна тем, что современная жизнь — это быстрое движение. Одним из средств современного человека является железнодорожный транспорт.
История российских железных дорог начинается с 30 октября 1837 года, когда была открыта первая в России железная дорога общего пользования Петербург — Царское село. После этого началось строительство железнодорожных путей по всей стране. Для некоторых открытие первой железной дороги было аттракционом, однако специалисты понимали значение дороги для развития железнодорожного строительства в стране.
Уже в 1885 году был издан и введен в действие на всех российских железных дорогах Общий Устав железных дорог. В 1917 году начала выходить газета «Гудок» .
Железнодорожный транспорт внес значительный вклад в победу в Великой Отечественной войне. За годы войны железнодорожники перевезли 20 миллионов вагонов — с солдатами, а также с грузами — снарядами, боевой техникой, продовольствием. 2,5 тысячи заводов и фабрик были вывезены за Урал, что позволило в кратчайшие сроки восстановить военный и промышленный потенциал. В эвакуацию были вывезены 18 миллионов человек.
Калининградская железная дорога начинает свою историю с 1992 года. До этого она входила в состав Объединенной Балтийской железной дороги (1963г.), состоящей из Латвийской, Эстонской и Литовской железных дорог.
Крупнейшими транспортными узлами дороги являются Калининград и Черняховск.
Особое внимание в курсовом проекте уделено работе составителей поездов.
Составитель поездов — одна из ведущих массовых профессий на железнодорожном транспорте.
В области маневровой работы — это основное действующее лицо, руководитель маневров, от которого зависит как своевременное выполнение маневровых операций, так и безопасность маневровых передвижений и личная безопасность работников, занятых на маневрах. И не только этих работников. При определенных обстоятельствах в процессе производства маневров может создаваться угроза безопасности движения поездов, в том числе пассажирских, а, следовательно, и самих пассажиров.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Рассмотреть работу составителя поездов, их роль в безопасности движения железнодорожного транспорта. Ознакомиться с требованиями безопасности для составителей поездов (ИОТ-ДС-1008−003−2007).
Произвести расчет уровня профессионального риска составителя поездов по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда.
1. Общие положения
1.1 Опасные и вредные производственные факторы Маневровая работа на станции является неотъемлемой частью деятельности железнодорожного транспорта. Без маневровой работы было бы невозможно осуществлять движение поездов.
Основной задачей железнодорожного транспорта является удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа. Для того чтобы осуществлять эти перевозки, необходимо обеспечить своевременную подачу вагонов к местам погрузки (составов для посадки пассажиров) и формирование поездов. Для этой цели и предназначена маневровая работа.
В процессе работы на составителя поездов могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы[6]:
— повышенный уровень шума на рабочем месте;
— повышенный уровень вибрации;
— повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
— повышенная влажность и подвижность воздуха;
— напряженность трудового процесса;
— движущийся подвижной состав;
— негабаритные места;
— подвижная часть стрелочного перевода;
— тяжесть трудового процесса;
— нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях во время движения поездов.
составитель поезд профессиональный риск
1.2 Нормативная документация Составитель поездов должен знать следующие документы[5]:
— Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
— Инструкцию по движению поездов и маневровой работе Российской Федерации;
— Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
— приказы и указания ОАО «РЖД», управления дороги и руководства станции по кругу обязанностей;
— технологический процесс работы станции, технико-распорядительный акт (ТРА) и приложения к нему в части, касающейся работы составителя поездов;
— Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации;
— положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта;
— правила и нормы охраны труда и противопожарной безопасности;
— устройство тормозных башмаков и правила пользования ими;
— план и профиль сортировочных путей, их специализацию и вместимость;
— правила перевозки грузов;
— план формирования поездов;
— порядок перевода нецентрализованных стрелок;
— общие сведения об устройстве вагонов и контейнеров;
— расположение пунктов погрузки-выгрузки грузов в обслуживаемых маневровых районах;
— правила хранения и пользования радиостанцией и другими средствами связи;
— требования должностной инструкции.
1.3 Допуск к работе К работе составителем поездов допускаются мужчины не моложе 18 лет, которые должны пройти предварительный медицинский осмотр, иметь соответствующую квалификацию, выдержать и в последующем периодически проверяться в знании должностных инструкций и других документов, устанавливающих обязанности работников, правил и инструкций по охране труда. Составитель поездов и помощник составителя поездов должны быть обучены приемам оказания первой помощи пострадавшим в соответствии с требованиями Правил электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрофицированных железных дорогах по оказанию доврачебной и врачебной помощи пострадавшим от удара электротоком и других несчастных случаев[6].
Составитель поездов и помощник составителя поездов, прошедшие испытания в знании нормативных актов допускаются к самостоятельной работе после того, как они отработают под руководством опытного составителя поездов не менее шести дежурств.
Допуск к самостоятельной работе составителя поездов и помощника составителя поездов оформляется приказом начальника станции.
Составителю поездов и помощнику составителя поездов бесплатно выдаются по установленным нормам спецодежда, спецобувь и сигнальные принадлежности. При переводе на другую работу или увольнении составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны сдать все выданные им спецодежду, спецобувь и сигнальные принадлежности.
В процессе работы с составителем поездов должны проводиться повторный, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда.
Работа составителя поездов связана с тяжелыми и вредными условиями труда (работа с движущимся подвижным составом и транспортными средствами, повышенный уровень шума на рабочем месте, недостаточная освещенность рабочей зоны, повышенная или пониженная температура, нервно — психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях).
Ввиду невозможности полного обеспечения нормальных условий труда на рабочем месте в соответствии с действующими нормативными документами составителю поездов предоставляются следующие дополнительные гарантии и компенсации:
— доплата в размере до 12% тарифной ставки (оклада) за тяжелые и вредные условия труда (по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда);
— дополнительный отпуск за вредные условия труда — до 6 рабочих дней;
— выход на пенсию в 55лет в связи с особыми условиями труда (при наличии необходимого стажа работы в данной профессии — не менее половины всего стаж работы).
Режим труда и отдыха: работа сменная, продолжительностью 12 часов. Организация труда на рабочем месте (зоне работы) составителя поездов, технология производства работы и его экипировка должна обеспечивать безопасные условия труда. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год[6].
2. Организация обеспечения безопасности работы
2.1 Оснащенность рабочего места составителя поездов Основное технологическое оборудование:
— локомотив.
Ручной и механизированный инструмент:
— тормозные башмаки;
— специальная вилка для расцепления автосцепок на подвижной части сортировочной горки;
— лом-лапа для изъятия тормозных башмаков из-под вагонов;
— аншпуг.
Вспомогательный инструмент:
— сигнальные принадлежности: днем — сигнальный желтый флаг; ночью — ручной фонарь с прозрачно-белым огнем; круглосуточно свисток.
Средства связи:
— носимая радиостанции;
— двухсторонняя громкоговорящая парковая связь (переговорные колонки на междупутьях стационарных путей и перед горбом сортировочной горки).
Работники обеспечиваются:
— помещением для обогрева и отдыха;
— санитарно-бытовыми помещениями (душевые, туалеты, гардеробные и т. п.).
Мебель в помещении для отдыха и обогрева[3]:
— стол;
— стулья или табуреты;
— шкаф для посуды;
— шкаф для спецодежды и личной одежды;
— тумбочка;
— стеллаж для просушки обуви;
— стенд для технической документации;
— холодильник;
— электроплитка с закрытым нагревателем;
— электрочайник;
— вешалка для полотенца;
— полочка для мыла;
— умывальник;
— настенные часы;
— бачок для питьевой воды;
— медицинская аптечка;
— огнетушитель.
Тара и прочие приспособления для работы:
— стеллажи, тумбочки для хранения тормозных башмаков и специальных вилок (лом-лапа);
— ящики для хранения сухого песка;
— зарядные устройства для подзарядки аккумуляторов носимых радиостанций и электрофонарей.
2.2 Нормативная и техническая документация в рабочем помещении составителей поездов Нормативная и техническая документация, которая должна находиться в рабочем помещении составителя поездов, представлена в таблице 1.
Таблица 1.
№ п/п | Наименование документов | размещение | |
Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. Утверждена МПС России 16.10.2000 г. № ЦД-790 | В ящике стола | ||
Выписки из техническо-распорядительного акта станции и технологического процесса работы станции, заверенные подписью начальника или главного инженера станции | В наглядной форме | ||
Инструкция составителю поездов и помощнику составителя поездов. Утверждена МПС России 17.12.2001 г. № ЦД-920 | Уголок по охране труда | ||
Инструкции станции о порядке работы с вагонами, загруженными взрывчатыми и другими опасными грузами | В ящике стола | ||
Инструкция станции о порядке действия работников станции при возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами и пожаре | В ящике стола | ||
Инструкция о порядке обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (подъездных путей) | В ящике стола | ||
Схема маршрута служебных проходов к рабочим местам | Уголок по охране труда | ||
Плакаты по охране труда и правилам безопасного выполнения технологических операций | Уголок по охране труда | ||
График сменных дежурств | Уголок по охране труда | ||
Другая техническая документация в зависимости от местных условий работы стации, устанавливаемая по распоряжению начальника станции | Уголок по охране труда | ||
2.3 Спецодежда, нормы обеспечения Составитель поездов обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
— Распоряжение МПС России от 09.09.2002 г. № 497-р «О типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта».
— «Положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, их содержания, эксплуатации и ухода за ними на предприятиях и учреждениях железнодорожного транспорта МПС России», утвержденным МПС России 19.10.2000 г. № ЦБТ-791. Введено в действие указанием МПС России от 22.01.2001 г. № М-76у.
Нормы выдачи спецодежды и спецобуви[4]:
— костюм хлопчатобумажный -1;
— ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве -1;
— жилет сигнальный со светоотражающими накладками -3;
— рукавицы комбинированные -12;
— головной убор летний -1;
— костюм «Движенец» -1 на 4 года;
— сапоги утепленные юфтевые на нефтеморозостойкой подошве -1 пара на 3 года;
— комплект мужской для защиты от воды -1 на 3 года;
Зимой дополнительно:
— теплозащитный костюм «Гудок" — 1 на 4 года;
— шапка-ушанка со звукопроводными вставками -1 на 3 года;
— валенки, галоши-1 на 4 года;
— рукавицы ватные -1.
Комплекс коллективных индивидуальных средств защиты для составителей поездов представлен в таблице 2:
Таблица 2
№ п/п | Факторы условий труда | Средства защиты | ||
коллективные | индивидуальные | |||
В помещениях для обогрева и отдыха: Температура Влажность Запыленность шум | Отопление, вентиляция Вентиляция Вентиляция Шумопоглащающие стены и потолки | |||
Уровень напряженности электромагнитных полей | Радиосвязь на частоте не более 150 МГц | |||
Работа на открытой территории | Помещения для обогрева и воздуха | Обеспечение спецодеждой, спец-обувью и средствами индивидуальной защиты | ||
2.4Условия и безопасность труда На каждом рабочем месте составителя поездов определяется фактическое состояние условий труда на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий характера труда, оценку травмобезопасности рабочего места.
Нормативной основой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются[2]:
— Нормы допустимых условий труда;
— Система стандартов безопасности труда (ССБТ);
— Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;
— Нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта.
Оценка рабочего места составителя поездов по фактору травмобезопасности включает:
— требования безопасности труда на железнодорожных путях и территориях, прилегающих к железнодорожным путям;
— требования безопасности к производственному оборудованию;
— требования безопасности к оснастке, приспособлениям и инструменту;
— наличие технической документации;
— требования к профессиональному отбору, инструктажу и обучению по охране труда.
3. Общие меры безопасности в процессе работы на станции
3.1 Общие положения Составитель поездов в качестве руководителя маневров обеспечивает правильную расстановку и согласованность действий всех работников, участвующих в маневрах, на основе ознакомления их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы. Составитель поездов организует маневровую работу таким образом, чтобы были обеспечены безопасность движения, личная безопасность работников, занятых на маневрах, а также других работников, находящихся на станционных путях, при осаживании маневрового состава вагонами вперед.
В случае обнаружения нарушения габарита и других отступлений от требований правил и инструкций по охране труда составитель поездов обязан доложить об этом дежурному по станции или маневровому диспетчеру, а в случае необходимости прекратить производство маневров.
Составитель поездов в соответствии с технологическим процессом работы станции выполняет следующую маневровую работу[7]:
— формирование и расформирование поездов на сортировочной горке;
— формирование и расформирование поездов на вытяжных путях железнодорожной станции;
— маневровая работа с транзитными поездами;
— перестановка вагонов (одиночных, групп вагонов или целых составов) с одного пути станции на другой, из парка в парк или передача их маневровыми локомотивами с одной станции на другую;
— маневровая работа с местными вагонами;
— маневровая работа со сборными, вывозными и хозяйственными поездами на промежуточных станциях;
— маневровая работа с пассажирскими вагонами и поездами;
— маневровая работа с восстановительными и пожарными поездами на станциях и перегонах.
Составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
— формировать поезда в точном соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, иных нормативных актов МПС России;
— обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий работников станции, участвующих в маневрах, на основе ознакомления их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы;
— точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;
— организовывать маневровую работу с обязательным условием обеспечения безопасности движения поездов, личной безопасности работников, сохранности подвижного состава и грузов;
— производить с особой осторожностью маневровую работу с вагонами, занятыми людьми, загруженными негабаритными и опасными грузами, особенно класса 1 «ВМ», в соответствии с технико-распорядительным актом станции (далее — ТРА станции);
— переводить и запирать нецентрализованные и оборудованные контрольными замками стрелки при производстве маневровой работы в соответствии с ТРА станции;
— проверять свободность стрелочного перевода от подвижного состава, переводить курбелем и запирать централизованные стрелки на навесные замки в случае неисправности устройств сигнализации, централизации и блокировки (далее — устройства СЦБ);
— устанавливать сбрасывающие устройства в положение на сброс в соответствии с ТРА станции;
— закреплять подвижной состав и составы поездов на путях станции от ухода;
— устанавливать и снимать тормозные упоры в соответствии с руководством по их эксплуатации;
— выполнять другие обязанности согласно ТРА станции в соответствии с местными условиями.
Работа составителя поездов без помощника «в одно лицо» допускается только при оборудовании маневрового локомотива радиосвязью и наличии у составителя поездов носимой радиостанции, обеспечивающей надежную связь между ним и машинистом маневрового локомотива.
Работнику следует соблюдать особую осмотрительность и внимание при нахождении на путях при плохой видимости, при сильных снегопадах, туманах и при сильном шуме, создаваемом работающей техникой, проходящим подвижным составом, особенно зимой, когда головной убор ухудшает слышимость сигналов и шума от подвижного состава.
В темное время суток, во время тумана, гололеда, метели необходимо снизить свою скорость передвижения вдоль путей, повысить осмотрительность, внимание к звуковым сигналам, подаваемым локомотивами, электропоездами, автодрезинами или автомотрисами.
После выхода в ночное время из помещения требуется выждать некоторое время, пока глаза не привыкнут к темноте.
Если при проходе по пути обнаружен разлив или рассыпание опасных или вредных веществ из подвижного состава, то обойти их следует так, чтобы ветер не нес на человека пары или частицы этих веществ. К таким опасным и вредным веществам относятся: бензин, керосин, мазут, солярка, нефть, ацетон, технический спирт и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.
Перед работой следует снять обручальные кольца, так как возможны их зацепления за поручни, различные рукоятки и т. п., что может привести к тяжелому повреждению рук и пальцев.
3.2 Характеристика рабочего места составителя поездов Рабочим местом составителя поездов являются[1]: станционные пути (маневровый район); вытяжной путь; пути железнодорожных предприятий; железнодорожные пути необщего пользования (подъездные пути промышленных предприятий).
Рабочее место составителя поездов должно обеспечить безопасные условия труда при производстве маневровой работы. Для безопасного перемещения составителя поездов железнодорожные пути, междупутья регулярно очищаются от мусора, снега и льда, посторонних предметов, материалов верхнего строения пути, снятых при ремонте. Обочины земляного полотна в местах постоянной расцепки вагонов засыпаются на одном уровне с поверхностью шпал балластом, который должен быть уплотнен или иметь твердое покрытие.
Маневровая работа в местах погрузки и выгрузки производится только при полном соблюдении габарита выгруженных и подготовленных к погрузке грузов.
Зимой места составителей поездов регулярно посыпаются песком или шлаком.
В ночное время районы работы составителя поездов освещаются в соответствии с установленными нормами.
Помещения для отдыха составителей поездов, расположенные на расстоянии менее 3 м от оси пути, должны иметь двери с выходом, направленным только вдоль пути. Около двери параллельно пути должен быть установлен барьер.
Помещения, находящиеся на расстоянии от 3 до 8 мм от пути, с прямым выходом в сторону рельсовой колеи, должны иметь перед дверью барьер длиной 3−5 м и высотой 1 м.
3.3 Обязанности составителя поездов при производстве маневров Во время дежурства составитель поездов непосредственно подчиняется только одному лицу, распоряжающемуся маневрами на станции или в данном районе станции в соответствии с ТРА станции: дежурному по станции, маневровому диспетчеру, дежурному по сортировочной горке или парку, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией — поездному диспетчеру.
Задание на маневровую работу составитель поездов должен получать только от одного лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции. Полученное задание составитель поездов обязан довести до помощника составителя поездов и других работников станции, участвующих в маневрах.
В пределах установленного района маневровой работы составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны знать расположение, нумерацию и назначение путей станции, их профиль, вместимость каждого пути в условных вагонах, расположение стрелочных переводов, тормозных упоров, постоянных сигналов, постов централизации, стрелочных постов, районы действия устройств СЦБ и порядок их обслуживания, а также порядок закрепления подвижного состава от ухода, изъятия тормозных башмаков, установки и снятия тормозных упоров.
Перед началом маневров составитель поездов обязан[7]:
— убедиться, что все работники станции, участвующие в маневрах, а также машинист маневрового локомотива, в полном составе находятся на своих местах;
— ознакомить машиниста маневрового локомотива и работников станции, участвующих в маневрах, с планом выполнения маневров. Если в процессе выполнения маневров намеченный план по каким-либо причинам изменяется, то с этими изменениями составитель поездов должен заблаговременно ознакомить всех работников станции, участвующих в маневрах, и машиниста маневрового локомотива;
— убедиться в отсутствии препятствий (тормозных башмаков и упоров, посторонних предметов, негабаритных предметов и других препятствий) для передвижения вагонов, в том, что рычаги автосцепок установлены в нормальное положение;
— проверить надежность радиосвязи с машинистом маневрового локомотива, а также с лицом, распоряжающимся маневрами на станции или в данном районе станции. В случае возникновения неисправности носимой радиостанции во время работы составитель поездов должен прекратить маневры, поставить в известность машиниста маневрового локомотива, а также лицо, распоряжающееся маневрами на станции или в данном районе станции, и принять меры по ее замене.
В процессе работы составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
— применять передовые приемы и методы труда, в том числе совмещение расформирования поездов с формированием, подформирование групп вагонов в процессе их накопления на поезд;
— добиваться сокращения интервалов между роспусками вагонов с сортировочной горки;
— маневры на вытяжных путях станции производить, как правило, толчками;
— четко и своевременно в соответствии с инструкцией по сигнализации передавать указания и сигналы, касающиеся маневровых передвижений, машинисту локомотива, дежурному стрелочного поста, дежурному или оператору поста централизации;
— не допускать без разрешения дежурного по станции занятия подвижным составом приемоотправочных путей станции, выезда маневрового локомотива или маневрового состава на главные и приемоотправочные пути станции или их пересечения при переезде маневрового состава из одного маневрового района в другой;
— следить за своевременной и правильной подготовкой стрелок для маневровых передвижений, своевременной и правильной подачей указаний или сигналов дежурными и операторами постов централизации, дежурными стрелочных постов и машинистом маневрового локомотива;
— после перевода стрелки запереть ее на закладку (кроме стрелок, расположенных на сортировочных путях станции, на путях станции, где маневровая работа постоянно осуществляется толчками, а также оборудованных шарнирно-коленчатыми замыкателями) и убедиться в плотности прилегания остряка к рамному рельсу;
— не пропускать подвижной состав по взрезанной стрелке до ее осмотра и ремонта мастером или монтером пути и получения от дежурного по станции сообщения об открытии движения по этой стрелке;
— при выполнении маневров выбирать место своего нахождения таким образом, чтобы обеспечивалась лучшая видимость сигналов и маршрута передвижения маневрового состава;
— при движении маневрового состава вагонами вперед находиться, как правило, на первой по ходу движения специальной подножке вагона (переходной площадке, тамбуре), а при ее отсутствии — идти по междупутью впереди осаживаемых вагонов, следить за сигналами светофоров; положением стрелок по маршруту, отсутствием препятствий и людей на пути станции; в случае необходимости — принимать меры для остановки маневрового состава;
— при движении одиночного локомотива или маневрового состава локомотивом вперед на расстояние более 1 км составителю поездов или помощнику составителя поездов разрешается находиться в кабине машиниста локомотива (кроме случаев перемещения локомотива или составов в пределах одного маневрового района). В случае обслуживания локомотива одним машинистом составитель поездов или помощник составителя поездов должны находиться в кабине на стороне помощника машиниста и следить за правильностью положения стрелок в маршруте и отсутствием препятствий для движения;
— при производстве маневров с большими составами на кривых участках пути станции или в условиях ограничения видимости (туман, ливень, метель) принимать дополнительные меры для обеспечения безопасности движения — чаще передавать сигналы и указания по радиосвязи или двусторонней парковой связи, использовать для передачи сигналов дежурных стрелочных постов, регулировщиков скорости движения вагонов;
— не допускать оставления вагонов без закрепления тормозными башмаками и тормозными упорами, а также с закреплением вагонов менее установленной в ТРА станции нормы вне зависимости от предполагаемого времени стоянки этих вагонов;
— не допускать передвижений маневровых составов (локомотивом вперед или вагонами вперед), не убедившись в том, что все вагоны сцеплены между собой и с локомотивом;
— при маневрах толчками своевременно принимать меры, исключающие возможность движения отцепов в обратно выхода вагонов за предельный столбик в противоположном конце пути станции;
— при выполнении маневров толчками или при надвиге составов на горку, когда расцепные рычаги по условиям работы устанавливаются в положение «на буфер», после отделения отцепа от состава немедленно приводить рычаги в нормальное положение;
— при заезде маневрового локомотива или маневрового состава на путь станции, занятый вагонами, для отцепки или прицепки других вагонов, а также при сжатии стоящих вагонов для расцепки не допускать выполнения этих операций, не убедившись в надежном закреплении вагонов с противоположной от маневрового локомотива стороны;
— при выполнении маневров по прицепке дополнительных вагонов к стоящей на пути станции группе вагонов, в том числе и закрепленных по установленной норме, проверять, не нарушилась ли в результате этого правильность установки ранее уложенных башмаков, а также достаточно ли этих башмаков на увеличившееся число вагонов;
— убедиться в отсутствии препятствий для движения перед передвижением маневрового состава в местах погрузки и выгрузки грузов;
— производить маневры с вагонами, погрузка и выгрузка которых не закончены, только после согласования с работником, распоряжающимся погрузочно-разгрузочными операциями.
При производстве маневров составитель поездов должен не допускать выхода подвижного состава за предельные столбики путей станции (изолирующие стыки или сигналы) и обязан размещать подвижной состав в пределах их полезной длины. О производимых маневрах он должен поставить в известность лицо, распоряжающееся маневрами на станции или в данном районе станции, а также дежурного стрелочного поста, расположенного на противоположном конце путей станции, который также обязан принимать необходимые меры, исключающие возможность выхода подвижного состава за предельный столбик пути (следить за стоящими на путях вагонами, уложить при необходимости тормозные башмаки на пути).
Перед роспуском вагонов с сортировочной горки, а также перед началом маневров толчками составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
— проверить степень свободности путей сортировочного парка со стороны сортировочной горки (вытяжного пути) и наличие проходов на них;
— ознакомиться с планом предстоящего роспуска вагонов, последовательностью расположения отцепов, числом вагонов в каждом отцепе, ходовыми качествами отцепов и другими необходимыми данными;
— в установленном на данной станции порядке обеспечить ознакомление с характером предстоящего роспуска вагонов дежурных стрелочных постов, регулировщиков скорости движения вагонов или других лиц, на которых возложена обязанность перевода стрелок или торможение отцепов;
— проверить исправность тормозных башмаков и специальной вилки для расцепления автосцепок.
В процессе роспуска вагонов с сортировочной горки составитель поездов и помощник составителя поездов должны:
— регулировать скорость надвига в зависимости от заполнения сортировочных путей, условий прохода отцепов по стрелочной зоне и на подгорочных путях, величины отцепов, чередования назначения отцепов по путям сортировочного парка;
— с помощью двусторонней парковой или других видов связи постоянно информировать дежурного по сортировочной горке, операторов исполнительных постов, регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов об отцепах, требующих особой осторожности (вагоны с опасными грузами, проводниками (командами), людьми, живностью).
При сильном ветре составитель поездов обязан, не ожидая указания лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции, самостоятельно проверить в районе поста надежность закрепления подвижного состава от ухода, принять совместно с помощником составителя поездов меры по дополнительному закреплению и доложить об этом лицу, распоряжающемуся маневрами на станции или в данном районе станции.
В условиях ограниченной видимости (туман, ливень, метель), а также на неосвещаемых путях станции маневровая работа должна производиться с особой осторожностью, а в необходимых случаях — и с пониженной скоростью.
Составителю поездов и помощнику составителя поездов запрещается:
— оставлять неосвещенными в ночное время, а также при плохой видимости — днем, стрелочные указатели, которые согласно требованиям ТРА станции должны освещаться;
— выводить стрелки и тормозные упоры из нормального положения без приказа дежурного по станции;
— держать незапертыми стрелки, которые согласно требованиям ТРА станции должны быть заперты;
— отлучаться из района маневровой работы без разрешения лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции;
— допускать посторонних лиц к стрелочным переводам и устройствам СЦБ в районе маневровой работы.
3.4 Применение тормозных башмаков Для закрепления вагонов разрешается использовать только исправные тормозные башмаки, имеющие установленное клеймо.
Тормозные башмаки, непосредственно используемые в работе, раскладываются на рельсы под колесные пары вагонов (при закреплении) и на рельсы при ограждении групп вагонов; в остальное время должны находиться на специальных запираемых тумбочках, стеллажах или других устройствах, предназначенных для этих целей.
Запрещается эксплуатировать тормозные башмаки:
— с лопнувшей головкой;
— с покоробленной и изогнутой подошвой;
— с лопнувшим, надломленным или изогнутым носком подошвы;
— с изогнутой и надломленной рукояткой или без нее;
— с поврежденными или значительно изношенными бортами подошвы.
При закреплении состава, групп вагонов и отдельных вагонов тормозные башмаки укладываются на рельс вплотную к колесу вручную (в рукавицах) после полной остановки вагонов и убеждения в восприятии машинистом локомотива предстоящей операции по закреплению. После изъятия по команде дежурного по станции тормозных башмаков из-под состава (вагонов) они убираются на места их хранения (стеллажи, тумбочки и т. п.).
4. Требования по безопасности труда составителя поездов
4.1 Прием дежурства При приеме дежурств составитель поездов обязан[5]:
— ознакомиться с наличием и расположением подвижного состава на путях станции своего района маневровой работы;
— убедиться в том, что поезда и вагоны, стоящие на путях станции не выходят за предельные столбики, сцеплены между собой, надежно закреплены от самопроизвольного ухода;
— осмотреть стрелочные переводы и станционные тормозные упоры своего района маневровой работы и убедиться в их исправности при осмотре стрелочных переводов следуют обращать особое внимание на плотность прилегания остряков к рамным рельсам, на крепление болтов у стрелочных тяг и серьги к остряку, болтов в корневом креплении остряков, на исправность замков, закладок, шарнирно-коленчатых замыкателей (при их наличии), на очистку стрелочных переводов и стационарных тормозных упоров от снега, льда или мусора);
— проверить согласно описи в присутствии сдающих дежурство составителей поездов инвентарь, сигнальные принадлежности и инструмент, а на постах, где имеются устройства СБЦ, кроме того, проверить наличие и исправность пломб на аппаратах управления этими устройствами;
— получить от составителя поездов информацию о распоряжениях дежурного по станции, касающихся приема, отправления поездов и маневровой работы;
— получить от маневрового диспетчера информацию о маневровой работе.
Прием дежурства составитель поездов должен производиться с минимальной затратой времени и сохранением нормального ритма работы станции.
Составитель поездов после приема дежурства обо всех выявленных неисправностях обязан доложить дежурному по станции или лицу, распоряжающемуся маневрами на станции или в данной районе станции.
Прием дежурства составителем поездов должен производиться с минимальной затратой времени и сохранением нормального ритма работы станции.
4.2 Меры безопасности труда составителя поездов при выполнении маневровой работы на станционных путях Все виды маневровых работ и меры безопасности при их выполнении представлены в таблице 3 [3, 4].
Таблица 3
Наименование работы | Меры безопасности труда при выполнении работ | |
Прицепка (отцепка) локомотива (вагонов) | Составитель поездов обязан ознакомить машиниста локомотива с планом производства работ. Прицепка локомотива (вагонов) к составу (группе вагонов) производится по сигналу составителя поездов. Перед прицепкой проходом вдоль состава составитель поездов должен убедиться в отсутствии препятствий для передвижения вагонов, нормальном положении рычагов автосцепок. Перед отцепкой маневрового локомотива от вагонов или при оставлении вагонов на путях необходимо закрепить их от ухода порядком, установленным в техническо-распорядительном акте станции. | |
Соединение (разъединение) тормозных рукавов, открытие (закрытие) концевых кранов | Соединение (разъединение) тормозных рукавов, открытие (закрытие) концевых кранов воздушной магистрали производится после полной остановки вагонов. Эту работу разрешается проводить только в рукавицах. В маневровых составах с закрепленной сжатым воздухом тормозной магистралью необходимо: — пред расцепкой вагонов вначале перекрыть концевые краны смежных вагонов, убедиться в надежности их перекрытия, а затем разъединять соединительные тормозные рукава между вагонами; — после сцепления вагонов вначале соединить рукава, убедиться в надежности соединения головок тормозных рукавов, а затем открыть концевые краны. | |
Укладка (изъятие) тормозных башмаков | Укладка (изъятие) тормозных башмаков выполняется только в рукавицах, при полной остановке подвижного состава и уведомлении машиниста маневрового локомотива о производимой работе. Тормозной башмак необходимо брать только за ручку. При укладке (изъятии) тормозного башмака следует соблюдать осторожность, выходящим за габарит подвижного состава. Пользоваться только исправными башмаками. | |
Перестановка составов из парка в парк. | Перед перестановкой состава из парка в парк составитель поездов обязан убедиться в разрешающем показании светофора, правильности положения стрелок по маршруту. При движении маневрового состава локомотивом вперед составитель поездов должен находиться на специальной подножке вагона (переходной площадке, тамбуре), следить за отсутствием препятствий для передвижения. При перемещении. При перемещении маневрового локомотива в другой маневровый район составителю поездов разрешается находиться в кабине машиниста локомотива. При плохой видимости пути, неисправности или отсутствии подножки и поручней, неисправности переходной площадки или закрытом тамбуре, составитель поездов обязан идти посередине междупутья или по обочине впереди осаживаемых вагонов на безопасном расстоянии, постоянно держать связь с машинистом маневрового локомотива по радиосвязи или визуально. При движении маневрового состава у высоких платформ, в негабаритных или других опасных местах запрещается нахождение составителя поездов, его помощника на специальной подножке грузовых вагонов и на подножке пассажирских вагонов при закрытой двери тамбура. При движении до 1 км составителю поездов разрешается находиться на подножке или площадке со стороны машиниста Составителю разрешается подниматься на специальные подножки и подножки переходных площадок вагонов и локомотивов и сходить с них только при полной остановке подвижного состава. Перед соединением сопровождаемого составителем состава со стоящими вагонами сходить с подножки во все случаях обязательно. | |
Выполнение маневровых полурейсов (вытягивание, осаживание) | При заезде маневрового состава на путь вагонами вперед составитель поездов находится на первой по ходу специальной подножке вагона (переходной площадке, тамбуре), следит за отсутствием препятствий для передвижения. При движении маневрового состава локомотивом вперед составитель поездов находится на специальной подножке вагона (переходной площадке, тамбуре). При движении маневрового состава вагонами вперед на путь для прицепки вагонов к составу составитель поездов должен находиться на первой по ходу движения специальной подножке вагона (переходной площадке, тамбуре), а при ее отсутствии — идти по междупутью впереди осаживаемых вагонов, следить за отсутствием препятствий для передвижения вагонов. При выполнении маневровой работы полурейсами заездов составитель должен находиться в таком месте, откуда обеспечивается лучшая видимость маневрирующего состава. При производстве маневров с большими составами (группами вагонов) на кривых участках пути или в условиях плохой видимости (туман, метель, снегопад и т. д.) принимаются дополнительные меры для обеспечения безопасностичаще передаются сигналы и указания по радиосвязи, привлекаются для передачи сигналов другие работники (дежурные стрелочных постов, регулировщики скорости движения вагонов). Запрещается проезд на автосцепах, буксе, стоя на платформе или сидя на ее бортах, тележках колесных пар, раме цистерны и других выступающих частях вагонов. При движении у высоких платформ, в негабаритных и опасных местах, а также при скорости движения более 40 км/ч, запрещается находиться на специальной подножке грузовых вагонов и на подножке пассажирских вагонов при закрытой двери тамбура. | |
Расформирование формирование поездов (групп вагонов) на вытяжных путях методом толчков. | Перед началом работ необходимо ознакомить с планом роспуска состава дежурного по парку, регулировщиков скорости движения вагонов, на которых возложена обязанность перевода стрелок или торможение отцепов. Расцепка вагонов производится сбоку от вагонов без захода в межвагонное пространство помощью расцепного рычага привода автосцепки. Перед началом маневров толчками составитель поездов обязан проверить степень свободности путей со стороны вытяжного пути, контролировать в процессе работы остановку отцепов в границах предельных столбиков. Разгон состава для толчка регулируется с учетом ходовых качеств и веса отцепа, свободности путей. Атмосферных условий так, чтобы регулировщики скорости движения вагонов имели достаточно времени для укладки тормозных башмаков и отхода в безопасную зону. При производстве маневров толчками своевременно принимают меры, исключающие возможность движения отцепов в обратном направлении. Перед отцепкой маневрового локомотива от вагонов или при оставлении вагонов на путях после толчка составитель поездов должен обеспечить остановку их в границах, обозначенных предельными столбиками и закрепить от ухода тормозными башмаками. | |
4.3 Меры безопасности труда составителя поездов при подаче-уборке вагонов на пути необщего пользования Таблица 4
Наименование работы | Меры безопасности труда при выполнении работ | |
Заезд локомотива под состав для подачи (уборки) вагонов | При заезде на путь одиночного маневрового локомотива или маневрового состава локомотивом вперед составитель поездов находится на подножке или площадке локомотива. При заезде (выезде) маневрового состава вагонами вперед на © путь необщего пользования составитель поездов находится на первой по ходу движения специальной подножке вагона (переходной площадке, тамбуре) и следит за отсутствием препятствий для передвижения. При движении маневрового состава вагонами вперед через ворота предприятий, у негабаритных и опасных мест, высоких платформ составитель поездов обязан остановить маневровый состав, сойти с подножки вагона, определить безопасность движения, пройти ворота или опасное место по обочине пути с безопасного места дать команду машинисту локомотива на движение. Проезд через ворота предприятий разрешается только после проверки составителем поездов их надежной фиксации в открытом положении. При плохой виде мости пути, неисправности или отсутствии подножки, поручней (платформы, думпкары, и другие вагоны, неисправность переходной площадки), составитель поездов обязан идти посередине междупутья или по обочине пути впереди осаживаемых вагонов на безопасном расстоянии, постоянно держать связь с машинистом маневрового локомотива по радиосвязи. При перемещении одиночного локомотива или маневрового состава одиночного локомотива вперед на расстоянии более 1 км, составителю поездов разрешается находиться в кабине машиниста локомотива (кроме случаев перемещения локомотивами или маневрового состава в пределах одного маневрового района). При производстве маневров с большими составами (группами вагонов) на кривых участках пути или в условиях плохой видимости (туман, метель снегопад) составитель поездов принимает дополнительные меры по обеспечению безопасности — чаще передает сигналы и указания машиниста локомотива по радиосвязи. | |
Прицепка (отцепка) локомотив (вагонов) | Составитель поездов обязан ознакомить машиниста локомотива с планом производства работ. Прицепка локомотива (вагонов) к составу (группе вагонов) к составу (группе вагонов) производится по сигналу составителя поездов. Перед прицепкой проходом вдоль состава составитель поездов должен убедиться в отсутствии препятствий для передвижения вагонов, нормальном положении рычагов автосцепок. | |
Соединение (разъединение) тормозных рукавов, открытие (закрытие) концевых кранов | Соединение (разъединение) тормозных рукавов, открытие (закрытие) кранов воздушной магистрали производится при полной остановки вагонов. Эту работу разрешается проводить только в рукавицах. В маневровых составах с закрепленной сжатым воздухом тормозной магистралью необходимо: — перед расцепкой вагонов вначале перекрыть концевые краны смежных вагонов, убедиться в надежности их перекрытия, а затем разъединить соединительные тормозные рукава между вагонами; — после сцепления вагонов вначале соединить рукава, убедиться в надежности соединения головок тормозных рукавов, а затем открыть концевые краны. | |
Укладка (изъятие) тормозных башмаков для закрепления составов (вагонов) | Укладка (изъятие) тормозных башмаков выполняется только в рукавицах, при полной остановке подвижного состава и уведомлении машиниста маневрового локомотива о производимой работе. Тормозной башмак необходимо брать только за ручку. При укладке (изъятии) тормозного башмака следует соблюдать осторожность, чтобы не быть задетым предметами, выходящими за габарит подвижного состава. Пользоваться только исправными башмаками. | |
Подача-уборка вагонов к пунктам производства грузовых операций (в том числе сопровождение составов при движении по соединительным путям, проследование поездов и т. д.) | При передвижении маневрового состава в местах погрузки и выгрузки к пунктам производства грузовых операций составитель поездов должен проверить: — отсутствие препятствий для движения; — правильность приготовления маршрута заезда; — наличие габарита выгруженных вагонов и подготовки к погрузке грузов. При сопровождении составов по соединительным путям проезд составителя поездов разрешается только на исправных переходных площадках, специальных подножках или площадке локомотива, при этом составитель поездов обязан держаться за поручни. | |
Расстановка вагонов по погрузочно-разгрузочным фронтам | Расстановка вагонов по погрузочно-разгрузочным фронтам производиться по согласованию с работником, распоряжающимся погрузочно-выгрузочными операциями и только с вагонами, с которыми операции по погрузке выгрузке закончены. Перед производством работ необходимо убедиться в готовности вагонов к передвижению, отсутствии под вагонами тормозных башмаков, наличии габарита выгруженных грузов. При движении маневрового состава у высоких платформ нахождение составителя поездов на специальной подножке вагона со стороны платформы запрещается. | |
Перевод ручных стрелок | Составитель поездов перед заездом маневрового состава на пути районов, где стрелки не обслуживаются дежурными стрелочных постов, обязан особо внимательно проверять положение путей и стрелок и убеждаться в отсутствии препятствий для движения. Перевод стрелок в таких районах может осуществляться составителем поездов. После перевода стрелки составитель поездов должен запереть ее на закладку и убедиться в плотности прилегания остряка к рамному рельсу | |
4.4 Сдача дежурства составителем поездов После окончания работы составитель поездов обязан:
— расставить подвижной состав на путях станции в соответствии с установленной их специализацией;
— проверить соединение между собой вагонов на путях станции, где производятся маневры;
— проверить размещение подвижного состава в пределах полезной длины путей станции;
— проверить закрепление подвижного состава от ухода согласно ТРА станции.
При сдаче дежурства составитель поездов обязан сдать в установленном на станции порядке инвентарь строго учета; тормозные башмаки, носимую радиостанцию, сигнальные принадлежности, а также проверить наличие пломб на аппаратах управления устройствами СЦБ.
Составитель поездов должен информировать принимающего дежурство составителя поездов о состоянии стрелочных переводов, расположении в маневровом районе подвижного состава и его закреплении, полученных от лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции, заданиях, касающихся маневровой работы.
5. Расчет интенсивности воздействия неблагоприятных факторов и уровня профессионального риска Исходные данные Среди травмированных работников составители поездов занимают одно из первых мест, так как их работа проходит в зоне повышенного уровня шума, на открытом воздухе, в ночное время, а также нарушение правил техники безопасности.
Расчет профессионального риска составителей поездов будем проводить по сводной таблице классов условий труда по станции Черняховск филиала Калининградской железной дороги ОАО «РЖД».
Таблица 5.1. Сводная таблица результатов аттестации рабочих мест
№ ОВПФ | Опасный и вредный производственный фактор | Класс условий труда | |
Химический | |||
Шум | 3.1 | ||
Вибрация общая | |||
Микроклимат | 3.1 | ||
Освещенность рабочего места | |||
Тяжесть труда | 3.2 | ||
Напряженность труда | 3.2 | ||
Травмобезопасноть | |||
Уровень санитарно-бытового обеспечения | 3.3 | ||
Вибрация локальная | |||
Расчет интенсивности воздействия неблагоприятных факторов и уровня профессионального риска
1. Для определения интенсивности воздействия неблагоприятных факторов на работников на каждом отдельно взятом рабочем месте воспользуемся таблицей 5.2.
Таблица 5.2 Перевод классов условий труда в баллы профессионального риска
Класс условий труда | 1оптимальный | 2 допустимый | 3 вредный | 4 опасный | ||||
3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | |||||
Балл риска хi | ; | |||||||
2. Переводим классы условий труда в баллы риска:
Таблица 5.3
№ ОВПФ | Класс условий труда | Балл риска, Х | |
3.1 | |||
3.2 | |||
3.1 | |||
3.2 | |||
3.2 | |||
3.3 | |||
3. Интенсивность воздействия ОВПФ определяем по формуле:
где, xiбальная оценка риска по i-тому фактору на j-том рабочем месте;
Njчисло лиц, занятых на j-том рабочем месте.
I=ед.
Необходимо отметить, что чем выше интенсивность воздействия фактора, тем больше вероятность заболевания работников.
4. Определяем уровень профессионального риска, отнесенный к одному году.
R=,
где n — число одновременно действующих факторов;
xmax — максимальная балльная оценка риска, которую можно принят равной шести, т. е. хmax=6;
xi — балльная оценка риска по i-ому фактору;
t — период времени, для которого определяется риск; по условиям t=1 год;
Т — продолжительность действия факторов рабочей среды, которые учитываются при обосновании предельно допустимых значений факторов. В расчете можно принять Т=25 лет.
R= =1-(0,011)0,04=1−0,84=0,16
Полученное значение уровня профессионального риска показывает, что в среднем из 100 составителей поездов 16 могут получить травму на рабочем месте в процессе трудовой деятельности.
Так как на станции Черняховск работает 13 составителей поездов, то из них в год могут травмироваться 2 человека. Травмы могут быть различной степени тяжести.
Большинство случаев травмирования составителей поездов происходит из-за нарушения правил безопасности движения (ПБД) и правил техники безопасности (ПТБ) самими работниками, в том числе связанные с нарушением трудовой дисциплины, в частности, работа в нетрезвом состоянии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проекте приведены основные требования к оснащенности рабочего места составителей поездов, требования безопасности к выполнению маневровой работы, приведена нормативная и техническая документация, которой пользуются составители поездов в процессе своей работы для обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте.
К составителям поездов предъявляются высокие требования. Из-за вредного воздействия ОВПФ они имеют ряд дополнительных гарантий и компенсаций.
Следует отметить, что минимизация интенсивности воздействия позволяет рассчитывать на снижение числа производственно обусловленных заболеваний и снижение травматизма.
В результате расчетов получили, уровень профессионального риска составителей поездов достаточно высок, т. е. требуются мероприятия по улучшению условий труда.
Такими мероприятиями могут быть: устройство помещений для отдыха и обогрева (они отсутствуют на ст. Черняховск, введение кратковременных перерывов для отдыха и повышения работоспособности, разработка и внедрение механизированных инструментов). Помимо этого следует проводить плановые технические занятия по изучению требований правил безопасности движения и правил техники безопасности как минимум два раза в месяц.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аветикян М. А. Пособие составителю поездов по маневровой работе (обеспечение безопасности при маневрах)/ М. А. Аветикян, А. В. Краснощеков.- М., 2002.—59с.
2. Клочкова Е. А. Охрана труда на железнодорожном транспорте/ Е. А. Клочкова.- М., 2004. — 412с.
3. Аветикян М. А. Технологическая карта обеспечения безопасности труда составителя поездов/ М. А. Аветикян.- М., 2005. — 31с.
4. Теребихин А. В. Технологическая карта обеспечения безопасности труда составителя поездов./ А. В. Теребихин. 2007. — 10с.
5. Теребихин А. В. Должностная инструкция составителя поездов основного парка станции Черняховск./А.В. Теребихин. 2008.
6. Инструкция по охране труда для составителей поездов: ИОТ-ДС-1008−003−2007;18с.
7. Аветикян М. А. Инструкция составителю поездов и помощнику составителя поездов./М.А. АветикянМ., 2002. — 15с.
.ur